Что такое социальная деятельность кратко

Глава 29. СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Глава 29. СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Социальная деятельность представляет собой динамичную систему активного взаимодействия личности, социальной группы или общности с окружающим миром, в процессе которого проис­ходит производство и воспроизводство человека как существа общественного, осуществляется целесообразное изменение и пре­образование природного и социального мира.

В структуре социальной дея­тельности можно выделить три взаимосвязанных компонента:

1) осознанность деятельности (целеполагание);

2) общественно обусловленный характер деятельности;

3) продуктивность деятельности (целедостижение).

Что такое социальная деятельность кратко. Смотреть фото Что такое социальная деятельность кратко. Смотреть картинку Что такое социальная деятельность кратко. Картинка про Что такое социальная деятельность кратко. Фото Что такое социальная деятельность кратко

По Веберу действие становится социальным в подлинном смысле этого слова только тогда, когда оно:

1) является осмысленным, т.е. направлено на достижение ясно осознаваемых самим индивидом целей;

2) сознательно мотивировано, а в качестве мотива выступает некое смысловое единство, представляющееся действующему ли­цу или наблюдателю достойной причиной для определенного дей­ствия;

3)социально осмысленно и социально ориентировано на взаимодействие с другими людьми.

Согласно Веберу, социальное действие, занимающее цен­тральное место в содержании социологии как науки, может быть классифицировано по четырем типам:

1) целерациоиалъное действие- такое поведение, которое ориентировано на достижение рационально выбранной цели, в ко­тором рационально рассматривается отношение средств к целям и
побочным результатам действия и, наконец, рационально осмыс­ленное отношение различных целей друг к другу, причем критери­ем рациональности является успешность действия;

3) традиционное действие, основанное на длительной при­вычке и совершаемое индивидами, как правило, без осмысления;

4) аффективное действие, вызываемое аффектами и чувст­вами индивида и не являющееся рационально осмысленным, более того, часто оказывающееся на границе или даже за пределами то­
го, что можно назвать осмысленным или осознанно ориентирован­ным.

Глава 29. СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Социальная деятельность представляет собой динамичную систему активного взаимодействия личности, социальной группы или общности с окружающим миром, в процессе которого проис­ходит производство и воспроизводство человека как существа общественного, осуществляется целесообразное изменение и пре­образование природного и социального мира.

В структуре социальной дея­тельности можно выделить три взаимосвязанных компонента:

1) осознанность деятельности (целеполагание);

2) общественно обусловленный характер деятельности;

3) продуктивность деятельности (целедостижение).

Что такое социальная деятельность кратко. Смотреть фото Что такое социальная деятельность кратко. Смотреть картинку Что такое социальная деятельность кратко. Картинка про Что такое социальная деятельность кратко. Фото Что такое социальная деятельность кратко

По Веберу действие становится социальным в подлинном смысле этого слова только тогда, когда оно:

1) является осмысленным, т.е. направлено на достижение ясно осознаваемых самим индивидом целей;

2) сознательно мотивировано, а в качестве мотива выступает некое смысловое единство, представляющееся действующему ли­цу или наблюдателю достойной причиной для определенного дей­ствия;

3)социально осмысленно и социально ориентировано на взаимодействие с другими людьми.

Согласно Веберу, социальное действие, занимающее цен­тральное место в содержании социологии как науки, может быть классифицировано по четырем типам:

1) целерациоиалъное действие- такое поведение, которое ориентировано на достижение рационально выбранной цели, в ко­тором рационально рассматривается отношение средств к целям и
побочным результатам действия и, наконец, рационально осмыс­ленное отношение различных целей друг к другу, причем критери­ем рациональности является успешность действия;

3) традиционное действие, основанное на длительной при­вычке и совершаемое индивидами, как правило, без осмысления;

4) аффективное действие, вызываемое аффектами и чувст­вами индивида и не являющееся рационально осмысленным, более того, часто оказывающееся на границе или даже за пределами то­
го, что можно назвать осмысленным или осознанно ориентирован­ным.

Источник

Деятельность социальная

Смотреть что такое «Деятельность социальная» в других словарях:

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ — совокупность социально значимых действий, осуществляемых субъектом (об во, класс, группа, личность) в различн. сферах и на различн. уровнях соц. организации об ва, преследующих определенные соц. цели и интересы и использующих во имя достижения… … Российская социологическая энциклопедия

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ — концептуально автономная область филос. познания, обращенная на общество, историю и человека как субъекта социокультурных взаимодействий. В истории филос. мысли выделяются два типа социального философствования, исходящие из разного понимания… … Философская энциклопедия

деятельность — целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта. В качестве объяснительного принципа психики категория Д. используется при изучении различных областей психической реальности (психология познавательных процессов, мо … Большая психологическая энциклопедия

Социальная инженерия (социология) — Социальная инженерия это совокупность подходов прикладных социальных наук, которые ориентированы на целенаправленное изменение организационных структур, определяющих человеческое поведение и обеспечивающих контроль за ним. На становление и… … Википедия

Социальная организация — общества (от позднелат. organizio формирую, сообщаю стройный вид Википедия

Социальная политика — Социальная политика политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных… … Википедия

Социальная инженерия (проектирование) — Социальная инженерия деятельность направленная на изучение, прогнозирование и проектирование развития социальных систем (групп, общностей, организаций). В отечественной науке и практике управления впервые этот термин употребил в начале ХХ века… … Википедия

социальная психология — наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. В течение длительного периода социально психологические идеи… … Большая психологическая энциклопедия

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологич. характеристики этих групп. С. п. возникла в сер. 19 в. на стыке психологии и социологии. Ко 2 й… … Философская энциклопедия

Социальная защита — в широком смысле деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену… … Финансовый словарь

Источник

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ.

Социальная деятельность совокупность социально значимых действий, преследующих определенные социальные цели и интересы. Для этого используются экономические, социальные, политические и идеологические механизмы. Социальная деятельность проявляется, когда любой субъект (напр. личность, группа, общество) ставит перед собой цель и стремится её реализовать различными средствами.

В социальной деятельности можно выделить четыре основных группы социальных действий:

1) действия, направленные на системные изменения общества;

2) действия, направленные на и стабилизацию общества;

3) действия, преследующие цель адаптации субъектов к данной социальной системе и условиям деятельности;

4) интегративные действия, предполагающие включение субъекта в более крупную социальную общность или систему.

Социальное действие является простейшей единицей социальной деятельности. Это понятие было введено в социологию М.Вебером. Социальное действие обозначает совершаемое индивидом и сознательно ориентированное на ответное поведение других людей действие, для решения имеющихся проблем и противоречий.

Не все действия, согласно представлениям М.Вебера являются социальными. Социальными он считал действия, включающие субъективную осмысленность и сознательную ориентацию («ожидания») индивида, на возможные версии ответного поведения, взаимодействующих с ним людей.

-целерациональное (получение образования, баллотирование в депутаты, защита диссертации или использование ожидаемого поведения других людей для достижения своих целей);

-ценностно-рациональное (защита Отечества, победа в международных спортивных соревнованиях, приверженность религиозным ценностям и т.д.);

-аффективное (проявление ревности, попытка суицида из-за неразделенной любви и т.д.);

-традиционное (следование моде, посещение церкви по традиции, а не по убеждению и т.д.).

Учитывая фактор сознательности социального действия, Вебер рассматривал действие индивида в качестве причины действий других людей.

Т. Парсонс развил концепцию Вебера и включил её в общую теорию социального поведения человека, где понятие «действие» сближается с понятием «поведение».

А.Турен в качестве наиболее адекватного метода исследования общества предложил акционизм– социологию действия, где главное – это действие, совершаемое при создании материальных и нематериальных ценностей в процессе коллективного труда. Турен утверждал, что отчуждение, конфликт классов, бюрократические отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности являются социальными действиями.

СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ЕГО ВИДЫ.

Социальное действие, предполагающее не менее двух участников, влияющих друг на друга, называетсясоциальным взаимодействием. Механизм социального взаимодействия включает в себя следующие составляющие:

а) индивидов, совершающих те или иные действия;

б) изменения в социальной общности или обществе в целом, вызванные этими действиями;

в) влияние этих перемен на других индивидов, составляющих данную общность;

г) обратную реакцию данных индивидов.

Социальное взаимодействие рассматривают различные социологические теории. Наиболее глубоко проблему социального взаимодействия разрабатывали Д. Хоманс и Т. Парсонс. В исследовании социального взаимодействия Хоманс опирался на такие термины обмена действиями, как «деятель» и «другой», и утверждал, что во взаимодействии такого рода, каждый его участник стремится к минимизации собственных затрат и получению максимального вознаграждения за свои действия. Одним из важнейших вознаграждений он считал социальное одобрение. Когда в социальном взаимодействии вознаграждения становятся взаимными, само социальное взаимодействие оформляется во взаимоотношения, базирующиеся на системе взаимных ожиданий. Ситуация несоответствия ожиданиям одного из участников взаимодействия, может привести к агрессивности, которая сама может стать средством получения удовлетворения. В социальном взаимодействии, включающем в себя множество индивидов, регулирующую роль исполняют социальные нормы и ценности. Важной особенностью социального взаимодействия между двумя деятелями является стремление к определённому упорядочению его характера – вознаграждающего или наказующего.

Парсонс отмечал принципиальную неопределённость социального взаимодействия, в условиях, когда каждый участник взаимодействия стремится к достижению собственных целей. Хотя полное устранение неопределённостей невозможно, их можно уменьшить при помощи системы действия. Принцип социального взаимодействия Парсонс строил на таких понятиях как, мотивационная ориентация, удовлетворение и неудовлетворение потребностей, ролевые ожидания, установки, санкции, оценки и др. При помощи этих понятий он стремился решить проблему социального порядка.

В состав социального взаимодействия входят социальная связь и социальные отношения. Отправной точкой образования социальной связи является социальный контакт,то есть неглубокое, поверхностное социальное действие единичного характера.

Социальное действие, выражающее зависимость и совместимость людей и социальных групп называется социальной связью.Социальные cвязиустанавливаются для достижения определённой цели, в определённое время и в определённом месте. Их установление связано с социальными условиями, в которых живут и действуют индивиды. В социологии выделяют различные типы связей:

Понятие социальная связь было введено в социологию Э. Дюркгеймом. Под социальной связью он подразумевал любые социокультурные обязательства индивидов или групп индивидов по отношению друг к другу. Дюркгейм полагал, что социальные связи существуют в группе, организации и обществе в целом.

Основными элементами социальной связи являются:

— субъекты (индивиды и группы);

— предмет (проезд в транспорте, поход в театр);

-механизм социальной связи и его регулирование (оплата потребностей).

Целью социальной связи является удовлетворение какой-либо потребности индивида или группы. С развитием общества социальные связи усложняются.

Довольно часто социальные связи рассматривают, характеризуя малые группы. Социальные связи позволяют индивидам

идентифицировать себя с данной социальной группой и ощущение значимости принадлежности к данной группе.

Социальные отношения– длительная, системная, устойчивая форма социального взаимодействия с обширными социальными связями. Она требует социальной мотивации.

Социальная мотивация – внутреннее побуждение поведения (активности и деятельности) личности или социальной группы, вызываемое их потребностями и определяющее поведения. Основными потребностями являются физиологическая (голод) и эмоциональная (любовь), но возможна и познавательная оценка ситуации. Мотивация бывает внутренней – направленной на удовлетворение личной потребности, и внешней – стремящейся получить вознаграждение, не относящееся к лично необходимому. Выделяют мотивации, побуждающие к деятельности, и мотивации, обусловленные влиянием на индивидов, существующих стереотипов.

Существуют различные формы взаимодействия.

Под конкуренцией понимается деятельность, в которой индивид или группа соперничает с другим индивидом или группой для достижения цели. Конкуренция бывает прямой или косвенной. Она может нормативно или социально регулироваться, но может и не регулироваться.

Многие направления социальной мысли (напр. социальный дарвинизм, утилитаризм) подчеркивали социальные выгоды конкуренции и воспринимали конкуренцию в качестве универсального и производительного элемента в обществе. Представители марксизма наоборот, считали конкуренцию специфической потребностью капитализма, в которой находящиеся на поверхности незначительные проявления справедливости и эффективности опровергаются реальной асимметрией власти, основными противоречиями и конфликтами.

Существование различных представлений о конкуренции не даёт возможность рассматривать её однозначно положительно или отрицательно. Наиболее рационален подход М. Вебера, который предложил оценивать конкуренцию в качестве частного аспекта социальных отношений, последствия которого необходимо индивидуально анализировать в каждом отдельном случае. Понятие «конкуренция» частично совпадает с понятием «конфликт».

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 1687 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Что такое социальная деятельность кратко. Смотреть фото Что такое социальная деятельность кратко. Смотреть картинку Что такое социальная деятельность кратко. Картинка про Что такое социальная деятельность кратко. Фото Что такое социальная деятельность кратко Что такое социальная деятельность кратко. Смотреть фото Что такое социальная деятельность кратко. Смотреть картинку Что такое социальная деятельность кратко. Картинка про Что такое социальная деятельность кратко. Фото Что такое социальная деятельность кратко Что такое социальная деятельность кратко. Смотреть фото Что такое социальная деятельность кратко. Смотреть картинку Что такое социальная деятельность кратко. Картинка про Что такое социальная деятельность кратко. Фото Что такое социальная деятельность кратко Что такое социальная деятельность кратко. Смотреть фото Что такое социальная деятельность кратко. Смотреть картинку Что такое социальная деятельность кратко. Картинка про Что такое социальная деятельность кратко. Фото Что такое социальная деятельность кратко

Что такое социальная деятельность кратко. Смотреть фото Что такое социальная деятельность кратко. Смотреть картинку Что такое социальная деятельность кратко. Картинка про Что такое социальная деятельность кратко. Фото Что такое социальная деятельность кратко

Что такое социальная деятельность кратко. Смотреть фото Что такое социальная деятельность кратко. Смотреть картинку Что такое социальная деятельность кратко. Картинка про Что такое социальная деятельность кратко. Фото Что такое социальная деятельность кратко

1. Понятие социальной деятельности

Социальная деятельность представляет собой динамичную систему активного взаимодействия личности, социальной группы или общности с окружающим миром, в процессе которого происходит производство и воспроизводство человека как существа общественного, осуществляется целесообразное изменение и преобразование природного и сог\иачьпого мира. Именно в социальной деятельности осуществляется проявление активности личности и общности, их творческих качеств, установок, мотивов, поступков.

В процессе деятельности проявляется определенное противопоставление субъекта и объекта деятельности и активности: личность или социальная общность противопоставляет себе объект деятельности как материал, который должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в продукт деятельности.

С другой стороны, сам социальный процесс, т.е. бытие социума, невозможен вне и помимо разнообразных актов человеческой деятельности. Этот процесс не только складывается их различных видов деятельности, представляя из себя интегративную их систему, но одновременно и постоянно распадается па огромное количество разнообразных и относительно обособленных друг от друга деятельностей (материальных, интеллектуальных и др.), которые характеризуются переходом друг в друга, дифференциацией и объединением, специфическим распределением во времени и пространстве. Более того, человеческая личность, выступающая субъектом социального процесса, представленного в многомерности своего бытия, может и должна быть понята сама как исторически развивающийся процесс деятельности (в своей динамике) и одновременно как результат этой деятельности (в своей статике, сиюминутности). Вследствие этого сам социальный процесс представляет собой полисубъективное образование, организованность, многомерность и целостность которого осуществляется совокупностью различных направлений, видов и форм человеческой деятельности, их различными сочетаниями, разделениями, комбинациями, являющимися по существу постоянной пульсацией живых и опредмеченных человеческих сил.

Деятельность отдельной личности, как минимум, есть четырехкомпонентный процесс. Она включает в себя:

3) его отношение к природе, всем ее процессам и явлениям, ко всему ее многообразию, и, наконец,

4) его отношение к самому себе.

Каждая из этих граней, прямо или косвенно, включает все другие, образуя вместе с ними многогранную конфигурацию индивидуальной человеческой деятельности.

Но и для отдельного индивида, равно как и для любой группы, общности индивидов совместное бытие с другими людьми, т.е. включенность в многомерный и целостный социум, оказывается необходимой предпосылкой и способом становления и развертывания его индивидуального бытия, развития и саморазвития его индивидуальных жизненных сил.

Социальная деятельность включает в себя

процесс деятельности (производственной, политической, военной, спортивной и т.д.);

Именно социальная деятельность является исходным условием возникновения и существования общества, реальной движущей силой его изменения и развития.

Что такое социальная деятельность кратко. Смотреть фото Что такое социальная деятельность кратко. Смотреть картинку Что такое социальная деятельность кратко. Картинка про Что такое социальная деятельность кратко. Фото Что такое социальная деятельность кратко

1) осознанность деятельности (целеполагание);

2) общественно обусловленный характер деятельности;

3) продуктивность деятельности (целедостижение).

В зависимости от характера отношения человека к окружающему миру и взаимодействия его с другими людьми социальная деятельность подразделяется на несколько видов.

Важнейшими из них являются:

— материально-преобразовательная(ее результатами вы ступают разнообразные продукты труда: хлеб, одежда, станки, зда ния, сооружения и т.п.);

— познавательная (ее результаты воплощаются в научных концепциях, теориях, открытиях, в научной картине мира и т.д.);

— ценностно-ориентационная(ее результаты выражаются в существующей в обществе системе нравственных, политических и иных ценностей; в понятиях долга, совести, чести, ответственности; в исторических традициях, обычаях, идеалах и др.);

— коммуникативная – общение людьми с другими людьми и группами;

– художественная – создание художественных ценностей;

– здравоохранительная – действия врачей;

– спортивная – реализуется в спортивных достижений, физическом развитии личности;

– политическая – связанная с захватом и удержанием власти.

Социальная деятельность включает в себя несколько компонентов.

Первый компонент – осознанное и неосознанное действие.

С точки зрения значимости и роли деятельности в социальном развитии весьма существенно разделение ее на репродуктивную и продуктивную, или творческую. Первая из них связана с получением или воспроизведением уже известного результата известными же способами и средствами. Вторая направлена на выработку новых идей, новых целей и соответствующих им новых средств и способов или на достижение известных целей с помощью новых, ранее не применявшихся средств.

2. Трактовки социальной деятельности

Вследствие первостепенной значимости социальной деятельности углубленному исследованию ее уделяли большое внимание почти все известные социологи. Наибольший вклад в социологическое понимание и интерпретацию деятельности внесли К. Маркс, Э. Дюрктейм, М. Вебер, Т. Парсонс.

С его точки зрения, единственной социальной субстанцией, создаюидеи человека и его сущностные силы, а тем самым и общество как систему взаимодействия множества индивидов и их групп, является активная человеческая деятельность во всех ее сферах, прежде всего в производственно-трудовой. За многокрасочным миром социального богатства, за имеющимися в распоряжении общества материальными и духовными ценностями, представляющими собой результаты труда, кроется активная созидательная деятельность человека, связанная с развитием его сознания, с выявлением и реализацией его дарований, его чувств и разума, его знаний, умений и навыков. Только в процессе творческой деятельности, направленной на преобразование окружающего мираприродного и социального, т.е. миропреобразующей деятельности, человек вступает в сферу социального бытия, в мир истории и культуры.

Согласно Марксу, содержание деятельности составляют и материально-практические действия, и волевые акты, и целеполагания, и деятельность сознания, определяющие собой способ и характер деятельностной активности человека. Если в материально-производственных действиях воплощается практическое самоопределение и самоутверждение человека, то в его сознании, целеполагании, волеизъявлении реализуется его теоретическое бытие как общественного существа. Поэтому именно в социальной деятельности происходит развитие и саморазвитие человека, его сущностных сил, его способностей, его духовного мира.

Э. Дюркгейм в своем исследовании деятельности исходил из того, что человек имеет дело с особого рода реальностью, основу которой составляют социальные факты. Сами же социальные факты, по мысли Дюркгейма, «составляют способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются».

В структуре социальной деятельности Э. Дюркгейм выделил в качестве первостепенного явления разделение труда. В зависимости от наличия или отсутствия такого разделения он вычленял два типа общества: традиционное и современное. Традиционное, архаическое общество, полагал он, основывалось на неразвитости, сходстве составляющих общество людей и их деятельности. В таком обществе собственное «Я» существует только в «Мы», которое поглощает собой «Я» как индивидуальность. Здесь господствует механическая солидарность, а принуждение выражается в строгих репрессивных действиях, карающих за малейшее отклонение от норм коллективного поведения.

Весьма существенный вклад в понимание и истолкование деятельности внес М. Вебер своей теорией «социального действия». В противоположность Э. Дюркгейму он открещивался от всякого рода «коллективных субъектов» и считал, что только в том случае, если все виды и формы поведения людей: их социальные действия, социальные отношения, социальные стремления и смыслы будут редуцированы (сведены) к конкретным проявлениям деятельности конкретных индивидов в их взаимодействии с другими индивидами, социология сможет стать действительной наукой о социальной действительности, сможет стать «понимающей социологией». Для того, чтобы понять и объяснить социальную реальность, необходимо постигнуть смысловую связь, в которую входит доступное непосредственному пониманию социальное действие.

Действие становится важнейшей категорией социологии, считал М. Вебер, только в том случае, «если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл. «Социальным» мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него». А это означает, что действием, непосредственно наиболее понятным по своей смысловой структуре, является действие, ориентированное субъективно строго рационально в соответствии со средствами, которые считаются адекватными для достижения однозначных и ясно осознаваемых целей.

Из приведенных рассуждений становится ясным, что именно считает М. Вебер признаками социального действия.

Суммируя сказанное, мы можем констатировать, что в веберовском понимании действие становится социальным в подлинном смысле этого слова только тогда, когда оно:

1) является осмысленным, т.е. направлено на достижение ясно осознаваемых самим индивидом целей;

2) сознательно мотивировано, а в качестве мотива выступает некое смысловое единство, представляющееся действующему лицу или наблюдателю достойной причиной для определенного действия;

3) социально осмысленно и социально ориентировано на взаимодействие с другими людьми.

Согласно Веберу, социальное действие, занимающее центральное место в содержании социологии как науки, может быть классифицировано по четырем типам:

1) целерациональное действие такое поведение, которое ориентировано на достижение рационально выбранной цели, в котором рационально рассматривается отношение средств к целям и побочным результатам действия и, наконец, рационально осмысленное отношение различных целей друг к другу, причем критерием рациональности является успешность действия;

3) традиционное действие, основанное на длительной привычке и совершаемое индивидами, как правило, без осмысления;

4) аффективное действие, вызываемое аффектами и чувствами индивида и не являющееся рационально осмысленным, более того, часто оказывающееся на границе или даже за пределами того, что можно назвать осмысленным или осознанно ориентированным.

Социологическое понимание и истолкование социального действия значительно углублено и обогащено известным американским социологом Т. Парсонсом, особенно в его работах «Структура социального действия» и «К общей теории действия». Согласно этой концепции, социальное действие состоит из структур и процессов, с помощью которых индивид или группа формирует значимые интенции (направленности сознания на какие-либо предметы) и более или менее успешно применяет их к конкретной ситуации. Интенция и ее применение, взятые в их единстве, подразумевают направленность системы индивидуального или коллективного (группового) действия на изменение взаимодействия с ситуационным окружением преднамеренным путем.

Фундаментальное свойство действия, определяемого таким образом, заключается, согласно Т. Парсонсу, в том, что оно не исчерпывается реакцией на частные стимулы, на чем настаивает бихевиористская концепция поведения. Кроме такой реакции, которая несомненно существует, считал он, действующее лицо развивает определенную систему ожиданий, относящихся к различным объектам ситуации, включая и действующих в этой ситуации других лиц.

Такая трактовка социального действия привела Т. Парсонса к необходимости конструирования общей модели действия, названной им «единичным актом». Эта модель включает в себя:

— ситуационное окружение, включающее в себя изменяемые и неизменяемые факторы окружения, по отношению к которым направлено действие и от которых оно зависит.

Ситуационное окружение состоит из определенного набора социальных, культурных и физических факторов, которые в своей совокупности делают возможным существование определенного действия и ограничивают пространство выбора индивидом способов действия.

Однако реальное социальное действие по своему содержанию и смыслу богаче аналитически выделенной абстрактной модели. В реальной действительности, подчеркивал Т. Парсонс, действия не бывают единичными и дискретными, они организованы в динамические системы. Система социального действия, по его утверждению, включает в себя четыре основных элемента:

1) субъектактор, который не обязательно является индивидом, а может быть и группой, и общностью, и организацией и т.п.;

3) совокупность сигналов и символов, посредством которых актор вступает в определенные отношения с различными элементами ситуационного окружения и приписывает им некий смысл;

4) система правил, норм и ценностей, которые ориентируют действия актора, придавая им целенаправленность.

Проанализировав взаимодействие элементов социального действия, Т. Парсонс пришел к фундаментальному выводу. Суть его такова: действия человека всегда обладают чертами системы, поэтому в центре внимания социологии должна находиться система социального действия.

Каждая система действия, согласно Т. Парсонсу, обладает функциональными предпосылками и операциями, без и помимо которых она действовать не в состоянии. Любая действующая система обладает четырьмя функциональными предпосылками и осуществляет соответствующие им четыре основных функции. Первую из них составляет адаптация, нацеленная на установление благоприятных отношений между системой действий и окружающей ее средой.

С помощью адаптации система приспосабливается к окружающей среде и к ее ограничениям, приноравливает ее к своим потребностям. Вторая функция заключается в целедостижении. Целедостижение состоит в определении целей системы и мобилизации ее энергии и ресурсов для их достижения. Интеграция есть третья функция, представляющая стабилизирующий параметр действующей системы. Она направлена на поддержание координации между частями системы, ее связанности; на защиту системы от резких изменений и крупных потрясений.

Система социального действия, согласно Парсонсу, имеет сложную иерархизированную структуру, состоящую из четырех компонентов, каждый из которых является относительно самостоятельной системой, но одновременно функционирует в качестве подситемы, входящей в состав общей системы социального действия. Эти компоненты таковы:

1.Биологическая система (организм). Эта подсистема служит соединительным звеном между материальным и идеальным мирами и выполняет функцию адаптации. Через свойственные человеку как живому организму ощущения и восприятия устанавливается контакт с внешним миром для: а) приспособления к нему; б) манипулирования им; в) преобразования его.

2.Система личности — формируется в процессе социализации индивида, направленного на интернализацию ценностей и норм, существующих в обществе. Она выполняет функцию целеполагания и целедостижения, активизирует энергию и материальные ресурсы для достижения целей.

3.Социальная система представляет собой совокупность ролевых статусов акторов и руководствуется нормами, определяющими, какие действия являются предпочтительными. Она создает социальную солидарность, налагает ограничения, поддерживает связность акторов и тем самым выполняет функцию интеграции.

Все названные подсистемы оказывают мощное влияние на социальное действие, причем каждая стремится к поддержанию границ и интеграции, обмениваясь информацией с другими подсистемами. Все они одновременно с этим и приспосабливаются друг к другу, а возникающие в процессе такого взаимного приспособления изменения и конфликты образуют динамическую ось развития общества, совершающегося посредством многогранного социального действия.

Итак, все крупные социологи, исследующие проблематику социального действия, существенно обогатили понимание данного социального феномена, обращая внимание на те или иные его системы и грани. Но социальное действие находится в процессе постоянного обогащения и развития. Поэтому и социологическое знание о нем обогащается и углубляется. В последнее десятилетие XX века, когда достаточно рельефно выявился кризисный характер сложного и противоречивого перехода от индустриальной цивилизации и цивилизации постиндустриальной (ее еще называют информационной, или цивилизацией ноосферного типа), очень острой стала проблема социальной значимости результатов человеческой деятельности.

СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Понятия социального движения. Социологи XIX в. рассматривали социальные движения как совокупность усилий, действий, направленных на поддержку социальных изменений. Другими словами, социальные движения должны способствовать нововведениям в различных сферах социальной жизни.

Современные социологи считают, что социальные движения представляют собой усилия, направленные не только на поддержку социальных изменений, но и против них.

Американский социолог Чарльз Тилли определяет общественные движения как ряд дискуссионных перформансов, демонстраций и кампаний, с помощью которых простые люди осуществляют коллективные требования к другим[1]. Для Тилли социальные движения являются основным средством привлечения обычных людей к участию в государственной политике. Он утверждает, что существуют три основных элемента социальных движений:

· кампании: устойчивые, организованные общественные действия по выработке коллективных требований к властям;

· формы: использование комбинаций из числа следующих форм политической деятельности: создание специализированных ассоциаций и объединений, общественных встреч, торжественных акций, демонстраций, митингов, передач петиций и заявлений к и через средства массовой информации и дискуссии;

· WUNC-демонстрации: согласованные общественные представления важности (worthiness), единства (unity), численности (numbers) и обязательств (commitments) со стороны самих участников и/или тех, кого они представляют.

Другой социолог Сидни Тэрроу определяет социальные движения как коллективные вызовы (для элиты, органов власти, других групп или культурных кодов) людей с общими целями и солидарностью в устойчивом взаимодействии с элитами, оппонентами и властью. Он особо отличает социальные движения от политических партий и групп интересов.

Социальные движения – это отчётливо выделяющиеся формы коллективного действия, направленные либо на реорганизацию общества или какой-либо из его частных структур, либо на сопротивление происходящим изменениям.

Социальные движения и институты. Социальные институты относительно устойчивые и стабильные общественные образования, в то время как социальные движения высокодинамичны и имеют неопределенный жизненный цикл. Институты поддерживают общественный порядок, и потому каждый член общества считает их необходимым и ценным аспектом культур­ной жизни. У большинства людей в обществе существует убеждение, что именно институты поддерживают действующую систему статусов и ролей и систему социальных отношений.

Социальные движения не имеют устойчивого институционального статуса, в них задействовано ограниченное число индивидов, и большинство членов общества не втянуто в них и относится к ним равнодушно или с неприязнью. Если же какое-либо движение получает более или менее общую поддержку со стороны членов общества, его деятельность в виде социального движения обычно заканчивается и оно превращается в социальный институт, становится необходимым элементом общественной жизни.

Социальные движения и организации. В большинстве случаев организация является формальным социальным образованием с ярко выраженным официальным членством и фиксированными правилами, инструкциями и жестко закрепленны­ми статусами и ролями. Социальное движение может включать в себя организации, но основой его деятельности служат усилия людей, поддерживающих идеи и ценности этого социального движения и со­чувствующих им. Наблюдения за ходом развития многих социальных движений показывают, что значительная их часть практически полностью лишена признаков организованности. Кроме того, организации обычно основаны на традиционных нормативных образцах, поддерживают устойчивое и предсказуемое поведение индивидов, тогда как социальные движения неразрывно связаны с теми или иными изменениями в формах поведения, и неустойчивость культурных образ­цов можно считать обязательным атрибутом их существования.

В ходе своего развития многие движения достигают стадии формальной организации, постепенно обрастая формальными правилами поведе­ния, устоявшимися нормами, системой упорядоченных статусов и ро­лей. В этом случае движение прекращает свое существование, превра­щаясь в организацию или распадаясь на несколько организаций.

Социальные движения иногда действуют как группы давления (на­пример, движение в поддержку депутатской группы, президента, пра­вительства), имея своей целью воздействовать па институты управ­ления в обществе. Однако анализ политической борьбы показывает, что большая часть групп давления — это не политическое движение. Они стремятся выполнять общепринятые нормы и достигать ценно­стей, необходимых обществу с точки зрения наибольшей полезности, но с самого начала и сознательно направлены на поддержание изме­нений в этих нормах и ценностях или на сопротивление им. Случайно, и только так, социальные движения могут выполнять функции групп давления.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *