Что такое смк в журналистике

Система средств массовой коммуникации (СМК): структура, специфика информационных каналов

Массовой коммуникацией является способ доведения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т. п.) при помощи технических средств (прессы, радио, телевидения и др.) до больших и рассредоточенных аудиторий.

К средствам массовой коммуникации (СМК) относятся особые каналы и передатчики, при помощи которых распространяются информационные сообщения на большие территории.

Массовая коммуникация имеет следующие особенности, как то:

Массовую коммуникацию определяет специфика аудитории и коммуникатора. Строение массовой коммуникации в современном обществе выглядит как сложная система, призванная соединить индивида и технические средства массовой коммуникации.

Современная система СМК делится на три вида информационных каналов: СМИ, телекоммуникацию и информатику.

К СМИ относятся: организационно-технические комплексы, позволяющие осуществлять скорую передачу, массовое тиражирование больших объемов словесной, образной и музыкальной информации.

В структуру системы СМИ входят:

Информатика представлена системой средств обработки данных с помощью вычислительных машин (компьютеров). В историческом аспекте информатика использует так называемую культуру очевидности, суть которой заключается в том, что главное – это истина, научные исследования и доказательства существования естественных ограничений. Этот вид информационного канала СМК работает над исследованием человеческого языка и его логических основ через образование нового языка и воплощение его коммуникативных функций.

Источник

Понятия «медиасистема», «медиа», СМИ, СМК.

Медиасистема – совокупность инфраструктуры СМИ (производственные, рекламные и информационные предприятия), технологического прогресса в медиаиндустрии и системы СМИ в том или ином регионе.

Классические теории медиасистем:

• Сиберт, Шрамм, Питерсон: «Четыре теории прессы»

• Три модели. Даниэль Халлин и Паоло Манчини

• Треугольник Галтунга (взаимоотношение СМИ с государством, бизнесом, гражданским обществом)

Говоря медиа, часто подразумевают:

· средства распространения рекламы.

· вся совокупность средств аудио-, теле- и визуальной коммуникации.

Медиа разнообразны и многочисленны, включают в себя:

Под средствами массовой информации понимаются газеты, журналы, теле- и радиопрограммы, кинодокументалистика, иные периодические формы публичного распространения массовой информации.

СМИ выражают интересы общества, различных социальных групп, отдельных личностей. Их деятельность имеет важные общественно- политические следствия, так как характер информации, адресуемой аудитории, определяет её отношение к действительности и направление социальных действий. Поэтому, по общему признание политологов, СМИ не просто информируют, сообщают новости, но и пропагандируют определённые идеи, взгляды, учения, политические программы и тем самым участвуют в социальном управлении. Путём формирования общественного мнения, выработки определённых социальных установок, формирования убеждений СМИ подталкивают человека к определённым поступкам, действиям.

Что такое смк в журналистике. Смотреть фото Что такое смк в журналистике. Смотреть картинку Что такое смк в журналистике. Картинка про Что такое смк в журналистике. Фото Что такое смк в журналистике

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Что такое смк в журналистике. Смотреть фото Что такое смк в журналистике. Смотреть картинку Что такое смк в журналистике. Картинка про Что такое смк в журналистике. Фото Что такое смк в журналистике

Что такое смк в журналистике. Смотреть фото Что такое смк в журналистике. Смотреть картинку Что такое смк в журналистике. Картинка про Что такое смк в журналистике. Фото Что такое смк в журналистике

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Что такое смк в журналистике. Смотреть фото Что такое смк в журналистике. Смотреть картинку Что такое смк в журналистике. Картинка про Что такое смк в журналистике. Фото Что такое смк в журналистике

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Источник

Понятия «Журналистика», «СМИ», «СМК»

Основы теории журналистики

Вопросы к экзамену

Понятия «Журналистика», «СМИ», «СМК»

организаций, занятых сбором и обработкой информации. Совокупность журналистских произведений. Элемент системы «общество». Социальный институт

СМК (средства массовой коммуникации) / масс-медиа – посредник в передаче сообщений, причем не только журналистских:

печать, книги, радио, ТВ, кинематограф, рекламные щиты, интернет-сайты, а также технические средства (телеприемники, мобильная телефония, компьютерные и иные линии связи).

Журналистика как профессия: специфика.

Публичность, творчество, работа с людьми, объективность, универсальность,оперативность, динамичность, непредсказуемость, экстремальность, высокая ответственность

Журналистика как социальный институт, функции журналистики.

Общественно значимые функции журналистики (сегодня):

–информационная: передача информации о происходящем в мире;

–коммуникативно-интеграционная: объединение общества (или системы обществ и государств) в единое целое, формирование идентичности;

Через СМИ нация каждый день общается сама с собой

– функция voxpopuli (гласа народа): провозглашение интересов общества перед теми, кто этим обществом управляет – властью

– политическая: управление (вплоть до манипулирования) поведением и инстинктами общества (масс населения) со стороны правящего класса;

– функция социализации: воспитание и отчасти образование подрастающих и уже взрослых поколений.

Воздействие СМИ на национальную нравственность сравнимо с совокупным влиянием Церкви, системы образования и культуры.

Журналистика и медиабизнес: общие и отличительные черты

Журналистские произведения более не приносят масс-медиа прибыль:

Журналистика = актуальность сообщения нельзя использовать повторно

Неприменим эффект «длинного хвоста»

— масс-медиа утратили монополию на распространение массовой информации, появились более дешевые каналы и способы;

— общедоступная информация (основной продукт журналистского труда) стремительно обесценивается при ее массовом распространении: сегодня коммерческую ценность представляет эксклюзивное знание;

журналистские произведения в силу их специфики (актуальность) нельзя продавать долгий период времени (в отличие от сериалов, развлекательных шоу и т.д.)

Причины появления и трансформации журналистики как деятельности

1.В позднем средневековье меняется вектор познавательной деятельности:

Вечные проблемы, «Внешняя реальность»:

трансцендентное—-à меняющийся окружающий мир,

2.Зарождаются рыночные отношения и начинают формироваться основы капиталистической миросистемы

Информация – источник власти + товар

Информация обретает рыночную стоимость

Массовая информация (МИ): понятие, виды МИ

Массовая информация – это тот разнообразный жизненный опыт, который человечество фиксирует в устных рассказах, фольклоре, рукописях, различных медиапродуктах для сохранения и передачи потомкам. Отличие массовой информации специализированной информации в том, что «она невест в себе сведения, которые в той или иной степени касаются всех (Лазутина Г.В.)периодическое печатное издание; радиопрограмма;телепрограмма; видео- и кинохроникальные программы;

СМИ как социальная группа.

На работу медиаорганизации (и автоматически – на ее аудиторию) окажут влияние как внутренние противоречия в коллективе, так и личности авторов, участвующих в производстве медиапродукта

Отношение коммуникатора (журналиста) к своей аудитории :

Неприязнь аудитории, циничное отношение к получателям сообщения как к ограниченным и некомпетентным людям (корни теории: стремление телестанций получить как можно большее количество зрителей, газет – как можно большие тиражи; разногласия в оценках того, что есть «качественно», а что нет).

Желание помочь, позитивное отношение. Пример: женские журналы, которые почувствовали сильную ответственность за предлагаемые аудитории товары и услуги.

Относительная изоляция коммуникатора от аудитории.

Типологические черты СМИ.

В процессе взаимодействия журналистики с социальной практикой создается определенная структура средств информации. Она, в свою очередь, должна быть точно отражена в типологических характеристиках, с помощью которых описываются каждое издание и вся система СМИ. Типология, вообще говоря, это классификация предметов или явлений по общности каких-либо признаков.

Типология (от греч. týpos — отпечаток, форма, образец и. логия),

1) метод научного познания, в основе которого расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщённой, идеализированной модели или типа (единицы расчленения изучаемой реальности).

2) Результат типологического описания и сопоставления. Типология опирается на выявление сходства и различия изучаемых объектов.

Типология СМИ находится в зависимости от многих внешних (социальных) и внутренних (журналистских) причин и факторов. К примеру, создание в 1970-е годы крупных производственных объединений на базе отдельных предприятий вызвало к жизни многостраничные еженедельники фирм, пришедшие на смену тоненьким фабрично-заводским газетам.

Движение в типологии прессы происходит непрерывно. Это касается не только распределения средств информации по группам, но и самого набора критериев, принятых для описания изданий. Поэтому конструкции и данные, приведенные в учебниках 1960-1980-х годов, не полностью соответствуют реальному состоянию российской журналистики.

Каждый отряд СМИ имеет свои технические особенности с точки зрения передачи и восприятия информации

Реализация в России.

В общем смысле понятие «информационная безопасность» связано с защитой информации и данных.

Сформулировано три базовых принципа, которые должна обеспечивать информационная безопасность:

— целостность данных — защита от сбоев, ведущих к потере информации, а также зашита от неавторизованного создания или уничтожения данных;

доступность информации для всех авторизованных пользователей

В чем проблема для России?

Существующее законодательство практически не является препятствием для «злоупотребления свободой» СМИ, а возбуждаемые судебные дела часто заканчиваются ничем и потому не оказывают сдерживающего воздействия на других представителей журналистского корпуса, склонных к вольному обращению с законодательными нормами.

2. Отсутствует широкий, постоянный и последовательный мониторинга поведения СМИ с точки зрения соблюдения того законодательства, которое имеется, а также отсутствие демократично функционирующих контрольных органов. Организаций типа «Фонда защиты гласности» крайне мало, и результаты их деятельности не слишком действенны.

3. Несмотря на увеличение числа газет, программ ТВ и радио, возможности граждан получить необходимую и достаточную информацию не только не возрастают, а сужаются. Информационное пространство страны «рвется», так как общефедеральные издания не доходят до большей части региональной, да и московской аудитории, в то же время рост местной прессы крайне затруднен и ее информация локализирована.

4. Развитие плюрализма без четко налаженного диалога различных сил и движения к общественному согласию по общенациональным проблемам приводит к обострению социального напряжения

Итогом развития этих и иных тенденций оказывается ряд негативных явлений: снижение интереса к СМИ, уменьшение тиражей и подписки, недоверие к СМИ, падение их престижа, рост политического негативизма, что ярко проявляется на выборах, а главное, дезориентированность общества, неясность для многих мира, в котором живем, и «желаемого будущего».

Прохоров Е. П. называет условия массово-информационной безопасности:

• обеспечение граждан полной и оперативной информацией;

• плюрализм и разнообразие СМИ;

• плюрализм освещаемых позицией в СМИ;

• возможность для всех соц.групп распространять информацию, создавать СМИ;

• диалог отправителя информации с получателем (возможность узнать реакцию);

• возможность отстаивать позицию, опровергать оппонентов;

• необходима максимальная открытость источников информации и доступность их для всех граждан, а также развитие пресс-служб различных учреждений, ведомств и т. д.;

• все потребители массовой информации (и социальные институты, и отдельные граждане) должны накапливать и реализовывать навыки работы с потоками массовой информации разной направленности. В таком «воспитании» аудитории определяющая роль принадлежит самим СМИ… Именно СМИ несут основную ответственность за формирование личностных и гражданских качеств, способных противостоять информационным угрозам.

Иные аспекты проблемы информационной безопасности и СМИ

Речевая агрессия в СМИ, рост числа экстремистских материалов.

* Низкий уровень гражданской политической культуры журналистов

Журналист может идентифицировать себя как с социально-профессиональными группами, реально стоящими у власти, так и с другими группами. На первые группы в первую очередь лежит бремя ответственности не просто по выработке, но по обеспечению реализации общезначимых целей. Журналисты, идентифицирующих свои интересы с интересами этих групп, должны обеспечивать доминирование соответствующих целей в информационном пространстве. При этом они должны понимать, что управление – это не стихийный, не основанный на эмоциях процесс. Это процесс оперирования знаниями, которые передаются управляющей системе.

* Слабое знание законодательства(даже того, которое регулирует деятельность СМИ).

Закон о СМИ

Закон о СМИ

Статья 2. Средства массовой информации. Основные понятия

Основы теории журналистики

Вопросы к экзамену

Понятия «Журналистика», «СМИ», «СМК»

организаций, занятых сбором и обработкой информации. Совокупность журналистских произведений. Элемент системы «общество». Социальный институт

СМК (средства массовой коммуникации) / масс-медиа – посредник в передаче сообщений, причем не только журналистских:

печать, книги, радио, ТВ, кинематограф, рекламные щиты, интернет-сайты, а также технические средства (телеприемники, мобильная телефония, компьютерные и иные линии связи).

Что такое смк в журналистике. Смотреть фото Что такое смк в журналистике. Смотреть картинку Что такое смк в журналистике. Картинка про Что такое смк в журналистике. Фото Что такое смк в журналистике

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Что такое смк в журналистике. Смотреть фото Что такое смк в журналистике. Смотреть картинку Что такое смк в журналистике. Картинка про Что такое смк в журналистике. Фото Что такое смк в журналистике

Что такое смк в журналистике. Смотреть фото Что такое смк в журналистике. Смотреть картинку Что такое смк в журналистике. Картинка про Что такое смк в журналистике. Фото Что такое смк в журналистике

Источник

§ 4. Медиа и массовая коммуникация, СМИ и СМК

Понятие «медиа» происходит от латинского medium – посредник. Как явствует из перевода, под данным термином подразумевается собственно сам носитель коммуникации, который используется для передачи и производства символических форм. Однако характеристик и способов определения медиа чрезвычайно много. Известный канадский ученый, один из родоначальников Торонтской школы коммуникации Маршалл Маклюэн под медиа подразумевал любые внешние расширения человека[15]. Сюда относились и одежда, и многие предметы быта, и каналы коммуникации, и устная речь и проч. Такой подход активно применяют представители технологического детерминизма, считающие, что сфера коммуникаций действительно относится ко всем внешним расширениям человека. Например, в одной из наиболее известных за рубежом исследовательских организаций – междисциплинарном центре Media Lab Массачусетского технологического института – возобладал именно такой подход. Здесь действует несколько десятков лабораторий, в которых в том числе занимаются такими, казалось бы, далекими от медиа темами, как проектирование интеллектуальных протезов нижних конечностей. Подобное «широкое» представление о медиа, очевидно, в том или ином виде опирается на идею, близкую многим философам второй половины ХХ в.: часто предметы потребления приобретаются не ради их функциональных свойств, а ради социального потребления, то есть стремления выделиться среди других представителей социума. Жан Бодрийяр в своих трудах (см.: «Система вещей»; «К критике политической экономии знака») отстаивал именно эту идею: потребительная стоимость или прикладная полезность товаров в современном мире ничего общего не имеет с их спросом[16].

Однако в целом данный подход смешивает медиа как коммуникативного посредника с обычными видами благ, в которых есть определенная символическая составляющая. Между тем, как мы понимаем, это не одно и то же. В покупке даже мешка картошки может быть определенная доля символической коммуникации (мы хотим продемонстрировать, покупая мытую, более дорогую картошку, свой достаток, например), однако все же основной целью приобретения является сам продукт (то есть мы приобретаем картошку в первую очередь для того, чтобы потом ее приготовить и съесть).

Еще один подход к медиа предполагает деление коммуникаций на медиатизированные носителем и немедиатизированные. Собственно, медиатизированные (опосредованные) коммуникации и называют «медиа». Немедиатизированные коммуникации мы используем непосредственно, они даны нам самой природой (устная речь, жесты), тогда как медиатизированные предполагают применение тех или иных видов приспособлений для осуществления актов коммуникации. Датский ученый Клаус Брун Йенсен выделяет три уровня медиа[17]:

• средства коммуникации, которыми мы пользуемся, не прибегая к помощи каких-либо устройств: автоматически применяемые нами формы коммуникации;

• предполагающие использование некоего посредника для коммуникации, специального устройства, распространяющего информацию;

• интегрированные в одной технологической платформе медиа первого и второго уровней.

Основными атрибутами медиа являются следующие:

• степень фиксации (сохранения);

• степень удаленности во времени и пространстве (space-time distanciation);

• компетенции для использования медиа.

Степень фиксации, или сохранения, характеризует способность медиа как технического посредника закреплять, то есть сохранять, символические формы. В этом смысле, к примеру, радио или телевидение, телефон не обладают высокой степенью фиксации (это потоковые медиа), а книгопечатание и аудиозапись обладают. Степень фиксации, согласно утверждению другого канадского исследователя (одного из сильно повлиявших на Маклюэна), Гарольда Инниса, воздействует на степень применения властного ресурса[18]. Чем большей способностью к фиксации обладали медиумы в определенных обществах, тем более высокого порядка социальные системы и разветвленные государства возникали в таких обществах.

Степень репродуцируемости характеризует способность медиа к тиражированию на основе так называемой нулевой копии, что, в свою очередь, влияет на степень коммодификации, то есть превращения медиа в товар. К примеру, если печатная книга, музыкальный диск и кинофильм обладают высокой степенью репродуцируемости, то рукописная книга, телефонный разговор и усиленная (медиатизированная) микрофоном речь в аудитории обладают низкой степенью репродуцируемости и, следовательно, не выступают товарами на рынке.

Степень удаленности во времени и пространстве характеризует отношение ситуации производства медиатизированной коммуникации к ее потреблению. Есть медиа, дистанцированные и во времени, и в пространстве. Например, мы можем прочитать книгу где угодно и когда угодно. Усиленная микрофоном речь является медиатизированной коммуникацией, но она не отделена от потребителя во времени и пространстве (мы должны присутствовать в аудитории во время произнесения такой речи). Телефон, телевидение и радио обеспечивают дистанцию в пространстве (мы можем находиться не в том месте, где производится коммуникация), но не во времени (мы должны слушать радио или собеседника по телефону ровно тогда, когда он говорит или оно вещает передачу). Эти характеристики определяют также властный ресурс: способность передавать властную легитимность во времени или пространстве.

Для использования любого медиа нам нужны компетенции. Самый простой пример – письменная коммуникация, которая требует как минимум умения писать, то есть знания грамоты. Точно так же определенной технической грамотности требует применение телевизора, радиоприемника, Интернета и современных компьютерных форм коммуникации.

До сих пор мы смешивали медиатизированные формы интерперсональной коммуникации (технически опосредующие общение двух или нескольких индивидов) с формами массовой коммуникации (предполагающей централизованное распространение сообщения многим неизвестным реципиентам). В реальности они разнородные. Джон Томпсон предлагает разделять следующие формы коммуникации[19]:

• немедиатизированная интеракция, то есть взаимодействие нескольких индивидов без использования медиа, например устная речь;

• медиатизированная интеракция, то есть технически опосредованная интеракция нескольких индивидов;

• медиатизированная квазиинтеракция, то есть технически опосредованная передача информации от одного адресата ко многим неопределенным адресатам. В данном случае мы говорим именно о квазиинтеракции, потому что настоящая интеракция (обмен информацией между реципиентом и адресатом) реально затруднена.

Но что означает понятие «неопределенный адресат»? Коммуникация, согласно известному теоретику Денису Маккуэйлу, может реализовываться на разных уровнях социальной системы и задействовать разное количество индивидов (см. рис. 1.2).

Что такое смк в журналистике. Смотреть фото Что такое смк в журналистике. Смотреть картинку Что такое смк в журналистике. Картинка про Что такое смк в журналистике. Фото Что такое смк в журналистике

Рис. 1.2. Коммуникационная пирамида Д. Маккуэйла

В нижней части пирамиды (микроуровень) расположена коммуникация внутри индивидов (человек коммуницирует с сообщением, пытаясь усвоить его, познать, интерпретировать на когнитивном уровне). Такие коммуникации называются интраперсональными, и ими преимущественно занимается когнитивная психология.

На мезоуровне пирамиды индивиды общаются друг с другом или внутри социальных групп либо между социальными группами, в том числе внутри институций (институциональная коммуникация). Все эти виды коммуникации предполагают большое количество производителей сообщений.

Наконец, на вершине пирамиды оказывается массовая коммуникация, направленная на общество в целом или на его отдельные социальные группы. В этом случае количество трансляторов сообщения весьма незначительное, и это то, что мы в российской традиции называем средствами массовой информации.

Таким образом, массовыми коммуникациями, или массмедиа, в зарубежной традиции стало принято называть медиа, распространяющие сообщения, адресованные неопределенному широкому кругу лиц. Однако для Макуэйла оказывается значимой еще одна характеристика массмедиа – институционализированность, то есть оформленность в виде предприятий или субъектов экономической деятельности. Он дает такое определение массмедиа: институционализированное (существующее в виде предприятий или структур) производство и всеобщее распространение символических товаров при помощи сохранения (fixation) и передачи (transmission) информации и символического контента[20]. Таким образом, ключевыми элементами понятия «массмедиа» являются следующие:

• технические и институциональные способы производства и распространения символических форм, то есть производство и потребление форм организуется в рамках определенно оформленных отношений (медиаиндустрии);

• коммодификация символических форм: в рамках массовой коммуникации символические формы в том или ином виде являются товаром, подлежащим обмену на рынке, следовательно, к массмедиа могут быть отнесены только воспроизводимые виды медиа;

• разрыв между процессом потребления и процессом производства: массмедиа выступают товаром, произведенным отдельно (в массе своей) от акта его потребления;

• доступность (availability) в пространстве и времени: способность индивида иметь доступ во времени (когда удобно) или пространстве (где удобно) к продукту массовых коммуникаций;

• публичный оборот (circulation) символических форм: доступность для широкого круга неопределенных лиц (в этом отличие массмедиа от телефона и иных средств связи).

Безусловно, несмотря на стройность и логичность приведенного выше определения, на сегодняшний день к нему можно предъявить ряд претензий, которые связаны с вызовами нашего времени массовым коммуникациям. Проблема определения массовых коммуникаций состоит собственно в понятии «массовый». Если это многотысячная аудитория, то не всегда современные и особенно старинные медиа могли похвастаться таковой. Если же речь идет о самом принципе «информация (символические формы) доступна сразу неопределенному кругу множественных реципиентов», то сегодня мы наблюдаем огромное количество по своей сути интерперсональных форм коммуникации (блогов), которые доступны во времени и пространстве широкому кругу неизвестных реципиентов. При этом такие блоги не являются институционализированной формой коммуникации. Их производят отдельные люди без дополнительной помощи, не в рамках фирм. Еще одна проблема при определении массовых коммуникаций состоит в адекватности применения самого понятия «коммуникация», если обратная связь практически отсутствует. О какой коммуникации может идти речь, когда нет обратной связи, цикличности процесса? Ответ на этот вопрос, во-первых, предполагает изучение степени распространенности механизмов обратной связи в современных технологиях коммуникации, которые открывают широкие возможности для коммуникации реципиентов с массмедиа. Во-вторых, дело в том, что под коммуникацией подразумевается в том числе процесс интраперсональной коммуникации, обработки сообщения, индивидуального наделения сообщения смыслами, что свидетельствует об активности реципиента массовых коммуникаций (собственно, с чем и спорят критики использования термина «коммуникация» в понятии «массовые коммуникации»).

За рубежом в конечном счете сформировалась практика, при которой в академической среде термином «массмедиа» или «массовые коммуникации» стали обозначать медиатизированную квазиинтеракцию, то есть форму коммуникации, ориентированную на распространение сообщений, предназначенных для массовой и не определенной заранее аудитории. Сюда относятся телевидение, радио, печатные СМИ, кинематограф. Понятие «медиа» в настоящее время почти совпадает с этим определением (о чем свидетельствуют сходные элементы в классификации атрибутов, описывающих медиа), однако является более широким, потому что предполагает в том числе неинституционализированные формы коммуникации (коммуникацию в рамках блогов, социальных сетей, Интернета и новых цифровых информационных сетей), а также такие элементы, как медиатизация образования, медицины и многих других сфер общественной жизни.

В российской исследовательской традиции чаще использовалось понятие «средства массовой информации» (СМИ), которым обозначали структуры, распространяющие информацию для широкого круга лиц (публичный оборот) с определенной периодичностью. Такой подход позволял исключить из понятия компоненты, присущие массовым коммуникациям, но относящиеся больше к сфере культуры (кино, книгоиздание, например). Безусловно, это давало возможность искусственно определить поле науки «журналистика» и при этом отгородить ее от других (по сути смежных) процессов и наук, легитимизировав автаркию журналистики как самостоятельного образовательного и научного пространства. Очевидно, такой подход игнорировал в значительной степени общую природу всех наук, связанных с изучением процессов массовой коммуникации. В частности, весьма искусственным представляется обособление журналистики и СМИ в целом от книжной отрасли, кинематографа и прочих частей культурно-коммуникативной системы. Ведь эта система в значительной степени строится на том, что СМИ являются важнейшим каналом трансляции для культурных благ, тогда как культурные блага, в свою очередь, важнейшая составляющая контента СМИ. Однако такое чисто конъюнктурное разделение хорошо воспроизводится в России на уровне государственно-административных функций, когда сфера печати, радио, телевидения, Интернета и книгоиздания регулируется Министерством связи и массовых коммуникаций, а культура (кино, театр, музыкальная отрасль) – Министерством культуры.

Термин же «средства массовой коммуникации», возникший в отечественной научной традиции для объединения исследовательских подходов культурно-коммуникативной системы, в постсоветское время стал использоваться для разделения дискурса об объективной информации и манипулятивной «коммуникации», для обособления связей с общественностью (которые являются отдельным образовательным стандартом в рамках филологических наук) в научном поле. Именно поэтому термины «СМИ» и «СМК» часто фигурируют как антонимы, опирающиеся на поверхностные, упрощенные представления об информации и коммуникации в российском научном поле. К СМИ относят печатную прессу, радио и ТВ, тогда как к СМК – виды и формы связей с общественностью. В этом случае мы сталкиваемся с нестыковкой этих понятий: если СМИ являются самостоятельными средствами распространения массовой информации, то СМК (или сегмент коммуникации) так или иначе тоже пользуются теми же каналами СМИ для передачи информации. Для Ларисы Федотовой, например, СМК – «плацдарм» для осуществления целей организаций[21], и такое понимание близко к контексту, согласно которому коммуникации действуют на поле корпоративных и организационных коммуникаций (PR). Однако тут же она пишет, что СМК являются системой для осуществления прав и обязанностей организаций, воплощающих в действие связи с общественностью, перед обществом (что близко полю журналистики)[22]. В этом смысле в представленном суждении предпринята попытка объединить то, что до этого разъединялось. Само такое разделение представляется надуманным. Сегодня российские ученые пытаются разделять то, что было в советское время соединено в единую аббревиатуру – СМИП (средства массовой информации и пропаганды).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *