Что такое сошка в былине микула

Что такое сошка в былине микула. Смотреть фото Что такое сошка в былине микула. Смотреть картинку Что такое сошка в былине микула. Картинка про Что такое сошка в былине микула. Фото Что такое сошка в былине микула

«Микула орет сошкой»

Что такое сошка в былине микула. Смотреть фото Что такое сошка в былине микула. Смотреть картинку Что такое сошка в былине микула. Картинка про Что такое сошка в былине микула. Фото Что такое сошка в былине микула

Дорогие наши Богини!

Мы с вами уже много раз говорили о том, как важно любить, ценить и хвалить себя…

И сегодня мы предлагаем вам такое интересное, полезное и творческое задание – написать о себе хвалебную оду. В которой воспеть все свои достоинства, прелести и неотразимую женскую красоту!

Концентрируя внимание на своих достоинствах, мы помогаем самим себе увидеть в себе то хорошее, что есть в нас, разглядеть свой потенциал, повысить самооценку и просто получить хорошее настроение!

В каждой из нас есть невероятно большое количество замечательных качеств и умений! Давайте признавать это в себе и ценить, не для развития гордости и гордыни, а для того, чтобы использовать их на благо себе и окружающим людям!

И для примера выкладываем для вас отрывки из нескольких од в разных жанрах.

Вы можете выбрать, как вам приятнее писать о себе – в стиле хокку, четверостишиями или прозой… Главное, чтобы это было искренне и от Души!

Творческого полета вам и вдохновения.

Отрывок из “Японской оды”

Не стоит ли воспеть себя?!

Давно уж время подошло!

Вокруг я слышу о себе,

Что мудрости не занимать,

А равно женской красоты.

Еще мне часто говорят

О доброте моей ко всем.

Пора признать, что это так!

Не зря со всех сторон кричат:

«Удачи ей не занимать!»

Да, я готова согласиться.

Внимательна к чужим печалям,

Друзья делиться ими рады,

Находят счастье в утешение.

Я с благодарностью взираю

На мир с утра до поздней ночи.

И он меня благодарит!

Глупцы считают, что с годами идет потеря сил.

Обратное мы наблюдаем у сильных духом.

Что может быть любви прекрасней?

Я верю в то, о чем сказала.

Надеюсь, согласится каждый,

Что это – истинная правда!

Отрывок из “Ода себе”

Я есть волшебное созданье!

Талантов и красы не счесть!

Скажу спасибо мирозданью

За то, что я такая есть.

Достоинств чистый образец.

Прекрасней не возможно сделать!

Благодарю Тебя, Творец.

Отрывок из оды “Я – большая ценность”

Мы все имеем ценность для этого мира. Я – очень большая ценность.

Мы все – очень разные и не похожи на других. Я – чувствую в себе свою уникальность.

Кто-то выращивает сына и строит дом. Я уже посадила не одно дерево – и это только начало.

Некоторые, начав свой бег, не могут ни на секунду сойти с дистанции. Я могу, чтобы спокойно оглянуться со всех сторон и здраво поразмыслить.

О человеке судят по друзьям. У меня их много. И все они – прекрасны. Мужчины и женщины.

Многие умеют жить только в будущем или только в прошлом. Я живу в настоящем, но при этом мне хватает храбрости помнить о прошлом и здравомыслия составлять планы на будущее.

Источник

Что такое сошка в былине вольга и микула селянинович

Что такое сошка в былине микула. Смотреть фото Что такое сошка в былине микула. Смотреть картинку Что такое сошка в былине микула. Картинка про Что такое сошка в былине микула. Фото Что такое сошка в былине микула

Что такое сошка в былине микула. Смотреть фото Что такое сошка в былине микула. Смотреть картинку Что такое сошка в былине микула. Картинка про Что такое сошка в былине микула. Фото Что такое сошка в былине микула

Что такое сошка в былине микула. Смотреть фото Что такое сошка в былине микула. Смотреть картинку Что такое сошка в былине микула. Картинка про Что такое сошка в былине микула. Фото Что такое сошка в былине микула

Купайся каждое утро, пей вдоволь, но без жадности пей.
Помни: для сна существуют дни, для охоты – прохлада ночей.

За тигром шакал доедает, но позор твоим волчьим усам,
Если ты, одногодок, не смеешь выходить на охоту сам!

Будь в мире с владыками Джунглей, с Багирой, Шер-Ханом Балу,
Не тревожь Молчаливого Хати и вепря в его углу.

Если стая навстречу стае идет по тропе лесной,
Рычать подожди: пусть лучше вожди столкуются меж собой.

Сражаясь с волком из Стаи, бейся наедине,
Чтоб Стая не поредела в междоусобной войне

Право волчонка-подростка у любого кусок попросить:
Каждый, убивший добычу, должен его накормить!

Логово Волка – крепость от веку и навсегда:
Ни Вожак, ни члены Совета не смеют войти туда!

Если окотишься вечером – молча добычу бей:
Братьям ночную охоту срывать воем хвастливым не смей!

Для себя, для волчат, для самки бей добычу, но проклят тот,
Кто убьёт для забавы, и паче – кто человека убьет!

Если ограбишь слабого – всё до конца не съедай:
Жадности стая не любит: рожки да ножки отдай!

Добыча Волка – для Волка: ему и мясо, и честь.
Без разрешения Волка другие не смеют есть!

Право семьи – за Волчицей: любой из ее сыновей
От каждой добычи долю для младших приносит ей.

Право Пещеры – за Волком: отделившись от Стаи в свой час,
Он только Совету подсуден, а братья ему не указ!

Источник

Что такое сошка в былине микула. Смотреть фото Что такое сошка в былине микула. Смотреть картинку Что такое сошка в былине микула. Картинка про Что такое сошка в былине микула. Фото Что такое сошка в былине микула

Когда воссияло солнце красное
На тое ли на небушко на ясное,
Тогда зарождался молодой Вольга,
Молодой Вольга Святославович.

Как стал тут Вольга растеть-матереть,
Похотелося Вольге много мудрости:
Щукой-рыбою ходить ему в глубоких морях,
Птицей-соколом летать ему под оболока,
Серым волком рыскать да по чыстыим полям.
Уходили все рыбы во синии моря,
Улетали все птицы за оболока,
Ускакали все звери во темныи леса.

Как стал тут Вольга растеть-матереть,
Собирал себе дружинушку хоробрую:
Тридцать молодцов да без единого,
А сам-то был Вольга во тридцатыих.
Собирал себе жеребчиков темно-кариих,
Темно-кариих жеребчиков нелегчёныих.
Вот посели на добрых коней, поехали,
Поехали к городам да за получкою.
Повыехали в раздольице чисто поле,
Услыхали во чистом поле оратая.
Как орет в поле оратай, посвистывает,
Сошка у оратая поскрипывает,
Омешики по камешкам почиркивают.
Ехали-то день ведь с утра до вечера,
Не могли до оратая доехати
Они ехали да ведь и другой день.
Другой день ведь с утра до вечера,
Не могли до оратая доехати.
Как орет в поле оратай, посвистывает,
А омешики по камешкам почиркивают.
Тут ехали они третий день,
А третий день еще до пабедья.
А наехали в чистом поле оратая.

Как орет в поле оратай, посвистывает,
А бороздочки он да помётывает,
А пенье-коренья вывёртывает,
А большие-то каменья в борозду валит.
У оратая кобыла соловая,
Гужики у нее да шелковые,
Сошка у оратая кленовая,
Омешики на сошке булатные,
Присошечек у сошки серебряный,
А рогачик-то у сошки красна золота.

А у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются,
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя.
У оратая сапожки зелен сафьян
Вот шилом пяты, носы востры,
Вот под пяту-пяту воробей пролетит,
Около носа хоть яйцо прокати.
У оратая шляпа пуховая,
А кафтанчик у него черна бархата.

Говорит-то Вольга таковы слова:
— Божья помочь тебе, оратай-оратаюшко!
Орать, да пахать, да крестьянствовати,
А бороздки тебе да помётывати,
А пенья-коренья вывёртывати,
А большие-то каменья в борозду валить!
Говорит оратай таковы слова:
— Поди-ка ты, Вольга Святославович!
Мне-ка надобна божья помочь крестьянствовати.
А куда ты, Вольга, едешь, куда путь держишь?

Тут проговорил Вольга Святославович:
— Как пожаловал меня да родной дядюшка,
Родной дядюшка да крестный батюшка,
Ласковый Владимир стольно-киевский,
Тремя ли городами со крестьянами:
Первым городом Курцовцем,
Другим городом Ореховцем,
Третьим городом Крестьяновцем.
Теперь еду к городам да за получкою.

Тут проговорил оратай-оратаюшко:
— Ай же ты, Вольга Святославович!
Там живут-то мужички да все разбойнички,
Они подрубят-то сляги калиновы
Да потопят тебя в речке да во Смородине!
Я недавно там был в городе, третьего дни,
Закупил я соли цело три меха,
Каждый мех-то был ведь по сто пуд…
А тут стали мужички с меня грошей просить,
Я им стал-то ведь грошей делить,
А грошей-то стало мало ставиться,
Мужичков-то ведь больше ставится.
Потом стал-то я их ведь отталкивать,
Стал отталкивать да кулаком грозить.
Положил тут их я ведь до тысячи:
Который стоя стоит, тот сидя сидит,
Который сидя сидит, тот лежа лежит.-
Тут проговорил ведь Вольга Святославович:
— Ай же ты, оратай-оратаюшко,
Ты поедем-ко со мною во товарищах.

А тут ли оратай-оратаюшко
Гужики шелковые повыстегнул,
Кобылу из сошки повывернул.
Они сели на добрых коней, поехали.
Как хвост-то у ней расстилается,
А грива-то у нее да завивается.
У оратая кобыла ступью пошла,
А Вольгин конь да ведь поскакивает.
У оратая кобыла грудью пошла,
А Вольгин конь да оставается.
Говорит оратай таковы слова:
— Я оставил сошку во бороздочке
Не для-ради прохожего-проезжего:
Маломощный-то наедет — взять нечего,
А богатый-то наедет — не позарится,-
А для-ради мужичка да деревенщины,
Как бы сошку из земельки повыдернути,
Из омешиков бы земельку повытряхнути
Да бросить сошку за ракитов куст.

Тут ведь Вольга Святославович
Посылает он дружинушку хоробрую,
Пять молодцов да ведь могучиих,
Как бы сошку из земли да повыдернули,
Из омешиков земельку повытряхнули,
Бросили бы сошку за ракитов куст.

Приезжает дружинушка хоробрая,
Пять молодцов да ведь могучиих,
Ко той ли ко сошке кленовенькой.
Они сошку за обжи вокруг вертят,
А не могут сошки из земли поднять,
Из омешиков земельки повытряхнуть,
Бросить сошку за ракитов куст.

Тут молодой Вольга Святославович
Посылает-от дружинушку хоробрую
Целым он ведь десяточком.
Они сошку за обжи вокруг вертят,
А не могут сошки из земли выдернуть,
Из омешиков земельки повытряхнуть,
Бросить сошку за ракитов куст.

И тут ведь Вольга Святославович
Посылает всю свою дружинушку хоробрую,
Чтобы сошку из земли повыдернули,
Из омешиков земельку повытряхнули,
Бросили бы сошку за ракитов куст.

Они сошку за обжи вокруг вертят,
А не могут сошки из земли повыдернуть,
Из омешиков земельки повытряхнуть,
Бросить сошку за ракитов куст.

Тут оратай-оратаюшко
На своей ли кобыле соловенькой
Приехал ко сошке кленовенькой.
Он брал-то ведь сошку одной рукой,
Сошку из земли он повыдернул,
Из омешиков земельку повытряхнул,
Бросил сошку за ракитов куст.

А тут сели на добрых коней, поехали,
Как хвост-то у ней расстилается,
А грива-то у ней да завивается.
У оратая кобыла ступью пошла,
А Вольгин конь да ведь поскакивает.
У оратая кобыла грудью пошла,
А Вольгин конь да оставается.

Тут Вольга стал да он покрикивать,
Колпаком он стал да ведь помахивать:
— Ты постой-ко ведь, оратай-оратаюшко!
Кабы этая кобыла коньком бы была,
За эту кобылу пятьсот бы дали.

Тут проговорил оратай-оратаюшко:
— Ай же глупый ты, Вольга Святославович!
Я купил эту кобылу жеребеночком,
Жеребеночком да из-под матушки,
Заплатил за кобылу пятьсот рублей.
Кабы этая кобыла коньком бы была,
За эту кобылу цены не было бы!

Тут проговорил Вольга Святославович:
— Ай же ты, оратай-оратаюшко,
Как-то тебя да именем зовут,
Нарекают тебя да по отечеству?-

Тут проговорил оратай-оратаюшко:
— Ай же ты, Вольга Святославович!
Я как ржи-то напашу да во скирды сложу,
Я во скирды сложу да домой выволочу,
Домой выволочу да дома вымолочу,
А я пива наварю да мужичков напою,
А тут станут мужички меня похваливати:
«Молодой Микула Селянинович!»…

Источник

Описание в былинах внешнего облика, одежды и работы Микулы Селяниновича

С большой любовью и восхищением изображён Микула Селянинович во всех известных былинах о нём. Интересно использованы средства художественной выразительности и в портрете, и в описании одежды этого богатыря.

Красив богатырь-землепашец: кудри у него жемчужные, глаза ясные, брови густые и чёрные:

А у оратая кудри качаются,

Что не скачен ли жемчуг рассыпаются.

У оратая глаза да ясна сокола,

А брови у него да чёрна соболя.

Скачен жемчуг – значит, отборный жемчуг, круглый, ровный. Любуется Микулой Селяниновичем народный сказитель – много ярких и красивых эпитетов и сравнений для этого нашёл!

Подробно, в деталях описывается одежда могучего пахаря. Сапожки у Микулы сшиты из сафьяна – из мягкой эластичной козлиной кожи: у оратая сапожки зелен сафьян, шилом пяты, носы востры, около носа хоть яйцо прокати, под пяту воробей пролетит. Каблуки (пяты) сапожек сравниваются с шилом – они тонкие и острые, как шило. Если под его пяту воробей пролетит, значит, его каблуки не только тонкие, но и очень высокие. А носы у сапожек такие ровные и гладкие, что можно яйцо прокатить. Вот каким нарядным мы видим вышедшего в поле оратая – он оделся как на праздник! А всё потому, что древний сказитель умело подобрал много замечательных эпитетов и сравнений.

В былине дано описание работы оратая в поле.

Как орёт в поле оратай – посвистывает,

А бороздочки он да помётывает,

А пенья-коренья вывёртывает,

А большие-то каменья в борозду валит.

Мы находим подробное описание каждой детали:

Сошка у оратая кленовая,

Омешики на сошке булатные,

Присошечек у сошки серебряный,

А рогачик-то у сошки красна золота.

Если современный человек захочет разобраться в этих подробностях, получится вполне определённая картина: на кленовой сохе пахаря есть металлические наконечники (омешики), которые сделаны из самого крепкого металла – из булата; при сохе есть серебряный присошечек – лопатка для отворота земли, а сама рукоятка у сохи (рогачик) сделана из золота. Какое яркое описание получается!

И, конечно же, почти в каждом предложении встречаются постоянные эпитеты: чистое поле, синие моря, тёмные леса, ракитовый куст, дружинушка хоробрая. С их помощью можно ёмко и кратко показать и охарактеризовать всё что угодно. Например, когда мы встречаем сочетание добрый конь, сразу понимаем, что конь у богатыря Микулы – очень сильное, умное, выносливое и преданное животное.

У оратая кобыла соловая,

Гужики у неё да шелковые.

Соловая кобыла – это лошадь светло-коричневой масти, хвост и грива у которой белого цвета. Микула на своей кобыле «пенья-коренья вывёртывает», а большие каменья не объезжает стороной, как это обычно делают крестьяне, а валит их в борозду вместе со вспаханной землёй, словно и не замечает их. Красиво работает оратай – любуется его трудом былинный рассказчик. Все художественные средства выразительности в былине подчёркивают его любовь и уважение к могучему былинному богатырю.

Источник

Урок по былине «Вольга и Микула Селянинович» (7 класс)

Урок литературы в 7 классе

Тема: Нравственные идеалы русского народа в былине «Вольга и Микула Селянинович»

1. Сформировать у учеников представление о художественных особенностях былины.

2. Рассмотреть особенности построения сюжета и обрисовки героев в былине.

3. Отрабатывать умение выявлять основные свойства характера героя, составлять его характеристику (устно).

4. Работа над языком былины

Проблемный вопрос урока: Какой теме посвящена былина? Какие нравственные идеалы русского народа нашли отражение в этом произведении?

1. Постановка целей урока.

2. Актуализация опорных знаний (опрос по домашнему заданию).

+Впервые термин «былины» был введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Народное же название этих произведений – старина, старинушка, старинка. Именно это слово использовали сказители. В древности старины исполнялись под аккомпанемент гуслей.

В современном литературоведении не существует единого мнения насчет классификации былин. Традиционно все былины делят на две группы: новгородского и киевского цикла. События, которые описываются в былинах киевского цикла, повествуют о периоде правления князя Владимира.

Герои былин киевского цикла знакомые нам уже давно Илья Муромец, Михайло Потык, Добрыня Никитич, Чурило Пленкович, Алеша Попович. Все герои былин делятся на старших и младших богатырей. Старшие богатыри – Микула Селянинович, Вольга и Святогор – мудрые наставники молодых богатырей. Старшие богатыри олицетворяют собой дохристианские верования славянского народа в богов силы, мужества, отваги.

Былина о Вольге и Микуле – новгородская. Исследователи относят её возникновение к XIV-XV векам.

4. Обратим внимание на заглавие. Что необычно? (В заглавии имена двух героев.) Кто же из них истинный богатырь? Кого и за что прославит народ в этой былине?

5. Анализ сюжета и композиции былины.

1) О чём рассказывает былина? Какова её тема?

(В былине повествуется о встрече двух героев и их невольном состязании.)

2) Как разворачиваются события? (Как развивается сюжет?)

(Краткий сюжет: молодой Вольга Святославович отправляется со своей дружиной “за получкою” (за данью) в подаренные ему города. В поле он встречает могучего оратая (пахаря) и, узнав от него, что в тех городах “мужички да всё разбойнички”, зовёт богатыря с собой. Богатырь соглашается, но прежде просит убрать с борозды сошку – “бросить сошку за ракитов куст”. И оказывается, что это никому не под силу, кроме самого пахаря. Только после этого происходит настоящее знакомство Вольги с чудо-богатырём и определяется его имя: “Молодой Микула Селянинович”.)

Как видите, Вольга и Микула противопоставлены друг другу. Но по одному сюжету не определишь, в чём смысл этой былины, почему для изображения могучего богатыря Микулы Селяниновича понадобилось сопоставление его с Вольгой.

Попробуем проследить, как выстраивается сопоставление Вольги и Микулы композиционно (т. е. как располагаются части былины, как обрисованы образы героев).

3) Каким видит князь Вольга оратая-богатыря? Найдите портрет Микулы Селяниновича (“кудри…что жемчуг”, “брови…чёрна соболя”, “глаза…ясна сокола”)

Какое художественное средство использовано в портретном описании?
(сравнение)

Продолжим описание ( на Микуле «сапоги зелён сафьян», шапка пуховая, кафтан черного бархата).

А теперь посмотрим на изображение богатыря на многочисленных иллюстрациях к былине.

Что такое сошка в былине микула. Смотреть фото Что такое сошка в былине микула. Смотреть картинку Что такое сошка в былине микула. Картинка про Что такое сошка в былине микула. Фото Что такое сошка в былине микула

Что такое сошка в былине микула. Смотреть фото Что такое сошка в былине микула. Смотреть картинку Что такое сошка в былине микула. Картинка про Что такое сошка в былине микула. Фото Что такое сошка в былине микулаЧто такое сошка в былине микула. Смотреть фото Что такое сошка в былине микула. Смотреть картинку Что такое сошка в былине микула. Картинка про Что такое сошка в былине микула. Фото Что такое сошка в былине микула

Соответствует ли нарисованный в былине портрет изображениям на иллюстрациях?

Почему не соответствует? ( внешне картинно красив ). Почему в былине пахарь одет не по-крестьянски, ведь крестьяне так не одевались, тем более на работу в поле? (очевидно, народ – создатель былины хотел подчеркнуть, что для Микулы работа в поле – настоящий праздник. Такое изображение богатыря в былине может говорить и об особом уважении народа к пахарю, труженику).

Обратите внимание на описание сохи ( “гужики у неё да шелковые”, “присошечек…серебряный”, “а рогачик-то…красна золота”) Здесь использованы эпитеты.

4) А как работает Микула? Легок шли труд пахаря? Почему он с ним легко справляется?

(у Микулы силища богатырская). Докажите текстом (один сошку из земли выдернул, которую тридцать дружинников Вольги сдвинуть с места не могли)

5) Как называется этот прием? (гипербола – художественное преувеличение)

Есть ли еще примеры гиперболы в тексте? ( три дня ехали Вольга с с дружинниками, услышав голос Микулы, описание кобылы Микулы тоже гиперболизировано, Микула рассказывает, как один тысячу мужичков положил)

6) О характере героев многое можно сказать и из их диалога. (Читаем по ролям.) Почему Вольга зовет Микулу «в сотоварищи»?

А князя это как характеризует? (он ценит человека не по богатству, не по знатности рода, а по истинным его достоинствам)

7) Где действие достигает кульминации?

(Непредвиденное состязание в силе богатыря Микулы и “дружинушки хороброй”: попытка “повывернуть” сошку Микулы из земли и “бросить сошку за ракитов куст” повторяется трижды.)

Троекратный повтор – один из ярких фольклорных приемов, используемых как в сказках, так и в былинах. Кроме того, использован еше и приём градации (= нарастания).

— Кто выходит победителем? (Микула.)

8) Как мы убеждаемся в полной победе Микулы? (Вольга спрашивает его имя.)

Как Микула называет себя? (Он называет своё имя не прямо, а со ссылкой на людей: “мужичков”.)

Почему? Что значит это имя для “мужичков”? (В их глазах имя Микулы значимо тогда, когда он совершает свой мирской труд крестьянина, являя чудесную богатырскую силу, на благо людей.)

— Таким образом, выделяется имя главного героя: оно оказывается в сильной позиции, завершая весь текст и перекликается с названием былины, подчёркивает приоритет Микулы Селяниновича как главного героя былины.

Получается, что обычный крестьянин Микула стоит выше князя Вольги.

9) Почему же народ сложил былину о простом пахаре, ведь он не совершает никаких подвигов? Как вы думаете, благодаря каким своим качествам Микула заслужил любовь народа?

(1. Уважение к тяжёлому труду землепашца. 2. Истинный патриот родины, живущий её интересами.)

10) Зачем тогда введён образ Вольги? (Через сопоставление с ним показано превосходство Микулы.)

Какую характеристику вы могли бы дать русскому богатырю?

1) человек недюжинной силы

2) идеал нравственности

3) истинный патриот родины, живущий её интересами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *