Что такое сословное самоуправление
Сословное и городское самоуправление
21 апреля 1785 г. в день рождения императрицы появились два важнейших государственных акта «Грамота на права, вольности и преимущества благородного дворянства» и «Грамота на права и выгоды городам Российской империи».
Жалованная грамота дворянству развивала и продолжала начинания реформы Петра III об отмене обязательной службы дворян и вовлечении дворян в службы по выбору в ходе губернской реформы 1775 г. Подтверждая «вольности и свободы дворян», грамота содержала широкие декларации о дворянских привилегиях, исключительных качествах, полезных государству, но при этом подчеркивала: «всякой благородный дворянин обязан по первому позыву от самодержавной власти не щадить ни труда, ни самого живота для службы государственной (ст.20)».
Создавалась особая форма местной дворянской корпорации – «дворянское общество» на уровне губернии и уезда.
Выбираемое с санкции генерал-губернатора или губернатора раз в 3 года губернское дворянское собрание возглавлялось предводителем дворянства,который назначался губернатором из двух представленных кандидатов. Одновременно избирались совестный судья, дворянские заседатели в суды верхний земскийи совестный.
В уезде избирались – уездный предводитель дворянства, исправник, уездный судья, заседатели уездного и нижнего земского судов.
Жалованная грамота, развивая установки Учреждения о губерниях, вовлекает дворянство к соучастию в местном управлении, при этом подчиняя сословный орган самоуправления местным государственным органам.
Но отмечалась современниками и обратная сторона расширения сословного представительства в управлении:
– пренебрежение знатного и состоятельного дворянства службами по выбору, которые едва ли что давали, «кроме труда и ответственности»;
– стремление к такой службе обнаруживали прежде всего дворяне, по имущественным и образовательным параметрам находящиеся на низших ступенях дворянского общества, не имевшие иных возможностей реализации.
Другими словами, Жалованная грамота дворянству не создавала того уровня корпоративности и реального участия в управлении, который имелся в ряде европейских стран, но способствовала росту престижа дворянского сословия и своеобразному возвращению его на службу по сути дела государственную, ибо жалование на выборных должностях дворянин получал из казны.
Жалованная грамота городам Екатерины II впервые законодательно оформила представление о городском населении как обществе в совокупности всех отдельных классов населения, из которых каждый имел свою особую сословную организацию со своими «нуждами и пользами» и соответствующие им органы управления. Все население города классифицировалось по шести разрядам:
1) «настоящие городовые обыватели» – владельцы домов и земель в черте города;
2) купцы, разделенные на три гильдии;
3) цеховые ремесленники;
4) «иногородние и иностранные гости» – купцы и специалисты, приписанные к городу для торговли и промышленной деятельности, но не проживавшие в нем;
5) именитые граждане, классифицировавшиеся по шести категориям с учетом образования, состояния и участия в городском выборном управлении;
6) посадские – лица, которые «промыслом, рукоделием или работой кормятся», т.е. не цеховое ремесленное население, не состоящие в гильдиях мелкие торговцы и т.п.
Самым важным стало учреждение сословного выборного самоуправления – городское собрание «общества градского».На нем избирались должностные лица:
– бурмистры и ратманы в магистрат,
– судьи совестных судов,
– заседатели в общие и сословные учреждения.
Распорядительным выборным органом городского самоуправления стала Городская общая дума, которая в свою очередь избирала шестигласную городскую думу – постоянно действующий исполнительный орган. Грамота определяла предметы попечения городской думы:
«1. Доставить жителям города нужные пособия к их прокормлению, или содержанию.
2. Сохранять город от ссор с окрестными городами или селениями.
3.Сохранять между жителями мир, тишину и доброе согласие.
4. Возбранять все, что доброму порядку и благочинию противно, оставляя однако ж относящееся к части полицейской, исполнять местам и людям для этого установленным. »
Делегирование известной части полномочий государственного управления городскому самоуправлению сопровождалось плотным государственным надзором. Так, особенно тщательной была опека губернатора над деятельностью шестигласной думы, которая созывалась с его дозволения и отчитывалась о доходах и расходах.
В оценке Жалованной грамоты городам следует подчеркнуть несомненный шаг вперед, состоящий в юридическом конституировании городского самоуправления, основные формы которого, пережив ряд преобразований, дожили до 1917 г.
Дата добавления: 2019-12-09 ; просмотров: 229 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Сословное самоуправление
Для славянских народов традиционным является сословное самоуправление. Неоднократно трансформируемое, приспособляемое к социально-политическим условиям, жестко контролируемые центральной властью, дворянское, мещанское, крестьянское самоуправление просуществовали до 1917 года.
Например, в России становлению сословного самоуправления способствовали реформы, проведенные во второй половине XVIII века при Екатерине II. В сверх централизованном бюрократическом государстве была предпринята попытка создать из сословий ряд местных организаций, предоставив им права по самоуправлению, а также возложив на эти организации осуществление некоторых функций местного управления.
Дворянство,как местное общество, получило право регулярных собраний, выбирало губернского и уездного предводителей дворянства, секретаря, заседателей верхнего земского суда, уездного судью и уездных судебных заседателей, земского исправника и заседателей нижнего земского суда.
Городским жителям (мещанству), как и дворянству, было предоставлено право корпоративной организации. Горожане с разрешения администрации могли собираться на собрания, на которых избирались бургомистры, заседатели – ратманы сроком на три года, а также старосты и судьи словесных судов сроком на один год.
Собрание могло обращаться с представлениями к местным властям и осуществлять надзор за соблюдением законов. За городским обществом признавались права юридического лица. Участие в городском обществе могло осуществляться с 25 лет и ограничивалось только имущественным цензом (необходимостью уплаты годового налога размером не менее пятидесяти рублей).
В 1785 г. был разработан проект «Сельского положения», касавшийся положения государственных крестьян. Сельское общество, также как дворяне и горожане, должно было получить права корпорации, право избирать исполнительные органы самоуправления в общинах, сословный суд и выходить с представлениями к местной администрации. Однако данный проект так и не стал законом.
Во многом формальными остались положения о дворянском и городском самоуправлении. Дворянские выборы проходили в основном под сильным влиянием губернаторов, в связи с чем, выборные должностные лица по своему положению стали мало отличаться от назначенных. К концу царствования Николая I дворянские выборы свелись к обязанности дворян поставлять для нужд администрации известное число служащих, наделяемых иногда довольно важными полномочиями. Министерства и местная администрация почти повсеместно подменили городское самоуправление, приняв на себя их дела или передав их самостоятельно созданным учреждениям.
Благодаря последующим реформам дворянское и мещанское сословное самоуправление сохранилось и получило некоторое развитие, просуществовав вплоть до 1917 года.
Органы крестьянского самоуправления получили регламентацию в законе 1838 года. В каждой волости, состоящей из сельских обществ государственных крестьян всех наименований и свободных хлебопашцев, учреждались волостной сход, волостное правление и волостная расправа (суд). Волостной сход состоял из выборных представителей от сельских общин волости, которые избирались по одному на 20 дворов. В правление входили волостной голова и два заседателя – по полицейским и хозяйственным делам. При правлении работали также волостной писарь и его помощники. Волостной голова формально избирался волостным сходом на три года, но фактически оставался в должности до тех пор, пока сам не захочет уйти, либо пока начальство не решит его заменить.
Сельские общества учреждались в каждом большом казенном селении. Его органами являлись: сельский сход, куда входило по 1 человеку от 10 дворов, сельское начальство – старшины, сотские, десятские, смотрители магазинов, сборщики податей и сельская расправа. Избранные в должность сельские старосты и волостные головы утверждались руководством губернии.
В задачу крестьянского общественного управления входили:
· охрана общественного порядка;
· безопасность лиц и имущества;
· дела по санитарному благоустройству;
· контроль за выполнением повинностей, прежде всего, рекрутской.
Некоторые вопросы хозяйства и жизни сельской общины обсуждались на «мире» – общем собрании крестьян-хозяев изб.
Помещичьи крестьяне не имели тех прав, которые были у государственных. Деревенская община не пользовалась здесь самостоятельностью. Помещик как собственник земли и крестьян выполнял полицейские и судейские обязанности в пределах своего имения. Из крепостных крестьян помещик сам выбирал старосту, в задачи которого входило исполнение контрольно-распорядительных функций в деревне.
Копные суды. Особой формой крестьянского судебного самоуправления, просуществовавшей на территории Беларуси вплоть до XVIII в. были копные суды (копа – мера счета равная шестидесяти). В конных судах судьями были простые крестьяне-домовладельцы, проживавшие на данной территории. Для рассмотрения дел они собирались в копу (все вместе). В компетенцию копного суда входили вопросы, возникающие в данном населенном пункте: межевые споры, хищения, побои, колдовство и т.д. В основной массе не грамотные крестьяне решали возникающие проблемы и споры исходя из житейской мудрости, местных традиций, т.е. норм обычного права.
Копны суд имел надсословный характер: по одним и тем же нормам как равноправные субъекты судебного процесса в нем судились простые крестьяне, мещане и дворяне.
Дата добавления: 2015-10-05 ; просмотров: 1844 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Сословное самоуправление в конце XVIII века
Дворянское самоуправление формируется еще в 60-х годах. В период выборов депутатов Уложенной комиссии уездное дворянство впервые избрало уездных предводителей. В 1785 г. Екатерина II издает Жалованную грамоту дворянству, которая подтвердила дворянские привилегии: освобождение от обязательной службы, от телесных наказаний, освобождение от податей и постоев войск; монопольное право владения крестьянами, землями и недрами; право свободного распоряжения имениями, занятия предпринимательством и оптовой торговлей; право на создание сословных учреждений.
Дворяне в губерниях и уездах объединялись в местную корпорацию, органом которой становилось дворянское собрание, созывавшееся один раз в три года. Право голоса имели дворяне, достигшие 25 лет, имевшие офицерский чин. Уездное дворянское собрание избирало предводителя, капитан-исправника, нижний земский суд, заседателей в уездный дворянский суд; губернское собрание – должностных лиц, представлявших дворянство на губернском уровне, и депутатское собрание для ведения родословной книги. Для попечительства над вдовами и сиротами формировалась дворянская опека.
В том же году издана «Жалованная грамота городам» (в основе – уставы прибалтийских городов). Учреждалось городское общество (мещанство), состоявшее из купцов и промышленников различного рода, за исключением дворян и людей служащих. Мещанству предоставлялось право на промыслы, право распоряжения общественным имуществом, право избрания из своей среды должностных лиц. Из выборных лиц составлялся городовой магистрат с функцией защиты финансовых интересов жителей и охраны города. При магистрате для попечения о вдовах и сиротах учреждался сиротский суд.
Все городские жители согласно жалованной грамоте делились на шесть разрядов:
1. Настоящие городские обыватели – владельцы недвижимости в черте города.
2. Купцы трех гильдий.
3. Цеховые ремесленники.
4. Иногородние и иностранные гости – русские и иностранные купцы и ремесленники, записанные в городскую обывательскую книгу «для производства промыслов, работ и других мещанских упражнений».
5. Именитые граждане: выборные должностные лица, дипломированные специалисты (ученые, художники, музыканты), капиталисты с капиталом свыше 50 тыс. руб., банкиры с капиталом свыше 100 тыс. руб., оптовые торговцы, судовладельцы, ювелиры.
6. Прочие посадские – не записанные в цехи мелкие ремесленники, не состоящие в гильдии мелкие торговцы, чернорабочие, беднота.
Горожане всех разрядов, достигшие 25 лет с годовым доходом 50 руб. имели право раз в три года избирать из своей среды городского голову и гласных (депутатов) в общую городскую думу; избирались также советники в магистрат, заседатели от горожан в общественные сословные учреждения.
Общая городская дума – распорядительный орган – собиралась раз в три года, или по необходимости, она ведала хозяйством города, давала отчет губернатору обо всех доходах и расходах.
Значение реформ Екатерины II.Постепенность, последовательность, плавность – важнейшие черты преобразовательной деятельности Екатерины II. Созданный в результате реформы 1775 г. местный аппарат управления оказался способным проводить политику центральной власти, а также сдерживать народные выступления и просуществовал с некоторыми изменениями до буржуазных реформ 60-х годов XIX века. Новое местное управление отличали от прежнего две характерные черты: специализация органов власти и усиление роли в управлении на местах выборных представителей дворянства и горожан.
В условиях относительной внутриполитической стабильности постепенно реформировался государственный аппарат, причем во все его звенья сверху донизу вводилось разделение труда. Продолжала складываться иерархия учреждений и должностей, основанная на субординации и подчинении всей армии чиновников одному человеку – абсолютному монарху. Надо признать Екатерину II одним из самых удачливых русских реформаторов; ее реформы имели, безусловно, прогрессивный характер.
7. 5. «Контрреформы» Павла I в государственном управлении
В сравнении с «золотым веком» Екатерины II годы правления Павла I кажутся временем регресса и разрушения достигнутых в предыдущее царствование успехов в управлении государством. Чтобы правильно оценить недолгое царствование этого монарха, следует учесть, что Павел I взошел на престол в возрасте 42 лет, зрелым человеком с давно сформировавшимися убеждениями, которые существенно расходились с представлениями его матери. Целью деятельности нового императора стало укрепление самодержавия, наведение порядка в расстроенном, по его мнению, государственном аппарате. Объявив себя защитником тронов и алтарей. Павел стремился оградить свою власть от проявлений вольнодумства во всех сферах общественной жизни.
Подготовленный Павлом I новый закон о престолонаследии восстанавливал допетровский порядок перехода власти по прямой линии от отца к старшему сыну. Считая, что самодержец может удержать власть только авторитарными методами, Павел I стремился к максимальной централизации управления. При нем Сенат утратил прежнее значение, но роль генерал-прокурора возросла. Он фактически превратился в премьер-министра, обладавшего функциями министров внутренних дел, юстиции и частично министра финансов. Император восстановил Берг-, Мануфактур- и Коммерц-коллегии, заново создал Соляную контору. В дальнейшем он предполагал преобразовать коллегии в министерства, заменив принцип коллегиального управления единоначалием.
Реорганизовано было и местное управление: должности наместников упразднены, приказы общественного призрения, управы благочиния и городские думы ликвидированы, сословное самоуправление слито с органами полиции. В городах были созданы городские правления – ратгаузы, которым подчинялись магистраты. В их состав входили назначаемые правительством чиновники (президент и директор экономии) и выборные от городского общества, утвержденные императором. В губернских и уездных городах в 1799 г. были созданы военно-полицейские органы – ордонансгаузы во главе с полицмейстером, городничим или комендантом, в ведении которых находились военный суд и тюрьма.
Изменилось административно-территориальное деление страны и принципы управления окраинами империи. Прибалтийским губерниям, Украине и некоторым другим территориям были возвращены традиционные органы управления.
Судебная система также подверглась пересмотру. В 1796 г. были упразднены все губернские сословные суды, из уездных судов – нижние расправы. Из сословного дворянского уездный суд превратился в общесословный суд для населения уезда, кроме горожан. Число судебных инстанций сократилось. Губернские палаты гражданского и уголовного суда были объединены в палату суда и расправы. Из уездного суда и магистрата апелляция подавалась сразу в эту палату, а потом – в Сенат.
Большое внимание Павел I уделял армии и гвардии. 4 декабря 1796 г. были опубликованы новые военные уставы. В результате реформ улучшалось питание солдат, было запрещено их использование на работах для личных нужд офицеров. В случае жалоб солдат на офицеров последние наказывались в судебном порядке. В период правления Павла I офицеров судили вдвое чаще, чем нижних чинов.
Преобразования затронули систему управления удельными и государственными крестьянами. В 1797 г. создан Департамент уделов, под начало которого перешли земли царской семьи. В удельной волости (3000 душ крестьян) под руководством чиновников крестьяне избирали сельский приказ в составе: голова, два старшины (приказной – по полицейским делам, казенный – по податям и повинностям) и писарь. Сельский сход удельных крестьян избирал старосту и низших полицейских чинов – сотских и десятских.
На территориях, населенных государственными крестьянами, также образовывались органы крестьянского самоуправления. Сельский сход избирал сельского старшину и его помощников: старост, сборщика податей, сотских и десятских; волостной сход – волостное правление, волостного старшину и двух заседателей. Однако эти органы лишь обеспечивали правительственному административно-полицейскому аппарату управление, сбор податей, порядок, но не имели прав.
Парадоксальной и вместе с тем любопытной стороной контрреформы была попытка императора снискать любовь простого народа. «Манифест о трехдневной барщине» (1797 г.) запрещал помещикам принуждать крестьян к работе в воскресенье, а 6 остальных дней делил поровну: 3 дня крестьянин должен был работать на помещика, 3 дня – на себя. Еще раньше вышел указ, запрещавший продажу дворовых и безземельных крестьян с молотка.
С первых дней царствования Павла I началось наступление на дворянские привилегии, определенные Жалованной грамотой 1785 г. Дворяне вновь обязаны были поступать на службу, для перехода с военной службы на гражданскую требовалось разрешение Сената, восстанавливались телесные наказания. Еще одна важная привилегия – свобода от податей – также была упразднена введением сбора на содержание губернской администрации. Губернские дворянские собрания были распущены, уездные – ограничены в правах. Число дворян-избирателей сократилось примерно в пять раз, у губернатора появились дополнительные возможности для вмешательства в процесс выборов. Обращение дворянства к императору стало возможным только с разрешения губернатора или генерал-прокурора. Таким образом, Павел I стремился возродить дворянство как рыцарское сословие – дисциплинированное, организованное, преданное своему государю.
Правление Павла I характеризуется мелочной регламентацией жизненного уклада всех слоев населения. Была установлена жесткая цензура на печатные издания; российским гражданам запрещалось выезжать за границу, в том числе и для учебы, а иностранцам – въезжать в Россию. Под запретом оказались французское платье, даже слова «гражданин» и «отечество». Устанавливалось единое время обеда (13 часов) и отхода ко сну (22 часа). Новые указы Павла появлялись так часто, что подданные не успевали принять их к сведению и невольно нарушали, подвергаясь за это взысканиям. За 4 года было издано 2179 законодательных акта, или в среднем 42 в месяц (при Екатерине II в среднем издавалось 12 указов в месяц). По подсчетам историков за время правления Павла I были посажены в тюрьму, отправлены на каторгу и в ссылку около 300 дворян, общее же число пострадавших составило 1500человек.
Все преобразования Павла I были противоречивы: с одной стороны – централизация, сосредоточение власти в руках царя, ликвидация элементов самоуправления, с другой – возврат к разнообразию форм управления на национальных окраинах, попытки улучшить условия жизни крестьян и нижних армейских чинов. Неуравновешенность монарха, ситуация нестабильности, сопровождавшая годы его царствования, потеря сословных дворянских привилегий – все это вызывало раздражение в придворных кругах. В ночь на 11 марта 1801 г. в результате дворцового переворота Павел I был убит. Новым российским императором стал его старший сын Александр I.
Контрольные вопросы и задания
1.Что понимается под «просвещенным абсолютизмом»? Назовите основные мероприятия политики просвещенного абсолютизма.
2. Какую роль в реформировании системы государственного управления сыграла Уложенная комиссия?
3. Как изменились высшие и центральные государственные учреждения в 60-90-х гг. XVIII века?
4. Сравните систему местного управления екатерининского и петровского периодов.
5. Что представляли собой органы сословного самоуправления в конце XVIII века?
6. Укажите основные направления контрреформ Павла I.
Тема 8. Самодержавие и его государственные учреждения в первой половине XIX века
Сословное самоуправление
Для славянских народов традиционным является сословное самоуправление. Неоднократно трансформируемое, приспособляемое к социально-политическим условиям, жестко контролируемые центральной властью, дворянское, мещанское, крестьянское самоуправление просуществовали до 1917 года.
Например, в России становлению сословного самоуправления способствовали реформы, проведенные во второй половине XVIII века при Екатерине II. В сверх централизованном бюрократическом государстве была предпринята попытка создать из сословий ряд местных организаций, предоставив им права по самоуправлению, а также возложив на эти организации осуществление некоторых функций местного управления.
Дворянство,как местное общество, получило право регулярных собраний, выбирало губернского и уездного предводителей дворянства, секретаря, заседателей верхнего земского суда, уездного судью и уездных судебных заседателей, земского исправника и заседателей нижнего земского суда.
Городским жителям (мещанству), как и дворянству, было предоставлено право корпоративной организации. Горожане с разрешения администрации могли собираться на собрания, на которых избирались бургомистры, заседатели – ратманы сроком на три года, а также старосты и судьи словесных судов сроком на один год.
Собрание могло обращаться с представлениями к местным властям и осуществлять надзор за соблюдением законов. За городским обществом признавались права юридического лица. Участие в городском обществе могло осуществляться с 25 лет и ограничивалось только имущественным цензом (необходимостью уплаты годового налога размером не менее пятидесяти рублей).
В 1785 г. был разработан проект «Сельского положения», касавшийся положения государственных крестьян. Сельское общество, также как дворяне и горожане, должно было получить права корпорации, право избирать исполнительные органы самоуправления в общинах, сословный суд и выходить с представлениями к местной администрации. Однако данный проект так и не стал законом.
Во многом формальными остались положения о дворянском и городском самоуправлении. Дворянские выборы проходили в основном под сильным влиянием губернаторов, в связи с чем, выборные должностные лица по своему положению стали мало отличаться от назначенных. К концу царствования Николая I дворянские выборы свелись к обязанности дворян поставлять для нужд администрации известное число служащих, наделяемых иногда довольно важными полномочиями. Министерства и местная администрация почти повсеместно подменили городское самоуправление, приняв на себя их дела или передав их самостоятельно созданным учреждениям.
Благодаря последующим реформам дворянское и мещанское сословное самоуправление сохранилось и получило некоторое развитие, просуществовав вплоть до 1917 года.
Органы крестьянского самоуправления получили регламентацию в законе 1838 года. В каждой волости, состоящей из сельских обществ государственных крестьян всех наименований и свободных хлебопашцев, учреждались волостной сход, волостное правление и волостная расправа (суд). Волостной сход состоял из выборных представителей от сельских общин волости, которые избирались по одному на 20 дворов. В правление входили волостной голова и два заседателя – по полицейским и хозяйственным делам. При правлении работали также волостной писарь и его помощники. Волостной голова формально избирался волостным сходом на три года, но фактически оставался в должности до тех пор, пока сам не захочет уйти, либо пока начальство не решит его заменить.
Сельские общества учреждались в каждом большом казенном селении. Его органами являлись: сельский сход, куда входило по 1 человеку от 10 дворов, сельское начальство – старшины, сотские, десятские, смотрители магазинов, сборщики податей и сельская расправа. Избранные в должность сельские старосты и волостные головы утверждались руководством губернии.
В задачу крестьянского общественного управления входили:
· охрана общественного порядка;
· безопасность лиц и имущества;
· дела по санитарному благоустройству;
· контроль за выполнением повинностей, прежде всего, рекрутской.
Некоторые вопросы хозяйства и жизни сельской общины обсуждались на «мире» – общем собрании крестьян-хозяев изб.
Помещичьи крестьяне не имели тех прав, которые были у государственных. Деревенская община не пользовалась здесь самостоятельностью. Помещик как собственник земли и крестьян выполнял полицейские и судейские обязанности в пределах своего имения. Из крепостных крестьян помещик сам выбирал старосту, в задачи которого входило исполнение контрольно-распорядительных функций в деревне.
Копные суды. Особой формой крестьянского судебного самоуправления, просуществовавшей на территории Беларуси вплоть до XVIII в. были копные суды (копа – мера счета равная шестидесяти). В конных судах судьями были простые крестьяне-домовладельцы, проживавшие на данной территории. Для рассмотрения дел они собирались в копу (все вместе). В компетенцию копного суда входили вопросы, возникающие в данном населенном пункте: межевые споры, хищения, побои, колдовство и т.д. В основной массе не грамотные крестьяне решали возникающие проблемы и споры исходя из житейской мудрости, местных традиций, т.е. норм обычного права.
Копны суд имел надсословный характер: по одним и тем же нормам как равноправные субъекты судебного процесса в нем судились простые крестьяне, мещане и дворяне.
Дата добавления: 2016-05-25 ; просмотров: 2245 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ