Что такое сортировка продуктов
Сортирование пищевого сырья
Процесс разделения сырья (продукции) на составные однородные фракции принято называть сортированием. Если процесс разделения происходит на ситах, то его называют просеиванием. Сортирование сыпучего продукта путем пропуска через перфорированные стальные листы (решета), проволочные сетки или колосники, выполненные из параллельных стержней, называют грохочением.
Просеивание используют для сортирования продуктов измельчения на однородные фракции, а также для разделения неоднородных материалов (например, для очистки зерна от примесей).
В основу сортировки сырья (продуктов) положены их отличительные признаки: размеры (длина, ширина, толщина); аэродинамические свойства, удельный вес, форма, цвет и др.
Для сортировки продукта по размерам используют ситовые сепараторы.
В ситовых сепараторах применяются сита с круглыми и продолговатыми отверстиями (в основном пробивные металлические).
На ситах с круглыми отверстиями (выпускают разные по диаметру отверстий) можно провести сортировку продукта по фракциям, отличающимся шириной отдельных зерен.
Сита с продолговатыми отверстиями применяют для разделения (сортировки) продукта на фракции, отличающиеся толщиной.
Ситовые сепараторы применяют также для сортировки зерен, отличающихся как по ширине, так и по толщине.
Основным рабочим органом ситовых сепараторов являются сита с возвратно-поступательным или вибрационным движением.
Основными машинами для разделения продукта, отличающегося аэродинамическими свойствами, являются воздушные сепараторы с разомкнутым и с замкнутым циклом воздуха. Эти машины преимущественно применяют для сортировки на предприятиях, использующих механический транспорт для перемещения продукта в процессе производства.
Если предприятие использует пневмонический транспорт, то применяют пневмосепараторы (что более эффективно, так как для перемещения продукта и его сортировки используют один и тот же объем воздуха).
Для сортировки продукта по ширине, толщине и аэродинамическим свойствам применяют воздушно-ситовые сепараторы.
Чаще всего сепараторы используют на зерноперерабатывающих предприятиях. В зерновых сепараторах сходом приемного сита отделяют грубые примеси, сходом второго сортировочного сита (разгрузочного) получают крупное зерно, а проходом – мелко, идущее на подсевное сито. Обе фракции раздельно выводят из машины.
Для сортирования продукта по длине применяют дисковые триеры, имеющие ячейки. Триеры называют куколеотборниками или овсюгоотборниками.
Характерной особенностью современных схем подготовки зерна к помолу является широкое применение машин для выделения примесей и сортирования зерна по аэродинамическим признакам: концентраторов, пневмосортированых столов, пневмоаспираторов, дуасператорови др.
Применение концентратора для разделения зерновой массы на две фракции по плотности (доброкачественное крупное зерно и легковесное мелкое) является особенно эффективным при подготовке к помолу твердой пшеницы для получения макаронной крупки высокого качества.
На мельницах для сортирования продуктов размола применяют рассевы, в которых используют сита шелковые, капроновые металлотканые определённых размеров. Так, за номер шелкового мучного сита принимают число нитей, приходящихся на 1см, за номер шелкового крупочного сита – число нитей, приходящихся на 1 дм.
При просеивании на наборе сит продукты измельчения сортируют на фракции, отличающиеся величиной частиц. Но при этом получаемые продукты могут быть неоднородными по качеству. В связи с этим целесообразно провести их сортирование по качеству, называемое обогащением.
Для обогащения промежуточных продуктов применяют ситовеечные машины (ситовейки), сортирующие продукт по крупности и аэродинамическим признакам. Для сортирования по крупности служат сита, а по аэродинамическим признакам – восходящие потоки воздуха.
Сортирование проводят также при товарной обработке плодов, овощей, картофеля. Сортирование продукции по качеству проводится на переборочных столах или транспортёрах. Сортировочные транспортёры могут быть ленточными, роликовыми, планчатыми и прутковыми.
Многие виды плодов и овощей после сортирования калибруют, т.е. разделяют на группы по размеру (например, по поперечному диаметру) или массе. Для разделения по размеру применяют ременные, транспортерно-ячеистые, роликовые, винтовые калибровочные машины.
Легкоповреждаемые плоды (груши, персики, томаты и др.) калибруют на транспортерно-ячеистых машинах.
Дата добавления: 2016-06-29 ; просмотров: 4175 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Первичная обработка овощей и грибов
Сортировка
Цель сортировки — удалить загнившие, побитые экземпляры, посторонние предметы, а также распределить продукты по качеству и размерам.
По качеству овощи сортируют для более правильного использования каждого сорта. Например, лук репчатый горьких сортов употребляют для изготовления первых и вторых блюд, а репчатый лук сладких сортов — для соусов, салатов, гарниров к холодным блюдам. Из помидоров зрелых и крепких приготовляют салаты, перезрелые и мятые используют для томатного пюре, зеленые — для соления. Последние также оставляют для дозревания.
По размерам овощи сортируют для более правильного проведения технологического процесса, так как одинаковые по размерам продукты при тепловой обработке доходят до готовности одновременно. При сортировке картофеля и корнеплодов по размерам уменьшается количество отходов при механической очистке. При обработке несортированных овощей повышается процент отходов, так как при одновременной очистке неодинаковых по размерам клубней картофеля или корнеплодов с крупных экземпляров счищается не только кожица, но и значительный слой съедобного плода.
Сортируют зелень, корнеплоды и другие овощи, за исключением картофеля, вручную, а картофель при помощи механических сит, барабанов и т.п.
Обмывание
Овощи и зелень обмывают в холодной воде для удаления земли, песка, пыли. Обмывание продуктов обеспечивает прежде всего соблюдение санитарно-гигиенического режима на производстве.
Картофель и некоторые другие овощи необходимо тщательно обмывать еще и для того, чтобы при очистке в специальных машинах (картофелечистках) не портился от песка и камешков терочный диск. Кроме того, из отходов тщательно обмытого картофеля крахмал получается более высокого качества.
Картофель обмывают холодной водой в моечных машинах, картофелечистках с диском, не имеющим кремниевой облицовки, или в ваннах, бочках. Картофель загружают партиями до 30 кг, в зависимости от типа и мощности машины, и обмывают его в течение 1,5-2 минут. Картофелечистки, приспособленные для мойки, загружают и выгружают на ходу. При обмывании вручную картофель загружают в ванну или бочку до половины ее объема, заливают холодной водой и перемешивают деревянным веслом; воду меняют два — три раза.
Свеклу, морковь и другие корнеплоды обмывают так же, как и картофель, но предварительно срезают ботву.
Салат, шпинат, лук, листья петрушки, укроп и другую зелень промывают после переборки, удаления корней и загнивших листьев (см. ниже). Перебранную зелень кладут в холодную воду на 20-30 минут, чтобы отмокли приставшие к ней песок и земля. После этого зелень промывают в большом количестве воды (10 л воды на 1 кг зелени), чтобы земля и песок свободно оседали на дно. Воду меняют два-три раза, при этом зелень каждый раз перекладывают на решето, в ванну или в котел с водой. Листья петрушки, сельдерея, салата, используемые для украшения блюд, иногда кладут в холодную воду на 20-30 минут, чтобы они были более свежими.
Кабачки, баклажаны, огурцы, помидоры обмывают уложенными в корзины, сита.
Очистка
Картофель после сортировки и обмывания очищают в картофелечистках или вручную. При очистке в машине на клубнях остаются глазки, которые затем дочищают вручную желобковым ножом. При очистке картофеля вручную желобковым ножом одновременно очищают кожицу и удаляют глазки.
Молодой картофель очищают в овощемойках или вручную. Если картофель очищают вручную, то в кадку с водой насыпают картофель и вращательным движением деревянного весла счищают с картофеля кожицу, после чего дочищают вручную, соскабливая ножом остатки кожицы.
Свёклу и морковь очищают так же, как и картофель, но после удаления ботвы. Длинную тонкую морковь и петрушку очищают только вручную, так как в машине эти овощи ломаются. После очистки корнеплоды еще раз обмывают.
В зависимости от кулинарного использования картофель, морковь, свёклу иногда варят, а свёклу также пекут, неочищенными (в кожуре). В этих случаях овощи только моют, а очищают после тепловой обработки.
Белокочанную, краснокочанную и савойскую капусту обрабатывают одинаково. Для удаления загрязненных и загнивших листьев их отрезают от кочерыжки, затем от частично поврежденных листьев отрезают испорченные части. Если капусту используют для фарширования или для изделий, приготовляемых из целых листьев, например голубцов, то кочерыжку вырезают из кочана так, чтобы не нарушилась его целостность. Капусту, предназначенную для нарезки, разрезают на две или четыре части, а затем вырезают из кочана кочерыжку.
Цветную капусту зачищают следующим образом: у кочана отрезают кочерыжку на 1-1,5 см ниже начала разветвления головки, удаляют зеленые листья, вырезают потемневшие и загнившие части кочана, а загрязненные места поверхности соскабливают ножом или теркой, после чего капусту промывают. Если капуста повреждена гусеницами, ее замачивают в подсоленной воде на 20— 30 минут.
Кочешки брюссельской капусты срезают со стебля, удаляют испорченные листья и промывают.
Репчатый лук очищают, срезая у луковицы шейку, донце и снимая сухие листья (рубашку).
Лук порей после удаления корешка очищают от верхних сухих пожелтевших листьев, отрезают верхнюю зеленую часть стебля и разрезают вдоль пополам, чтобы при промывании полностью удалить песок и пыль. Зелёный лук очищают от загнивших и пожелтевших перьев, отрезают корешки и промывают.
Чеснок после удаления корешка разделяют на части (зубки), которые очищают от чешуи.
Огурцы свежие грядовые, используемые в салатах, в винегретах и т.п., очищают от кожицы, если она горькая, грубая или пожелтевшая. У соленых огурцов, предназначенных для солянок, рассольников, соусов и вторых блюд, также срезают кожицу и удаляют семена. Свежие парниковые, ранние грядовые, маринованные мелкие (нежинские) огурцы и корнишоны не очищают от кожицы и не удаляют из них семян.
Тыкву, кабачки, баклажаны, кольраби очищают от корок и кожицы после промывания. У молодых баклажанов отрезают только плодоножку. Тыкву и крупные экземпляры кабачков разрезают на части и удаляют семена.
Стручковый перец (сладкий), предназначенный для фарширования, обмывают, после чего прорезают мякоть вокруг стебля и удаляют его вместе с сердцевиной и семенами. Очищенный и обмытый перец замачивают в холодной воде в течение часа для удаления излишней горечи.
Помидоры обрабатывают после обмывания: вырезают плодоножку и, если помидоры предназначены для фарширования, то удаляют семена вместе с соком.
Шпинат, щавель и салат очищают от корней, удаляют желтые и поврежденные листья, промывают. Хранят зелень в корзинах в прохладном месте при температуре 1-7°. Шпинат промывать следует непосредственно перед варкой, так как влажный он быстро портится.
Зеленые стручки бобовых (фасоль, горошек) очищают следующим образом: удаляют жилки, соединяющие половинки стручка; для этого концы стручка надламывают и сдирают жилки в противоположную от надлома сторону, после чего стручки обмывают водой.
Спаржу следует очищать очень осторожно, чтобы не отломилась головка — наиболее ценная ее часть. У обмытой спаржи, отступя от верхней части головки на 2-3 см, тонким ножом срезают кожицу. Очищенную спаржу снова промывают и связывают в пучки, подбирая одинаковые по толщине и длине экземпляры. Очистки спаржи при варке дают хороший отвар и используются для приготовления супов, а обрезки концов спаржи — для гарнира.
Артишоки обрабатывают следующим образом: срезают верхнюю часть листьев с острыми концами и удаляют стебель у основания, место среза смачивают лимонной кислотой для предохранения от потемнения. Металлической ложкой вычищают внутреннюю, несъедобную, часть артишока, затем артишоки промывают. Чтобы во время варки листья не распадались, артишоки перевязывают нитками.
После обработки артишоки следует сразу же варить; их можно хранить до варки в подкисленной лимонной кислотой холодной воде не более одного часа. При длительном хранении очищенные артишоки темнеют.
Нарезка
Овощи нарезают на кусочки одинаковой формы и толщины, чтобы они одновременно достигали готовности при тепловой обработке и придавали кулинарным изделиям красивый вид.
Нарезают овощи в специальных машинах и вручную ножом: ломтиками, кружочками, кубиками, брусочками, соломкой, дольками. Овощи обрабатывают также в виде бочоночков, груш, стружек, цилиндров, орешков, гребешков, шариков.
Ломтики. Эту форму нарезки применяют для картофеля и корнеплодов. Толщина ломтиков должна быть 1-2 мм. При нарезке вручную морковь, петрушку, разрезанные пополам или на четыре части, режут поперек — ломтиками. Картофель и свёклу сначала нарезают на брусочки (см. ниже), а затем на ломтики.
Брусочки. Корнеплоды и картофель, нарезанные сначала на пластины, а затем на брусочки, должны иметь следующее квадратное сечение: картофель — 0,5 х 0,5 — 0,75 х 0,75 см2 (для жарки в жире), корнеплоды — 0,25 х 0,25—0,3 х 0,3 см2 (в прозрачные супы и для горячих гарниров).
Кубики. Нарезают кубиками корнеплоды и картофель. Размер кубиков может быть различный, в зависимости от того, для какого кулинарного изделия предназначаются овощи. При тепловой обработке овощи, нарезанные кубиками, хорошо сохраняют форму.
Соломка. Соломкой нарезают картофель, корнеплоды, лук, капусту. Картофель и корнеплоды вначале разрезают на ломтики, которые затем режут тоненькими длинными кусочками толщиной от 2 до 4 мм.
Дольки. Репу, морковь, лук, картофель очищают и обрезают так, чтобы получилась форма конуса или бочоночка, после чего нарезают на дольки.
Орешки. Эту форму резки применяют при изготовлении художественно оформленных блюд. Обрабатывают овощи металлическими ложечками (выемками) с острыми краями.
Гребешки. Очищенные корнеплоды разрезают вдоль пополам, затем на верхней стороне каждой половинки делают надрезы — бороздки глубиной 2-3 мм под углом 45° к оси. Накарбованные таким образом коренья нарезают ломтиками поперек надрезов тоже под углом 45°; получаются ломтики в виде гребешков.
Стружки. На крупном клубне картофеля в наиболее широком его сечении с обеих сторон делают срезы так, чтобы получился цилиндр высотой 2-3 см. Затем края цилиндра обравнивают, после чего нарезают картофель равномерной лентой толщиной 2-3 мм.
Чем крупнее картофель, тем шире и длиннее будет лента. Каждую срезанную ленту сейчас же свертывают в виде стружки или банта, чтобы картофель при обмывании и жарке не поломался.
Спирали. Сходные по форме со стружками спирали вырезают из картофеля и корнеплодов при помощи специальных приборов. Эта форма резки применяется при художественном оформлении блюд.
Обработка грибов
Чтобы шампиньоны не потемнели, их после зачистки кладут в подкисленную воду.
У сморчков отрезают корешки и шляпку и замачивают их в холодной воде в течение 20-30 минут, чтобы легче было удалить загрязнения. После этого сморчки промывают, два-три раза меняя воду, и кипятят в течение 5-7 минут.
Сортировка и калибровка плодов, овощей и фруктов
Оборудование сортировки и калибровки плодов, овощей и фруктов
Иногда у нас возникает простое желание – порадовать себя и своих близкий едой домашнего приготовления. Находится интригующий новый рецепт или берется проверенный старый. Привычная проверенная посуда, набор специй – и, конечно, заранее приготовленный набор продуктов.
Неважно, где мы его брали – на рынке, в торговом центре или даже на своем дачном участке. Важно, что каждый из нас понимает – для того чтобы еда получилась вкусной и красивой, к отбору продуктов нужно подходит крайне ответственно. И к будущей радости себя, своих друзей и близких, мы придирчиво осматриваем каждый помидор, каждый болгарский перец, всякий пучок зелени, вертим кусок говядины, разглядываем тушку индейки.
Оборудование сортировки овощей
Обычный инспекционный конвейер представляет собой широкий ленточный или модульный транспортер с рабочими местами по обе стороны. В зависимости от продукта конвейер может быть оснащен приборами освещения, душирующим устройством, системой циркуляции воды с фильтром первичной очистки, отводящим транспортером для бракованных продуктов. При этом на нем также может проводится первичная обработка. Например, сортировочный конвейер в линии переработки болгарского перца оснащается вращающимися ножами для удаления сердцевины, причем с приводом от воды в системе.
Работа трудная, но заменить на ней человека крайне непросто. Дело в том, что эволюция снабдила человека очень развитым инструментом для распознавания зрительных образов. И, несмотря на огромный прогресс в этой области, только сейчас компьютеры достигли ощутимых результатов (Все помнят капчу? А ведь еще недавно без нее было никуда).
Оптические сортировщики
Использование оптико-электронных систем сортировки становится оправданным и незаменимым, если у нас есть необходимость проинспектировать действительно большое количество продукта. Например, 100 тонн томатов в час. Скорость движения конвейера – около метра в секунду. Естественно, что никакой человек не успеет даже просто осмотреть каждый помидор.
Работа оптического сортировщика происходит следующим образом. Продукт перебрасывается с одного транспортера на другой. Скорость плодов довольно велика. Это делается для того чтобы разделить сплошную массу на отдельные плоды. В просвете между транспортерами стоят два ряда камер и ряд выбрасывателей, причем камеры стоят с разных сторон потока.
Пока томат летит, компьютер получает его изображения с обеих сторон и координаты. Данные он сравнивает с эталоном в своей памяти. Он может проверять цвет, форму, размер, наличие пятен, механических повреждений и инородных предметов. В зависимости от принятого решения плод или летит далее на второй транспортер, не меняя траектории, или компьютер принимает решение задействовать выбрасыватели.
Выбрасыватели могут быть механическими или пневматическими. В первом случае, летящий некондиционный плод сбивается толкателем вниз, на еще один транспортер. Так как механические части обладают определенной инерцией, компьютер должен точно определить момент срабатывания. В этом случае к устройству предъявляются высокие требования по точности, времени срабатывания и надежности. Поэтому для систем с высокой производительностью выбрасывание производится сжатым воздухом, простым открытием клапанов.
Обычно, применение оптико-электронных сортировщиков подразумевает замену человека, не более того. Но наличие отработанных устройств позволило подойти к переработке гораздо шире. Например, производить оптическую сортировку томатного пюре. После измельчения помидоров оно наносится тонким слоем на высокоскоростной ленточный конвейер. Над ним устанавливаются камеры, которые могут получать изображение в нескольких диапазонах спектра. Удаление происходит путем всасывания части томатной пасты. Благодаря этому выявляется любое несоответствие и получается исключительно высококачественный продукт, даже если сырье изначально не отвечало стандартам качества.
Прогресс не стоит на месте, и, по известной присказке, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте. И нужно работать на опережение, если хочешь, например, вывести новый продукт или увеличить долю на рынке.
БЕСТЕК Инжиниринг поможет Вам узнать о новых возможностях и направлениях в отрасли, поможет подобрать нужное оборудование под любую Вашу задачу.
Неочевидные особенности сортировки товара и «танец реальности»
Как обычно, мы пытаемся решить сложную математическую задачу минимальными средствами и затратами. Суть задачи – сортировать товары интернет-магазина так, чтобы это было наиболее удобно покупателю.
Самый простой способ – задавать порядок вручную. В физических магазинах на полках делается именно так, и это называется «выкладка». У нас её делают продавцы по планограммам под каждую точку (это входит в обучение), а в тех же больших продуктовых – специальные чуваки-мерчендайзеры, которые следят, чтобы всё было ок. В Интернете, конечно, хочется сделать так же, но метод хорош до 50 позиций.
На другой стороне шкалы методы больших данных, когда все данные о вас начиная от сборки браузера, типа девайса (точнее, его цены) и разрешения экрана, плюс все данные профиля и оценка ваших действий на сайте ведут к оптимальному результату. Самый простой способ использования таких данных – за первые 20-30 секунд нахождения на сайте строить ваш профиль и сравнивать с профилями таких же людей. И предлагать вам в итоге не самые дешёвые квартиры и отели, например, а начинать с тех цен, которые для вас будут приемлемыми. Вы наверняка знаете эту сортировку, которую почему-то подают в прессе под соусом «самой удобной для клиента».
По моим ощущениям, самая удобная для нашего покупателя – это такая, которая понятна и поддаётся контролю.
Если вы посмотрите на то, как отсортированы товары в различных интернет-магазинах, то увидите, что совершенно точно есть упорядочивание по цене, наличию и ещё какой-то вуду-параметр типа «по популярности», «по-озоновски» и так далее. Вот про эту магию мы и поговорим.
С чего мы начинали
Делали вручную. До 50 товаров – это лучший способ. На самом деле, в похожих раскладах можно было и без сортировки — товары помещаются на 2-3 экранах, и даже навигация не всегда нужна. Можно вывалить всё кучей, пользователь будет счастлив. Так мы и делали.
Однако когда покупатель не может запихнуть все товары категории (или вообще каталога) себе в оперативную память, сортировка всё-таки нужна. Когда мы дошли до примерно сотни игр, то понадобился первый функциональный инструмент – лесенка по цене. Вообще, сортировка по цене – очень простая и понятная штука. У вас есть бюджет, и вы хотите в него уложиться. Или вы хотите сравнить несколько похожих товаров. Или вам просто хочется взять «низ» и «верх» категории, чтобы понять, на что опираться при сравнении товаров.
Механически она реализуется очень просто – сравниваются цены. При одинаковых ценах везёт тому товару, который попал в массив сравнения раньше (скорее всего, был раньше добавлен на сайт).
Первая проблема сортировки по цене в том, что бестселлеры будут заныканы довольно глубоко вниз. Вторая – товары не в наличии, которые могут затесаться в середину списка. Третья – часто появляется много мусора наверху, то есть всякие расходники, упаковки и прочее-прочее, что стоит дёшево, но часто не имеет прямого отношения к товарам, за которыми пришёл человек.
Соответственно, как инструмент она нужна, но как дополнительный. Основная сортировка должна быть другой.
Мы попробовали сортировать по продажам и одновременно стали набирать оценки товаров по шкале от 1 до 5, чтобы затем ввести сортировку по рейтингу.
При сортировке по продажам резко начали пробиваться вверх не бестселлеры, а дешёвые товары, которых явно (в штуках) берут больше, чем чего-то ещё. Любой товар с ценой выше средней имеет заниженные шансы оказаться вверху такой сортировки. Соответственно, нужно как-то это балансировать.
Мы думали, что хорошей идеей будет сделать ансамбль моделей, и в качестве второй весовой функции для общей оценочной использовать рейтинг. И не только, но об этом далее.
Оказалось, что нельзя просто брать и выгружать рейтинг, потому что товар с 4,5 «звёздами» на 100 отзывов явно лучше товара на 5 звёзд, но с 1 отзывом. Решение очевидно – изменять весовой коэффициент рейтинга в общей оценочной функции в зависимости от количества отзывов. Рассматривался вариант с тем, что он меняется от 1% до 50% нелинейно, например, 200 отзывов дают 40% к весу, а 10 оценок – 15% к весу. Но наиграться с коэффициентами мы не успели – возникла совершенно тупая проблема сортировки по оценкам.
Дело в том, что оценки тоже ставили по нормальному распределению.
Долбанная гауссиана была сдвинута только на одно деление снизу – всё-таки мы в большинстве помним школьную систему оценок, где, по факту, нет единицы. То есть большая часть товаров приходит на отрезок 2-5 с оптимумом где-то в районе 3,5-4 баллов. Все хиты стали 4,5, все не-хиты — 4.
Ещё через некоторое время вообще все товары стали одинаковыми, и отдельная сортировка «по рейтингу» не давала ровным счётом ничего хорошего.
Ещё одна проблема заключалась в старой дилемме голосования на сайте: надо либо авторизовывать пользователя по почте или чему-то похожему (достаточно трудно генерируемому), либо не делать так и фильтровать накрутки. В том числе медленные и плавные. Я это очень хорошо знаю, потому что ещё во время учёбы в университете благодаря «тестированию безопасности» сайта университета, который поддерживала другая группа (мы были математиками-системными программистами, а они – защитой информации), как-то мимоходом выбралась эмблема университета. На голосовалке. В субботу. В понедельник утром, ещё до прихода админа, ректор стукнул кулаком по столу и сказал – «Хватит тут разводить, вон, за выходные 400 студентов проголосовало, эту эмблему и берём». Проблема была в том, что самый популярный в городе коннект – это диалап, и мы ходили без графики. И за что там было голосование, попросту не видели. Через два года я рассказал чуть больше деталей, чем вам, руководителю IT-службы университета. И после этого бежал три квартала. Именно тогда я ногами осознал важность защиты голосовалок.
Так вот. Товар можно было накрутить, потому что авторизовываться ради оценки – это дичайший геморрой. Собирать же оценки только с залогиненных пользователей (то есть после заказа, но до его получения в большинстве случаев) казалось не очень трезвой идеей.
Мы отключили сбор рейтингов и сортировку по нему и стали дальше думать.
Второй заход
Сравнив популярность товаров при продаже в физическом мире и через сайт, получили следующий вывод – важен не только и не столько рейтинг товара, сколько количество оценок к нему. То есть товар с сотней оценок явно лучше товара с десятком оценок при том, что оба не выбиваются достаточно сильно из центральной области нормального распределения.
Можно было провесить весовой коэффициент и на эту часть, но всё решилось куда проще. Как раз в момент, пока я думал над этой проблемой (отключив сортировку по рейтингу, потому что она уже мало что давала), Facebook напихал в интернет своих кнопок «Мне нравится».
Три кнопки – гугловская, вконтактовская и фейсбучечная — решили вопрос. У нас появилась сортировка «по рейтингу», причём рейтинг определялся суммой показателей лайков. Причём каждый голос в этой системе учитывался точно – спасибо соцсетям и их авторизации, нам не пришлось думать над этой проблемой.
Мы опять попробовали скрестить сортировку по рейтингу с сортировкой по продажам, но тут во весь рост встала проблема наличия товара.
Наличие
Это были лихие годы, и мы продавали как могли. Наличие в реальном времени на сайте казалось нам достаточно космической технологией, но оно понадобилось. Росло количество магазинов, росло количество ошибок по тому, что человек пришёл, а игры нет, увеличивалось количество негативных отзывов типа «сравнивал полчаса три товара, а двух нет» и так далее.
Довольно быстро, но большой кровью мы синхронизировали базу каждого магазина в реальном времени (ну, почти, минус кэш) с сайтом.
Напомню, работали мы тогда не очень давно, поэтому внезапно поняли ещё одну вещь: сортировка по продажам должна ограничиваться неким интервалом. Потому что иначе у новых игр не будет шансов пробиться вверх — ведь старые в топе, и их исторически продано больше.
Далее, приняли волевое решение не учитывать в сортировке товары, которых сейчас нет. Они просто складываются в кучу внизу сортировки под списком в порядке «былых заслуг», то есть исторической позиции в этом же списке. Это было сделано для того, чтобы человек не сравнивал товары, один из которых нельзя купить прямо сейчас.
Возникла проблема. Точек тогда только в Москве было уже девять, и не факт, что товар заканчивался везде одновременно. Плюс интернет-магазин. Как показывать на сайте товар, которого в интернет-магазине нет, но зато на точках он есть?
Правильным казался метод, предложенный одной из розничных сетей бытовой техники – пользователь при заходе на сайт выбирает или магазин (ближайший к дому) или же решает покупать с доставкой. До вообще сёрфинга. И все товары «пританцовывают» по параметрам этого магазина. Нет там – отсортировали вниз и показали, что есть только на складе интернет-магазина.
Наблюдение за профилем поведения наших покупателей показало, что идея так себе. Конкретно у нас. Почему? Всё просто – магазины на кольцевой линии метро и узлах, и обычно в 1-2 минутах от метро (или даже в здании метро, как на Курской, если повезёт). Это означало, что у покупателя нет «любимого» магазина. Он заезжает в тот, который ему удобнее по дороге между домом, офисом, баром и любовницей.
Однако сортировка по продажам за последний месяц на 80% решила проблему наличия только в отдельных магазинах – когда игра продаётся не по всей сети, её позиция начинает резко падать.
Текущая модель
Следующая гипотеза звучала так: а что, если решить проблемы продажи кучи мелких штук, приравняв одну «крупную» игру к паре «средних» или куче «мелких»? Тогда вся мелочь не будет лезть вверх сортировки.
Решение нашлось очень простое – вместо сортировки по количеству проданных штук за месяц мы стали сортировать по обороту за месяц.
Потом ещё поиграли сроками и сократили период, чтобы прямо на сортировке отражались текущие тренды.
Сортировка такого типа стала основой и для запуска продвижения в реальном мире. То есть товары, которые лучше оборачиваются, идут в рекламу. Это уже пришло из физического принципа выкладки – самый оборачиваемый товар на высоту груди, чтобы поближе к рукам и глазам.
Чем короче срок – тем актуальнее показывается игра в позиции «топа». Больше интервал – большее влияние прошлых продаж. Соответственно, мы подняли градус конкуренции между товарами. Раньше «старички» сидели в топе, откуда их было не выдавить. Теперь каждая новая хорошо продающаяся игра получала солидный шанс. Стоило закрепиться в топе – и вот она хорошо продаётся уже не только сама по себе, но и благодаря топу. Но, конечно, закрепиться можно было только благодаря текущим заслугам – то есть если интерес к позиции угасал, она уходила обратно в «подвал». Это отлично балансировало сезонные товары – Городки и Петанк бодро вылезали вверх летом.
Вторым методом сортировки остаётся совокупность лайков.
Проблемы текущей модели
Во-первых, мы не учитываем в нашей базовой сортировке лайки и количество комментариев к игре – это, конечно, определяет её популярность, но вынесено в отдельный инструмент. Почему? Просто потому, что мы дошли до тех оборотов, где «голосование кошельком» даёт более реалистичные данные. В теории, конечно, можно включить скорость и ускорение набора лайков как весовые коэффициенты, но это дело будущего.
Во-вторых, мы не учитываем «температуру» игры. То есть новинки проходят на общих основаниях. У нас нет одновременных запусков из-за географии (самая далёкая точка – Южно-Сахалинск, туда летает самолётом; самые же долгие точки на материке – поставка 3-4 недели). Поэтому игра не может получить начальное ускорение везде и сразу – и эффект «яркой новинки» размазывается по городам. Наверное, правильно будет в течение первых 3-4 недель ранжировать новику выше за счёт новизны.
В-третьих, у нас довольно много игр, в которых могут играть как дети, так и взрослые. И ещё почти каждая – хороший подарок. Это автоматом означает, что в 2-3 категориях точно будут похожие списки бестселлеров, то есть «верх» сортировки будет одинаков. При этом было бы логично брать сортировку по каждой категории, но это пока сделать сложно – надо знать, для кого покупается каждая позиция (это уже крутой Data Mining, и мы его медленно делаем, расскажу при случае).
В-четвёртых, да, можно использовать сервисы оптимальных товарных предложений, выдающих сортировку от действий пользователя на сайте. Возможно, вы такие знаете. Общий принцип – анализ данных входа (браузер, экран, география и т.п.), поведения на сайте (зашёл в «детские», посмотрел вот эти два товара) и профилирование, а затем наложение – что покупали люди с таким же профилем, как у вас, надо показать вам. Проблема в том, что, во-первых, при такой сортировке теряется контроль, а, во-вторых, мы всё же протестили. И не получили существенных различий «танца реальности» со своими базовыми методами. Отмечу, что одна из возможных причин – яростное желание сервиса таких рекомендаций продавать больше всеми силами через «не хочу», что сказывалось на «агрессивности» предложений и алгоритмов. Отключили.
В итоге стало понятно, что правильная идея – «фичерить» игры, то есть к обычной сортировке добавлять «выбор редактора». Мы пробовали делать это в рамках тестирования на половые праздники (14 и 23 февраля, 8 марта) в этом году. Скоро попробуем ещё раз, но иначе. Скорее всего – сработает.
Вот так это будет в новом интерфейсе
То есть, опять же, мы сейчас описали полный круг от полностью ручной сортировки до умной автоматизации, а потом обратно к ручной.
И да, задача решена не полностью, есть куда докручивать. В целом же, в ретроспективе, всё описанное выше кажется логичным и простым, но, поверьте, когда мы только-только начинали, это было совсем не так. Надеюсь, вам были интересны наши историчесике грабли.