Что такое соборное богослужение
Особенности соборного служения литургии иереями с диаконом и без диакона
Священнослужители, служащие литургию, должны все вместе совершить входные молитвы перед литургией. Предстоятель в епитрахили, прочие священники без епитрахилей, но в камилавках, если имеют, диаконы в рясах, — целуют святой престол (при целовании надо снимать камилавку) и выходят из алтаря чрез северную и южную двери на солею.
На солее все священники становятся в один ряд пред царскими вратами, имея посреди себя предстоятеля. Предстоятель тихим гласом творит обычное начало: «Боже, очисти мя грешного» (трижды), и все священнослужители совершают крестное знамение и поясной поклон после каждого возглашения. Затем диакон тихо произносит: «Благослови, владыко». Предстоятель: «Благословен Бог наш». Диакон: «Аминь. Царю Небесный…», Трисвятое по Отче наш, и прочее по чину. Пред чтением тропаря: «Пречистому Твоему Образу» священники снимают камилавки [2] и, совершив метание или земной поклон (смотря по уставу дня), прикладываются к иконе Спасителя, а затем при чтении тропаря: «Милосердия сущи источник» — к иконе Божией Матери. За ними прикладываются диаконы. Затем все священники во главе с предстоятелем, преклонив главы, читают тайно: «Господи, низпосли руку Твою…», после чего кланяются друг другу: правая сторона левой, левая — правой, а предстоятель кланяется и направо и налево. Затем они все вместе кланяются народу и входят в алтарь, каждый по своей стороне. На правой стороне первым идет предстоятель. При входе в алтарь целуют икону Архангела или архидиакона на северной или южной двери алтаря. По входе в алтарь все прикладываются к престолу и приступают к облачению.
Проскомидию обычно совершает младший или чередной священник. По окончании проскомидии, на 6-м часе, диакон совершает полное каждение всего храма. Если нет диакона, каждение совершает священник, совершавший проскомидию.
Пред началом литургии священники занимают свои места по старшинству по сторонам престола. Предстоятель становится пред престолом, диаконы по правую и левую сторону от предстоятеля против передних углов престола. Предстоятель творит вполголоса «начал»: «Боже, очисти мя грешнаго». Все священнослужители вместе с ним трижды совершают крестное знамение и поясные поклоны. Затем предстоятель воздевает руки и с воздетыми руками читает молитвы: «Царю Небесный», «Слава в вышних Богу», «Господи, устне мои отверзеши». После каждой молитвы священнослужители совершают крестное знамение и поясной поклон, но никто, кроме предстоятеля, не воздевает рук и не читает вслух молитв. Далее, по чину Служебника, диаконы принимают от предстоятеля благословение на начало литургии.
Во время литургии служащим священникам не разрешается разговаривать друг с другом, оставлять свои места, читать тайные молитвы вслух или вполголоса. Возгласы после малых ектений до малого входа священники произносят по очереди.
Во время пения «Во Царствии Твоем. » или антифонов, когда придет время малого входа, предстоятель с диаконом совершают два поясных поклона. Предстоятель целует Святое Евангелие на престоле и вручает его диакону. Затем предстоятель и все священники совершают крестное знамение и поясной поклон; священники, кроме предстоятеля, целуют престол и, идут за диаконом по старшинству (впереди младшие) чрез горнее место и северные врата на солею. На солее священники занимают места в том же порядке, как стояли у престола в алтаре. Входное «Господу помолимся» и молитва входа совершаются тайно, без перерыва пения. На солее диакон, приняв у предстоятеля благословение на вход, подносит ему Евангелие для целования и по окончании пения «Блаженн» или антифонов, стоя у царских врат, произносит: «Премудрость, прости», несколько возвышая Евангелие. Диакон входит в алтарь и полагает Евангелие на престол. Священники, каждый на своей стороне, целуют только один образ: или образ Спасителя, или Божией Матери, входят в алтарь и встают на прежние места предстояния у престола. Предстоятель после них целует икону Спасителя на южной стороне царских врат, благословляет свещеносцев, целует икону Божией Матери на северной стороне царских врат и входит в алтарь. Все священники вместе с предстоятелем творят с крестным знамением поклон (престолу) и целуют престол.
После окончания пения тропарей и кондаков предстоятель произносит возглас Трисвятого: «Яко Свят еси, Боже наш». Диакон, выходя в царские врата и наводя орарь на народ, заканчивает: «и во веки веков». (Диаконского возгласа «Господу помолимся» пред «Яко Свят» не полагается произносить, хотя в практике и встречается это во многих местах.) Во время пения Трисвятого предстоятель тихо произносит: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» (трижды), независимо от пения, целует престол, отходит на горнее место и становится на южной стороне лицом на запад. Стоять и сидеть на горнем месте можно только архиереям. Прочие священники одновременно с предстоятелем также целуют престол и приближаются к горнему месту, становясь по старшинству по обе стороны горнего места.
Пред возгласом: «Мир всем» — предстоятель кланяется направо и налево сослужащим священникам. Второй священник, после окончания чтения Апостола, кланяется предстоятелю, идет к престолу и вручает диакону Евангелие. По прочтении диаконом Евангелия все священнослужители с горнего места идут на свои места, сделав поклонение горнему месту, а предстоятель принимает от диакона Евангелие и передает его второму священнику, который ставит Евангелие на престол между антиминсом и дарохранительницей.
На сугубой ектении, во время прошения о патриархе, предстоятель развертывает илитон и антиминс, оставляя неразвернутой только верхнюю половину антиминса, а на ектении об оглашенных при возглашении: «Открыет им Евангелие правды» два священника открывают верхнюю половину антиминса, крестятся и кланяются престолу, а затем предстоятелю.
Возглас по сугубой ектении произносит предстоятель, прочие возгласы до Херувимской произносят священники по очереди или по указанию предстоятеля.
На Херувимской песни только предстоятель воздевает руки и читает вслух: «Иже Херувимы…». Остальные священники молятся тайно.
На великом входе при соборных служениях предстоятель идет с потиром вслед за диаконом. Остальные священники исходят чрез северные двери за предстоятелем по старшинству (младшие в конце) и в таком порядке встают в ряд на амвоне лицом к народу. Диакон на солее возглашает: «Великаго господина и отца нашего (имя), Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков».
Предстоятель: «И господина нашего преосвященнейшаго (имя) (егоже епархия) да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков».
Второй священник: «Вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков». (Обычно последний заключительный возглас произносит предстоятель.) Добавлять иные возгласы для распределения их между всеми служащими священниками не рекомендуется. [3]
После возгласа на солее предстоятель добавляет полугласно: «Священство, диаконство ваше да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь». И входит в алтарь. Диакон и священники в ответ произносят также полугласно: «Священство (протоиерейство) твое да помянет Господь Бог…».
Пред пением Символа веры (когда хор поет: «Отца и Сына…») предстоятель, а за ним и все священники читают тайно: «Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя, Господь утверждение мое и прибежище мое», поклоняются престолу и каждый, подходя с левой стороны пред престол, целует дискос и потир (сверху покрова) и край престола пред собой, после же этого братолюбно целуют друг друга в оба плеча и правую руку. Старший говорит: «Христос посреде нас». Младший священник отвечает: «И есть, и будет»; целуют же они друг друга в «рамена» (плечи) в знак того, что они равно подлежат игу Христову и носят ярем Его на своих раменах.
Если в службе участвуют два или более диакона, то они целуют сперва каждый свой орарь в том месте, где изображен крест, потом целуют друг друга в рамена и говорят то же, что и священники.
После того как диакон скажет: «Двери, двери», предстоятель берет воздух со Святых Даров и, держа его над Дарами вместе с остальными священниками, колеблет вверх и вниз, чем изображается осенение благодатью Святого Духа, освящающего Святые Тайны.
После Херувимской песни и великого входа все иерейские возгласы произносит предстоятель. На евхаристическом каноне, согласно сложившейся практике во всех Православных Церквах, предстоятель произносит: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа…» лицом к народу и благословляет его рукой. Следующие возгласы: «Горе€ имеим сердца» и другие — лицом к престолу. Все остальные участвующие в приношении святейшей Жертвы священники во время евхаристического канона все молитвы и возгласы читают тайно. Начиная от Господних слов: «Приимите, ядите» и до конца слов «И сотвори убо…» предстоятель гласно, а остальные священники тихо, все должны произносить эти слова в одно и то же время, как бы одними устами (см. об этом указание в архиерейском Чиновнике).
При возношении Святых Даров на возгласе: «Твоя от Твоих» не полагается творить чашей креста над антиминсом. На «Изрядно» предстоятель кадит Святые Дары трижды по трижды.
Причащение. Пред причащением предстоятель вместе с сослужащими творит молитву: «Боже, очисти мя грешнаго» трижды с тремя поясными поклонами и, прочитав «Ослаби, остави. », все вместе творят земной поклон. [4] Предстоятель кланяется сослужащим и произносит: «Благословите мя, отцы святии, и простите мне грешному. ». Сослужащие также кланяются предстоятелю. После этого предстоятель, обратившись к западу, испрашивает прощения у молящихся, говоря: «Простите ми, отцы и братие». Затем со словами: «Се прихожду к Безсмертному Царю и Богу моему», он совершает второй земной поклон, целует край престола и левой рукой кладет себе на ладонь правой руки Пречистое Тело Христово, произнося: «Честное и Пресвятое Тело Господа и Бога и Спаса нашего…», и отходит на правую сторону престола, где стоял второй священник.
В это время все священники, стоящие на правой стороне, переходят на левую и становятся по старшинству для принятия Пречистого Тела по тому же чину, по которому действовал предстоятель. Второй священник, с таким же поклоном поцеловав престол, берет частицу, целуется с предстоятелем в правое плечо со словами: «Христос посреде нас» (предстоятель), «И есть, и будет» (младший священник), и снова возвращается по левой стороне престола и горнему месту и становится на правой стороне рядом с предстоятелем. Идти за спиной священников, имея в своих руках Пречистое Тело, не полагается. Поэтому священники, готовящиеся принять Пречистое Тело, должны отступить с левой стороны от престола на такое расстояние, которое нужно для прохождения священников, уже принявших в свои руки Пречистое Тело.
После второго священника подходит к дискосу третий священник и с теми же действиями обходит по горнему месту, становится возле второго; возле него становится четвертый священник, затем пятый и т. д.
Когда все священники примут в свои руки Пречистое Тело, предстоятель возвращается на свое место пред престолом и тихогласно, во услышание сослужащих, читает молитву: «Верую, Господи, и исповедую. ». По прочтении ее причащаются Святого Тела все священники одновременно с предстоятелем. [5]
Затем предстоятель причащается Святой Крови и призывает диаконов для преподания им Пречистого Тела по чину, указанному в Служебнике. (Старший диакон подходит и, сделав земной поклон, целует престол, подающую Причастие руку и плечо предстоятеля, принимает частицу со словами: «И есть и будет», отходит левой стороной и становится возле младшего священника; далее возле первого диакона становится с Причастием второй, третий и т. д.) Раздав диаконам Тело, предстоятель отходит к жертвеннику. Необходимо обратить внимание, что только на соборных служениях диаконы причащаются Пречистого Тела после священников. При служении же одного священника диакон причащается Святого Тела Христова одновременно со священником (см. Служебник).
После причащения предстоятеля Святой Крови подходят и прочие священники к чаше, но уже не с левой стороны, а с правой стороны престола один за другим по старшинству, при этом совершают поясной, а не земной поклон, произнося: «Се паки прихожду. », и затем, причащаясь, произносит: «Честныя и Святыя Крове… причащаюся аз…»
После всех, причастившись, младший священник причащает из чаши диаконов.
Теплоту и антидор после причащения принимают все священнослужители, кроме тех, кто будет потреблять Святые Дары после литургии.
Окончание литургии. При возгласе «Всегда, ныне и присно и во веки веков» предстоятель в царских вратах совершает чашей крест в воспоминание последнего благословения апостолов Господом Иисусом Христом на горе Елеонской пред Его вознесением на небо.
Во время ектении «Прости приимше» предстоятель, поцеловав антиминс и губу, складывает антиминс. Священники же подают Святое Евангелие предстоятелю. Во время возгласа «Яко Ты еси освящение наше» предстоятель творит крест Евангелием над антиминсом, целует Евангелие и возлагает на антиминс.
Заамвонную молитву обычно читает самый младший священник. Пред выходом он совершает крестное знамение, целует престол и кланяется предстоятелю. То же делает он, возвратившись в алтарь после прочтения молитвы. (Выходя на середину храма для чтения молитвы, он возглашает: «С миром изыдем».)
Если после «Буди имя Господне» предстоятель говорит слово, то весьма прилично всем священникам выйти на солею и слушать слово предстоятеля.
На отпуст выходят из алтаря на солею все священники. Отпуст с крестом в руке произносит предстоятель. Все сослужащие подходят ко кресту, а затем, возвратившись в алтарь, читают благодарственные молитвы и разоблачаются. [6]
При служении без диакона предстоятель совершает каждение во время чтения Апостола (по другой практике — младший священник), выносит Евангелие во время малого входа и читает Евангелие. Он же совершает каждение во время Херувимской.
На великом входе предстоятель выносит чашу и дискос, а следующие за ним священники несут крест, лжицу и копие. Предстоятель произносит: «Великаго Господина» (поминая Святейшего Патриарха), второй священник поминает правящего епископа; заканчивает поминовение предстоятель возгласом: «Вас и всех православных христиан».
Предстоятель творит все возгласы на евхаристическом каноне, начиная с «Мир всем» (после возгласа: «Милостию и щедротами») и до возгласа: «И да будут милости». Он же возглашает: «И сподоби нас, Владыко», выносит чашу, произнося: «Со страхом Божиим», и затем: «Всегда, ныне и присно». Заамвонную молитву читает младший священник.
|
[2] Священники, имеющие скуфьи и камилавки, придерживаются следующих правил относительно их употребления во время богослужения.
Пред литургией для чтения входных молитв священники исходят пред царские врата в камилавках и снимают их при чтении тропаря «Пречистому Образу», — когда надо целовать иконы и читать молитву «Господи, низпосли»; также входят в алтарь и целуют престол с открытой головой. Проскомидию принято совершать без камилавки или скуфьи.
Скуфьи и камилавки надеваются пред «Благословенно Царство», и в таком виде священники стоят до Евангелия, совершая и малый вход с покрытой головой по примеру архимандритов, совершающих этот вход в митрах.
На чтение Евангелия скуфьи и камилавки снимаются, а потом опять надеваются, и таким образом священники стоят до начала пения «Херувимской». Пред чтением: «Никтоже достоин» скуфьи и камилавки снимают и уже не надевают во все дальнейшее продолжение литургии до возгласа «Всегда ныне и присно» в конце литургии при последнем явлении Святых Даров народу. Поставив Дары на жертвенник, священник надевает скуфью или камилавку и в таком виде стоит до конца литургии.
[3] По существующей практике на юго-западе России остальные священники (распределив между собой) поминают еще: а) священство, монашество и весь причт церковный; б) благотворителей, благоукрасителей и жертвователей святаго храма (сего) и др.
[4] Если воскресный день, или святки, или дни от Пасхи до Пятидесятницы, или Преображение, или Воздвижение, то творят поясный поклон.
[5] По другой практике сослужащие священники, начиная со второго, приняв Святое Тело и придя на свое место, читают, каждый в отдельности, молитву «Верую, Господи, и исповедую», после чего причащаются Тела Христова. Предстоятель читает молитву и причащается после того, как все священники возьмут частицу Тела. (См. у архиеп. Антония Храповицкого. Разъяснения о причащении священнослужителей при соборном служении).
В Москве и др. местах существует еще и такая практика: предстоятель, прочитав молитву «Ослаби, остави» и испросив прощения, читает тихогласно в слух всех священнослужителей молитву: «Верую, Господи, и исповедую», после чего причащаются Святого Тела предстоятель и все священники по указанному чину.
[6] При совершении литургии «соборне» иереями без диакона великую и сугубую ектении произносит предстоятель, а прочие ектении произносят священники по очереди. Тот священник, который произносит ектению, он же произносит и возглас после ектении.
Соборование: как, где, когда и для чего?
Что такое Соборование? Для чего оно проводится? Как происходит? На все эти вопросы Вы найдёте ответ в нижепредложенной статье.
Что такое Соборование?
Соборование — одно из семи Таинств Православной Церкви. Соборование совершается для исцеления духовных и телесных недугов, а также дарует оставление тех грехов, о которых человек забыл. Совершается семикратным крестообразным помазыванием лба, ноздрей, щек, губ, груди и рук верующего освященным елеем, сопровождаемым чтением молитв, Апостола и Евангелия.
Соборование совершается при тяжелой болезни в течение всего года, а Великим постом все верующие стараются собороваться.
После соборования верующие стараются исповедаться (если не исповедались до) и причаститься.
Священник Андрей Дудченко: Соборование: Таинство исцеления души и тела
Таинство исцеления души и тела — такими словами можно передать суть таинства, которое известно у нас как Соборование, а в церковных книгах чаще называется Елеосвящением. Название «соборование» произошло от практики совершения этого таинства несколькими священниками — «собором».
Назначение таинства Соборования — всецелое исцеление человека. В молитвах, которые читаются при совершении таинства, неоднократно обращаются к Богу просьбы о прощении грехов страждущего и о его выздоровлении. Само телесное исцеление в молитвах таинства ставится в зависимость от исцеления душевного, для которого необходимо покаяние, то есть прощение грехов, соединенное с твердым обещанием исправить свою жизнь в соответствии с заповедями Божиими.
Для совершения таинства используются елей (растительное масло, по возможности — оливковое). Елей — один из древнейших религиозных символов. С глубокой древности это был не только продукт, употребляемый в пищу, но и лекарственное средство, и вещество для светильников, и косметическое средство. Изобилие елея воспринималось как знак Божия благословения. Елеем натирали тело, помазывали волосы. Елеем помазывали на служение пророков, священников и царей.
Еще святые апостолы помазывали елеем больных, молясь об их исцелении. Об этом пишет ап. Иаков: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак 14:15). Из этого текста видно, что уже в апостольское время была практика помазывания больных елеем, но, что важно отметить, исцеляющая сила приписывается не самому елею, а «молитве веры». Следствием этого священнодействия, по словам апостола, является исцеление тела и прощение грехов.
Традиционно совершают это таинство несколько священников, не обязательно семь. Но в исключительных случаях может совершить и один священник.
Прощаются ли при Соборовании грехи?
Несомненно, да, если человек внутренне раскаивается в них, — ведь именно с просьбы о прощении грехов начинаются молитвы об исцелении. Но важно помнить, что для покаяния в таких серьезных грехах, которые несовместимы с пребыванием в Церкви (таких как убийство, в т.ч. аборты, блуд и прелюбодеяние, в т.ч. сожительство в т.н. «гражданском браке», без регистрации, и отпадение от веры в разных формах, в т.ч. обращение к иным религиозным практикам, гадалкам, вызывание духов, разные формы магии и оккультизма, и других тяжких грехах по отношению к ближним) — требуется таинство Покаяния, которое для человека, совершившего тяжелые («смертные») грехи, по сути является таинством возвращения, вновь присоединения к Церкви. И совершенно нелепо представление о том, будто бы в Соборовании прощаются исключительно забытые грехи. В молитвах таинства нигде не говорится специально о «забытых» грехах, всегда речь идет о полном прощении и исцелении человека.
Соборование не гарантирует исцеления
Все зависит исключительно от воли Божией, и мы не можем вынудить Его поступить так, как мы считаем нужным. Как пишет прот. Александр Шмеман, вспоминая о том, как во время Своей земной жизни Иисус Христос сначала прощал грехи людям, которым затем даровал исцеление, «подлинное исцеление человека состоит не в восстановлении — на время! — его физического здоровья, а в изменении, поистине преложении его восприятия болезни, страданий и самой смерти… Цель Таинства в изменении самого понимания, самого принятия страданий и болезни, в принятии их как дара страданий Христовых, претворенных Им в победу» (из кн. «За жизнь мира»).
Над кем совершается таинство?
Из апостольского послания видно, что речь идет о таких больных, которые сами не могут прийти в храм. Однако уже с древности (с IV века) известна практика совершения Елеосвящения не в доме у больного, а в храме. Позже на Западе Соборование стали воспринимать как «последнее помазание», совершая его исключительно над умирающими. Для такого мнения нет оснований, ведь целью Елеосвящения является исцеление человека, а не предсмертное напутствие.
До сих пор среди православных богословов нет однозначного мнения, можно ли совершать Соборование над здоровыми людьми. Практика совершения массовых соборований в Великий пост, а порой — и в другие посты, распространилась в Русской Церкви лишь в последние годы, и, наверное, главная причина тому — материальные соображения: ведь не секрет, что совершение массового Соборования приносит ощутимую добавку к доходу священников (а доходы большинства священников далеки от уровня «среднего класса»).
Однако уже с Х века встречаются упоминания о том, что помазание совершалось не только над самим болящим человеком, жизнь которого находилась в серьезной опасности, но и всех находящихся в его доме. В одной из греческих рукописей XI века говорится о том, что наряду с болящим помазание могут принять не только его домочадцы: елеем помазывают даже дом, комнаты, двери, стены, потому что болезнь человека влияет на всех и все вокруг.
Общее соборование известно и в Греческой Церкви, откуда оно проникло на Русь. В XVII веке этот чин совершался в Великий Четверг и Великую Субботу. Один раз в году, после утрени Великого Четверга, совершалось общее Соборование и в Успенском соборе Московского кремля. При этом и в Греции, и на Руси при общем Соборовании помазывание совершалось не семикратно, как над больным, а только один раз — в конце чина.
Последнее время распространилась практика частого соборования людей, которые не имеют очевидных заболеваний. Совершается это под тем предлогом, что все мы «больны грехом». Это действительно так, но грешные люди должны прежде всего стремиться к покаянию и исправлению жизни, а не соборованию. Настоятель храма св. мученицы Татьяны при МГУ отец Максим Козлов по поводу этой практики задает справедливые вопросы: «Можно ли этой практике дальше развиваться или нужно положить ей предел? А если так, то каковы границы частотности для человека, не страдающего заболеваниями, для человека, страдающего заболеваниями, для психически больного человека. Или вопрос о соборовании детей. В синодальную эпоху детей до 7 лет не соборовали. На чем это основано? Можем ли мы согласиться с этим ограничением, сформулированным в синодальную эпоху или под ним нет никакого богословского серьезного обоснования, а просто связано с тогдашним строем церковной жизни?»
Эти вопросы еще требуют соборного церковного обсуждения и решения. Пока же практические рекомендации для прихожан могут быть следующими:
Хотелось бы узнать, миропомазание и елеосвящение – это одно и тоже или нет? И в чем основной смысл этих таинств?Татьяна
Миропомазание и елеосвящение – это два совершенно различных таинства. Таинство миропомазания совершается, как правило, сразу после таинства крещения, над младенцем или над взрослым. И в нем подаются дары Святого Духа, которые помогают нам возрастать и укрепляться в той новой духовной жизни, в которую, как правило, мы только что родились в купели крещения. В некоторых особенных случаях миропомазание совершается отдельно. Это, предположим, если мы принимаем в Православие человека из инославной конфессии, действительность крещения в которой мы признаем, но прочие таинства не считаем действительными. Предположим — из традиционных протестантов или из большинства старообрядческих направлений. Таким образом, к Православию были присоединены святая страстотерпица Царица Александра и ее царственная августейшая сестра святая преподобномученица Великая Княгиня Елисавета.
Таинство же елеосвящения или, по другому, соборования – это таинство, которое совершается над болящими, по слову послания апостола Иакова, с тем, чтобы по вере Церкви, по молитве Церкви, по молитве пресвитеров церковных, болящий получил исцеление или ослабление в своих недугах душевных и телесных. Также Церковь верит, что в этом таинстве нам дается прощение забытых, подчеркиваю, забытых, а не утаенных специально грехов. Как правило, в современной практике нашей Церкви православный христианин, даже если не недужится чем-то чрезвычайным, старается приступать к таинству елеосвящения (соборования) хотя бы один раз в год, Рождественским или Великим постом.
Безусловно, и от того и от другого таинства следует отличать то помазание освященным елеем, которое совершается во время Всенощной, и которое люди только подходящие к ограде церковной или недавно вошедшие в нее иногда воспринимают за некоторое священнодействие. Это есть лишь помазание святым елеем, который был благословлен той предыдущей Всенощной, когда совершалась лития; а во время литии совершается благословление пшеницы, вина, елея и предложенных хлебов. Вот этим самым освященным елеем совершается помазание регулярным образом на Всенощном бдении. Повторим, оно не является таинством церковным. Прот. Максим Козлов
Разве неправильно говорить, что соборуют только умирающих?Порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Это пережиток неправославного восприятия таинства как «последнего помазания» — что совершенно не соответствует Священному Писанию. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления.
Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования. Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Когда я вижу толпы людей, приходящих в храм на Соборование, то задумываюсь: а все ли они исповедуются, причащаются? Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет… Последствия тут могут быть весьма печальными– не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нeт! В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви.
Исцеление — это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни таинству Покаяния. Я думаю, отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда такие люди боятся этого таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность — исповедоваться, причаститься и собороваться. Нередко вызванный к умирающему священник сразу совершает три эти таинства, последовательно. Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться — но таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в таинстве Покаяния.
Протоиерей Валентин Асмус
Во время Великого Поста проходит Соборование, скажите, как правильно собороваться, нужно ли исповедываться перед этим или это не обязательно? И всем ли можно собороваться? Юлия
Ответ:
Уважаемая Юлия, соборование бывает не только Великим постом, но и другими постами. Бывает и по обращению людей в тех или иных недугах, ибо это таинство, которое и установлено в Церкви для того, чтобы мы получали исцеление в наших недугах душевных и телесных. Безусловно, полезно и разумно будет соединять таинство соборования с исповедью и с принятием Святых Христовых Таин, потому что по вере Церкви в соборовании также подается прощение забытых нами грехов, и естественно, человек, который поисповедовался, искренне очистил свою душу в таинстве покаяния, тот с большей для себя пользой и пособоруется.
Что касается того, кому можно, кому нельзя приступать к таинству соборования, то, конечно, к соборованию должны приступать люди, живущие регулярной церковной жизнью, для которых это не просто случайный заход в церковь, а часть их духовного в ней пребывания. Как частный случай можно сказать и о том, что помимо совершенно особенных ситуаций женщины в период регулярной немощи не приступают к соборованию, как и к любому другому таинству. Прот. Максим Козлов
Скажите, пожалуйста, как использовать елей и пшеницу, полученные после Соборования? Может ли елей использоваться не участвовавшим в таинстве?
Этого я как раз хотел бы спросить у Вас — как Вы собираетесь пользоваться елеем и пшеницей, полученными после Соборования? Потому что мы их раздаем только по усиленным просьбам прихожан. А в древности ничего после соборования не раздавали, но все сжигалось.
Можно мазать этим елеем больные места. Можно им пользоваться и тем, кто не соборовался (нет никаких указаний в уставе о том, что это запрещено), но только это не заменяет участия в Таинстве. Но обычно никто ничего не мажет, а потом люди спрашивают, куда девать прогоркшее масло. Так что в другой раз не смущайтесь, если все будут брать, а у Вас не будет такой необходимости — это не обязательно. С уважением, священник Михаил Немнонов.
Как часто можно собороваться?
По традиции соборуемся ежегодно. Более частое соборование едва ли уместно, если мы не заболели какой-либо внезапной и тяжелой болезнью. С уважением, священник Михаил Немнонов.
Знаю, что соборование проводят для тяжелобольных людей. Зачем это нужно здоровым?
Сергей Федорович
По существующей в Русской Православной Церкви традиции все христиане, даже здоровые, один раз в год, обычно во время Великого Поста, приходят в храм для совершения над ними Таинства Елеосвящения. Как писал православный писатель XIX века Евгений Поселянин, «вовсе не сказано, что болезнь должна быть смертельной, или чтобы человек находился в беспомощном состоянии. Не надо забывать, что в христианстве страдание душевное признается тоже болезнью… Итак, если я страдаю духом от смерти близких людей, от горя, если мне необходим какой-нибудь благодатный толчок, чтобы собраться с силами и снять с себя путы отчаяния, — я могу прибегать к соборованию. Но и в телесной болезни человеку необходимо обращаться к Богу с молитвой, не надеясь только на врача, который есть орудие Божиего Промысла».
Кроме исцеления от болезней, Таинство Елеосвящения дарует нам прощение забытых грехов (но не сокрытых сознательно). Из-за несовершенства памяти человек может исповедовать не все свои согрешения, поэтому не стоит и говорить, как велика ценность Соборования. Таинство Елеосвящения для того и существует в Церкви, чтобы человек, начиная лечить тело, не забывал о душе и о причине болезней — грехе. Перед Соборованием желательно исповедаться, а сразу после Соборования причаститься. Прот. Олег Кудряков
Я уже 3-й год принимаю участие в таинстве соборования Великим постом. В предыдущие годы прихожане всегда уносили с собой свечу, чтобы потом при необходимости молиться с этой свечой о здравии. В этом (2010) году священник сказал прихожанам, чтобы все оставили свои свечи в соборе. Некоторые объясняют это тем, что на службе присутствует много нездоровых людей, а свеча впитывает весь негатив, и при повторном использовании от нее будет уже не польза, а вред. Если можно ответьте пожалуйста так ли это? С уважением, Евгения.
Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:
Нет, это суеверие: свеча не впитывает никакого негатива, да и не приносит сама по себе ни вреда, ни пользы. Пользу мы получаем от молитвы, а не от свечи. Можно забрать свечу домой, можно оставить в храме – это неважно: традиции могут быть разными, и то, и другое допустимо. Дай Бог Вам здоровья!
С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко.
Меня мама заставляет идти на Соборование, а я не хочу. Ведь после этого нужно исповедоваться. Но ведь для того, чтобы исповедоваться, нужно ощущать потребность душевную, как я думаю. А я на данный момент её не ощущаю. И считаю, что без этого исповедоваться нет смысла. Подскажите, пожалуйста, что мне делать? Любовь, 17 лет.
Отвечает священник Антоний Скрынников:
Исповедь, как правило, происходит до соборования, а не после. Заставлять вас идти на соборование против вашей воли, конечно же, неправильно. Но с другой стороны, вы должны понимать, что ни одна мать не пожелает своему ребенку ничего плохого. Никакой первоклашка не хочет ходить в школу. Гораздо веселее играть целыми днями в солдатики и машинки. Когда мы вырастаем, мы начинаем понимать, какое же доброе дело сделали наши родители, дав нам образование.
Если вы не испытываете духовную потребность в покаянии, то это серьезный повод задуматься, что с вашей душей что-то происходит. Если мы не видим своих грехов и потребности в избавлении от них, то наша душа мертва. Если мы считаем нашу совесть чистой, то это признак короткой памяти.
Чтобы пробудить свою совесть, нужно читать Евангелие, духовную литературу, в том числе и об исповеди. На нашем сайте вы сможете найти большое количество литературы на эти темы (О соборовании, об исповеди).
С уважением, священник Антоний Скрынников.
Можно ли молиться при общем соборовании о человеке, который там не присутствует? Дело в том, что мой сыночек (ему 2 года) никак не может выстоять всё соборование, нам уже приходилось уходить раньше.Спасибо заранее за ответ. С уважением Евгения
Отвечает священник Михаил Самохин:
Таинство соборования, как и все таинства Церкви, предполагает только личное участие человека. Таинство соборования не совершается над детьми, младше 7 лет, поэтому участие в таинстве Вашего ребенка лучше отложить до достижения им этого возраста.
Самым лучшим целительным средством для младенца является возможно более частое причащение.
С уважением, священник Михаил Самохин.
Совершение Таинства Соборовани
Елеосвящение совершается над православными людьми старше семи лет. Обычно оно совершается в храме, но тяжело больным может быть преподано на дому. Таинство может быть повторяемо над одним и тем же лицом, но не во время одной и той же непрерывно продолжающейся болезни. Елеосвящение не совершается над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными. Священник не может совершить Таинство над самим собой.
В состав последования Таинства входят три части: молебное пение; приготовление вещества для помазания и самое помазание. Первая часть есть сокращение утрени, совершаемой в дни поста и покаяния. После обыкновенных начальных утренних молитв, псалма 142, который представляет сокращение шестопсалмия, и ектеньи, бываемой на утрени, поется «Аллилуиа» вместо «Бог Господь», как в покаянное время. Далее поются тропари покаянные, читается псалом 50-й, который на утрени полагается перед каноном и поется Канон «Моря чермную пучину» После канона в стихирах испрашивается от Господа исцеление больному. Затем освящается вещество для Таинства. Освящение елея совершается посредством ектеньи, в которой прилагаются прошения о благословении елея силою, действом и наитием Святого Духа, и молитвы, читаемой всеми священниками. Во время чтения этой молитвы поются тропари: три Господу Иисусу Христу, два — апостолу Иакову, по одному — святителю Николаю, мироточцу Димитрию, целебнику Пантелеймону, бессребреникам, апостолу Иоанну Богослову и заключительный тропарь Пресвятой Богородице. Далее следует третья часть — совершение самого Таинства. Порядок ее такой: читается Апостол и Евангелие с обычными принадлежностями; произносится сугубая ектения о больном и молитва о нем же и совершается крестообразное помазание больного освященным елеем на челе, ноздрях, ланитах, устах, персях и на руках по обе стороны при чтении молитвы об исцелении к Богу Отцу с призыванием в молитвах Пресвятой Богородицы, избранных и всех святых.
Этот порядок, по числу совершителей Таинства, повторяется семь раз, причем каждый раз меняются апостольское и евангельское чтения и приспособляющаяся к ним молитва после сугубой ектеньи. В апостольских и евангельских чтениях воспомянуты многоразличные обстоятельства, имеющие отношение к Таинству. После седьмого помазания на главу больного возлагается письменами вниз Евангелие, как бы рука Самого Господа. Евангелие поддерживают священники, а первенствующий в то время читает разрешительную молитву. Далее произносится сокращенная сугубая ектения, поются тропари бессребреникам и Богородице и бывает отпуст, на котором вспоминается святой апостол Иаков. В конце священнодействия принявший Таинство испрашивает благословение и прощение у священников. Для совершения Таинства поставляется стол, а на нем полагаются блюдо с пшеницей, крест и Евангелие. Зерна пшеницы символически указывают на новую жизнь — по выздоровлении или же после всеобщего воскресения (см. Ин. 12, 24; 1 Кор. 15, 36 — 38), а крест и Евангелие — на присутствие Самого Иисуса Христа. На пшеницу ставится пустой сосуд (кандило праздное), который наполняется потом освященным елеем в соединении с вином, в подражание врачевству, употребленному упоминаемым в евангельской притче самарянином (см. Лк 10, 34). Вокруг сосуда в пшеницу водружают семь стручцев, обвитых бумагой (хлопчаткой), для помазания и столько же зажженных свечей. Священнодействие открывается каждением окрест стола, всего храма или дома и предстоящих. Когда соборование соединяется с исповедью и причащением больного, то сначала совершается «Последование о исповедании», затем Елеосвящение и наконец Причащение Святых Таин. В случае смертной опасности, дабы не лишить больного последнего Причастия, сразу после исповеди совершают сокращенный чин Причащения (Требник, гл. 14) и затем, если больной еще не потерял сознания, совершается Таинство Елеосвящения, которое можно начать с ектеньи «Миром Господу помолимся…». Таинство считается совершённым, если священник по освящении елея успеет хотя бы один раз прочитать над больным тайносовершительную молитву и помазать указанные в Требнике части тела. Таинство не совершается над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными. Кроме того, священнику запрещается совершать Елеосвящение над самим собой. Обычай возливать освященный елей на тело скончавшегося после Соборования человека не находит подтверждения в практике древней Церкви, ибо он служит для помазания живых, а не мертвых. Поэтому не следует придерживаться этого обычая. При отсутствии смертельной опасности для больного нет оснований для соединения Елеосвящения с Причащением, однако предварительная исповедь и покаяние желательны.
Дары, посылаемые Таинстве Елеосвящения
Как видно из слов апостола Иакова (5, 14 — 15), в Таинстве Елеосвящения посылается людям свыше два Божественных дара. Первый дар — это исцеление телесное. Во время соборования за больного молится пресвитер Церкви или священник и помазывает его освященным Елеем так же, как апостолы при исцелении больных молились и иногда мазали их маслом. Кроме того, на соборовании собираются родственники и знакомые больного, которые вместе с пресвитером также молятся о здравии его. Молится, наконец, и сам больной, насколько ему позволяют силы. И общая всех молитва веры спасает болящего, и исцеляет его Господь, потому что молится здесь не один человек, а много, да еще и сам пресвитер, которому дана власть ходатайствовать перед Богом за людей. А Господь Сам обещал исполнить прошение, если будут просить Его о чем-нибудь двое или трое. Он сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» (Мф. 18, 19). При этом все молящиеся, разумеется, должны иметь надлежащую веру и надежду на Бога, почему и сказано: «Молитва веры исцелит болящего» (Иак. 5, 15).
Второй дар, который посылается больному в Таинстве Елеосвящения, — это отпущение грехов. Ибо апостолом сказано: «Если он [болящий] соделал грехи, простятся ему» (Иак 5, 15). Конечно, человек в этом случае должен проявить сердечное сокрушение о своих беззакониях. Он должен привести на память всю свою жизнь, все свои неправды, все обиды, какие кому сделал. Припомнив все это, он должен раскаяться в своих неправдах от всего сердца, просить Бога о прощении их. Вместе с тем он должен простить и сам своим ближним, кто из них в чем виновен против него, кто чем-нибудь обидел его. Ибо он твердо должен помнить слова Иисуса Христа, которыми Он научал людей молиться Всевышнему: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» (Мф. 6, 12), Все это больной непременно должен исполнить, ибо этого желает от людей Сам Бог.
Кто выздоравливает после Таинства Елеосвящения и почему?
Выздоровление людей от болезни после соборования часто совершается на наших глазах. Человеку постепенно становится все лучше и лучше, и он вскоре совсем выздоравливает. Для нас часто это бывает невидимо: мы думаем, что больной встал сам по себе, сам по себе выздоровел; на самом же деле здесь помогла исцеляющая сила молитвы. Недаром же сказано: «И молитва веры исцелит болящего, и восставит его. Господь…» (Иак 5, 15). Слово Божие не напрасно, «ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк. 1, 37). И если Господь через апостола Своего сказал, что Он в Елеосвящении исцелит болящего, то, когда после елеосвящения больной выздоравливает, стало быть, он выздоравливает не сам по себе, а от того, что Господь помог ему.
Правда, не все соборованные выздоравливают. Иные из них и умирают. Но от этого нельзя еще говорить и думать, что соборование не помогает больному.
О том, какое облегчение в предсмертных страданиях может последовать за совершением сего Таинства, свидетельствует случай, описанный сельским священником Брояковским. Одну его благочестивую прихожанку Параскеву, шедшую в день святой великомученицы Варвары рано утром на службу, в нескольких шагах от храма укусила бешеная собака, нанесши большую рану на щеке. Искусанная немедленно была доставлена к знахарке в соседнее село. Священник, узнавший о происшедшем только через несколько дней, имел намерение отослать пострадавшую на бактериологическую станцию. Но ее родные воспротивились этому, успокоенные тем, что рана зажила и больная чувствует себя хорошо. И действительно, уже 19 декабря она говела в своей церкви, правда, выглядела слишком угрюмою. А через пять дней к священнику явился сын потерпевшей и заявил, что мать его почувствовала себя плохо и просит немедленно прибыть и «обмасловать» ее. Ранним утром следующего дня священник застал больную лежащей на печке и что-то несвязно бормочущей. В ожидании церковного старосты он узнал, что у больной, несомненно, бешенство или иначе — водобоязнь. Четыре дня, как она отказалась от вкушения пищи, а в особенности воды, и страшно боялась холода, вследствие чего и находилась все время на печке. Во время священнодействия больная сидела на лавке. Взор ее был диким и блуждающим, так что она не могла сосредоточиться на одном предмете и вела себя крайне беспокойно: то произносила какие-то невнятные слова, то вдруг, совершенно сознательно и отчетливо выговаривала « слова молитвы, очень часто совершала крестное знамение в особенном возбуждении, порывисто и истово. По временам она бросала недружелюбные взгляды на своих родных, причем в это время раздавался страшный скрежет зубов. Очевидно, она, была поражена психически и сильно подавлена сознанием своего ужасного положения. После чтения первого Евангелия больная со страшным усилием, скрежеща зубами, еле заставила себя поцеловать священную книгу. Несмотря на то, что муж и сын держали за руки мечущуюся больную, священник с большим трудом совершал елеопомазание ее тела. И свершилось новое чудо милости Божией. По окончании священнодействия больная совершенно успокоилась. Благодать Божия преподанная Им в Таинствe Елеосвящения, исцелила ее немощи душевные. Она встала на ноги, поклонилась священнику в пояс и сказала: Благодарю вас, батюшка, что вы не отказались сделать порядок душе моей. Через некоторое время после соборования маслом Параскева попросила воды, умылась ею и напилась. А вечером, часов в шесть, попросила поесть. Часов в 10 — 11 ночи больная потребовала к себе детей, благословила их и после этого непостыдно и мирно, будучи напутствована Святыми Тайнами, отошла ко Господу.
Дети, несмотря на тяжелую для них утрату, слезно благодарили Господа Бога, что он не попустил развиться болезни до крайней степени и даровал страдалице, бывшей в жизни истинной христианкой, христианскую кончину, но, будучи напутствована Святыми Тайнами, отошла ко Господу.
Не дерзая разгадать тайны Промысла Божия о судьбах человеческих, можно сказать о смерти, произошедшей после Таинства Соборования, следующее.
Во-первых, иногда как сам приступающий к соборованию, так равно и родные его, готовящие его к этому Таинству, не выполняют того, что необходимо для его выздоровления. Для выздоровления требуется вера в помощь Божию и усердное прошение или со стороны самого больного, или со стороны ходатайствовавших за него. Ибо исцеляющий Христос был, есть и будет один и тот же, и одного и того же требовал, требует и будет требовать от всех при их исцелении. А вот того, что Он требует, часто и не бывает ни у самого больного, ни у окружающих его. Больной часто приступает к соборованию потому, что так принято у людей, так заведено. По тому же самому часто и родственники, а также и знакомые присутствуют при соборовании больного: Нехорошо не быть, стыдно от людей!» Стало быть, ни у кого из присутствовавших при соборовании нет ни достаточной веры, ни усердного прошения. А без этого-то не бывает и выздоровления. Ибо сказано, что больного исцеляет молитва веры, то есть вера, соединенная с молитвой.
Во-вторых, иногда Бог не посылает выздоровления человеку и ради пользы самого же, человека. Может быть, если бы человек выздоровел, он сделался бы великим злодеем и грешником, и душа его погибла бы. Бог же, зная наперед, что будет дальше и как будет человек жить в будущем, и берет его к себе. Ведь человеку этого не видно, ему непостижимы пути Промысла Божия. Нужно только твердо верить, что Бог благ и все делает ко благу Своего творения! В-третьих, после соборования иногда человек умирает и потому, что ему нужно, пора умирать. Бог положил неизменный закон каждому человеку когда-нибудь умереть: мы это видим сами. А если бы после соборования человек выздоравливал всегда, то он мог бы никогда не умирать, что противно воле Божией. Велик дар — выздоровление от болезни, ибо всякому человеку хочется пожить подольше. Но еще больше другой дар — отпущение грехов. Этот дар делает человека чистым и отворяет ему дверь в Царство Небесное. Царство же Небесное есть драгоценнейшее сокровище, которого человек должен искать непрестанно в продолжение всей своей земной жизни. Поэтому, православные христиане, не бойтесь прибегать к Таинству Елеосвящения. Когда кто-либо заболеет, пусть пособоруется не откладывая. А при соборовании сам больной и его родные пусть помолятся с верою и надеждой на милосердие Божие. По вере Бог исполнит их общее желание. Если же больной видит, что воля Божия зовет его к Себе, то ему нечего печалиться в последние минуты своей жизни: ему готовится блаженная жизнь в Царстве Небесном. Тем не менее все-таки еще раз нужно сказать, что соборование приносит человеку выздоровление очень часто.