Что такое ресурсный круг
Что такое ресурсный круг
Конференция: Современный детский сад
Автор: Пашковская Ольга Витальевна
Организация: МБДОУ №40 «Пчелка»
Населенный пункт: Ростовская область, п. Щепкин
Название «Круг» имеет исторические корни. Согласно легенде, король Артур стал использовать круглый стол для своих рыцарей, чтобы пирующие не спорили о лучшем месте за столом, а были равными.
Описание «Круга» как педагогической технологии встречается в работах Марии Монтессори. Знакомство с педагогикой М.Мантессори, позволило увидеть, что «круг» используется как организационный момент в начале дня, а также как структурный компонент в Монтессори-занятии, которое состоит из трех обязательных частей: круг» (вводная часть), свободная работа (основная), работа на линии (заключительная).
Ресурсный круг – активная форма обучения, при которой участники сидят (стоят) в круге лицом друг к другу, что убрать коммуникативный барьер.
Освоение технологии данного ресурсного круга идет постепенно в течение первого года развития детей.
По форме проведения.
По образовательной направленности:
Условия для успешного проведения ресурсного круга:
— Вводная беседа, как подготовка к восприятию изучаемой категории.
— Найти такой угол зрения в разговоре, при котором обыденное становится удивительным. Это позволяет заинтересовать, поддержать интерес, привлечь внимание и стимулировать работу ума и сердца учащихся.
— Любое мнение должно быть выслушано, принято.
Ресурсный круг с делегированием
Оценочный ресурсный круг
Воспитатель заинтересовывает участников, раскрывая суть задания, рассказывая о предстоящей работе.
(с учетом возраста детей)
Диалог воспитателя и детей по ключевому вопросу ресурсного круга с использованием дополнительных вопросов разного уровня сложности.
Отличительной особенностью оценивающего ресурсного круга является то, что воспитатель задает один – основной вопрос по теме обсуждения, на который дети отвечают по очереди, последним в круге говорит воспитатель и подытоживает обсуждение проговариванием первоначального смысла нравственной категории.
Воспитатель, дети анализируют и оценивают результат, устанавливают обратную связь друг с другом, акцентируется важность совместной работы группы.
Воспитатель обобщает высказывания детей с позиции соответствия первоначальному контексту обсуждаемой нравственной категории.
Допускаются оценивающие высказывания воспитателя по теме обсуждения, но не по высказываниям отдельных участников обсуждения.
Этапы работы.
Роль педагога в проведении ресурсного круга.
Создать атмосферу взаимоуважения, доверия и раскрыть значимость предстоящей деятельности для детей.
Обязательные приемы: все участники располагаются по кругу. Право высказаться передается слева направо прикосновением к предплечью рядом сидящего ребенка. Первым высказывается ребенок, сидящий слева от воспитателя.
Примечание: на начальных этапах обучения детей работе в ресурсном круге участие в обсуждении каждого не обязательно: могут высказываться желающие.
Возможно использование предметов – клубочек, веточка с распустившимися листочками, кукла и т.п. Выбор предмета обусловлен ключевой темой обсуждения.
Возможно использование аудио ряда: музыка, записи пения птиц, природных звуков (шум ветра, шум моря и т.п.).
Использование дополнительных приемов повышают эффективность включения в общую деятельность детей с разным ведущим типом восприятия (аудиалы, визуалы, кинестетики)
Поддержать и стимулировать успех каждого, даже самый маленький, незначительный.
воспитатель задает общий вопрос по теме и предлагает высказаться каждому.
Ресурсный круг с делегированием:
воспитатель задает общий вопрос по теме и организует детей в микрогруппы для обсуждения. Предлагает высказаться делегату от каждой микрогруппы.
Воспитатель создает ситуацию успеха для каждого участника обсуждения:
учетом готовности группы к обсуждению на уровне воспроизведения содержания текста (низкий уровень); установления причинно-следственных связей (средний уровень); осмысления категорийных понятий (высокий уровень);
вопросы по теме учетом уровня подготовки ребенка (высокий, средний, низкий), поддерживает каждого доверием, взаимопониманием, словом, взглядом, жестом.
В ресурсном круге отсутствует отрицательная оценка мыслей, действий ребенка.
Педагогическая позиция: рядом во вне.
Проговорить то, что запомнилось в совместном обсуждении.
— Что почувствовали во время разговора?
— Что запомнилось из того, что было сказано?
— Кого захотелось поблагодарить?
Особенности проведения.
1. Количество участников 10-12 (подгруппа детей или взрослых).
2. Начинает отвечать на вопрос воспитатель или ребенок (зависит от степени подготовленности детей). Воспитатель задает вопрос, в конце делает обобщение.
3. Разговор идет по кругу по часовой стрелке, слово передается касанием предплечья партнера слева или с передачей по кругу предмета, подходящего по смыслу занятия: кукла, солнечный лучик, солнышко, «золотое яичко», книга, «волшебный клубочек», семейная реликвия и т.д.
4. Ребенок может не отвечать, имеет право промолчать. Если такое происходит, воспитатель, зная индивидуальные особенности ребенка, спрашивает него до занятия или после.
5. Поскольку занятия реализуют потребность детей на получение положительного опыта, всегда на истоковских занятиях используется положительный опыт, который позволяет ребенку самоутвердиться. Нельзя делать замечания, если ребенок ответил неточно – продолжить ресурсный круг, не акцентируя на этом внимание.
Рекомендации к формулировке вопросов для обсуждения
в развивающем ресурсном кругу.
Основные правила:
отсутствие мнений и обсуждать нечего.
Основной вопрос может быть взят из рубрики «Поразмышляйте вместе с детьми» в конце текста по книгам для развития детей под редакцией И.А. Кузьмина.
Пример: р.н.с. «Крошечка-хаврошечка». Средняя группа. Социокультурная категория «Благодарное слово». Даны следующие вопросы для совместного размышления:
а) вопросы: «Какие добрые дела делала Крошечка-Хаврошечка в доме хозяйки?» и «Как вы понимаете фразу «на добро добром отвечать»? – могут использоваться в качестве основного, так как предполагают варианты ответов.
б) вопросы: «Как относилась Хаврошечка к коровушке?» и «Как была вознаграждена Крошечка-Хаврошечка?» – не могут использоваться в качестве основного вопроса, так как предполагают однозначный ответ по тексту.
Основные вопросы делятся по уровням сложности.
Дополнительные вопросы к ресурсному кругу.
Дополнительные вопросы задаются ребенку для уточнения глубины понимания им содержания текста (для детей низкого и среднего уровня литературного развития) и идеи произведения (для детей высокого уровня литературного развития).
При формулировке вопросов необходимо учитывать смысл осваиваемой нравственной категории (смотри «Слово к родителям»).
Уровни сложности дополнительных вопросов следует соотносить с категориями вопросов по О.В. Акуловой.
Уровни сложности по И.А. Кузьмину
Категории вопросов по О.В. Акуловой
1-й уровень: вопросы на воспроизведение информации
Вопросы, направленные на воспроизведение содержания.
Вопросы, позволяющие узнать, каково эмоциональное отношение детей к явлениям, событиям, героям.
2-й уровень: вопросы на преобразование полученной информации (установление причинно-следственных связей, обобщение собственного чувственного опыта, обобщение информации)
Вопросы, направленные на то, чтобы выявить основной замысел произведения, его проблему.
Вопросы проблемно-следственного характера, обращающие внимание детей на мотивы, поступки персонажей.
3-й уровень: вопросы на преобразование имеющихся знаний, на творческий поиск.
Вопросы, обращающие внимание детей на языковые средства выразительности.
Вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям, выводам.
Рекомендации по подготовке к проведению развивающего ресурсного круга.
Ресурсный круг с родителями старшей группы на тему:
«Семейные традиции».
Задачи:
Примерный план:
2. Основной этап. Работа в круге. Беседа с родителями о семейных традициях.
3. Заключительный этап.
Воспитатель: Добрый день, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на нашей встрече, посвященной теме «Семейные традиции».
Традиция, как известно– это то, что перешло от одного поколения к другому.
И в каждой семье есть свои любимые традиции, которые мы с вами помним с детства. На прошлой недели, мы с детьми поговорили о семейных традициях, которые есть в ваших семьях и ребята с удовольствием сделали рисунки на эту тему. Посмотрите какая чудесная выставка у нас получилась. (смотрят на рисунки) А теперь я предлагаю Вам присесть в круг и немного пообщаться.
Воспитатель : мне хотелось бы с Вами поразмышлять над таким вопросом: «Для чего нужны семейные традиции?» Родитель, сидящий слева от воспитателя, отвечает на вопрос и передает слово дальше по кругу касанием руки.
Обобщение воспитателем ответов родителей: Я с вами согласна. Я считаю, что семейные традиции объединяют семью, позволяют воспитывать у детей уважительное отношение к родителям. Дети растут в таких семьях уверенные, зная, что у них много родных и близких, это те люди, которые их поддерживают и ценят. Очень важно следовать семейным традициям, чтить их, передавать из поколения в поколение.
Рефлексия.
Воспитатель: я очень рада, что мы сегодня встретились и у нас получилась очень интересная беседа. И мне бы хотелось, чтобы вы поделились своими впечатлениями о нашей встрече: «Какие мысли и чувства у Вас возникли в ходе разговора? Что запомнилось из того, что было сказано?
Родители высказываются по желанию.
Заключительное слово воспитателя : Я рада, что мы все сегодня получили неоценимый опыт общения друг с другом, поделились своими мыслями и чувствами. Я надеюсь, что наша встреча помогла вам осознать всю важность темы «Семейные традиции», её значимость и то, что необходимо сохранять свои семейные традиции, создавать новые и активно вовлекать в них своих детей.
Мастер-класс «Ресурсный круг» для второй младшей группы
Социокультурные истоки. Ресурсный круг. для второй младшей группы
Воспитатель приглашает детей и родителей к семейному очагу со словами: очаг семью скрепляет, а мы с вами тоже напоминаем семью – мы дружим, любим, уважаем друг друга.
В ресурсном круге послушали стихотворение «Веселая забота» В. Белова,
Папа для мамы сажает цветок.
Мама для бабушки вяжет платок.
Бабушка гладит Катины платья.
Катя стирает панамки для братьев.
Братья для всех мастерят самолет.
Весело в доме работа идет.
А почему?Это дело понятное:
Друг другу приятное.
Вопросы: — Как в этой семье заботятся друг о друге?
— Как в вашей семье родные и близкие заботятся друг о друге?
— Можно ли назвать вашу семью дружной? Почему?
Поиграли в пальчиковую игру «Дружная семья»,
(пальцы обеих рук сложены вместе)
(быстро хлопают кончики больших пальцев)
(хлопают кончики указательных)
(хлопают кончики больших пальцев)
(хлопают кончики средних)
(хлопают кончики больших пальцев)
Братец, братец, это ты?
(хлопают кончики безымянных)
(хлопают кончики больших пальцев)
Ах, сестричка, это ты?
(хлопают кончики мизинцев)
(хлопают кончики больших пальцев)
Все мы вместе, да, да, да!
Подвижная игра «Как у бабушки Ларисы»
Все играющие становятся в круг, один из них — водящий — становится в центре круга. Играющие идут по кругу со словами:
Как у бабушки Ларисы
Они не пили, не ели,
Все на бабушку глядели,
Разом делали вот так!
Игрок, стоящий в центре круга, принимает какую-нибудь необычную позу, остальные участники повторяют ее за водящим и замирают. Тот, кто первый пошевелится, выходит из круга.
Если водящий — мальчик, то слова «Как у бабушки Ларисы.» заменяются словами «Как у дедушки Ивана».
В итоге дать определение, что такое дом; для чего дом нужен; что такое домашнее тепло?
Домашнее тепло это – радость, ласковое слово, порядок и уют, родные лица, доброта и забота, мамины пироги, помощь и поддержка близких.
Конспект НОД по ознакомлению с геометрическими фигурами детей второй младшей группы «Круг, квадрат, треугольник» Конспект НОД по ознакомлению с геометрическими фигурами детей второй младшей группы «Круг, квадрат, треугольник» Цель. Закреплять знания.
Конспект ОД для второй младшей группы по ФЭМП «Круг, квадрат» Задачи: 1. Сформировать представление о геометрических фигурах: квадрат, круг. 2. Закреплять представление о размере двух предметов: большой,.
Мастер-класс для родителей детей второй младшей группы «Чудеса из фетра» Мастер-класс для родителей детей второй младшей группы на тему: «Чудеса из фетра» Подготовила воспитатель: Жумагалиева А. Ж Цель: представление.
Мастер-класс для родителей детей второй младшей группы «Игры с пальчиками» Цель: познакомить родителей с пальчиковой гимнастикой и разными играми, направленными на развитие мелкой моторики. Показать, как это можно.
Мастер-класс «Пасхальное дерево» с детьми второй младшей группы МАСТЕР КЛАСС «Пасхальное дерево» с детьми второй младшей группыВоспитателя МДОУ «Ряжский детский сад № 8» Баканёвой Галины Анатольевны.
Мастер-класс. Аппликация «Сердечный Ежик» для детей второй младшей группы Вырежу сердечко, Маме подарю, И скажу словечки: Я тебя люблю! Как маленький ребенок может порадовать маму? Например, встретить в детском.
Мастер-класс рисования нетрадиционным способом «Совушки» для детей второй младшей группы Здравствуйте уважаемые коллеги!Хочу поделиться с вами мастер-классом рисования втулками от туалетной бумаги «Совушки»с детьми второй младшей.
Конспект занятия «Ресурсный круг «Добрые дела» с детьми старшей группы
Венера Казитова
Конспект занятия «Ресурсный круг «Добрые дела» с детьми старшей группы
Ресурсный круг «Добрые дела» с детьми старшей группы
Дальнейшее наполнение духовно-нравственной категории «Любовь».
Формирование потребности в социальном соответствии.
Дальнейшее развитие коммуникативных навыков детей.
Формирование в детях мотивации на совершение добрых поступков.
Мотивация к деятельности: познавательная, игровая, социальная.
Ход занятия
I.Подготовительный этап: ПРИСОЕДИНЕНИЕ
Мотивация детей на взаимодействие: обозначение темы и цели занятия, её актуальности, новизны, важности. Актуализация имеющегося социокультурного опыта по теме занятия.
— Ребята, какие дела считаются добрыми? (Из предложенных на слайде)
Разговор с детьмио прочитанных ранее произведениях и подбор подходящих пословиц к ним: П. П. Ершов «Конёк-горбунок»,
В. П. Катаев «Цветик-семицветик».
II,Основной этап: РЕСУРСНЫЙ КРУГ
Дети рассказывают о добрых делах, а родители подбирают подходящие пословицы к ним. Каждое доброе дело, это лепесток волшебного цветочка.
—помощь маме, папе, бабушке и дедушке.
Народная игра «Огород»
«Умелец да рукоделец и себе и людям радость принесёт»
«Смелому человеку никакое дело не страшно»
Стихотворение «Не надо мусорить в лесу!»
«Доброе дело, что дождь в засуху»
Синий лепесток: помощь друзьям.
Игра «Хозяин и гуси».
Песня «Всем советуем дружить».
Зелёный лепесток: «Помогай другу везде—не бросай друга в беде»
—не обижай никого вокруг.
Стихотворение про Волчонка.
«Доброму— добрая память»
Стихотворение М. Садовского «У кого мы учимся доброте?”
«Неси добро и радость людям»
III.Заключительный этап: РЕФЛЕКСИЯ
В итоге занятия расцвёл и согрел своим теплом «Цветок добра». Остался голубой лепесток. Дети с родителями становятся в круг, передают друг другу мягкое сердечко и рассказывают, какое доброе дело совершат или совершила их семья. Дети приклеивают на голубой лепесток сердечки добра.
Воспитатель благодарит детей и родителей за участие в разговоре, выражает радость по поводу добрых дел детей.
Прикреплённые файлы:
Конспект занятия «Добрые дела дружных ребят» «ДОБРЫЕ ДЕЛА ДРУЖНЫХ РЕБЯТ» Цели: Создание положительного эмоционального фона в группе. Формирование дружеских взаимоотношений, осознанного.
Конспект занятия «Наши добрые дела» (вторая младшая группа) Познавательное развитие. Тема » Наши добрые дела» (2 мл гр.) Цель: развивать у детей доброе отношение ко всему окружающему миру. Учить детей.
Конспект игровой образовательной ситуации «Добрые дела» Задачи: • закреплять умение детей определять количество слогов в словах; • дифференцировать твёрдый и мягкий звук; • подбирать звуковую.
Конспект комплексного занятия «Жизнь дана на добрые дела» в средней группе Тема: «Жизнь дана на добрые дела». Цель: формировать у детей знания о морально нравственных качествах человека, доброте, как важном качестве.
Конспект коррекционно-развивающего занятия «Твои добрые дела!» Конспект коррекционно-развивающего занятия по теме: «Твои добрые дела!» Цель: Развитие познавательных процессов обучающихся (внимания, восприятия,.
Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Жизнь дана на добрые дела» ЦЕЛЬ: способствовать формированию понятия «доброта»; «добрые поступки»; формировать эмоциональное отношение к действительности, как к основе.
Конспект занятия с использованием моделирования в старшей группе «Через добрые дела можно стать юным экологом» Конспект занятия с использованием моделирования в старшей группе Через добрые дела можно стать юным экологом. Задачи. Раскрыть перед детьми.
Проект по благотворительной акции «Добрые дела» для детей подготовительной группы Цель: Нравственное воспитание школьников посредством совершения добрых поступков. Для достижения вышеуказанной цели проекта ставим следующие.
Стенгазета «Добрые дела нашей группы» В рамках проекта «Неделя доброты» в нашем саду был реализован проект «Добрые дела нашей группы». Проблема воспитания нравственности и духовности.
Краткое описание методики «Ресурсный круг»
Галина Овечко
Краткое описание методики «Ресурсный круг»
Краткое описание методики «Ресурсный круг»
Методика «Ресурсный круг» была предложена профессором А. В. Камкиным.
Методика «Ресурсный круг»может быть предложена как : мотивация к деятельности, решение спонтанных ситуаций в детском коллективе, закрепление деятельности, рефлексия.
Четкий алгоритм действий,пошаговость помогают осмыслить итоги каждого этапа занятия и выйти на запланированный результат АФОД имеют три этапа: подготовительный, основной, заключительный.
Условия для успешного проведения ресурсного круга:
Найти такой угол зрения, при котором обыденное становится удивительным. Это позволяет заинтересовать, поддержать интерес, привлечь внимание и стимулировать работу ума и сердца обучающихся
1. Подготовительный этап (мотивационно-ориентировочный).
Проблема; цель; вводная беседа; присоединение к предстоящей деятельности.
Воспитатель в присоединении на доступном примере раскрывает значимость предстоящей деятельности для детей, её важный смысл, актуальность.
создание благоприятной психологически комфортной обстановки (атмосферы доверия, взаимопонимания, взаимоуважения);
устранение барьеров в коммуникации (общение на уровне глаз, рассаживание детей свободным полукругом, кругом);
взаимодействие с детьми с учётом разных типов восприятия:
Рекомендации к организации беседы воспитателя с детьми
В беседе с детьми воспитатель последовательно ставит вопросы с целью актуализации социокультурного опыта, активизации мышления и речи детей. Вопросы должны быть чёткими, достаточно краткими и понятными детям. Педагог даёт некоторые пояснения, подтверждает детские ответы, обобщает их, вносит добавления, корректно делает поправки. Окончание беседы должно характеризоваться определённой завершённостью, содержать обобщающие выводы и краткий заключительный рассказ воспитателя. Беседа может быть закончена загадкой, чтением стихотворения, пословицей, слушанием музыкального произведения, связанного с темой занятия, присоединительным текстом педагога. Беседа должна строиться таким образом, чтобы дети не боялись высказывать свои мысли, рассуждения. Важно уметь выслушать ребенка с уважением и вниманием к его мнению. На этапе присоединения активен воспитатель.
Но большая часть времени беседы должна отводиться высказываниям детей.При этом воспитатель активно способствует развитию у детей навыков культуры речи: дети учатся внимательно слушать того, кто говорит; не отвлекаться; не перебивать собеседника; сдерживать своё непосредственное желание сразу самому отвечать на вопрос, не подождав, пока закончит другой участник беседы. Для осуществления присоединения и развития дальнейшего эффективного общения педагог общается с детьми на уровне «Взрослый-Взрослый».
Предстоящая работа должна быть интересна детям. То, что значимо, интересно выполняется с добрым чувством и удовольствием. Воспитатель использует различные средства влияния на психологический климат (музыкальное оформление, соответствующий теме занятия визуальный ряд, интерьер, эмоции, знаки внимания детям и т. д.). Важно, чтобы это было новым, необычным, значимым для присутствующих. На данном этапе целесообразно предупреждение возможных неудач. Это поможет направить внимание детей к наиболее важному в предстоящей работе. Важно выразить надежду на успех («У вас все получится.», «Если возникнут трудности, мы разберёмся вместе»)
ресурсного круга, детям задаётся вопрос по теме занятия, даётся некоторое время на его осмысление и поиск ответа, выдерживается короткая пауза. Педагог повторяет вопрос ещё раз.
Рекомендации к формулировке вопросов для обсуждения в развивающем ресурсном кругу.Основные правила: Основной вопрос не должен предполагать конкретного и (или) однозначного ответа, потому что в отсутствие мнений и обсуждать нечего. Основной вопрос должен соответствовать уровню развития детей группы, т. е. учитывать готовность детей к обсуждению вопроса. При проведении ресурсного круга педагог выбирает себе место рядом с активным ребёнком, хорошим коммуникатором. Это важный момент. Особенно в работе с детьми младшего возраста. Первый ребёнок, высказывающийся в ресурсном круге, задаёт тон, часто обеспечивает активность других детей.
Затем следуют высказывания детей по кругу по часовой стрелке. Воспитателем принимаются все ответы детей, замечания по поводу неточных ответов детей отсутствуют, не готовый к высказыванию ребёнок имеет право промолчать, его мнение будет выслушано в индивидуальном порядке после занятия. Взрослый при этом проявляет максимум терпения, спокойствия, доброжелательности. Выслушав все мнения детей, педагог обобщает высказывания, внимание акцентируется на положительном социокультурном опыте.
3. Третья часть НОД. Заключительный этап АФОД.
Рефлексия – получение обратной связи от воспитанников и подведение итогов занятия в соответствии с поставленными целями.
В завершении ресурсного круга подводится итог, делаются выводы Происходит закрепление предложенной темы, дети высказывают свое мнение, задают вопросы друг другу, играют в игры, делают умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи, обучая тем самым своих сверстников. Помощь воспитателя в подведении итогов состоит в осуществлении наводящих вопросов, в случае, если дети высказываются передавая сверстникам не полную информацию.
Рекомендуется после активного занятия положительно оценить действия каждого ребенка, подчеркнуть его личный вклад в общий результат, отметить его достоинства.
В анализе акцент делается на положительных результатах, определяется то, чему предстоит научиться в будущем. Необходимо подчеркивать важность результатов совместной работы группы. Постоянная, систематическая обратная связь, осуществляемая сознательно, дает максимальный развивающий эффект.
Каждое активное занятие заканчивается переосмыслением социокультурных и духовно – нравственных категорий и ценностей, на нём происходит переоценка жизненного опыта, имеющегося у ребёнка, изменяется его восприятие, мышление, чувствование, появляется новый социокультурный опыт. Таким образом, происходят социокультурные изменения личности. Эти изменения педагог учитывает в дальнейшем развитии детей.
Оформление страницы Альбома (в условиях семьи или дошкольной организации).
Творческое задание детям и родителям. Самостоятельный поиск дополнительной информации по теме (манок на будущую деятельность, на расширение и углубление представления детей, мотивация детей и родителей к дальнейшему освоению социокультурных и духовно-нравственных категорий).
Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях» Тема: «Автоматизация звука [З]» Цель: «Профилактика.
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Описание игрушки с пересказом знакомой сказки» Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Описание игрушки с пересказом знакомой сказки» Программное содержание: Связная речь: Продолжать.
Конспект занятия в средней группе на тему «Мебель» (описание предметов) Образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие» Задачи: 1. Учить составлять описательный рассказ по опорным схемам.
Методики психодиагностики в помощь учителю Методика «Чего не хватает на этих рисунках?» Возраст: от 5 – 12 лет Цель: Исследование целостности восприятия и образного мышления. Инструкция:.
Описание опыта работы «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Описание опыта работы по теме: «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Когда мы говорим, что знаем о проблемах родителей.
Опыт работы по использованию методики С. и Е. Железновых «Музыка с мамой» как здоровьесберегающей технологии В соответствии с современными требованиями одной из программ, которые я использую на практике по здоровьесбережению в детском саду, является.
Видео и описание развивающей игры на основе кинезиологических упражнений «Веселые кнопочки» «Рука – это инструмент всех инструментов» Аристотель «Руки – это своего рода внешний мозг» Кант С раннего детства и на протяжении всей.
Специальные методики для развития внимания у детей дошкольного возраста Уровень успешности ребенка зависит от степени его внимания. Внимание – это один из самых важных составляющих элементов познавательной деятельности.