Что такое социальная функция налогов
Налоги: их виды и функции
Налоги — это обязательные платежи в государственный бюджет на безвозмездной основе. В статье определим, что такое налоги, каковы сущность, функции и виды, принципы налогообложения.
Определимся с понятиями
Совокупность всех фискальных обязательств (налогов, сборов, взносов, пошлин и иных налоговых платежей) представляет собой налоговую систему государства. Исчерпывающий перечень фискальных сборов устанавливается на федеральном уровне. Местные и региональные власти не вправе вводить дополнительные виды налогообложения.
Такое имеют «налоги» понятие; виды и функции фискальных обязательств определяются их ключевым назначением: пополнением доходной части бюджета. То есть основной доход государства — это сборы и взносы граждан и предприятий.
Налоги: сущность, функции, виды
Ключевая сущность фискальных платежей заключается в том, что государство взимает часть доходов налогоплательщиков для обеспечения деятельности органов власти.
Все фискальные обязательства имеют сложную классификацию по различным принципам. Далее рассмотрим основные налоги, их виды, сущность и понятие для каждого платежа.
Классификация налоговых платежей
Ключевая группировка подразумевает разделение всех фискальных обязательств на три группы:
Вторая по значимости группировка — классификация по способу изъятия. Выделяют прямые и косвенные обязательства. К прямым относят те сборы, которые налогоплательщики уплачивают напрямую с полученного дохода, прибыли, имущества. К примеру, НДФЛ, имущественный, земельный, транспортный сбор.
Косвенные — это надбавка определенного рода, которая включается в стоимость товара, работы или услуги. Например, НДС или акциз.
Итоги и выводы
Итак, определим, что такое налоги, их виды и функции, кратко.
Налоговые обязательства — это обязательные платежи в пользу государства, которые имеют индивидуальный, безвозмездный характер. Выполняют четыре основные функции: фискальную (пополнение бюджета), распределительную (перераспределение средств), регулирующую (утверждение норм и правил налогообложения), контрольную (надзор за полнотой и своевременностью расчетов).
Что такое социальная функция налогов
Социальная функция налогов
Социальная функция — функция, которая связана с фискальной и регулирующей функциями через условия взимания подоходного и поимущественного налогов. Значение социальной функции налогов особенно возрастает в периоды экономических кризисов, когда большая часть населения нуждается в социальной защите. [c.61]
В развитых странах за счет использования прогрессивной шкалы налогообложения, установления необлагаемого налогом минимума дохода, предоставления развитой системы льгот малоимущим реализуется важнейшая в современном обществе перераспределительная (социальная) функция налогов. Таким образом устраняются резкие различия в уровнях доходов высоко- и низкооплачиваемых слоев населения, формируется так называемый средний класс. Специалисты считают, для того чтобы в обществе не было серьезных социальных напряжений, соотношение уровней доходов 10% наиболее высокооплачиваемого слоя населения и 10% наименее оплачиваемого слоя страны не должно превышать 4 1. В России с начала реформ наблюдается резкая дифференциация доходов населения. Даже по официальным оценкам, соотношение доходов указанных групп составляет 16 1. По оценкам экспертов, с учетом теневых доходов это соотношение достигает 40 1, и даже 60 1. [c.131]
СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ НАЛОГОВ — это многоаспектная функция. В условиях Российской Федерации социальная функция налоговой системы очень существенна в силу значительных обязательств государства перед населением. Большинство социальных затрат, финансируемых в западных странах с помощью частных средств, в Российской Федерации финансируется государством за счет налогов (например образование, здравоохранение, пенсионные расходы, социальное страхование и др.). Социальная функция налогов проявляется непосредственно через механизм налоговых льгот и налоговых ставок, таким образом, она входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль, подоходного налога с физических лиц и др.). [c.618]
Стимулирующая, или регулирующая, функция налогов означает, что государство посредством финансовой политики влияет на процессы воспроизводства, накопления капитала, величину платежеспособного спроса. Чрезмерно высокие налоги подавляют предпринимательскую активность и приводят к стагнации производства, что негативно влияет на социальные процессы в обществе. В таких условиях предприниматель отказывается выполнять налоговые обязательства, поэтому государство должно поддерживать баланс между фискальной и регулирующей функциями, создавая для налогоплательщиков благоприятный налоговый климат и тем самым стимулируя инвестиционную активность. [c.512]
Принцип оптимальности. Данный принцип подразумевает оптимальный (с точки зрения реализации фискальной функции налогов, создания предпосылок экономического роста, достижения социальной справедливости, проведения природоохранных мероприятий и др.) выбор источника и объекта налогообложения. [c.99]
Важная особенность российской налоговой политики заключается в чрезмерно высокой доле косвенных налогов. По потребительским товарам носителями этих налогов выступают физические лица поскольку косвенные налоги являются регрессивными, то тем самым существенно снижается жизненный уровень малообеспеченных. Поэтому социальная функция российских налогов реализуется также недостаточно. [c.141]
Разграничение функций налога носит в значительной мере достаточно условный характер, поскольку они осуществляются одновременно, и отдельные черты одной функции непременно присутствуют в других функциях. Экономическая мудрость органов власти как раз и состоит в том, чтобы при умелом сочетании всех присущих налогу функций исходя из экономической, социальной и политической обстановки в обществе усиливать влияние одних функций и ослаблять действие других. Думается, что было бы более обоснованным, не упрощая данную проблему, говорить все же о четырех функциях налога. Это дает возможность выделить характерные особенности, присущие только данной функции, с тем, чтобы государство могло более активно использовать налоги как инструмент рыночного управления экономикой. [c.99]
Вторую группу общественно необходимых затрат составляют средства, направляемые социально ориентированным обществом на обеспечение потребностей отдельных граждан или группы лиц, по объективным причинам не способных обеспечить свое благополучное существование инвалиды от рождения, лица, пострадавшие от различных социальных или природных катастроф. Для всех других граждан должны быть созданы условия и сняты препятствия к обеспечению своим трудом собственных потребностей. Налоговые льготы должны быть минимальными и экономически целесообразными. Они не должны искусственно сужать размер средств, раскладываемых на участников перераспределения доходов при формировании налоговых доходов бюджета страны. Это есть не что иное, как оптимизация налогообложения и достижение относительного равновесия между функциями налога фискальной и регулирующей. Об этом речь пойдет ниже, когда обратимся к характеристике конкретных налогов. [c.131]
Таким образом, законодательную форму установления налоговых обязательств можно рассматривать как своего рода компромисс публичной цели взимания налогов и частного характера источников налога. Нарушение равновесия одинаково пагубно и для налогоплательщиков и для бюджета. Для налогоплательщиков потому, что ведет к произвольному лишению их части собственности, для бюджета потому, что чревато нестабильностью бюджетных поступлений, пагубно сказывается на выполнении государством его социальных функций. Так, в Постановлении от 1 апреля 1997 г. № 6-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что средства, полученные в результате взимания сбора, введенного правительством с превышением полномочий, не предусмотрены доходной частью бюджета, что ставит под сомнение правомерность их расходования правительством (абз. 8 п. 2). Незаконно собранные средства по общему правилу должны быть возвращены плательщикам. В результате этого остаются нереализованными какие-то запланированные программы. Законодательная форма установления налога в этом смысле выступает гарантией формирования доходной части бюджета в соответствии с намеченными показателями. [c.207]
Политические причины уклонения от налога связаны с регулирующей функцией налогов посредством их государство проводит социальную и экономическую политику. Лица, против которых направлена такая политика, уклонением от уплаты налогов оказывают определенное противодействие намерениям государства. [c.448]
Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание. В современных условиях налоги выполняют две функции фискальную и регулирующую, каждая из которых проявляет особую ее сторону как финансовой категории. [c.156]
Основные функции налогов фискальная, социальная и регулирующая. [c.604]
Сущность налогов проявляется в их функциях, посредством которых они оказывают воздействие на развитие экономики и предприятий (организаций). Ведущей функцией налогов является фискальная, сущность которой состоит в изъятии средств налогоплательщиков в бюджеты всех уровней (федеральный, субъектов РФ, местные бюджеты) и в государственные внебюджетные социальные фонды. Фискальная функция налогов состоит в формировании финансовых ресурсов государства в целом, аккумулируемых в соответствии с законодательством в федеральном бюджете, бюджетах субъектов РФ и в бюджетах местного самоуправления. Следовательно, фискальная функция налогов проявляется в формировании бюджетной системы страны и во внебюджетных социальных фондах, необходимых для реализации государством оборонной, природоохранной, социальной, управленческой и других функций, а также определенных федеральных программ. [c.588]
Непосредственно с распределительной функцией связана регулирующая функция налогов, используемых федеральным центром для достижения на каждом этапе определенных целей, например развития приоритетных отраслей экономики, ускоренного решения определенных социально-экономических проблем. Данная функция налогов [c.588]
В рыночной экономике определенную социальную роль играет поощрительная функция налогов, связанная с особым порядком налогообложения определенных категорий граждан, но с введением единой ставки подоходного налога в размере 13% роль этой функции снизится. [c.589]
ДИРЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ, совокупность методов и средств (инструментов) прямого государственного воздействия на экономику (предприятия и организации), направленных на достижение установленных целей социально-экономического развития неотъемлемая составная часть государственного регулирования экономики любого типа (развитой рыночной, развивающейся, переходной, плановой). В административно-плановой экономике бывших социалистических стран директивные методы управления были определяющими, а в отдельные периоды и исключительными методами государственного регулирования экономики. В рыночной экономике они обеспечивают тот или иной объём регулирующих хозяйственных и социальных функций государства. Прямые методы воздействия на экономику используются во всех основных сферах деятельности государства при определении, установлении и защите правовых основ и норм владения собственностью и функционирования рынков, в осуществлении производства и закупок товаров и услуг для государственных нужд, в обеспечении обороноспособности и других общественно значимых сфер жизни страны (в т.ч. здравоохранения, образования, науки, культуры, защиты окружающей среды), в социальном обеспечении. Финансируя свою деятельность за счёт налогов, сборов и займов, государство использует директивные методы управления для целенаправленного влияния на це- [c.69]
Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Это прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер наполнять государственную казну, чтобы иметь возможность содержать армию, чиновничий аппарат, а со временем и социальную сферу (просвещение, здравоохранение и т.д.). Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у функции появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм. В налоговом регулировании возникла стимулирующая подфункция, которая реализуется через систему льгот, преференций (предпочтений). [c.42]
Налоги в экономике выполняют фискальную, регулирующую и социальную функции. Фискальная функция обеспечивает получение средств в государственный бюджет, внебюджетные фонды. При этом очень важно правильно определить величину взимаемого налога. Слишком высокий уровень налогообложения может снизить стимулы к труду, сократить производство. Низкий — не позволит аккумулировать в бюджете средства, необходимые для выполнения государством своих функций. Экономисты считают, что налоги преимущественно следует взимать с производительных элементов богатства, а не с пассивных с доходов, а не ресурсов устанавливать ставки налога в относительных величинах (процентах), а не в абсолютных суммах. Регулирующая функция заключается в том, что через систему дифференцированных налоговых ставок и льгот можно влиять на процесс общественного воспроизводства стимулировать развитие отдельных отраслей и видов производств, изменять структуру народного хозяйства и т.д. Изменение налогов позволяет влиять на совокупный спрос и проводить антициклическую, антиинфляционную политику, обеспечивать высокий уровень занятости. Социальная функция позволяет государству сглаживать дифференциацию доходов в обществе путем введения прогрессивного налогообложения. [c.115]
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ (ПЕРЕРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ) ФУНКЦИЯ налогов проявляется в том, что с помощью налоговой системы государство перераспределяет национальный доход (аккумулированный в госбюджете) в пользу тех или иных групп населения. Это достигается установлением прогрессивных ставок налогообложения, различных льгот и налоговых вычетов для граждан, нуждающихся в социальной защите. [c.11]
Распределительная функция — главная функция налогов, заключающаяся в перераспределении доходов государства, воздействии на те или иные отрасли экономики, социальной защите отдельных групп населения (инвалидов, малоимущих, и т. п.). Долгое время эта функция носила лишь фискальный (касающийся интересов государства) характер — наполнив казну, расходовать средства на содержание армии, государственного аппарата, впоследствии — и социальной сферы. Вмешательство государства в экономику придало этой функции налогов и регулирующий характер. Изменяя налоговые ставки и условия налогообложения, органы власти воз-действующ на деловую активность в различных сферах экономики, на перемещение капиталов из одних отраслей в другие. [c.193]
Регулирующая функция налогов направлена на упорядочение рыночных отношений и проявляется в сфере экономики в форме бюджетно-финансового, денежно-кредитного и ценового механизма. Суть этой функции сводится к тому, что налогами облагаются потребляемые ресурсы и освобождаются je ресурсы, которые используются для увеличения основных производственных фондов, и накопления оборотных средств. Налоговое регулирование относится к одному из наиболее эффективных рычагов управления рыночной экономикой и способствует сглаживанию социальных противоречий, выполнению научных, научно-технических и крупных производствен- [c.380]
Распределительная функция налогов заключается в перераспределении налогов для социального выравнивания уровня жизни населения. [c.381]
Анализ экономики как элемента внешней среды предприятия вряд ли можно назвать полным, если будет проигнорирован такой фактор, как налогообложение. Налог — это обязательный платеж, взимаемый государством как с юридических, так и с физических лиц. Он является одним из основных источников пополнения государственной казны. Важнейшая функция налога — перераспределение денежных средств, в результате чего осуществляется финансирование социальной сферы страны, укрепление ее обороноспособности. Ясно, что платить налоги никому не хочется, но слова если вы не хотите содержать свою армию, вам придется содержать другую — не пустой звук. Следовательно, налоги неизбежны, их нужно своевременно отчислять и в федеральный, и в местный бюджеты. А коль скоро это так, то эту неизбежность нужно непременно учитывать при обосновании любых маркетинговых решений, связанных с развитием бизнеса. Разрабатывается ли новый товар, изучается ли возможность освоения новых рынков сбыта — вопрос о величине налоговых выплат непременно должен сопровождать обоснование этих проектов. [c.114]
Цивилизованность общества определяется не столько фактом существования современной и дееспособной налоговой системы, сколько влиянием последней на решение задач социально-экономического развития страны. При этом речь идет о трех основных функциях налогов и налоговой системы фискальной, социальной и регулирующей. [c.592]
Фискальная функция связана с формированием государственного фонда финансовых средств для осуществления правительственных закупок и, прежде всего, общественных товаров. Социальная функция — это обеспечение социальной стабильности и социально-политической безопасности общества путем манипулирования налогами с целью формирования персонального распределения дохода взамен функционального или первичного. [c.593]
Налоги и сборы являются одновременно экономической и правовой категорией. Сущность налогов как экономической категории проявляется через их функции. Налоги выполняют следующие функции фискальную, распределительную, стимулирующую, контрольную, воспроизводственную, социальную и др. [c.7]
Налоговая система воздействует на экономические и социальные процессы через свои функции по многим направлениям и прежде всего через наполнение бюджетов и внебюджетных фондов разных уровней и создание благоприятных условий для функционирования субъектов хозяйствования. Основные функции налогов представлены на рис. 1.4 [11]. [c.36]
В условиях рыночной экономики государство не занимается вопросами администрирования в хозяйственной и социальной сфере. Функции управления этими процессами в большинстве случаев заменены функциями регулирования. Налоги в этих условиях выступают как средства воздействия на экономические интересы хозяйствующих субъектов, граждан, определяет их поведение. С помощью налогов для хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций, индивидуальных предпринимателей) создаются условия, при которых они оказываются заинтересованными в деятельности в нужных для государства масштабах и направлениях. Информационно-контрольная функция налогов обеспечивает органы власти всех уровней информацией, необходимой для принятия обоснованных решений по регулированию экономических и социальных процессов. [c.38]
Вторая функция налогов — распределительная или социальная через налоговую систему государство осуществляет перераспределение финансовых ресурсов, в том числе перетекание денег из производственной сферы в социальную. [c.17]
Иногда в качестве отдельной функции выделяют поощрительную функцию налогов, осуществляемую через установление налоговых льгот. Но, на наш взгляд, ее можно не выделять в качестве самостоятельной функции, поскольку она поглощается социальной и регулирующей функциями налогов. [c.18]
Социальная функция. Представляет собой, по сути, синтез распределительной и регулирующей функций налогов. Ее предназначение — предотвращать обнищание низкооплачиваемых слоев населения. Необходимо обеспечивать справедливость по горизонтали — лица, имеющие равные доходы и имущество, должны платить равные по величине налоги и справедливость по вертикали — социальные слои, получающие большие доходы и обладающие существенным имуществом, должны платить значительно большие налоги, которые через различные механизмы трансфертов должны передаваться относительно бедным1. К числу ряда конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных второй частью Налогового кодекса РФ, относится единый социальный налог (взнос) кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни доходы, не подлежащие налогообложению стандартные налоговые вычеты профессиональные налоговые вычеты, В то же время в ст. 224 указан перечень доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам. [c.95]
Фискальная функция является основной функцией налога. Она изначально характерна для любого налога, для любой налоговой системы любого государства. И это естественно, ведь главное предназначение налога — образование государственного денежного фовда путем изъятия части доходов предприятий и граждан для создания материальных условий функционирования государства и выполнения им собственных функций — обороны страны и защиты правопорядка, решения социальных, природоохранных и ряда других задач. Благодаря именно фискальной функции создаются реальные объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, т. е. в процесс перераспределения части стоимости ВВП. Именно фискальная функция предопределяет появление и проявление других функций налога. [c.99]
Приоритетом налоговой политики в 2003—2005 гг. являлась разработка законодательных норм, направленных на повышение инвестиционной и инновационной активности, снижение налоговой нагрузки на обрабатывающие отрасли и сферу услуг, стимулирование экспорта несырьевых товаров, оптимизацию фискальной нагрузки на сырьевой сектор, повышение стимулирующей функции налогов, снижение базовой ставки налога на добавленную стоимость и ставки единого социального налога, а также [c.29]
Налоговая система через регулирующую функцию налогов может дестимулировать производство отдельных видов продукции, употребление которых нежелательно в обществе, например табака или алкогольной продукции. В этом случае государство сознательно идет на установление акцизов на эти виды продукции, тем самым дестимулируя их производство, сдерживая спрос на социально вредные товары. Аналогичную функцию выполняет и характер налогообложения игорного бизнеса. В начале и середине 90-х годов прошлого столетия ставки налога на доходы такого бизнеса составляли 90%. Размеры нынешних ставок налога на игорный бизнес также снижают привлекательность вложения средств в подобного рода бизнес. [c.39]
Основные функции налогов. Анализ состояния социальных процессов в обществе
Понятие функции налогов менялось на протяжении всего времени своего существования и претерпело существенные изменения. Важно отметить, что и на сегодняшний день определение функций налогов, их содержание и количество у разных учёных в корне отличаются.
Возникновение и эволюция налогов
С момента появления налогов их ключевой функцией считается фискальная. Ещё в Древнем Риме говорилось о том, что фиск – это военная касса, которая предназначена для хранения денег к выдаче. Чуть позднее с конца I в. до н.э. фиском стали называть частную казню императора, которая был под ведомством специальных чиновников, а наполнялась доходами из провинции. В IV в. н.э. фиском именовали единым общегосударственный центр Римской империи, куда отправлялись все доходы, налоги и сборы в том числе, также оттуда производились все государственные расчёты. Так образовалось название и стал применяться термин для обозначения государственной казны.
Фискальная функция налогов
Фискальная функция имеет всеобъемлющий характер и распространяется на все физические и юридические лица. Её содержание заключается в образовании государственного фонда посредством изъятия части доходов организаций и граждан для материального обеспечения функций государства. Здесь подразумевается оборона страны, защита правопорядка, решение социальных, природоохранных и иных задач.
На начальных этапах формирования налогообложения фискальная функция была главной и по большому счёту единственной функцией налога. Это было во времена Древнего Рима. В Средние века были солидарны. Более того, мнения меркантилистов, а также А. Смита, Д. Риккардо и других представителей классической школы политэкономии было схожими.
По мнению некоторых специалистов, фискальная функция налогов является единственной, другие полагают, что существуют и другие функции, которые представляют собой некие производные от фискальной. Это объясняется тем, что именно при помощи фискальной функции создаются реальные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, особенно это касается процесса перераспределения валового внутреннего продукта.
Регулирующая функция налогов
В Древнем Риме говорилось ещё об одной очень важной функции налогов – регулирующей, также её называют стимулирующей и дестимулирующей. Эта функция проявлялась в переходе на денежную форму уплаты налогов, который в свою очередь сильно стимулировал развитие товарного производства и рынка.
Реализовывалась на практике эта функция посредством системы налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов и т.п. Важное значение в её осуществлении имела и сама налоговая система.
Вводя и отменяя налоги, государство таким образом стимулировало развитие конкретных производств, регионов, отраслей. При этом могло контролировать развитие всех остальных.
Налоги оказывают серьёзное влияние на уровень и структуру совокупного спроса, таким способом воздействуя на его развитие или сдерживание производства. Уровень налогов определяет соотношение между издержками производства и ценой продажи. Посредством налогового регулирования отплаты труда осуществляется влияние налогов на совокупный спрос.
Зачастую государство прибегает к использованию протекционистских мероприятий, которые служат для поддержания отечественных производителей. Суть их состоит в высоких импортных и низких экспортных таможенных пошлинах.
На I этапе развития налоговой системы и даже на протяжении практически всего II этапа не было никаких предпосылок, чтобы широко использовать налоги в других целях, кроме фискальной. Но в эпоху меркантилизма были предприняты некоторые шаги в направлении применения налогов как регулирующего средства. Первоочерёдно это проявилось в проведении жёсткой протекционистской политики и во введении соответствующих таможенных пошлин.
В XVII в. во Франции правительство Ж. Б. Кольбера говорило о распространении налоговых привилегий для отраслей промышленности, развитие которых было стратегически важным для государства. Оно всячески стимулировало увеличение объёмов вывозимых промышленных товаров, при этом накладывало усиленные меры налогообложения на предметы роскоши.
Стимулированием роста народонаселения в XVII–XVIII вв. правительство также занималось посредством системы налогообложения.
В Англии в 1758 г. государство ввело налог на холостяков, согласно которому мужчины, достигшие 25-летнего возраста не состоящие в законном браке, обязаны платить налог в размере 5 шиллингов, если их имущество достигало 100 фунтов стерлингов и 20 шиллингов, если достигало 300 фунтов стерлингов. Этот же налог касался и бездетных вдовцов.
Наиболее яркое применение налогов для стимулирования рождаемости было характерно Франции и Испании того времени. В последней полностью от уплаты налогов освобождались семьи, которые имеют шестерых и более детей. Более того, для привлечения иностранных ремесленников, купцов и земледельцев многие страны использовали привлекательные налоговые льготы. Среди таких стран Испания, Россия, Пруссия.
Именно меркантилисты обратили внимание на то, что налоги оказывают стимулирующее действие на труд. Они смогли сделать определ1нные выводы относительно влияния налогов на потребление. С ходом времени голландские и английские экономисты XVII–XVIII вв. заговорили о влиянии налогов и на производство.
Однако обосновать полностью регулирующую функцию налогов смогли только на III этапе развития налоговой системы. Это обоснование принадлежит учёным маржиналистской, немецкой, американской школ. В начале XX в. в финансовой науке было признано существование регулирующей функции налогов. Более того, её стали считать одной из важнейших функций.
«Налоги могут служить орудием экономической политики наряду с другими средствами – активной банковской политикой, таможенными пошлинами, регулированием деятельности акционерных компаний, синдикатов, трестов».
Середина XX в. была ознаменована тем, что произошёл научный прорыв в экономической науке – были разработаны научные методы регулирования экономики при помощи налогов. Главную роль в этом сыграл Дж. М. Кейнс английский экономист. Согласно его теории, именно налоги представляют собой основной рычаг государственного регулирования рыночной экономики. Его теория предполагает необходимость создания эффективного спроса в качестве условий для обеспечения реализации произведённой продукции с помощью влияния государства.
Дж. М. Кейнс выступал за то, что кредитно-денежная и бюджетная политика страны должна способствовать притоку инвестиций, и естественно это должно происходит при помощи соответствующей системе налогообложения.
Ключевая идея положений теории Дж. М. Кейнса – зависимость экономического роста от достаточных денежных сбережений населения только в условиях полной занятости. Если это отсутствует, то большие сбережения препятствуют экономическому росту, поскольку это является пассивным источником доходов, не вкладывается в производство. Нужно производить изъятие посредством налогов доходов, помещённых в сбережения, а также финансирование за счёт этих средств инвестиций.
Следуя теории Дж. М. Кейнса, важно понимать, что налоги действуют в экономической системе как «встроенные механизмы гибкости». Безусловно, налоги должны быть высокими и прогрессивными. В таком случае они действуют как «встроенный стабилизатор».
При экономическом подъёме облагаемые доходы растут медленными темпами, нежели налоговые доходы. Обратная ситуация складывается во время кризиса, когда налог уменьшается быстрее, чем падают доходы.
Всё это позволяет достичь относительной социальной стабильности в обществе. Исходя из всего этого можно сказать, что налоговые поступления зависят в полной мере от величины ставок налогов, а также от изменения величины доходов, которые облагаются по прогрессивной шкале. Колебания величин в данном случае происходит автоматически и более значительны в налоговых поступлениях, нежели в уровне доходов.
Распределительная функция налогов
Ещё одной важной функцией налогов является распределительная. Она тесно связана с фискальной и регулирующей функциями. Её сущность состоит в том, что при помощи налогов через бюджет и внебюджетные государственные фонды государство занимается перераспределением финансовых ресурсов из производительной сферы в социальную, а также занимается финансированием крупных целевых программ, которые имеют общегосударственное и общественное значение, а также фундаментальную науку.
Распределительная функция ярко выражается в сочетании налоговой системы прямых и косвенных налогов, цель у которых представлена в виде создания устойчивого уровня налоговых поступлений, а также вместе с тем увеличивает зависимость уплачиваемых налогоплательщиками платежей от эффективности их деятельности. Существует важный момент, который с позиции реализации распределительной функции представлен как направление финансовых ресурсов в инвестирование в наиболее привлекательные капиталоёмкие секторы экономики с длительными периодами окупаемости затрат. Иными словами, имеется в виду переложение повышенных рисков на государство с экономических субъектов.
Когда устанавливается система сбора налогов с физических лиц, со стороны государства осуществляется перераспределение доходов своих граждан посредством направления части финансовых ресурсов более обеспеченной части населения на поддержание финансовой активности малообеспеченных слоёв населения. Именно это перераспределение даёт возможность обеспечить социальную стабильность в стране.
Зачастую распределительную функцию часто называют социальной именно по той причине, что от неё во многом зависит социальная стабильность всего общества.
I и II этапы развития налоговой системы показали конкретные примеры того, как предпринимались попытки реализации распределительной функции.
Во времена Древнего Рима император Август в 6 г. н.э. ввёл налог на наследство по ставке 5%. Налог обязаны были оплачивать все граждане Рима. Все доходы с этого налога направлялись на пенсионное обеспечение профессиональных воинов-легионеров.
В Средние века также были примеры попыток решать посредством доходов социальные задачи общества. В XVI в. В Англии ввели налог на бедных. Цель этого налога состояла в сборе общиной средств на содержание неимущих. Логичнее назвать этот налог для бедных, поскольку уплачивали его состоятельные люди для бедных.
Во Франции в XVII в. правительство Кольбера ввело налог на роскошь, который в последствие появился и в других странах.
Финансовая наука смогла теоретически обосновать распределительную функцию в XIX в. Работы нескольких учёных были направлены как раз на изучение этого вопроса. Учёные новой исторической школы таким как, А. Вагнер, Э. Селигмен и другие посвятили некоторые своих труды распределительной функции налогов. Объяснялись способы практической реализации данной функции, прежде всего посредством введения подоходного налога, применение прогрессивной шкалы обложения, не облагаемого налогом минимума, предоставление льгот.
Сегодня все развитые страны мира в налоговой политике применяют распределительную функцию. Жаль, что в современной России данная функция снижена.
Контрольная функция налогов
Между контрольной фискальной и распределительной функцией существует тесная связь. Эта функция стала формироваться в ходе развития практики налогообложения, создания соответствующего аппарата сбора налогов. Проявление контрольной функции состоит в проверке эффективности хозяйствования, с одной точки зрения, и в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства – с другой.
Развитая контрольная функция даёт возможность осуществлять всесторонний контроль за полнотой и своевременностью поступлений в бюджет. Вместе с тем эффективная реализация контрольной функции мешает уклонению от уплаты налогов и подрывает финансовую основу теневой экономики. Если в государственном бюджете не хватает средств – это сигнал о несовершенстве налоговой системы и необходимости внести некоторые изменения в неё. Информация о сборе налогов наиболее достоверно рассказывает о состоянии экономики государства и уровне доходов населения. Эффективно реализовывать данную функцию налогов помогают правильные управленческие решения в основных сферах жизни: экономической, социальной и политической.
Некоторые признаки проявления контрольной функции можно наблюдать уже на I этапе развития налоговой системы. Однако только на III этапе развитие налогового администрирования, финансовой статистики, информационных технологий дало возможность в полной мере реализовать эту функцию в развитых странах в полной мере.
Внешнеэкономическая функция налогов
Внешняя политика и внешнеэкономическая функция налогов связаны между собой. Суть её представлена в особых режимах налогообложения для предприятий определённых стран, а также во внешней торговле. Для этих целей служит таможенная система и не только она.
Во времена образования Руси в 884 г. князь Олег победил днепровских северян и потребовал с них небольшую дань. Скромный размер дани был предусмотрен не случайно, поскольку северяне, которые до этого платили дань хазарам, не стали сильно сопротивляться дружине Олега и отдали то, что с них потребовали. После этого уже радимичи, которые жили по соседству с северянами стали добровольно уплачивать налог Олегу, чтобы он защитил их от хазар, причём размер дани уменьшился ещё в два раза.
Самым ярким примером внешнеэкономической функции налогов можно назвать правительственное Соглашение между РФ и РБ о взимании косвенных налогов на добавленную стоимость и акцизов. Данное соглашение вступило в силу 01.01.2005 г. и действует по принципу «страны назначения».
Из всего вышесказанного следует, что в процессе развития налоговой системы и финансовой науки были выделены пять ключевых функций:
Краткий анализ состояния социальных процессов в обществе
Экономическая реформа 1990-х гг. серьёзно пошатнула условия жизни большинства населения страны из-за того, что лишь небольшое количество лиц присвоило основную массу государственной собственности. Реформа стала причиной масштабного расслоения населения по уровню доходов, одновременно с тем этот процесс не останавливается до сих пор.
Касательно динамики распределения денежных доходов по пяти 20%-м группам населения, можно сказать следующее. Представители первой группы получили наименьшие доходы в 2000 г. 5,8 %, в 2010 г. – 5,2%. В пятой группе с наиболее высокими доходами представители получили 45,8 и 47,7 % доходов. Ситуация значительно ухудшается, если учесть не 20%-е, а 10%-е группы населения.
Расслоение общества способствовало резкое уменьшение общественных фондов потребления. Были ликвидированы пионерские лагеря, многие детские сады. Одновременно с тем внедряется платная медицина, образование и т.п.
Сократить социальное неравенство можно только посредством целенаправленной политикой, в том числе и со стороны налоговой системы.
Очевидно, что стоит отменить не оправдавшие себя страховые взносы и вернуться к социальному налогу, при этом передав его администрирование ФНС РФ.
Реформировать налог на доходы с физических лиц можно при помощи Закона о соответствии крупных расходов доходам и ввести политику расширения социальных налоговых льгот по данному налогу. Также усовершенствования требует налог на имущество физических лиц. Он должен выполнять функцию налога на роскошь. Это касается и земельного и транспортного налога в отношении физических лиц. Возможно стоит вернуть налог на имущество, которое переходит по наследству или в порядке дарения.
В качестве мер также усматривается упрощение и снижение налоговых вычетов с малого бизнеса. Относительно налогов для крупного бизнеса, то в их отношении должна быть усилена регулирующая функция. Имеется в виду усиление налогов на прибыль организаций и на добавленную стоимость, а также стимулирование развития реального сектора экономики на инновационной основе, создание новых рабочих мест, что напрямую и косвенно влияет на социальный климат в стране.
Область налогового администрирования также требует изменений. Необходимо ужесточить налоговый контроль по отношению к недобросовестным налогоплательщикам с установлением партнёрских отношений между основными налогоплательщиками и налоговыми органами.