Что такое смрити и шрути

ШРУТИ И СМРИТИ

Индусы разделяли всю свою древнюю литературу на две части, в действительности обозначавшие два периода: шрути, то есть слышанное, что не было делом одного человека или какой-либо личности (человеческой или божественной), и смрити, то есть воспоминаемое, которое всегда признавалось делом личности (человека или бога). Шрутам (или шрути) впоследствии получило значение откровения, как мы понимаем это слово; а смритам (или смрити) охватывало все, что признавалось имеющим только человеческий авторитет, так что если происходит столкновение между шрути и смрити, то последнее (предание) должно было сразу уступить шрути (откровение).

Любопытно, однако, отметить, что откровенная литература индусов, например гимны Ригведы, в позднейшее время приписывались отдельным семьям, даже отдельным поэтам, хотя некоторые из имен этих поэтов очевидно выдуманные. Но даже эти фиктивные поэты не считались создавшими или составившими поэмы, а только видевшими их, когда они были открыты им высшей силой, обыкновенно называемой Брахманом, или Словом. То, что мы называем философией в ее систематической форме, с индийской точки зрения не есть откровение (шрути), а принадлежит к смрити (предание). Мы обладаем ею в старательно составленных и систематически разработанных учебниках, в кратких изречениях (сутры), и в метрических кариках, приписываемых авторам, о которых нам ничего не известно, и сопровождаемых обширными комментариями или отдельными трактатами, составляющими якобы результат непрерывной традиции, идущей с очень древнего времени, восходящей до сутр или даже до брахманского периода; в теперешней их форме они несомненно произведения средневековых или новых писателей. В сутрах система философии полна и разработана до мельчайших подробностей. Нет ни одного философского вопроса, который не был бы ясно и прямо изложен в этих кратких сутрах. Стиль сутр, хотя и несовершенный с литературной точки зрения, был бы бесценным в других философских системах, вроде систем Гегеля или Платона. Мы бы тогда всегда знали, с чем имеем дело, и мы не услыхали бы тогда о философе, на своем смертном одре объявившем, что никто не понял его, не знали бы враждебных школ, ссылающихся на одного и того же учителя. Для всякого, внимательно читавшего сутры, одно должно быть совершенно ясным: они составляют конечный результат продолжительного изучения философии – изучения, которым занимались люди в течение целых веков в лесах и пустынях Индии. Идеи, общие всем системам индийской философии, значительное количество технических терминов, общих во всех системах или свойственных одной системе, не оставляют никакого сомнения по этому предмету. Нельзя сомневаться и в том, что в течение долгого времени философское мышление Индии воплощалось в том, что я называю литературой мнемонической. Письмо для литературных целей было не известно в Индии до появления буддизма; даже на буддийских соборах, установивших священный канон (Трипитака), мы не слышим ничего о бумаге и чернилах, а только об устном или даже музыкальном изложении. Само название собора было сангхика или махасангхика (пение хором), и различные части канона не были записаны, а заучивались отдельными личностями. Если возникал спор относительно истинного учения Будды, то он не решался ссылкой на какие-нибудь рукописи, а обращались к кому-нибудь из членов сангхи, знавшему текст наизусть. В настоящее время утверждают, что южный канон был записан только в первом веке до н. э., около 80-го года, при царе Ва-ттагамани. В этом отношении ничего не может быть яснее, как запись в летописях Цейлона: «До этого времени мудрые монахи передавали тексты Трипитаки устно, а также и аттхакатхи (комментарии). В это время монахи, заметив упадок сущности (а не рукописей), собрались и, чтобы закон мог сохраниться долгое время, заставили записать его в книгах». Нам трудно представить себе подобное положение дел, но если мы желаем составить надлежащее представление об умственном состоянии Индии в добуддийские времена, нам нужно приучаться к идее, что тогда все, что можно назвать литературой, было только мнемоникой, сохраняемой особой и строгой образовательной дисциплиной и, конечно, подвергавшейся всем неизбежным случайностям устной традиции. Этот период мнемоники был в философии таким же, как и в других отраслях литературы, и если нам приходится начинать изучение индийской литературы с сутр, то и эти последние должны рассматриваться как конечный результат продолжительной и непрерывной философской деятельности, передаваемой только на память.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Смрити

Смрити Богооткровенные писания, дополняющие шрути – изначальные ведические писания (Веды и

Шрути

Шрути Знания, приобретенные методом слушания духовного учителя, изначальные ведические Писания (Веды и Упанишады), данные человечеству Самим Верховным

Смрити

Смрити Богооткровенные писания, дополняющие шрути – изначальные ведические писания (Веды и

Шрути

Шрути Знания, приобретенные методом слушания духовного учителя, изначальные ведические Писания (Веды и Упанишады), данные человечеству Самим Верховным

Смрити

Смрити Богооткровенные писания, дополняющие шрути — изначальные ведические писания (Веды и

Шрути

Шрути Знания, приобретенные методом слушания духовного учителя, изначальные ведические Писания (Веды и Упанишады), данные человечеству Самим Верховным

Источник

Шрути и смрити

Индуизм (санатана-дхарма) многообразен как и сама жизнь, что нашло своё отражение в письменных источниках данного учения. Всё это живое многообразие можно лишь условно поделить на две категории – Шрути и Смрити. Слово «Шрути» переводится как «услышанное», это трансцендентное знание, которое существовало всегда и было лишь записано человеком. К Шрути обычно относят Веды и связанные с ними Брахманы, Араньяки и Упанишады, а также Агамы (Тантры).

Что такое смрити и шрути. Смотреть фото Что такое смрити и шрути. Смотреть картинку Что такое смрити и шрути. Картинка про Что такое смрити и шрути. Фото Что такое смрити и шрути

Санскритское слово véda означает «знание», «мудрость» и происходит от корня vid-, «знать», «видеть» или же «ведать». Это знание долгое время передавалось в устной форме в жреческих семьях и лишь в начале Кали-юги было записано. Как записанные тексты Веды традиционно связываются с мудрецом Вьясой, хотя на этот счёт есть и другие мнения. Каждая из четырёх Вед («Ригведа», «Яджурведа», «Самаведа» и «Атхарваведа») имеет четыре раздела: гимны, ритуалы, толкования и философские поучения. Древнейшими и сердцевинными частями Вед являются четыре Самхиты, или «собрания гимнов». Они состоят из воззваний к Единому Божественному в его разных формах, а также из молитв о браке, потомстве, процветании, домашних ритуалов, магических заклинаний и многого другого.

Кроме своей Самхиты каждая Веда включает в себя одну или две Брахманы и Араньяки, которые служили для практического применения знаний, изложенных в Ведах. Брахманы (тексты для брахманов) являются в первую очередь руководством по обрядам, Араньяки (для лесных отшельников) содержат описания ритуалов для людей, живущих за пределами людских поселений, а Упанишады (для саньяси) комментируют тексты Самхит. Последние написаны в форме метафизических диалогов и представляют собой большой класс литературы. Выделяют 108 основных Упанишад (т. н. канон Муктика), хотя только 11 из них относятся непосредственно к Ведам. Многие Упанишады содержат детальные описания йогических практик. В целом в них прослеживается тесная связь ведизма, тантризма и йогической традиции.

Слово «Агама» происходит от санскритского глагола «гам» («идти», «постигать») и означает знание, нисходящее от Высшего Божества. Существуют шиваитские, шактистские и вайшнавские Агамы. В шиваитских Агамах высшей реальностью провозглашается Шива. В Шакта-агамах (Нигамы, Тантры) как верховному божеству поклоняются Шакти – супруге Шивы и божественной матери Вселенной. В вайшнавских Агамах верховным Богом провозглашается Вишну. Шиваитские и шактистские Агамы построены в виде диалогов Шивы и Шакти, причем в Агамах Шива выступает в роли Гуру для Шакти, а в Нигамах наоборот – Богиня сама объясняет тантрическое учение Шиве, отвечая на его вопросы. Агамы также имеют вспомогательные тексты, такие как Упагамы и Паддхати, в которых излагается древняя мудрость. (Взяла абзац из нашего словаря без изменений, нужно переписать по-своему?)

Термин «Смрити» означает «запомненное» и связан с человеческим опытом постижения божественного. Тексты Смрити уточняют универсальное знание Шрути в рамках определённой традиции, например шактистской или вайшнавской. В отличие от текстов Шрути, Смрити могут быть написаны не только на санскрите, но и на современных языках. К Смрити относятся Веданги и Упаведы, а также Пураны и Итихасы, которые ещё называют пятой Ведой.

Тексты Веданг расширяют Веды и показывают, как применять их знания на практике. Например, Джйотиша-веданга определяет благоприятное время для священных ритуалов, Кальпа-веданга описывает публичные ритуалы в Шраута-шастрах, домашние ритуалы в Грихья-сутрах и религиозный закон – в Дхарма-шастрах. Четыре другие Веданги посвящены фонетике, грамматике, поэзии и происхождению слов, что важно для правильного проведения ритуалов.

Что такое смрити и шрути. Смотреть фото Что такое смрити и шрути. Смотреть картинку Что такое смрити и шрути. Картинка про Что такое смрити и шрути. Фото Что такое смрити и шрути

Упаведы также излагают глубокие науки, например, артхаведа посвящена управлению государством, аюрведа – медицине и здоровью, дханурведа освещает военную науку, гандхарва-веда – музыку и искусства, а стхапатьяведа объясняет архитектуру. Кроме того, есть «Кама-сутра», в которой подробно описываются эротические удовольствия.

Слово «Пурана» буквально обозначает «древнее (сказание)». Пураны – это тексты послеведийского периода, изначально написанные на санскрите. Как правило, Пураны излагаются в форме историй, они вмещают в себя этические и космологические учения о Боге, человеке и мире. Среди всех Пуран выделяют 18 главных, которые ещё называют Махапураны, и несколько десятков Упапуран (младших Пуран). Пураны делятся на группы, в зависимости от того, какое божество в них провозглашается главным: Вишну (Кришна), Шива, Брахма или Шакти (Деви).

Итихасы представляют собой произведения индийского эпоса, в качестве примера можно привести «Махабхарату» и «Рамаяну». «Махабхарата» – это легенда о двух древних династиях, великая битва которых на поле Курукшетра стала той сценой, на которой было разыграно действие «Бхагавад-гиты», возвышенного духовного диалога Арджуны и Кришны. «Рамаяна» рассказывает о жизни Рамы, царя-героя, которого почитают как идеал человека.

Кроме эпосов, легенд и дополнений к Ведам и Агамам, существует еще масса индуистских метафизических, йогических и религиозных книг. Классическими считаются главные тексты различных школ йоги, такие как Сутры Капилы, Патанджали, Джаймини, Бадараяны, Канады и Гаутамы. Как важные труды по йоге, почитаются «Йога-сутра», «Тирумантирам», «Йога-васиштха», «Шива-сутра», «Сиддха-сиддханта-паддхати», «Джнянешвари», «Хатха-йога-прадипика» и «Гхеранда-самхита». В литературе бхакти высоко ценятся «Бхагавад-гита», «Нарада-сутра», «Тирувасагам», «Вачаны» шивашаранов и гимны некоторых поэтов-мистиков.

В заключение можно сказать, что Шрути и Смрити, несмотря на существующую между ними разницу, призваны вести людей к одной цели – осознанию своего единства с Богом.

Источник

Что такое шрути и смрити?

Валентин Даценко

Что такое шрути и смрити?

Вся ведическая литература подразделяется на две категории: шрути и смрити. К категории шрути относятся четыре Веды со своими разделами: Самхиты, Брахманы, Аранйаки и Упанишады. К категории смрити относятся все остальные ведические произведения: Пураны, Итихасы и т.д.

Некоторые люди считают, что Веды – это только шрути, а смрити – это уже не ведическая литература. Такой образ мыслей характерен для того, кто ничего не понимает в ведической философии, не знает цели, к которой призваны привести людей шрути и смрити, не знает ведическую традицию и не следует тому, что написано в Ведах. Такие люди забывают, что Пураны и Махабхарату (смрити) составил тот же автор, что четыре Веды (шрути) – мудрец Вьяса; что шрути и смрити имеют единую цель; что Пураны и Итихасы называются пятой Ведой.

Тогда получается, что существует пять Вед, а не четыре?

Существует единая Веда, единое знание. Не так важно, на какое количество частей подразделяется единая Веда. Иногда в писаниях можно встретить фразу “три Веды”, иногда “четыре Веды”, иногда “пятая Веда”. Все эти разделения в большей или меньшей степени условны: шрути, смрити, Панчаратры и т.д. – все это условные разделения. Это разделение не имеет никакой принципиальной разницы. И шрути и смрити имеют одинаковую силу по утверждению истины. Содержащееся в них знание едино и истинно.

Разве нет никакого отличия между шрути и смрити?

Различие лишь в том, что в наше время смрити изучать гораздо проще, чем шрути. Людям слабого интеллекта, которые не обладают высокой нравственностью, не просто не рекомендуется, но даже запрещается изучать шрути. Поэтому в наш век мудрецы советуют изучать смрити, прежде всего – Пураны и Махабхарату. Изучая эти разделы ведической литературы и внедряя в жизнь наставления, которые в них изложены, современный человек может очень быстро прийти к совершенству, избавившись от всех страданий.

Понять единство и отличие шрути и смрити можно на примере условного разделения законодательства на категории “закон” и “кодекс”. Например Закон “О защите прав потребителей” или Уголовный Кодекс. Названия “закон” и “кодекс” – это условности. Эти две категории нормативно-правовых актов имеют абсолютно одинаковую юридическую силу. Просто сферы отношений, на которые распространяется действие законов и кодексов, немного отличаются, хотя и пересекаются друг с другом. И то, и другое – это закон государства, которому должны следовать граждане.

О фразе “Веды говорят…”

Традиция передачи ведического знания предполагала ссылки на Веды. Это напоминает прения в суде. Если сторона по делу хочет убедить судью в авторитетности своих утверждений, она должна цитировать закон.

Веды – это закон. Учителя не имеют права давать те наставления, которые не содержаться в писаниях. К примеру, учитель поучает ученика в нравственности: “Ты должен быть послушен своим родителями”. Если истинный учитель произносит какие-то слова, это означает, что он не сам придумал наставление, он узнал об этом из писаний или от своего учителя. Но корни всегда должны произрастать из писаний. В подтверждение своих слов о послушании перед родителями учитель может сказать: “Ты должен слушаться родителей. Об этом говорят Веды”. В этой фразе слова “Веды говорят” – это общая ссылка на писания, которая показывает, что учитель не придумывает ничего сам, а говорит на основе Вед.

Иногда комментаторы ведических писаний оперируют такими фразами: “В шрути сказано…”, “В смрити сказано…”. Это тоже обобщенная ссылка. Например, “В смрити сказано, что ты должен слушаться своих родителей”. Такое утверждение весьма традиционно и используется часто.

Более детальная ссылка выглядела бы так: “В Махабхарате сказано, что ты должен уважать своих родителей”. Еще более детальнее ссылка была бы с приведением номера стиха: “В Махабхарате 12.108.3 сказано, что ты должен уважать своих родителей”. Еще более детальнее ссылка была бы с цитированием санскрита: “Ты должен уважать своих родителей, об этом сказано в Махабхарате 12.108.3: мата-питрор гурунам ча пуджа баху”. Иногда в подтверждение сказанному учитель просто цитирует санскрит, не приводя дополнительной информации: “Ты должен слушаться родителей, мата-питрор гурунам ча пуджа баху”.

Все варианты ссылок будут правильными. Однако цитирование санскрита в подтверждение сказанному всегда указывало на образованность учителя. Цитирование санскрита в процессе обучение является наиболее традиционной формой обучения. В конце концов, Веды записаны на санскрите.

По словам великих учителей сама звуковая вибрация санскрита очень сильно очищает сознание. Поэтому не следует бояться и отвергать обилие санскрита в ведических книгах и лекциях, даже если мы его не понимаем. Такая передача знания является традиционной и в высшей степени авторитетной. Нет ничего сложного в том, чтобы со временем разобраться и понять основные санскритские слова, как например дхарма или гуру. Просто нужно настроится на образование.

Источник

Что такое смрити и шрути

Что такое смрити и шрути. Смотреть фото Что такое смрити и шрути. Смотреть картинку Что такое смрити и шрути. Картинка про Что такое смрити и шрути. Фото Что такое смрити и шрути

Веды (из санскрита – «знание», «учение») – это собрание древних священных писаний индуизма, которые были записаны на санскрите.

Индийские веды долгое время передавались в устной стихотворной форме. Они не имеют авторов, так как были «ясноуслышаны» святыми мудрецами. Веды апаурушея – несотворённые человеком, санатан – вечные, богооткровенные писания.

Этимология

Санскритское слово veda означает «знание», «мудрость» и происходит от корня vid–, «знать», родственного праиндоевропейскому корню ueid–, означающего «ведать», «видеть» или «знать».

Как существительное слово упоминается в «Риг–веде». Оно родственно праиндоевропейскому ueidos, греческому «аспект», «форма», английским wit, witness, wisdom, vision (последний от латинского video, videre), немецкому wissen («знать», «знание»), норвежскому viten («знание»), шведскому veta («знать»), польскому wiedza («знание»), латинскому video («я вижу»), чешскому vim («я знаю») или vidim («я вижу»), голландскому weten («знать»), белорусскому веды («знания») и русскому ведать, изведать, разведать, отведать, заведовать, ведение, ведун, заведующий, невежда, невежество.

Датировка и история написания Вед

Веды считаются одним из самых древних священных писаний в мире. Согласно современной индологической науке, Веды составлялись в течение периода, который продолжался около тысячи лет. Он начался с записи «Риг–веды» около XVI века до н. э., достиг своего апогея с созданием различных шакх в Северной Индии и завершился во времена Будды и Панини в V веке до н. э. Большинство учёных сходятся на том, что до того, как Веды были записаны, в течение многих веков существовала устная традиция их передачи.

Из–за недолговечности материала, на котором записывались Веды (для этого использовалась древесная кора или пальмовые листы), возраст дошедших до нас манускриптов не превышает нескольких сотен лет. Древнейшие манускрипты «Риг–веды» датируются XI веком. В Бенаресском санскритском университете хранится манускрипт, датируемый XIV веком.

Индийский брахман Бал Гангадхар Тилак (1856–1920), получивший европейское образование, обосновал концепцию, что Веды были созданы примерно за 4500 лет до н. э. Аргументы Б. Г. Тилака основаны на филолого–астрономическом анализе текста Вед. Выводы автора таковы: та картина неба, которую воспроизводят Веды, могла возникнуть лишь у людей, обитавших в приполярной области земного шара. В наши дни арктическая гипотеза сформулированная Тилаком находит всё больше поддержки среди учёных.

Классификация (деление)

1. Четыре Веды

Первоначально существовала одна Веда – Йаджур–веда – и она передавалась изустно, от учителя к ученику. Но около 5000 лет назад великий мудрец Кришна–Дваипайана Вйаса (Вйасадева) записал Веды для людей этого века, Кали–йуги. Он разделил Веды на четыре части по видам жертвоприношений: Риг–веду, Сама–веду, Йаджур–веду, Атхарва–веду и поручил эти части своим ученикам.

Ригведа (веда гимнов) – состоит из 10522 (или 10462 в другой версии) шлок (стихов), каждая из которых написана в определённом стихотворном размере, таком как гаятри, ануштуп и т. д. Эти 10522 стихов–мантр сгруппированы в 1028 сукт (гимнов), которые, в свою очередь, сгруппированы в 10 мандал (книг). Размер этих мандал неодинаков – например, во 2–ой мандале содержится 43 сукты, в то время как в 1–ой и в 10–ой – по 191 сукте. Стихи Ригведы на санскрите называются «рик» – «слово просветления», «ясноуслышанное». Все мантры Ригведы были открыты 400–ам риши, 25 из которых были женщинами. Некоторые из этих риши соблюдали обет безбрачия, в то время как другие состояли в браке. Ригведа в основном посвящена гимнам–мантрам, восхваляющим Господа и Его различные воплощения в форме божеств, наиболее часто упоминаемые среди которых – Агни, Индра, Варуна, Савитар и другие. Из божеств Троицы в Ведах в основном упоминается только Брахма (Брама, Господь–Творец), который в Ведах персонифицируется фактически как Сам Брахман (Бог). Вишну и Шива на момент записи Вед упоминаются только как второстепенные божества. Фактический текст – Ригведа–самхита.

Самаведа (веда песнопений) – сформирована из 1875 стихов, и большая ее часть, около 90%, дублирует гимны Ригведы. Гимы Ригведы отбирали для Самаведы по мелодичности звучания. Самаведа включает в себя мантры, которые служат для повторения священниками –песнопевцами удгатри.

Яджурведа (жертвенные формулы) – веда, состоящая из 1984 стихов, содержит мантры и молитвы, используемые при проведении ведических ритуалов. Позже из–за противоречий между многочисленными философскими школами Яджурведы она была разделена на Шуклаяджурведу (Светлая Яджурведа) и Кришнаяджурведу (Тёмная Яджурведа), и таким образом Вед стало пять. На момент записи Яджурведы из 17 имевшихся в древности сакх (ветвей) Шуклаяджурведы осталось 2; из 86 ветвей Кришнаяджурведы – 4. Примерно такое же соотношение утраченных текстов относится и к другим Ведам. В Атхарваведе, состоящей из 5977 шлок, содержатся не только гимны, но и всесторонние знания, посвящённые помимо религиозных аспектов жизни также и таким вещам, как науки земледелия, управления государством и даже вооружения. Одно из современных названий Атхарваведы – Атхарва–Ангираса, по имени святых мудрецов и великих магов этой линии. Так возникли четыре Веды, хотя иногда говорят о пяти Ведах с учётом разделения Яджурведы на Шуклаяджурведу и Кришнаяджурведу.

Атхарваведа (заклинания и заговоры) – веда жреца огня Атхарвана – самое древнее собрание индийских заговоров, сложенное из 5977 шлок, и созданное приблизительно в начале I тысячелетия до н. э. Атхарваведа не похожа на другие в том, что отражает бытовые стороны жизни древнейших людей, населявших Индию. Она повествует не о богах и мифах с ними связанных, а о человеке, его страхах, болезнях, его социальной и личной жизни.

2. Деление Вед на Самхиты, Брахманы, Араньяки и Упанишады

Все индийские веды состоят из основного текста – самхит, а также трёх дополнительных разделов: брахман, араньяк и упанишад. Эти дополнительные разделы большинство ведических учёных не считают частью текстов вед. Самхиты (основной текст) и брахманы относят к категории карма–канды, так называемого обрядового раздела. Араньяки (заповеди для лесных отшельников) и упанишады относятся к категории джняна–канды – разделу о знании. Самхиты и брахманы направлены на ритуальные практики, а основной темой араньяк и упанишад является духовное самоосознание и философия. Араньяки и упанишады являются базой веданты – одной из теистических школ индуистской философии.

Самхиты – сборники мантр, представленных в виде гимнов, молитв, заклинаний, ритуальных формул, чар и т. д.; обращены к пантеону богов и богинь, которые обозначаются санскритским термином «девы», что в буквальном переводе означает «светящиеся», «сияющие» и часто переводится как «небесные существа», «полубоги» или «ангелы». Основными девами ведического пантеона, которым посвящено больше всего гимнов и молитв, являются Рудра, Индра, Агни и Варуна. К каждой самхите примыкают три сборника комментариев: брахманы, араньяки и упанишады. Они раскрывают философские аспекты ритуальной традиции и вместе с мантрами самхиты используются в священных ритуалах. В отличие от основной самхиты эта часть Вед, как правило, изложена в прозе.

Брахманы – гимны и мантры, которые используются для проведения индуистских ритуалов. Они представляют собой ритуальные тексты, воспроизводящие детали жертвоприношений и говорящие о смысле жертвенного ритуала. Они связаны с самхитой одной из вед и представляют собой отдельные тексты, за исключением Шукла Яджур–веды, где они частично вплетены в самхиту. Важнейшая из брахман – Шатапатха–брахмана, которая принадлежит Шукла Яджур–веде. Брахманы также могут включать в себя араньяки и упанишады.

Араньяки – заповеди, созданные для отшельников, ушедших в лес. Соотносятся с «третьей стадией жизни», когда глава семьи, достигнув преклонного возраста, уходил в лес, становясь отшельником (ванапрастха), и предавался размышлениям. Каждая Араньяка как и соответствующая ей брахмана, относится к одной из трех вед. Например, к традиции Ригведы принадлежит Айтарея–брахмана, а к ней примыкает Айтарея–араньяка из 5 книг; с Яджурведой связана Шатапатха–брахмана, в которой содержится Брихад–араньяка (Великая Араньяка).

По содержанию, Араньяки, как и брахманы, раскрывают космологический смысл ведийского ритуала. Наряду с толкованием его деталей, в Араньяках содержатся богословские рассуждения об их глубинной сущности, о ритуале как механизме достижения бессмертия или познания Божественного начала. В Араньяках также можно найти представление о возможности замены «внешнего» ритуала «внутренним» (например, учение о «внутренней агнихотре» в Шанкхаяна–араньяке).

Сохранилось 4 Aраньяки: Айтареяараньяка, Каушитаки (Шакхаяна) араньяка, Тайттирияараньяка и Брихадараньяка.

Упанишады – это философские тексты, написанные на санскрите, которые являются итогом учения отдельных глав четырёх вед. Они учат нас не только принципам Атмавидьи (знания Атмана), но и освещают, как практически их постичь. Слово «упанишада» означает «постижение» и применение на практике начальных истин. Каждый текст связан с той ведой, в которой он встречается. Поучения упанишады часто подаются в контексте соответствующего ведического гимна или ритуала. Вместе взятые, упанишады имеют общее название «веданта». Они составляют раздел, относящийся к Высшей Мудрости. В традициях веданты упанишады упоминаются как богооткровенные священные писания, благодаря постижению которых обретается знание Брахмана (Абсолюта). Ранее насчитывалось 1180 упанишад, но, по прошествии веков, многие из них были забыты, и до наших дней дошли только 108. Десять упанишад приобрели особое значение как главные, или приближенные к «каноническим» упанишады. Оставшиеся 98 упанишад дополняют их и дают представление о различных вопросах миропознания.

По мнению учёных, составление брахман, араньяк и основных упанишад канона «мукхья» завершилось в конце ведического периода. Остальные упанишады, принадлежащие к канону «муктика», были составлены уже в послеведический период.

К писаниям на ведическом санскрите также принадлежат некоторые сутры, такие как веданта–сутры, шраута–сутры и грихья–сутры. Учёные считают, что их составление (около VI века до н. э.), вместе с появлением Веданг, ознаменовало конец ведического периода, после которого начали появляться первые тексты на классическом санскрите в период Маурьев.

3. Деление на Шрути, Смрити и Ньяя

Что такое смрити и шрути. Смотреть фото Что такое смрити и шрути. Смотреть картинку Что такое смрити и шрути. Картинка про Что такое смрити и шрути. Фото Что такое смрити и шрути

Традиционным является также деление ведических писаний на три группы:
Шрути, Смрити и Ньяя – услышанное, запомненное, выведенное логически.

Шрути (то, что постигают путём слушания): это 4 Веды (Риг-веда, Сама–веда, Яджур–веда, Атхарва–веда) и Упанишады – по преданию, были изначально получены Брахмой от Высшего Бога. Впоследствии были записаны на жреческом языке санскрите.

Смрити (то, что надо запомнить) – традиция, или то, что воспроизводится по памяти; то, что было осознано мудрецами, пропущено через себя, понято и объяснено. Термин обычно используется по отношению к текстам, дополняющим шрути – изначальные ведические писания. Существует много вариантов классификации писаний смрити. Как правило, к смрити принято относить:

Смрити были записаны на разговорном санскрите (лаукика–санскрите).

Ньяя – логика (Веданта–сутра и другие трактаты).

Дхарма–шастры

Вишну–смрити – одна из наиболее крупных дхармашастр.

Ману–смрити также известна как Ману–самхита, Манава–дхармашастра и Законы Ману – памятник древнеиндийской литературы, древнеиндийский сборник предписаний благочестивому индийцу в исполнении им своего общественного, религиозного и морального долга, приписываемый традицией легендарному прародителю человечества – Ману. Является одной из девятнадцати дхарма–шастр, которые входят в литературу смрити.

Итихасы

Махабхарата – (Великое сказание о потомках Бхараты, по имени царя Бхараты, потомка древнего царя Куру) – величайший древнеиндийский эпос.

Одно из крупнейших литературных произведений в мире, Махабхарата представляет собой сложный, но органичный комплекс эпических повествований, новелл, басен, притч, легенд, лиро–дидактических диалогов, дидактических рассуждений богословского, политического, правового характера, космогонических мифов, генеалогий, гимнов, плачей, объединенных по типичному для больших форм индийской литературы принципу обрамления, состоит из восемнадцати книг (парв) и содержит более 100 000 двустиший (шлок), что в четыре раза длиннее Библии и в семь раз длиннее Илиады и Одиссеи взятых вместе. Махабхарата – источник многих сюжетов и образов, получивших развитие в литературах народов Южной и Юго–Восточной Азии. В индийской традиции считается «пятой Ведой». Одно из немногих произведений мировой литературы, которое само о себе утверждает, что в ней есть всё на свете.

Бхагавад–гита (Божественная песнь)

– памятник древнеиндийской литературы на санскрите, часть Махабхараты, состоит из 700 стихов. Бхагавад–гита является одним из священных текстов индуизма, в котором представлена основная суть индуистской философии. Считается, что Бхагавад–гита может служить практическим руководством как в духовной, так и в материальной сферах жизни. Часто Бхагавад–гиту характеризуют как один из самых уважаемых и ценимых духовных и философских текстов не только традиции индуизма, но и религиозно–философской традиции всего мира.

Текст Бхагавад–гиты состоит из философской беседы Кришны и Арджуны, которая происходит на поле битвы Курукшетра, непосредственно перед началом Битвы на Курукшетре между двумя воюющими кланами Пандавов и Кауравов. Арджуна – воин и один из пяти братьев–принцев клана Пандавов – перед решающим сражением впадает в сомнение о целесообразности боя, который приведёт к смертям многих достойных людей, в том числе его родственников. Однако его колесничий – Кришна – убеждает Арджуну принять участие в битве, разъясняя ему его долг как воина и принца и излагая перед ним различные философские системы веданты и процессы йоги. Во время беседы, Кришна раскрывается перед Арджуной как Верховная Личность Бога, даруя Арджуне внушающее благоговение видение Своей божественной вселенской формы.

К Кришне, оратору Бхагавад–гиты, в тексте обращаются как к Бхагавану (Личности Бога). Стихи, используя насыщенную метафоричность, написаны в традиционной санскритской метрике, которую обычно поют, отсюда и название, которое переводится как «Божественная песнь».

На протяжении многих веков Бхагавад–гита является одним из самых почитаемых священных текстов и оказывает большое влияние на жизнь и культуру индийского общества. Повлияла она и на западную культуру, привлекая внимание таких выдающихся мыслителей, как Гёте, Эмерсон, Олдос Хаксли, Ромен Роллан и др. В России о Бхагавад–гите узнали в 1788 году, после того как её, впервые на русском языке, издал Н. И. Новиков.

Рамаяна (Путешествие Рамы)

– древнеиндийский эпос на санскрите, автором которого в традиции индуизма принято считать мудреца Валмики. Является одним из важнейших священных текстов индуизма канона смрити.

Согласно традиции индуизма, действие Рамаяны происходит в эпоху Трета–юга, около 1,2 млн. лет назад. Учёными Рамаяна датируется IV веком до н. э. В ней повествуется история седьмой аватары Вишну Рамы, чью жену Ситу похищает Равана – царь–ракшаса Ланки. В эпосе освещаются темы человеческого существования и понятие дхармы. Также как и Махабхарата, Рамаяна – это не просто обычная история. В ней содержатся учения древних индийских мудрецов, которые представлены посредством аллегорического повествования в сочетании с философией и бхакти. Персонажи Рамы, Ситы, Лакшманы, Бхараты, Ханумана и Раваны являются неотъемлемыми элементами культурного сознания Индии.

Рамаяна состоит из 24 000 стихов (480 002 слов – около одной четверти текста Махабхараты, что в четыре раза больше Илиады), которые распределены на семь книг и 500 песен, называемых «канды». Стихи Рамаяны составлены в метре из тридцати двух слогов, который называется ануштубх.

Рамаяна представляет собой один из важнейших памятников древнеиндийской литературы, который оказал огромное влияние на искусство и культуру как Индийского субконтинента, так и всей Юго–Восточной Азии, где Рамаяна приобрела большую популярность начиная с VIII века. Рамаяна была переведена на большинство современных индийских языков. Идеи и образы эпоса вдохновляли практически всех индийских писателей и мыслителей от Калидасы до Рабиндраната Тагора, Джавархарлала Неру и Махатмы Ганди.

Что такое смрити и шрути. Смотреть фото Что такое смрити и шрути. Смотреть картинку Что такое смрити и шрути. Картинка про Что такое смрити и шрути. Фото Что такое смрити и шрути

Пураны (Древняя былина)

– тексты древнеиндийской литературы на санскрите. В основном это писания послеведического периода, в которых описывается история вселенной от её сотворения до разрушения, генеалогия царей, героев и девов, а также излагается индуистская философия и космология. Большинство Пуран являются каноническими писаниями различных течений индуизма. Пураны в основном написаны в форме историй. В традиции индуизма составителем Пуран принято считать ведического риши Вьясу.

Самое раннее упоминание о Пуранах содержится в «Чхандогья–упанишаде» (7.1.2), где к мудрецу Нараде обращаются как к итихаса–пуранам панчамам веданам. «Чхандогья–упанишада» даёт Пуранам и Итихасам статус «пятой Веды» или «Панчама–веда». В Риг–веде слово «пурана» упоминается много раз, но учёные полагают, что в данном случае оно используется просто в значении «древний».

Существуют много текстов, которые называют «пураны». Наиболее значимыми из них являются:

В Индии Пураны переведены на местные языки и распространяются учёными–брахманами, которые их публично читают или рассказывают истории из них на особых собраниях, называемых «катха»,– странствующий брахмана останавливается на несколько недель в каком–нибудь храме и повествует истории из Пуран группам собирающихся специально для этой цели индусов. Эта религиозная практика в особенности характерна для традиций бхакти в индуизме.

Бхагавата–пурана

– также известна как Шримад–Бхагаватам или просто Бхагаватам – одна из восемнадцати основных Пуран, часть священных писаний индуизма категории смрити.

В Бхагавата–пуране описываются истории различных аватар Бога в материальном мире, причём Кришна предстаёт не как аватара Вишну, а как верховная ипостась Бога и источник всех аватар. В Бхагавата–пуране также содержатся обширные сведения по философии, лингвистике, метафизике, космологии и другим наукам. Она открывает панораму исторического развития вселенной, повествует о путях самопознания и освобождения.

В течение последнего тысячелетия Бхагавата–пурана является одним из основных священных текстов различных течений кришнаизма, где она рассматривается как четвёртый элемент в тройственном каноне основополагающих текстов теистической веданты, который состоит из Упанишад, Веданта–сутр и Бхагавад–гиты. Согласно самой Бхагавата–пуране, в ней изложена основная суть всех Вед и она является комментарием ведического мудреца Вьясы к Веданта–сутрам.

Веданга

Шесть вспомогательных дисциплин, относящихся к Ведам, традиционно называют Веданга (ответвления Вед). Учёные определяют эти тексты как дополнение к Ведам. Веданги объясняют правильное произношение и применение мантр в церемониях, а также содействуют правильной интерпретации ведических текстов. Эти темы излагаются в Сутрах, которые учёные датируют периодом, продолжавшимся от конца ведического и до появления Империи Маурьев. В них отразился переход от ведического санскрита к классическому санскриту. Шесть основных тем Веданги:

4. Деление по Кандам

Ведические тексты делятся на три категории (канды), соответствующие различным этапам духовной зрелости души: карма–канда, гьяна–канда и упасана–канда.

Карма–канда, к которой относятся четыре Веды и родственные писания, предназначена для тех, кто привязан к временным материальным достижениям и склонен к ритуализму.

Гьяна–канда, в которую входят Упанишады и Веданта–сутра, призывают к освобождению от власти материи, посредством отречения от мира и отказа от желаний.

Упасана–канда, к которой относятся главным образом тексты Шримад–Бхагаватам, Бхагавад–гиты, Махабхараты и Рамаяны предназначена для тех, кто желает постичь Личность Бога и обрести отношения со Всевышним.

Упаведы

Термин упаведа (второстепенное знание) используется в традиционной литературе для обозначения специфических текстов. Они не имеют отношения к Ведам, а просто представляют собой интересный предмет для изучения. Существуют различные списки предметов, которые относятся к Упаведе. Чаранавьюха упоминает четыре Упаведы:

В других источниках, к Упаведам причисляются также:

В Ведах можно найти также знания по логике, астрономии, политике, социологии, психологии, истории и т.д. Цивилизация многих народов в древности основывалась на Ведах, поэтому ее называют также ведической цивилизацией.

Ответы на некоторые вопросы

Что значит слово «мантра»?

Мантра это описание поставленной цели. Иными словами, это то, что пробуждает и поддерживает манану, т. е. исследование с помощью ума. Слог «ман» означает процесс исследования, и слог «тра» означает «способность переправить, освободить, спасти». В общем, мантра – это то, что спасает, когда ум сосредотачивается на ней. Когда проводятся обряды и ритуалы жертвоприношения, человек должен постоянно напоминать себе об их смысле и значении. Для достижения этой цели нужно повторять мантры. Но сегодня люди, которые проводят эти ритуалы, читают мантры механически, не осознавая их смысла. Когда мантры произносятся таким образом, они не приносят плодов! Человек может извлечь полную пользу от повторения мантр, только при ясном понимании их смыла и значения. Каждая Веда состоит из множества шакх (частей), и ведический учёный должен понимать направление и цель каждой шакхи.

В чём заключается суть Вед?

Суть всех Вед можно сформулировать так:

Что такое Упанишады?

«Упа–ни–шад» – буквальный перевод звучит так: «рядом»(упа), «внизу»(ни), «сидящим» (шады). Упанишады – это то, чему учил учитель ученика, который сидел рядом с ним. Смысл этого слова можно также расшифровать так – «то, что позволяет человеку приблизиться к Брахману». Упанишады находятся в конце Вед, поэтому их также собирательно называют Ведантой. Упанишады называют эти три пути кармы, упасаны и джнаны тремя йогами. Суть карма йоги заключается в том, чтобы посвящать все свои действия Богу, или совершать все свои поступки в качестве подношения Господу, чтобы угодить Ему. Упасана йога учит, как любить Бога всем сердцем, сохраняя чистоту и гармонию мысли, слова и дела. Если человек любит Бога ради исполнения своих мирских желаний, это нельзя назвать настоящей упасаной. Это должна быть любовь ради самой любви. Последователи джнана йоги рассматривают всю вселенную как проявление самого Бога. Убеждённость в том, что Бог пребывает во всех существах в форме Атмы, называется джнаной. Если сравнивать Самхиты с деревом, то Брахманы являются его цветами,– это незрелые плоды, а Упанишады – это спелые фрукты.

Зачем изучать Веды?

Каждое из живущих в мире существ стремиться обладать желаемым и избежать нежелательного. Веды дают указания, как достичь успеха в обоих направлениях. То есть, они содержат предписания относительно праведных и неправедных действий. Если человек будет следовать этим предписаниям, избегая запретных действий, он обретёт благо и избежит зла. Веды рассматривают как материальные вопросы, так и духовные, как этот мир, так и потусторонний. По правде говоря, вся жизнь проникнута Ведами. Мы не можем не следовать этим предписаниям. Слово «Веда» происходит от глагола «вид», что означает «знать». Поэтому Веды содержат всё знание, всю мудрость. Человек отличается от животных тем, что наделён знанием. Без этого знания он будет лишь животным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *