Что такое сообщение в журналистике

Урок 1. Введение в журналистику

Что такое сообщение в журналистике. Смотреть фото Что такое сообщение в журналистике. Смотреть картинку Что такое сообщение в журналистике. Картинка про Что такое сообщение в журналистике. Фото Что такое сообщение в журналистикеПрофессия журналиста по праву относится к самым интересным. Она позволяет не просто быть в курсе того, что происходит в мире и иметь полное право высказывать свои взгляды и точки зрения на те или иные проблемы, но и дарит возможность помогать людям в самом полном смысле этого слова.

Профессия журналиста предполагает встречи с интересными людьми, путешествия по родной стране и даже по всему миру, обработку невероятного количества самой разной информации. Также она подразумевает наличие целеустремленности, настойчивости, недюжинных коммуникационных навыков.

Но все, что мы перечислили выше, можно назвать просто набором красивых фраз и выражений, если нет четкого понимания того, что же представляет собой журналистика на самом деле: что послужило предпосылкой для ее появления, в чем состоят ее функции, какие проблемы она призвана решать, какими качествами необходимо обладать профессиональному журналисту. Рассмотрению именно этих вопросов и посвящен первый урок курса.

Содержание:

Начнем же мы с краткого исторического экскурса.

Немного из истории журналистики

Понятие «журналистика» происходит от французского слова «journal», означающего «журнал» или «дневник» (в немецком языке термину «журналистика» соответствует «Journalistik», а в английском языке – «journalism»). В России понятие «журналистика» изначально применялось лишь для обозначения журналов, но примерно в середине XIX столетия оно начало использоваться в отношении всех периодических изданий, включая газеты. Однако думать, что предвестниками газет были журналы, – неправильно.

Еще для царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых в России составлялись рукописные газеты – они назывались «Куранты» и «Вестовые письма». Основой для них служили переведенные на русский язык новости из газет Польши, Швеции, Германии и Голландии. Интересная информация отбиралась дьяками и подьячими Посольского приказа, затем переводилась и переписывалась узкими длинными столбцами на бумагу. В большинстве случаев газеты читались вслух царю, но иногда новости были доступным и приближенным к нему боярам.

Первое печатное издание появилось в период правления Петра I. Согласно его задумке, в нем надлежало сообщать о происшествиях внутри страны и за границей. 16 и 17 декабря 1702 г. свет увидели пробные номера «Ведомостей», а со 2 января следующего года они начали входить постоянно. Петр I лично принимал участие в компоновке первых номеров, делая отбор подходящих известий и новостей. Впоследствии издание выходило хаотично, и только 25 лет спустя его печать стала регулярной – газета выпускалась еженедельно по вторникам и пятницам. Из всего этого и вытекает тот факт, что журналистика непосредственно связана с печатной, периодической формой распространения информации. Но что же послужило предпосылкой для ее появления?

Учитывая только что названный факт, на момент появления журналистки уже существовали печатные станки и бумага для печати. В XV веке Иоганн Гутенберг создал печатный станок, и несколько последующих столетий стали называть «эрой Гутенберга». Кроме того, журналистика взаимосвязана с периодическим распространением информации, а это предполагает наличие организации или службы, способной распространять печатную продукцию. Первое почтовое ведомство было открыто в России в 1664 г. благодаря содействию немецких комиссионеров. Однако все это стало лишь техническими предпосылками.

Журналистика примерно в той форме, в какой мы знаем ее сегодня, появилась в тот момент, когда возникла потребность в систематических и актуальных экономических данных. Фабриканты и купцы нуждались в сведениях о том, что можно приобрести в разных городах (товары, оборудование и т.п.) и по каким ценам. Это явилось предпосылкой экономической.

Но помимо технических и экономических предпосылок, появлению журналистики способствовали еще и политические и государственные процессы в странах Европы. Сюда относится борьба политических, религиозных и идеологических воззрений, становление национальных государств и т.д. Для всего этого были необходимы не только серьезные средства управления, но и мощные инструменты пропаганды. И таким средством как раз и стала в итоге журналистика. И с чем же мы имеем дело сегодня?

Что такое журналистика?

Давать журналистике какое-то одно конкретное определение было бы в корне неправильным. По этой причине рассматривать ее можно с нескольких ракурсов:

AЖурналистика – это социальный институт. Она представляет собой систему различных учреждений, берущих за основу своей деятельности социальные законодательные акты. Такими учреждениями являются редакции журналов и газет, радиостанции, телекомпании, информационные агентства и прочие организации, которые удовлетворяют потребность людей в информации и обеспечивают информационную безопасность конкретной страны.
BЖурналистика – это экономическая отрасль, в организациях которой работает множество людей. Например, в РФ вклад, который медиаотрасль вносит в ее ВВП, составляет около 1,4% (данные из Концепции развития телерадиовещания в РФ). А это сравнимо с вкладом легкой, деревообрабатывающей и лесной промышленности.
CЖурналистика – это комплекс форм деятельности, требующихся для полноценного функционирования журналистки как социального института. Имеется в виду создание печатных СМИ, радио- и телепередач, интернет-ресурсов, работа, обеспечивающая подготовку кадров, функционирование медиаиндустрии и т.п.
DЖурналистика – это комплекс связанных с ней профессий. К таким относятся журналисты, редакторы, корректоры, инженеры, операторы, режиссеры, менеджеры и некоторые другие.
EЖурналистика – это система СМИ, применяющих разные формы распространения информации: информационные агентства, интернет-ресурсы, радио, ТВ, печатные издания.
FЖурналистика – это совокупность размещаемых в печатных и электронных СМИ произведений: интервью, статьи, корреспонденции, репортажи, заметки, очерки и т.п.
GЖурналистика – это система научных знаний о тонкостях работы с массовой информацией.

Таким образом, центральной категорией журналистики является именно информация, но не в общем и целом, а только в одном из своих проявлений – массовая информация – та информация, которая применяется в управлении социумом. Социальную информацию можно охарактеризовать как высший, самый сложный и многообразный вид информации, и массовая информация, распространяемая посредством радио, телевидения, печати и иных средств, – это ее разновидность. Руководствуясь этой посылкой, достаточно просто определить основные функции, выполняемые журналистикой.

Функции журналистики

Среди общих функций журналистики выделяются:

Журналист освещает разные стороны жизни людей и общества, дает ответы на актуальные вопросы и помогает людям разобраться в положении дел. Но вместе с общими функциями, журналистика обладает и рядом специфических, а именно:

1Организационная функция: благодаря журналистике люди группируются по интересам, а структура СМИ отражает социальную структуру/
2Функция социальной критики: журналистика борется с социальными недостатками, предупреждает нарушение законов, противостоит коррупции и т.п.
3Идеологическая функция: журналистика прививает определенные жизненные ценности: патриотизм, моральные качества, здоровый образ жизни и т.д.
4Культурная функция: журналистика освещает социальную жизнь, события в мировой культуре, осуществляет художественную критику/
5Развлекательная функция: журналистика способствует полезному и приятному времяпрепровождению, отдыху от работы и т.п.
6Рекламная функция: журналистика ставит людей в известность о производстве новой продукции, трендах, разработках и пр.

Журналистика очень многогранна. Одни называют ее четвертой властью, другие считают великим творчеством, третьи ассоциируют ее с сенсациями, правдой и ложью; кто-то видит в ней романтику, а кто-то – исключительно прагматичные газеты и журналы, радио и телевидение. Как бы то ни было, ее влияние на массовое сознание, ее функции и задачи, которые она выполняет, можно перечислять еще очень долго. И представить сегодняшний мир без журналистики невозможно, ведь ее плоды жизненно необходимы современному обществу.

Но давайте перейдем теперь непосредственно к носителям этой профессии: какими качествами должен обладать грамотный журналист, и какие требования журналистика предъявляет к своим сотрудникам.

Качества профессионального журналиста

Если попытаться рассмотреть профессию журналиста объективно, можно выделить четыре основных уровня качеств, которыми должен обладать ее представитель:

Поговорим немного о каждом из этих уровней.

Природные данные

Говоря о природных данных, мы говорим о врожденной склонности человека к наблюдательности, его живом интересе к окружающим и миру, способности к увлекательному рассказу об увиденном с уклоном на важные подробности и детали, незамеченные другими. В некоторых случаях все эти черты могут проявляться в человеке уже с самого раннего возраста. А профессия журналиста ставит его перед необходимостью постоянного развития и совершенствования этих навыков.

Также нельзя обойти стороной такие отличительные черты журналиста, как разносторонность интересов, например, в области спорта, музыки, кино, литературы, художественного искусства; любовь к чтению, способность анализировать общественные и природные явления, свои и чужие поступки; любознательный ум.

Помимо прочего, талантливый журналист должен от природы обладать коммуникабельностью, умением быстро сходиться с людьми и способностью вызывать доверие, чувством юмора (в том числе и по отношению к самому себе), психологической выносливостью и стрессоустойчивостью, упорством и настойчивостью.

Естественно, человека, который обладал бы всем набором вышеназванных качеств, найти достаточно сложно. Но встретить журналиста, который был бы нелюдимым, замкнутым, безучастным к происходящему и не имеющим никаких талантов, просто невозможно.

Мировоззрение

Мировоззрение журналиста сравнимо с принципами самой журналистики: человек, трудящийся на этом поприще, должен быть верен фактам, смело смотреть правде в глаза, объективно освещать реальное положение дел, стремиться к постижению сложных явлений своего времени со всей их глубиной и противоречивостью. Однако речь не о том, что он должен абстрактно стремиться познать «абсолютную» истину, и не о том, что нужно любой ценой оставаться беспристрастным. Внимание журналиста должно быть сосредоточено на человеке, его свободах и правах, среди которых и его право на счастье. Отсюда и вывод, что журналисту нужно обладать гуманистическим мировоззрением.

Но и научное мировоззрение не стоит обходить стороной. Однако в этом вопросе нужно избегать устаревших, консервативных и тем более реакционных взглядов, ведь журналист с такими воззрениями служит отнюдь не на благо общества. Открытость новому, стремление к инновациям и прогрессу – вот что отличает хорошего журналиста. А вот узреть эти инновации и прогресс, понять его суть и начать бороться за движение социума вверх нередко помогает высокий уровень образования.

Образование

Безусловно, высшее образование для журналиста – существенный плюс. Необходимостью оно не является, но приветствуется всегда. Однако история полна примеров, когда успешными журналистами становились люди совершенно других профессий. И среди этих людей не только авторы – популяризаторы различных знаний и опыта (доктора пишут о медицине, инженеры об инженерном деле и т.д.), но и специалисты из тех областей, с которыми совершенно не связана тематика их журналистской деятельности (к примеру, известный телеведущий и журналист Владимир Познер учился на биолого-почвенном факультете МГУ по специальности «Физиология человека», и сегодня занимается совсем не связанной с его образованием деятельностью).

Множество журналистов в своем прошлом были заняты далеко не в гуманитарных сферах, но это не помешало им пойти по зову сердца и заняться журналистикой. Несмотря на это, среди представителей этой профессии вряд ли найдется человек малообразованный или необразованный в принципе.

Специфические качества

Специфические качества – это практически прямое следствие природных данных, но все же их следует выделить отдельным блоком. Таковыми являются эмоционально-психологические и волевые особенности.

Отличительная черта грамотного журналиста состоит во всеобъемлющем любопытстве, обращенности его психички в окружающий мир, желание и стремление разбираться в фактах и событиях, вести собственные расследования – явные признаки экстраверта.

Желание найти истину подразумевает наличие мужества, причем не мужества в плане мышления, а «иммунитет» к страху вполне возможных преследований, опасностей и угроз, ведь с этими вещами тесно связаны поиск и публикация определенного рода материалов.

Одновременно с этим профессия журналиста призывает к доброте, отзывчивости, чуткости, способности сочувствовать и сопереживать, эмпатии, умению смотреть на одни и те же вещи с противоположных ракурсов. А это в свою очередь требует следующего: быть общительным, стремиться понять даже соперника, быстро реагировать, уметь концентрироваться, быть собранным, находчивым и мобильным, уметь работать даже в условиях стресса и давления.

И, естественно, нельзя забывать и о физических данных. Профессия журналиста со всей ее спецификой ставит человека перед необходимостью проявлять чрезмерную работоспособность, выносливость и готовность к лишениям (не спать, не есть, не отдыхать – все это может быть в жизни журналиста). Быть журналистом – значит не пасовать перед опасностью за свою жизнь, если вдруг она возникает.

Резюме

И все же главенствующее место среди всех качеств журналиста (это нисколько не умаляет важности остальных) занимают именно интеллектуальные – то, как мыслит человек и насколько он умственно развит. Учитывая то, что первостепенная задача журналиста – разбираться в явлениях жизни, трезвость мышления, ясность ума, гибкость и умение рационально постигать реальность становятся его фундаментальными качествами.

Никто не спорит с тем, что накопление информации и знаний крайне важно для интеллекта. Но самое главное – это все-таки умственная активность, смелость мысли, сообразительность, умение применять знания на практике. Только так можно прийти к пониманию и верной оценке явлений жизни, выработке адекватных представлений, постановке правильных целей и разработке путей их достижения. При всем этом для представителя журналистской профессии необходимо умение искать нужную информацию, оценивать ее «приложимость» к конкретным явлениям, быстро и полноценно проводить множество интеллектуальных операций.

Мир личности журналиста должен быть многогранным: его способности, склонности, социальная и мировоззренческая позиция, индивидуальные черты и личностный потенциал, а также опыт, знания и навыки должны позволять на 100% выполнять взятые на себя обязательства. Журналистика – это ответственность, осмотрительность в суждениях, открытость к поправкам и дополнениям, стремление к новому, способность выдвигать на обсуждение и обсуждать спорные явления с сохранением самокритичности, способность отказываться от не выдерживающих критику идей, образность мышления и четкое видение явлений действительности.

Хорошим, успешным и полезным обществу журналистом может стать только тот человек, который не жалеет своего времени и сил на доскональное исследование социальных явлений; который обладает достаточным уровнем вдохновения, таланта и энергии, чтобы «достучаться» до аудитории. И, пожалуй, ничто не сравнится с удовлетворением, получаемым от того, что твоя деятельность, как журналиста, восстановила справедливость, защитила кого-то, дала кому-то надежду. В этом и кроется подлинная сущность журналистики и работы журналиста.

Надеемся, у вас сложилось четкое представление о том, какими качествами необходимо обладать профессиональному журналисту и что будет способствовать его успеху на данном поприще.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

В следующем уроке мы углубимся в особенности журналистского дела, и расскажем, какие существуют жанры журналистики, вкратце коснемся ее типологии, подробно побеседуем об интернет-журналистике и связанной с ней методике Web 2.0.

Источник

Типы словесной информации и их использование в журналистике

Понятие основы журналистского произведения, особенности журналистского текста. Сущность сообщения в журналистике как принципа творчества. Рассмотрение убеждения как метода психологического воздействия. Анализ способов речевых и семантических манипуляций.

РубрикаЖурналистика, издательское дело и СМИ
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления13.06.2012
Размер файла38,8 K

Что такое сообщение в журналистике. Смотреть фото Что такое сообщение в журналистике. Смотреть картинку Что такое сообщение в журналистике. Картинка про Что такое сообщение в журналистике. Фото Что такое сообщение в журналистике

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Сообщение в журналистике может существовать как принцип творчества, когда даются ответы на главные вопросы репортёра: «кто?» «что?» «где?» «когда?» «как?» и «почему?». Журналистская объективность часто ассоциируется с «перевёрнутой пирамидой» и структурой написания текста, когда факты располагаются сверху вниз в соответствии с их важностью и даётся ответ на вопросы: «кто? что? где? почему? когда? и как?». Сообщение означает точное освещение фактов и событий в форме беспристрастного описания. Так, читатель сможет по фактам сформировать собственное мнение и сравнить его с мнением публициста. Однако и в этом случае нельзя утверждать, что аудитория составит для себя полную картину происходящего, поскольку факты уже будут предоставлены журналистом, а не самой реальностью.

Убеждение как метод психологического воздействия заключается в том, чтобы с помощью аргументации обеспечить необходимое понимание проблемы адресатом. Процесс убеждения предполагает критическое осмысление полученной информации, её соотнесение с предыдущим жизненным опытом. Особенность процесса убеждения заключается в том, что он направлен на рациональную сферу сознания человека [6, c. 138]. Получив информацию и аргументы, читатель мысленно выдвигает собственные контраргументы. Происходит «столкновение» аргументов, выдвигаемых журналистом и аргументов, выдвигаемых аудиторией. Если аргументы, приведённые в журналистском материале, «перевешивают» аргументацию читателей, то процесс убеждения завершился успешно. При составлении материала необходимо предвидеть, какие контраргументы может выдвинуть адресат, и заранее их опровергнуть. При этом журналист должен знать о возможных предубеждениях своей аудитории.

Убеждение в тексте реализуется в форме рассуждения (жанры: статья, корреспонденция, рецензия, памфлет, очерк). Структуру такого текста составляют тезис, доводы (аргументы) и демонстрация. Тезис представляет собой мысль, истинность которой необходимо доказать; утверждение, которое аргументирующая сторона находит нужным сделать составной частью убеждений аудитории. Он должен характеризоваться ясностью, чёткостью, недвусмысленностью. Аргументы могут быть приведены для истинности или ложности тезиса. Их цель сводится к изменению позиции или убеждений другой стороны (аудитории). К ним можно отнести факты, аксиомы, определения понятий каких-либо областей знания, статистические материалы, законы и прочее [5, c. 73]. Существуют определённые приёмы, позволяющие с той или иной вероятностью побудить человека принять одни утверждения и отвергнуть другие: ссылка на эмпирические данные, на существующие логические доказательства, на определённые методологические соображения, на оправдавшую себя временем традицию, на особо проницательную интуицию или искреннюю веру, на здравый смысл или на вкус, на причинную связь или связь цели и средства и так далее [2, c. 10].

На основе характера аудитории, на которую распространяется воздействие, аргументацию можно разделить на универсальную и контекстуальную [2, c. 41]. Первая применима в любой аудитории. К ней относятся: эмпирическое подтверждение, дедуктивное обоснование, системная аргументация. Контекстуальная аргументация эффективна лишь в определённой аудитории. Она охватывает аргументы к традиции и авторитету, к интуиции и вере, к здравому смыслу и вкусу.

Из разных способов теоретической аргументации особо важное значение имеют: дедуктивная аргументация (выведение обосновываемого утверждения из других, ранее принятых утверждений), системная аргументация (обоснование утверждения путём включения его в хорошо проверенную систему утверждений), принципиальная проверяемость и принципиальная опровержимость (демонстрация принципиальной возможности эмпирического подтверждения и эмпирического опровержения обосновываемого утверждения), условие совместимости (показ того, что обосновываемое положение находится в хорошем согласии с законами, принципами и теориями, относящимися к исследуемой области явлений), методологическая аргументация (обоснование утверждения путём ссылки на тот надёжный метод, с помощью которого оно получено).

Специалисты выделяют два вида аргументации в процессе убеждения: логический и психологический [6, c. 140]. Первый позволяет обратиться к рациональной сфере человеческого сознания. Психологический способ аргументации апеллирует к мнениям, чувствам, интересам целевой аудитории журналиста. В этом случае обращение происходит к эмоциональной сфере. Кроме того, аргументация может быть односторонней (доказывает справедливость точки зрения коммуникатора) и двусторонней (излагает точки зрения двух коммуникаторов).

В социальной психологии хорошо известно понятие референтных групп. В любом сообществе людей есть лица, к мнению которых остальные прислушиваются с особым вниманием и доверием. Эти лица определяют групповые ценности своего общества, на которые ориентируется каждый, кто считает себя принадлежащим к этому обществу. В первую очередь, к таким группам относятся СМИ. Поэтому убеждение можно считать основным способом побуждения людей к принятию предлагаемой им информации [7, c. 98]. При этом убеждение оказывается возможным только в том случае, если читатель способен сопоставлять, анализировать различные точки зрения. Тогда «убеждаемость следует рассматривать, как готовность людей принять (или опровергнуть) информационное воздействие», т.е. убеждение всегда требует психологической активности не только коммуникатора, но и аудитории. Вообще, увеличение разнообразия аргументов в любом сообщении делает его более убедительным. Это объясняется тем, что люди получают больше материала для формирования собственных суждений. Безусловно, более образованная аудитория анализирует не только количество, но и качество информации. Однако, менее взыскательные читатели поддаются влиянию числа аргументов, полагая, что чем их больше, тем лучше.

Повышению воздействия убеждающей коммуникации способствуют следующие факторы:

· правдивость (соответствие действительности);

· авторитетность источника информации.

Метод внушения в научной литературе рассматривается как искусственное прививание путём слова или другим способом различных психических явлений, в том числе настроения, внешнего впечатления, идеи или конкретного действия другому человеку при отсутствии у него критического мышления [6, c. 147].

По критерию наличия цели и усилий, применяемых суггестором, выделяется непреднамеренное и преднамеренное внушение [3, c. 28]. Последнее представляет собой целенаправленное и сознательно организуемое психологическое воздействие. У суггестора есть конкретная цель, которую он старается достичь. Он знает, что и кому хочет внушить. Особенностью преднамеренного внушения является наличие усилий суггестора для достижения планируемых целей. В соответствии с целью воздействия и особенностями суггеренда суггестор подбирает наиболее эффективный для данной ситуации приём внушения.

Непреднамеренное внушение характеризуется, во-первых, тем, что суггестор не ставит перед собой цель внушить данному суггеренду ту или иную мысль, действие, поступок и т.п. Второй его особенностью является то, что суггестор не прилагает никаких суггестивных усилий. Суггестор может и не знать, что на кого-то оказывает воздействие.

По способу воздействия внушение делится на прямое или открытое и косвенное или закрытое внушение [3, c. 30]. Выделяют два формообразующих признака прямого внушения. Это, во-первых, открытость цели внушения, определённость того, что суггестор стремится внушить суггеренду. Во-вторых, открытое внушение отличается своей прямой направленностью на конкретного суггеренда. Оно направлено прямо в цель, прямо и открыто внушает конкретному суггеренду конкретное содержание. При этом от суггестора требуется значительность авторитета, который бы снизил контрсуггестивность суггеренда и повысил его суггестивность. Также возбуждённое, эмоционально приподнятое состояние суггеренда повышает эффект прямого внушения, так как оно ведёт к снижению контрсуггестивности и повышению суггестивности. При прямом внушении происходит непосредственное воздействие речи на человека, как правило, в форме приказа.

Специфическим способом психологического воздействия является внушение через противопоставление [3, c. 33]. Суггеренд противопоставляется другому человеку, с которым он соревнуется в том или ином деле. При данном приёме внушения в формуле воздействия говорится нечто противоположное тому, чего в действительности добивается суггестор. Эффективность данного вида внушения зависит от следующих условий. Во-первых, суггеренд не должен знать истинных целей и намерений суггестора. Во-вторых, необходимо, чтобы суггеренд верил, что тот кому он противопоставляется и с кем он соревнуется, действительно может сделать то, о чём говорит суггестор. В-третьих, для противопоставления необходимо брать такого человека, с которым суггеренд действительно соревнуется.

Особой разновидностью психологического воздействия является внушение через запрет [3, c. 34]. Формула объективно выглядит как запрещение совершать то или иное действие или поступок. Только этот запрет не имеет обоснования. При таком условии он, преломляясь через особенности личности суггеренда, может получить значение стимула к совершению действия, о котором идёт речь.

По способу воздействия выделяется внушение доверием [3, c. 35]. Психологической «опорой» в этом случае являются личные и общественные чувства долга, чести и ответственности перед людьми, которые оказывают доверие. Существенно влияет на эффективность внушения доверием отношение суггеренда к тем людям, которые оказывают ему доверие, насколько он их ценит и уважает.

Модель психологической манипуляции состоит из четырёх этапов [1, c. 174]. Сначала определяется вектор воздействия, исходя из подзадач (внедрение в сознание адресата требуемого желания). Затем осуществляется подбор вида силы для оказания давления (создание мифического большинства). На третьей ступени субъект воздействия ищет мотив, через который можно проникнуть в психическую сферу (нетерпимость к какому-либо типу людей). После этого производится наращивание давления по различным линиям (постоянство, интенсивность).

Выделяют следующие способы речевых и семантических манипуляций:

1. «универсальные высказывания», которые в принципе проверить невозможно, а потому они и не подлежат обсуждению («все мужчины подлецы»);

2. расширенные обобщения (генерализации): во времени («всегда», «постоянно», «вечно»);

3. неопределённый референтный индекс («есть мнение…»);

4. умножение действий, имён действий, ситуаций: «Из-за чего у вас главные бухгалтера увольняются?» (по факту одного увольнения);

5. «коммуникативный саботаж», при котором предыдущая реплика игнорируется, а в ответ вводится новое содержание;

6. двусмысленность («Будешь стараться, получишь свои конфеты»);

7. замещение субъекта действия («История не простит нас…»);

9. ложная аналогия («Вольво: автомобиль для людей, которые мыслят»);

11. модальные операторы долженствования и возможности («Стоит ли думать, если выживать надо?») [1, c. 142].

Используются следующие приёмы суггестии [6, c. 150]:

Конкретность и образность ключевых слов. Использование слов, смысл которых конкретен, содержание которых легко себе представить, существенно повышает эффект внушения. Абстрактные же понятия резко снижают силу внушения.

Избегание отрицательных частиц «нет» и «не». Психика человека сопротивляется им, настораживая, вызывая сомнения.

Очень часто журналистский текст бывает насыщен отдельными словами, «которые занимают в тексте как бы особое положение и создают определённую установку на его понимание и интерпретацию. Такие слова можно назвать словами-индикаторами, явно или незаметно направляющими ход мысли читателя или слушателя» [8, c. 134]. Как правило, такие слова появляются в печати как категорическое утверждение какой-либо идеи, оценки и т.д. без разъяснения их, что является манипулятивным внушением.

Иногда информация преподносится таким образом, что создаётся впечатление, будто бы все в данной социальной группе разделяют её. Такой приём А.А. Тертычный обозначает как «апелляция к публике» [5, c. 92], а Ю.А. Шерковин называет его «фургон с оркестром» [7, c. 85].

Повторение придает утверждениям вес дополнительного убеждения и превращает их в навязчивые идеи. Слыша их вновь и вновь, в различных версиях и по самому разному поводу, в конце концов, человек начинает проникаться ими. Будучи навязчивой идеей, повторение становится барьером против отличающихся или противоположных мнений. Таким образом, оно сводит к минимуму рассуждения и быстро превращает мысль в действие, на которое у массы уже сформировался условный рефлекс. С помощью повторения мысль отделяется от своего автора. Она превращается в очевидность, не зависящую от времени, места, личности. Она не является более выражением человека, который говорит, но становится выражением предмета, о котором он говорит.

журналистский произведение убеждение манипуляция

Список использованных источников

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Проблемы журналистского текста. Понятие текста. Специфика журналистского текста. Особенности организации журналистского текста. Проблемы композиции. Важность вывода. Роль заголовка. Признаки хорошо написанного текста. Проблемы текстов местной прессы.

курсовая работа [39,6 K], добавлен 06.10.2008

курсовая работа [40,2 K], добавлен 28.12.2016

Тема, замысел, идея, структура и композиция будущего произведения, элементы его содержания. Источники информации и способы ее получения. Методы познания действительности. Анализ газетного материала на ее основе методики журналистского творчества.

курсовая работа [89,3 K], добавлен 22.12.2010

Творчество как элемент журналистской профессии. Виды и направления журналистского творчества. Типы и методологические основы творчества в журналистике. Биография и творческая деятельность В. Познера, тематика его программ, профессиональный уровень.

курсовая работа [36,9 K], добавлен 16.10.2011

Российская расследовательская журналистика. Теория журналистского расследования. Метод проведения журналистского расследования. Опыт отечественных журналистов. Вероятность опасности в расследовательской журналистике. Расследование «свадьбы века».

курсовая работа [55,2 K], добавлен 09.11.2015

Общая характеристика, понятие, жанры и содержание журналистского творчества, аспекты структуры, стадии процесса. Методы сбора и предъявления информации, анализ их применения в современных периодических изданиях при создании информационного продукта.

курсовая работа [692,5 K], добавлен 16.09.2011

реферат [18,2 K], добавлен 15.03.2009

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *