Что такое сом здорова

Что такое психосоматика и как это лечить?

Что такое сом здорова. Смотреть фото Что такое сом здорова. Смотреть картинку Что такое сом здорова. Картинка про Что такое сом здорова. Фото Что такое сом здороваВсе болезни от нервов? Можно ли заболеть из-за «плохих» эмоций? Что такое психосоматическое расстройство? На эти и многие другие вопросы журнала «Челленджер» отвечает кандидат медицинских наук, врач-кардиолог высшей категории, доцент кафедры факультетской терапии лечебного факультета ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И. М. Сеченова Антон Родионов.

— В 80—90-е годы прошлого века у нас в институте (Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова. — Прим. ред.) работал очень известный психолог профессор Ю. М.Орлов. Ему принадлежала теория «саногенного мышления». Её смысл сводился к тому, что если мыслить правильно, культивировать хорошие эмоции и бороться с плохими, то можно предотвратить множество заболеваний. Надо признать, что для неокрепших умов юных медиков его теория выглядела весьма убедительно…

Могут ли эмоции влиять на здоровье? Определённо да. Быть причиной — нет. Негативные эмоции активизируют симпатическую нервную систему, что, в свою очередь, приводит к повышению артериального давления, увеличению частоты пульса и спазму сосудов. Всем известны истории, когда на фоне, например, испуга или гнева у людей случались инфаркты и инсульты. Повторю: эмоция в этом случае не причина заболевания, а лишь провоцирующий фактор, триггер.

В отдельных случаях негативная эмоция, конечно, может стать и причиной заболевания. Например, если со злости ударить кулаком по стене, можно сломать руку. Вот вам вполне отчётливая причинно-следственная связь. Кстати, не надо забывать и о существовании обратной взаимосвязи. Нередко причиной негативных эмоций становятся хронические телесные страдания. Вспомните Бабу-ягу с костяной ногой — возможно, она была бы очень милой старушкой, если бы не хроническая боль в тазобедренном суставе…

«Все болезни от нервов» — это миф?

Это даже не миф, это просто старая студенческая шутка. Полная цитата звучит так: «Все болезни — от нервов, и только пять — от любви» (имеется в виду пять классических венерических болезней). Впрочем, хронический стресс — действительно доказанный фактор риска развития как минимум сердечно-сосудистых заболеваний. Несколько лет назад при помощи позитронно-эмиссионной томографии (высокоточного исследования, позволяющего изучать обменные процессы в различных тканях) учёные выявили механизмы, трансформирующие стресс в хроническое воспаление, которое, в свою очередь, служит ключевым механизмом развития атеросклероза.

— Однако повторяю снова и снова: стресс не причина болезней, а один из факторов риска, который работает лишь сообща с другими факторами, прежде всего генетическими.

Психосоматическое расстройства: каковы причины и механизмы их возникновения?

Психосоматические заболевания — это группа болезней, которые проявляются телесными страданиями (то есть симптомами заболеваний внутренних органов), но их основная причина всё же кроется в неполадках со стороны нервной системы. К ним относят целый спектр желудочно-кишечных расстройств (функциональная желудочная диспепсия и синдром раздражённого кишечника), фибромиалгию (специфический болевой синдром в проекции суставов), гипервентиляционный синдром (ощущение нехватки кислорода и потребность в частом дыхании) и много чего ещё.

То, как связаны между собой психические страдания и соматические симптомы, поясню на примере самой распространённой жалобы, с которой пациенты приходят к кардиологу — ощущения учащённого сердцебиения. Тахикардия (частый пульс) в норме возникает, когда надо отреагировать на внешний раздражитель, например убежать от опасности. В этой ситуации мышцам нужно больше крови, следовательно, сердце должно увеличить частоту сокращений. Но когда опасность проходит, пульс нормализуется. Пациент с невротическим расстройством внешне спокоен, за ним никто не гонится, ему никого не нужно догонять, но головной мозг даёт сигнал: «Ты в опасности, убегай!» В результате активируется симпатическая нервная система, повышается давление и учащается пульс. Пациент чувствует себя плохо… В этом случае лечить тахикардию как отдельный симптом по меньшей мере нелепо — надо лечить само невротическое заболевание, причём лечить таких пациентов должен не кардиолог, а психиатр или психотерапевт.

Что касается детской психосоматики, расскажу ещё одну историю. Недавно на приём пришла молодая женщина. Она выглядела очень встревоженной и всё время пыталась меня расспросить о здоровье своего мужа, хотя, по моим представлениям, её муж вполне мог сам прийти на приём. В разговоре выяснилось, что муж (много работающий и хорошо зарабатывающий человек) дома постоянно кричит на жену и ребёнка, при этом ещё успешно манипулирует своим повышенным давлением, но лечиться не хочет. В конце нашей встречи женщина спросила, нет ли у меня на примете хорошего невролога, специалиста по детским тикам… Стоит продолжать рассказ? По-моему, не надо быть доктором Хаусом, чтобы понять простую вещь: большинство преходящих неврологических и невротических симптомов у детей — это проблема с родителями.

Что такое «чикагская семёрка» и насколько актуальна такая классификация в наши дни?

Классификации психосоматических расстройств мне не очень нужны в повседневной работе, да и про «чикагскую семёрку» я впервые узнал благодаря этому вопросу. Прочитал и ужаснулся. Неужели в XXI веке кто-то всерьёз может рассматривать их как «болезни неотреагированных эмоций»! Перечислю эти семь заболеваний с указанием их истинных причин:

Болезнь Паркинсона возникает из-за стремления к контролю? Аденоиды у детей появляются, когда они чувствуют, что родители их не любят?

Приведённые примеры — плод неуёмного воображения диванных психологов. У обеих болезней есть гораздо более понятные причинные факторы, хотя и не до конца изученные. А вот психосоматические заболевания желудочно-кишечного тракта (функциональная диспепсия, синдром раздражённого кишечника) действительно характерны для людей мнительных, тревожных и неуверенных в себе. В древности даже существовала поговорка: любой невропат — колопат (colon — лат. «толстая кишка»).

Ипохондрия — это тоже психосоматика?

Строго говоря, «ипохондрическое расстройство» — это не психосоматика, это чистая «психика», то есть настоящее тревожное невротическое расстройство, в рамках которого пациент бесконечно ищет у себя соматические заболевания и цепляется к самым безобидным симптомам. Моя почта переполнена письмами от ипохондриков, которые, обнаружив у себя несколько десятков экстрасистол (внеочередных сокращений сердца), тут же интересуются, какова теперь у них вероятность внезапной смерти.

Как происходит диагностика психосоматических расстройств?

Пациенты с психосоматическими расстройствами могут посещать врачей любой специальности. У кого-то болезни проявляются немотивированной одышкой и сердцебиением, у кого-то тошнотой, рвотой и поносом, а у некоторых — болевыми синдромами.

— Главный диагностический критерий — обследование, зачастую неоднократное — не позволяет обнаружить никаких признаков органического заболевания. Именно этот факт должен навести на мысль о необходимости консультации с психиатром или психотерапевтом.

Основа диагностики — беседа с пациентом. Уже только на основании того, как пациент излагает жалобы, можно задуматься о наличии психосоматических расстройств. Если врач располагает достаточным временем для выяснения обстоятельств, связанных с началом или обострением заболевания, если найдёт аккуратные слова для выяснения психотравмирующих ситуаций, то картина болезни начнёт вырисовываться. Как я уже сказал, диссоциация между жалобами и отсутствием органической патологии — важный аргумент в пользу «психосоматики». Конечно, разумный объём дообследования всегда необходим, но он не должен быть избыточным.

Приведу в пример одно из классических психосоматических заболеваний — синдром раздражённого кишечника (СРК). В России считают, что для установки диагноза нужно обязательно сделать колоноскопию — непростое и недешёвое эндоскопическое обследование толстого кишечника. Во всём мире считают иначе. Если длительные симптомы кишечного дискомфорта (поносы или запоры, вздутие живота и так далее) не сопровождаются наличием так называемых «красных флагов» (снижение веса, кровь в кале, воспалительные изменения в анализах крови, поздний возраст начала болезни и наличие онкологических заболеваний у близких родственников), то мучить пациента такой непростой процедурой, как колоноскопия, смысла нет — диагноз СРК весьма вероятен.
Сколько лет проходит от обращения пациента с психосоматическим расстройством до постановки ему корректного диагноза? Бывает по-разному. Мне кажется, что если правильно построить общение с пациентом, то это совсем не сложно. Но мы этому хорошо обучены. Дело в том, что наш ныне покойный учитель, бывший директор клиники факультетской терапии Первого меда (ныне Сеченовский университет) профессор В. И. Маколкин большое внимание уделял изучению психосоматической патологии, в результате чего на базе клиники был фактически создан небольшой психосоматический центр. Сотрудники клиники довольно хорошо ориентируются в патологии такого рода, кроме того, нас поддерживает команда из нескольких психиатров.
Иногда случается, что от начала заболевания до получения профессиональной помощи проходят годы. Сложно сказать, с чем это связано. Скорее всего, с тем, что коллеги «не видят» психосоматику или же стесняются отправить пациентов к психиатру, опасаясь, что пациенты их неправильно поймут.

Как лечить психосоматику?

Всё зависит от ситуации; понятие «психосоматические расстройства» слишком широкое. В лёгких случаях специфическое лечение вообще не требуется, достаточно детальной беседы врача с пациентом и разъяснения сути происходящего. Дело в том, что порой пациента тревожат не столько сами симптомы, сколько неизвестность и подозрение на серьёзные органические заболевания. Если объяснить, что за «ощущением неполного вдоха» или «покалываниями в сердце» не стоят органические болезни сердца и лёгких, многих пациентов это вполне удовлетворит.

В отдельных случаях врач-интернист (терапевт, кардиолог, гастроэнтеролог и другие) самостоятельно может назначить психотропную терапию, если он умеет, конечно, это делать. Скажем, квалифицированный гастроэнтеролог вполне может и должен сам назначать антидепрессанты пациентам с функциональными заболеваниями желудочно-кишечного тракта, не прибегая к помощи психиатров. Зачем антидепрессанты гастроэнтерологическим пациентам? Они нужны для того, чтобы разорвать патологическую связь между сигналами в головном мозге и симптомами со стороны желудочно-кишечного тракта. Кстати, антидепрессанты давно уже перестали быть специфическими препаратами для лечения депрессии. Их с успехом применяют и в терапии некоторых болевых синдромов.

Если интернист чувствует, что пациенту нужна серьёзная комбинированная терапия, то лучше подключить к лечению психиатра, так как психофармакология довольно сложна и арсенал препаратов многообразен. Желательно консультироваться не просто с психиатром из районного диспансера, а со специалистом, который имеет опыт работы именно с психосоматическими пациентами.

Психотерапия (то есть лечение в разговорном жанре) может быть весьма полезна многим пациентам с психосоматическими расстройствами. Есть только два минуса: это дорого и долго. Противопоказание к психотерапии — симптомы «большого» психического заболевания (бредовые расстройства, галлюцинации), впрочем, это уже выходит за рамки темы «психосоматика».

А вот что пациенту точно не нужно — это видимость лечения с использованием пустышек: витаминов, «общеукрепляющих», «метаболических», «сосудистых» препаратов и так далее.

Могут ли психосоматические заболевания со временем трансформироваться в соматические патологии?

Маловероятно. Вернёмся в начало. Факторами риска они могут быть, причиной — нет. То есть гипервентиляционный синдром не превратится в астму, СРК не станет язвенным колитом, фибромиалгия не трансформируется в ревматоидный артрит. Важно только понимать, что с возрастом увеличивается риск настоящих соматических заболеваний. Нужно только не пропустить их начало.

Что такое психогигиена и чем она может помочь?

И последнее. Если чувствуете, что что-то в жизни идёт совсем не так и самостоятельно выкарабкаться не получается, не стесняйтесь обращаться к специалистам в области психиатрии и психотерапии. Современная психиатрия ушла далеко вперёд по сравнению с классическим представлением о ней в фильме «Полёт над гнездом кукушки».

Если вы хотите грамотно использовать все возможности современной медицины, а также не стать жертвой сомнительного лечения и избыточной диагностики, книги из курса «Академии доктора Родионова» — вам в помощь. Все авторы серии не только практикующие врачи и специалисты, но и наши постоянные эксперты (за что им огромное спасибо).

Источник

СОМАТИЧЕСКИ ОСЛАБЛЕННЫЕ ДЕТИ И ИХ ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

СОМАТИЧЕСКИ ОСЛАБЛЕННЫЕ ДЕТИ

И ИХ ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Иноземцева Вероника Георгиевна,

Невского района Санкт-Петербурга

Статистика: согласно данным Министерства образования и науки России, число детей с недостатком развития и неблагополучным состоянием здоровья среди новорожденных составляет 85%. Среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. За время обучения в школе 70% сформировавшихся в начальных классах функциональных расстройств трансформируются и к моменту окончания школы перерастают в стойкую хроническую патологию.

Традиционно на основе медицинских критериев выделяют следующие группы здоровья:

I группа здоровья: здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием, без анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений.

III группа здоровья: дети с хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, не ограничивающими возможности обучения или труда ребенка, в том числе в подростковом возрасте.

IV группа здоровья: дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограниченными функциональными возможностями; дети с высокой вероятностью осложнений основного заболевания; дети, у которых основное заболевание требует поддерживающей терапии; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что в определенной мере ограничивает возможность обучения или труда ребенка.

V группа здоровья: дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.

В педагогике данная категория детей традиционно обозначается целым рядом понятий: «соматически ослабленные дети», «дети с ослабленным здоровьем», «частоболеющие дети» и др. В целом под данными понятиями понимается категория детей «группы риска» по здоровью в образовательных учреждениях. Определяющую роль в изменениях состояния здоровья соматически ослабленных детей играют 3 группы факторов: генотип популяции, образ жизни, состояние окружающей среды.

Существует ряд характерных психолого-педагогических признаков, объединяющих соматически ослабленных детей:

недоразвитость высших психических функций, несформированность когнитивных процессов;

недостаточный уровень развития внимания, снижение объема памяти;

несформированность согласованной работы систем восприятия и периферических двигательных актов;

повышенная утомляемость и истощаемость, на фоне которых отмечаются раздражительность, эмоциональная неустойчивость. Настроение у соматически ослабленных детей часто пониженное; ребенок чувствителен к яркому свету, громким звукам. Эти особенности приводят к трудностям концентрации внимания, неспособности к длительному физическому и умственному напряжению;

нарушения вегетативных функций: у соматически ослабленных детей часто возникают головные боли (спонтанные или при переутомлении и эмоциональном напряжении), повышенная потливость, колебания артериального давления;

соматовегетативные нарушения (расстройства функций отдельных органов и систем) и эмоционально-волевые изменения (снижение настроения, капризность);

эпизодичность общения со сверстниками и частое отсутствие соматически ослабленного ребенка в школе приводит к тому, что он становится изолированным – о нем просто забывают. Это в свою очередь приводит трудностям формирования коммуникативных навыков и закреплению таких черт характера, как замкнутость и грубость;

частые болезни ребенка вынуждают мать оставаться дома и ухаживать за ним, таким образом, жизнь ребенка замыкается внутри семьи, а общение становится ограниченным;

соматически ослабленные дети не умеют преодолевать трудности, подчинять свои действия определенным требованиям и правилам; они затрудняются организовать свою деятельность, регулировать ее и свое поведение;

как острые, так и хронические заболевания часто вызывают у школьников состояние утомления и «эмоциональную тупость» на грани депрессии. Даже обычная вирусная инфекция сопровождается состоянием депрессии и раздражительностью в течение многих дней или недель после исчезновения других признаков и симптомов заболевания;

в младшем подростковом возрасте частые или хронические заболевания сопровождаются качественно иным формированием личности, так как именно в этот период происходит основное становление ребенка как личности, а движущей силой этого развития является собственная деятельность ребенка по овладению действительностью, опосредованная его отношениями со взрослыми. Психическая деятельность больного ребенка меняется не потому, что при соматических заболеваниях начинают действовать какие-то особые психические механизмы, а потому, что те же самые механизмы действуют в особых вызванных и измененных болезнью условиях. При этом болезнь является лишь биологической предпосылкой изменения личности. Серьезное и длительное соматическое нарушение приводит к общим стойким изменениям внутреннего мира ребенка и всего его психического облика.

Отмеченные особенности познавательных и эмоциональных процессов у учащихся с ослабленным здоровьем накладывают негативный отпечаток на их учебную деятельность и, как правило, приводят к возникновению следующих трудностей в обучении:

низкая готовность к школьному обучению, личностная и мотивационная незрелость;

трудности в школьной адаптации (особенно в первом классе) – нарушения функций приспособления, возникающие в ответ на изменение привычного уклада жизни и смены ведущей деятельности;

высокая утомляемость при выполнении заданий;

медленная переключаемость внимания с объекта на объект; выраженная невнимательность, из-за чего соматически ослабленных детей часто относят к категории ленивых;

низкий темп работы, особенно при письме и чтении;

высокая чувствительность к замечаниям учителя;

эмоциональная неустойчивость, особенно проявляющаяся в реакциях на поставленную оценку;

особенности эмоционально-личностной сферы в последствие влекут изменения личности ребенка: он считает, что имеет право на облегченную деятельность, щадящий режим, сострадание и соучастие со стороны педагогов и окружающих детей.

Самой главной особенностью, отличающей социальную ситуация развития соматически ослабленного ребенка является наличие образовательной депривации в результате частых пропусков школы и госпитализации. Подобные условия развития ребенка неизбежно влекут пропуски программного материала, его несистемное и непоследовательное усвоение и как следствие пробелы в знаниях.

Очень часто, у педагогов массовых школ нет необходимых возможностей для организации полноценного индивидуального обучения таких учащихся, которое опиралось бы на особенности психического развития ребенка и учитывало темп его работы, степень усвоения учебного материала и характер межличностного общения.

По нашему мнению, при организации инклюзивного обучения соматически ослабленных школьников необходимо учитывать следующие показатели:

для соматически ослабленного ребенка важное значение приобретает время выявления и диагностики болезненного процесса;

ранняя диагностика болезни позволит своевременно и регулярно проводить психолого-педагогическую диагностику, обеспечившую выявление нарушенных, задержанных, искаженных и (или) сохранных психических процессов и познавательных функций ребенка;

психолого-педагогическая поддержка и помощь должна начинаться для соматически ослабленного ребенка еще в дошкольном возрасте, ее основной задачей будет являться формирование полноценной готовности (мотивационной, личностной, речевой) ребенка к школьному обучению;

абилитация и реабилитация соматически ослабленного ребенка должна проходить по индивидуальной психолого-педагогической программе, учитывающей как медицинские (группу здоровья ребенка, характер, форму и степень тяжести его заболевания, время постановки диагноза, время и характер получаемого лечения), так и психолого-педагогические показатели;

интеграция усилий педагогов, психологов, медиков и семьи в процессе инклюзивного обучения соматически ослабленного ребенка.

Обучение соматически ослабленных детей должно проводиться в особых условиях, по индивидуальным программам, специально разработанным с учетом особенностей их психического развития. Кроме того, для данной категории детей необходимо разрабатывать методы психолого-педагогической помощи, социально-психологической и профессиональной адаптации. Решение этих задач возможно только с учетом особых образовательных потребностей данной категории детей.

Время начала образования – как правило, соматически ослабленные дети идут в школу в возрасте 7 лет. Но в силу определенных обстоятельств (частые и продолжительные заболевания, госпитализация, длительный реабилитационные период после перенесенного заболевания и т.п.), может случиться так, что ребенок поступает в школу в возрасте 8 лет и позже.

Содержание образования – потребность во введении специальных разделов обучения для соматически ослабленных детей не предусмотрена. В большинстве случаев эти дети интеллектуально сохранны и при определенных условиях вполне усваивают программу массовой общеобразовательной школы. Однако частые пропуски школы ребенка по болезни приводят к тому, что в последствие ему приходится осваивать образовательную программу в сжатые сроки. Учет этого момента необходим в дифференциации учителем главного (обязательного для изучения!) и второстепенного в содержании программного материала.

В качестве особого факультативного раздела, включенного в содержание образования такого ребенка можно рекомендовать раздел «Основы здоровьесберегающей среды и здорового образа жизни», который будет способствовать актуализация потребностей детей и их родителей в здоровьесбережении собственного ребенка.

Создание специальных методов и средств обучения – потребность в построении «обходных путей», использовании специфических средств обучения, в более дифференцированном, «пошаговом» обучение, чем этого обычно требует обучение нормально развивающегося ребенка. В индивидуальных программах обучения соматически ослабленных детей учителю следует перейти от повременного планирования учебного процесса к планированию с учетом продолжительного периода закрепления усвоенных учащимися знаний и опыта.

Педагогу следует учитывать, что для соматически ослабленных учащихся задача достижения результата в учебной деятельности часто оказывается непосильной, так как учитель не акцентирует внимание на алгоритме действий. К положительному результату приводит постановка задачи, которая предполагает выделение промежуточных этапов достижения результата как самостоятельных, что соответствует возможностям учащихся и их потребностям. При переходе от одного задания к другому детям с соматической ослабленностью предлагайте упражнения, переключающие их внимание на новый вид работы.

В начальный период школьного обучения особое внимание следует уделять подготовке соматически ослабленных учащихся к усвоению основной программы через погружение в проблемно-творческие ситуации с использованием базовых элементов предметного мира (дерево, дом, человек, животное).

В обучении соматически ослабленных учащихся следует избегать состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость. При проведении урока педагогу следует осуществлять подбор индивидуального темпа работы и нагрузки учащегося.

Избеганию повышенной утомляемости детей будет способствовать чередование видов деятельности учащихся на уроке (смена ведущего анализатора: слух, зрение и т.д.), а также активное включение на уроке динамических пауз. При утомляемости, проявляющейся в чрезмерной двигательной активности ученика, включайте его в социальные формы деятельности: дайте задание подготовить доску к уроку, открыть форточку, раздать тетради и т.д. Если утомляемость проявляется в заторможенности, необходимо провести на уроке динамическую паузу и снизить объем предлагаемых заданий.

При составлении расписания особое внимание уделяйте чередованию предметов в зависимости от сложности усвоения учебного материала, а также следующим показателям:

пик работоспособности школьника приходится на временные промежутки с 10 до 12 часов и с 16 до 18 часов;

в течение недели наиболее высокая работоспособность приходится на вторник, среду, четверг;

во второй половине урока соматически ослабленные дети не воспринимают многосложных заданий, поэтому предлагайте короткие и четко сформулированные задания.

Соматически ослабленные дети нуждаются психологическом сопровождении образовательного маршрута, который позволит им научиться находить друзей и поддерживать дружеские отношения; планировать свои действия на основе интересов других людей, договариваться со сверстниками; противостоять чужому мнению, давлению на основе ценностного отношения к себе; формировать потребность и умение беречь своё физическое и психическое здоровье, стремиться к личной безопасности. Задача психолога состоит в том, чтобы научить такого ребенка приёмам релаксации, научить ребёнка пользоваться языком эмоций как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания состояния других людей. Для полноценного включения такого ребенка в образовательный процесс необходимо укреплять его психику, развивать эмоционально-волевую сферу, снимать острые невротические реакции, нейтрализовать страхи и эмоционально отрицательные переживания.

В определении границ образовательного пространства – потребность в максимальном расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения. Соматически ослаблено ребенка следует максимально включать во внеурочные и внешкольные формы взаимодействия, которые позволят ему ликвидировать коммуникативные и социальные барьеры в общении со сверстниками. Развитие соматически ослабленного ребенка должно быть организованным и комплексным, пробуждающим его познавательную активность, для чего необходимо выполнение основных условий: обеспечение доступности разнообразных физических контактов ребенка с предметным миром, ориентирование его мышления на сравнение и обобщение, понимание значимости ребенка членами семьи.

Индивидуальное обучение осуществляется в домашних условиях с выходом учителя непосредственно на дом к больному ребенку. Такая форма обучения предусмотрена только на основании письменного заявления родителей или законных представителей ребенка, заключения медицинской комиссии и решения администрации образовательного учреждения.

Педагог работает с индивидуально обучающимся ребенком в 2,5-3 раза меньше по времени, чем в условиях традиционной классно-урочной системы с другими учениками. Учитывая разные сроки освоения образовательных программ, увеличение времени, отведенного на самостоятельную работу с различными источниками, возникает вопрос о необходимости разработки для таких детей индивидуальных образовательных программ. Однако следует помнить, что индивидуальные образовательные программы воплощают в себе ученический компонент базисного учебного плана и составляются по отношению к обучению отдельных учеников, чье состояние здоровья ориентирует на особый режим образовательного взаимодействия педагога и учащегося.

В индивидуальной образовательной программе должны присутствовать следующие элементы: результат, которого учащийся хочет достичь; этапы, которые он должен пройти для достижения цели; учебный инструментарий; необходимость и степень посторонней помощи; время, которое следует затратить на каждый этап, включая время на приобретение или нахождение требуемого инструментария.

И ндивидуально обучаемые дети должны быть обеспечены непрерывной обратной связью с учителем, темп их обучения должен быть настроен на особенности их восприятия, содержание изучаемой дисциплины должно постоянно корректироваться с учетом мотивации учащегося. Одним из положительных моментов такой формы обучения является установление неформальных взаимоотношений между педагогом и учеником, основанных на взаимопонимании и уважении.

Сложность обучения соматически ослабленных детей на дому заключается в необходимости учитывать педагогом особенностей психосоциального развития таких учащихся, а нередко и нескольких соматически ослабленных детей.

В продолжительности образования – потребность в пролонгированности процесса обучения и выход за рамки школьного возраста – в особых случаях (случаях неусвоения образовательной программы) соматически ослабленные дети требуют пролонгированности обучения, т.е. его продолжения и (или) повтора.

Эмоциональное и социальное состояние, способность к обучению у таких детей могут медленно нормализоваться. Дети в этом случае нуждаются в помощи и поддержке со стороны родителей и учителей, а родители, в свою очередь, должны получать поддержку со стороны педагога и лечащего врача. В этом случае о собого внимания в семье и учебном коллективе требует формирование благоприятного микроклимата, который в свою очередь зависит от постановки задач, решаемых в ходе инклюзивного обучения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *