Что такое соц эволюция
3.1. Социальная эволюция
В общем случае система представляет собой множество иерархически организованных подсистем, между которыми существуют некоторые взаимодействия. Таким образом, поведение индивидуума является «подсистемой» поведения социума. Элементы этого поведения оказывают влияние на существование популяции.
Два основных критерия связывают индивидуальный и коллективный опыт, определяя все дальнейшее поведение: объем информации и характер ценностей определяются через культурную матрицу и индивидуальный выбор. Все социальные свойства индивида основываются на этих критериях. Любой социум представляет собой систему, в которой каналы распространения информации и формирования ценностей работают при наличии определенных социальных механизмов. Некоторый объем информации воспринимается индивидуумом тем адекватней, чем более высокой когнитивной сложностью мышления он обладает. Характер ценностей влияет на определение целей деятельности, мотивацию поведения (направление и точки приложения активного поведения) и определение потребностей (что считать необходимым, достаточным и возможным для обеспечения нормальной жизни организма, развития человеческой личности и общества в целом).
Нестабильность самоорганизующихся систем (в силу свойства фрактальности) в социальном мире востребует такое качество индивида, как высокая вариативность поведения. Неравновесность предполагает наличие бифуркационных и адаптационных механизмов в индивидуальном поведении и поведении социума. При понимании общей непредсказуемости поведения сложной системы и неопределенности мы все же предполагаем наличие определенных элементов детерминизма. Это означает, что исследование «механики события» имеет принципиально важное значение для понимания законов социальной эволюции.
Институциональные основания социального развития
В рассуждениях о социальной эволюции одной из наиболее важных проблем является обратная связь между средой и внутренней структурой системы. Отсюда можно сформулировать второй закон социальной эволюции: при оценке внутреннего состояния системы различие между желательным и действительным поведением выступает как внешнее условие нового типа, определяя контуры динамики наряду с внешней средой[1]. Это ставит во всей остроте проблему соответствия между индивидуальным поведением и поведением популяции. Исторический характер социальной эволюции заключается в том, что стадии общественного развития образуют определенную последовательность, нарушить которую невозможно[2]. И это можно считать третьим законом социальной эволюции.
Поэтому понятие структурной устойчивости и порядка через флуктуацию находит теперь широкое применение в социальных проблемах. Как считал И.Пригожий, мутации и новорожденные элементы возникают стохастически и собираются в единую систему господствующими в данный момент детерминистическими принципами[3]. Только в рамках определенной культурной системы становится возможной постройка корабля, способного достичь неоткрытой еще Америки; создание приборов, необходимых для обнаружения электрона; просто высказывание своего мнения и отстаивание убеждений без риска для жизни.
Если сравнивать различные социальные системы по степени их эффективности в исторической перспективе, то можно утверждать следующее. Из двух последовательных стадий социальной эволюции более высокой (т.е. там, где речь идет о большей развитости социальной системы) является та, где существует больше возможностей для реализации способностей личности, где уменьшается неравенство и увеличивается дифференциация социальных структур, способных выражать и защищать разнообразные интересы. Мы утверждаем, что стадия социальной эволюции определяется культурным уровнем элиты и эффективностью действия вводимых ею механизмов.
[1] См.: Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. М., 2003.С.275-276.
[2] См.: Пригожин И. Краят на детерминаността. София, ХЕРОН ПРЕСС,2000, С.48.
Социальный эволюционизм
Социальные изменения как переход от одних стадий развития общества к более сложным. Предшественники эволюционистских теорий. Герберт Спенсер как наиболее яркий представитель теории социального эволюционизма; изучение общества как сложного организма.
Рубрика | Социология и обществознание |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 26.05.2014 |
Размер файла | 16,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство образования и Науки РФ
Государственный Академический Университет Гуманитарных Наук (ГАУГН)
Институт экономического образования
Тема: Социальный эволюционизм
Студент: Доянов Андрей Алексеевич
Преподаватель: Токсанбаева Майя Сергеевна
Классический эволюционизм рассматривает изменения как строго линейные, восходящие и развивающиеся по единому сценарию. Эта теория неоднократно подвергалась обоснованной критике со стороны ее противников. В качестве аргументов выдвигались следующие доводы:
§ многие исторические события имеют ограниченный и случайный характер;
§ рост многообразия человеческих популяций (племен, культур, цивилизаций) не дает оснований говорить о едином эволюционном процессе;
§ нарастающая конфликтогенность социальных систем не соответствует эволюционным взглядам на изменения;
§ имеющиеся в истории человечества случаи отступлений, провалов и гибели государств, этносов, цивилизаций не дают оснований говорить о едином эволюционном сценарии.
Социальный эволюционизм представляет собой попытку глобального осмысления исторического процесса, как части общего, бесконечно разнообразного и активного процесса эволюции Космоса, планетной системы, Земли, культуры. Наиболее ярко социальный эволюционизм представлен в системе английского социолога Г. Спенсера. Он разработал наиболее полную схему эволюционного процесса, которая включает в себя несколько принципиальных моментов. Ядро этой схемы составляет дифференциация, которая неизбежна, поскольку всякие конечные однородные системы неустойчивы в силу разных условий для их отдельных частей и неодинакового воздействия разнообразных внешних сил на их различные элементы. По мере возрастания сложности и разнородности в системах ускоряется темп дифференциации, так как каждая дифференцированная часть является не только результатом дифференциации, но и дальнейшим источником ее. Дифференциация, по Спенсеру, предполагает специализацию, разделение функций между частями и отбор наиболее устойчивых структурных соотношений. Эволюционные изменения происходят в направлении повышения гармонизации, структурного и функционального соответствия всех составляющих целого. Следовательно, дифференциация всегда сопровождается интеграцией. Естественным пределом всех эволюционных процессов в этом случае оказывается состояние динамического равновесия, обладающего инерцией самосохранения и способностью адаптации к новым условиям. Эволюция любой системы состоит в повышении и усложнении ее организации. Однако накопление несоответствий и дисгармоний в ходе эволюции может привести к распаду ее собственных произведений.
Г. Спенсер.
Наиболее полно и широко идеи, связанные с натуралистической (органической) концепцией представлены и развиты в трудах английского социолога Герберта Спенсера (1820-1930)
Особенно ценным для понимания происхождения многих социальных институтов, изучения общества явилось применение эволюционной теории. Эволюционный подход к обществу важен тем, что каждое явление изучается в его развитии. Переворот, совершенный в биологии эволюционной теорией Дарвина и воспринятый многими социологами, значительно усилил историко-сравнительный метод изучения культурных и социальных форм жизни. социальный эволюционизм спенсер общество
Первый социологический труд Спенсера «Социальная статика» вышел в 1850 г. В 60-90-е годы Спенсер, создавая систему синтетической философии, пытался объединить все теоретические науки того времени. В эти годы были написаны труды: «Основные начала», «Основания психологии», «Основания биологии», «Основания социологии», «Основания этики», «Основания социологии» и «Социология как предмет изучения».
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Сравнительный анализ инструментальной, семантической, гендерной, кратической теорий происхождения общества как систем научного знания о генезисе общественных отношений. Понятие социального прогресса, эволюционные и циклические теории развития цивилизации.
презентация [530,3 K], добавлен 15.04.2017
Герберт Спенсер как английский философ и социолог, один из основоположников позитивизма. Распространение Спенсером идей эволюции на все явления и процессы в природе и обществе. Социальные последствия приватизации государственной собственности в России.
контрольная работа [27,8 K], добавлен 17.10.2010
Герберт Спенсер и натуралистическая концепция эволюции. Изучение социологии Э. Дюркгейма, М. Вебера, П. Сорокина. Общество: определения, теории происхождения, признаки. Социологические взгляды на развитие личности казахских мыслителей XIX-ХХ веков.
шпаргалка [51,8 K], добавлен 10.11.2014
Герберт Спенсер: общепризнанный инициатор социального дарвинизма. Уолтер Беджгот: «борьба за существование в мире людей». Людвиг Гумплович: социальные группы и конфликты. Густав Ратценхофер, Уильям Самнер, Альбион Смолл.
реферат [22,1 K], добавлен 28.11.2004
Проблемы развития и функционирования общества, места в нем человеческой личности. Позитивное значение отклонения от социально одобряемых целей и ценностей общества по теории Дюркгейма. Социальные функции и статус. Теории общества Парсонса и Миллса.
реферат [34,8 K], добавлен 03.12.2009
Александр Борисович Кабанов:
О естественном праве, или принципы социальной эволюции.
Глава I. Социальная история
Первоначально изучением социальной истории преимущественно занимались поэты, философы и историки. Гомер и Гесиод в своих произведениях запечатлели ход отдельных исторических событий и изменения нравов. В V веке до новой эры. Геродот в своей «Истории» даёт невероятное по охвату описание обычаев, традиций, характера экономической деятельности и государственного устройства множества древних народов — в их числе, эллинов и персов, египтян и скифов. В самом конце первого века до новой эры. Тит Ливий начинает писать огромную «Историю от основания города», где излагает социальную историю римского народа от мифического прибытия Энея в Италию до времени принципата Августа.
Что касается философов, то их социальная история интересовала, прежде всего, как история изменения государственного строя и законодательства, позволяющая определить наилучшую форму правления и законы. Например, Аристотель в своей «Афинской политии» даёт описание политического устройства афинян с начала Килоновой смуты до своего времени; в свою очередь, Макиавелли изучал социальную историю, чтобы обобщить мировой опыт по обретению политической славы и учреждению новых государств. Представители теории «общественного договора», Гоббс, Локк, Руссо и другие, пытались понять цели государственной власти, каким образом она возникает и её естественные пределы.
Раздел I. Классификация стадий социальной истории
Очевидно, что расчленение мировой истории и выделение конкретных стадий прежде всего зависит от того с какой стороны мы смотрим на общество и какую сферу деятельности признаем наиболее важной — научное и технологическое развитие, хозяйственную жизнь или культурные навыки. На протяжении последних нескольких столетий предпринималось множество различных попыток классифицировать социальную историю человечества; поэтому я здесь приведу лишь некоторые из них.
С хозяйственной точки зрения историю классифицируют в соответствии с главенствующими видами экономической деятельности или формой её организации. В XVIII веке Адам Смит предположил, что все общества проходят несколько исторических этапов — охоты и собирательства, скотоводства, сельского хозяйства и, наконец, торговли. Почти через столетие возомнивший себя миссией Карл Маркс утверждал, что по мере развития производительных сил каждое общество последовательно проходит ряд общественно-исторических стадий (экономических формаций): первобытно-общинный строй, рабовладельческий полис или империя, феодализм и капитализм, после чего история приходит к своему логическому концу — коммунистической утопии.
Раздел II. Социальная структура
Когда мы говорим о строении человеческого тела, то обыкновенно упоминаем либо ряд антропологических признаков, а именно: наличие определённых членов или частей тела (например, рук и головы), либо вспоминаем особенности внутреннего строения человеческого организма, заключающегося в наличии взаимосвязанных друг с другом органов. Сходным образом мы поступаем и тогда, когда размышляем о человеческом сообществе, которое являясь, именуемой социальной структурой, совокупностью взаимосвязанных элементов, в сущности, представляет собой социальный организм.
Социологи полагают, что основными структурными элементами социально организма являются: социальные группы, общности, общественные учреждения (организации) и социальные институты. Как правило, к социальным группам причисляются различные общественные слои, например, предприниматели, рабочие и государственные служащие, а к общностям относят семьи, племена, народности и нации. В свою очередь, примерами общественных учреждений являются: государство, церковь, суд, армия и целый ряд прочих. Наконец, к наиболее важным, регламентирующим общественную жизнь, социальным институтам следует причислить религию, мораль и законы. При этом, группы и общности — это социальная плоть, существующая совокупность общественных организаций похожа на человеческий скелет, а регуляторные системы (институты) — на гормоны, которые регулируют обмен веществ в организме.
Кроме этого, они говорят о том, что любая конкретная социальная структура предполагает наличие социальных позиций, совокупность которых составляет социальное пространство. В свою очередь, совокупность действий индивида на определённой позиции, — как правило, в согласии с действующими нормами и правилами, — представляет собой его общественное бытие.
Далее, существует множество различных сфер общественной жизни (бытия) индивида; к основным из них можно причислить: экономическую, политическую, культурную, религиозную и правовую. Каждая отдельная сфера жизни имеет собственные уникальные структурные элементы. Например, в экономической сфере это расположенные в пространстве заводы, торговые предприятия, биржи, профессиональные сообщества рабочих и предпринимателей, технологические регламенты и торговые правила и так далее.
Особенностью человеческого организма является то, что все его органы взаимосвязаны — желудок вбирает из пищи необходимые для жизни всего организма питательные вещества, сердце разгоняет, переносящую эти вещества, кровь, а печень очищает весь организм. Сходным образом функционирует и социальная система. Так экономическая сфера питает и поддерживает силы всех прочих, а государство, наказывая за преступления, очищает весь социальный организм.
Раздел III. Социальная эволюция
Со времени своего зарождения человеческий организм растёт и развивается: в ходе этого развития у него постепенно изменяются размеры его членов и работа внутренних органов. Схожим образом и структура социального организма со временем также претерпевает неизбежные и часто весьма существенные перемены, совокупность которых и называют социальной эволюцией.
Социальная структура формируется и изменяется под действием множества разнообразных факторов. Природная среда (почва, климат и так далее) и наличие природных ресурсов благоприятствуют одним отраслям и затрудняют развитие других — выращивать виноград в районе Бордо столь же естественно, как добывать нефть в Саудовской Аравии, и нет ничего глупее, нежели утроить морской курорт, скажем, в Гренландии. Развитие науки и промышленной технологии создают новые продукты, производство которых требует специального образования и правового порядка: соответственно появляются новые производственные мощности, учебные заведения и нормативные акты. В свою очередь, наличие внешней угрозы либо алчность к разграблению и захватам чужих земель способствуют увеличению численности военнослужащих и оборонных предприятий, и здесь императорская Япония с фашистской Германией — классические примеры.
При этом, как это наглядно показывает нам мировая история, различные сферы социальной жизни и их структуры часто эволюционируют с разной скоростью, а некоторые, возможно, и вовсе остаются практически неизменными. Индустриализация и запуск человека в космос в России и Китае, несомненно, резко контрастируют с существующей в этих странах тысячелетней авторитарной политической традицией.
Что касается факторов социальной эволюции (в том числе, причин трансформации регуляторных систем), то Маркс полагал, что они изменяются под воздействием изменений происходящих в экономической сфере в виде производственных сил и производственных отношений. Однако, как наглядно показывают примеры России, Китая и многих других стран, он явно недооценил степень культурного влияния на самые разные сферы общественного бытия — очевидно, культуры оказались гораздо более устойчивы, нежели он полагал. В свою очередь, Макс Вебер стремился показать, что изменения в религиозной жизни в своё время самым серьёзным образом повлияли на этику, государственное управление и производственную сферу народов.
Теперь переходим к самому важному. Так как не представляется возможным охватить и описать всю совокупность общественной жизни, то следует найти её сердцевину, являющуюся одновременно и наиболее полным, и наиболее сконцентрированным её отражением. Совершенно ясно, что выделение для этой цели какой-либо отдельной сферы социальной жизни, например экономической, бессмысленно: хозяйственная структура и её жизнь и вряд ли может многое сказать о положении дел в религиозной, политической и правовой сферах.
Я полагаю, что только состояние социальных регуляторных систем (религии, морали, законов и идеологии) отвечает данным требованиям; поэтому их изменения будут адекватным отражением социальной эволюции; и в пользу этого можно выдвинуть несколько весомых доводов.
Во-первых, именно эти институты регламентируют социальное поведение индивидов, которое, как мы уже сказали, есть их социальное бытие.
Во-вторых, совокупность писанных и негласных норм, регламентирующих религиозную, экономическую и политическую деятельность индивидов, их групп и организаций, по своей природе есть максимально полное и сжатое выражение исторического момента. Нормы и правила выражают дух времени — существует ли рабство, какая форма семьи разрешена, можно ли строить атомные станции и так далее, а, следовательно, также неизбежно отражают и все социальные изменения. Иначе и быть не может. Ведь если, к примеру, в экономике появляются новые более эффективные структурные формы (предположим, вместо средневековых цехов мануфактуры), с характерными для них социальными отношениями и типом поведения, деятельность которых ещё не регламентируется полноценно законодательством или вовсе запрещена им, то последнее трансформируются, отражая новую социальную реальность. С политической структурой происходит то же самое — её новые элементы легализуются (узакониваются).
В-четвёртых, все перечисленные регуляторные системы имеют огромное социальное значение — от них напрямую зависит общественное благополучие: ведь очевидно, что для общественного здоровья и процветания нет ничего хуже, чем дурные нравы и плохие законы, и в то же самое время нет ничего более способствующего им, нежели социальные добродетели и надлежащие установления.
Итак, в данной главе сначала были перечислены различные подходы и варианты классификации социальной истории. Затем мы выяснили, что такое социальная структура и определили для себя, в чём заключается социальная эволюция и что является её наилучшим отражением. Теперь мы можем преступить к поиску ответа на наиболее важные вопросы социальной философии: что является движущей силой социальной эволюции, какова её цель и по каким принципам работает механизм социальных изменений.
Примечания
Список примечаний представлен на отдельной странице, в конце издания.
Социальная эволюция
Содержание
Введение
Каждое общество существует в определенной сложной среде (например, с определенными природными ресурсами и ограничениями) и должно приспосабливаться к этой среде. Хотя бы поэтому оно должно меняться. По разному оценивается направление этих изменений.
Большинство теорий 20-го века, в отличие от теорий 19-го, фокусируются не на глобальной эволюции человечества, а на эволюции отдельных обществ. Они отвергают, обычно, однолинейные (телеологические, прогрессивные) изменения. Большинство археологов работают в контексте теории мультилинейной эволюции.
Органическое общество
В модели однолинейной эволюции слева, культурный прогресс проходит ряд стадий, в то время как в модели многолинейной эволюции справа, подчеркнуто различие культур.
Теории стадиального развития цивилизаций
Социокультурный эволюционизм и идея прогресса
Классический социальный эволюционизм наиболее тесно связан с трудами отца социологии Огюста Конта и Герберта Спенсера (автора выражения « выживание сильнейших »). [3] Спенсер разработал и опубликовал свои теории на несколько лет раньше Дарвина. Он писал, что прогресс общества достигается за счет конкуренции, что эволюция происходит путем естественного отбора. Тем не менее, издание трудов Дарвина оказалась благом для сторонников социокультурной эволюции. Идеи биологической эволюции предложили весьма правдоподобное объяснение многим вопросам развития общества.
«Пессимистические» теории
Разрушительные мировые войны, которые произошли между 1914 и 1945 искалечили Европу и убавили ее уверенность в себе. После гибели миллионов людей, геноцида и уничтожения промышленной инфраструктуры Европы, идея прогресса казалась в лучшем случае сомнительной.
Большинство видов классического социального эволюционизма было отвергнуто в силу различных теоретических проблем:
Современные теории
Современные антропологические и социологические подходы осторожны, стремятся избежать этноцентрических спекуляций, сравнений, или оценочных суждений в отношении отдельных обществ, живущих в их собственном историческом контексте.
В 1940-е года такие культурные антропологи, как Лесли Уайт и Джулиан Стюард стремились возродить эволюционную модель на более научной основе, и создали подход, известный как неоэволюционизм. Уайт отклонил оппозицию между «примитивными» и «современными» обществами, но утверждал, что общества можно дифференцировать в зависимости от количества обузданной ими энергии, и что увеличение такой энергии способствует социальной дифференциации («закон Уайта»). Стюард, с другой стороны, отклонил понятие прогресса, а вместо этого обратил внимание на дарвиновское понятие «адаптация», утверждая, что все общества должны тем или иным способом адаптироваться к окружающей среде.
Сегодня большинство антропологов отвергают понятия прогресса и однолинейной эволюции. Следуя Стюарду, они исследуют отношения между культурой и окружающей средой, чтобы объяснить различные аспекты культуры. Причем под окружающей средой в последнее время принято понимать всю социальную среду, включая политические и экономические отношения между культурами.
Неоэволюционизм
Толкотт Парсонс — американский социолог, весьма влиятельный в XX веке. Главные произведения — «Структура социальной деятельности» (1937), «Система современных обществ» (1971). Он синтезировал работы Вебера, которого переводил, Дюркгейма и Фрейда. Парсонс продолжил разработку теории социального действия Вебера. Систему социального действия, включающую социальную (интеграция поведения), культурную (ценности), личностную (потребности), политическую (постановка и достижение целей) подсистемы, он и считал предметом социологии. Эта система претерпевает эволюцию, являющуюся частью эволюции живых систем. Поэтому вслед за Спенсером он утверждал, что существует параллель между возникновением человека как биологического вида и появлением обществ современного вида. Парсонс выделяет четыре механизма эволюции социальных систем и обществ: механизм дифференциации, исследованный Спенсером, когда системы социального действия разделяются на более специализированные по своим элементам и функциям (например, производственная и воспитательная функции семьи были переданы предприятиям и школам); механизм возрастания адаптивности к внешней среде в результате дифференциации систем социального действия (например, фермерское хозяйство выпускает более разнообразную продукцию, с меньшими затратами труда и в больших количествах); механизм интеграции, обеспечивающий включение в общество новых систем социального действия (например, включение в постсоветское общество частной собственности, политических партий и т. п.); механизм ценностной генерализации, состоящий в формировании новых идеалов, ценностей, норм поведения и превращение их в массовое явление (например, зачатки культуры конкуренции в постсоветской России). [12]
Социобиология
Теория модернизации
Информационный подход
Неизвестный абориген и Джулиан Стюард у исследовательской станции
Теория постиндустриального общества
В основе концепции постиндустриального общества лежит разделение всего общественного развития на три этапа: [22]
Постиндустриальная теория, во многом, была подтверждена практикой. Как и было предсказано её создателями, общество массового потребления породило сервисную экономику, а в её рамках наиболее быстрыми темпами стал развиваться информационный сектор хозяйства. [25]
Современный дискурс социокультурной эволюции
Реальная проблема заключается, однако, не в том, что мы должны выбрать между теми или иными путями развития, и никак не можем решить, какие из них самые лучшие, а в том, что механизм социальной эволюции надежно обеспечивает выживание человечества (если не его развитие) в течение сотен тысяч лет, а принципов его работы мы толком не знаем.
Векторы социальной эволюции
Четвертый вектор социальной эволюции – это последовательный рост знаний. Показателем роста знания являются:
— рост количества людей, которые заняты переработкой информации, а не физическим трудом;
— рост длительности обучение молодежи;
— рост энергообеспечении и энергопотребления (один из важнейших проявления роста знания). [26]