Что такое слушание и говорение 2 класс это
Виды речевой деятельности
Речевая деятельность
Описание
Речевая деятельность является сформированным навыком, объединяющим в своём понятии письмо, речь и чтение. Это умение служит человеку на протяжении всей жизни и позволяет ему:
Само понятие пришло в русский язык из иностранных языков и включает в себя целый комплекс навыков и умений:
Только сформированность всех 4-х видов навыков позволяет говорить о полной речевой деятельности у конкретного индивида. И только полное овладение ними, позволяет человеку ввести не только успешное речевое общение, но и полноценную жизнь.
Говорение
Описание
Говорение – это произношение звуков, которые составляют слова, предложения и полностью оформленную речь, которая несёт в себе определённую информацию. Процесс развития и становления говорения проходит несколько стадий – от простых звуков, через слова и словосочетания, в сложно сконструированные предложения. Для того чтобы обычное говорение довести до состояния так называемого «красноречия», необходимо постоянное совершенствование навыка.
Широта кругозора позволяет вести разговор на разные темы. Информация черпается из разных источников – газеты, журналы, книги, электронные источники.
Слушание
Описание
Слушание не менее важный навык в коммуникации. Именно при помощи него может осуществляться взаимодействие между людьми. И если для освоения знаний достаточно уметь читать, то для того, чтобы коммуницировать с другими людьми, необходимо уметь слышать и преобразовывать услышанные звуки в определённую информацию.
Именно при слушании человек не только узнаёт о сказанном, но и придаёт ему ту эмоциональную окраску, которую хотел донести до него говорящий.
Письмо
Описание
Письмо – это навык, который приобретается после того, как ребёнок научается слышать и говорить. Несмотря на то что сейчас навык письма несколько теряет свои позиции, с внедрением в жизнь компьютерной техники, его важность от этого не становится меньше.
Дело в том, что многие когнитивные процессы напрямую связанные с владением навыком письма. Так, именно выписывание букв позволяет научиться мыслить образно, логично и связно. То есть в целом развивает интеллект.
Чтение
Описание
Этот навык речевой деятельности можно развить при помощи текстов разного жанра. Как правило, они имеют ориентацию на личность или коммуникативный подтекст. Чтение играет ключевую роль в жизни человека, так как служит источником знаний и способом их сохранить и передать будущим поколениям.
В зависимости от формы выражения
Описание
Становление коммуникативных и речевых навыков осуществляются в определённой последовательности. Сначала ребёнок учится слышать, затем говорить и только потом, читать и писать. Иногда два последних навыка начинают развивать параллельно. Но всё же чаще, сначала ребёнок учится читать и лишь затем писать. Это обусловлено тем, что чтение развивает речь. А именно речевые навыки и отточенность этой части умений позволяет развить интеллект в общем.
По форме выражения речи можно провести деление на две основные категории: речь устную и письменную. Несмотря на их кажущуюся общность, между ними всё же есть коренные различия.
Устные
Это звучание, произношение речи – та основа и первичная составляющая, на которых базируется само существование языка. Основное преимущество устной речи заключается в том, что таким способом осуществляется мгновенная передача информации.
Если говорить о коммуникации, то при устной речи два или более человек, в преобладающем большинстве случаев видят друг друга (кроме телефонных разговоров). Также, стоит учитывать, что при устной речи осуществляется передача информации через слуховой канал. Поэтому, устная речь выполняет связь между частями мозга, отвечающими за слуховое восприятие и звуковую передачу информации.
Письменная речь
При письменной речи человек расшифровывает или, наоборот, кодирует буквенными символами определённую информацию. Эта составляющая является вторичным навыком. Он сформировался позже всех остальных форм существования языка. Чаще всего письменной речи противопоставляется устная.
Основным её преимуществом является то, что она делает общение фиксированным, точным и строго определённым. К тому же способна связать людей через расстояние и время. Письменная речь является основой официального общения и коммуникации в научном и техническом мире.
Если сравнивать 2 вида, то становится очевидным, что письменная отличается большей точностью, в отличие от устной.
В зависимости от того, порождает ли человек речь или воспринимает её
Описание
Каждый человек может либо порождать звуки, либо их воспринимать. Как правило, это процесс взаимный и происходит одновременно. Ведь каждый, кто говорит, слушает сам себя. И если, для формирования строя речи и той информации, которая посылается с ней, используются умственные способности и определённая зона головного мозга, а не слуховой канал. То для регулирования интонации и вкладывания эмоций и чувств в устную речь, требуется обязательное участие слуха.
Тоже происходит с письмом и чтением. Человек, который пишет, сразу прочитывает написанное собственной рукой. Поэтому, несмотря на разделение на продуктивные и рецептивные виды речи, эта граница условна.
Продуктивные виды
К продуктивным видам относится говорение и письмо. То есть, когда человек активно производит речь в устном или письменном виде. Так, при помощи речевого аппарата или моторных навыков, порождается информация в виде устного источника либо письменного.
Рецептивные виды
К этому типу относятся аудирование и чтение. Человек не производит, а, наоборот, потребляет информацию. Это условное «потребление», может происходить путём слушания речи или её чтения. Тут также можно разделить поток информации, но слуховой и моторный.
Таким образом, основное отличие между двумя этими видами речевой деятельности заключается в том, что продуктивный вид – это звуковое или графическое кодирование информации. Тогда как рецептивный вид речевой деятельности – это дешифровка или раскодирование визуальной или аудиальной информации.
В зависимости от количества участников
Описание
Рассматривая речевые навыки и ту деятельность, которую ведёт при помощи речи каждый индивид, можно классифицировать основной навык человека в зависимости от количества его участников. Она может выражаться в виде монолога или диалога.
Монологическая речь
В этом случае человек ведёт беседу с самим собой. Это может происходить во время определённых профессиональных видов деятельности – лекторы, преподаватели, руководители, ставящие задачи своими подопечными и прочие варианты профессий и ситуаций.
Монологическая речь может быть реализована при помощи речи или письма. Так, лектор, который преподаёт предмет, ведёт устный монолог. А если человек ведёт дневник, то это является письменным монологом.
Диалогическая речь
В этом случае, в процессе принимают участие как минимум два человека или более. И, как и в предыдущем варианте, диалог может быть устным или письменным.
Пример устного диалога – разговор между двумя и более людьми, в котором каждый участник принимает активную роль. Пример письменного диалога – это письма, как в бумажном мире, так и составляемые при помощи электронных средств и передаваемые через интернет.
Исходя из вышесказанного и приведённой классификации, можно сделать вывод, что навыки чтения, говорения, письма и слушания не одинаково развиты у разных людей. То, насколько качественно они сформированы у индивидуума, влияет на все его когнитивные способности. А это, в свою очередь, даёт возможность реализовать себя в профессиональной сфере и приобрести широкий круг друзей.
Виды речевой деятельности
Указанные четыре вида речевой деятельности составляют основу процесса речевой коммуникации. От того, насколько у юриста сформированы навыки этих видов речевой деятельности, зависит эффективность профессионального общения. Кроме того, степень сформированности навыков речевой деятельности служит критерием оценки уровня владения языком и показателем общей культуры человека.
Как нам известно, коммуникативная ситуация является отправной точкой, побуждающей человека к речевому действию (например, к высказыванию). Примеры коммуникативных ситуаций в речевой практике юриста: необходимость задать вопрос доверителю, дать письменное заключение по правовой проблеме, составить документ, быть участником переговорного процесса). Коммуникативная ситуация порождает намерение (мотив) высказывания, который перерастает в потребность совершения этого действия. В реализации речевого действия выделяются следующие этапы.
1. Подготовка высказывания. На этом этапе происходит осознание мотивов, потребностей, целей, осуществляется вероятностное прогнозирование результатов высказывания на основе прошлого опыта и на основе учета обстановки. У развитого в речевом отношении человека, с быстрыми реакциями, эти подготовительные решения протекают с большой скоростью на подсознательном уровне. Завершается этап созданием внутреннего плана высказывания с различной степенью обобщенности или конкретности. Успех речевого действия зависит от того, насколько активно знание языка, насколько сформированы у человека речевые навыки и умения.
2. Структурирование высказывания. Говорящий (пишущий) осуществляет выбор слов, располагает их в нужной последовательности. Предполагается, что выбор слов в памяти осуществляется методом проб и ошибок, путем отбрасывания слов, которые недостаточно точно выражают намеченное содержание. Все это происходит во внутреннем плане. В оперативной речевой памяти человека слова сохраняются не разрозненно, а в систематизированном виде, например в виде тематических блоков, что ускоряет и облегчает выбор нужного слова. Прослеживается тенденция повторного употребления слов, которые неоднократно использовались. У говорящего в выборе слов определенную роль играют также словесные ассоциации, которые образуются на основе предшествующего опыта.
3. Переход к внешней речи. На этом важном этапе происходит переход от внутренней речи к внешней. Осуществляется звуковое или графическое оформление высказывания. Результат речевого действия говорящего можно оценить по тому, как у человека отсутствует навык его воспринимают слушающие, то есть по обратной связи. О недостаточно хорошем навыке речевой деятельности говорит труднопонимаемая, бессвязная речь.
Юристам приходится иметь дело со всеми видами речевой деятельности. Например, постановка вопросов перед свидетелями (говорение), составление протокола судебного заседания (письмо), допрос сторон (слушание), разбор материалов уголовного дела, анализ заключения эксперта (чтение).
Владение всеми видами речевой деятельности — важная составляющая профессиограммы юриста. Вот, например, что говорит профессор Н.И.Порубов, о председательствующем судье: «Многое при этом зависит от уровня культуры председательствующего, на которого законом возложена обязанность обеспечения воспитательного воздействия процесса. Председательствующему мало соблюдать процессуальные законы — он должен в совершенстве знать материалы дела, уметь правильно применять законы, обладать способностью быстро ориентироваться во всем, что происходит в судебном заседании, точно и своевременно оценивать происходящее. Только наличие этих качеств и умелое их применение на практике могут свидетельствовать о культуре судьи, о широте его кругозора»[40].
Профессиональная коммуникация осуществляется в форме письменной и устной речи. Подчеркнем еще раз ряд важных моментов. Эффективное получение информации относится как к устной, так и к письменной речи и зависит от уровня владения навыками чтения и слушания. Эффективная передача информации (в письменной и устной формах) предполагает владение навыками письма и говорения. Достижение поставленной цели путем убеждения собеседника предполагает знание основных риторических приемов (как в устной, так и в письменной речи), а также владение речевыми тактиками убеждения и побуждения. Получение дополнительной информации о собеседнике возможно на основе общих знаний о современном русском языке (чтобы определить уровень социально-культурного развития человека, его социальную принадлежность), умения различать оттенки интонации и голоса собеседника (чтобы оценить его эмоциональное состояние), умения интерпретировать содержание его высказываний и понять возможный подтекст. Эффективная речевая деятельность юриста предполагает владение основами культуры речи (письменной в том числе), что включает в себя знание норм языка, этикетных правил и умение «исполнить» свою речь в соответствии с ситуацией общения, продемонстрировав свои положительные качества и профессиональные умения.
Вопрос. Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение.
Вопрос
3.Русский национальный язык и его подсистемы.
Национальный язык— социально-историческая категория, которая обозначает язык, являющийся средством общения нации, выступающий в двух формах: устной и письменной.
Национальный язык формируется в период становления нации, развития ее народности.
Русский национальный язык принадлежит к славянской группе индоевропейских языков. В этой группе выделяют 3 подгруппы: восточнославянские ( русский, белорусский, украинский), западно- (чешский, польский, словацкий) и южно- (болгарский, сербский, старославянский ( мертвый)).
Русский нац. язык начинает складываться в 17веке в связи с развитием капиталистических отношений и перерастанием русской народности в нацию. Основу русский нац. язык позаимствовал у северновеликорусского и южновеликорусского говоров. Москва, находившаяся на стыке севера юга, стала центром этого процесса. Именно Московское деловое просторечие оказало влияние на развитие общенародного языка.
4.Литературный язык как высшая форма национального языка.
Литературный язык является высшей формой национального языка. Лит-ый язык обслуживает разные сферы человеческой деятельности: политику, культуру, словесное искусство, образование, законодательство, официально-деловое общение, бытовое общение, межнациональное общение, печать, радио, тв.
Признаки лит-ого языка: обработанность, устойчивость( стабильность) ;обязательность для всех носителей языка; нормированность; наличие функциональных стилей. Русский лит-ый язык существует в двух формах: устной и письменной.
Между лит-ым языком и нелит-ым разновидностями русского языка происходит постоянное взаимодействие. Ярче это обнаруживается в сфере разговорной речи.
Вопрос
Гойхман в учебнике «Речевая коммуникация» под речью понимает один из видов коммуникативной деятельности человека, когда язык используется как средство общения, под речью также пони мается продукт этой речи.
— имеет уровневую организацию и вертикальное устройство
Доклад на тему «Развитие навыков речевой деятельности: слушания, говорения, чтения в 1, 2 классе»
Тема: «Развитие навыков речевой деятельности: слушания, говорения, чтения в 1,2 классе»
Учитель: Шнайдер Елена Анатольевна
В основе содержания учебной программы лежит коммуникативный подход, направленный на развитие четырех навыков речевой деятельности: слушания, говорения, чтения и письма. Для формирования коммуникативных умений учащихся каждый урок должен быть организован как урок развития речи, на котором учащиеся слушают и читают различные тексты, рассуждают, анализируют, пишут. Учащиеся коллективно обсуждают, ищут и используют информацию для решения познавательных задач, самостоятельно ищут пути решения учебной проблемы.
Качество уроков находится в прямой зависимости от того, насколько умело организованы устные и письменные задания, как продумана взаимосвязь устной и письменной речи учащихся, созданы ли условия для преодоления учениками трудностей, возникающих при переходе от мысли к речи, от речи к мысли.
Восприятие – это творческий процесс, начинающийся с эмоциональной реакции на произведение. Чтобы ребенок пережил эту стадию, необходимо настроить ребёнка на слушание. Это может быть пересказ интересного отрывка из произведения; выразительное чтение отрывка из стихотворения, инсценирование занимательного сюжета из сказки – всё, что может заинтересовать ребёнка..
Таким образом, работа над слушанием предполагает :
— понимание лексического значения слов
— сравнение информации с имеющимся жизненным опытом
— выделение важных событий
— умение делать вывод
— уметь вести диалог
На уроках использую следующие задания:
После прослушивания текста продолжить историю. (Например, обучение грамоте 1 класс «Жаба и Жук».
Ученики учатся прогнозировать, развивается воображение, речь.
Говорение же – процесс, обратный слушанию. Говорящий произносит отдельные реплики, предложения, связывая их по смыслу.
Чем больше знает слов ребёнок, тем точнее, ярче, образнее он выражает свою мысль. Обогащение каждого из нас новыми словами происходит в течение всей жизни, но особенно важно пополнить словарный запас школьника, уже сознательно воспринимающего обьективную действительность.
.Формированию речевых умений и навыков, развитию речевой культуры и языкового чутья способствуют умения :
1. ознакомление с нормами языка и уместное применять их в речи;
2. совершенствование и развитие речевой деятельности на всех уровнях языка: фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом;
3. умение выражать свои мысли, знания, чувства в развёрнутых письменных высказываниях. (сочинениях)
В процессе говорения, слушания формируются информационная, речемыслительная и коммуникативная культура детей.
На уроках использую задания, которые позволяют проверить знание и понимание детьми слов, начинающихся на букву а . Почти все слова на эту букву заимствованные, поэтому первоклассники смогут назвать лишь те, которые активно употребляются в их речи. На уроке встретятся и новые для детей слова, позволяющие обогатить их словарный запас. Объяснение значений слов, разграничение чем-то похожих (пр. апельсин- мандарин) уточнит представление детей о том или ином предмете.
Ролевая игра. Учащиеся распределяют роли и озвучивают персонажей согласно темпераменту, характеру. (Например, сказка «Теремок» обуч.гр. 1 кл.). Детям даётся задание подумать о поведении Колобка. Правильно ли он себя ведет? Почему нельзя себя так вести? Почему нельзя убегать из дома без разрешения родителей? Почему нельзя гулять одному? Предлагаю придумать продолжение сказки. Ученики рассказывают сказку от имени одного из персонажей
Пересказ текста с изменением лица или от имени другого персонажа (например, сказку «Красная шапочка» от имени девочки, от имени бабушки, от имени волка. Или сказку Девочка и три медведя от имени девочки, от имени медведицы и маленького медвежонка.) Этот вид работы позволяет ученику посмотреть на ситуацию с позиции другого героя.
Подготовка и проведение интервью. (Например, 1 кл. обуч.гр. Раздел «Моя школа» Тема : Я- Школьник. Задание: Возьми интервью у своего соседа. Составь небольшой текст- интервью при помощи рисунка или схемы. Цель задания: самостоятельно продумать вопрос для героя или героини интервью. Это задание хорошо выполнять в паре.
При планировании уроков обязательно учитываю принцип занимательности, помогающий возбудить у учащихся непосредственный интерес к предмету, вызвать стремление к получению знаний. Задания носят, как правило, проблемный характер.
Во 2 классе часто применяю работу с пословицами
— Догадайтесь, о чём пойдёт речь на уроке?
Составьте пословицу и
объясните её смысл. (Работа в группах)
1) Без, не, вынешь, из, пруда, труда, рыбку
2) Слово, злое, доброе, калечит, лечит, а.
Группы составляют пословицы:
1) Без труда, не вынешь рыбку из пруда.
2) Доброе слово лечит, а злое калечит.
— Чему учат эти слова?
Какова тема занятия? (Добро и зло)
В 1 классе регулярно провожу работу со скороговорками. (Например,обуч. гр. «Сказать сначало медленно, потом быстро. Затем тихо и громко.»)
Составь предложения по картинкам:
(Например, позн.мира 1 кл.Тема: «Дом, в котором я живу» Мальчик не может найти свой портфель. Обьясни, почему.) Дети рассказывают, что нужно соблюдать чистоту надо не только в классе, но и к своей комнате.
Чтение – один из видов речевой деятельности, неразрывно связанный с говорением, письмом и слушанием. Важно пробудить у ребёнка интерес к чтению, а интерес к чтению возникнет в том случае, когда ребёнок свободно овладеет осознанным чтением. Помочь этому могут специальные упражнения:
на развитие чёткости произношения;
развитие гибкости и скорости чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст
-Первичное чтение текста.
-Чтение текста «с карандашом»
-Составление плана текста (для пересказа)
-Поиск пропущенных слов
-Выявление первичного восприятия (например, с помощью беседы).
-Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
-Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
-Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
-Беседа по содержанию текста.
-Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
В итоге использования данных заданий:
— расширяется словарный запас;
— преодоление страха публичного выступления;
— развитие коммуникативных навыков: разговорной речи, восприятия на слух, чтения, письма, аналитической переработки информации;
На уроках я использую стратегии активного обучения:
Составление постеров, кластеров, синквейнов
Кластер «гроздь» применяю на уроках естествознания, познания. (Например, 2 кл. познание : «Как древние люди перешли к производящему хозяйству»)
3.Веселиться, праздновать, участвовать
4.Наступил праздник «Новый год»
Ученики под руководством учителя сравнивают понятия
На этапе рефлексии: «Ладонь-Кулак», «Градусник», «Скалолаз», «Лестница успеха», «Шкала трудности», «Звезда и пожелание», «Светофор» и др.
Использование на уроках стратегий активного обучения дает хорошие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, повышает интерес к предмету.
Развитие речи в начальной школе: чтение, письмо, слушание и говорение
Что делать, чтобы дети писали с удовольствием? 3 шага для учителя
«Мы хотим научить детей рисовать, изображать словами. Поэтому необходимо создавать благоприятные условия для того чтобы дети начинали писать».
«Важно помнить, что на уроках должна быть взаимосвязь 4 видов работы: чтения, письма, слушания и говорения. Нужно гармонично выстраивать урок без кренов в какую-либо сторону».
Сочинение и изложение — основные средства развития связной речи младшего школьника.
Изложение — это воссоздание исходного текста через прогнозирование или восстановление.
Пример исходного текста:
(Ю. Коваль «По лесной дороге»)
Можно давать ребенку слова для выбора, но впоследствии лучше от этой практики отходить.
1) здание, село, поле, лужайку;
2) полянкой, поселок, окраина, остров;
3) чернели, бродили, гуляет, смеркались;
4) лесные, горные, сосновую, озёрные.
Алгоритм работы с текстом:
Пересказ и смысловое чтение
Преодолеть механическое чтение, научить вдумчиво относиться к содержанию произведений во многом помогают
различные виды пересказов:
Сочинение
«Школьное сочинение представляет собой результат продуктивной речевой деятельности и является, с одной стороны, предметом обучения, а с другой — средством достижения конечной цели: формирования коммуникативно-речевых умений. Оно позволяет одновременно решать задачи обучения, развития и воспитания современных школьников».
Развитию образного мышления, умению рассуждать логически, чётко и кратко, а также выразительно оформлять речевое высказывание помогут такие виды работ, как:
Полную запись вебинара можно посмотреть здесь.