Что такое вторичные потребности
Урока «Первичные и вторичные потребности»
Тема: Первичные и вторичные потребности
1.Понятие потребности, их виды.
2.Потребности по МакКлелланду.
3.Потребности по Маслоу
1.Понятие потребности, их виды
Потребности – это чувство, ощущаемое человеком в нехватке чего-либо, принявшее специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Потребности бывают физиологическими и психологическими. Большинство психологов классифицируют потребности на первичные и вторичные.
Первичные потребности, как правило, являются физиологическими или врожденные, то есть они заложены в человеке генетически, например потребность в пище, воде, воздухе.
Первичные потребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными. Примерами могут служить потребности в пище, воздухе, воде, сне и сексуальные потребности.
Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом. Поскольку люди имеют различный приобретенный опыт, вторичные потребности людей различаются в большей степени, чем первичные.
Первая категория – это первичные потребности (низшего порядка), остальные категории – это вторичные потребности (высшего порядка).
Вторичные потребности по своей природе психологические: например, потребности в успехе, уважении, власти, в принадлежности кому или чему-либо.
Вторичные потребности по природе своей психологические, они приобретаются и осознаются с опытом. Примерами могут служить потребность в уважении, привязанности, принадлежности к какой-то группе. Потребность невозможно наблюдать или измерять. Об их существовании можно лишь судить по поведению людей. Психологи, наблюдая за людьми, определили, что потребности служат мотивом к действию, т.е. потребности являются определяющей причиной поступков человека, первоисточником и движущей силой его деятельности.
Рассмотрим управленческую модель мотивации поведения через потребности.
Исходя из этой модели, видно, что именно потребность толкает человека к действиям для достижения цели, а цель – это нечто, что осознается, как средство удовлетворения потребности.
2.Потребности по МакКлелланду.
Другой ученый МакКлелланд считает, что люди имеют 3 основные потребности: власти, успеха, причастности.
Потребность власти выражается в желании человека оказывать воздействие, влиять на других людей. Специфика деятельности менеджера позволяет в полной мере реализовать эту потребность как у себя лично, так и у своих сотрудников.
Потребность успеха может быть удовлетворена путем успешного завершения работы или отдельного ее этапа. У менеджера здесь имеются большие возможности.
Потребность в причастности – это стремление людей к социальному общению, оказанию взаимопомощи, налаживанию дружественных отношений. Удовлетворение такой потребности возможно, например, путем организации менеджером деловых совещаний на которых каждый сотрудник имеет право высказаться по конкретному вопросу деятельности предприятия. Во внерабочее время менеджер должен всячески поощрять желание сотрудников организовать совместный отдых, заняться спортом и т.д.
Наибольшую популярность получила теория потребностей Маслоу, который исходил из признания наличия у человека множества различных потребностей, которые он разделил на 5 основных категорий.
В работе менеджера наиболее трудная часть – создание условий сотрудникам для удовлетворения потребностей, особенно высшего порядка.
3.Потребности по Маслоу
Существуют методы, хорошо показавшие себя в практике. Менеджеры рассматривают их в соответствии с иерархией по Маслоу:
Физиологические потребности – это те потребности, без которых человек не может жить (пища, вода, воздух, жилье). Люди, работающие в основном для удовлетворения этих потребностей, мало интересуются содержанием работы, в основном они обращают внимание на размер оплаты труда, удобство рабочего места. Для управления такими людьми необходимо, чтобы минимальная заработная плата обеспечивала выживание, а рабочие условия не были слишком тяжелыми.
Потребность в безопасности и защищенности. Они связаны со стремлением и желанием людей находится в стабильном и безопасном месте защищенном от болей, болезней, страха. Для управления такими людьми необходимо оплачивать труд выше прожиточного минимума, создавать надежную систему социального страхования и не привлекать их к выполнению работ, связанных с риском.
Социальные потребности – связаны с желанием любви, дружбы, принадлежности к какой-либо группе. Если данная потребность у человека является главной, то он смотрит на свою работу как на принадлежность к коллективу с которым невозможно установить хорошие отношения. Для управления такими людьми необходимо создавать условия для общения на работе. Особенно хорошие результаты дает групповая форма организации труда, групповые мероприятия, проведение регулярных совещаний персонала, обсуждение главных вопросов деятельности предприятия.
Потребность в уважении и признании – отражает желание людей быть сильными и способными, а главное, чтобы окружающие признавали их таковыми и уважали за это. При управлении такими людьми необходимо использовать различные формы уважения и признания их заслуг (присвоение званий, наград).
Потребность в самовыражении занимает самое высшее место, эти потребности носят индивидуальный характер, выражая реализацию своих потенциальных возможностей в творчестве, росте как личности. При управлении такими людьми нужно выдавать им оригинальные задания, позволять реализовать их способности, предоставлять свободу в выборе средств решения задач и привлекать к работе, требовать изобретательности и созидания.
Первичные и вторичные потребности: характеристики и примеры
Содержание:
Согласно большинству теорий, первоочередные потребности человека связаны с самым непосредственным выживанием и физическим благополучием. Таким образом, в этой категории мы обычно находим такие, как потребность в пище, воде, убежище, сексе или сне.
С другой стороны, вторичными потребностями будут те, которые, несмотря на то, что они не являются необходимыми для выживания, чрезвычайно важны для психического и эмоционального благополучия человека. Из-за этого они почти полностью носят психологический характер. Вторичные потребности сильно различаются между разными теориями.
В этой статье мы рассмотрим две из основных теорий о человеческих потребностях, Маслоу и Мюррея. Кроме того, мы изучим, каким образом и как удовлетворяются первичные, и вторичные потребности, а также их сходства и различия.
характеристики
Первичные потребности
Первичные потребности регулируются самыми старыми частями нашего мозга. Когда какой-либо из них не покрыт, мы очень заинтересованы в том, чтобы попытаться решить проблему. Это доходит до того, что мы можем забыть обо всех других элементах нашей жизни, чтобы попытаться удовлетворить их.
И Маслоу, и Мюррей считали, что прежде чем они смогут перейти к работе над потребностями следующих категорий, необходимо удовлетворить первичные выборы, по крайней мере, по большей части. В противном случае нам практически невозможно сосредоточиться на чем-либо еще, и наше здоровье стремительно ухудшается.
Вторичные потребности
В отличие от того, что происходит с первичными потребностями, отсутствие вторичных потребностей не представляет прямой опасности для нашей жизни или физического здоровья.
Однако отсутствие любого из этих элементов очень негативно сказывается на нашем психическом благополучии. Таким образом, их прикрытие также необходимо для удовлетворительного существования.
В этом разница между классификациями Маслоу и Мюррея. Хотя оба говорят об аналогичных элементах категории вторичных потребностей, конкретные элементы, которые они включают в себя, немного отличаются.
Таким образом, Маслоу говорил о пяти типах вторичных потребностей, которые были классифицированы в форме пирамиды. Для этого исследователя необходимо выполнить те, которые находятся ниже в иерархии, прежде чем переходить к следующим. Пять категорий: безопасность, принадлежность, признание, самоактуализация и познание.
Мюррей, с другой стороны, называл вторичные потребности «психогенными». Для автора все они имеют одинаковое значение, поэтому мы обычно стараемся осветить их одновременно. В эту группу входят следующие категории: амбиции, материализм, сила, привязанность и информационные потребности.
Примеры
Далее мы более подробно рассмотрим классификации, которые создали Маслоу и Мюррей по первичным и вторичным потребностям человека.
Пирамида Маслоу
В своей теории Маслоу считал, что необходимо удовлетворить потребности более низких уровней, прежде чем вы сможете перейти к следующему. Таким образом, если, например, кто-то не удовлетворяет свои потребности в еде, у него не будет времени беспокоиться о своих отношениях с родителями.
Всего Маслоу первоначально говорил о пяти различных потребностях: базовых, безопасности, принадлежности, признании и самореализации. Позже он добавил дополнительную категорию, в которую входят когнитивные потребности. Далее мы посмотрим, из чего состоит каждый из них.
Основные потребности
Как мы уже видели, Маслоу считал первоочередными потребностями голод, жажду, сон, а также потребность в приюте и сексе.
Все они работают дефицитно; то есть люди мотивированы преследовать их, когда нам не хватает любого из этих элементов. Более того, они могут быть удовлетворены на мгновение.
Потребности в безопасности
Хотя это не так важно, как основы, потребности в безопасности чрезвычайно важны и вызывают очень высокий уровень мотивации. Таким образом, если кто-то живет в районе, где совершается много преступлений, они будут очень заинтересованы переехать или найти способ защитить себя.
Потребности в членстве
Следующий уровень иерархии Маслоу относится к потребности людей принадлежать к группе, а также проявлять и получать привязанность. Отсутствие тесных связей с друзьями, семьей или партнером может вызвать такие негативные последствия, как депрессия, беспокойство или социальная фобия.
По словам Маслоу, иногда потребности в принадлежности могут быть настолько сильными, что заставляют нас принимать решения, противоречащие предыдущим категориям, из-за эффекта социального давления. Однако в конечном итоге наши главные потребности и потребности безопасности всегда преобладают над ними.
Потребность в признании
Помимо принадлежности к группе, люди должны чувствовать, что их ценят как другие люди, так и мы сами. Маслоу сказал, что эти два компонента образуют четвертую группу потребностей, связанных с признанием.
С другой стороны, психолог сказал, что сначала нам нужно, чтобы нас ценили другие, и только потом мы можем беспокоиться о повышении собственной самооценки.
Потребность в самореализации
Маслоу считал, что для достижения этого уровня необходимо не только удовлетворить все предыдущие потребности, но и полностью их освоить. По его словам, большинство людей не могут функционировать на этом уровне очень длительные периоды времени.
Познавательные потребности
Наконец, Маслоу добавил категорию, отдельную от остальных, которая создается одновременно со всеми остальными. Речь идет о нашей потребности искать истину, исследовать и лучше понимать мир и самих себя. Эта мотивация присутствует всегда и никогда не может быть полностью удовлетворена.
Теория Мюррея
В отличие от Маслоу, Мюррей считал, что все вторичные или психогенные потребности одинаково важны. Сосредоточение внимания на одном или другом будет зависеть от таких факторов, как личность каждого человека или момент в жизни, в котором он находится.
Далее мы увидим категории, на которые Мюррей разделил вторичные потребности человека.
Амбиции потребности
Потребности в этой категории связаны с достижениями и внешним признанием. Чтобы покрыть их, необходимо не только достичь социального статуса и показать свои победы остальному миру, но и достичь целей, преодолеть препятствия и добиться успеха.
Материалистические потребности
Эта вторая категория ориентирована на приобретение, строительство и удержание материальных активов. Таким образом, для их выполнения необходимо приобретать предметы или создавать их своими руками, следя при этом, чтобы мы их не потеряли.
Энергетические потребности
Власть нуждается в сосредоточении на обретении собственной независимости и контроле над другими людьми. К этой категории относятся сопротивление внешнему влиянию, стремление к автономии, агрессия, доминирование и сотрудничество.
Потребности в любви
Эта категория посвящена нашему стремлению быть любимыми и любить других. У нас есть потребность искать компанию других людей, поддерживать с ними связь, заботиться о них и о нас. Более того, Мюррей также считал, что в эту категорию попадают развлечения.
Информационные потребности
Наконец, Мюррей считал, что людям также необходимо приобретать знания об окружающем мире и делиться ими с другими. Таким образом, наше врожденное любопытство будет частью этой последней категории потребностей, которая также будет включать в себя склонность учить других тому, что мы узнали.
Ссылки
Ринэнцефалон: что это такое, части и их функции в головном мозге
Паркинсоническая походка: характеристика и лечение
Человеческий род не смог бы выжить без пищи, тепла, воздуха. Для нормального функционирования мы постоянно в чем-либо нуждаемся, нам что-то требуется. Получения желаемого доставляет удовольствие, приводит к ощущению радости жизни.
Что такое потребности
Ключевым словом в определении понятия потребности является «нужда».
С учетом данного определения нуждаемость, чтобы стать потребностью, должна отвечать следующим признакам:
Система потребностей также формируется по особым правилам:
Нужда характерна для всех живых существ на планете. Но, чем более развит вид, тем выше уровень потребностей. Дереву достаточно питательных веществ из земли, света солнца, дождевого полива. Человеку, как высокоразвитому животному требуется намного больше.
Чем старше человек, тем обширнее перечень того, что требуется. Младенец вполне обойдется без вещей, которые необходимы взрослому человеку.
Потребности – строго иерархичная структура, одни – первичны, другие-вторичны.
Поступки людей продиктованы наличием определенной потребности, которые являются основным мотиватором деятельности. Мотивация к получению желаемого двигает человека вперед, заставляет действовать. Все что создано людьми за всю историю человечества в политике, экономике, искусстве, науке – это результаты деятельности по удовлетворению потребностей.
Невозможность реализации потребностей может привести к зависимости от их значимости для индивида и к таким различным последствиям:
Таким образом, к потребностям следует прислушиваться и стараться их реализовать.
Какие потребности есть у человека
Основные потребности
Эта группа является жизненно важной для человека, как биологического вида. Базовые нужды делятся на две группы.
Физиологические | Экзистенциональные |
---|---|
Дыхание, питание, жажда, сон, отдых, продолжение рода, жилище. | Комфорт, социальная и правовая безопасность, наличие занятости и т.д. |
Физиологические базовые потребности подлежат удовлетворению в первую очередь, так как без них невозможно само существование. Перечисленные вещи и явления присущи человеку с первобытных времен.
Человек старается сделать процесс удовлетворения базовых нужд более комфортным. Если на начальном этапе развития человеческого рода одеждой служили шкуры животных, то сегодня для того, чтобы одеть нас работает целая индустрия.
Потребности экзистенции (существования) появляются по мере взросления индивида и определения им своего места в социуме.
Второстепенные потребности
Если группа первичных нужд необходима для выживания, заложена на генетическом уровне, то вторичные потребности обуславливают определенный уровень качества жизни человека и приходят, трансформируются с жизненным опытом.
В числе вторичных потребностей в теории выделяют следующие:
Таким образом, первичные потребности являются врожденными и обусловлены физиологией, а вторичные носят психологический характер и развиваются в течение всей жизни.
Виды потребностей
Потребности можно классифицировать по различным основаниям, которых в теории психологии достаточно много. Основные типы деления потребностей представлены в следующем разделе.
Если обобщить все имеющиеся теории, то следует выделить три базовых вида человеческих нужд.
Биологические или физиологические
В числе врожденных потребностей человека, заложенных на генетическом уровне, выделяются такие как:
Названные вещи необходимы любому живому существу. Этот набор потребностей практически не видоизменился со времен сотворения мира, поскольку с точки зрения физиологии, мы такие же как миллионы лет назад. Человек стремится к их реализации в первую очередь и незамедлительно.
Духовные
Экзистенциональные нужды исходят из системы общечеловеческих духовных ценностей, в их числе: красота, милосердие, умиротворенность, гармония, покой, искусство. Духовные потребности у каждой личности свои (в отличие от биологических) и меняются с течением времени и приобретением опыта.
В числе духовных потребностей выделяются следующие:
Реализация духовных потребностей может осуществляться через самые простые вещи. К примеру, человек уезжает на природу и сидит с удочкой, ловя рыбу. В это время он рефлексирует, успокаивается, приобретает душевную гармонию, удовлетворяя свою потребность в умиротворении и составлении планов на будущее.
Социальные
Этот вид потребностей направлен на понимание своего места в социуме, связан с коллективами людей, социальной и экономической активностью.
Примеры социальных потребностей:
Идентификация личности. Человек позиционирует себя как часть общества с общими присущими социуму или отдельной группе чертами. В тоже время он осознает себя индивидуальной единицей с набором конкретных качеств и характеристик.
Самоутверждение. Мы хотим быть довольны собой, теми действиями и поступками, которые совершаем. Также человеку важно ощущать себя значимым в обществе, пользоваться уважением и одобрением со стороны других людей.
Альтруистические устремления. Индивид гордится поступками, направленными на оказание помощи и содействия другим людям или живым существам. Он нуждается в том, чтобы быть нужным, полезным, даже в условиях отказа от собственных интересов.
Все перечисленные виды потребностей взаимопроникающие, они дополняют друг друга, одни вытекают из других. Например, удовлетворив духовную нужду в получении профессии, мы стремимся достичь в работе успехов, за которые нас похвалят, а это уже социальная потребность.
Классификации потребностей
В теоретической психологии предлагается множество классификаций потребностей. Одну из них мы уже рассмотрели выше: физиологические, социальные и духовные, это основные группы потребностей.
Зарубежные исследователи не столько классифицировали потребности, сколько предлагали их конкретный список.
Некоторые ученые выделяли в самостоятельную группу так называемые невротические потребности, отсутствие удовлетворения которых способно привести к психическим заболеваниям. В их числе: отсутствие социальной и межличностной справедливости, потребность в поддержке и эмпатии, в признании, в обладании чем-либо.
В России принята классификация потребностей, которая делит их на следующие уровни:
Как видим, количество потребностей человека многочисленно, полного их перечня на сегодня нет, имеются только обобщенные группы и виды. Самой известной теорией, расставившей все виды нужд человека в порядке приоритетности является «Иерархия потребностей Абрахама Маслоу».
Психолог нарисовал целую пирамиду, где потребности обозначены в порядке их возрастания. Вот как она выглядит.
Маслоу уверял, что пока человек не удовлетворил потребностей самой широкой части пирамиды, он не будет стремиться к получению благ с высших уровней. К примеру, если человек голоден, то ему не до общественного признания. Голод он рассматривал не только применительно к пище, но и ко сну, жажде, сексу и т.д.
В обратную сторону это правило у Маслоу не работает: индивид, реализовавший потребность в уважении и признании все равно нуждается в пище и сне.
Теории ученых
Потребности являются одним из ключевых понятий в психологии, поскольку на них завязаны и мотивы поступков человека, и формирование образа жизни и наличие невротических переживаний. Теорий проблем потребностей в мире достаточное число.
Суммируя имеющиеся знания обозначим природу потребности, как ее понимали разные ученые:
Изучением природы потребности мыслители занимались и до фундаментальной науки. Так, индийские йоги первыми обозначили наличие у человека семи чакр, каждая из которых отвечает за удовлетворение конкретной потребности. Философы Демокрит и Платон считали нужды людей основным двигателем прогресса, позволившим сформировать привычку к труду и внятную речь.
Платон первым разделил потребности на низшие (физиологические) и высшие (духовные), полагая, что последние должны усмирять первые. Ученый полагал, что возникновение государственности обусловлено необходимостью организации людей для разделения труда с целью наилучшего удовлетворения потребностей.
В России проблемами возникновения и реализации благ занимались М. Ломоносов и Н. Чернышевский, который обосновал взаимосвязь между познавательной деятельностью человека и его потребностями.
Но как отдельная тема в науке проблема потребностей обозначилась в начале 20 века. Фундаментальную системную работу впервые провел А. Маслоу, американский ученый, который и придумал пирамиду потребностей.
Мы от животных отличаемся умом,
Но вот инстинкты в нас порой сильнее.
И коль собаки ты последней голоднее
Иль секса долго не имеешь,
То вряд ли сможешь думать о другом,
О более возвышенном, святом.
Как зверь на всех бросаться будешь,
О принципах морали позабудешь.
В грехи тягчайшие готов впадать,
Чтоб только плоти потакать.
Теория Маслоу является основополагающей, но в то же время ее отдельные постулаты подвергаются сомнению. К примеру, как объяснить подвиги солдат во время войны? Голодные и холодные, они шли в бой ради великой духовной цели – победы. Большинство ученых сходились в мнении о том, что потребность является единственным мотиватором для активной деятельности и движет общество вперед.
Формирование потребностей человека
С учетом рассмотренной классификации потребностей можно говорить об особенностях их формирования. Базовые физиологические потребности являются врожденными, переданы нам на генетическом уровне. Человек с ними проживает до самой смерти, без их получения он погибает физически.
Такие потребности нельзя запретить, или насадить насильственно. Первичные нужды не могут быть плохими или хорошими, чистыми или грязными. Недостойными можно считать только способы и методы их удовлетворения. К примеру, человек использует вместо туалета общественное пространство.
Первичные духовные потребности также появляются на свет вместе с человеком. Наличие в жизни любви, близких людей, гармонии, самореализации обязательны для его психического здоровья. Конечно, без перечисленных благ человек не погибнет, но надолго застрянет в рефлексии и фрустрациях.
Вторичные потребности формируются у индивида в несколько этапов.
Младенчество
Все физиологические нужды малышу обеспечивают его родители. Поскольку у ребенка происходит контакт со взрослыми у него еще до полугода возникают социальные потребности: он улыбается, разглядывает погремушки, идентифицирует мать и отца.
Ранее детство
Дошкольный период, младший школьный возраст
Подростки
На базе оформившейся сексуальной потребности появляются нуждаемость в лице противоположного пола, романтических переживаниях. Нуждаемость в коммуникациях смещается в сторону ровесников, друзей. Родные отходят на второй план.
Считается, что к окончанию подросткового возраста все основные потребности у человека уже оформлены. Дальнейшее их развитие происходит через изменение их содержания и способов достижения.