Что такое социал реформизм
Социал-реформизм
После второй мировой войны социал-реформизм сформировался как концепция «демократического социализма». Отрицая революционные пути преобразования общественных отношений, концепция «демократического социализма» дает «надклассовую» трактовку таких понятий, как свобода, справедливость, солидарность, равенство. Характерной чертой нынешнего социал-реформизма является признание незыблемости системы рыночного хозяйства, методов государственно-монополистического регулирования. Социал-реформизм исходит из того, что реформы в процессе всесторонней демократизации экономико-политического механизма капиталистической системы постепенно будут способствовать ее эволюции в «демократический социализм».
При известной схожести с реформизмом буржуазным социал-реформизм 80-х годов имеет ряд отличительных особенностей. Он более критичен к капитализму, ориентирован (хотя и словесно) на социалистический идеал, делает особый упор на роль государства, ставит вопрос о демократизации экономики, а не только сферы политики, что характерно для либеральной традиции буржуазного реформизма. Кроме того, левые течения социал-реформизма в ряде оценок современного капитализма сближаются с марксистскими позициями (критика политики классового сотрудничества, признание необходимости классовой борьбы, радикальных мер ограничения власти монополий, решительной защиты демократических свобод от нападок правых сил и т. д.). Как показывает деятельность социал-реформистов в качестве правящих партий в ряде капиталистических государств, они, не изменив существенных общественных отношений, смогли, тем не менее провести ряд реформ, улучшивших систему социального обеспечения трудящихся, демократизировавших политические институты власти. Учитывая все эти обстоятельства, коммунисты, подвергая критике социал-реформизм в целом, отмечают наличие в нем требований общедемократического характера, которые могут быть основой для совместных действий различных отрядов рабочего движения в борьбе за насущные интересы трудящихся.
Краткий политический словарь. М., 1988, с. 398-399.
Социальный реформизм
С начала XX в. правительства европейских стран начали осознавать необходимость сглаживания социальных противоречий. Этот процесс получил название социального реформизма.
В результате социального реформизма, в начале XX в. как в экономике, так и в социальной сфере государство отказывается от политики невмешательства и выступает в новой роли регулятора экономических и социальных процессов.
К 1913 г. во многих европейских странах были приняты законы о компенсации в случае травматизма на производстве, различные системы страхования, программы социальной помощи неимущим слоям населения. Во всех индустриальных странах увеличиваются расходы на образование, науку, здравоохранение.
Пенсионное обеспечение
В 1910 г. пенсионное обеспечение распространялось в 13 европейских странах на 8,3 % нуждающихся в нём, в 1915 г. на 16,8 % (в Германии, в которой пенсионное обеспечение появилось до 1910 г., — соответственно на 53 и 57 %). Введение в Германии накануне войны страхового принципа для пенсий по возрасту (с 70 лет) и инвалидности стало по-настоящему революционным актом в социальной политике. Правда, из новорождённых в 1871 — 1880 гг. лишь 17,75 %,а в 1901 —1910 гг. — 27,14% дожили до 70 лет. В 1913 г. в Швеции было введено пенсионное обеспечение для всех граждан».
Германия
Понятие «государство благосостояния» впервые возникло в Германии при Бисмарке, который заложил основы концепции такого государства, проведя 15 июня 1883 г. закон о социальном обеспечении.
В 1884 г. было введено страхование от несчастных случаев, а в 1889 г. власти приняли закон о пенсиях по старости и инвалидности. Социальные мероприятия правительства Бисмарка имели большой эффект: рабочее население было защищено от нищеты, его уровень жизни постепенно поднимался.
К 1914 г. Германия стала первой в мире страной, достигшей поголовной грамотности населения. Зарплата, жилищные условия, условия труда постепенно улучшались, рабочий день сокращался, были введены страхование по безработице, временной утрате трудоспособности, пенсии по старости, расширялись личные и политические права. Подобные реформы были проведены в начале XX в. в Великобритании, Италии, Франции.
Великобритания
Одним из заметных примеров социального реформизма стала деятельность либеральных правительств Великобритании, в которых заметную роль играл энергичный политик и видный общественный деятель Д. Ллойд Джордж. Материал с сайта http://wikiwhat.ru
Либералы, находившиеся у власти в 1905-1915 гг., добились проведения ряда законов, гарантировавших бесплатное начальное образование, пенсионное обеспечение для рабочих, достигших 70 лет, страхование труда и медицинское обслуживание населения.
Италия
Схожие с Великобританией реформы осуществил в Италии известный политик, премьер-министр Дж. Джолитти, который заложил основы социального страхования.
Швеция
Швеция стала первой страной, которая в 1913 году ввела схему пенсионного страхования, охватившую всё население страны.
Возникновение и становление идеологии социал-реформизма
В конце XIX в. в социал-демократии наметилась тенденция к отходу от ряда положений ортодоксального марксизма из-за их нежизненности и абстрактности. Теоретические основы реформизма были заложены в работе Э. Бернштейна «Предпосылки социализма и задачи социал-демократии» (1899). Он был первым, кто пришел к реформаторским взглядам, считая себя марксистом.
В отличие от К. Маркса и Ф. Энгельса, которые анализировали процессы разрушения буржуазного общества и созревания предпосылок революций, Э. Бернштейн (1850-1932) обратил внимание на новые тенденции в развитии капитализма:
Ø рост производства и качества рабочей силы;
Ø появление у работников потребности в большей свободе и самостоятельности;
Ø повышение уровня жизни пролетариата и его интеграцию в буржуазное общество;
Ø рост удельного веса средних слоев.
Исходя из этих тенденций, он обосновал тезис о способности капитализма к саморазвитию и на этой основе осуществил ревизию классического марксизма.
Э. Бернштейн подверг критике вывод К. Маркса об относительном и абсолютном обнищании пролетариата как следствии обострения противоречия между развитием производительных сил и устареванием производственных отношений. Он считал, что в марксистской теории прибавочной стоимости абсолютизируется значение производственной сферы в ущерб распределительным отношениям, а в создании прибавочной стоимости преувеличивается значение живого труда по сравнению с трудом накопленным. По мнению Э. Бернштейна, в условиях роста общественного богатства и благосостояния распределительные отношения превалируют над производственными.
Э. Бернштейн выразил несогласие с тезисом К. Маркса о растущей концентрации производства как определяющей тенденции в экономике. Он отмечал, что степень концентрации производства в различных отраслях неодинакова, а в условиях рынка все формы предприятий жизнеспособны, поскольку существует потребность в различных видах хозяйствования. Многообразие форм собственности и видов экономической деятельности обусловливает чрезвычайно высокую степень социальной дифференцированности буржуазного общества, возникновение новых социальных групп и многочисленного среднего класса как основы стабильности.
Следовательно, по мнению Э. Бернштейна, интегрированное буржуазное общество может быть преобразовано в социалистическое эволюционным путем, на основе демократии, солидарности и самоопределения, без революций и вооруженной борьбы, лишь нарушающих процесс естественного развития. В вопросе о собственности он исходил из необходимости обобществления лишь крупных предприятий при сохранении мелких и средних в частных руках, распространения акций как средства совладения собственностью для широких слоев населения.
Исходной формой социалистических общественных отношений Э. Бернштейн считал кооперацию. Классовая борьба при капитализме им не отрицалась, однако предполагалось, что по мере распространения демократии она приобретет исключительно мирные формы. Взаимоотношения между эксплуататорами и эксплуатируемыми, согласно Э. Бернштейну, должны формироваться на основе компромиссов. Приход рабочего класса к власти мыслился по мере роста его численности в капиталистическом обществе.
Такое понимание социализма означало отказ от выводов классического марксизма о классовой борьбе как движущей силе развития общества, о революции как способе устранения господства буржуазии, о пролетариате как авангарде общественных преобразований и о диктатуре пролетариата как новой форме власти трудящихся. Вместо них были выдвинуты положения о реформе как единственно возможном и целесообразном способе преобразования западного общества и демократии как основе социального переустройства.
Взгляды Э. Бернштейна встретили неприятие со стороны главных теоретиков II Интернационала К. Каутского и Г.В. Плеханова, но особенно резкой критике их подвергла Роза Люксембург. В брошюре «Реформа или революция» она утверждала, что выводы Э. Бернштейна о перспективах развития капитализма основываются на отдельных фактах. На самом же деле новые явления в мировой экономике подготавливают условия для еще более масштабных и разрушительных кризисов капитализма и в конечном счете его краха. Реформистскую деятельность социал-демократов Р. Люксембург оценивала негативно, полагая, что такая деятельность воспитывает у рабочих корпоративные настроения и не является социалистической.
Многие десятилетия теоретическая деятельность Э. Бернштейна расценивалась как «ревизионистская», и его «реабилитация» состоялась только в Годесбергской программе, принятой германскими социал-демократами в 1959 г. Именно в этой программе они признали реалии рыночной экономики и отказались от понимания социализма как некоей модели, основывающейся на обобществлении средств производства.
В основу позднейших разработок социал-демократии легли также идеи К. Каутскогопосле его разрыва с марксизмом. Для него характерно отрицание возможности революционных перемен в странах Западной Европы, предпочтение парламентской демократии, акцентирование роли массовых выступлений трудящихся.
В 1920-х гг. К. Каутский солидаризировался с разработанной видным деятелем германской социал-демократии Р. Гильфердингом теорией «организованного капитализма», мирно врастающего в социализм. Согласно этой теории, в результате преодоления анархии производства смягчаются экономическиекризисы, становится более устойчивым положение наемных работников. Переход частной собственности под контроль рабочего класса и профсоюзов, управление ею методами «хозяйственной демократии» (т.е. с участием трудящихся в управлении производством) ликвидируют саму основу для революций и приведут к трансформации капиталистического общества в «демократический социализм». Политической формой перехода к социализму явится коалиция рабочих и буржуазных партий.
В опубликованной в 1930 г. работе «Большевизм в тупике» К. Каутский критиковал теоретическую деятельность В.И. Ленина за упрощенческий и облегченный подход к стоявшим перед страной грандиозным проблемам. Анализируя процессы, происходившие в СССР, он высказал суждения и оценки, которые предваряли сформулированные впоследствии политической наукой отличительные признаки тоталитарных режимов. Онбыл одним из первых теоретиков, обнаруживших сходство между большевизмом и фашизмом, и предрекал провал большевистского эксперимента.
Большинство лидеров социал-демократических партий выступили с критикой идеи мировой социалистической революции и политики большевиков. В связи с этим В.И. Ленин назвал их «прямыми классовыми врагами пролетариата».
С замедлением революционного процесса коммунисты назвали социал-демократию «главной опорой капитализма в промышленно развитых. странах» и выступили за ее полное изгнание из рабочего движения.
Под давлением И.В. Сталина X пленум Коминтерна в июне 1929 г. назвал все социал-демократические партии «социал-фашизмом» и объявил их главным врагом коммунистических партий. Лидеры социал-демократии не оставались в долгу и нередко заявляли о тождестве фашизма и большевизма, призывали к либерализации СССР.
Определенный пересмотр отношения к социал-демократии произошел в 1935 г. на VII конгрессе Коминтерна, взявшего курс на создание единого антифашистского фронта. Однако после осуждения социал-демократией советско-германского пакта 23 августа 1939 г. Коминтерн вновь потребовал решительной борьбы против социал-демократии.