Что такое социальная инклюзия простыми словами
Инклюзивное образование: мини-ликбез для тех, кто ничего об этом не знает
Вы неоднократно сталкивались со словом «инклюзия», но до конца так и не поняли, что это? Тогда мы идем к вам. На простые, сложные, приличные и неприличные вопросы об инклюзивном образовании отвечает благотворительный фонд содействия развитию социально-культурных инициатив и попечительства «Образ жизни».
1. Что это вообще такое?
Инклюзивное образование — термин, который используется для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. В широком же смысле это означает равный доступ к образованию для каждого ученика. Такой подход признает, что все без исключения — личности с различными потребностями в обучении. И речь тут, конечно, не о пандусах (или не только о них). Говоря об инклюзии, мы имеем в виду комплексное развитие среды, подготовку учителей, работу с родителями, освещение проблемы через СМИ и многие другие факторы, которые позволят детям с особенностями получить образование.
2. Почему инклюзия важна?
Если коротко, то так будет честно. Представьте, вы заходите в пекарню за чем-то к чаю, и в витрине лежат шоколадные эклеры, пончики в карамельной стружке и свежий французский круассан. Есть все. Вы выбираете, что понравилось, и счастливый идете домой. Но как быть, если в этом магазине (или вообще во всех пекарнях и булочных мира) будут продаваться только эклеры, а на шоколад у вас аллергия? В этом суть инклюзии: мы все разные и условия для образования должны быть вариативны. Инклюзивное образование индивидуальная история, но у каждого особенного ребенка должен быть выбор в формате получения знаний, будь то домашнее образование или инклюзивный класс.
3. Как происходит такое образование сейчас — в период карантина и ограничений?
Пандемия оказала негативный эффект на обучение всех детей. Безусловно, уникальным ребятам сложнее обучаться дистанционно, чем детям без особенностей. Как показал опрос, самым проблематичным оказалось отсутствие у детей доступа к реабилитационным занятиям и дополнительному образованию. Вторая проблема касается отсутствия у многих родителей возможности полноценно обучать ребенка дома: нет нужных учебников и знаний о том, как использовать онлайн-технологии. Карантин показал, что любое образование не было готово к таким внешним факторам, а инклюзивное тем более.
4. Какие дети попадают в инклюзивные классы?
Ответ есть в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ. Нуждающимися могут быть дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с инвалидностью, одаренные дети и дети-сироты, которые рассматриваются как дети с особыми образовательными потребностями. Большинство из них сейчас обучаются дома, следовательно, не имеют возможности социализироваться в обществе.
Важно понимать, что если на улицах мы не видим людей с физическими или психологическими отклонениями, это не значит, что в нашей стране их нет. Вывод совсем другой: среда не приспособлена для комфортной жизни всех групп населения.
5. Как вести себя родителям «обычных» детей, которые обучаются в инклюзивных классах?
Для начала понять, что особенный ребенок в классе — это не проблема, а подарок. В таких классах учебный процесс расширяется и выходит за рамки школьной программы. Инклюзия учит заботиться о ближних, учит гуманизму. Также существует мнение, что в инклюзивных классах дети лучше усваивают знания. Простой пример: одноклассников могут попросить помочь особенному ребенку в обучении, а когда ты что-то объясняешь другому, то и сам запоминаешь лучше. И конечно, родителям не стоит переживать за возможное ухудшение уровня обучения детей — идея подхода, как мы уже говорили выше, как раз в том, чтобы ни один ребенок не упустил возможность получить необходимое образование. Это, к слову, показывают и исследования : «обычные» дети, которые учатся в инклюзивных классах, лучше справляются с учебными нагрузками и легче находят общий язык со сверстниками. Ну и, конечно, в инклюзивной среде дети видят жизнь с разных сторон, благодаря чему спустя время человек, например, в инвалидной коляске будет восприниматься детьми как равный, а не «другой». Все это возможно в совокупности с квалифицированными учителями и подготовленными родителями, которые помогут максимально комфортно погрузиться в инклюзию.
6. Выходит, любое учреждение, где учится особенный ребенок, инклюзивное?
Есть нюансы. Изначально нужно понимать, что такая школа редко возможна только за счет бюджетных средств. В Москве, где инклюзия законом закреплена с 2010 года, есть хороший опыт: ресурсы, технологии, подготовленные специалисты. В других регионах все более формально. Формальная инклюзия — не выход. Конечно, дети могут физически находиться в классах, но при этом быть полностью отрезанными от совместной деятельности.
York, Vandercook, MacDonald, Heise-Neff, and Caughey. Effects of Inclusion on the Academic Performance of Classmates Without Disabilities. A Preliminary Study, 1992
Ресурсный класс для детей с расстройством аутистического спектра.
Мифы и правда об инклюзии
Инклюзия означает, что у человека с инвалидностью есть такие же права, доступ и возможности выбора, как и у других людей в том же сообществе. Инклюзия сейчас считается универсальным правом человека.
В Статье 19 Конвенции ООН по правам инвалидов говорится: «Государства–участники настоящей Конвенции признают равное право всех инвалидов жить в обычных местах проживания, при равных с другими людьми вариантах выбора, и принимают эффективные и надлежащие меры для того, чтобы содействовать полной реализации инвалидами этого права и их полному включению и вовлечению в местное сообщество».
Инклюзия может принимать самые разные формы, и, в идеале, мы ее даже не замечаем, потому что она является органичной частью жизни общества. Вот 10 примеров инклюзии, которые я наблюдала своими глазами:
1. Группа детей-волонтеров упаковывает коробки в местной бесплатной столовой.
2. Школьники помогают друг другу найти нужные книги в библиотеке.
3. Покупатель, кассир и упаковщик разговаривают в магазине.
4. Люди вместе участвуют в религиозной службе.
5. Врач выслушивает жалобы пациента и разговаривает с ним напрямую.
6. Студенты по очереди делают презентации своих исследовательских проектов.
7. Семьи плавают вместе в городском бассейне.
8. Семьи катаются на карусели в тематическом парке.
9. Семьи делают покупки на фермерском рынке и слушают живое исполнение музыки на улице.
10. В кинотеатре все билеты проданы на один сеанс, который будет идти с приглушенным звуком, без рекламы и трейлеров и с небольшим включенным светом в зале.
Другими словами, инклюзия — это любая часть нормальной, повседневной жизни, которую люди с инвалидностью и без разделяют друг с другом. Когда мы осознаем, насколько инклюзия обогащает жизнь для всех, нам покажется странным, что кто-то может отказывать в ней человеку. Я надеюсь увидеть больше примеров инклюзии в будущем.
Пять мифов об инклюзии
Миф 1: Инклюзия — это просто.
Факт: Инклюзия требует значительных усилий от всех участвующих сторон, и даже в этом случае нет никаких гарантий успеха. Вот некоторые из тех шагов, которые мне приходится регулярно предпринимать, чтобы помочь своему сыну быть включенным наравне с другими детьми:
— Я заранее посещаю все общественные места, чтобы убедиться, что сенсорная среда в них является подходящей.
— Я всегда ношу с собой сенсорную «аптечку», чтобы он мог снизить свою тревожность в определенных ситуациях.
— Я определяю, в какие моменты ему нужна дополнительная помощь или терпение со стороны окружающих, и объясняю его потребности продавцам магазинов, библиотекарям и так далее.
— За неделю до начала занятий я хожу по пустой школе вместе с сыном в соответствии с его расписанием.
— Я знакомлю сына с учителями и помогаю ему подготовить листовку «Все обо мне».
— Я заранее репетирую с ним различные социальные ситуации и учу этикету.
«Это очень много работы, когда у тебя должны быть запасные планы для запасных планов», — пишет Деб в блоге. Кэри поясняет:
«Очень часто оказывается, что для обеспечения инклюзивной среды нужно проделать много работы заранее. Это включает разговор с руководством о том, что уместно в данной ситуации, и совместная работа, чтобы убедиться, что всем будет комфортно, по крайней мере, что будут предприняты усилия, чтобы всем было комфортно. Это может включать беседы с охранниками магазина, например, о том, как реагировать в случае истерики… и, что еще важнее, чего не делать в этом случае. Это может включать беседы с официантками о возможных проблемах и тому подобном — все зависит от ситуации».
Миф 2: Инклюзия значит, что все счастливы, и мы все прекрасно ладим друг с другом!
Факт: Инклюзия полна сюрпризов, а далеко не все эти сюрпризы приятные. Иногда кажется, что инклюзия создает больше проблем, чем решает — но мы все можем учиться на прошлых ошибках и учитывать их во время следующей попытки. Я узнала, что должна быть гибкой, готовой меняться, поскольку моя семья меняется. С течением времени «неудачи» помогли наладить доверие с друзьями и членами семьи, и в результате тебе уже не так трудно решиться попробовать снова. Как сказала Кэри: «Настоящая инклюзия возможна в идеальном мире… и мы определенно не живем в идеальном мире… ПОКА ЧТО!»
Миф 3: При некоторых видах инвалидности людям не подходит инклюзия.
Факт: Если вы дышите, инклюзия вам подходит. Есть много очень творческих подходов к инклюзии, например, можно очень постепенно адаптировать человека к новой среде и постепенно увеличивать время, которое он проводит в новой ситуации. Другой способ — выявить интересы человека и развивать инклюзивную среду на основе этих интересов. Например, если кому-то нравится рисовать, то он может участвовать в кружке рисования вместе с членом семьи один раз в неделю. Если этот опыт окажется успешным, он может записаться на другие занятия в той же студии и осваивать работу с другими материалами.
Миф 4: Инклюзия полезна только людям с инвалидностью.
Факт: Инклюзия помогает всем стать продуктивными членами общества. Когда люди видят, что человек получает необходимую поддержку, чтобы участвовать в какой-то ситуации, это говорит им о том, что они тоже смогут получить такую помощь, если она им понадобится. Учителя сообщают, что атмосфера класса становится более уважительной и продуктивной, когда в класс включены ученики с инвалидностью. Инклюзия учит детей урокам, которых не найти ни в одном учебнике, она поощряет личную эффективность и развивает взаимозависимость, когда каждый может сделать значимый вклад. Исследования снова и снова показывают, что ученики без инвалидности добиваются лучших результатов в разнообразном, инклюзивном классе.
Миф 5: Инклюзия — это просто очередная мода, со временем от нее откажутся.
Факт: Похоже, что от инклюзии никуда не деться, и на то есть несколько причин:
Предоставление образовательных услуг в инклюзивных школах выгоднее, чем создание отдельных школ, и оно связано с более высокими достижениями для всех учеников.
В США 40 лет назад федеральное законодательство изменили, и с тех пор все ученики имеют право учиться в «наименее ограничивающей среде», и им гарантируется «бесплатное и подходящее государственное образование», во многих случаях это означает полную инклюзию в общеобразовательной школе или частичную инклюзию, в зависимости от особенностей ребенка.
На международном уровне инклюзия сейчас признана универсальным правом человека.
На протяжении наибольшей части человеческой истории общество было инклюзивным. Это идея сегрегации людей с инвалидностью в специальных местах стала относительно недавней «модой», которая, по счастью, действительно прошла!
Основные принципы концепции социальной инклюзии
Правовой подход к разработке образовательной политики и учебных программ: от социального отторжения к социальной инклюзии
В современном мире при разработке любых программ, касающихся человеческого развития, все больше используется подход, основанный на соблюдении основных прав и свобод человека. Вместе с идеями обеспечения социальных прав и благополучия человека в течение последних десятилетий развивалась концепция социального отторжения (социальной изолированности), которую Европейский Союз определяет, как процесс, в котором отдельные группы населения или отдельные люди не имеют возможности в полной мере участвовать в общественной жизни. Причинами социального отторжения могут быть бедность, отсутствие базовых знаний и возможностей, языковой барьер, недостаточная активность и уверенность людей, дискриминация или расизм. Это, в свою очередь, не дает возможности трудоустроиться, получать доходы и возможности учиться. Как следствие, такие люди или группы людей имеют ограниченный доступ к власти и принятию решений органами власти и, таким образом, часто не могут принять участие в процессах разработки и принятия решений, влияющих на их повседневную жизнь.
Концепция социального привлечения (инклюзии, включения), которая является противоположной концепции социальной изоляции, появилась в результате перехода большинства обществ к демократическим ценностям, уважению основных прав и свобод людей. Эта концепция возникла в ответ на растущее социальное неравенство, что стало следствием возникновения новых условий на рынке труда и несовершенства существующей системы социального обеспечения, которая не могла удовлетворить потребности различных слоев населения. Европейский Союз определяет социальное вовлечение (социальную инклюзию) как процесс, который обеспечивает тех, у кого есть риск бедности и социального отторжения, возможностями и ресурсами, необходимыми для того, чтобы в полной мере участвовать в экономической, социальной и культурной жизни, достичь уровня жизнь и благосостояния, соответствующих нормальным стандартам в обществе, в котором они живут. Социальное привлечение обеспечивает людям более широкие возможности для участия в про-процессе принятия решений, влияющих на их жизнь и доступ к основным правам.
Цель инклюзии в образовании
Взаимосвязь между уровнем образования населения и человеческим развитием страны признается как неоспоримый факт. Поэтому устранение проявлений социального отторжения от сферы образования, различных институциональных и финансовых барьеров для получения образования является предпосылкой достижения общего прогресса в развитии общества, а доступность образования для различных категорий населения рассматривается, прежде всего, как социальная проблема, тесно связанная с идеями социальной справедливости и социального равенства. Эксперты Организации экономического сотрудничества и развития определяют равенство в образовании как существование такой образовательной среды, где индивидуумы могут делать выбор в течение жизни с учетом собственных талантов и способностей, а не на основе стереотипов, предвзятых ожиданий или дискриминации. Такая образовательная среда предоставляет экономические и социальные возможности независимо от пола, этнической принадлежности, расы или социального состояния.
Традиционные модели обучения уже не могут удовлетворить потребности современного общества, которое постоянно меняется. Так, например, лица с инвалидностью чувствую проявления дискриминации в отношении доступа, активного участия и успешного завершения обучения на всех уровнях образования. Внедрение инклюзивной модели обучения с учетом ее различных междисциплинарных и социальных аспектов требует соответствующих изменений не только в образовательной, но и во многих других сферах, таких как социальная политика, политика в сфере здравоохранения, занятости, миграции и даже в сфере градостроительства и благоустройства территорий.
Цель инклюзии в образовании заключается в ликвидации социальной изолированности (исключение), что является следствием негативного отношения к понятию разнообразия. Отправной точкой этого понятия является убеждение, что образование является одним из основополагающих прав человека и основой более справедливого общества.
Правовая основа инклюзивного образования: основные международные документы
Международные документы в сфере образования людей с особыми потребностями
В своих законодательных актах Организация Объединенных Наций определила, что вопрос инвалидности касается сферы защиты прав человека, а не только реабилитации и социального обеспечения.
Наиболее фундаментальным воплощением прав человека на международном уровне стала Всеобщая декларация Организации Объединенных Наций о правах человека, которая провозгласила равенство прав всех людей без исключения. В декларации отмечается, что «каждый человек имеет право на образование». Образование должно быть направлено на всестороннее развитие человеческой личности и повышение уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций в поддержании мира.
Значительным и действенным шагом в определении прав лиц с ограниченной жизнедеятельностью было принятие Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций Декларации о правах умственно отсталых лиц. Согласно этой декларации, люди с умственной отсталостью имеют те же права, что и все остальные члены общества. Декларация о правах умственно отсталых лиц стала первым нормативно-правовым документом о признании людей с нарушениями умственного развития общественно полноценными в социальном смысле членами общества, которые, тем не менее, нуждаются в правовой защите и поддержке, поскольку именно люди с нарушениями умственного развития чаще всего воспринимаются как неполноценное меньшинство среди человеческого сообщества.
Что такое инклюзия?
Инклюзия – это концепция социального разнообразия, которая предполагает, что любой человек с любыми ограничениями, связанными не только со здоровьем, но и в целом с жизнедеятельностью, имеет определенную социальную роль в обществе. Он не изгнан обществом, общество понимает его ценность, а он в свою очередь влияет на изменения этого общества. Мы не свозим людей со слепотой подальше от всех, а делаем, например, для них звуковые светофоры, чтобы они тоже могли переходить дорогу. Мы не свозим всех людей на инвалидных колясках подальше от всех, а делаем пандусы, специальные съезды, широкие туалеты, делаем доступную среду. Люди без ограничений и с ними влияют друг на друга, среда развивается в сторону многообразия и становится полезной для всех.
Самым главным средством для достижения социальной инклюзии является инклюзивное образование. Взрослому человеку с ограничениями трудно реинтегрироваться в типовое общество после сегрегации, и человеку без каких-либо ограничений трудно его принять, видя впервые в жизни. Человек рождается и практически сразу попадает в систему образования, начиная с яслей или детского сада, а выходит оттуда в 20 с лишним лет. Он сформировался в системе образования. Задача инклюзивного образования заключается в том, чтобы с раннего детства это разнообразие существовало вместе, люди притирались друг к другу и научались взаимодействовать.
Инклюзивное образование является превенцией многих проблем: и психоневрологических интернатов (ПНИ), и безработицы людей с инвалидностью, и толерантного принятия, и создания безбарьерной среды.
Инклюзивное образование определяется международными экспертами и предназначено для людей, нуждающихся в особых образовательных потребностях. Это может быть не только инвалидность, но и этническое меньшинство, например, беженцы, имеющие и другой язык и другую культуру, и дети из неблагополучных семей. Это широкий блок уязвимых групп людей, нуждающихся как в поддержке, так и в доступе к общему образованию, тем школам, которые находятся недалеко от дома.
Для доступа общего образования для детей с нарушениями развития существуют специальные методики и технологии инклюзии. Просто так привести ребенка с нарушением развития или с нарушением поведения, оставив на уроке, и назвать это инклюзией нельзя. Инклюзия – это трансформация школьной среды в пользу как детей с инвалидностью, так и детей без инвалидности. Инклюзия – это когда вы повышаете качество образования для всех детей.
Центр проблем аутизма с Московским институтом психоанализа разработал программу «Включи меня», подробно передающую все этапы и инструменты (методические, юридические, организационные) внедрения модели инклюзии с технологией ресурсного класса для включения детей с РАС (расстройство аутистического спектра) в общеобразовательную среду. Программа позволяет таким детям входить в школу, не разрушая ни пространство урока, ни саму систему общего образования. Для ее внедрения в конкретную школу к нам чаще всего обращаются сами родители детей с РАС.
Инклюзивность, Инклюзивный и Инклюзия — что это такое простыми словами.
Инклюзивный – это тот, который включает всех или все. Инклюзивность – это включение всех в определенную систему (например, образования) независимо от их физических, физиологических или других особенностей.
Что такое ИНКЛЮЗИВНЫЙ (ИНКЛЮЗИВНОСТЬ) — определение, значение простыми словами.
Простыми словами, Инклюзивный (инклюзивность) – это стремящийся (стремление) вовлечь и интегрировать всех людей и группы в деятельность, организации, политические процессы и т. д., особенно тех, кто находится в неблагоприятном положении, пострадал от дискриминации или имеет ограниченные физиологические возможности. Например, инклюзивная практика найма, инклюзивные детские площадки, инклюзивная школа, инклюзивное образование. Если вы описываете группу или организацию как инклюзивную, то вы имеете в виду, что она позволяет всем людям принадлежать к ней, а не только какому-то определенному типу людей.
Что такое инклюзивные ценности.
Инклюзивные ценности – это признание
Что такое инклюзивное образование.
Инклюзивное образование (инклюзивная учеба), также называемое инклюзией, – это образование, которое включает всех: все учащиеся посещают обычные школы, колледжи и университеты, соответствующие их возрасту, и получают поддержку, чтобы учиться, вносить свой вклад и участвовать во всех аспектах жизни учебного заведения.
Инклюзивное обучение детей – это обеспечение доступа к качественному образованию для всех детей путем эффективного удовлетворения их разнообразных потребностей, своевременного реагирования, принятия, уважения и поддержки.
Учащиеся участвуют в образовательной программе в общей учебной среде с поддержкой для уменьшения и устранения барьеров и препятствий, которые могут привести к исключению. Это означает, что система должна адаптироваться для включения людей с ограниченными возможностями, а не они к системе. Система образования должна осознавать, что она создает препятствия для учащихся с ограниченными возможностями, если обычные школы для них недоступны.
Примеры реализации принципа инклюзивности в образовании:
Что не является инклюзивностью в системе образования:
Эффективная инклюзивная школа
предполагает такие действия:
Что такое инклюзивное рабочее место
Инклюзивное рабочее место – это такое место, где люди с различными особенностями и ограниченными возможностями чувствуют себя желанными и ценными за свой вклад в работу. Это место, где люди с физическими недостатками разного рода имеют те же возможности для развития, что и их коллеги. Это место, где люди чувствуют себя в безопасности, раскрывая свои невидимые физические недостатки.
Принципы инклюзивной культуры:
Сотрудники с ограниченными возможностями, как и все остальные, хотят возможности профессионального развития. Это включает в себя конференции и тренинги, а также спонсирование программ наставничества.
Разрешение сотрудникам с ограниченными возможностями осваивать новые навыки и продвигаться по карьерной лестнице приносит пользу всем.
Руководители и коллеги должны ясно дать понять, что они приветствуют мнение и вклад коллег с ограниченными возможностями. Убедитесь, что ваши сотрудники с ограниченными возможностями имеют право голоса на собраниях персонала и во время групповых обсуждений. В инклюзивной культуре сотрудники с ограниченными возможностями также участвуют в повседневном рабочем взаимодействии: от встреч по случаю дня рождения до обедов с коллегами, которые приводят к дружбе и чувству принадлежности.
В корпоративной культуре, которая является инклюзивной, работа с людьми с ограниченными возможностями – лишь часть обычного способа ведения бизнеса. Есть явные доказательства того, что инклюзивная культура на рабочем месте положительно влияет на прибыль и ценности организации. Исследование, проведенное Accenture в 2018 году, показало, что компании, применяющие передовые методы найма и поддержки людей с ограниченными возможностями, превосходят своих конкурентов. Эти компании достигли в среднем на 28 процентов увеличения выручки, удвоения чистой прибыли и на 30 процентов более высокой рентабельности.
Что такое инклюзивное развитие
Инклюзивное развитие направлено на то, чтобы все люди в мире получали выгоду от устойчивого экономического и социального развития. Многие организации реализуют этот подход в борьбе с бедностью путем поддержки образования и обеспечения средств к существованию для тех, кто нуждается в этом. Они пропагандируют комплексный подход, который решает взаимосвязанные проблемы нищеты, неравенства, социальной изоляции, расширяя при этом знания и навыки людей.
Цель инклюзивного развития – создать благоприятную среду для равного доступа к возможностям, уделяя особое внимание наиболее уязвимым и изолированным группам населения.