Что такое сохранное развитие

Особенности социализации детей с ОВЗ и с сохранным развитием

Что такое сохранное развитие. Смотреть фото Что такое сохранное развитие. Смотреть картинку Что такое сохранное развитие. Картинка про Что такое сохранное развитие. Фото Что такое сохранное развитие Терехова Вера
Особенности социализации детей с ОВЗ и с сохранным развитием

Своеобразие и особенности социализации детей с ОВЗ.

Социализация — процесс интеграции личности в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ей успешно функционировать в обществе.

Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, вид взаимодействия личности с социальной средой.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в настоящее время остается одним из приоритетных направлений специальной педагогики и психологии. Актуальность проблемы возрастает в связи с увеличением числа таких детей. Количество детей с отклонениями в развитии, с инвалидностью в России за последние пять лет выросло на 9,2%[10]. Согласно данным министерства здравоохранения Саратовской области на 01.01.2015г. численность детей с ограниченными возможностями здоровья составляет 6374 ребенка.

Главная проблема детей с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Эта проблема является результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб. Ребёнок, имеющий инвалидность, может быть также способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей.

Процесс социализации осуществляется на протяжении всей жизни человека в деятельности, в общении и самосознании и представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит систему знаний, норм и ценностей, которые позволяют ему функционировать в качестве полноправного члена общества, осваивая социальные роли и культурные нормы.

Социализация для детей с различными проблемами в развитии вызывает очень большие трудности. Вопрос о подготовке этих детей к самостоятельной жизни, учебе и будущей работе вызывает дискуссии. Связь детей с ограниченными возможностями с окружающим социумом может достигаться лишь специальными мероприятиями, направленными на психолого-педагогическое сопровождение таких детей в ходе обучения и воспитания. Интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в социум можно понять, как «самосовершенствование данного социума, его воздействие на формирующуюся личность ребенка и участие в данном процессе интеграции непосредственно самого ребенка».

Социально-педагогическая сущность развития социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья состоит в целенаправленной педагогической поддержке детей, раскрытии их реабилитационного потенциала в различных формах деятельности. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья достигается путём проведения индивидуальной программы социально-педагогической реабилитации и подготовки окружающих (детей, взрослых) к принятию детей с особенностями в развитии (организация движения детского милосердия, школы помощника социального педагога и др.).

Особо значимой социальной проблемой детей с ограниченными возможностями, по мнению Филонова Г. Н., является отсутствие специальных законов и нормативных актов, устанавливающих ответственность органов государственной власти и управления, должностных лиц учреждений и организаций за реализацию прав детей-инвалидов на охрану здоровья, социальную реабилитацию и независимое существование.

Решение социальных проблем детей с ограниченными возможностями, связанных с включением их в общество может быть только комплексным, с участием органов управления социальной защиты населения, экономики, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, строительства и архитектуры, а также необходима разработка единой, целостной системы социальной реабилитации.

Таким образом, социализация детей с ограниченными возможностями здоровья зависит от действия универсальных психологических и социально-психологических механизмов, от особенностей восприятия обществом человека с ограниченными возможностями здоровья и характера взаимодействия человека с ограниченными возможностями здоровья с другими людьми.

Сущность и своеобразие социализации детей с сохранным развитием в неполной семье.

Социализация — процесс интеграции личности в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ей успешно функционировать в обществе.

Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, вид взаимодействия личности с социальной средой.

Воспитание ребенка в неполной семье может повлечь за собой ряд сложностей: отсутствие одного из родителей затрудняет для ребенка знакомство с семейными отношениями, характерными для полной семьи, осложняется уход за ребенком и воспитательный процесс, из-за отсутствия образа полового поведения ребенок иногда лишен возможности получить необходимые мужские или женские черты поведения. Ребенок, который вырос в неполной семье, часто повторяет негативный родительский опыт в собственной семье.

По мнению специалистов, структура семьи является решающим условием полноценного развития личности ребенка. Присутствие в семье обоих родителей создает возможность для ребенка наблюдать модели женской и мужской половых ролей, взаимоотношения между супругами, дифференцированные воспитательные меры отца и матери по отношению к ребенку. То есть, неполная семья сталкивается, прежде всего, с проблемой формирования полоролевой модели поведения детей, с отсутствием образца супружеских отношений.Данная группа включает в себя: семьи, потерявшие кормильца, одиноких матерей, разведенных, находящихся под следствием и осужденных родителей, а также семьи прародителей с внуками. В каждом типе семей возникают свои специфические проблемы, создаются различные условия и предпосылки для воспитания. Результаты исследований сведены в таблицу.

Следует отметить, что действительно неполная семья характеризуется более низким экономическим статусом.Этот тип семьи в большей своей части относится к низкодоходной группе: по данным исследований, проведенных Н. М. Римашевской, неполные семьи «по доле бедных опережают все другие типы семей».

В результате низкого экономического статуса неполных семей обнаружены следующие отрицательные последствия для воспитательного процесса: материальные трудности неполной семьи повышают конфликтность во взаимоотношениях родителя и детей; дети из неполных семей испытывают дефицит внимания со стороны родителя; ограниченные материальные возможности неполной семьи формируют у детей завышенные материальные требования к будущей работе. Можно сделать вывод, что издержки социализации в неполной семье в значительной степени связаны с ее ограниченными материальными ресурсами.

Таким образом, среди проблем неполных семей особенно острой предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Традиционно основным институтом воспитания человека, начиная с момента его непосредственного рождения и кончая его становлением как зрелой личности, была и остается семья. Уже по преобладающим структурам семей, по распределению ролей, по атмосфере, царящих в них, можно во многом судить и об обществе, и государстве в целом. Семья является тем волшебным зеркалом, в котором, отражаются все перипетии личной и общественной жизни ее членов, уровень нравственного развития и культурный уровень данного народа и народности.

В этой связи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния неполной семьи на воспитание ребенка. Поэтому проблема неполной семьи как объекта социально-педагогической деятельности в условиях общеобразовательного учреждения в последние годы приобретает все большую и большую актуальность в педагогике, социологии и психологии.

Особенности предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС «Особенности предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС» Филоненко Наталья Николаевна, Баталова Елена Геннадьевна.

Театрализованная деятельность в социализации дошкольников c ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью) Семенова Людмила Ивановна, учитель – дефектолог Муниципального дошкольного образовательного учреждения, «Детский сад№91 компенсирующего.

Формирование навыков самообслуживания у детей с ОВЗ, как средство социализации Формирование навыков самообслуживания у детей с ОВЗ как средство социализации. Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в социальной.

Конспект занятия-беседы в старшей группе с сохранным развитием «Беседа о нашем городе» Конспект занятия-беседы в старшей группе с сохранным развитием «Беседа о нашем городе» Воспитатель: Понкратова Наталья Николаевна Программное.

Конспект занятия-беседы в старшей группе с сохранным развитием «Памятники нашего города» Конспект занятия-беседы в старшей группе с сохранным развитием «Памятники нашего города». Задачи: • уточнить и закрепить знания детей о.

Консультация «Особенности дошкольного возраста и трудности социализации» В дошкольный возраст ребенок вступает, достаточно хорошо ориентируясь в привычной среде, умея обращаться со множеством доступных ему общественных.

Особенности социализации детей с тяжёлыми нарушениями речи Одной из важных проблем в современном обществе является социализация детей с различными нарушениями в речи. В настоящее время возросло количество.

Особенности социализации ребенка с ОВЗ в ДОУ в условиях реализации ФГОС Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной.

Особенности воспитания детей с ОВЗ в семье Национальная доктрина образования в Российской Федерации нацеливает педагогов на индивидуализацию образования, личностно-ориентированное.

Предметно развивающая среда в ДОУ для детей с сохранным развитием Познавательное развитие СРЕДА –называется реальная действительность, в условиях которых происходит развитие человека. Термин «среда», под которым понималось окружающие.

Источник

Развитие взаимодействия старших дошкольников с сохранным развитием и гиперактивным поведением в условиях ДОУ

Что такое сохранное развитие. Смотреть фото Что такое сохранное развитие. Смотреть картинку Что такое сохранное развитие. Картинка про Что такое сохранное развитие. Фото Что такое сохранное развитие Оксана Проскурина
Развитие взаимодействия старших дошкольников с сохранным развитием и гиперактивным поведением в условиях ДОУ

Несмотря на то, что в дошкольном детстве именно взаимодействие и общение с взрослыми является решающим фактором развития личности ребёнка, нельзя недооценивать и роль взаимодействия ребёнка со сверстниками. В дошкольном возрасте в жизни ребёнка всё большее место начинают занимать другие дети, и к старшему дошкольному возрасту он всё чаще предпочитает общество сверстника, а не взрослого. Взаимодействие со сверстниками для дошкольника своеобразная школа социальных отношений, в которой обогащаются образы себя и другого человека, развивается самосознание, формируется самооценка [6].

Отечественные психологи Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин период дошкольного детства, в который закладываются основы отношений человека к окружающей действительности и людям, относят к периоду первоначального становления личности ребёнка. От характера отношений ребёнка со сверстниками во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития. Дефицит взаимодействия со сверстниками приводит к задержке социального развития, трудностям во взаимоотношениях [3].

Исследования Я. Л. Коломенского, В. С. Мухиной, Т. А. Репиной указывают на зависимость от характера отношений ребёнка со сверстниками эмоционального самочувствия детей, а также изменяемости содержания и обоснования выборов детей.

Рассматривая взаимодействие детей, как их избирательные предпочтения в группе сверстников, исследования А. В. Киричук, В. Р. Кисловской, Я. Л. Коломенского, В. С. Мухиной, Т. А. Репиной показали, что на протяжении дошкольного возраста стремительно увеличивается структурированность детского коллектива, одни дети становятся все более предпочитаемыми большинством в группе, другие все прочнее занимают положение отверженных [1].

Одной из причин изменения характера и атмосферы взаимодействия старших дошкольников со сверстниками является наличие в коллективе детей с гиперактивным поведением. По мнению отечественных и зарубежных исследователей частота таких нарушений детского поведения и развития сильно возрастает и определяется типом сверхподвижности, в научной литературе именующемуся синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) [2].

СДВГ – это биопсихосоциальное расстройство, которое сопровождается у старших дошкольников в значительной части случаев нарушением функционирования внимания, являющегося древней, жизненно важной функцией, важнейшей составляющей сознания, а также отклонениями в поведении и импульсивностью. Современные методы визуализации мозга свидетельствую о наличии при СДВГ у детей многочисленных сложных системных отклонений в связности между различными отделами мозга, чем можно объяснить множественность форм СДВГ, характеризующихся «минимальной дисфункцией мозга», к которой приводят причины органического, генетического, нейрофизиологического и социального характера, а также осложнения в пре-, пере- и постнатальный периоды. По мере взросления ребёнка без проведения коррекционно-профилактической работы, гиперактивность может значительно регрессировать, но нарушение внимания различной степени и проявления импульсивности трудно поддаются контролю и могут сохраниться из-за необратимости сформировавшихся системных изменений мозга. Такие изменения приводят к дезадаптации, затрудняющей у детей приобретение знаний и навыков, налаживание отношений в детском коллективе[4].

Необходимость раннего исследования данной проблемы составляет несколько положений. Во-первых, СДВГ начинает интересовать родителей только к моменту поступления ребёнка в школу, поскольку становится очевидным его неспособность концентрировать внимание, удерживать внимание какое-то время, низкая способность к запоминанию. Кроме того в поведении ребёнка проявляется высокая импульсивность, спонтанность, часто агрессия, что затрудняет его адекватное взаимодействие как со сверстниками, так и с педагогами, тем самым оттягивая процесс формирования произвольной и познавательной сферы [5]. Во-вторых, необходима ранняя диагностика внимания у гиперактивных детей, поскольку на фоне запаздывающего психического, а часто и речевого развития, очень трудно произвести опрос детей, возрастные особенности которых по определению обуславливают не зрелость личностной сферы. И в-третьих, возможность создания коррекционных программ, на базе ранней диагностики, которые наиболее эффективно позволяли бы развивать и формировать внимание детей, а также снижать импульсивность и гиперактивность, повышая качество их взаимодействия со сверстниками, педагогами и родителями [7].

С целью изучения особенностей взаимодействия старших дошкольников в группе сверстников нами было проведено эмпирическое исследование на базе детского сада №12/2 города Омска. Для проведения исследования нами был использован ряд методик. Методика «Секрет» по Т. А. Репиной позволила изучить круг значимого общения ребёнка через определение его статуса, особенности взаимоотношений в группе, выявить симпатии старших дошкольников друг к другу. Методика Д. Векслера «Рассказ о друге» позволила нам лучше понять характер восприятия и видения сверстника старшим дошкольником через проецирование своего внутреннего отношения к себе и окружающим в вербальной форме. Выявить позицию старшего дошкольника во взаимодействии с окружающими сверстниками, его общую ориентацию в социальной действительности через решение проблемной (конфликтной) ситуации помогла методика Д. Векслера «Картинки».Анализ результатов исследования проводился по следующим критериям: «статус дошкольника в группе» – отражал характер взаимодействия старших дошкольников в детском коллективе, положение ребёнка в группе сверстников, его отношение к детям, а также отношение сверстников к нему; степень доброжелательности детей друг к другу, их эмоциональное благополучие; «отношение к товарищу» – отражал причины взаимодействия детей друг с другом, наиболее для них значимые и ценные аспекты отношений; «разрешение конфликтов» – отражал способы взаимодействия детей со сверстниками в различных ситуациях, в частности конфликтных.

На констатирующем этапе экспериментальной работы первая диагностическая методика выявила проблемный характер взаимодействия детей в группе: 24 % детей имеют статус «отверженных», 12 % – статус «изолированных» т. е. третья часть группы детей испытывает серьёзные сложности в отношениях с другими детьми. Понять причину их не популярности позволяет описание негативных форм поведения,которые им дают сверстники: «дерётся», «обзывается», «не слушается», «всё ломает», «не даёт играть», «забирает игрушки» и пр. В группу «изолированных» дошкольников попали часто болеющие дети, вновь прибывшие в ДОУ. Основная часть детей (53 %) имеет статус «предпочитаемых». По наблюдениям педагогов они доброжелательны по отношению к сверстникам, проявляют активность, могут играть как в одиночестве, так и с различными подгруппами дошкольников. Детей со статусом «популярные» – 11 %, они являются организаторами, лидерами, активными участниками различных видов деятельности.

По результатам методики «Рассказ о друге»в характеристике популярных детей были отражены аспекты: игровая деятельность («придумывает интересные игры», «делится игрушками» и т. д.); внешняя привлекательность, сила; нравственные качества (умение дружно играть, не драться, не ябедничать, доброта, отзывчивость). Дети группы «отвергаемых»получали оценку: «сердитые», «обижает детей», «не дружит ни с кем», «не разговаривает». Разрешая конфликтные ситуации, 22 % детей использовали уход от ситуации или разрешения с помощью взрослого; 20 % – резкие, не обдуманные или даже агрессивные действия; 42 % – вербальные способы; 16 % – продуктивные способы.

Таким образом, наличие 20 % старших дошкольников в группе, использующих непродуктивные стратегии поведения и агрессивные действия, чаще это дети с низким статусом, дают основания для предположения, наличия у них СДВГ.

На второй ступени исследования для изучения внимания детей и обнаружения наличия признаков гиперактивностиприменялись следующие методики: вариант теста Тулуз-Пьерона по Л. А. Ясюковой для изучения концентрации и устойчивости внимания, анкетирование и наблюдение за детьми. По результатам первой ступени исследования в экспериментальную группу вошло 7 мальчиков, в контрольную группу 25 детей от 5 до 6 лет, из них 15 мальчиков и 10 девочек. Проявление высокого уровня невнимательности показали дети первой группы, что составило 73,5 %, в то время как у здоровых детей он едва достигает 20 %. Избыточная активность определяется у 72,1 % в первой группе. В группе здоровых детей это 10 %. Импульсивность представлена 81,9 % в первой группе. У здоровых детей она составила 11 %.

Полученные данные позволили нам разработать программу развития взаимодействия старших дошкольников с сохранным развитием и гиперактивным поведением в условиях ДОУ.Реализация программы велась параллельно по двум направлениям: со всей группой детей и с подгруппой из 7 человек.Структура первого направления работы включала три блока: первый – направлен на повышение социального статуса «отверженных» детей старшего дошкольного возраста в группе сверстников; второй – на развитие и проявление чуткости, внимательности и терпения к сверстникам; третий – на обучение детей конструктивному подходу разрешения конфликтных ситуаций, с использованием вербальных и продуктивных способов.

Работа по второму направлению проводилась с целью развития у гиперактивных детей дефицитных функций поэтапно, начиная с развития одной отдельной функции (гиперактианому ребёнку трудно одновременно быть внимательным, спокойным и не импульсивным, далее двух и трёх функций.Для реализации этого направления программы нами использовались в работе с детьми: игровая терапия; песочная терапия; арт-терапия; бихевиоральная и сказкотерапия.При этом соблюдалась структурность проводимых занятий: игровое приветствие; игры и упражнения на снятие эмоциональных и мышечных зажимов; рисование, как средство выражения эмоционального состояния ребёнка; игры на отработку дефицитарной функции; итоговое обсуждение занятия, поощрение детей; прощальный ритуал.

Проводя анализ результатов проделанной работы на этапе формирующего эксперимента, следует особое внимание уделить изменениям, произошедшим с общим эмоциональным и поведенческим состоянием испытуемых и с группой детей в целом. Эмоциональное и поведенческое состояние перешло на качественно новый уровень. В играх наблюдалось повышение сотрудничества и взаимоуважения детей в совместной деятельности, регулирование поведения, сдерживание движений. В играх- драматизациях и театрализации сказок происходило осмысление нравственных норм, необходимых для взаимодействия и общения со сверстниками, повысилась чувствительность к воздействиям детей, эмоциональный фон.

Детальное исследование и сравнительный анализ констатирующего и формирующего эксперимента, обобщение и систематизацию полученных данных мы провели на этапе контрольного эксперимента. На контрольном этапе в первой группе детей в результате реализации программы развития взаимодействия старших дошкольников с сохранным развитием и гиперактивным поведением в условиях ДОУ невнимательность снизилась на 30 %, гиперактивность снизилась на 31,1 %, импульсивность снизилась на 32 %.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что применение программы, составленной нами, даёт возможность существенно понижать высокую выраженность по таким показателям, как импульсивность, невнимательность и гиперактивность, а также помогает развивать у детей умение общаться и взаимодействовать друг с другом в процессе игровой деятельности согласовывая свои желания с мнением других детей. Дети научаются регулировать своё поведение в соответствии с нормами морали.

Доклад «Приобщение старших дошкольников к русским народным традициям в условиях дошкольных организаций» На современном этапе дошкольные образовательные организации с учетом реализации собственной образовательной программы должны осуществлять.

Что такое сохранное развитие. Смотреть фото Что такое сохранное развитие. Смотреть картинку Что такое сохранное развитие. Картинка про Что такое сохранное развитие. Фото Что такое сохранное развитиеПалочки Кюизенера как средство обучения старших дошкольников в условиях реализации в ФГОС В. А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.

Педагогический совет «Речевое развитие дошкольников в современных условиях» Форма проведения: Круглый стол Цель: внедрение эффективных форм и методов по речевому развитию детей. Повестка: 1. Актуальность проблемы.

Психотерапевтическая сказка для мальчиков с агрессивным и гиперактивным поведением Жил-был зайчонок, который очень любил играть в разные подвижные игры: бегать, прыгать, кувыркаться. Но играть одному было неинтересно. Вот.

Раннее приобщение к занятиям спортом старших дошкольников в условиях детского сада Физическое воспитание играет главную роль во всестороннем развитии современного дошкольника. Дошкольный возраст – это возраст, в котором.

Развитие социально-коммуникативного взаимодействия у заикающихся дошкольников Общение представляет собой «процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к.

Речевое развитие старших дошкольников В отечественной методике развитием связной речи старших дошкольников занимались Е. И. Тихеева, О. И. Соловьева, М. М. Конина. Ребенок старшего.

Система работы по социализации старших дошкольников с нарушениями речи в условиях логопункта Одно из основных направлений Федерального государственного образовательного стандарта является повышение социального статуса дошкольника,.

Управление развитием дошкольной образовательной организации в условиях государственного задания ВВЕДЕНИЕ В последнее время система образования находиться в процессе модернизации,как по направлениям, формирующим содержание,так и по.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *