Что такое социализация личности в психологии

ЛЕКЦИЯ № 29. Социализация личности

ЛЕКЦИЯ № 29. Социализация личности

Социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизведения социальных норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.

Социализация происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой. Этот процесс направляется обществом, государством через влияние на те или иные возрастные, социальные, профессиональные группы людей.

Кроме того, управление и влияние со стороны государства осуществляется через посредство целенаправленного и социально контролируемого воспитания (семейного, религиозного, социального). Эти составляющие имеют как частные, так и существенные различия на протяжении жизни человека на различных стадиях или этапах социализации.

Социальную деятельность, точнее, социализацию, делят на 3 стадии:

Это деление, конечно, условно, ибо в одну и ту же стадию (например, трудовую) попадают люди 20-50-летнего возраста, социализация которых существенно различается.

Другой подход к рассмотрению этапов социализации – возрастной:

1) младенчество (до 1 года);

2) младший дошкольник (1–3 года);

3) дошкольник (3–6 лет);

4) младший школьник (6—10 лет);

5) подросток (11–14 лет);

6) ранний юноша (15–17 лет);

8) молодость (23–33 года);

9) зрелость (34–50 лет);

10) пожилой (50–65 лет);

11) старческий (65–80 лет);

12) долгожитель (выше 80 лет).

Сущность социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Общество всегда стремилось сформировать человека в соответствии с определенным идеалом. Идеалы менялись с развитием общества.

Содержание процесса социализации определяется тем, что любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены успешно овладевали ролями мужчины и женщины (т. е. в успешной полоролевой социализации), могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности (профессиональная социализация), были бы законопослушными (политическая социализация) и т. д.

Все это характеризует человека как объект социализации. Но человек становится полноценным членом общества, будучи не только объектом, но и субъектом социализации.

Усвоение норм и ценностей происходит не пассивно, оно идет в неразрывном единстве с реализацией активности человека, его саморазвитием и самореализацией в обществе. Развитие человека происходит в результате решения им целого ряда задач. Их можно определить следующим образом: познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые, коммуникативные, мировоззренческие.

Каждая стадия развития ставит перед человеком новые типы задач, которые соотносятся с возрастом. Попробуем соотнести возраст с типом задач. Выделяют 3 группы задач, которые приходится решать человеку:

1) естественно-культурные – достижение на каждом возрастном уровне физического и сексуального развития (при этом решение задач связано с различными темпами полового созревания, эталонами мужественности и женственности в различных этносах и регионах);

2) социально-культурные задачи – познавательные, ценностные, смысловые, специфичные для каждого возрастного этапа в конкретном социуме в определенные периоды его развития. Эти задачи определяются обществом в целом, регионами и ближайшим окружением человека. Они ставятся на каждом возрастном этапе в сфере познания социальной действительности и в сфере участия в жизни общества. Эти задачи имеют как бы два слоя: с одной стороны, это задачи, предъявляемые человеку в вербализованной форме институтами общества; с другой – задачи, воспринимаемые им из общественной практики. Оба эти слоя могут не совпадать, часто противоречат друг другу. Кроме того, и тот и другой слой могут и не осознаваться человеком или осознаваться частично, а нередко в той или иной мере – осознаваться искаженно;

3) социально-психологические задачи – это становление самосознания личности, ее самоопределение в сегодняшней жизни и на перспективу, самоактуализация и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание и способы их решения.

Самоопределение личности предполагает нахождение определенных позиций в различных сферах активной жизнедеятельности и выработку планов на различные отрезки будущей жизни. Самоутверждение предполагает удовлетворяющую человека реализацию своей активности в значимых для него сферах жизнедеятельности. Самоутверждение может иметь разнообразные формы, которые могут быть как социально приемлемыми, так и социально опасными.

Решение задач, о которых мы говорим, является объективной необходимостью для развития личности. Если какая-то из этих групп задач или отдельные задачи остаются нерешенными на том или ином возрастном этапе, то это либо задерживает развитие личности, либо делает его неполноценным.

Возможен и такой случай, когда какая-либо задача, оставаясь нерешенной в определенном возрасте, внешне не сказывается на развитии личности, но через определенный промежуток времени «всплывает», что приводит к немотивированным поступкам.

Вот эта необходимость решения определенных задач побуждает человека ставить определенные цели, достижение которых ведет к решению задач. Важно при этом, чтобы задачи были осознаны адекватно.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

ЛЕКЦИЯ № 4. Представление о структуре личности в различных психологических теориях. Факторный анализ в изучении личности

ЛЕКЦИЯ № 4. Представление о структуре личности в различных психологических теориях. Факторный анализ в изучении личности Существует ряд психологических теорий, описывающих структуру личности. Русская и советская психологическая школа представлена в работах И. П.

ЛЕКЦИЯ № 5. Ролевые теории личности. Понятие о структуре личности как совокупности социальных ролей

ЛЕКЦИЯ № 5. Ролевые теории личности. Понятие о структуре личности как совокупности социальных ролей Ролевая теория личности – это подход к изучению личности, согласно которому личность описывается посредством усвоенных и принятых ею (интернализация) или вынужденно

ЛЕКЦИЯ № 9. Направленность личности

ЛЕКЦИЯ № 9. Направленность личности Главным в формировании личности является развитие моти-вационной сферы. Под развитием мотивационной сферы можно понимать развитие и изменение самих мотивов по их содержанию, силе, напряженности, действенности. Эта сторона развития

ЛЕКЦИЯ № 10. Самооценка личности

ЛЕКЦИЯ № 10. Самооценка личности Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных в развитии личности. Самооценка является необходимым компонентом самосознания, т. е. осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных

55. Социализация личности

55. Социализация личности Социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизведения социальных норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, которому он

Лекция 13. Способности и роли личности

Лекция 13. Способности и роли личности Ценность личности определяется не только тем, что она представляет собой в данный момент, но и заложенными в ней возможностями дальнейшего развития и совершенствования.Всякая деятельность требует от человека обладания

Лекция 14. Опорный «скелет» личности

Лекция 14. Опорный «скелет» личности Все, что говорилось до сих пор, можно отнести к любому человеку. У каждого есть тот или иной темперамент, характер, более или менее разнообразные способности, каждый хранит в себе множество простых и сложных ролей. Наконец, у каждого

Глава 7. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Глава 7. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ § 7.1. ЧТО ТАКОЕ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»?Человек – существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными. С самого начала своей жизни он включен в социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек

33. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ. ФОРМЫ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

33. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ. ФОРМЫ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ Личностью не рождаются, ею становятся. Становление личности происходит в ходе ее социализации, социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе

Социализация личности[69]. А. А. Реан Человек – существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как начинает говорить.

§ 1. Понятие личности. Социализация личности. Структура психических свойств личности

§ 1. Понятие личности. Социализация личности. Структура психических свойств личности Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью.Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т. д. Эти свойства

§ 1. Правовая социализация личности

§ 1. Правовая социализация личности Правоисполнительное поведение личности формируется в результате ее правовой социализации.Правовая социализация личности — включение в ценностно-нормативную систему личности ценностей, охраняемых правом; овладение личностью

Источник

Социализация личности в психологии

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность социализации в психологии

Социализация в психологии понимается как процесс включения человека в социум, активного усвоения им социальных ролей и норм, социального опыта, ценностей, которые необходимы индивиду для успешного функционирования в этом социуме.

Результатом социализации является формирование у человека таких социальных качеств, умений, способностей и знаний, которые дают ему возможность быть полноправным и дееспособным участником общественных отношений, при этом социализация может нести как стихийный и неосознанный характер, так и быть целенаправленным процессом.

Активное усвоение человеком социальных норм с точки зрения психологии вызвано потребностью человека быть частью общества, осознавать себя его частью, оценивать его.

Таким образом, социализация с точки зрения психологии основывается на понимании социально-психологического типа личности как отражения социальной жизни.

Социализация в психологии понимается как двусторонний процесс, который включает как усвоение человеком социальных ценностей и опыта посредством его включения в социум, так и активное вопроизведение социального опыта в социуме.

В психологии выделяют несколько теорий социализации. Рассмотрим некоторые из них.

Психоаналитические теории социализации

Данные теории основываются на теории, предложенной З.Фрейдом согласно которой процесс социализации заключается в угнетении личностью сексуальной энергии, поскольку ее проявление не отвечает социальным нормам общества.

Концепция психосоциального развития, предложенная Э.Эриксоном определяет социализацию как формирование и развитие внутренней активности человека.

Когнитивистские теории

Готовые работы на аналогичную тему

Когнитивистские теории берут за основу теорию, придложенную Ж.Пиаже, который полагал, что приобретенный социальный опыт и навыки на каждом возрастном этапе обусловлен развитием когнитивных процессов. Согласно его теории, каждый этап знаменуется формированием новых навыков, которые определяют границы обучения в том числе каким-либо социальным действиям.

Еще одним представителем данного подхода является Л.Колберг, который выделил шесть этапов нравственного развития, сменяющих друг друга в строгой последовательности. Переход от стадии к стадии становится возможным в результате развития когнитивных навыков.

Понимание социализации в отечественной психологии

Отечественная психология рассматривает социализацию в рамках теории деятельности, психологии отношений и структурно-динамическом подходе.

В рамках деятельностного подхода развитие личности имеет социальную природу и регулируется социальными законами. Социальный опыт закрепляется в результатах культуры, а не посредством механизмов генетики. Чтобы воспроизводить и передавать социальный опыт человек прибегает к обучению и воспитанию.

А. Н. Леонтьев полагал, что личность – сущность социальная, а потому особенности личности не являются ее структурными элементами, а представляют собой условия формирования личности.

Согласно культурно-исторической концепции Л.С. Выготского ключом к пониманию психики человека являются знаки, язык, средства труда, социальные отношения. Высшие психические процессы объясняются через социальные взаимодействия личности со средой. Социализация по этой концепции осуществляется при наличии определенных условий семьи, а также социально-политических, культурных, экономических условиях.

Следует отметить концепцию А.В. Петровского, который полагал, что межличностные взаимодействия осуществляются посредством содержания и ценностей социальной группы.

Таким образом, деятельностный подход рассматривает процесс социализации как двусторонний, где человек развивает себя и преобразует внешнюю среду.

Психология отношений в работах отечественных психологов рассматривает отношения как один из ключевых факторов структуру личности. В структуре личности А.Ф. Лазурский выделяет два начала:

Эндопсихика — это совокупность всех взаимосвязанных и взаимозависимых психических элементов и функций. Это внутренний механизм человеческой личности.

Экзопсихика определяется отношением личности к внешним объектам, к среде;

По мнению Б.Ф.Ломова понять сущность психических свойств личности возможно только через систему отношений человек-общество, т.е сущность психики человека кроется в общественных отношениях, в которые он вступает.

Психология отношений рассматривает социализацию как средство взаимодействия человека и общества.

Структурно-динамический подход выделяет в структуре личности три элемента:

К.К. Платонов выделяет три уровня личности:

Г.М. Андреева рассматривает социализацию как двусторонний процесс, включающий приобретение человеком социального опыта с одной стороны, и активное воспроизведение человеком системы социальных связей с другой стороны.

Таким образом, социализация в психологии не имеет единой трактовки. В психологии чаще всего социализация рассматривается как многогранный противоречивый процесс усвоения человеком социального опыта, который обусловлен внешними и внутренними факторами.

Также следует отметить единодушие взглядов на социализацию как процесс регуляции личностного становления индивида, обеспечивающий его активное взаимодействие с окружающей средой, формирование индивидуальной структуры самосознания, направленности и образа жизни, овладение системой социальных ролей.

Источник

Что такое социализация в психологии: определение и суть понятия

Что такое социализация личности?

Что такое социализация личности в психологии. Смотреть фото Что такое социализация личности в психологии. Смотреть картинку Что такое социализация личности в психологии. Картинка про Что такое социализация личности в психологии. Фото Что такое социализация личности в психологииСуществует ещё одно течение в психологии, рассматривающее социализацию как некий культурный феномен, в связи с чем у разных цивилизаций, например, китайской, индийской, российской или европейской, она протекает своим неповторимым образом. Исходя из этой точки зрения, рассматриваемому нами понятию даётся следующее определение: это процесс, обусловленный культурными особенностями нации, народа или этноса, во время которого личность изучает паттерны поведения, системы представлений, правила и нормы, свойственные данной общности людей.

Интерпретация понятия «социализация» в различных школах психологии

Типы социализации в психологии

Первичная социализация

Представляет собой процесс, во время которого личность получает первоначальные знания, навыки и опыт жизни в социуме и при взаимодействии с людьми. Она начинается с рождения и заканчивается, как правило, при достижении им совершеннолетия (в 18 лет в России). С этого момента, согласно закону, человек имеет право самостоятельно решать, какие поступки и действия он будет совершать, будет ли его поведение социально одобряемым или нет, а также нести ответственность за последствия своих решений). Важность первичной социализации для человека бесценна, поскольку на её фундаменте личность будет выстраивать отношения с другими людьми. Будут ли они успешными или неудачными, зависит от воспитателей и от того, какие модели поведения усвоит личность.

В детском саду и школе социализация личности протекает несколько иначе, чем в семье. Здесь ребёнок впервые приобретает знания о том, как взаимодействовать в большом коллективе, а также с людьми выше его в общественной иерархии (воспитатели, учителя). В этот период идёт активное усвоение социальных ролей, психологии и правил поведения, характерных для определённого статуса в социальной группе, например, изгоя, «ботаника», вожака и т.д.

Ресоциализация

Во время этого процесса личность избавляется от старых привычек, рефлексов и моделей поведения и заменяет их на новые, более эффективные и более соответствующие сложившейся жизненной ситуации.

Что такое социализация личности в психологии. Смотреть фото Что такое социализация личности в психологии. Смотреть картинку Что такое социализация личности в психологии. Картинка про Что такое социализация личности в психологии. Фото Что такое социализация личности в психологииПочему возникает желание пересмотреть свою жизнь? Например, личность ощущает, что привычные ей убеждения и ценности завели её в тупик, мешают самореализоваться и добиться осуществления сокровенных желаний. Если индивид хотел стать альпинистом и проводить основное время своей жизни в восхождениях на горные вершины, а ему приходится работать бухгалтером, то, разумеется, нет смысла мечтать о горах, когда целый день занят тем, что сводишь дебет с кредитом.

Образ мышления и модели поведения бухгалтеров и альпинистов радикально различаются, поэтому человеку необходимо найти нужное ему окружение, чтобы, наблюдая и общаясь, с помощью подражания перенять ценности и привычки интересующей его группы людей.

Примером неудачной ресоциализации можно считать попытки перевоспитать преступников, содержащихся в местах лишения свободы. Если мы откроем Уголовно-исполнительный кодекс РФ, то увидим, что в качестве одной из целей содержания правонарушителей в тюрьмах является их воспитание в духе принятых в обществе социальных норм. Однако, эти цели достигаются крайне редко.

Дело в том, что в колониях преступники проводят в обществе друг друга практически все время, соответственно, они постоянно общаются и взаимодействуют друг с другом, вместе проводят свободное время и делятся взглядами на жизнь, ценностями и навыками. Поэтому само функционирование исправительной системы приходит в противоречие с декларируемыми принципами, ведь, чтобы перевоспитать правонарушителя, нужно или его желание, которого обычно нет либо оно зачастую пропадает в течение пребывания в тюремной антисоциальной среде, или его полная изоляция от любого антиобщественного влияния и целенаправленная работа по внедрению социально приемлемых установок.

Социализация в группе

Организационная социализация

Что такое социализация личности в психологии. Смотреть фото Что такое социализация личности в психологии. Смотреть картинку Что такое социализация личности в психологии. Картинка про Что такое социализация личности в психологии. Фото Что такое социализация личности в психологииПсихология понимает под этим процесс, заключающийся в обучении знаниям и навыкам, необходимым для эффективной работы и выполнения социальной роли сотрудника организации. Во время организационной социализации происходит знакомство работника с его будущими коллегами, с принятыми в корпорации ценностями и принципами работы, нормами поведения и дресс-кодом.

Социализация по половому признаку

Социум предъявляет определённые требования к женщинам и мужчинам, которым они должны соответствовать. Так, общество считает, что мальчику необходимо усвоить такие понятия, как мужественность, отвага, смелость, умение держать себя в руках и не показывать свои эмоции, решительность. В то же время, девочкам полагается быть нежными, заботливыми, чуткими, внимательными. Таким образом, во время гендерной социализации каждый индивид узнаёт о принятых социальных правилах, которых должен придерживаться каждый мужчина и женщина, и обучается следовать им.

Досрочная социализация

Под этим понятием понимается репетиция социальных ролей, норм или правил, которых предстоит придерживаться в будущем. Так, личность, мечтающая сделать карьеру в крупной корпорации, будет стремиться к тому, чтобы до собеседования тщательно изучить культуру организации, правила поведения, принятые в ней, её традиции, поскольку это повышает вероятность успешного прохождения собеседования и поступления на работу, а также легкую акклиматизацию в новых непривычных условиях. Именно это раскрывает суть, объясняет, что такое социализация, определение данного термина.

Другой разновидностью досрочной социализации может быть решение молодых людей пожить некоторое время до бракосочетания вместе на одной территории, чтобы понять, подходят ли они друг другу, справляются ли с бытовыми проблемами, будет ли их семейная жизнь счастливой.

Какие социальные институты занимаются социализацией личности?

Источник

Социализация личности: коротко о главном

Что такое социализация личности в психологии. Смотреть фото Что такое социализация личности в психологии. Смотреть картинку Что такое социализация личности в психологии. Картинка про Что такое социализация личности в психологии. Фото Что такое социализация личности в психологииСоциализация личности – процесс интеграции человека в социальную систему путём овладения нормами, правилами, навыками и знаниями, которые помогут ему нормально функционировать в обществе. Если поведение животных обусловлено инстинктами, то человеку для нормальной жизнедеятельности необходима социализация.

На онлайн-программе «Самопознание» вы сможете узнать свои особенности, сильные и слабые стороны и скорректировать вектор своего развития.

Типы и фазы социализации

Есть два базовых типа социализации:

Также выделяют дополнительные типы социализации:

Что же касается фаз, то основные фазы социализации личности таковы:

Кроме того, в процессе социализации человек проходит еще и несколько стадий.

Стадии процесса социализация личности по Эриксону

Эрик Эриксон – известный психолог в сфере психологии развития и психоаналитик. Согласно его, есть следующие стадии процесса социализации:

Младенчество (от рождения до полутора лет). На самой ранней стадии социализации происходит формирование базового доверия к миру. Главную роль в этом играет мать ребёнка, и динамика развития доверия зависит именно от неё. Если общения с матерью будет слишком мало, произойдёт замедление психологического развития ребёнка.

Раннее детство (от 1,5 до 4 лет). Происходит формирование независимости и автономности ребёнка. Ребёнок начинает ходить, уже сам может убирать за собой игрушки и т.д. Родители постепенно приучают ребёнка к опрятности и аккуратности.

Детство (от 4 до 6 лет). В процессе игры у ребёнка формируется чувство предприимчивости и инициативности, он развивает своё творческое начало, память, логическое мышление, получает представления о взаимодействии людей между собой. Он активно расширяет область своих знаний о мире. Если лишить ребёнка возможности развиваться и социализироваться через игру, это отразится пассивностью, безынициативностью и неуверенностью в себе в будущем.

Младший школьный возраст (от 6 до 11 лет). На этой стадии социализация происходит уже не только при участии родителей. Школа приобщает ребёнка к нормам поведения, а в общении с одноклассниками он получает необходимый ему социальный опыт. Успех или неуспех в учёбе может отразиться на дальнейшем развитии личности. Если, например, ребёнку не даётся учёба, а вместо помощи он получает от учителей и родителей упрёки, это может привести к неуверенности, потере интереса к учёбе и даже чувству неполноценности.

Отрочество (от 11 до 20 лет). На этой стадии индивид сильно озабочен тем, как он выглядит в глазах окружающих его людей. Отчасти это связано с половым созреванием. Перед подростком появляется необходимость самоопределиться и найти своё профессиональное призвание

Юность (от 21 года до 25 лет). Человек ищет спутника жизни, активно взаимодействует с другими людьми, особенно внутри своей социальной группы. Появляются чувства близости и единства с другими людьми, нередко индивид начинает идентифицировать себя с социальной группой. В то же время из-за кризиса идентичности человек часто чувствует себя одиноким и изолированным.

Зрелость (от 25 до 55-60 лет). Человек вкладывает себя в любимое дело, развивает чувство идентичности. Большое значение имеет взаимодействие с другими людьми, особенно с детьми.

Старость (от 55-60 лет до смерти). Для этой стадии характерны переосмысление своей жизни и размышления о прожитых годах. Человек понимает, что жизнь подходит к концу. В связи с этим он может отстраниться от происходящего вокруг него.

Конечно же, данная тема намного шире и интереснее, и в рамках одной статьи вряд ли удастся сказать обо всем. Однако сказанного уже вполне достаточно, чтобы составить представление о социализации, а также сделать определенные выводы о своем развитии и развитии своих детей.

Надеемся, эта статья была вам полезна. Желаем успехов!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *