Что такое слуцкие пояса

Слуцкие пояса

Что такое слуцкие пояса. Смотреть фото Что такое слуцкие пояса. Смотреть картинку Что такое слуцкие пояса. Картинка про Что такое слуцкие пояса. Фото Что такое слуцкие пояса

Знаменитые слуцкие пояса – одна из национальных реликвий белорусов, прекрасный образец декоративно-прикладного искусства, ставший не только историческим культурным символом, но и современным брендом Беларуси.

Слуцкие пояса: история национального символа

Длинные широкие пояса с красивым рисунком и сложным плетением из драгоценных нитей получили распространение на белорусских землях еще в XVI–XVII веках, чему способствовали предания о происхождении аристократии Речи Посполитой от древних воинственных племен сарматов.

Что такое слуцкие пояса. Смотреть фото Что такое слуцкие пояса. Смотреть картинку Что такое слуцкие пояса. Картинка про Что такое слуцкие пояса. Фото Что такое слуцкие поясаВ наряде магнатов пояс был символом принадлежности к элите, многовековых семейных традиций и, конечно, богатства. Дорогие пояса для шляхты привозили из восточных стран, но в ХVIII веке на белорусских землях сформировалось уникальное художественное явление – «слуцкий пояс».

Во времена расцвета в Слуцке работало до 55 ткачей (только мужчины!), столько же подмастерьев и прядильщиц. На 20-25 станках ежегодно выпускали около 200 поясов тончайшей работы.

Что такое слуцкие пояса. Смотреть фото Что такое слуцкие пояса. Смотреть картинку Что такое слуцкие пояса. Картинка про Что такое слуцкие пояса. Фото Что такое слуцкие поясаОчень скоро слуцкие пояса стали копировать на других мануфактурах: в белорусских Гродно, Слониме, Ружанах, Поставах, Кореличах, Шклове, польских Кобылках, Липкове, Кракове, Гданьске, французском Лионе, в Австрии…

Но даже несмотря на знак «Меня сделал Слуцк», это не были настоящие слуцкие пояса. Производство оригиналов на самой мануфактуре Радзивиллов продолжалось до середины ХІХ века.

Полагают, что сегодня в мире сохранилось около тысячи слуцких поясов. И почти все они находятся за пределами Беларуси: в музейных собраниях Польши (Варшава, Краков, Познань, Гданьск), Украины (Киев, Львов ), России (Москва, Санкт-Петербург), Литвы (Вильнюс, Каунас), в частных коллекциях.

Белорусские музеи хранят 11 слуцких поясов разных лет изготовления и разного состояния, а также многочисленные фрагменты.

Слуцкий пояс: особенности и секреты

Что такое слуцкие пояса. Смотреть фото Что такое слуцкие пояса. Смотреть картинку Что такое слуцкие пояса. Картинка про Что такое слуцкие пояса. Фото Что такое слуцкие поясаКлассический слуцкий пояс – это роскошная длинная (до 3,5-4 м) ткань шириной 35-40 см, которую, складывая вдвое или скручивая, повязывали поверх шляхетского костюма (кунтуша).

Шикарный аксессуар мог быть одно-, двух-, трех-, четырехлицевым. Каждая из сторон использовалась в зависимости от колорита наряда и ситуации. Например, на праздник пояс повязывали наружу золотой, красной частью; в траур использовалась черная сторона; в повседневной жизни – зеленая и серая.

По композиции слуцкий пояс разделен на три части : два прямоугольных завершения («головы») и основная часть («середник»).

На «головах» ткали узоры цветов, переплетенных стеблей с листьями, веток дерева, медальоны разнообразной формы. Основная часть состояла из поперечных однотонных полос или полос с орнаментом. Иногда здесь появлялся «лусковой» (похожий на рыбью чешую) рисунок или узор «в горошек».

Слуцкий пояс ткали из натуральных шелковых нитей: обычных и обкрученных тончайшей золотой или серебряной проволокой. Такой драгоценный аксессуар назывался «литым», ведь после прокатывания чуть шершавого пояса через специальный вал появлялись необычайная гладкость и роскошный блеск.

На каждом поясе слуцкие мастера ставили особые метки : во времена Речи Посполитой – на латинице, позже на кириллице: «SLUCK», «SLUCIAE», «SLUCIAE FECIT», «MEFECIT SLUCIAE» («Меня сделал Слуцк»), «ВЪ ГРАДЪ СЛУЦКЪ»…

Современные слуцкие пояса

Что такое слуцкие пояса. Смотреть фото Что такое слуцкие пояса. Смотреть картинку Что такое слуцкие пояса. Картинка про Что такое слуцкие пояса. Фото Что такое слуцкие поясаПо поручению Президента в Беларуси была утверждена Государственная программа возрождения технологий и традиций производства Слуцких поясов и развития производства национальной сувенирной продукции «Слуцкие пояса» на 2012-2015 годы.

Интересные факты о слуцких поясах

Знаменитое стихотворение «Слуцкие ткачихи» классика белорусской литературы Максима Богдановича рассказывает о крепостных девушках, которые вместо персидского узора ткали «цвяток радзімы васілька». Однако лирическая история – художественный вымысел, ведь ткать пояса имели право только мужчины – искусные мастера, труд которых хорошо оплачивался.

Источник

Слуцкие пояса: возрождение

Часть I: И золотые, и серебряные

…КОГДА-ТО о них мечтали тысячи мужчин, а могли купить лишь богатые и, как бы сказали в наше время, знаменитые. Затем их стали подделывать сотнями, ведь если на изделии стоял товарный знак «В граде Слуцке» или «Слуцк», то прибыль можно было получить колоссальную. Потом их сжигали ради получения золота. Позже уцелевшие образцы реликвии передавались из поколения в поколение. В наши дни — это не просто музейный экспонат, а настоящий белорусский символ.

История слуцких поясов тянется уже три столетия. За это время она в буквальном смысле «обросла» сотнями домыслов и предположений. А корреспондент «СГ» решила проверить и, чтобы правду отличить от вымысла, обратилась к заведующему отделом древнебелорусской культуры Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси Борису ЛАЗУКЕ.

Искусствовед Борис ЛАЗУКО показывает фотокопию пояса.

МИФ ПЕРВЫЙ

Прославиться должны были несвижские

Идея производить пояса на белорусских землях родилась, как это часто бывает, из практической необходимости. Без широкого шелкового пояса тогда, в XVIII веке, не представляли шляхетский костюм. Купцы то и дело привозили пояса из стран Азии и продавали их втридорога. Это и подтолкнуло перейти к импортозамещению и наладить собственное производство.

— Радзивиллы не бросались деньгами на ветер, — рассказывает Борис Андреевич. — Например, у одного из них как-то спросили, почему не использует фарфоровую посуду. Представитель знатного рода ответил, что серебряное блюдо ни за что не разобьется, а вот попробуй фарфоровую чашку со стола уронить. Так он ушел от неловкого вопроса. Не покупали фарфор лишь потому, что он был в разы дороже, а Радзивиллы экономили каждую копейку.

Первую персиарню (так назывались мануфактуры, в которых производили пояса) на территории нашей страны построили в Несвиже.

Из Несвижа двух мастеров отправили на обучение в Станислав, нынче украинский город Ивано-Франковск. Потом возникла идея пригласить оттуда мастера, который бы научил белорусских ткачей изготавливать пояса. Это было удобнее, чем отправлять на обучение. Приглашенным мастером стал Ян Маджарский.

Малоизвестный факт: оказывается, первоначально Ян Маджарский приехал вовсе не в Слуцк. Работать он начал на несвижской мануфактуре, но там наладить производство не удалось, и заграничный мастер сбежал…

Как из Несвижа писали Радзивиллу, мастер Перс сбежал, потому что скучал по семье. В ответ было приказано любыми способами, уговорами или угрозами, вернуть Маджарского.

Мастера вернули, а производство перенесли в Слуцк, где еще до этого была построена ткацкая мануфактура. На ее основе в 1757-м и появилась Слуцкая персиарня… Когда переносили производство в другой город, Радзивиллы получили письмо. В нем говорилось, что все доставлено, прибыл в Слуцк и заграничный мастер, за которым «пристальный надзор нужен, чтобы он не пил и не крал, как это было в Несвиже».

Впрочем, в Слуцке Яну Маджарскому удалось наладить производство, где и стали появляться знаменитые пояса. Он даже через время получил мануфактуру в аренду и уже не считается подчиненным Радзивиллов. Называют же его не иначе как «ваша мость», то есть ваша милость, и «пан Ян». Так обращались только к очень уважаемым людям.

МИФ ВТОРОЙ

Слуцкая мануфактура создана на контрабанде

Как бы странно это ни звучало, но если бы не различные махинации, то знаменитые слуцкие пояса могли и вовсе не появиться. До создания собственной мануфактуры по производству поясов их привозили из-за границы — Турции, Афганистана, Сирии, Персии. Конечно, технологии производства находились под строжайшим секретом. Товар-то дорогой. Станки для мануфактур были «невыездными». Под страхом смертной казни держали всех купцов, чтобы те даже не изъявляли желания продать оборудование «соседям».

— В одном из писем для Радзивиллов говорится, что в княжество приехал купец и привез с собой изобретение, которое «даст прыбытак дзяржаве і славу». Речь идет о так называемых магелах. Дело в том, что золотая нить, которая использовалась для производства поясов, придавала изделию матовость. А тогда ценился блеск. Так что пояс нужно было дополнительно «разгладить» на специальном оборудовании через валы, которые были полыми. В них помещали раскаленные металлические стержни. Через эти валики пропускали пояс, который из-за температуры разглаживался, а золотая нить сплющивалась. Появлялся блеск, и пояс приобретал товарный вид, — поясняет Борис Лазуко.

Секретное оборудование постепенно «просочилось» и на Слуцкие земли. Кстати, с поясом после покупки было немало хлопот. Хранили его как обычное полотенце — в сложенном виде. Перед тем как надеть, следовало разгладить. Утюгов не было, а тончайшая нить требовала деликатного обращения. Придумали оригинальный способ: на пояс клали стеклянные шарики, брали изделие с двух концов и качали из стороны в сторону. Понятно, что такой способ разглаживания отнимал немало времени.

Даже сейчас на настоящем слуцком поясе можно рассмотреть каждую нить.

МИФ ТРЕТИЙ

Производили раритеты не ткачихи, а ткачи

Всем знакомы еще со школы строки: «I цягам доўгiе часiны, дзявочые забыўшы сны, свае шырокiя тканiны на лад персiдскi ткуць яны». Что ж, достоверность стихотворения Максима Богдановича то и дело ставится под сомнение. Мол, в то время ткать пояса могли исключительно мужчины, а женщины даже прикоснуться к изделию не могли. Все списывали на фантазию автора. Впрочем, есть сведения, что представительницы прекрасного пола все же участвовали в создании слуцких поясов.

— В том же письме, которое получил Радзивилл, когда производство из Несвижа переносилось в Слуцк, говорится, что привезли мастеров и «мурынок». Вероятнее всего, «мурынкі» — это мастерицы. Дальше был отдан приказ «вучыць усіх ткацкаму майстэрству». Значит, девчат тоже обучали, — рассуждает Борис Андреевич.

В записях Леона Маджарского (сын пана Яна, который управлял мануфактурой после отца) и протоколах визитаций, которые сохранились до нашего времени, действительно упоминаются фамилии лишь мужчин-ткачей. Вероятнее всего, это породило всеобщее мнение о том, что ткачих в то время не было.

— По тем правилам, возможно, нельзя было упоминать фамилии женщин в документах, — считает Борис Лазуко. — Но давайте поразмыслим логически: сложно было бы на производстве поясов без женщин. Из тончайшего шелка нужно было сделать ниточку. Да не просто сделать, а чтобы она, как говорят, была «золотной». То есть пучок тончайших волокон шелка нужно было обкрутить металлической проволочкой, толщина которой измерялась буквально микронами! Сомнительно, что такую работу выполняли мужчины.

Кроме прядильщиц, были известны и женщины-ткачихи. Например, одна из них — Анна Кулаковская. Правда, работала она в то время не в Слуцке, а на Кореличской мануфактуре гобеленов.

— Так что достоверно утверждать, что женщины не приложили руку к созданию слуцких поясов, нельзя. А по поводу рассуждений о том, что девушки и вовсе прикасаться не могли к поясу, могу сказать одно. Вот сегодня, когда на даме одето золотое украшение, неужели оно темнеет? Неужели с золотом что-то происходит? Просто раньше пояс был исключительно элементом костюма мужчин, а все разговоры о том, что нельзя прикасаться, — обыкновенные домыслы…

МИФ ЧЕТВЕРТЫЙ

В одном изделии было около 800 граммов ценного металла

Слуцкая персиарня, как и любое производство, переживало и взлеты, и падения. В годы расцвета трудились на ней более 50 ткачей, столько же челядников, или помощников-подмастерьев и прядильщиц. Работа велась на 25 ткацких станках. Каждый год выпускалось около 200 поясов. Стоимость изделия могла достигать тысячи злотых. Для сравнения: это примерно годовой оклад офицера армии того времени.

При производстве нитей для пояса нередко использовалось золото или серебро. В каком количестве? Сегодня высказываются самые смелые догадки. Например, если опираться на сведения многочисленных статей в Интернете, то около 700—800 граммов!

— Это самое популярное заблуждение, — улыбается Борис Андреевич. — Возьмите почти килограмм любой цепи и обмотайте себя, долго ли так проходите? Раньше жили такие же обыкновенные люди, как и мы с вами. Понятно, что никто бы не таскал на себе такой пояс. На самом деле, золота и серебра использовалось, в зависимости от длины изделия, примерно от 60 до 200 граммов.

Кстати, о размерах. Слуцкие пояса отличались между собой не только по рисунку, но и по ширине и длине. Общепринятого размера не было — для кого-то ткали трехметровый пояс, для кого-то четырехметровый. Проведенное Борисом Андреевичем исследование все же показало, что определенная система при создании пояса была, ведь ширина изделия всегда в десять раз меньше, чем длина.

МИФ ПЯТЫЙ

Сжигали в погоне за добычей

Слуцких поясов, которые создавались почти столетие, сохранилось достаточно много — около тысячи. Но, увы, большинство из них находится сегодня не в Беларуси, а в России, Украине, Литве, Польше. В белорусских музеях хранится всего 13 поясов. Причем два из них появились только в этом году. Первый пояс приобрел у частника областной музей в Молодечно, а второй за 90 тысяч долларов купил Слуцкий музей.

— Не стоит забывать и о том, что из слуцких поясов шили предметы литургического предназначения, поэтому многие из них сохранились лишь фрагментарно. К примеру, в Музее древнебелорусской культуры Национальной академии наук сегодня хранятся два целых пояса и около пятидесяти фрагментов.

Поясов могло сохраниться и больше, ведь уже в XIX веке их стали коллекционировать как произведения декоративно-прикладного искусства. Но в то же время большое их количество было сожжено для получения золота. Делалось это, правда, не из-за погони за драгметаллом, ведь сам пояс стоил дороже, чем то золото, которое можно было из него получить. Золото добывали лишь из поясов, которые были слишком потрепанными и могли «развалиться» в одночасье. Хотели так получить хоть какую-то выгоду…

СЕГОДНЯ на предприятии «Слуцкие пояса», которое находится на родине реликвии в Слуцке, производят точные копии знаменитых поясов, первая из которых в апреле этого года была передана главе государства. Впрочем, о том, как удалось восстановить производство одного из белорусских символов, во втором письме.

Наталья БОРИСОВЕЦ, «СГ»
Фото автора

Источник

Как делают Слуцкие пояса

Чтобы познакомится с поясами и посмотреть как сейчас возраждается старинное производство солнечным мартовским днем 2015 года мы отправились из Бобруйска в районный центр Слуцк. Ровная лента шоссе неспешно извивалась между лесами и полями. Весенние пейзажи радовали глаз

Здесь мы остановились, чтобы снять усадьбу на которой было размещено свыше десятка скворечников. Пока снимали, нас обогнала лошадь

Где-то рядом с шоссе нам попался Т-34-85 на постаменте
Что такое слуцкие пояса. Смотреть фото Что такое слуцкие пояса. Смотреть картинку Что такое слуцкие пояса. Картинка про Что такое слуцкие пояса. Фото Что такое слуцкие пояса

А это настоящая Апиева дорога на подъезде к Слуцку

Напротив обустроенная набережная реки Случ
Что такое слуцкие пояса. Смотреть фото Что такое слуцкие пояса. Смотреть картинку Что такое слуцкие пояса. Картинка про Что такое слуцкие пояса. Фото Что такое слуцкие пояса

Ротонда на набережной Случа
Что такое слуцкие пояса. Смотреть фото Что такое слуцкие пояса. Смотреть картинку Что такое слуцкие пояса. Картинка про Что такое слуцкие пояса. Фото Что такое слуцкие пояса

Отправляемся в производственно-культурный центр

У входа нас встречает скульптура ткача с поясом в руках. По традии пояса изготовляли мужчины. Счаталось, что золотое и серебряное шитье тускнело от женских рук

Вот сколько здесь всего много. В производственно-культурный комплекс «Слуцкие пояса» входят: Музей истории слуцких поясов, кафе «Старый город» и сувенирная лавка.
Нам очень повезло, одновременно с нами прибыла экскурсия школьников и мы практически сразу отправились с ней на производство, а музей посмотрели потом. Даже билеты нам добрые беларусы продали после того, как мы сходили на экскурсию.

В 2012 году Советом Министров Республики Беларусь утверждена Государственная программа возрождения технологий и традиций изготовления Слуцких поясов и развития производства национальной сувенирной продукции «Слуцкие пояса» на 2012-2015 годы, которую поручено реализовать на РУП «Слуцкие пояса».
В рамках Реализации программы и модернизации производства предприятием закончена реконструкция производственного корпуса по улице М. Богдановича (как раз здесь мы и находимся).

Мы не ошиблись, что приехали на предприятие именно в год окончания государственной программы. Можно посмотреть на некоторые итоги и результаты реализации гопрограмм в Беларуси.
У проходной производственных помещений с торца здания. Здесь все серьезно. Солидные доски над входом сообщают нам, что РУП «Слуцкие пояса» входит в РПТО «Белхудожпромыслы», а все это безобразие курирует Управление делами Президента Республики Беларусь. Это вам не хухры-мухры.

В новый швейно-ткацкий цех входит:
-Участок ручного ткачества.
-Участок вышивки.
-Участок по изготовлению мягких сувенирных игрушек.
-Швейный участок.
-Раскройный участок.
-Производственная лаборатория по разработке новых швейных и тканых изделий и изделий с вышивкой.
С целью изучения технологий и техник ткачества, сохранения народных традиций на предприятии действует и развивается участок ручного переборного ткачества. В 2012 году предприятием приобретено 9 станков ручного ткачества, трудоустроены и обучены на предприятии 12 ткачих. Это позволило увеличить выпуск сувенирной продукции, расширить ассортимент изделий народно-хозяйственных промыслов. На ручных ткацких станках производятся комплекты салфеток, рушники, пояса, куклы сувенирные, сувениры, сумки, костюмы сценические, покрывала, закладки, комплекты столовые, салфетки, скатерти, накидки. Источник

Поднимаемся на самый верхний этаж и заходим на участок ручного ткачества. Участок представляет собой просторное производственное помещение в котором тремя рядами стоят около 15 ручных ткацких станков. Эдакая мануфактура XXI века.

Проходим между рядами станков и пытаемся разобраться как они работают

В разные станки заправлены разные нити, помню нам что-то рассказывали об их количестве, но вот что я уже забыл. Кажется на этих станках можно ткать полотна шириной в 1200-2020 нитей

Рядом с некоторыми станками лежит уже готовая продукция

Ремонтный эпизод. Если со станком случается что-то серьезное, то потом приходится вручную вдевать больше тысячи нитей. На это уходит более 8 часов

Эти станки используются для ткания широких полос материала, из которых потом можно пошить сувенирную продукцию или сразу использовать ввиде полотенец и скатертей. Это наверное единственный случай когда термин домотканная материя не подходит к такому типу ткани.

Слуцких поясов мы здесь не увидели. Я даже более вам скажу, нам так и не удалось посмотреть где и как их делают. Тут одно из двух. Либо по причине использования нитей из драгметаллов пояса ткут в специальном помещении, либо мы просто не попали на производственный цикл с поясами.

В цеху работала примерно половина станков, но шум стоял приличный
Что такое слуцкие пояса. Смотреть фото Что такое слуцкие пояса. Смотреть картинку Что такое слуцкие пояса. Картинка про Что такое слуцкие пояса. Фото Что такое слуцкие пояса

Практически все ткачихи стеснялись фотоаппарата и отказались позировать на камеру

Не помню как называются эти детали. Челноки? А внутри их шпули?

Технологическая таблица. Их нее можно понять какая продукция делается на этом станке. Посмотрите в нижнем правом углу. Пояса все-таки делают. Нам просто не повезло.

Очень непривычно видеть деревянный ткацкий станок в чистом, светлом современном помещении, а не в полутемном зале музея

При желании под руководством мастера можно попробовать самой сделать несколько операций на станке

Переходим в соседнее помещение. Здесь на маленьких и уже современных станках в ручную ткут неширокие полотна где-то в 600-800 нитей

А вот так выглядит ткацкий процесс на видео. Обратите внимание на шум в цеху и на то как проворно ткачихи управляются с различными подвижными деталями не запутываясь в многочисленных нитях

Если выглянуть из окна участка, то можно увидеть продовольственный магазин построенный на месте здания суда. Именно здесь в 1967 году произошла трагедия и погибли люди. Об этом я писал в 2013 году в конце своего поста о Слуцке

Спускаемся вниз к проходной и проходим мимо стендов с наглядной агитацией

Идем в производственно-культурный комплекс «Слуцкие пояса» купить задним числом билеты на экскурсию и посмотреть Музей истории слуцких поясов.
Сам музей встречает нас настоящим «пантеоном славы» поясов.
Слуцкий пояс — элемент мужского костюма Великого княжества Литовского. Считался признаком благородного происхождения и его наличие указывало на благосостояние владельца.

Первоначально пояса привозились с Востока — из Османской империи, Персии, поэтому их называли стамбульскими или персидскими. В 1758 году на территории Речи Посполитой была организована мануфактура с целью производства поясов. Назывались такие мануфактуры — «персиарни» (белор. персіярні), от места происхождения прототипа слуцкого пояса. Наиболее известной была Слуцкая мануфактура на территории современной Белоруссии, создателем которой был Михаил Казимир Радзивилл (1702—1762 годы), великий гетман Литовский.
В конце 1757 года в Слуцк был приглашён знаменитый турецкий мастер Ованес Маджаранц, армянин по национальности. Он некоторое время работал в Станиславе (Ивано-Франковск), затем в Несвиже. В Станиславе проходили обучение два слуцких художника — Ян Годовский и Томаш Хаецкий. В 1758 году Ованес Маджаранц заключает договор с Михаилом Казимиром Радзивиллом о создании «фабрики перской» для изготовления «пояса с золотом и шелком» с обязательным обучением «работе перской» местных умельцев.

Первоначально были приглашены мастера из Османской империи и Персии. Поэтому первые пояса делались с восточными узорами. Обучение ткача длилось не менее семи лет. Когда местными мастерами был освоен процесс изготовления поясов, то ими стали использоваться местные мотивы в узорах поясов — незабудки, васильки, ромашки, листья клена, дуба.
В Речи Посполитой имя Ованеса Маджаранца было переделано на местный манер — Ян Маджарский.
Его правнучка Елизавета является матерью Монюшко Станислава — знаменитого композитора и дирижера.
Сын Маджарского — Левон (Лявон) на рубеже 18-19 веков становится арендатором Слуцкой мануфактуры, где уже работали около 60 ткачей. Мастерство местных ткачей было настолько велико, что кунтушевые пояса, сделанные даже за пределами Слуцка, стали называть слуцкими.

Слуцкие пояса производились также в Несвиже, Варшаве, Кракове и других городах Речи Посполитой. Их производство было организовано и на московских и лионских фабриках. В Москве существовало около 20 шёлкоткаческих производств.
На территории современной Польши наиболее известные персиарни находились в Кобылке и Липкове под Варшавой, где изготовление поясов наладил Яков Пасхалис. Несколько производств находились в Кракове и Гданьске. Эти фабрики находились под большим влиянием Слуцкой мануфактуры.
Слуцкая мануфактура существовала до 1848 года, пережив третий раздел Речи Посполитой и польское восстание 1830 года. На территориях, вошедших в состав Российской империи, слуцкие пояса вышли из моды и стали применяться как элемент декорации в костёлах. В дальнейшем пояса стали предметом коллекционирования и включены в музейные экспозиции как образцы «древнебелорусского искусства».
Во второй половине XIX — начале XX века слуцкие пояса становятся предметом коллекционирования. Их собирают музеи и частные лица. Пояса стали изучаться как изделия художественного ткачества.

Технологии ткачества, которые использовались при производстве слуцких поясов, длительное время считались утерянными. В 2014 году в городе Слуцке начали машинное изготовление копий слуцких поясов. Также на предприятии был открыт Музей истории слуцкого пояса.

Сохранилось не так много подлинных слуцких поясов. Они имеются в коллекциях следующих музеев:
— Государственный исторический музей в Москве;
— Музей древней белорусской культуры Института искусствоведения, этнографии и фольклора им. К Крапивы[3];
— Российский этнографический музей в Санкт-Петербурге;
— Музей имени Ивана Луцкевича в Вильнюсе;
— Львовский музей этнографии и художественного промысла Института народоведения НАН Украины;
— Львовский исторический музей;
— Смоленский государственный музей-заповедник;
— Минский областной краеведческий музей города Молодечно[6];
— Историко-археологический музей в Гродно;
— Национальный музей в Варшаве;
— Белорусский национальный художественный музей;
— Слонимский краеведческий музей;
— Слуцкий краеведческий музей;
— Гродненский государственный историко-археологический музей;
— Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж».

Интересно, что ни в Несвижском, Гродненском и Слуцком музеях поясов я не видел. Может просто не заметил? Мануфактура не моя стихия.
Небольшая инсталяция в зале музея позволяет перенестсь в атмосферу XVIII века

Интересно, что
Узоры для поясов разрабатывались не ткачами, а художниками.
При участии в праздниках пояс повязывался наружу золотой, красной частью пояса; при трауре использовалась чёрная сторона пояса; при повседневной носке, как правило, зелёная, серая.
На изготовление одного пояса уходило от 400 до 800 граммов золота.
Стоимость пояса составляла от 5 до 50 дукатов (один дукат равнялся 3 золотым рублям). Цена в злотых доходила до 1000, что приблизительно равнялось годовому доходу офицера армии Речи Посполитой.

Использованы материал Википедии

Реконструкция процесса изготовления пояса в условиях мануфактуры

А эта экспозиция рассказывает о традиционном народном ткачестве

Традиционные беларуские пояса так называемого слуцкого типа имеют много общего с атрибутом панского костюма

Этнграфическая экспозиция
Что такое слуцкие пояса. Смотреть фото Что такое слуцкие пояса. Смотреть картинку Что такое слуцкие пояса. Картинка про Что такое слуцкие пояса. Фото Что такое слуцкие пояса

И еще предметы ткацкого искусства

Покидаем музей и пытаемся протиснутся к сувенирному киоску.
Сувенирный киоск. Снять детально всю сувенирку не было никакой возможности из-за ребятишек, а пережидать не было времени. Практически все ребята покупали самые недорогие сувениры в виде закладок. Большие и хорошие вещи стоили дорого.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *