Что такое соседская община история

Эволюция общественных отношений. Соседская община.

Период мезолита и неолита стал временем перемен в основной ячейке тогдашнего общества — общине.

У земледельцев по мере совершенствования орудий труда, ис­пользования рабочего скота отдельная семья становилась все бо­лее самостоятельной производственной ячейкой. Необходимость в совместном труде отпадала. Усилило этот процесс внедрение брон­зовых, и особенно железных, орудий труда. Родовая община усту­пала место соседской. В ней родовые связи сменялись территори­альными.

Жилище, орудия труда, рабочий скот в соседской общине ста­новятся собственностью отдельных семей. Однако пахотная и иная земля продолжала оставаться в общинной собственности. На паш­не, как правило, трудились члены одной семьи, однако расчист­ку полей, работы по их ирригации производили совместно все члены соседской общины.

У скотоводов родовые отношения сохранялись дольше, чем у земледельцев. Стада еще длительное время оставались общей соб­ственностью рода.

Со временем уходило в прошлое равенство внутри общины. В самих семьях возрастала власть главы над другими домочадцами.

«которые семьи становились более состоятельными, чем другие, накапливали богатства. В наиболее выгодном положении оказывались вожди, старейшины.

У истоков государственности.

Высшим органом управления в общинах и племенах являлось собрание, в котором принимали участие все взрослые общинники и члены племени. Избиравший­ся собранием на период военных действий вождь всецело зависел от поддержки соплеменников. Старейшины составляли совет общины племени. Все отношения внутри общества регулировались обычаями, традициями. Таким образом, организацию власти в пер­вобытных общинах и племенах можно назвать самоуправлением.

По мере развития материального неравенства нарастало и не­равенство в сфере управления. Более состоятельные члены общи­ны, племени начинали оказывать все большее влияние на управ­ление. В народном собрании их слово становится решающим. Власть вождя распространялась на мирные периоды, и постепенно нача­ла переходить по наследству. В условиях нарастания неравенства многие обычаи и традиции переставали эффективно регулировать жизнь. Вождям приходилось разрешать споры между соплеменниками, наказывать их за проступки, которых раньше не могло быть. Например, после появления собственности у отдельных семей, появилось воровство, которого раньше не существовало, поскольку все было общим.

Развитию неравенства способствовало усиление столкновений между племенами. В период палеолита войны были редки, часто прекращались при первых ранениях. Войны в условиях становле­ния производящего хозяйства велись постоянно. У отдельных об­щин и племен накапливались большие запасы продовольствия. Этому завидовали другие племена, более бедные. Да и богатые племена не прочь были поживиться на стороне.

Для успешной обороны и нападений племена объединялись в союзы во главе с вождем-военачальником. Вокруг вождей сплачи­вались лучшие воины (дружинники).

Во многих древних обществах вожди также приобретали жре­ческие функции: только они могли общаться с богами, просить у них помощи для соплеменников. Вождь-жрец руководил обряда­ми при храмах.

Со временем соплеменники начали снабжать вождя и его приближенных всем необходимым. Первоначально это были доб­ровольные дары, знаки уважения. Затем добровольные пожертво­вания стали обязательными податями — налогами. Материальной основой данного явления стали успехи в хозяйственном развитии. Подсчитано, например, что первобытный земледелец Передней Азии за два месяца работы обеспечивал себя продуктами на це­лый год. Произведенное в остальное время он отдавал вождям, жрецам.

После успешного набега на соседей вождь и его дружинники получали большую и лучшую часть добычи. Много добычи доста­валось также старейшинам и жрецам. Среди добычи были и плен­ные. Раньше их отпускали, либо приносили в жертву богам, либо съедали. Теперь пленных стали заставлять работать. Рост богатств вождей и знати в результате войн еще больше повышал их власть над соплеменниками.

Объединенные в союзы племена обычно не были раины между собой. Часто одно племя доминировало в союзе, иногда силой заставляя других вступать в союз. Нередким явлением становилось завоевание одним племенем других. В этом случае завоевателям приходилось разрабатывать новые механизмы управления. Вожди племен-завоевателей становились правителями, а их соплеменни­ки — помощниками по управлению покоренными. Создаваемая структура во многом напоминала государство, одним из главных признаков которого является наличие органов для управления об­ществом, отделенных от самого общества.

Вместе с тем традиции самоуправления сохранялись еще очень долго. Так, даже самый могущественный вождь созывал народное собрание, где обсуждались и утверждались важные решения. Со­брание избирало преемника умершему вождю, даже если он был его сыном. Роль самоуправления возрастала в экстремальных ус­ловиях: при нападении более сильного врага, стихийном бедствии и т.д.

Первые государства возникли там, где вожди и их помощники становились также руководителями хозяйственной жизни. Так было в тех местах, где для земледелия необходимо было строить и под­держивать в исправном состоянии сложные ирригационные со­оружения.

Начало цивилизации.

Период первобытности в отдельных райо­нах земли закончился на рубеже IV—111 тысячелетий до н.э. На смену ему приходил период, который называют цивилизаци­ей. Само слово «цивилизация» связано со словом «город». Стро­ительство городов является одним из первых признаков рожде­ния цивилизации. Окончательно цивилизация сложилась после появления государств. Постепенно формировалась характерная для цивилизации культура. Огромную роль в этой культуре и во всей жизни стала играть письменность, возникновение которой также считается важнейшим признаком перехода к цивилиза­ции.

К концу периода Древнего мира (V в. н. э.) область распростра­нения цивилизации представляла собой полосу земель от Атлан­тического до Тихого океана. За пределами этой полосы обитали племена, не имевшие своих государств. Ареал цивилизации рас­ширялся, хотя имело место и обратное движение вследствие войн, природных катаклизмов.

Цивилизация у разных народов имела свои различия. На нее влияли природно-климатические условия, обстоятельства исто­рического пути народов и т.д. Историки говорят о разных древних цивилизациях. Иногда этим термином обозначают историю от­дельного народа, государства (древнеегипетская цивилизация, шумерская цивилизация, китайская цивилизация, греческая ци­вилизация, римская цивилизация и т.д.). Однако цивилизации Древнего мира имели немало общего, что позволяет объединить их в две модели — древневосточную цивилизацию и античную циви­лизацию.

Древневосточная — первая цивилизация. Древнейшей ее фор­мой стали государства в долинах великих рек — Нила, Евфрата и Тигра, Инда, Хуанхэ. Затем государства сложились и вне речных долин. Для всех древневосточных стран была характерна большая роль государственной власти, огромная власть правителей-монар­хов. Преобладающим населением являлось крестьянство, объеди­ненное, как правило, в общины. Рабство играло второстепенную роль.

Античная цивилизация сложилась позднее. В основном она ох­ватывала район Средиземноморья. Правда, первые государства здесь также относят к древневосточной цивилизации. Однако затем по не совсем объяснимым причинам развитие пошло по иному пути. В государственном устройстве античных государств стали преоб­ладать черты самоуправления. Античные государства называют полисами. Правителей в полисе избирали на народных собраниях, роль государственных органов исполняли прежние общинные структуры, например совет старейшин (ареопаг, сенат). Однако со временем полисное устройство было заменено монархической властью. В античных государствах значительная часть населения проживала в городах. Наряду с сельским хозяйством огромное значение приобрели ремесло и торговля. Значительную роль иг­рал труд рабов.

ТЕМА 2 ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА

Древнейшие государства

Древний Египет.

Жители Египта создали одну из первых циви­лизаций, Египетское государство находилось в долине Нила — уз­кой полосы земли по обоим берегам реки шириной от 1 до 20 км,

расширяющейся в дельте.

Раз в году Нил выходил из берегов, и поток воды, круша все на своем пути, заполнял долину. Разливы были бедствием для оби­тателей долины, но они приносили частицы плодородного ила. Земля здесь давала невиданные урожаи, но для этого необходимо было создать сложные ирригационные сооружения.

Первые государства в Египте называют номами. В IV тысячелетии в Египте образовалось около 40 номов. Потребности развития земле­делия вели к объединению всей долины Нила. Постепенно осталось только два больших государства — Верхний и Нижний Египет. Верх­ний Египет (южное царство) находился в верхнем течении Нила, Нижний Египет (северное царство) — в нижнем течении Нила. Примерно в 3000 г. до н.э. правителю Верхнего Египта Мине удалось объединить страну. Правителей Египта называют фараонами.

Историю Древнего Египта делят на Раннее (3000 — 2800гг. до н.э.), Древнее (2800 — 2250 гг. до н.э.), Среднее (2050- 1750 гг. до н.э.), Новое (1580—1085 гг. до н.э.) и Позднее (1085 — 525 гг. до н.э.) царства, которыми правили фараоны примерно 30 династий.

Главным занятием египтян было земледелие. Мягкий нильский ил взрыхляли мотыгой или легким плугом. Египтяне долгое время пользовались деревянным серпом с микролитами. Позже появи­лись орудия из меди и бронзы.

В египетских документах говорится о ремесленниках многих десятков профессий. Их труд считался более тяжелым, чем труд

Еще в глубокой древности общины в Египте исчезли, и все население было объединено под властью фараона. Ежегодно чи­новники проводили смотр детей, достигших трудоспособного воз­раста. Сильных юношей они отбирали в войско, самых сообрази­тельных назначали младшими жрецами. Остальных распределяли по различным специальностям. Кто-то становился земледельцем, кто-то строителем, кто-то ремесленником.

Первоначально земледельцы трудились в хозяйствах фараона, знати и храмов в составе рабочих отрядов. Позже им стали выделять участок пашни. Также был организован труд ремесленников.

В хозяйствах фараона, знати и храмов имелись и рабы, как прави­ло, чужеземцы. Долгое время их было немного. Только во времена Нового царства количество рабов увеличилось, они стали тру­диться в ремесленных мастерских и на полях.

Государственная власть в Египте имела характер деспотии. Фа­раон распоряжался строительством оросительных сооружений, работами по возведению городов, крепостей, храмов, устанав­ливал законы, был верховным жрецом. Он командовал войском и во главе его сражался с врагами. Фараона почитали живым богом.

Период Древнего царства был временем наибольшего могуще­ства фараонов. Однако со временем центральная власть ослабла, и государство распалось на номы. Через 200 лет Египет был объеди­нен под властью правителя одного из южных номов со столицей в Фивах. Наступил период Среднего царства. Центральная власть значительно окрепла при фараонах 12-й династии. Начались завое­вательные походы на юг к богатую золотом Нубию. Около 1680 г. до н.э. на Египет из Азии обрушились полчища кочевников-гиксосов. Среднее царство распалось на отдельные номы, платившие дань гиксосам. Не покорились лишь Фивы.

В борьбе с гиксосами фиванские фараоны опирались на про­стых воинов, которым предоставляли небольшие участки земли. Фараону Яхмосу удалось изгнать кочевников из Египта. Яхмос стал основателем 18-й династии. С этой династии начинается период Нового царства. Фараоны Нового царства вели постоянные войны. В результате походов была присоединена почти вся Нубия. В Азии войска фараонов вышли к Евфрату. В Египет поступали огромная дань, рабы. Наибольшего могущества держава достигла при фарао­не 18-й династии Аменхотепе III. Однако со временем в Перед­ней Азии появились мощные державы, начавшие борьбу с Егип­том. С переменным успехом эта борьба продолжалась около двух столетий. В конце концов, силы Египта были истощены. В самой стране шла борьба между фараонами, вельможами и жрецами. В результате к VIII в. до н.э. Египет вновь распался на номы. В VI в. до н.э. он был завоеван Персией.

Города-государства Шумера.

Одновременно или даже немного раньше, чем в Египте, сложилась цивилизация в Южной Месо­потамии (Междуречье) — в низовьях рек Евфрата и Тигра. Эта земля обладала необычайным плодородием. Зарождение цивили­зации здесь было связано с необходимостью строительства и ис­пользовании оросительных сооружений.

В Месопотамии обитали разные народы. На севере жили семит­ские племена. На юге первыми появились племена, языковую принадлежности которых ученые не могут установить, поскольку они не оставили письменности. Эти племена начали земледельческое освоение юга Месопотамии. В V —IV тысячелетиях до н.э. сюда пришли шумеры — народ также неизвестного происхождения. Они построили города, создали древнейшую в мире письменность — клинопись. Шумеры считаются изобретателями колеса.

В IV тысячелетии до н.э. шумерские города стали центрами небольших государств, подобных египетским номам. Иногда их называют городами-государствами. Среди них самыми крупными были Урук, Киш, Лагаш, Умма, Ур. История Шумера делится на три периода: раннединастический, аккадский и позднешумерский.

В раннединастический период центром власти в каждом городе был храм главного бога. Верховный жрец (энси) являлся правите­лем города. Значительную роль продолжало играть народное со­брание. На время войн избирался вождь (лугаль). Роль лугалей уси­ливалась, чему способствовали частые войны между городами-государствами.

Иногда лугалям удавалось подчинить соседние государства, но в отличие от Египта единство Шумера было непрочным. Первую серьезную попытку создания единого государства предпринял в XIV в. до н.э. Сарган. Он происходил из низов общества, был семитом, которые все больше и больше селились в Шумере, Саргон стал основателем и правителем города Аккада. Он опирался на жителей шумерских городов-государств, недовольных всевлас­тием жрецов и знати. Аккадский царь объединил все эти города под своей властью, а затем завоевал обширные земли до побере­жья Средиземного моря. Саргон ввел единые для всех городов меры длины, площади и веса. По всей стране строили каналы и плоти­ны. Царство Саргона и его потомков просуществовало около 150 лет. Затем Шумер был завоеван племенами горцев, обитавших к вос­току от Месопотамии.

В XXI в. до н.э. жителям Месопотамии удалось сбросить тяжелое для них иго горцев. Возникло царство Шумера и Аккада (так на­зываемая 111 династия Ура). Это царство известно своей централи­зованной организацией власти и хозяйственной жизни. Все работ­ники в государстве были объединены в отряды по профессиям. Они трудились на государственной земле под контролем чинов­ников. Царство Шумера и Аккада около 2000 г. до н. э. было захва­чено кочевыми семитскими племенами амореев.

Вскоре шумеры слились с семитами и другими народами Ме­сопотамии. Шумерский язык оставался языком письменности, науки, культуры еще на многие столетии.

Вавилонское царство.

Законы Хаммурапи. В начале 2 тысячеле­тия до н.э. усиливается город Вавилон на Евфрате, где правили цари одной из аморейских династий. При царе Хаммурапи (1992 — 1750 гг. до н.э.) вавилоняне завоевали большую часть Месопота­мии. Вавилон превратился в громадный город с великолепными дворцами и храмами, многоэтажными домами и широкими ули­цами.

О жизни Вавилонского царства мы имеем подробные сведения благодаря знаменитым законам Хаммурапи. Это обширный и про­думанный свод законов, служивший образцом для последующего законодательства многих стран Передней Азии. В основе закона лежал принцип талиона — наказание равно преступлению («око за око»).

Согласно законам Хаммурапи вся земля в стране принадле­жала царю. Общины и знать считались пользователями земли. Довольно большую роль в хозяйственной жизни играли полно­стью бесправные рабы из числа пленных. Был и другой источник рабства: за долги продавали своих детей, а подчас и самих себя в рабство. Однако закон ограничивал долговое рабство. Свобод­ные делились на две категории — полноправных и зависимых людей. Предполагается, что полноправные являлись членами общин, а зависимые люди трудились на полученных от царя на­делах. В 1518 г. до н.э. Вавилония была завоевана кочевниками-касситами.

Источник

Община. Родовая община. Соседская община. Первобытное общество

Община — это форма объединения людей на Руси, на основе общего владения средствами производства, полного или частичного самоуправления.

Что такое соседская община история. Смотреть фото Что такое соседская община история. Смотреть картинку Что такое соседская община история. Картинка про Что такое соседская община история. Фото Что такое соседская община история

ОБЩИНА1) традиционная форма социальной организации. Первобытная (родовая) община, характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма — соседская (территориальная, сельская), сочетает индивидуальное и общинное землевладение. В дореволюционной России община, была замкнутой сословной единицей, используемой как аппарат для сбора податей (после крестьянской реформы 1861 г. — собственником земли). В ходе столыпинской аграрной реформы общинное землевладение заменялось частным крестьянским. В 1990-е гг. родовая община. коренных малочисленных народов и традиционная казачья об щина вновь получили признание в законодательстве некоторых субъектов РФ, в том числе как особый субъект права; 2) в ряде стран название местной административно-территориальной единицы (синонимы — коммуна, муниципальное образование); 3) совокупность представителей определенного вероисповедания, религиозного толка или национальности в стране, городе и т.п. (религиозная, национальная община).

Родовая община

Родовая община — форма социальной организации (община), где люди связаны коллективным трудом и потреблением на основе кровного родства. Основная форма при первобытно-общинном строе.

Что такое соседская община история. Смотреть фото Что такое соседская община история. Смотреть картинку Что такое соседская община история. Картинка про Что такое соседская община история. Фото Что такое соседская община история

Охота, расчистка леса, земледелие при примитивных орудиях труда требовали больших коллективных усилий. Плуг с железным лемехом, железный топор, лопата, мотыга, лук и стрелы, стальные мечи способствовали вымиранию общины родовой и появлению соседской общины. Члены родовой общины не могли брать себе жен внутри общины. Поэтому всякая родовая община всегда поддерживала дружеские отношения с другими родовыми общинами, с которыми она обменивалась супругами. Тем самым отношения родства возникали и между общинами, ещё более расширяя рамки сотрудничества и взаимной поддержки.

Особенности родовой общины
Обязательно коллектив кровных родственников
Общая, неделимая собственность
Совместное хозяйство и проживание
Подсечное земледелие

Типы родовых общин
Существовало 2 типа общин – материнская, так называемый матриархат, и отцовская – патриархат. Матриархальная родовая община – это был более ранний этап, при котором семья не состояла из мужчины и женщины. Тогда был распространен групповой брак. Детей, не знавших отца, воспитывала мать. Из-за этого имя роду давалось по материнской линии, и степень родства определялась по роду матери. Мужчины в родовых общинах изготавливали бытовую утварь, орудия труда, охотились. Защищали свои жилища от диких животных, нападений со стороны других родов. Женщины же в свою очередь готовили еду, ухаживали за стариками и детьми, присматривали за жилищем. Делами родовой общины занимались старшие женщины с большим жизненным опытом. Отличительной чертой матриархата было почетное положение женщины по сравнению с мужчиной.

Добытая пища делилась по справедливости, поскольку родовая община – это общество равных. Мужчинам доставалась самая грубая часть еды. Но эта доля была значительно больше, чем у женщин. Это объясняется тем, что охотники тратили достаточно много сил. Женщинам, соответственно, нужно было меньше пищи, потому что и сил они тратили меньше. Но пища эта была лучше. Детям давали немного, но зато самое вкусное и питательное.

Власть в родовой общине
В первобытном обществе власть принадлежала роду в целом, а не отдельным лицам рода. Определялась она обычаями и нормами общины. Главный принцип – выживание, сохранение и, конечно же, продолжение рода. Основным институтом власти было родовое собрание, где взрослые члены общины решали все вопросы жизни и устройства своей общины. Детей туда не допускали. Избирался старейшина рода, военачальник, главный по делам охоты. Принятые решения общины должны были выполняться каждым общинником. Старейшины служили своему роду, но за это не получали ни лишней еды, ни лучшей одежды. Зато относились к ним с почтением и уважением. Старейшины гордо носили орлиные перья в волосах или же ожерелья из когтей и клыков хищников.

Соседская община

Под соседской общиной принято считать некую социально-экономическую структуру. Эта структура состоит из нескольких отдельных семейств, родов. Это общество объединено общей территорией и совместными усилиями по средствам производства. Этим средством производства можно назвать землю, различные угодья, пастбища для животных.

Что такое соседская община история. Смотреть фото Что такое соседская община история. Смотреть картинку Что такое соседская община история. Картинка про Что такое соседская община история. Фото Что такое соседская община история

Основные черты соседской общины

– общая территория;
– общее землепользование;
– общинные органы управления такой общиной;

Признак, ярко характеризующий подобную общину – наличие отдельных семейств. Такие семейства ведут самостоятельное хозяйство, самостоятельно распоряжаются всем произведенным продуктом. Каждая семья самостоятельно занимается обработкой своей территории.
Хотя семья и обособлены в хозяйственном отношении, они могут быть связаны и не связаны родственными узами.

Соседская община противостояла родовой общине, она была главным фактором в разложении родового устройства обществе. У соседской общины было очень большое преимущество, что и помогло соседской искоренить родовое устройство. Главное преимущество – это не только социальная организация, но социально-экономическая организация общества.

Соседскую общину заменило классовое разделение общества. Причиной этому стало возникновение частной собственности, появление избыточного продукта и увеличение населения планеты. Общинная земля переходит в частное землевладение, в Западной Европе такое землевладение стало называться аллодом.

Не смотря на это, общинная собственность еще сохранилась до сих пор. Некоторые первобытные племена, в частности племена Океании, сохраняют соседское устройство общества.

Соседская община у восточных славян

Соседскую общину восточных славян историки называют вервью. Это термин был изъят из «Русской правды» Ярослава Мудрого.

Вервь – общинная организация на территории Киевской Руси. Вервь была распространена и на территории современной Хорватии. Впервые вервь упоминается в «Русской правде» (сборник законов Киевской Руси, созданный князем Ярославом Мудрым).

Что такое соседская община история. Смотреть фото Что такое соседская община история. Смотреть картинку Что такое соседская община история. Картинка про Что такое соседская община история. Фото Что такое соседская община история

Для верви была характерна круговая ответственность. Это значит, что если кто-то из общины совершил преступление, то наказание может понести вся община. Например, если кто-то в верви совершил убийство, но все члены общины должны были выплатить князю штраф, называвшийся вира.

На вервь налаживались общая воинская повинность.

Во время своего развития вервь стала уже не селянская община, это уже несколько поселений, состоявшие из нескольких небольших поселков.

В личном владении семьи в верви были приусадебная земля, все домашние постройки, орудия труда и другой инвентарь, скот, участок для пахоты и покоса. В общественном владении верви находились леса, угодья, близлежащие водоемы, луга, пашня, места промыслов.

На раннем этапе развития вервь была тесно связана кровными узами, однако со времени они перестают играть господствующую роль.

Древнерусская соседская община

Древнерусская община по данным летописи называлась мир.

Соседская община или мир – низшее звено социальной организации Руси. Такие общины зачастую объединялись в племена, иногда же племена во время угрозы нападения объединялись в союзы племен.

Что такое соседская община история. Смотреть фото Что такое соседская община история. Смотреть картинку Что такое соседская община история. Картинка про Что такое соседская община история. Фото Что такое соседская община история

Такие племена могли вести между собой войны. Вследствие этого появляется дружина – профессиональные конные воины. Дружиной руководил князь, кроме того, она была его личной охраной. В руках такого князя была сконцентрирована вся власть в общине.

Князья часто пользовались своей военной силой и авторитетом. И благодаря этому они отбирали часть остаточного продукта у простых общинников. Так началось формирование государства – Киевской Руси.

Земля превратилась в вотчину. За пользование вотчинной земли крестьяне (общинники) должны были платить дань князю. Такая вотчина передавалась по наследству, от отца к сыну. Крестьяне, жившие в сельской соседской общине, назывались «черными крестьянами», а такие земли назывались «черными». Все вопросы в соседских общинах решались народным собранием. Участвовать в нем могли объединялись в союзы племен.
Такие племена могли вести между собой войны. Вследствие этого появляется дружина – профессиональные конные воины. Дружиной руководил князь, кроме того, она была его личной охраной. В руках такого князя была сконцентрирована вся власть в общине.
Князья часто пользовались своей военной силой и авторитетом. И благодаря этому они отбирали часть остаточного продукта у простых общинников. Так началось формирование государства – Киевской Руси.
Земля превратилась в вотчину. За пользование вотчинной земли крестьяне (общинники) должны были платить дань князю. Такая вотчина передавалась по наследству, от отца к сыну. Крестьяне, жившие в сельской соседской общине, назывались «черными крестьянами», а такие земли назывались «черными». Все вопросы в соседских общинах решались народным собранием. Участвовать в нем могли только совершеннолетние мужчины, то есть воины. С этого следует сделать вывод, что формой управления в общине была военная демократия.

Первобытное общество

Первобытное общество (также доисторическое общество, доисторическая эпоха) — период в истории человечества до изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Термин доисторический вошёл в употребление в XIX веке. В широком смысле слово «доисторический» применимо к любому периоду до изобретения письменности, начиная с момента возникновения Вселенной (около 14 млрд лет назад), но в узком — только к доисторическому прошлому человека. Обычно в контексте дают указания, какой именно «доисторический» период обсуждается, например, «доисторических обезьян миоцена» (23—5,5 млн лет назад) или «Homo sapiens среднего палеолита» (300—30 тыс. лет назад). Поскольку, по определению, о данном периоде нет письменных источников, оставленных его современниками, информацию о нём получают, опираясь на данные таких наук, как археология, этнология, палеонтология, биология, геология, антропология, археоастрономия, палинология.

Что такое соседская община история. Смотреть фото Что такое соседская община история. Смотреть картинку Что такое соседская община история. Картинка про Что такое соседская община история. Фото Что такое соседская община история

Поскольку письменность появилась у разных народов в разное время, ко многим культурам термин доисторический либо не применяется, либо его смысл и временные границы не совпадают с человечеством в целом. В частности, периодизация доколумбовой Америки не совпадает по этапам с Евразией и Африкой.

Поскольку данные о доисторических временах крайне редко касаются личностей и даже не всегда говорят что-либо об этносах, основной социальной единицей доисторической эпохи человечества является археологическая культура. Все термины и периодизация этой эпохи, такие как бронзовый или железный век являются ретроспективными и в значительной степени условными, а их точное определение является предметом обсуждения.

Периоды развития первобытного общества

Различное время предлагалась различная периодизация развития человеческого общества. Так, А. Фергюсон и затем Морган использовали периодизацию истории, включавшую три этапа: дикость, варварство и цивилизацию, причём первые две стадии были разбиты Морганом на три ступени (низшую, среднюю и высшую) каждая. На стадии дикости в человеческой деятельности господствовали охота, рыболовство и собирательство, отсутствовала частная собственность, существовало равенство. На стадии варварства появляется земледелие и скотоводство, возникает частная собственность и социальная иерархия. Третья стадия — цивилизация — связана с возникновением государства, классового общества, городов, письменности и т. д.

Что такое соседская община история. Смотреть фото Что такое соседская община история. Смотреть картинку Что такое соседская община история. Картинка про Что такое соседская община история. Фото Что такое соседская община история

Морган считал наиболее ранней стадией развития человеческого общества низшую ступень дикости, начавшуюся с образованием членораздельной речи, средняя ступень дикости по его классификации начинается с применения огня и появления в рационе рыбной пищи, а высшая ступень дикости — с изобретения лука. Низшая ступень варварства по его классификации начинается с появления гончарного искусства, средняя ступень варварства — с перехода к земледелию и скотоводству, а высшая ступень варварства — с началом использования железа.

Что такое соседская община история. Смотреть фото Что такое соседская община история. Смотреть картинку Что такое соседская община история. Картинка про Что такое соседская община история. Фото Что такое соседская община история

Наиболее разработанной периодизацией является археологическая, в основе которой лежит сопоставление изготовленных человеком орудий труда, их материалов, форм жилищ, захоронений и т. д. По этому принципу история человечества в основном делится на ранний древний каменный век, средний древний каменный век, поздний древний каменный век, средний каменный век, новый каменный век, поздний новый каменный век (не у всех народов), медный век (не у всех народов), бронзовый век и железный век.

Что такое соседская община история. Смотреть фото Что такое соседская община история. Смотреть картинку Что такое соседская община история. Картинка про Что такое соседская община история. Фото Что такое соседская община история

В 40-е годы XX века советские учёные П. П. Ефименко, М. О. Косвен, А. И. Першиц и другие предложили системы периодизации первобытного общества, критерием которых была эволюция форм собственности, степень разделения труда, семейные отношения и т. д. В обобщённом виде такую периодизацию можно представить так:

эпоха первобытного стада;
эпоха родового строя;
эпоха разложения общинно-родового строя (возникновение скотоводства, плужного земледелия и обработки металлов, зарождение элементов эксплуатации и частной собственности — поздний мезолит и неолит по современной классификации).

Уже в 1980-е годы большинство ученых признали невозможность сопоставления археологической и этнографической периодизаций. В связи с этим дальнейшие разработки этнографической периодизации первобытного общества прекратились. В 1990-е годы на историческом факультете МГУ (лекторы, преподаватели кафедры этнологии Г. Е. Марков и А. А. Никишенков) сложилась трехчастная схема подачи материала. За основу принята периодизация А. И. Першица, включающая в себя период «раннепервобытной общины», период «родовой общины ранних земледельцев» и период «соседско-большесемейной общины». При всей условности названных терминов эта дидактическая система имеет два несомненных преимущества. Во-первых, она дает возможность разделить эпоху первобытности на три самостоятельных периода, каждый из которых имеет особенности в развитии культуры, социальных структур, норм морали и права. Во-вторых, в противоположность археологическим материалам эта трехчастная схема легко сопоставима с этнографическими материалами. Схожие схемы изложения, без привязки к первобытности, можно найти в трудах западных социальных антропологов, например, у Маршала Салинса.

Что такое соседская община история. Смотреть фото Что такое соседская община история. Смотреть картинку Что такое соседская община история. Картинка про Что такое соседская община история. Фото Что такое соседская община история

Все системы периодизации по-своему несовершенны. Существует немало примеров, когда каменные орудия палеолитической или мезолитической формы использовались у народов Дальнего Востока в XVI—XVII вв., при этом у них существовали родовое общество и развитые формы религии, семьи. В настоящее время считается, что общечеловеческая периодизация первобытного строя заканчивается на мезолите, когда культурное развитие резко ускорилось и протекало у разных народов разными темпами. Ниже приводится общепринятая в настоящее время археологическая периодизация основных этапов развития первобытного общества. При этом культуры, существовавшие одновременно, могут находиться на разных ступенях развития, в связи с чем, например, неолитические культуры могут соседствовать с халколитическими или с культурами бронзового века.

Каменный век

Что такое соседская община история. Смотреть фото Что такое соседская община история. Смотреть картинку Что такое соседская община история. Картинка про Что такое соседская община история. Фото Что такое соседская община история

Периодизация каменного века:

Медный век

Медный век, медно-каменный век, халколит — период в истории первобытного общества, переходный период от каменного века к бронзовому веку. Приблизительно охватывает период 4—3 тыс. до н. э., но на некоторых территориях существует и дольше, а на некоторых отсутствует вовсе. Чаще всего энеолит включают в бронзовый век, но иногда считают и отдельным периодом. Во времена энеолита были распространены медные орудия, но преобладали по-прежнему каменные.

Бронзовый век

Бронзовый век — период в истории первобытного общества, характеризующийся ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы. Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла, сменившей медный век и предшествовавшей железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 — 13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются. В Восточном Средиземноморье конец бронзового века связан с почти синхронным разрушением всех местных цивилизаций на рубеже XIII—XII вв. до н. э., известным как бронзовый коллапс, тогда как на западе Европы переход от бронзового к железному веку затягивается ещё на несколько веков и завершается появлением первых культур античности — античной Греции и Древнего Рима.

Периоды бронзового века:

Ранний бронзовый век
Средний бронзовый век
Поздний бронзовый век

Железный век

Железный век — период в истории первобытного общества, характеризующийся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий. У цивилизаций бронзового века выходит за рамки истории первобытного общества, у других народов цивилизация складывается в эпоху железного века.

Что такое соседская община история. Смотреть фото Что такое соседская община история. Смотреть картинку Что такое соседская община история. Картинка про Что такое соседская община история. Фото Что такое соседская община история

Термин «железный век» обычно применяется к «варварским» культурам Европы, существовавшим синхронно великим цивилизациям античности (Древняя Греция, Древний Рим, Парфия). От античных культур «варваров» отличало отсутствие или редкое использование письменности, в связи с чем сведения о них дошли до нас либо по данным археологии, либо по упоминаниям в античных источниках. На территории Европы в эпоху железного века М. Б. Щукин выделял шесть «варварских миров»:

кельты (латенская культура);
протогерманцы (в основном ясторфская культура + юг Скандинавии);
в основном протобалтские культуры лесной зоны (возможно, включавшие протославян);
прото-финно-угорские и протосаамские культуры северной лесной зоны (в основном вдоль рек и озёр);
степные ираноязычные культуры (скифы, сарматы и др.);
пастушеско-земледельческие культуры фракийцев, даков и гетов.

Джон ЮЗ. Донбасс. Мутная история

Небольшая предыстория, появления Джона Юза на Донбассе, какие люди за ним стояли и ляпы с официальными датировками и прочими моментами. Так же речь от том, что территория где обосновался Юз и хотел строить завод, не была необитаемой!

Джон Джеймс Юз (современная транскрипция — Хьюз, англ. John James Hughes /dʒɒn ˈdʒeɪmz hjuːz/) (1814, Мертир-Тидвил[en] — 1889, Санкт-Петербург) — британский промышленник валлийского происхождения, основатель Донецка.

Сын инженера, стоящего во главе одного из металлургических заводов города Мертир-Тидвила. В юношеские годы работал под началом отца, начав работать помощником горнового. В 28 лет приобрёл судостроительную верфь. В 36 лет приобретает в городе Ньюпорте литейный завод. В конце 1850-х поступил в качестве инженера на Мильвольский железно прокатный завод в Великобритании, а в 1860 году становится его директором. В 1864 году сконструировал лафет для тяжёлых пушек, эта артиллерийская установка поступает на вооружение военно-морских сил ряда европейских стран. Также Юз разработал и запатентовал технологию производства брони для обшивки судов и фортовых укреплений.

Что такое соседская община история. Смотреть фото Что такое соседская община история. Смотреть картинку Что такое соседская община история. Картинка про Что такое соседская община история. Фото Что такое соседская община история

фотография дома Юзов 1900 г.

В возрасте 55 лет появляется в России. Юз в 1869 году покупает землю у русского князя Кочубея в Екатеринославской губернии на берегу реки Кальмиус и начинает строительство металлургического завода с рабочим поселком в районе села Александровка. Для разработки угля он основывает «Новороссийское общество каменноугольного, железного и рельсового производств». Первый чугун начал выплавляться в 1872 году. Завод работает по полному металлургическому циклу, здесь впервые в Российской Империи запускается 8 коксовых печей, осваивается горячее дутьё. Основанный Юзом комбинат становится одним из индустриальных центров Российской Империи, позже СССР, а с 1991 года и Украины.

Что такое соседская община история. Смотреть фото Что такое соседская община история. Смотреть картинку Что такое соседская община история. Картинка про Что такое соседская община история. Фото Что такое соседская община история

столовая в доме Юзов; фотография 1900 г.

Умер 16 июня 1889 года в гостинице «Англетер» в Санкт-Петербурге. Похоронен в Лондоне, на кладбище Западный Норвуд.

Что такое соседская община история. Смотреть фото Что такое соседская община история. Смотреть картинку Что такое соседская община история. Картинка про Что такое соседская община история. Фото Что такое соседская община история

гостиная в доме Юзов; фотография 1900 г.

В 2001 году в Донецке был установлен памятник Джону Хьюзу. Также в Донецке сохранился полуразрушенный двухэтажный дом Хьюза. Первый его одноэтажный дом, находившийся на нынешней территории металлургического завода, не сохранился.

Что такое соседская община история. Смотреть фото Что такое соседская община история. Смотреть картинку Что такое соседская община история. Картинка про Что такое соседская община история. Фото Что такое соседская община история

Современный вид дома. Фото 2006 года

В 2010 году общество терриконоведов присвоило имя Джона Хьюза одному из терриконов Донецка.

Донбасс

Донетчина (укр. Донеччина), также Донбасс (укр. Донбас), Донецкий регион (укр. Донецький регіон) или Донецкий край (укр. Донецький край) — историко-географическая область в больших границах (бассейн реки Северский Донец и Донецкий каменноугольный бассейн), средних границах (среднее течение реки Северский Донец и пределы Донецкого кряжа), и в малых границах (территория кряжа), образовавшаяся в результате общего исторического развития и тесного переплетения экономической деятельности ряда промышленных городов

Что такое соседская община история. Смотреть фото Что такое соседская община история. Смотреть картинку Что такое соседская община история. Картинка про Что такое соседская община история. Фото Что такое соседская община история

Террикон забытой Валюги

Датой основания принято считать 1721 год, когда экспедицией под руководством Г. Г. Капустина был открыт Донецкий угольный бассейн. Однако промышленное освоение региона началось только во второй половине XIX века. Поскольку название региона «Донбасс» происходит от названия угольного бассейна, нередко происходит путаница: в контексте угледобывающей промышленности территория региона известна как Малый Донбасс и является частью так называемого Большого Донбасса — всей территории Донецкого угольного бассейна.

Джон ЮЗ Донбасс и мутная история!

от автора видео роликов:

Удивительно, какие же многие гении, имея в распоряжении гугл, хоть нобелевские раздавай! ))) Да только печально, что некоторые не поняли о чем речь, в моменте по жд. карте.) Не ужели люди не думают, что если человек, перелопатил кучу карт и подготавливал видео, то он не поинтересовался мат.частью вопроса? Собственно как и у многих, мышление не дальше одного предложения. Печально. У меня к великим топографам вопрос, хотя я где-то уже писал, кому-то это. Какими веревками и триангуляциями, составляли подробные карты реки Амазонки, лесов и рек Бразилии, Перу в XVIII-XIX веке? Карты, не хуже современных! По головам крокодилов ходили и измеряли? По древесному углю, тоже нобелевские гугл металлурги блещут знаниями, что тонны чугуна, на дровах плавили! Опять, ум, дальше вопросов ковки ножиков перочинных не включается, объемы и качество чугуна, беспрерывная работа печей, скорость горения, стабильность и т.д.т.п. В видео же говорилось, что Юз не мог даже на каменном угле норм чугун получить, в Литгоу чугун никуда не годился, только на балласт продавали кораблям! — Но если в голове свое засело, то все уже мимо ушей полюбому… А посты пишут в захлеб прям, упиваясь своей «грамотностью» в вопросе….

Джон Хьюз Потоп и черная археология!

Речь о засыпанных городах и фальсификации истории. Продолжение к первой части видео, о том, как откапывался завод. Обоснование разных моментов, по фотоснимкам того времени и многое другое.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *