Что такое сом здорова
Что такое психосоматика и как это лечить?
Все болезни от нервов? Можно ли заболеть из-за «плохих» эмоций? Что такое психосоматическое расстройство? На эти и многие другие вопросы журнала «Челленджер» отвечает кандидат медицинских наук, врач-кардиолог высшей категории, доцент кафедры факультетской терапии лечебного факультета ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И. М. Сеченова Антон Родионов.
— В 80—90-е годы прошлого века у нас в институте (Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова. — Прим. ред.) работал очень известный психолог профессор Ю. М.Орлов. Ему принадлежала теория «саногенного мышления». Её смысл сводился к тому, что если мыслить правильно, культивировать хорошие эмоции и бороться с плохими, то можно предотвратить множество заболеваний. Надо признать, что для неокрепших умов юных медиков его теория выглядела весьма убедительно…
Могут ли эмоции влиять на здоровье? Определённо да. Быть причиной — нет. Негативные эмоции активизируют симпатическую нервную систему, что, в свою очередь, приводит к повышению артериального давления, увеличению частоты пульса и спазму сосудов. Всем известны истории, когда на фоне, например, испуга или гнева у людей случались инфаркты и инсульты. Повторю: эмоция в этом случае не причина заболевания, а лишь провоцирующий фактор, триггер.
В отдельных случаях негативная эмоция, конечно, может стать и причиной заболевания. Например, если со злости ударить кулаком по стене, можно сломать руку. Вот вам вполне отчётливая причинно-следственная связь. Кстати, не надо забывать и о существовании обратной взаимосвязи. Нередко причиной негативных эмоций становятся хронические телесные страдания. Вспомните Бабу-ягу с костяной ногой — возможно, она была бы очень милой старушкой, если бы не хроническая боль в тазобедренном суставе…
«Все болезни от нервов» — это миф?
Это даже не миф, это просто старая студенческая шутка. Полная цитата звучит так: «Все болезни — от нервов, и только пять — от любви» (имеется в виду пять классических венерических болезней). Впрочем, хронический стресс — действительно доказанный фактор риска развития как минимум сердечно-сосудистых заболеваний. Несколько лет назад при помощи позитронно-эмиссионной томографии (высокоточного исследования, позволяющего изучать обменные процессы в различных тканях) учёные выявили механизмы, трансформирующие стресс в хроническое воспаление, которое, в свою очередь, служит ключевым механизмом развития атеросклероза.
— Однако повторяю снова и снова: стресс не причина болезней, а один из факторов риска, который работает лишь сообща с другими факторами, прежде всего генетическими.
Психосоматическое расстройства: каковы причины и механизмы их возникновения?
Психосоматические заболевания — это группа болезней, которые проявляются телесными страданиями (то есть симптомами заболеваний внутренних органов), но их основная причина всё же кроется в неполадках со стороны нервной системы. К ним относят целый спектр желудочно-кишечных расстройств (функциональная желудочная диспепсия и синдром раздражённого кишечника), фибромиалгию (специфический болевой синдром в проекции суставов), гипервентиляционный синдром (ощущение нехватки кислорода и потребность в частом дыхании) и много чего ещё.
То, как связаны между собой психические страдания и соматические симптомы, поясню на примере самой распространённой жалобы, с которой пациенты приходят к кардиологу — ощущения учащённого сердцебиения. Тахикардия (частый пульс) в норме возникает, когда надо отреагировать на внешний раздражитель, например убежать от опасности. В этой ситуации мышцам нужно больше крови, следовательно, сердце должно увеличить частоту сокращений. Но когда опасность проходит, пульс нормализуется. Пациент с невротическим расстройством внешне спокоен, за ним никто не гонится, ему никого не нужно догонять, но головной мозг даёт сигнал: «Ты в опасности, убегай!» В результате активируется симпатическая нервная система, повышается давление и учащается пульс. Пациент чувствует себя плохо… В этом случае лечить тахикардию как отдельный симптом по меньшей мере нелепо — надо лечить само невротическое заболевание, причём лечить таких пациентов должен не кардиолог, а психиатр или психотерапевт.
Что касается детской психосоматики, расскажу ещё одну историю. Недавно на приём пришла молодая женщина. Она выглядела очень встревоженной и всё время пыталась меня расспросить о здоровье своего мужа, хотя, по моим представлениям, её муж вполне мог сам прийти на приём. В разговоре выяснилось, что муж (много работающий и хорошо зарабатывающий человек) дома постоянно кричит на жену и ребёнка, при этом ещё успешно манипулирует своим повышенным давлением, но лечиться не хочет. В конце нашей встречи женщина спросила, нет ли у меня на примете хорошего невролога, специалиста по детским тикам… Стоит продолжать рассказ? По-моему, не надо быть доктором Хаусом, чтобы понять простую вещь: большинство преходящих неврологических и невротических симптомов у детей — это проблема с родителями.
Что такое «чикагская семёрка» и насколько актуальна такая классификация в наши дни?
Классификации психосоматических расстройств мне не очень нужны в повседневной работе, да и про «чикагскую семёрку» я впервые узнал благодаря этому вопросу. Прочитал и ужаснулся. Неужели в XXI веке кто-то всерьёз может рассматривать их как «болезни неотреагированных эмоций»! Перечислю эти семь заболеваний с указанием их истинных причин:
Болезнь Паркинсона возникает из-за стремления к контролю? Аденоиды у детей появляются, когда они чувствуют, что родители их не любят?
Приведённые примеры — плод неуёмного воображения диванных психологов. У обеих болезней есть гораздо более понятные причинные факторы, хотя и не до конца изученные. А вот психосоматические заболевания желудочно-кишечного тракта (функциональная диспепсия, синдром раздражённого кишечника) действительно характерны для людей мнительных, тревожных и неуверенных в себе. В древности даже существовала поговорка: любой невропат — колопат (colon — лат. «толстая кишка»).
Ипохондрия — это тоже психосоматика?
Строго говоря, «ипохондрическое расстройство» — это не психосоматика, это чистая «психика», то есть настоящее тревожное невротическое расстройство, в рамках которого пациент бесконечно ищет у себя соматические заболевания и цепляется к самым безобидным симптомам. Моя почта переполнена письмами от ипохондриков, которые, обнаружив у себя несколько десятков экстрасистол (внеочередных сокращений сердца), тут же интересуются, какова теперь у них вероятность внезапной смерти.
Как происходит диагностика психосоматических расстройств?
Пациенты с психосоматическими расстройствами могут посещать врачей любой специальности. У кого-то болезни проявляются немотивированной одышкой и сердцебиением, у кого-то тошнотой, рвотой и поносом, а у некоторых — болевыми синдромами.
— Главный диагностический критерий — обследование, зачастую неоднократное — не позволяет обнаружить никаких признаков органического заболевания. Именно этот факт должен навести на мысль о необходимости консультации с психиатром или психотерапевтом.
Основа диагностики — беседа с пациентом. Уже только на основании того, как пациент излагает жалобы, можно задуматься о наличии психосоматических расстройств. Если врач располагает достаточным временем для выяснения обстоятельств, связанных с началом или обострением заболевания, если найдёт аккуратные слова для выяснения психотравмирующих ситуаций, то картина болезни начнёт вырисовываться. Как я уже сказал, диссоциация между жалобами и отсутствием органической патологии — важный аргумент в пользу «психосоматики». Конечно, разумный объём дообследования всегда необходим, но он не должен быть избыточным.
Приведу в пример одно из классических психосоматических заболеваний — синдром раздражённого кишечника (СРК). В России считают, что для установки диагноза нужно обязательно сделать колоноскопию — непростое и недешёвое эндоскопическое обследование толстого кишечника. Во всём мире считают иначе. Если длительные симптомы кишечного дискомфорта (поносы или запоры, вздутие живота и так далее) не сопровождаются наличием так называемых «красных флагов» (снижение веса, кровь в кале, воспалительные изменения в анализах крови, поздний возраст начала болезни и наличие онкологических заболеваний у близких родственников), то мучить пациента такой непростой процедурой, как колоноскопия, смысла нет — диагноз СРК весьма вероятен.
Сколько лет проходит от обращения пациента с психосоматическим расстройством до постановки ему корректного диагноза? Бывает по-разному. Мне кажется, что если правильно построить общение с пациентом, то это совсем не сложно. Но мы этому хорошо обучены. Дело в том, что наш ныне покойный учитель, бывший директор клиники факультетской терапии Первого меда (ныне Сеченовский университет) профессор В. И. Маколкин большое внимание уделял изучению психосоматической патологии, в результате чего на базе клиники был фактически создан небольшой психосоматический центр. Сотрудники клиники довольно хорошо ориентируются в патологии такого рода, кроме того, нас поддерживает команда из нескольких психиатров.
Иногда случается, что от начала заболевания до получения профессиональной помощи проходят годы. Сложно сказать, с чем это связано. Скорее всего, с тем, что коллеги «не видят» психосоматику или же стесняются отправить пациентов к психиатру, опасаясь, что пациенты их неправильно поймут.
Как лечить психосоматику?
Всё зависит от ситуации; понятие «психосоматические расстройства» слишком широкое. В лёгких случаях специфическое лечение вообще не требуется, достаточно детальной беседы врача с пациентом и разъяснения сути происходящего. Дело в том, что порой пациента тревожат не столько сами симптомы, сколько неизвестность и подозрение на серьёзные органические заболевания. Если объяснить, что за «ощущением неполного вдоха» или «покалываниями в сердце» не стоят органические болезни сердца и лёгких, многих пациентов это вполне удовлетворит.
В отдельных случаях врач-интернист (терапевт, кардиолог, гастроэнтеролог и другие) самостоятельно может назначить психотропную терапию, если он умеет, конечно, это делать. Скажем, квалифицированный гастроэнтеролог вполне может и должен сам назначать антидепрессанты пациентам с функциональными заболеваниями желудочно-кишечного тракта, не прибегая к помощи психиатров. Зачем антидепрессанты гастроэнтерологическим пациентам? Они нужны для того, чтобы разорвать патологическую связь между сигналами в головном мозге и симптомами со стороны желудочно-кишечного тракта. Кстати, антидепрессанты давно уже перестали быть специфическими препаратами для лечения депрессии. Их с успехом применяют и в терапии некоторых болевых синдромов.
Если интернист чувствует, что пациенту нужна серьёзная комбинированная терапия, то лучше подключить к лечению психиатра, так как психофармакология довольно сложна и арсенал препаратов многообразен. Желательно консультироваться не просто с психиатром из районного диспансера, а со специалистом, который имеет опыт работы именно с психосоматическими пациентами.
Психотерапия (то есть лечение в разговорном жанре) может быть весьма полезна многим пациентам с психосоматическими расстройствами. Есть только два минуса: это дорого и долго. Противопоказание к психотерапии — симптомы «большого» психического заболевания (бредовые расстройства, галлюцинации), впрочем, это уже выходит за рамки темы «психосоматика».
А вот что пациенту точно не нужно — это видимость лечения с использованием пустышек: витаминов, «общеукрепляющих», «метаболических», «сосудистых» препаратов и так далее.
Могут ли психосоматические заболевания со временем трансформироваться в соматические патологии?
Маловероятно. Вернёмся в начало. Факторами риска они могут быть, причиной — нет. То есть гипервентиляционный синдром не превратится в астму, СРК не станет язвенным колитом, фибромиалгия не трансформируется в ревматоидный артрит. Важно только понимать, что с возрастом увеличивается риск настоящих соматических заболеваний. Нужно только не пропустить их начало.
Что такое психогигиена и чем она может помочь?
И последнее. Если чувствуете, что что-то в жизни идёт совсем не так и самостоятельно выкарабкаться не получается, не стесняйтесь обращаться к специалистам в области психиатрии и психотерапии. Современная психиатрия ушла далеко вперёд по сравнению с классическим представлением о ней в фильме «Полёт над гнездом кукушки».
Если вы хотите грамотно использовать все возможности современной медицины, а также не стать жертвой сомнительного лечения и избыточной диагностики, книги из курса «Академии доктора Родионова» — вам в помощь. Все авторы серии не только практикующие врачи и специалисты, но и наши постоянные эксперты (за что им огромное спасибо).
СОМАТИЧЕСКИ ОСЛАБЛЕННЫЕ ДЕТИ И ИХ ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
СОМАТИЧЕСКИ ОСЛАБЛЕННЫЕ ДЕТИ
И ИХ ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
Иноземцева Вероника Георгиевна,
Невского района Санкт-Петербурга
Статистика: согласно данным Министерства образования и науки России, число детей с недостатком развития и неблагополучным состоянием здоровья среди новорожденных составляет 85%. Среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. За время обучения в школе 70% сформировавшихся в начальных классах функциональных расстройств трансформируются и к моменту окончания школы перерастают в стойкую хроническую патологию.
Традиционно на основе медицинских критериев выделяют следующие группы здоровья:
I группа здоровья: здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием, без анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений.
III группа здоровья: дети с хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, не ограничивающими возможности обучения или труда ребенка, в том числе в подростковом возрасте.
IV группа здоровья: дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограниченными функциональными возможностями; дети с высокой вероятностью осложнений основного заболевания; дети, у которых основное заболевание требует поддерживающей терапии; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что в определенной мере ограничивает возможность обучения или труда ребенка.
V группа здоровья: дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.
В педагогике данная категория детей традиционно обозначается целым рядом понятий: «соматически ослабленные дети», «дети с ослабленным здоровьем», «частоболеющие дети» и др. В целом под данными понятиями понимается категория детей «группы риска» по здоровью в образовательных учреждениях. Определяющую роль в изменениях состояния здоровья соматически ослабленных детей играют 3 группы факторов: генотип популяции, образ жизни, состояние окружающей среды.
Существует ряд характерных психолого-педагогических признаков, объединяющих соматически ослабленных детей:
недоразвитость высших психических функций, несформированность когнитивных процессов;
недостаточный уровень развития внимания, снижение объема памяти;
несформированность согласованной работы систем восприятия и периферических двигательных актов;
повышенная утомляемость и истощаемость, на фоне которых отмечаются раздражительность, эмоциональная неустойчивость. Настроение у соматически ослабленных детей часто пониженное; ребенок чувствителен к яркому свету, громким звукам. Эти особенности приводят к трудностям концентрации внимания, неспособности к длительному физическому и умственному напряжению;
нарушения вегетативных функций: у соматически ослабленных детей часто возникают головные боли (спонтанные или при переутомлении и эмоциональном напряжении), повышенная потливость, колебания артериального давления;
соматовегетативные нарушения (расстройства функций отдельных органов и систем) и эмоционально-волевые изменения (снижение настроения, капризность);
эпизодичность общения со сверстниками и частое отсутствие соматически ослабленного ребенка в школе приводит к тому, что он становится изолированным – о нем просто забывают. Это в свою очередь приводит трудностям формирования коммуникативных навыков и закреплению таких черт характера, как замкнутость и грубость;
частые болезни ребенка вынуждают мать оставаться дома и ухаживать за ним, таким образом, жизнь ребенка замыкается внутри семьи, а общение становится ограниченным;
соматически ослабленные дети не умеют преодолевать трудности, подчинять свои действия определенным требованиям и правилам; они затрудняются организовать свою деятельность, регулировать ее и свое поведение;
как острые, так и хронические заболевания часто вызывают у школьников состояние утомления и «эмоциональную тупость» на грани депрессии. Даже обычная вирусная инфекция сопровождается состоянием депрессии и раздражительностью в течение многих дней или недель после исчезновения других признаков и симптомов заболевания;
в младшем подростковом возрасте частые или хронические заболевания сопровождаются качественно иным формированием личности, так как именно в этот период происходит основное становление ребенка как личности, а движущей силой этого развития является собственная деятельность ребенка по овладению действительностью, опосредованная его отношениями со взрослыми. Психическая деятельность больного ребенка меняется не потому, что при соматических заболеваниях начинают действовать какие-то особые психические механизмы, а потому, что те же самые механизмы действуют в особых вызванных и измененных болезнью условиях. При этом болезнь является лишь биологической предпосылкой изменения личности. Серьезное и длительное соматическое нарушение приводит к общим стойким изменениям внутреннего мира ребенка и всего его психического облика.
Отмеченные особенности познавательных и эмоциональных процессов у учащихся с ослабленным здоровьем накладывают негативный отпечаток на их учебную деятельность и, как правило, приводят к возникновению следующих трудностей в обучении:
низкая готовность к школьному обучению, личностная и мотивационная незрелость;
трудности в школьной адаптации (особенно в первом классе) – нарушения функций приспособления, возникающие в ответ на изменение привычного уклада жизни и смены ведущей деятельности;
высокая утомляемость при выполнении заданий;
медленная переключаемость внимания с объекта на объект; выраженная невнимательность, из-за чего соматически ослабленных детей часто относят к категории ленивых;
низкий темп работы, особенно при письме и чтении;
высокая чувствительность к замечаниям учителя;
эмоциональная неустойчивость, особенно проявляющаяся в реакциях на поставленную оценку;
особенности эмоционально-личностной сферы в последствие влекут изменения личности ребенка: он считает, что имеет право на облегченную деятельность, щадящий режим, сострадание и соучастие со стороны педагогов и окружающих детей.
Самой главной особенностью, отличающей социальную ситуация развития соматически ослабленного ребенка является наличие образовательной депривации в результате частых пропусков школы и госпитализации. Подобные условия развития ребенка неизбежно влекут пропуски программного материала, его несистемное и непоследовательное усвоение и как следствие пробелы в знаниях.
Очень часто, у педагогов массовых школ нет необходимых возможностей для организации полноценного индивидуального обучения таких учащихся, которое опиралось бы на особенности психического развития ребенка и учитывало темп его работы, степень усвоения учебного материала и характер межличностного общения.
По нашему мнению, при организации инклюзивного обучения соматически ослабленных школьников необходимо учитывать следующие показатели:
для соматически ослабленного ребенка важное значение приобретает время выявления и диагностики болезненного процесса;
ранняя диагностика болезни позволит своевременно и регулярно проводить психолого-педагогическую диагностику, обеспечившую выявление нарушенных, задержанных, искаженных и (или) сохранных психических процессов и познавательных функций ребенка;
психолого-педагогическая поддержка и помощь должна начинаться для соматически ослабленного ребенка еще в дошкольном возрасте, ее основной задачей будет являться формирование полноценной готовности (мотивационной, личностной, речевой) ребенка к школьному обучению;
абилитация и реабилитация соматически ослабленного ребенка должна проходить по индивидуальной психолого-педагогической программе, учитывающей как медицинские (группу здоровья ребенка, характер, форму и степень тяжести его заболевания, время постановки диагноза, время и характер получаемого лечения), так и психолого-педагогические показатели;
интеграция усилий педагогов, психологов, медиков и семьи в процессе инклюзивного обучения соматически ослабленного ребенка.
Обучение соматически ослабленных детей должно проводиться в особых условиях, по индивидуальным программам, специально разработанным с учетом особенностей их психического развития. Кроме того, для данной категории детей необходимо разрабатывать методы психолого-педагогической помощи, социально-психологической и профессиональной адаптации. Решение этих задач возможно только с учетом особых образовательных потребностей данной категории детей.
Время начала образования – как правило, соматически ослабленные дети идут в школу в возрасте 7 лет. Но в силу определенных обстоятельств (частые и продолжительные заболевания, госпитализация, длительный реабилитационные период после перенесенного заболевания и т.п.), может случиться так, что ребенок поступает в школу в возрасте 8 лет и позже.
Содержание образования – потребность во введении специальных разделов обучения для соматически ослабленных детей не предусмотрена. В большинстве случаев эти дети интеллектуально сохранны и при определенных условиях вполне усваивают программу массовой общеобразовательной школы. Однако частые пропуски школы ребенка по болезни приводят к тому, что в последствие ему приходится осваивать образовательную программу в сжатые сроки. Учет этого момента необходим в дифференциации учителем главного (обязательного для изучения!) и второстепенного в содержании программного материала.
В качестве особого факультативного раздела, включенного в содержание образования такого ребенка можно рекомендовать раздел «Основы здоровьесберегающей среды и здорового образа жизни», который будет способствовать актуализация потребностей детей и их родителей в здоровьесбережении собственного ребенка.
Создание специальных методов и средств обучения – потребность в построении «обходных путей», использовании специфических средств обучения, в более дифференцированном, «пошаговом» обучение, чем этого обычно требует обучение нормально развивающегося ребенка. В индивидуальных программах обучения соматически ослабленных детей учителю следует перейти от повременного планирования учебного процесса к планированию с учетом продолжительного периода закрепления усвоенных учащимися знаний и опыта.
Педагогу следует учитывать, что для соматически ослабленных учащихся задача достижения результата в учебной деятельности часто оказывается непосильной, так как учитель не акцентирует внимание на алгоритме действий. К положительному результату приводит постановка задачи, которая предполагает выделение промежуточных этапов достижения результата как самостоятельных, что соответствует возможностям учащихся и их потребностям. При переходе от одного задания к другому детям с соматической ослабленностью предлагайте упражнения, переключающие их внимание на новый вид работы.
В начальный период школьного обучения особое внимание следует уделять подготовке соматически ослабленных учащихся к усвоению основной программы через погружение в проблемно-творческие ситуации с использованием базовых элементов предметного мира (дерево, дом, человек, животное).
В обучении соматически ослабленных учащихся следует избегать состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость. При проведении урока педагогу следует осуществлять подбор индивидуального темпа работы и нагрузки учащегося.
Избеганию повышенной утомляемости детей будет способствовать чередование видов деятельности учащихся на уроке (смена ведущего анализатора: слух, зрение и т.д.), а также активное включение на уроке динамических пауз. При утомляемости, проявляющейся в чрезмерной двигательной активности ученика, включайте его в социальные формы деятельности: дайте задание подготовить доску к уроку, открыть форточку, раздать тетради и т.д. Если утомляемость проявляется в заторможенности, необходимо провести на уроке динамическую паузу и снизить объем предлагаемых заданий.
При составлении расписания особое внимание уделяйте чередованию предметов в зависимости от сложности усвоения учебного материала, а также следующим показателям:
пик работоспособности школьника приходится на временные промежутки с 10 до 12 часов и с 16 до 18 часов;
в течение недели наиболее высокая работоспособность приходится на вторник, среду, четверг;
во второй половине урока соматически ослабленные дети не воспринимают многосложных заданий, поэтому предлагайте короткие и четко сформулированные задания.
Соматически ослабленные дети нуждаются психологическом сопровождении образовательного маршрута, который позволит им научиться находить друзей и поддерживать дружеские отношения; планировать свои действия на основе интересов других людей, договариваться со сверстниками; противостоять чужому мнению, давлению на основе ценностного отношения к себе; формировать потребность и умение беречь своё физическое и психическое здоровье, стремиться к личной безопасности. Задача психолога состоит в том, чтобы научить такого ребенка приёмам релаксации, научить ребёнка пользоваться языком эмоций как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания состояния других людей. Для полноценного включения такого ребенка в образовательный процесс необходимо укреплять его психику, развивать эмоционально-волевую сферу, снимать острые невротические реакции, нейтрализовать страхи и эмоционально отрицательные переживания.
В определении границ образовательного пространства – потребность в максимальном расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения. Соматически ослаблено ребенка следует максимально включать во внеурочные и внешкольные формы взаимодействия, которые позволят ему ликвидировать коммуникативные и социальные барьеры в общении со сверстниками. Развитие соматически ослабленного ребенка должно быть организованным и комплексным, пробуждающим его познавательную активность, для чего необходимо выполнение основных условий: обеспечение доступности разнообразных физических контактов ребенка с предметным миром, ориентирование его мышления на сравнение и обобщение, понимание значимости ребенка членами семьи.
Индивидуальное обучение осуществляется в домашних условиях с выходом учителя непосредственно на дом к больному ребенку. Такая форма обучения предусмотрена только на основании письменного заявления родителей или законных представителей ребенка, заключения медицинской комиссии и решения администрации образовательного учреждения.
Педагог работает с индивидуально обучающимся ребенком в 2,5-3 раза меньше по времени, чем в условиях традиционной классно-урочной системы с другими учениками. Учитывая разные сроки освоения образовательных программ, увеличение времени, отведенного на самостоятельную работу с различными источниками, возникает вопрос о необходимости разработки для таких детей индивидуальных образовательных программ. Однако следует помнить, что индивидуальные образовательные программы воплощают в себе ученический компонент базисного учебного плана и составляются по отношению к обучению отдельных учеников, чье состояние здоровья ориентирует на особый режим образовательного взаимодействия педагога и учащегося.
В индивидуальной образовательной программе должны присутствовать следующие элементы: результат, которого учащийся хочет достичь; этапы, которые он должен пройти для достижения цели; учебный инструментарий; необходимость и степень посторонней помощи; время, которое следует затратить на каждый этап, включая время на приобретение или нахождение требуемого инструментария.
И ндивидуально обучаемые дети должны быть обеспечены непрерывной обратной связью с учителем, темп их обучения должен быть настроен на особенности их восприятия, содержание изучаемой дисциплины должно постоянно корректироваться с учетом мотивации учащегося. Одним из положительных моментов такой формы обучения является установление неформальных взаимоотношений между педагогом и учеником, основанных на взаимопонимании и уважении.
Сложность обучения соматически ослабленных детей на дому заключается в необходимости учитывать педагогом особенностей психосоциального развития таких учащихся, а нередко и нескольких соматически ослабленных детей.
В продолжительности образования – потребность в пролонгированности процесса обучения и выход за рамки школьного возраста – в особых случаях (случаях неусвоения образовательной программы) соматически ослабленные дети требуют пролонгированности обучения, т.е. его продолжения и (или) повтора.
Эмоциональное и социальное состояние, способность к обучению у таких детей могут медленно нормализоваться. Дети в этом случае нуждаются в помощи и поддержке со стороны родителей и учителей, а родители, в свою очередь, должны получать поддержку со стороны педагога и лечащего врача. В этом случае о собого внимания в семье и учебном коллективе требует формирование благоприятного микроклимата, который в свою очередь зависит от постановки задач, решаемых в ходе инклюзивного обучения.