Что такое слыть 4 класс литературное чтение

Литературное чтение. 4 класс

Конспект урока

Литературное чтение, 4 класс.

Урок 3. А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Волхвы – у древних славян: жрецы, прорицатели будущего.

Кудесник – чародей, колдун.

Слыть – быть известным в качестве кого-нибудь.

Княже – вежливое обращение к князю.

Хозары – народ, живший некогда в южно – русских степях и нападавший на Древнюю Русь.

Броня – одежда из металлических пластинок или колец.

Перун – бог грома и молнии у древних славян.

Тризна – похоронный обряд у древних славян.

Лирическое произведение; отношение автора к герою; средства

художественной выразительности текста.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2016

Основное содержание урока:

Дело в том, что каждый человек, когда он строит какие-то планы, непременно опирается на свой опыт, вспоминает события из своей жизни или из жизни своих родителей. Это его личная память. Так же происходит и с любым народом. Лучше понять окружающий мир, объяснить многое из происходящего в нём помогает народу его память. Многие тысячи лет назад нашим предкам помогали сохранять в памяти прошлое устные сказания, предания, песни, былины, сказки. Всё то, что называют произведениями устного народного творчества. С появлением письменности сведения о самых важных событиях в жизни народа стали записывать в летописях. Записи делались из года в год, или, как раньше говорили на Руси, из лета в лето. Отсюда и название этих записей — летописи. Самые древние русские летописи не сохранились. Узнать, о чём в них рассказывалось, мы можем благодаря труду монахов-летописцев, которые не только писали о современных им исторических событиях, но и переписывали старые летописи. Благодаря им, мы узнали о героях живших на Руси.

Произведение, которое мы сегодня прочитаем, называется «И вспомнил Олег своего коня». Олег был русским князем, необыкновенно умным, смелым, предприимчивым. Он соединил в одно все враждующие княжества и перенес столицу государства из Новгорода в Киев и назвал Киев матерью городов русских. Кроме этой важной победы, Олег прославился еще покорением многих других племен славянских. Но всего этого было еще мало для Олега: он пошел далее — по знакомому варягам водному пути в Грецию, тем более что из Киева этот путь был уже не так далек; дошел до Царьграда, или Византии, навел на нее такой страх, что византийский император согласился заплатить русскому князю дорогой выкуп, состоящий из золота, шелковых тканей и греческих вин; одним словом,в 33 года правления Олега народ видел так много славных и счастливых дел его, что, дивясь им, назвал его вещим, то есть мудрыми прозорливым.

И вспомнил Олег коня своего

В лето 6420 (912). И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого когда-то поставил кормить и уже не садился на него. Ибо когда-то спрашивал он волхвов и кудесников: – От чего мне умереть? И сказал ему кудесник один:– Княже! Коня любишь и ездишь на нём, – от него тебе и умереть!

И запали слова эти в душу Олегу, и сказал он:

– Никогда не сяду на него и не увижу его больше. И повелел кормить коня и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока ходил на греков.

В – Как начинается летопись?

О – О том к каком году это происходило. По годам, мы можем определить век.

В – Где жил и правил Олег?

О – Олег жил в Киеве.

В- Как вы считаете, проявилась ли его мудрость в том, что он жил в мире с соседними странами?

В- Что напророчили князю Олегу волхвы?

О- Волхвы предсказали Олегу, что он умрет от его любимого коня.

В- Как поступил князь с конем?

О- Приказал кормить его, ухаживать за ним, но к нему не приводить.

В- Через какое время он вспомнил о своем коне?

О- Через четыре года.

В- Что ответил конюх на его вопрос, где его конь?

В- Почему Олег засмеялся?

О- Он решил, что волхвы сказали неправду «Конь умер, а я жив»

В- Что произошло, когда Олег поехал на место, где лежали кости коня?

О- Он ступил ногой на череп, оттуда выползла змея и ужалила князя. С тех пор он заболел и умер.

В- Почему люди оплакивали Олега?

О- Потому, что Олег много сил приложил для усиления Древнерусского государства он несколько раз ходил в очень удачные походы, заставил трепетать Византию. При нем Киев чувствовал себя в безопасности и поэтому народ любил своего князя

В- Как можно по-другому озаглавить этот фрагмент летописи?

О- а) Предсказание волхвов сбылось.

б) От судьбы не убежишь.

В- В какой форме написано это произведение?

О- Летопись-это прозаическое произведение.

Об этом нам поведал монах Нестор в Летописях. Он об этом написал в 1113году (12 век)

Сегодня я предлагаю вашему вниманию еще одно произведение, рассказывающее об этом событии из жизни князя Олега. Но написал его уже гораздо позже А.С. Пушкин в стихотворной форме. (1822году)

Легенду о князе Олеге А.С.Пушкин прочитал в летописи «Повесть временных лет». Она настолько заинтересовала писателя, он изучал архивы, что вскоре появилось стихотворение «Песнь о вещем Олеге».

В- Какое произведение вам понравилось больше? Почему?

О- У А.С. Пушкина эта история описана более подробно. Понравилась сцена прощания князя Олега со своим любимым конем, как он приказал укрыть его ковром, выгуливать, купать, кормить отборным зерном, поить ключевой водой. Кажется, князь Олег даже плакал, когда с ним прощался. Он сначала жалеет, что послушался кудесника, думает, что не надо было верить его словам, тогда бы и дальше они были вместе. Жалко, что князь Олег погибает такой нелепой смертью. Всю жизнь он воевал, мог быть убит в битве, но умирает от укуса змеи. Предсказание кудесника сбылось.

В- Кому из героев « Песни..» сочувствовали : князю или коню? Обоснуйте.

О-Жаль коня, что князь отказался от верного друга, который никогда его не подводил.
Но жаль и князя, который поверил волхвам, побоялся смерти ранней.
В- Каковы особенностью содержания « Песни..»

О- Обилие средств художественной выразительности: эпитеты, сравнение, метафора.

В- Чем отличаются фрагмент летописи и баллада?

О- Летопись написана прозой, а произведение

А.С. Пушкина — в стихотворной форме. И хотя в его балладе много незнакомых слов, она очень красива.

Вывод: От судьбы не убежишь.

Разбор типового тренировочного задания:

«И вспомнил Олег коня своего» житие

«Житие Сергея Радонежского» былина

«Ильины три поездочки» летопис

Правильный вариант ответа

«И вспомнил Олег коня своего» житие

«Житие Сергея Радонежского» былина

«Ильины три поездочки» летопись

Подсказка: вспомните, какие жанры вы знаете.

Разбор типового контрольного задания:

Текст вопроса: Впечатайте пропущенные слова.

Могучий ________головою поник

И думает: «Что же гаданье?,

__________ты лживый, безумный старик!

Презреть бы твое___________!

Мой _______и доныне носил бы меня».

И хочет увидеть он __________ коня.

Вот едет Олег со двора,

С ним ________- и старые гости,

И видят — на, у брега Днепра,

Лежат благородные __________;

Их моют _______, засыпает их _______,

И ветер волнует над ними ковыль.

Правильный вариант ответа:

Могучий Олег головою поник

И думает: «Что же гаданье?

Кудесник, ты лживый, безумный старик!

Презреть бы твое предсказанье!

Мой конь и доныне носил бы меня».

И хочет увидеть он кости коня

Вот едет могучий Олег со двора,

С ним Игорь и старые гости,

И видят — на холме, у брега Днепра,

Лежат благородные кости;

Их моют дожди, засыпает их пыль,

Источник

Страница 137 учебник литературное чтение Климанова, Горецкий 4 класс 1 часть

1. Что в произведении ты находишь волшебного, сказочного, а что могло быть на самом деле? Обрати внимание на название.

Волшебное и сказочное — серебряной копытце козлика. Когда он им бил, летели драгоценные камни.
Все остальное могло произойти на самом деле — Кокованяи и Даренка, обычные люди, Муренка — обычная кошка, они могли увидеть козла с рожками зимой, даже могли найти россыпи драгоценных камней возле избушки, так как действие сказки происходит на Урале, где на самом деле добывали и находят по сей день драгоценные и полудрагоценные камни.

2. Почему, по твоему мнению, Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом? А почему девочка согласилась идти жить к Коковане?

Кокованя жил один и захотел взять к себе сиротку. Ему нужен был кто-то рядом, да и сиротке мог бы помочь. Вот и пошла Даренка к Коковане. В доме, где она жила, к ней относились как к служанке, да и девочка сразу поняла, что Кокованя был добрым человеком. К тому же дедушка рассказал о Серебряном копытце, и девочке очень захотелось его увидеть.

3. Как зажили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка? Как они относились друг к другу? Почему ты так думаешь? Подтверди своё мнение словами из текста.

Кокованя, Даренка и Муренка жили дружно, и у всякого своё дело было. «Кокованя с утра на работу уходил, Даренка в избе прибирала, похлебку да кашу варила, а кошка Муренка на охоту ходила — мышей ловила. К вечеру соберутся, и весело им».

4. Почему Коковане и Дарёнке так хотелось увидеть Серебряное копытце: каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо; герои были бедными, надеялись продать драгоценные камни и зажить богато? Объясни.

Коковане и Даренке хотелось увидеть Серебряное копытце, потому что каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо. Они жили бедно, но дружно, помогали друг другу. Они не мечтали о богатстве. Когда они не нашли утром драгоценных камней, они не огорчились. Только грустно было расставаться с Серебряным копытцем да Муренкой, которых они считали своими друзьями.

5. Почему всё-таки произошло чудо с Дарёнкой и Кокованей?

Чудо с Даренкой и Кокованей произошло потому, что они искренне в него верили, а еще потому что они были добрыми и бескорыстными, а доброта всегда вознаграждается.

6. Каким нарисовал Серебряное копытце художник? А каким представляешь себе его ты? Запиши в «Рабочую тетрадь».

Художник нарисовал Серебряное копытце краивым оленем с большими рогами, а по описанию Бажова это молодой олененок с маленькими рожками.

7. Как автор относится к героям? А что думаешь о них ты?

Автор относится к своим героям с симпатией и любовью. Мне тоже понравились Дарёнка и Кокованя. Они добрые, дружные, верят в чудеса ценят друг друга больше, чем богатства.

8. Обсудите с другом, какими мыслями хотел поделиться со своими читателями Бажов.

Бажов хотел поделиться с читателями своими мыслями о чистоте человеческих взаимоотношений. Он рассказывает о дружбе, привязанности, доброте и щедрости простых людей, которые нашли друг друга.

9. Вместе с одноклассниками прочитайте сказку по ролям….

Источник

Литературное чтение. 4 класс

Конспект урока

Литературное чтение, 4 класс.

Урок 2. Из летописей «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», «И вспомнил Олег коня своего»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Яства – (устар.) еда, кушанье.

Гривна – денежная единица в Древней Руси – серебряный или золотой слиток весом около 400 г.

Паволоки– нарядные ткани, покрывала.

Узорочье – драгоценности, наряды.

Яства; гривна; паволоки; узорочье.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1.Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В., Виноградская Л. А., Бойкина М. В. «Литературное чтение». Учебник. 4 класс. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2017..С.7-11

2. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 9-12

3.Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.

Основное содержание урока:

Как создавались летописи?

При каждом монастыре был свой летописец.

Древние летописцы писали свои рассказы на пергаменте.

На основе первичных летописей составлялись летописные своды.

Доверить составление летописи можно было отнюдь не каждому. Здесь не годился простой переписчик, который владел грамотой.

Молодой Нестор, по собственным его словам, поступил в Печёрский монастырь в 17 лет, он в совершенстве овладел книжным искусством и из простого переписчика стал одним из первых древнерусских писателей.

Нестор основал целую летописную школу. Именно благодаря ему, мы знаем нашу древнерусскую историю. Знаем о князьях, воинах, простых людях не как о сказочных и былинных героях, а как о реально живших людях. Русская церковь высоко оценила труды Нестора, признав его святым земли Русской.

Сегодня на уроке Вам предстоит познакомиться с отрывками из летописей «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», «И вспомнил Олег коня своего»

Отрывок из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» переносит нас далекие времена начала 10 века. В то время населению Киевской Руси регулярно доводилось отражать посягательства на их территорию со стороны воинственных соседей – печенегов, хазар и варягов.

В лето 6415 (907). Пошёл Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же он с собой множество варягов, и словен, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов – всех их называют греки «Великая Скифь». И с этими со всеми пошёл Олег на конях и на кораблях; и было кораблей числом две тысячи. И пришёл к Царьграду. И вышел Олег на берег и начал воевать. И много убийства сделал около города, и разбил много палат, и церкви пожёг. И много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги.

И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на них корабли. И так как был попутный ветер с поля, то подняли они паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав послов к Олегу:

– Не губи города, дадим тебе дани, какой захочешь. И остановил Олег воинов, и вынесли ему греки яства и вино, но не принял Олег вина, ибо было оно отравлено. Испугались греки и сказали:

– Это не Олег, но святой Димитрий, посланный на нас от Бога.

И приказал Олег грекам дать дани на две тысячи кораблей, по двенадцати гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей; а потом дать дани для русских городов: прежде всего для Киева, а затем для Чернигова, для Переяславля, для Полоцка, для Ростова, для Любеча и для других городов, ибо по этим городам сидят великие князья, подвластные Олегу.

В летописи встречаются слова, значения которых вам могут быть непонятными.

Чуди – общее название польских племен у славян.

Русы – название народа, который проживал на территории средневекового государства и дал ему название – Русь.

Узорочье — узор, украшение.

О.: О походе князя Олега на Царьград.

В.: Велико ли было войско Олега? Как ты представляешь себе корабли, поставленные на колёса? Что поразило и испугало греков?

О.: Да, две тысячи кораблей по 40 человек. Греков поразили и испугали корабли на колёсах

В.: О чём должен был свидетельствовать щит, повешенный Олегом на вратах Царьграда? Найди подтверждение своим мыслям в тексте.

— Не губи города, дадим тебе дани, какой захочешь.

И приказал Олег грекам дать дани на две тысячи кораблей, по двенадцати гривен на человека.

И согласились на это греки, и начали они просить мира, чтобы не воевал Греческой земли.

В.: Что получила Русь в результате победы над греками?

О.:Мир с греками, дань

В.: Почему народ прозвал Олега Вещим?

О.: Вещий, значит знающий, тот, кто предвидит будущее.

В.: Как ты думаешь, что ещё (кроме самого факта удачного похода) мы можем узнать из текста летописи о жизни наших предков? Существовали ли на Руси города? Какой веры придерживались русичи?

О.: На Руси существовали и другие города, кроме Киева: Чернигов, Любеч, Переяславль, Полоцк, Ростов. Русичи придерживались языческой веры. Верили в Перуна, Велеса и других богов.

В.: Как по-другому можно озаглавить прочитанный фрагмент летописи?

О.: Как князь Олег греков победил.

В лето 6420 (912). И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого когда-то поставил кормить и уже не садился на него. Ибо когда-то спрашивал он волхвов и кудесников:

– От чего мне умереть?

И сказал ему кудесник один:

– Княже! Коня любишь и ездишь на нём, – от него тебе и умереть!

И запали слова эти в душу Олегу, и сказал он:

– Никогда не сяду на него и не увижу его больше.

И повелел кормить коня и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока ходил на греков.

– Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?

Олег засмеялся и укорил того кудесника, сказав:

– Неправду говорят волхвы, но всё то ложь: конь умер, а я жив.

И повелел оседлать себе коня:

– Да увижу кости его.

И ступил ногою на череп. И выползла змея из черепа и ужалила его в ногу. И с того разболелся и умер. И оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемой Щековица. Есть же могила его и до сего дня, слывёт могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три.

В.: 1. Где жил и правил Олег? Как ты считаешь, проявилась ли его мудрость в том, что он жил в мире с соседними странами?

О.: Олег жил и правил в Киеве. Мудрость его заключалась в том, что он сумел установить мир с другими странами.

В.: 2. Что напророчили князю Олегу волхвы? Сбылось ли их предсказание? Расскажи про это.

В.: 3. Почему люди оплакивали Олега? Только ли потому, что он был их князем? Объясни.

О.: Олега оплакивали, потому что он был мудрым правителем, принесшим мир.

В.: 4. Как по-другому можно озаглавить этот фрагмент летописи?

О.: «Смерть Олега», «Пророчество кудесника».

В.: 5. Знаете ли вы, что Пушкин создал произведение «Песнь о вещем Олеге»? Найдите это стихотворение и прочитайте вместе с родителями. Чем отличается фрагмент летописи от произведения поэта: событиями, героями?

О.: Фрагмент отличается от произведения Пушкина. В «Песне о вещем Олеге» подробно описана встреча Олега и кудесника, есть описание пира. Кроме Олега и кудесника в «Песне. » упоминаются князь Игорь и княгиня Ольга.

Эти отрывки являются частью «Повести временных лет» Нестора Летописца. В основе – реальные исторические события, которые происходили в Киевской Руси в 907 году. Прочитав это произведение, вы познакомились с традициями, особенностями быта и верованиями византийцев и жителей Киевской Руси.

Разбор типового тренировочного задания:

1. Единичный / множественный выбор;

Текст вопроса: В каком веке впервые на Руси начали записывать сведения о происходивших событиях?

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов:

Разбор типового контрольного задания:

2.Подчеркивания / зачеркивания элементов;

Текст вопроса: Когда вспомнил Олег коня своего? Подчеркните правильный вариант.

Вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

В лето 6420; в осень 6420; в зиму 6420; в весну 6420

Источник

Конспект урока. Литературное чтение. 4 класс. 2 урок

Поурочныйплан

Урок № 2

Класс4

Предмет Литературное чтение

Тема урока:Летописи, былины, жития (7 ч)

Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». «И вспомнил Олег коня своего».

Тип урока.Урок усвоения новых знаний

Цели: познакомить с новым разделом учебника; развивать память и внимание, навыки смыслового чтения; помочь осознать мотивы чтения и изучения исторических произведений; воспи­тывать культуру и уважение к истории России.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук

методы и формы обучения: Фронтальная, парная, коллективная, индивидуальная

Ход урока

1.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Речевая разминка

Взяли мы две книжки —

Взял мою он книжку,

Но прочесть не мог.

—О чем вы думали, когда читали стихотворение? Что хотел сказать автор? (Книг на свете очень много, но выбирать их нужно соответственно своему возрасту.)

—Прочитаем стихотворение все вместе в медленном темпе.

—Прочитайте с интонацией удивления (еще: с интонацией раздражения, восхищения, утвердительно, весело, выра­зительно).

2.Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.

—Расшифруйте, что здесь написано. (Название первого раздела«Летописи. Былины. Жития».)

ИСИПОТЕЛ ЫНИЛЫБ ЯИТИЖ

(Учащиеся составляют слова из букв магнитной азбуки, рас­ставляя буквы в нужном порядке.)

—Как вы понимаете слово «летопись»? (Летопись — вид по­вествовательной литературы в Древней Руси. Летописи, как правило, состояли из погодных записей либо представляли со­бой регулярные записи каких-либо событий.)

—Для чего они нужны? (Предположения учащихся.) Ответ на этот вопрос мы узнаем чуть позднее.

—Как вы думаете, что мы будем изучать в этом разделе? Чему будем учиться? (Предположения учащихся.)

—Проверим наши предположения. Прочитайте на с. 3 учеб­ника, с чем мы познакомимся в этом разделе. (С летописями и былинами о славном Илье Муромце, с житием Сергия Радонежского.)

—Чему мы научимся? (Рассказывать об исторических собы­тиях, используя материал летописи, былины, жития; рас­сказывать о герое, используя опорные слова и информацию из различных источников.)

—Чему мы будем учиться? (Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры; пересказывать былину от лица ее героя; составлять летопись важных событий.)

—Прочитайте статью на с. 6 учебника и сравните с ее содер­жанием ваши ответы на поставленные мной ранее вопросы.

3.Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

—Что же такое летописи? (Записи о событиях в жизни наро­да делались из года в год, или, как раньше говорили на Руси, излета в лето. Отсюда и название этих записей —летописи.)

—Так для чего же они нужны нам? (Лучше понять окружаю­щий мир, объяснить многое из происходящего в нем помогает народу его историческая память, которая с появлением пись­менности стала сохраняться в летописях.)

В период расцвета Киевской Руси, приходящегося на XI—XII вв., была создана книга «Рассказы начальной русской летописи». В ней рассказывалось о происхождении Русского го­сударства, о начальном этапе его истории и о первых его деятелях.

—Думаю, что вам уже захотелось познакомиться с летопися­ми. Давайте начнем читать.

(Учитель читает отрывок на с. 7—8 учебника.)

—Все ли вам было понятно? Объясните выделенные в тексте слова.

ПАВОЛОКИ — нарядные ткани, покрывала.

Узорочье — драгоценности, наряды.

—Какие еще слова были непонятны?

—Здесь упоминается Царьград. Знаете ли вы, что это за город? (Царьград — древнерусское название Константинополя (ныне Стамбул).)

—Ваши впечатления от прочитанного? (Учащиеся делятся своими впечатлениями.)

Физкультминутка

4. Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного.

—Прочитаем отрывок«И вспомнил Олег коня своего» на с. 10—11 учебника. (После первичного чтения проводится работа по объяснениюнепонятных слов.)

—О каком веке идет речь в прочитанных отрывках из летопи­си? Прочитайте запись года. («В лето 6415 (907). » — Х в., «В лето 6420(912). »-X в.)

ВОЛХВЫ— у древних славян: чародеи, колдуны.

СЛЫТЬ — быть известным в качестве кого-нибудь.

—Сейчас вы прочитаете этот отрывок в лицах. Попробуйте передать атмосферу того времени голосом, интонациями. Кто в нем действует? (Автор, князь, кудесник, конюх.)

(Работа по вопросам и заданиям 1, 2, 4 на с. 11 учебника.)

5.Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания.

—Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что лег­ко удавалось выполнить?

—Вспомните содержание обоих отрывков. Почему люди оплакивали князя Олега?

Домашнее задание

Найти произведение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» и прочитать вместе с родителями. Подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка.

Материал для учителя

Бумага

Когда-то люди высекали слова на каменных плитах или вырезали на деревянных дощечках. Египтяне писали на папирусе — материале, изготовленном из стеблей водяного растения, тоже называвшегося па­пирусом. Позже стали писать на пергаменте — особым образом обрабо­танной коже коз и овец.

Бумагу изобрел китаец Тай Лунь приблизительно в 105-110 гг. н. э. Первоначально ее изготавливали из коры тутового дерева, позднее до­гадались для прочности добавлять крахмал. Для получения бумаги раз­моченную кору долго варили, затем промывали и отбивали деревянны­ми молотками. Кора распадалась на тонкие волокна, которые опускали в воду и добавляли клей. Полученную массу перемешивали и наливали на сетку, натянутую на раму. Ждали, пока вода стечет. Слой подсохшей массы снимали с сетки и клали под пресс, а потом готовые листы бумаги досушивали на каменных плоских плитах. В Европе бумага стала известна только в XIIIв.

Книги

Старинные рукописные книги представляли собой длинные свит­ки пергамента, которые приходилось разворачивать, чтобы прочесть.

В Древней Греции свитки наматывались на специальные палочки. В Япо­нии писали кисточками на шелке, который тоже сворачивали в трубочку. В Средние века в Европе книги начали переплетать.

Переписывали их вручную на пергаменте. Два больших листа перга­мента клали друг на друга и сгибали пополам. Получалась тетрадь из 4 ли­стов. Писцы писали в отдельных тетрадях, украшая текст цветными ми­ниатюрами и узорами. Потом тетради сшивал переплетчик. Обложки делали из дерева, обтягивая их кожей.

В основном переписыванием занимались монахи в монастырях. Там же находились самые богатые библиотеки. Первая печатная книга появи­лась в Корее в начале VIII в. Восток и в этом обогнал Европу. В Китае с XI в. умели печатать книги, но очень неудобным способом: на дере­вянных или каменных табличках — клише — вырезали тексты и рисунки, потом клише смазывали краской и прижимали к бумаге. Можно было отпечатать сколько угодно экземпляров, но для каждой страницы при­ходилось долго вырезать клише.

Настоящий переворот в книжном деле произвел Иоганн Гутенберг. Он изобрел механический книгопечатный станок со сменным шрифтом. Металлические кубики с выпуклыми буквами — литеры — можно было набрать в нужном порядке в специальной рамке, как на странице. Гутен­берг также изобрел первую типографскую краску.

Первую русскую книгу напечатал в 1564 г. в Москве Иван Федоров. С появлением печатных станков книги подешевели. Только за первые 50 лет в Европе было выпущено порядка 15 тыс. книг. Вскоре начали

Книга начинается с авторской рукописи. Раньше текст писали от руки или печатали на пишущей машинке. Теперь все чаще писатель набирает текст на компьютере. Затем текст читает редактор и отдает ху­дожнику, чтобы тот нарисовал к тексту иллюстрации. В типографии кни­гу печатают и переплетают. Потом она поступает в книжные магазины.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *