Что такое социалистическая республика

Социалистическая республика

3.4 Социалистическая республика

Социалистическая республика – это форма правления, обеспечивающая полновластие советов в политической системе общества. Впервые социалистическая республика возникла во Франции в 1871 г. (Парижская коммуна), затем установилась в Советской России после революции 1917 года.

Основными признаками социалистической республики являются:

а) вся полнота государственной власти сосредотачивается в руках представительных

органов государственной власти – Советов;

б) отрицается принцип разделения властей;

в) местные и государственные органы соединяются в единую систему советов, действующую на основе принципа демократического централизма: подчинения нижестоящих звеньев представительной системы – вышестоящим. Различают три разновидности социалистической республики: Парижскую коммуну, советскую республику и народно-демократическую республику.

Особой спецификой организации политической власти характеризуется Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахерия – государство в Северной Африке. 1 сентября 1969 г. в Ливии была ликвидирована монархия и провозглашена республика.

4. Нетипичные формы правления в современном государстве

В современных условиях прежние градации изменяются, происходит взаимное восприятие, переплетение элементов различных форм, возникают смешанные и «гибридные» формы правления. Создание таких форм отражает определенные тенденции современного развития. В большинстве случаев это — позитивное явление: оно способствует повышению уровня управляемости государством (в тех сферах, где такое повышение соответствует интересам общества). Но иногда, особенно если в республике воспринимаются некоторые монархические черты, такой процесс приобретает крайне негативный характер. Последнее связано, в частности, с появлением в XIX в. суперпрезидентских, а в XX в. президентско-монократических республик с пожизненными и даже наследственными президентами (последняя возможность предусмотрена в КНДР).

4.1 Социальные и юридические основы смешанных и гибридных форм правления

Социальные причины выдвигаются на первый план чаще всего в периоды революционных событий. Так было во время и после буржуазных революций в Европе и Америке: молодая, прогрессивная буржуазия, возглавлявшая широкие слои населения, добилась ограничения власти монарха, ликвидации абсолютизма, установления дуалистической или парламентарной монархии, а иногда и республики (например, в США). Вслед за США президентские республики утвердились в странах Латинской Америки. Наконец, повышение роли парламента в ряде стран Европы и Азии привело к возникновению парламентарной республики. После крушения тоталитарных режимов с начала 90-х годов такой процесс развивается во многих странах Африки. В ходе этого исторического развития были и своеобразные зигзаги: республика при фашизме во главе с фюрером, дуче, каудильо мало чем по существу отличалась от монархии (хотя юридически форма была иной), а республики в социалистических странах, странах социалистической и капиталистической ориентации (преимущественно в Африке) с однопартийной системой и провозглашенной конституциями руководящей ролью одной партии мало сохраняли подлинно республиканских черт.

«Чистых», традиционных форм остается все меньше, а формы правления во вновь возникающих государствах (например, при распаде СССР, Югославии, Чехословакии), как правило, соединяют разные черты. В данном случае речь идет не о том, что в развитых капиталистических странах, а иногда и в некоторых развивающихся государствах на основе демократизации политических режимов практически утратились различия между монархией и республикой (по своему характеру монархии в Великобритании или Японии мало чем отличаются от республик Франции или Италии). Говоря о смешанных и «гибридных» формах правления, мы отмечаем тот факт, что утрачивается жесткость существующих классификаций и по юридическим признакам: соединяются черты республики и монархии (например, в Малайзии), абсолютной и конституционной монархии (Кувейт), президентской и парламентарной республики (Колумбия по конституции 1991 г.)

Такие модификации форм обусловлены, на наш взгляд, несколькими причинами. Во-первых, практика последних десятилетий показывает, что для управляемости государством важно не только и, может быть, не столько разделение властей и система взаимных сдержек и противовесов (эти моменты обеспечивают демократизм в управлении, исключают концентрацию власти в руках какого-либо одного органа), сколько установление необходимых взаимосвязей, взаимодействия, взаимосогласованности в работе высших органов государства. Создание смешанных и «гибридных» форм улучшает взаимодействие органов государства, хотя это происходит либо за счет уменьшения роли парламента либо за счет сокращения полномочий президента, либо путем установления подчинения правительства одновременно и парламенту, и президенту, это создает известную неопределенность в его положении. Какие-то плюсы почти всегда сопровождаются определенными минусами. Например, превалирует долговременная тенденция значительного усиления власти премьер-министра, который из первого среди главных превращается по существу в хозяина правительства в условиях парламентарной формы правления: сам назначает и смещает министров без утверждения парламента. Роль правительства как коллегиального органа вытесняется единоличной властью премьер-министра.

Во-вторых, «чистые» формы правления имеют недостатки, присущие форме как таковой. например, президентская республика имеет тенденцию к президентскому авторитаризму, об этом отчетливо свидетельствует появление суперпрезидентских республик в Латинской Америке, а также президентско-монистических республик в Африке. Парламентарной же в республике имманентно присуща нестабильность правительства, частые правительственные кризисы и отставки. Поскольку в парламентарной республике и парламентарной монархии правительство зависит от парламентского большинства (а оно нередко достигается путем коалиций различных политических партий), то утрата такой поддержки ведет к вотумам недоверия. За полсотни послевоенных лет в парламентарной республике Италии сменились более полусотни кабинетов министров, средняя продолжительность их существования была менее года. Включение элементов президентской республики в парламентарную, а парламентаризма — в президентскую, применение других методов, помогает преодолеть недостатки «чистых» форм.

В-третьих, возникновение смешанных, «гибридных» форм связано с распространением и восприятием во все большем числе стран мира общечеловеческих ценностей, влиянием монистических идей и институтов. Под влиянием таких идей в эмиратах Персидского залива (Кувейте, Катаре, Бахрейне, ОАЭ, в 1992 г. в Саудовской Аравии — государстве, наиболее упорно сопротивлявшемся идеям конституционализма) приняты конституции. Правда, они остаются лишь внешней оболочкой абсолютистского по существу государства, но даже там, где они не приостановлены, а парламенты не распущены (в Кувейте, например, проводятся выборы), основные законы провозглашают, что вся власть исходит от монарха, парламент фактически и даже юридически (Катар, ОАЭ и др.) в соответствии с пренцепцией ислама аш-шура является лишь консультативным учреждением. Наконец, изменения в форме правления, появление «гибридных» черт связаны с явлением и борьбой прогрессивных сил. Примерами могут служить появление новой конституции Непала 1990 г. и фактическое изменение формы правления в Иордании в связи Королевскими прокламациями в 90-х годах при сохранении прежней власти одного и того же монарха.

4.2 «Монархическая республика» и «республиканская монархия»

Глава государства в монархии — наследственный к пожизненный, но до его совершеннолетия, управляет государством регент или регентский совет. Выборы нового монарха обычно проводятся в том случае, когда прекращается династия (например, выборы царем Михаила Романова в России в 1613 г.). Вместе с тем, в современных условиях существуют такие монархии, где глава государства не пожизненный и не наследственный, а переизбирается через определенный промежуток времени. Такая система существует в Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратах, своеобразных федеративных выборных монархиях. В каждом из этих государств глава государства переизбирается раз в 5 лет. Это принижает главу государства — монарха с президентом, а монархическую форму правления с республиканской. Однако оба государства остаются монархиями, ибо главой государства не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из «местных монархов» — правителей составных частей федерации.

В Малайзии 9 из 13 субъектов федерации возглавляются наследственными султанами (направление в четырех других организовано иначе), и только эти 9 образуют Совет правителей, который раз в 5 лет избирает главу государства. На практике на этот пост султаны избираются по очереди, в Совете правителей ведется особый список. В Малайзии Совет правителей не обладает властными полномочиями, власть монарха тоже существенно ограничена (особенно после конституционной реформы 1983—1984 гг.). Малайзия — парламентарная монархия.

Иначе обстоит дело в ОАЭ. Высший совет семи эмиров — субъектов федерации обладает всей полнотой власти — он принимает законы. Национальное же собрание, назначенное эмирами (каждый эмир назначает определенное число членов, установленное Временной конституцией 1971 г., и зависит от размеров эмирата), имеет лишь консультативный характер. Высший совет эмиров избирает главу государства раз в 5 лет, но в отличие от Малайзии им постоянно избирается глава крупнейшего эмирата Абу-Даби, занимающего 86% территории ОАЭ. Несмотря на такие выборы, основные полномочия главы государства сосредоточены у Совета эмиров. В ОАЭ действует по существу коллективный монарх.

Выше речь шла о монархиях, которые имеют республиканский признак — систематическую выборность главы государства. Вместе с тем, в современном мире в условиях тоталитарных систем появились республики, которым свойствен важнейший элемент монархии — несменяемость главы государства. Речь идет не престо о чрезвычайном усилении власти президента и появлении суперпрезидентских республик (такая форма была широко распространена еще в XIX в. в Латинской Америке, а в XX в. воспринята рядом государств Африки), а о республиках президентско-монистических.

В суперпрезидентских республиках конституции предусматривали периодическое переизбрание главы. В отличие от суперпрезидентских президентско-монократические республики существовали при однопартийной системе, их конституции предусматривали пожизненных президентов, «руководителей государства».

Начало этому явлению было положено, видимо, в Индонезии (президент Сукарно), затем последовала социалистическая Югославия. Согласно ст. 220 конституции 1963 г. переизбрание не распространялось на первого президента И. Броз Тито. Несменяемым президентом провозгласил себя Маркое на Филиппинах (в 1986 г. он все-таки провел выборы, где потерпел поражение). В 60—80-х годах пожизненными президентами провозгласили себя главы государств в Малави, Уганде, Тунисе, Экваториальной Гвинее и некоторых других странах, а пожизненный президент Центральной Африканской Республики Бокасса стал императором. Впоследствии почти все они были свергнуты в результате военных переворотов, лишь президент Туниса Бургиба был смещен конституционным путем в возрасте 84 лет после заключения медицинского консилиума о его неспособности выполнять обязанности президента. Ныне осталось лишь два пожизненных президента — в Малави и КНДР, причем в последней сын президента уже при жизни отца провозглашен его преемником.

Источник

Значение словосочетания «социалистическая республика»

Что такое социалистическая республика. Смотреть фото Что такое социалистическая республика. Смотреть картинку Что такое социалистическая республика. Картинка про Что такое социалистическая республика. Фото Что такое социалистическая республика

Термин социалистическая республика используется социалистами, которые хотели бы подчеркнуть, что они выступают за республиканскую форму правления. Кроме того, поскольку много разновидностей социализма претендует на представление интересов рабочего класса, много социалистических государств являются рабочими государствами. Другие социалисты, вроде социальных анархистов и других либертарных социалистов отвергают концепцию социалистического государства в целом, считая, что левые не обязаны брать власть в государстве, которое как аппарат угнетения несовместимо с социалистической системой.

Значение термина социалистическая республика, социалистическое государство и рабочее государство, как правило, варьируются в зависимости от мнения сторонников вариантов марксизма, марксизма-ленинизма, и некоммунистических социалистических теорий. Большинство из этих теорий (но не все) требуют, как минимум, национализации экономики, которая, как правило, будет работать в соответствии с плановой экономикой и без использования наемного труда для получения частной прибыли, которая отменяется по крайней мере в производственной и социальной сферах, хотя есть некоторые социалистические экономические теории способствуют различным уровням рыночных отношений, в сочетании с общественной собственностью и/или рабочими кооперативами.

Большинство теорий имеют в виду широкую демократию, а некоторые предполагают демократическое участие рабочих на всех уровнях экономического и государственного управления, при этом экономические решения делегируются государственным должностным лицам и административным специалистам. Государство, где демократия подавляется в пользу экономики под контролем государства, называют согласно ортодоксальной троцкистской теории «деформированным рабочим государством» — не буржуазным, но также и не социалистическим государством.

Некоторые политологи используют термин «социалистическое государство», чтобы описать государство, которое обеспечивает социальные гарантии, как охрана здоровья и помощь по безработице, несмотря на определенные экономические капиталистические устои государства, смешивая это понятие с понятием социального государства.

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое социалистическая республика. Смотреть фото Что такое социалистическая республика. Смотреть картинку Что такое социалистическая республика. Картинка про Что такое социалистическая республика. Фото Что такое социалистическая республикаПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: забарахлить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Советская республика

Сове́тская респу́блика — особая разновидность республиканской формы правления, основу которой составляют особые представительные органы — Советы. Формально советская республика характеризуется следующими признаками:

Содержание

Характеристика

Советская республика характеризуется полновластием Советов — представительных органов государственной власти.

Советская республика обладает общепринятыми демократическими институтами:

Единственную систему органов государственной власти составляют особые представительные органы — Советы разных уровней, объединённые иерархией и соподчинённостью. По основному Закону Советам принадлежит вся полнота власти, они представляют политическую основу советского государства, все иные органы подотчётны и подконтрольны Советам.

Советская республика строится по принципу демократического централизма, отрицая принцип разделения властей. Свою деятельность Советы проводят на сессиях, а в промежутках между ними постоянно-действующими органами являются президиумы и исполнительные комитеты (исполкомы), в зависимости от уровня Советов. Депутаты, если они не входят в руководство исполнительного комитета или президиума, не освобождаются от гражданской работы.

Для данного типа правления основополагающими являются следующие черты:

Виды советских республик

Советские республики можно подразделить на 3 группы:

Критика реализации советской республики в СССР

Существовала также тенденция увеличения числа беспартийных депутатов. Так например на I Съезде Советов СССР беспартийных было всего 5,7 %, а уже на III Съезде Советов СССР беспартийных было 20,4 % [11] ; в Верховном Совете СССР I созыва беспартийных было меньше 1/5, а в Верховном Совете СССР VIII созыва — уже 54 % беспартийных.

Национальные наименования Советов

В некоторых советских республиках Советы и Съезды Советов имели свои национальные названия:

Источник

Социалистические страны

Что такое социалистическая республика. Смотреть фото Что такое социалистическая республика. Смотреть картинку Что такое социалистическая республика. Картинка про Что такое социалистическая республика. Фото Что такое социалистическая республика

Что такое социалистическая республика. Смотреть фото Что такое социалистическая республика. Смотреть картинку Что такое социалистическая республика. Картинка про Что такое социалистическая республика. Фото Что такое социалистическая республика

Что такое социалистическая республика. Смотреть фото Что такое социалистическая республика. Смотреть картинку Что такое социалистическая республика. Картинка про Что такое социалистическая республика. Фото Что такое социалистическая республика

Что такое социалистическая республика. Смотреть фото Что такое социалистическая республика. Смотреть картинку Что такое социалистическая республика. Картинка про Что такое социалистическая республика. Фото Что такое социалистическая республика

Что такое социалистическая республика. Смотреть фото Что такое социалистическая республика. Смотреть картинку Что такое социалистическая республика. Картинка про Что такое социалистическая республика. Фото Что такое социалистическая республика

Что такое социалистическая республика. Смотреть фото Что такое социалистическая республика. Смотреть картинку Что такое социалистическая республика. Картинка про Что такое социалистическая республика. Фото Что такое социалистическая республика

Социалисти́ческие стра́ны — определение, использовавшееся во время холодной войны в СССР, в соответствии с терминологией КПСС, для обозначения стран, вставших на путь развития социализма, то есть придерживающихся идеологии марксизма-ленинизма и с достаточно устойчивыми режимами — независимо от дружественных или враждебных отношений с СССР [1] (ряд стран социалистического строя имели серьёзные идеологические и политические разногласия с Советским Союзом, например, социалистические Югославия, КНР и Албания).

В литературе США и их политических союзников такие страны и страны социалистической ориентации вместе как правило называли коммунисти́ческими (термин, который с конца 1980-х также используется рядом российских политологов и журналистов [кем?] для характеристики стран с подобным строем).

Наряду с понятием «социалистические страны» также использовался термин «социалисти́ческое содру́жество» (по-западному — социалистический лагерь, советский блок) для союзных СССР социалистических стран, в число которых входили все соц.страны, кроме Югославии, КНР, Албании и союзной СССР, но идеологически обособленной КНДР.

Содержание

Классификация в СССР

С середины 1940-х до середины 1950-х годов в СССР и ряде других стран для обозначения стран с переходным между капиталистическим и социалистическим строем использовалось определение «страны народной демократии».

К середине 1980-х годов в СССР к социалистическим странам относили 15 государств:

Прекратившие существование

ФлагНазвание республикпериод существования
Что такое социалистическая республика. Смотреть фото Что такое социалистическая республика. Смотреть картинку Что такое социалистическая республика. Картинка про Что такое социалистическая республика. Фото Что такое социалистическая республикаСоюз Советских Социалистических Республик (СССР)1922-1991 гг.
Что такое социалистическая республика. Смотреть фото Что такое социалистическая республика. Смотреть картинку Что такое социалистическая республика. Картинка про Что такое социалистическая республика. Фото Что такое социалистическая республикаНародная Социалистическая Республика Албания (НСРА)1946-1992 гг.
Что такое социалистическая республика. Смотреть фото Что такое социалистическая республика. Смотреть картинку Что такое социалистическая республика. Картинка про Что такое социалистическая республика. Фото Что такое социалистическая республикаНародная Республика Болгария (НРБ)1946-1990 гг.
Что такое социалистическая республика. Смотреть фото Что такое социалистическая республика. Смотреть картинку Что такое социалистическая республика. Картинка про Что такое социалистическая республика. Фото Что такое социалистическая республикаВенгерская Народная Республика (ВНР)1949-1989 гг.
Что такое социалистическая республика. Смотреть фото Что такое социалистическая республика. Смотреть картинку Что такое социалистическая республика. Картинка про Что такое социалистическая республика. Фото Что такое социалистическая республикаГерманская Демократическая Республика (ГДР)1949-1990 гг.
Что такое социалистическая республика. Смотреть фото Что такое социалистическая республика. Смотреть картинку Что такое социалистическая республика. Картинка про Что такое социалистическая республика. Фото Что такое социалистическая республикаМонгольская Народная Республика (МНР)1924-1992 гг.
Что такое социалистическая республика. Смотреть фото Что такое социалистическая республика. Смотреть картинку Что такое социалистическая республика. Картинка про Что такое социалистическая республика. Фото Что такое социалистическая республикаПольская Народная Республика (ПНР)1952-1989 гг.
Что такое социалистическая республика. Смотреть фото Что такое социалистическая республика. Смотреть картинку Что такое социалистическая республика. Картинка про Что такое социалистическая республика. Фото Что такое социалистическая республикаСоциалистическая Республика Румыния (СРР)1947-1989 гг.
Что такое социалистическая республика. Смотреть фото Что такое социалистическая республика. Смотреть картинку Что такое социалистическая республика. Картинка про Что такое социалистическая республика. Фото Что такое социалистическая республикаЧехословацкая Социалистическая Республика (ЧССР)1960-1990 гг.
Что такое социалистическая республика. Смотреть фото Что такое социалистическая республика. Смотреть картинку Что такое социалистическая республика. Картинка про Что такое социалистическая республика. Фото Что такое социалистическая республикаСоциалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ)1945-1992 гг.

Действующие

Такие страны, как Демократическая Социалистическая Республика Шри Ланка, Великая Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия, Сенегал, Мавритания, Тунис, Суринам, Судан, Замбия, провозглашавшие национальные модели социализма, но ориентировавшиеся (за исключением Ливии) на Запад, или страны, в которых элементы социализма закреплены в конституциях, как Индия и Португалия, а также Демократическая Кампучия «аграрного социализма» режима «красных кхмеров», где идеи коммунизма были доведены до абсурда, к социалистическим странам в СССР не причислялись.

Существующие социалистические страны

Что такое социалистическая республика. Смотреть фото Что такое социалистическая республика. Смотреть картинку Что такое социалистическая республика. Картинка про Что такое социалистическая республика. Фото Что такое социалистическая республика

Что такое социалистическая республика. Смотреть фото Что такое социалистическая республика. Смотреть картинку Что такое социалистическая республика. Картинка про Что такое социалистическая республика. Фото Что такое социалистическая республика

В настоящее время к классическим социалистическим странам как в политическом, так и в экономическом отношении относятся Корейская Народно-Демократическая Республика и Куба.

В социалистических КНР и Вьетнаме у власти продолжают находиться коммунистические партии, однако в экономике присутствует значительный сектор частной собственности на средства производства. Сходная ситуация наблюдается и в Лаосе.

Во всех остальных вышеперечисленных странах в начале 1990-х годов произошёл возврат к капитализму.

В начале XXI века социализм стал усиливать свои позиции в странах Латинской Америки. На 2010 год правительства Никарагуа, Венесуэлы, Эквадора и Боливии уже проводят в жизнь социалистическую политику.

В 2008 году в Непале коммунисты (Коммунистическая партия Непала (маоистская) одержали победу на выборах в Учредительное собрание и с тех пор формируют правительство. С 29 августа 2011 года главой правительства Непала стал главный идеолог ОКПН(м) Бабурам Бхаттараи. Однако взять в свои руки всю власть маоистам не удалось. Президентом Непала избран представитель Непальского конгресса. На сегодняшний день Непал представляет из себя страну с преобладанием в политической жизни коммунистических идей и доминированием двух основных коммунистических партий — Объединённой Коммунистической партии Непала (маоистской) (ОКПН(м)) и Коммунистической партии Непала (объединённой марксистско-ленинской) (КПН(омл)).

Реформы кубинского социализма

Свобода передвижения

Что такое социалистическая республика. Смотреть фото Что такое социалистическая республика. Смотреть картинку Что такое социалистическая республика. Картинка про Что такое социалистическая республика. Фото Что такое социалистическая республика

Временный выезд за границу в СССР осуществлялся либо в связи со служебной командировкой, либо в составе организованной туристической группы, либо для посещения живущих за границей родственников. При этом часть граждан были «невыездными» (им разрешение на поездку за границу не выдавали) либо в связи с их доступом к секретной информации, либо в связи со слабым здоровьем, либо в связи с «неблагонадёжностью». [4]

Из-за ограничений были случаи «бегства» за границу (см. Невозвращенцы). Чаще всего люди, временно пребывающие в капиталистической стране, просили там политического убежища, которое гражданам соцстран предоставлялось автоматически.

На Кубе в 2011 году было принято решение о легализации выезда за границу. [5]

Источник

СОЮЗНАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Суверенитет Союзной республики юридически закрепляется рядом правовых гарантий, установленных Конституцией СССР.

Первая правовая гарантия состоит в праве Союзной республики принимать свою Конституцию, учитывающую особенности республики и построенную в полном соответствии с общесоюзной Конституцией (ст. 16 Конституции СССР).

Вторая правовая гарантия заключается в сохранении за каждой Союзной республикой права свободного выхода из СССР. Это право законодательно закреплено в ст. 17 Конституции СССР и в Конституциях Союзных республик. Право свободного выхода из СССР вытекает из добровольного характера Союза ССР.

Третья правовая гарантия состоит в том, что территория Союзных республик не может быть изменена без их согласия (ст. 18 Конституции СССР). Тем самым подчёркивается верховенство Союзной республики над своей территорией.

Четвёртой правовой гарантией суверенитета Союзных республик является их право вступать в непосредственные сношения с иностранными государствами, заключать с ними соглашения и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями (ст. 18-а Конституции СССР). Это право Союзных республик установлено в 1944 г. в связи с тем, что у Союзных республик есть немало специфических хозяйственных и культурных нужд, которые не могут быть в полной мере охвачены общесоюзным представительством за границей, а также договорами и соглашениями Союза. Используя это право, две Союзные республики – УССР и БССР – наряду с Союзом ССР являются членами Организации Объединённых Наций (см.), активно участвуя в борьбе за мир в её органах. БССР в течение двух лет была членом Совета Безопасности (см.) ООН. УССР и БССР участвовали в подписании мирных договоров 1947 г.(см.).

Пятой правовой гарантией суверенитета Союзных республик является право Союзных республик иметь свои республиканские войсковые формирования (ст. 18-6 Конституции СССР), установленное также в 1944 г.

Союзная республика должна обладать тремя объективными признаками. Первый объективный признак состоит в том, что Союзная республика не должна быть окружена со всех сторон территорией других Союзных республик. Необходимо это для того, чтобы обеспечить за каждой Союзной республикой гарантированное ей по Конституции СССР право на свободный выход из состава СССР. Второй объективный признак состоит в том, чтобы национальность, давшая советской республике своё имя, представляла в республике более или менее компактное большинство. Третий объективный признак заключается в том, чтобы Союзная республика была не очень маленькой по количеству населения, чтобы она имела население не менее одного миллиона. Этот признак необходим для того, чтобы эта республика могла иметь армию и смогла сама защищать свою независимость в случае выхода из состава СССР. Все эти три объективных признака должны быть в совокупности у Союзной республики, как суверенного государства в настоящих исторических условиях.

Охрана суверенитета Союзных республик возложена Конституцией СССР (ст. 15 Конституции СССР) на Союз ССР. Союз ССР охраняет суверенные права Союзных республик всей своей военной, экономической и политической мощью. Охрана Союзом ССР суверенных прав Союзных республик является главной гарантией их суверенитета. Это особенно наглядно проявилось в годы Великой Отечественной войны, когда Вооружённые Силы Союза ССР отстояли свободу и независимость всех Союзных республик.

Компетенция Союзных республик определяется Конституциями самих республик на основе и в соответствии с общесоюзной Конституцией. Ст. 19 Конституции РСФСР и соответствующие статьи Конституций других Союзных республик устанавливают, что ведению Союзной республики в лице её высших органов государственной власти и органов государственного управления подлежат: установление Конституции республики и контроль за её соблюдением; утверждение Конституций автономных республик (з РСФСР, Грузинской ССР, Азербайджанской ССР и Узбекской ССР), представление на утверждение Верховного Совета СССР образования новых краёв и областей, а также новых автономных республик и автономных областей, утверждение границ и районного деления краёв, областей и округов; законодательство; охрана государственного порядка и прав граждан; утверждение народнохозяйственного плана; утверждение государственного бюджета и отчёта о его исполнении; установление в соответствии с законодательством СССР государственных и местных налогов, сборов и неналоговых доходов; руководство осуществлением местных бюджетов, руководство страховым и сберегательным делом; управление банками, промышленными, сельскохозяйственными и торговыми предприятиями и организациями республиканского подчинения, а также руководство местной промышленностью; контроль и наблюдение за состоянием и управлением предприятий союзного подчинения; установление порядка пользования землёй, недрами, лесами и водами; руководство жилищным и коммунальным хозяйством, жилищным строительством и благоустройством городов и других населённых мест; дорожное строительство, руководство местным транспортом и связью; руководство делом здравоохранения, социального обеспечения, начального, среднего и высшего образования; руководство культурно-просветительными и научными организациями и учреждениями республики и управление культурно-просветительными и научными организациями и учреждениями общереспубликанского подчинения; руководство и организация дела физической культуры и спорта; организация судебных органов; предоставление нрав гражданства; амнистия и помилование граждан, осуждённых судебными органами республики; установление представительства в международных сношениях; установление порядка образования войсковых формирований.

Такова компетенция Союзных республик. Существенное расширение суверенных прав союзных республик было сделано в 1944 г. в связи с предоставлением им прав на непосредственные внешние сношения и на создание республиканских войсковых формирований. Компетенция всех Союзных республик не является полностью идентичной, в ней имеются некоторые различия, связанные с особенностями Союзных республик.

Высшим органом государственной власти Союзной республики является Верховный Совет республики (см.). Верховный Совет избирается гражданами республики, достигшими 18 лет, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права (см.) при тайном голосовании. Правом быть избранными в Верховный Совет Союзной республики пользуются все избиратели, достигшие 21 года. Верховный Совет избирается сроком на 4 года. Верховный Совет – единственный законодательный орган Союзной республики. Компетенция Верховного Совета Союзной республики законодательно закреплена в ст. 60 Конституции СССР и в Конституциях Союзных республик.

Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти республики является Совет Министров республики (см.), образуемый Верховным Советом, ответственный перед ним и подотчётный ему, а в период между сессиями – ответственный перед Президиумом Верховного Совета Союзной республики, которому подотчётен.

Министерства (см.) в Союзных республиках имеются двух видов: союзно-республиканские и республиканские. Союзно-республиканские министерства руководят порученными им отраслями государственного управления, подчиняясь как Совету Министров Союзной республики, так и соответствующим союзно-республиканским министерствам СССР. Республиканские министерства руководят порученными им отраслями государственного управления, подчиняясь непосредственно Совету Министров Союзной республики.

Правосудие в Союзной республике осуществляется судебными органами, во главе которых стоит Верховный суд союзной республики (см.), избираемый Верховным Советом республики сроком на 5 лет. Прокурор республики назначается Генеральным Прокурором СССР сроком на 5 лет. Прокуратура Союзной республики осуществляет высший надзор за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, равно как отдельными должностными лицами, а также гражданами на территории республики. Органы прокуратуры осуществляют свои функции независимо от каких-либо местных органов, подчиняясь только Генеральному Прокурору СССР.

Административно-территориальное деление (см.) Союзных республик закреплено в их Конституциях.

Союзные республики имеют свои госудорственные гербы и флаги (см. Герб государственный, Флаг государственный), построенные на основе общей идеи с государственным гербом и флагом СССР и отражающие особенности республик. Описание рисунков государственного герба и описание государственного флага установлено Конституциями Союзных республик.

Столицами Союзных республик являются: РСФСР – Москва, УССР – Киев, БССР – Минск, Узбекской ССР – Ташкент, Казахской ССР – Алма-Ата, Грузинской ССР – Тбилиси, Азербайджанской ССР – Баку, Литовской ССР – Вильнюс, Молдавской ССР – Кишинёв, Латвийской ССР – Рига, Киргизской ССР – Фрунзе, Таджикской ССР – Сталинабад, Армянской ССР – Ереван, Туркменской ССР – Ашхабад, Эстонской ССР – Таллин, Карело-Финской ССР – Петрозаводск.

Ряд Союзных республик имеет свои государственные гимны, отражающие основные идеи государственного гимна СССР и национальные особенности исторического развития этих республик.

Советские Союзные республики за годы своего существования превратились в передовые социалистические государства. Опираясь на помощь великого русского народа, народы Союзных республик добились ликвидации фактического неравенства и отсталости. Коммунистическая партия Советского Союза неуклонно проводила и проводит ленинско-сталинскую национальную политику, направленную на всемерное развитие всех социалистических наций, на укрепление дружбы и взаимного сотрудничества между ними.

В Союзных республиках создана мощная металлургическая, нефтяная и химическая промышленность, построены крупные электростанции, машиностроительные заводы и многие другие промышленные предприятия. В результате проведения политики индустриализации Союзные республики намного опередили в своём промышленном развитии некоторые старые, капиталистические страны. С победой колхозного строя сельское хозяйство всех Союзных республик коренным образом преобразилось, прочно встало на путь непрерывного подъёма. Союзные республики обладают крупным высокотоварным социалистическим сельским хозяйством, построенным на передовой агрономической науке и высокой современной технике. Экономика Союзных республик непрерывно растёт и развивается на основе познанных нашей партией и Советской властью объективных экономических законов и, прежде всего, в соответствии с основным экономическим законом социализма.

Огромных успехов достигли все Союзные республики в развитии национальной по форме и социалистической по содержанию культуры. Каждая Союзная республика осуществляет подлинную культурную революцию. Созданы национальные кадры специалистов самых различных квалификаций из коренных национальностей этих республик. В наст, время в советских республиках только в промышленности, строительстве и на транспорте работает более 2 млн. инженерно-технических работников; в сельском хозяйстве занято около 400 тыс. агрономов, зоотехников, лесоводов и других специалистов; почти 2 млн. учителей и преподавателей работают в школах, техникумах и высших учебных заведениях.

В Директивах XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану развития СССР на 1951 – 1955 годы предусматривается дальнейший гигантский рост экономики и культуры всех Союзных республик, рост материального благосостояния их населения – социалистических наций, строящих коммунизм.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *