Что такое сочетание имен существительных

Что такое словосочетание и какие слова таковыми являются

Словосочетание – синтаксическая единица, которая представляет собой соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью. Подчинительной называется связь, которая связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой — зависимым; от главного слова к зависимому можно поставить вопрос.

Что такое сочетание имен существительных. Смотреть фото Что такое сочетание имен существительных. Смотреть картинку Что такое сочетание имен существительных. Картинка про Что такое сочетание имен существительных. Фото Что такое сочетание имен существительных

Словосочетания объединяют два или несколько слов по смыслу или грамматически. Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому, например: мяч (к а к о й?) круглый, а грамматическая связь слов в словосочетаниях выражается с помощью окончания или предлога и окончания, например: летними вечерами (при помощи окончаний); побывать в Египте (при помощи предлога и окончания).

Разновидности словосочетаний

Принято считать, что подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием, так так это грамматическая основа предложения, но в эпистемологии лингвисты все же относят сочетание подлежащего и сказуемого к так называемому предикативному словосочетанию. В школьной программе принято за догму, первое утверждение.

В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на именные, глагольные и наречные.

Что такое сочетание имен существительных. Смотреть фото Что такое сочетание имен существительных. Смотреть картинку Что такое сочетание имен существительных. Картинка про Что такое сочетание имен существительных. Фото Что такое сочетание имен существительных

Следует помнить, что словосочетания могут быть:

Способы связи слов в словосочетании

Значения словосочетаний связаны с их строением, они могут указывать:

Слова в словосочетании связываются следующими способами подчинительной связи: согласованием, управлением и примыканием.

Что такое сочетание имен существительных. Смотреть фото Что такое сочетание имен существительных. Смотреть картинку Что такое сочетание имен существительных. Картинка про Что такое сочетание имен существительных. Фото Что такое сочетание имен существительных

Согласование — это способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, т.е. в том же роде, числе, падеже или лице: нежных рук, добрых глаз, ласковых слов (зависимые слова нежных, добрых, ласковых стоят во мн.ч„ род.п., как и главные слова).

Если изменяется форма главного слова, то изменяются и формы зависимого слова. Например: нежными руками, о добрых глазах, ласковым словам. Как правило, главное слово при этом способе связи выражено существительным, а зависимое — прилагательным, причастием, местоимениями, порядковым числительным.

Управление — это способ связи, при котором зависимое слово ставится в том падеже, которого требует главное слово. При этом виде связи форма зависимого слова не изменяется, даже если изменяется форма главного слова: поехал к морю, поеду к морю, поехавший к морю.

При управлении главное слово может быть чаще всего выражено глаголом, существительным, а зависимое — существительным или местоимением.

Примыкание — это способ связи, при котором неизменяемое зависимое слово связано с главным только по смыслу.

Главное слово при примыкании может быть выражено глаголом, наречием, прилагательным, причастием, но зависимое слово — только наречие, деепричастие и инфинитив: постоянно ухаживать, по-матерински нежно, по- осеннему холодный, ухаживающий долго, учить рисовать, смотрел улыбаясь.

Что такое сочетание имен существительных. Смотреть фото Что такое сочетание имен существительных. Смотреть картинку Что такое сочетание имен существительных. Картинка про Что такое сочетание имен существительных. Фото Что такое сочетание имен существительных

Синтаксический разбор словосочетания

Функция словосочетания, как и функция слова, состоит в назывании реалий действительности (номинативная функция), но словосочетание делает это более точно, детально по сравнению со словом (сравните: домик — деревянный домик).

I. Выделить словосочетание из предложения.
II. Охарактеризовать строение словосочетания:
а) указать главное и зависимое слова;
б) назвать части речи, которыми они выражены;
в) определить тип связи (согласование, управление, примыкание).
III. Определить грамматическое значение словосочетания.

Язык есть вековой труд целого поколения (Даль).

Какой? Вековой труд (прил. + сущ.). Тип связи— согласование (зависимое слово согласуется с главным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; при изменении главного слова изменяется и зависимое). В словосочетании выражаются определительные (атрибутивные) отношения.
Что такое сочетание имен существительных. Смотреть фото Что такое сочетание имен существительных. Смотреть картинку Что такое сочетание имен существительных. Картинка про Что такое сочетание имен существительных. Фото Что такое сочетание имен существительных

Пример:

Мальчик с восторгом говорил о своей школе.

Устный разбор

В предложении три словосочетания: говорил с восторгом, говорил о школе, о своей школе.

1. Говорил с восторгом — главное слово говорил, говорил как? с восторгом. С восторгом — зависимое слово. Схема «глагол + сущ. в тв. п. с предлогом», связь — управление. Грамматическое значение обстоятельственное (признак действия). Синонимичное словосочетание — говорил восторженно.
2. Говорил о школе — главное слово говорил, говорил о чем? — о школе. О школе — зависимое слово. Схема «глагол + сущ. в предл. п. с предлогом», связь — управление. Грамматическое значение дополнительное (действие и предмет, на который оно направлено).
3. О своей школе — главное слово о школе, о школе чьей? — своей. Своей — зависимое слово. Схема «местоимение + существительное», связь — согласование. Грамматическое значение определительное (признак предмета).

Письменный разбор
Что такое сочетание имен существительных. Смотреть фото Что такое сочетание имен существительных. Смотреть картинку Что такое сочетание имен существительных. Картинка про Что такое сочетание имен существительных. Фото Что такое сочетание имен существительных

Что такое сочетание имен существительных. Смотреть фото Что такое сочетание имен существительных. Смотреть картинку Что такое сочетание имен существительных. Картинка про Что такое сочетание имен существительных. Фото Что такое сочетание имен существительных

Отличие словосочетания от сочетания слов

Следует различать словосочетания и сочетания слов:

Свободные и несвободные словосочетания

В свободных словосочетаниях главные и зависимые слова выполняют роль разных членов преджложения (каждое слово — свою). Например: Прозрачный воздух был теплым и нежным (свободное словосочетание прозрачный воздух).

В несвободных (цельных) словосочетаниях главные и зависимые слова выполняют роль одного члена предложения. Например: Обещанного три года (как долго?) ждут (Пословица).
Среди цельных словосочетаний наиболее употребительными являются следующие:

Что не является словосочетаниями

Не всякое сочетание слов представляет собой синтаксическую единицу словосочетания.

Источник

Сочетание имен существительных

Русским словосочетаниям, состоящим из относительного (или притяжательного) прилагателых и имени существительного, в чувашском языке обычно соответствуют сочетания двух существительных; ср.:
деревянное здание – йывăç çурт;
картинная галерея – картина галерейи;
Московский мост – Мускав кĕперĕ;
музыкальная школа – музыка шкулĕ;
читальный зал – вулав залĕ, букв. «зал чтения».

Существует несколько способов сочетания имен существительных – определения и определяемого.

Сочетания без аффиксов

Один из способов сочетания двух существительных – связь при помощи порядка слов, без участия аффиксов:

1) первое слово указывает на материал, из которого сделан предмет (обозначаемый последующим словом):
кролик çĕлĕк – кроликовая шапка;
чул çурт – каменное здание, букв. «камень-здание»;

2) сочетание основано на уподоблении обозначаемых предметов по сходному признаку:
кĕреçе сухал – окладистая борода, букв. «лопата-борода»;
чул чĕре – каменное сердце;

3) первое слово – имя собственное, а второе указывает на профессию, звание, национальность, должность и т. п.:
Иванов майор, Петров депутат.

Сочетания с аффиксом принадлежности

Основной способ сочетания имен существительных – простая притяжательная конструкция: первое существительное остается без изменения, а второе (определяемое) принимает специальный аффикс ( или ), обычно называемый аффиксом принадлежности. К словам с конечным согласным присоединяется , а к словам, оканчивающимся на гласный звук – (с присоединением конечный гласный выпадает):

археологический памятник – археологи палăкĕ;
5) председатель комиссии – комисси председателĕ;

секретарь заседания – лару секретарĕ;
6) система Ушинского (Яковлева) – Ушинский (Яковлев) системи;

нервная система – нерв системи;
7) город Чебоксары – Шупашкар хули;

река Волга – Атăл (юхан)шывĕ;
8) право на отдых – кану прави (или: ирĕкĕ);

игра в шахматы – шахмат

Чăваш тамăкĕ, çăтмахĕ,
Чăваш чăнлăхĕ, ултавĕ,
Чăваш мăшкăлĕ, мухтавĕ,
Чăваш каçĕ, чăваш ирĕ.
Ку вăл – манăн Шупашкар.
(В. Тургай)

Если аффикс принадлежности ĕ присоединяется к словам на т(ть) или д(дь), они заменяются звуком ч; ср.:
билет на автобус – автобус билечĕ;
детская кровать – ача кравачĕ;
агрегатный завод – агрегат завочĕ;
Театральная площадь – Театр площачĕ.

Сочетания с аффиксом родительного падежа

В том случае, когда по смыслу необходимо подчеркнуть первый компонент притяжательной конструкции (т. е. сделать акцент на определение), он также получает специальный аффикс – «аффикс родительного падежа»: (если слово оканчивается на гласный звук) или -ăн(-ĕн):
аттен çырăвĕ – письмо отца;
Шупашкарăн команди – команда из Чебоксар;
хĕрĕн чысĕ – девичья честь.

Пословицы (Ваттисен сăмахĕсем)
Ача-пăчан пĕр шухăш, ватă çыннăн çĕр шухăш – У детей одна дума, а у стариков сто дум.
Иртнĕ кунăн çути çук – У прошедшего дня нет света.
Усалăн ури саккăр – У зла восемь ног.
Таса çын çумĕнче çыннăн чунĕ тасалать – Рядом с чистым (нравственно безупречным) человеком душа (каждого) человека очищается.

Часть 5. Падежи

Дательно-винительный падеж

Улаха кайрăм – хĕрсем çук,
Киле килтĕм – арăм çук.
Кăмакана пăхрăм – шаркку çук.
Пире валли телей çук. (Из народной песни)

Творительный падеж

Образуется с помощью аффикса -па(-пе) и может обозначать:

1) средство (орудие или способ) действия:
пастăпа (порошокпа) тасат – чистить пастой (порошком);
сăрăпа (акварельпе) ӳкер – рисовать красками;
телефонпа калаç – говорить по телефону;
таксипе кай – уехать на такси;
сасăпа вула – читать вслух («голосом»);
йĕлтĕрпе ярăн – кататься на лыжах;

2) соучастник действия:
ентешсемпе тĕл пул – встретиться с земляками;
хĕрпе (каччăпа) паллаш – познакомиться с девушкой (с парнем);
юлташпа тавлаш – спорить с товарищем;

3) место, по которому совершается действие:
вăрманпа пыр – ехать лесом (по лесу);
çулпа пыр – идти по дороге.

Местный падеж

Отвечает на вопросы где? в чем? в ком? у кого? и указывает на место совершения действия или местонахождение предмета (у кого-нибудь, где-нибудь). Основной аффикс местного падежа – -ра(-ре):
хулара пурăнать – живет в городе;
хăнара пултăм – я был(а) в гостях;
вăл халь Çĕмĕрлере – он(а) сейчас в Шумерле;
чейре тата сĕтре – в чае и молоке.

К словам, оканчивающимся на р, л, н (РоЛаН), вместо -ра(-ре) присоединяется аффикс -та(-те).
Вĕсем Шупашкарта пурăнаççĕ – Они живут в Чебоксарах.
Пасарта мар, магазинта илтĕм – Купил не на базаре, а в магазине.
Вăл килте çук – Его нет дома.

Местный падеж может выражать и временные отношения:

сентябрьте – в сентябре;

пĕр сехетре – в час;

икĕ çулта – в два года;

октябрĕн вуннăмĕшĕнче – десятого октября.

Çитмĕлте Антун мучи,
Пенсире вăл халĕ. (В. Енĕш)

Ĕлĕк-авал пĕр çĕрте,
Кăвак тинĕс хĕрринче,
Кивĕ лутра çĕр пӳртре
Пĕр старикпе пĕр карчăк
Ĕмĕрленĕ ĕмĕрне
Вăтăр çул та виçĕ çул. (А. С. Пушкин, перевод Ф. Т. Тимофеева)

Формы местного падежа могут принимать выделительный аффикс (при этом конечный гласный местного падежа а или е выпадает) и выполнять функцию определения:
анăçра «на западе» – анăçри «находящийся на западе», «западный»;
тухăçра «на востоке» – тухăçри «находящийся на востоке», «восточный»;
килте «дома» – килти «находящийся дома», «домашний»;
Саватер хĕрĕхре «Савадеру сорок лет» – хĕрĕхри Саватер «сорокалетний Савадер»;
Яманак ялĕнче «в деревне Яманаки» – Яманак ялĕнчи «находящийся (проживающий) в Яманаках».

Яманак ялĕнчи çитмĕлри Кулине
Хушăран килкелет Шупашкар хулине.
Унăн ывăл ачи – хĕрĕхри Саватер —
Агрегат тăвакан заводри инженер.
(Ю. Семендер)

Исходный падеж

Отвечает на вопросы откуда? от кого? от чего? из чего? из-за чего? и образуется при помощи аффиксов

-ран(-рен)в общем случае,

-тан(-тен)с сущ. во множеств. числе или с аффиксом принадлежности,

-(н)чен со словам на р, л, н

Исходный падеж обозначает:
1) исходный пункт действия:
командировкăран таврăнтăм – вернулся из командировки;
хуларан (Шупашкартан) кайрĕ – уехал из города (из Чебоксар);
Канаш хулинчен килчĕç – приехали из г. Канаша;

машинăсенчен тухрĕç – вышли из машин;

2) лицо, у которого что-л. берется,; от которого или через которого что-л. передается:
кӳршĕрен (кивçен) илтĕм – я взял (взаймы) у соседа;
аннерен вĕрентĕм – я научился от матери;
преподавательтен ыйтрăм – я спросил(а) у преподавателя;
юлташран парса ятăм – я передал(а) через товарища.

Манаçлăха эп илтĕм аттерен,
Сăпайлăха вĕрентĕм аннерен.
Мĕне вĕренĕç ачасем манран —
Çав шухăш халь тухма пĕлмест пуçран.
(А. Тимофеев)

Часть 6

Качественные прилагательные

большой – пысăкмаленький – пĕчĕк
вкусный – тутлăневкусный – тутлă мар
высокий – çӳллĕнизкий – лутра
дорогой, ценный – хаклăдешевый – йӳнĕ
красивый – хитре, илемлĕнекрасивый – хитре мар
легкий – çăмăлтрудный, тяжелый – йывăр
молодой – çамрăкстарый, пожилой – ватă
новый – çĕнĕстарый – кивĕ
открытый – уçăзакрытый – хупă
просторный – аслăтесный, узкий – тăвăр
светлый – çутăтемный – тĕттĕм
сладкий – пылакгорький, кислый – йӳçĕ
умный – ăслăглупый – ухмах
хороший – лайăх, аванплохой – япăх, лайăх мар

Цвета-тĕссем

белый – шурăчерный – хура
голубой – сенкер, çутă кăваксиний – кăвак
желтый – сарăзеленый – симĕс
коричневый – хăмăркрасный – хĕрлĕ
разноцветный – тĕрлĕ тĕслĕ

Чувашские прилагательные, выполняя функцию определения, не согласуются с определяемым словом (не имеют аффиксов рода, числа, падежа):
красное знамя – хĕрлĕ ялав;
красная икра – хĕрлĕ вăлча;
красный цветок – хĕрлĕ чечек;
красные чернила – хĕрлĕ чернил;
в красной рубашке – хĕрлĕ кĕпепе.

Прилагательное в ЧЯ может характеризовать не только предмет, но и действие (т.е. может соответствовать и русскому наречию);
Лайăх ача лайăх вĕренет. – Хороший ребенок учится хорошо.
Çăмăл ĕçе пурнăçлама çăмăл. – Легкую работу выполнить легко.

Прилагательное может употребляться и без определяемого слова, в таких случаях оно переходит в разряд существительных:
ватă çын «старый человек» – вата «старик»;
хусах каччă «холостой парень» – хусах «холостяк».

Чтобы признак предмета сделать названием предмета, достаточно присоединить к прилагательному специальный аффикс (или -скер):
пĕчĕк «маленький» – пĕчĕкки, пĕчĕкскер «тот, кто маленький», т. е. «малыш»;
кĕçĕн «младший» – кĕçĕннине пулаш «помогай младшему»;
аслă «старший», «великий» – аслисемпе танах «наравне со старшими»;
ăслă «умный», «мудрый» – ăслинчен вĕрен «учись у мудрого».

Степени сравнения

Сравнительная степень образуется путем прибавления аффикса -рах(-рех):
1) вăйлă «сильный» – вăйлăрах «сильнее»;

Ваня Сашăран вăйлăрах – Ваня сильнее Саши;
2) çута «светлый» – çутăрах «светлее»;

çутăрахчĕ – был более светлым;
3) хĕрӳ «жаркий» – хĕрӳрех «жарче»;

Пĕчĕк чух хĕвел те хĕрӳрехчĕ – в детстве и солнце грело жарче.

У прилагательных, оканчивающихся на Р, показателем сравнительной степени является аффикс -тарах (-терех):
вăйсăр «бессильный, слабый» – вăйсăртарах «слабее»;
имшер «слабый» – имшертерех «слабее».

Пĕчĕк чух хĕвел те хĕрӳрехчĕ,
Уйăх çутăрахчĕ каçхине —
Пĕчĕк чух тĕнче ытла хитреччĕ,
Хамăр та хитреччĕ ун чухне. (Л. Смолина)

Превосходная степень обычно образуется при помощи частицы чи «самый» (ср.: питĕ «очень», шутсăр «очень», «необычайно», ытла «очень», «слишком»): чи пысăк «самый большой», «самый крупный»; чи пĕчĕк «самый маленький».
Повторение первого слога прилагательного с прибавлением звука п указывает на полноту качества; ср.:
çаврака «круглый» – çап-çаврака «совершенно круглый», «круглый-прекруглый»;
çара «голый» – çап-çара «совершенно голый»;
тулли «полный» – туп-тулли (или: тăп-тулли) «совершенно полный», «переполненный»;
хĕрлĕ «красный» – хĕп-хĕрлĕ «ярко-красный», «очень красный»;
яка «гладкий» – яп-яка «совершенно гладкий», «гладкий-прегладкий».

Часть 7

Числительные

Основная группа числительных – количественные числительные. Они отвечают на вопрос миçĕ? «сколько?»:

пĕрре – 1вуннă – 10
иккĕ – 2çирĕм – 20
виççĕ – 3вăтăр – 30
тăваттă – 4хĕрĕх – 40
пиллĕк – 5аллă – 50
улттă – 6утмăл – 60
çиччĕ – 7çитмĕл – 70
саккăр – 8сакăрвуннă – 80
тăххăр – 9тăхăрвуннă – 90

Çĕр – 100, пин – 1000, мĕльюн (или миллион).
Названия числительных с двойным согласными (1—10, 50, 80 и 90) имеют краткие формы:
пĕр, ик(ĕ), виç(ĕ), тăват(ă), пилĕк, улт(ă), çич(ĕ), сакăр, тăхăр, вун(ă), ал(ă), сакăрвун(ă), тăхăрвун(ă).

Только в краткой форме встречается название числа 11 – вунпĕр.

Образование и употребление числительных в речи

Полная форма количественного числительного обозначает отвлеченное число, а краткая – указывает на количество чего-то конкретного (она и следующее за ней слово представляют собой как бы единое целое):
икçĕр – двести, букв. «две сотни», виççĕр – триста. ;
икĕ пин – две тысячи, виçĕ пин – три тысячи. ;
тăват(ă) кĕтес – 4 угла; пилĕк çул – 5 лет; ултă кун – 6 дней.

Краткая форма числительного, указывающего десятки – вун, ал, сакăрвун, тăхăрвун – употребляется и перед названием единиц:
вуниккĕ (12), вунвиççĕ (13), вунтăваттă (14).
ал пĕрре (51), ал иккĕ (52).

При назывании числа больше тысячи после слова пин (тысяча) добавляют частицу те,

а после слова миллион – ставится частица та:
1995 – пин те тăхăрçĕр тăхăрвун пиллĕк;
10 500 000 рублей – вунă миллион та пилĕкçĕр пин тенкĕ;
13 250 900 – вунвиçĕ миллион та икçĕр алă пин те тăхăрçĕр.

Запомните:
а) по два (по две) – икшер; по четыре – тăватшар;
б) трое (втроем) – виççĕн; четверо (вчетвером) тăваттăн;
в) половина – çур(ă); четверть – чĕрĕк.

Порядковые числительные

Порядковые числительные образуются от слов, обозначающих отвлеченные числа (т.е. от полных форм количественных числительных), с помощью аффикса -мĕш и отвечают на вопросы

миçемĕш? (какой (по счету)?) или хăш? (который?):

пĕрремĕш – первый; иккĕмĕш – второй;

1995 год – пин те тăхăрçĕр тăхăрвун пиллĕкмĕш çул;
в 1977 году – пин те тăхăрçĕр çитмĕл çиччĕмĕш çулта;
в 1980 году – пин те тăхăрçĕр сакăрвуннăмĕш çулта.

Диалог
– Эсир миçе çулта? (Сколько вам лет?)
– Эпĕ 18 (вунсакăр) çулта.
– Эсир миçемĕш çулта çуралнă? (çуралнă – родился, родилась)
– Эпĕ 1976-мĕш çулта çуралнă.
– Эсир хăш курсра вĕренетĕр?
– Эпĕ пĕрремĕш курсра вĕренетĕп.
– Сирĕн тата («еще») миçе çул вĕренмелле?
– Манăн тата тăватă çул вĕренмелле

Часть 8

Начальная форма глагола

Основа (начальная форма) чувашского глагола совпадает с формой 2-го лица единственного числа повелительного наклонения. Это значит, что, к примеру, ил или ту только по сложившейся традиции в чувашско-русском словаре переводятся как «брать, взять» и «делать, сделать», фактически же, по грамматическому значению, соответствуют повелительным формам бери, возьми и делай, сделай*; ср.:

сделай вывод (отчет) – вывод (отчет) ту;
сделай проект (чертеж) – проект (чертеж) ту;
делай зарядку (карьеру) – зарядка (карьера) ту;
построй больницу (клуб) – больница (клуб) ту;
составь список (план) – список (план) ту;
производи станки (детали) – станоксем (детальсем) ту;
назначить директором (заведующим) – директор (заведующи) ту;
образуй (создай) комиссию – комисси ту;
анализируй (сделай анализ) – анализ ту;
выступить с докладом – доклад ту.

Как видно из приведенных примеров, глагол ту можно использовать в значениях «(с)делать», «составить», «(по)строить», «организовать», «созда(ва)ть», «производить», «выпускать» и т.п. Таким образом, на первых порах вы можете более или менее успешно обходиться без соответствующих слов и сочетаний (хатĕрле, йĕркеле, ирттер, ларт, туса ларт, туса хур, туса кăлар и т.д.).

Также глагол ил наряду с «брать, взять» имеет значения «получать, получить», «купить, покупать, приобретать», «взимать, взыскивать»; ср.:
возьми (получи, купи) билет – билет ил;
купи батон (сахар, соль) – батон (сахăр, тăвар) ил;
купи костюм (брюки, пальто) – костюм (брюки, пальто) ил;
получи посылку (телеграмму, письмо) – посылка (телеграмма, çыру) ил;
получи квартиру (пенсию) – хваттер (пенси) ил;
получи приказ (премию) – приказ (преми) ил;
приобретай акции – акцисем ил;
взимай налоги (штраф) – налук (штраф) ил;
взыскивай алименты – алимент ил.

Образование глаголов от существительных

1)с аффиксом-ла(-ле):
ĕç (работа, труд) – ĕçле (работать, трудиться);
ответ – ответле (отвечать);
парне (подарок) – парнеле (подарить);
ташă (танец) – ташла (танцевать);
шухăш (мысль, дума) – шухăшла (думать, мыслить).

2) с аффиксом -лан(-лен):
вăй (сила) – вăйлан (усиливаться);
ĕмĕт (мечта) – ĕмĕтлен (мечтать);
интерес – интереслен (интересоваться);

3) с аффиксом -лаш(-леш):
пĕр (один, единый) – пĕрлеш (объединиться);
тăван (родной, родственник) – тăванлаш ((по)родниться);
тус (друг) – туслаш (подружиться).

Сăпка юрри (Колыбельная)
Юлташпа эс пул юлташ,
Усалпа эс ан паллаш.
Вырăспа та тăванлаш,
Тутарпа та эс туслаш,
Пурте – пирĕн хурăнташ,
Çывăр, пĕчĕкçĕ чăваш!
(П. Хузангай)

Повелительное наклонение

Формы повелительного наклонения используются для выражения пожелания, приказания, просьбы, совета. Как отмечалось в предыдущей части, форма 2-го лица единственного числа совпадает с основой глагола. А форма множественного числа образуется от нее путем прибавления аффикса -ăр(-ĕр):
тăр (стой, встань) – тăрăр (стойте, встаньте);
лар (сиди, садись) – ларăр; ларăр, тархасшăн (садитесь, пожалуйста);
кĕр (входи (войди)) – кĕрĕр;
ирт (проходи (пройди)) – иртĕр.
çи (ешь, кушай) – çийĕр;

Форма 3-го лица ед. числа повелительного наклонения образуется с помощью аффикса

тăр (-тĕр):
пул (будь (стань)) – пултăр (пусть будет (станет));
пĕл ((у)знай) – пĕлтĕр (пусть (у)знает);
пăх (смотри (гляди)) – пăхтăр (пусть (пускай) смотрит).

Пултăр çул тăвалла,
Йывăр пултăр анма,
Юрамасть сан манма:
Сăмах патăн пулсан —
Пурнаçла. (Л. Мартьянова)

Во множественном числе т заменяется на (ч)ч:

сывă пулччăр – пусть будут здоровы;

пĕлччĕр – пусть знают,

пăхчăр – пусть смотрят.

Сывă пулччăр, пур пулччăр,
Ача-пăчаллă пулччăр,
Ырă-тату пурăнччăр.
Усал сăмах ан илтчĕр.
[Пусть живут в довольстве, здравье
Да детишек народят,
И во всем пусть будет лад. (Из пожелания молодоженам)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *