Что такое социальная коммуникация
Социология: конспект лекций.
4. Социальная коммуникация.
Социальная коммуникация является важным механизмом культуры. Именно этим обуславливается широкий интерес социологов к этому явлению.
В социологии сформировался ряд подходов к определению социальной коммуникации:
1) передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов;
2) процесс, который связывает отдельные части социальных систем друг с другом;
3) механизм, посредством которого реализуется власть (власть как попытка определить поведение другого человека). Значительный вклад в теоретические разработки социальной коммуникации внес Г. Лассуэл.
Он разработал модель коммуникации, в которой выделил пять элементов:
1) кто – коммуникатор (тот, кто передает и формирует сообщение);
3) как – способ передачи сообщения, канал;
4) кому – аудитория, которой адресуется сообщение;
5) зачем – с каким эффектом, эффективность.
Другим элементом модели Лассуэла была система эффектов, вызываемых влиянием социальных коммуникаций на человека, которые можно также охарактеризовать как функции:
1) поведенческий эффект;
2) оценочные (аксиологические) эффекты;
3) эмоциональный эффект – влияние на страсти человека;
4) познавательный (когнитивный) эффект.
Еще одним направлением социологических разработок социальной коммуникации как явления стало выделение ее видов. Были выработаны различные основания классификации, каждое из которых отражает ту или иную характеристику этого социального явления.
По характеру аудитории:
1) межличностная (индивидуализированная);
2) специализированная (групповая);
По источнику сообщения:
1) официальная (формальная);
По каналу передачи:
Одним из важнейших элементов социальной коммуникации является социальный стереотип.
Социальный стереотип – это упрощенный образ социальных объектов или событий, обладающий значительной устойчивостью. Устойчивость стереотипов может быть связана с воспроизведением традиционных способов восприятия и мышления. В свою очередь такие способы восприятия и мышления могут воспроизводить доминирование одних социальных групп над другими.
Существование стереотипов может быть частью формирующегося «образа врага». В этом случае они могут навязываться искусственно.
Любые социальные стереотипы имеют как положительные, так и отрицательные характеристики. К положительному значению можно отнести помощь при ориентировании в обстоятельствах, не требующих аналитического мышления. Отрицательный момент социального стереотипа связан с возможным возникновением неприязни, вражды между национальными группами, а также с тем, что они подменяют анализ информации воспроизведением стандартов поведения и оценки.
Массовая коммуникация оказывает сильное влияние на общественное мнение. Общественное мнение – это оценочные суждения групп людей относительно проблем и событий действительности.
Существование общественного мнения подразумевает наличие проблемной ситуации, относительно которой возможна дискуссия, и коллективного субъекта, способного осознать собственные интересы и дискутировать относительно их реализации. Общественное мнение выступает в экспрессивной (т. е. связанной с выражением эмоций), контрольной и директивной функциях.
Необходимо учитывать, что процесс социальной коммуникации не всегда осуществляется должным образом.
Этому могут препятствовать так называемые «информационные барьеры».
Информационные барьеры – это препятствия, возникающие в ходе передачи и восприятия сообщений.
Можно выделить следующие основные виды информационных барьеров:
2) психофизиологические, связанные со способностями человека концентрировать внимание, способностью скорописи;
3) знаковые и смысловые, подразумевающие способность распознавать знаки, знать слова и термины специальных языков; умение восстанавливать смысл знака в определенном контексте;
4) ситуационные, возникающие в случае неактуальности сообщения для человека в данной ситуации.
Самым ярким и распространенным примером неформальной социальной коммуникации выступает слух.
Слух – это сведения, достоверность которых не установлена и которые передаются от человека к человеку посредством устной речи.
Возникновение слухов всегда обусловлено рядом объективных и субъективных обстоятельств, которые можно охарактеризовать как факторы распространения слухов. К ним можно отнести:
1) проблемную ситуацию, создающую информационную потребность;
2) неудовлетворительность или отсутствие информации; информационную неопределенность;
3) уровень тревожности индивидов.
В зависимости от сложившихся условий слухи оказывают на сознание людей большее или меньшее влияние, однако отрицать его вообще нельзя, потому что оно всегда существует. Оказываемое влияние может проявляться в различных видах и на различных уровнях:
1) индивидуальный уровень:
А) адаптация к среде;
Б) дезинтеграция индивида;
2) групповой уровень:
3) массовый уровень:
А) изменения общественного мнения и коллективного поведения.
Неоднозначность результатов воздействия слухов делает их практически неуправляемыми. Профилактика слухов может быть сведена к распространению своевременной обширной и убедительной информации.
КОММУНИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
Выделение наук о коммуникации в самостоятельное направление принято относить к 1950-м, хотя первые публикации его основоположников Г. Лассуэлла, П. Лазарсфельда, Н. Винера и др. появились еще в 1940-х и даже 1930-х. Принято считать, что концепция коммуникации возникла в результате разочарования в идеалах демократии, оказавшихся неспособными предотвратить возникновение тоталитарных режимов, беспрецедентных по своей жестокости войн, массовых преступлений против человечности.
С конца 1960-х науки о К.С., сложившиеся первоначально из трех «фундаментальных» направлений, стали предметом интереса со стороны академических профессиональных сообществ и были обогащены многочисленными идеями. Среди них, в частности, следует отметить социологию массовой культуры, социологию массовой коммуникации, психосоциологию, политэкономию (критическую) коммуникации, прагматику, этнографию коммуникации, этнометодологию и социологию социальных взаимодействий, социологию техники и медиатизации, исследования социального потребления медиа и новых технологий информации и коммуникации, наконец, различные философские рефлексии. Информация и «продолжающая» ее коммуникация приобретают все большую стратегическую значимость, особенно в сфере управления, политического и экономического соперничества. Коммуникационные техники обновляют и порождают новые социальные технологии, а биржевая стоимость сектора коммуникации, равно как и сектора информационных товаров, организуемого все более и более на промышленной основе, постоянно возрастает на протяжении вот уже, по крайней мере, десятилетия. В течение полувека коммуникационная теория обогащается многочисленными разработками, однако ее конфигурация еще не сложилась окончательно и продолжает динамично развиваться. Можно ожидать, что происходящие изменения повлекут за собой новые теоретические результаты.
Социальная коммуникация
Общая характеристика социального коммуникационного процесса, определение его задач и основных компонентов. Исследование особенностей моделей социальной коммуникации. Изучение содержания понятия массовой коммуникации, анализ её структуры и функций.
Рубрика | Социология и обществознание |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 16.10.2014 |
Размер файла | 131,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Социальная коммуникация и её модели
Коммуникативный процесс представляет собой необходимую предпосылку становления, развития и функционирования всех социальных систем, потому что именно он обеспечивает связь между людьми и их общностями, делает возможной связь между поколениями, накопление и передачу социального опыта, его обогащение, разделение труда и обмен его продуктами, организацию совместной деятельности, трансляцию культуры. Именно посредством коммуникации осуществляется управление, поэтому она представляет ко всему вышеперечисленному и социальный механизм, с помощью которого возникает и реализуется власть в обществе.
Выделяют несколько видов социальной коммуникации:
По характеру аудитории:
По источнику сообщения:
По каналу передачи:
Коммуникация представляет собой сложный многокомпонентный процесс.
Основными его компонентами являются:
Социальная коммуникация в процессе своего осуществления решает три основных взаимосвязанных задачи:
1. Интеграцию отдельных индивидов в социальные группы и общности, а последних в единую и целостную систему общества;
2. Внутреннюю дифференциацию общества, составляющих его групп, общностей, социальных организаций и институтов;
3. отделение и обособление общества и различных групп, общностей друг от друга в процессе их общения и взаимодействия, что приводит к более глубокому осознанию ими своей специфики, к более эффективному выполнению присущих им функций.
Модели социальной коммуникации
На эффективность восприятия информации аудиторией влияют культурный, образовательный, социальный уровни коммуниканта. Важными факторами успешной коммуникации служат знание аудитории, уважение к ней, умение общаться с ней на равных, т.е. равенство психологических позиций коммуникатора и коммуниканта. В 80-х гг. ХХ в. Дж.Голдхаберг создал харизматическую модель коммуникациии. Он исходил из того, что ТВ больше действует на эмоции, чем на разум. Поэтому успех телевизионных передач меньше связан с информационным содержанием, а напрямую зависит от “харизмы” той личности, которая на экране. Д. Голдхаберг выделил три типа харизматической личности:
При изучении влияния на восприятие информации интеллектуального уровня аудитории выяснили, что для аудитории с высоким уровнем образования предпочтительнее двустороннее сообщение. Такое сообщение представляет собой текст, который кроме аргументов коммуникатора содержит аргументы противной стороны. Это объясняется тем, что такой аудитории необходимо сопоставлять взгляды и самостоятельно их оценивать. Для аудитории же с низким образовательным уровнем рекомендуется использовать одностороннее сообщение, содержащее только аргументы коммуникатора. Одностороннее сообщение эффективно так же, когда аудитория согласна с коммуникатором, когда она не подверглась воздействию аргументов противника.
Целью специалиста является изменение ценностных установок и поведения коммуниканта. Если удается изменить поведение объекта коммуникации, то действия коммуникатора рассматриваются как влияние. Влияние можно оказывать тремя способами: принуждая; манипулируя сознанием коммуниканта; привлекая его к сотрудничеству. Так как специалист формальной властью не обладает, его влияние строится либо на манипуляции, либо на сотрудничестве, либо на этих двух способах сразу.
Под манпуляцией сознанием понимают действия коммуникатора, направленные на изменение психологических установок, ценностных ориентаций, поведения индивидов и целых аудиторий независимо от их желания. Среди причин манипуляции выделяют: конфликт человека с самим собой (А.Маслоу); недоверие по отношению к другим людям (Э.Фромм); ощущение абсолютной беспомощности (экзистенциализм); боязнь тесных межличностных контактов (Э.Берн); некритическое стремление получать одобрение всех и каждого; стремление к символическому овладению партнером по общению (З.Фрейд); реализацию компенсаторного стремления к власти (А.Адлер).
Широкое признание и распространение получила линейная модель коммуникации, разработанная известным американским социологом и политологом Г. Лассуэллом и включающая пять элементов:
В модели Шеннона-Уивера коммуникация также описывается как линейный односторонний процесс. Математик Шеннон работал над своей коммуникационной моделью в конце 40-х годов по заказу лаборатории «Белл Телефон» и это во многом определило «технический» характер созданной модели, ее «дистанционность». Главной задачей было снижение «шума» и максимальное облегчение обмена информацией. Модель описывает пять функциональных и один дисфункциональный (шум) факторы коммуникативного процесса. К функциональным элементам относятся: источник информации, продуцирующий сообщение; отправитель, кодирующий сообщение в сигналы; канал, проводящий это сообщение; получатель; цель, или место назначения.
Сигнал уязвим настолько, насколько он может быть искажен шумом. Примером искажения может являться наложение сигналов, одновременно проходящих через один канал.
Преимущество данной схемы состоит в очевидности того, что сообщение, отправленное источником и сообщение, достигнувшее реципиента, имеют неодинаковое значение. Позднее положение об искажении информации было дополнено другими причинами исходной и конечной информации. В связи с работами по селективности восприятия стало известно, что коммуникационный канал включает последовательность фильтров, приводящих к тому, что количество информации на входе в систему больше той информации, которая срабатывает на выход [Н.Винер].
Неспособность участников коммуникации осознать, что посланное и полученное сообщение не всегда совпадают, является частой причиной затруднений коммуникационного обмена. Эта важная мысль, заложенная в модели Шеннона-Уивера привлекла внимание и получила развитие в исследованиях ДеФлюеру, расширившего исходную модель в более разветвленную сеть:
Он в частности, отмечает, что в коммуникативном процессе «значение» трансформируется в «сообщение» и описывает каким образом отправитель переводит «сообщение» в «информацию», которую затем посылает по каналу. Получатель декодирует «информацию» в «сообщение», которое, в свою очередь, трансформируется в месте назначения в «значение». Если между первым и вторым значениями есть соответствие, то коммуникация состоялась. Но, согласно ДеФлюеру, полное соответствие является весьма редким случаем.
Адекватность восприятия сообщения предполагает существование области, в которой опыт коммуникатора и реципиента похож, в которой определенные знаки распознаются ими одинаково. Коммуникатор и реципиент имеют «фонд используемых значений», «рамки соответствия» и область, в которой они могут успешно общаться, находится в «перехлесте» их «рамок». Успех коммуникации зависит также от ожиданий, предъявляемых участниками общения друг другу. Профессор отделения журналистики Мемфисского университета Дж.ДеМотт указывает на то, что между средствами массовой информации и их аудиторией сложилось некое молчаливое соглашение, договор (Mass Comm Pact), определяющий обязанности СМК по отношению к аудитории, и обязанности аудитории по отношению к СМК. Несовершенство этого договора заключается в том, что точки зрения потребителей информации и ее производителей на круг этих обязанностей неодинаковы.
Согласно Шрамму, неверно думать, что коммуникативный процесс имеет начало или конец. На самом деле он бесконечен. «Мы представляем собой маленькие коммутаторы, непрерывно принимающие и распределяющие бесконечный поток информации. «. (Некоторые исследователи, идут в этом направлении еще дальше, утверждая, что вся внутренняя жизнь человека складывается исключительно из уникального сочетания того, что он видел, слышал и запоминал в течение всей своей жизни.)
Возможным моментом критики этой модели является то, что она создает впечатление «равноправия» сторон в процессе коммуникации. А между тем, часто этот процесс бывает несбалансированным, особенно, когда речь идет о массовой коммуникации. В этих условиях получатель и отправитель не являются столь уж равноправными участниками коммуникации и циркулярная модель, уравнивающая их как звенья одной цепи, неадекватно отражает долю их участия в процессе коммуникации.
Спиралевидная модель Дэнса не претендует на статус полноправной модели и возникла лишь как яркий аргумент в дискуссиях, посвященных сравнению линейной и циркулярной моделей коммуникации. Дэнс отмечает, что в настоящее время большинство исследователей согласятся с тем, что циркулярный подход является более адекватным для описания коммуникативных процессов. Но циркулярный подход имеет также некоторые ограничения. Он предполагает, что коммуникация проходит полный круг до той точки, с которой начинается. Эта часть аналогии с кругом явно ошибочна. Спираль же показывает, что процесс коммуникации продвигается вперед, и то, что находится в данный момент в процессе коммуникации, будет влиять на структуру и содержание коммуникации в дальнейшем. Большинство моделей дают так называемую «замороженную» картину коммуникативного процесса. Дэнс же подчеркивает динамическую природу этого процесса, который содержит элементы, отношения и условия, непрерывно изменяющиеся во времени. Например, в разговоре когнитивное поле постоянно расширяется для тех, кто в него включен. Участники получают все больше и больше информации по обсуждаемому вопросу, о партнере, его точке зрения. Знания в дискуссии расширяются и углубляются. В зависимости от хода беседы спираль принимает различные формы в различных условиях и для различных индивидов.
Модель Дэнса не является, безусловно, удобным средством для подробного разбора коммуникационного процесса. Основное достоинство и назначение спиралевидной модели Дэнса состоит в том, что она напоминает о динамической природе коммуникации. Согласно этой модели, человек в процессе коммуникации является активным, творческим, способным хранить информацию индивидом, тогда как многие другие модели описывают его, скорее, как пассивное существо.
Целью американского исследователя массовой коммуникации Г. Гербнера было создание модели с широкой сферой применения. Она была впервые представлена в 1956 году.
Специфической чертой данной модели является то, что она приобретает различные формы в зависимости от того, какой тип коммуникативной ситуации описывается. Словесное описание модели Гербнера по форме напоминает схему Лассуэлла: Кто-то воспринимает событие и реагирует в данной ситуации с помощью некоторых средств чтобы создать доступное для других содержание в некоторой форме и контексте и передает сообщение с некоторыми последствиями. Графическое представление модели уже имеет оригинальный вид:
То, что люди выбирают и запоминают из коммуникативного сообщения часто связано с тем, как они собираются использовать полученные сведения. Бихевиористический подход связывает селективность восприятия с категориями вознаграждения-наказания. Вероятность отбора информации в рамках этой концепции определяется по формуле:
Рассмотрим подробнее наиболее простую линейную коммуникативную модель Лассуэлла. Он выделил три основные функции процесса коммуникации как процесса по своей сути управленческого:
1. наблюдение за окружающей средой для выявления угрозы представляемому обществу и определение возможностей оказания влияния на ценностные ориентации этого общества и / или его составных частей
2. корреляция соотношения составных частей этого общества при его реагировании на «поведение» окружающей среды;
3. передача социального наследия от поколения к поколению.
Итак, в этой модели выделяются следующие компоненты коммуникационного процесса:
· источник коммуникации (коммутатор)
2. Массовая коммуникация и её основные функции
массовая социальная коммуникация
§ процесс, связывающий отдельные части мировой цивилизации;
§ процесс, позволяющий сделать общеизвестным то, что было монополией одного или нескольких;
§ механизм, посредством которого реализуется власть.
В структуре процесса коммуникации обычно выделяют пять основных элементов:
Массовая коммуникация выполняет следующие основные функции:
§ интерпретация событий и обеспечение взаимодействия структур общества с целью решения различных проблем;
§ передача знаний об обществе от одного поколения к другому (социализация и обучение);
Воздействие массовой коммуникации может быть как позитивным, так и негативным, а иногда тем и другим одновременно. Например, информация о стихийном бедствии или военном столкновении не только позволяет адекватно отреагировать и сохранить по возможности человеческие жизни, но одновременно способна вызвать панику и массовую истерию. Аналогичным образом любая интерпретация и обсуждение событий, предоставляя широкие возможности стабильного и свободного развития, в состоянии порождать конформизм и пассивность.
Сплоченность общества, достигаемая утверждением и распространением культурных норм и образцов при помощи массовой коммуникации, имеет своей оборотной стороной доминирование массовой культуры и уменьшение культурного разнообразия. Развлекательная функция массовой коммуникации обеспечивает людям отдых, восстановление сил, но одновременно культивирует стремление к примитивным удовольствиям.
С данной функцией связано понятие массовой культуры, отношение к которой в плане ее социальной ценности неоднозначно. С одной стороны, стремление познакомить широкие массы с достижениями мирового искусства, новыми направлениями и тенденциями является несомненной заслугой СМИ.
С другой стороны, низкий художественный уровень развлекательных программ, неограниченные возможности их тиражирования воспитывают дурной вкус у потребителей массовой культуры.
1. «Социология», С. С. Фролов, Гардарики, 2000
2. «Социология. Основы общей теории», под редакцией Г. В. Осипова, «НОРМА»,М., 2003
3. «Социология Массовой Коммуникации», Л. Н. Федотова, Питер, 2004
4. «Общая социология», Е. М. Бабосов, Минск, 2004
5. «Информация и коммуникация», А. А. Коренной, Киев, 1986
6. «Коммуникативные технологии двадцатого века», Г. Г. Почепцов, Ваклер, 2002
Социальная коммуникация
Исследование понятия и основных компонентов социальной коммуникации. Определение ее видов: устной, документной, электронной и главных функций: эмотивной, конативной, поэтической, метаязыковой. Характеристика моделей и типологии социальной коммуникации.
Федеральное агентство по образованию
Государственное общеобразовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Самарский государственный архитектурно-строительный университет»
Кафедра социологии, политологии и права
по дисциплине «Социология»
На тему: «Социальная коммуникация»
Выполнила студентка 4 курса
Понятие и компоненты социальной коммуникации
Функции социальной коммуникации
Модели социальной коммуникации
Социальная коммуникация занимает особое место в жизни современного общества и каждого человека. С ней прямо или опосредованно связаны практически все коммуникативные сферы.
Сокращение того, что географы называют «трудности расстояния», особенно очевидно в нынешнем столетии, давая возможность посылать сообщения на длинные расстояния с большой скоростью. Это имеет множество и не в последнюю очередь увеличение способности современного государства осуществлять социальный контроль.
То есть коммуникационный процесс представляет собой необходимую предпосылку становления и функционирования всех социальных систем. Потому что, как известно, именно он обеспечивает связь между людьми и их общностями. Он делает возможной связь между поколениями, обеспечивает накопление и передачу социального опыта, его обогащение, трансляцию культуры. С его помощью выстраивается организация совместной деятельности. Именно посредством коммуникации осуществляется управление, поэтому она представляет в добавление ко всему сказанному и социальный механизм, с помощью которого возникает и реализуется власть в обществе.
Понятие и компоненты социальной коммуникации
Основными компонентами социальной коммуникации являются:
3) предмет коммуникации (какое-то явление, событие и т.п.) и отражающее его сообщение (статья, радиопередача, телевизионный сюжет и т.д.);
А.В. Соколов предлагает следующую научную дефиницию социальной коммуникации: социальная коммуникация есть движение смыслов в социальном времени и пространстве. Это движение возможно только между субъектами, так или иначе вовлеченными в социальную сферу, поэтому обязательное наличие коммуникантов и реципиентов подразумевается. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. С.17-18.
В целесообразной социальной коммуникации коммуниканты и реципиенты осознанно преследуют три цели:
В зависимости от материально-технического оснащения, т. е. от применяемых каналов, Соколов предлагает различать три рода социальной коммуникации (рис. 1.2) Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. С.101-102. :
Рис. 1.2. Соотношение различных родов коммуникации
3. Электронная коммуникация, основанная на космической радиосвязи, микроэлектронной и компьютерной технике, оптических устройствах записи.
Можно вести речь о функциях коммуникации в целом (о ее роли в жизни и деятельности человека и общества). Можно также говорить о функциях отдельных коммуникативных актов и коммуникативных событий.
Функции коммуникации выделяются только в целях анализа. В реальном коммуникативном процессе, даже в одном, отдельно взятом коммуникативном акте могут сочетаться несколько функций, одна или две из которых будут основными, определяющими. Исходя из того, какая из функций является ведущей, можно построить классификацию коммуникативных актов.
Функции коммуникации могут быть надстроены над моделью коммуникации и `прикреплены’ к ее участникам и элементам. Из модели Р.О.Якобсона вытекают шесть функций:
Каждая из предложенных им функций связана с тем или иным участником или элементом коммуникации.
Некоторые исследователи (А.А.Леонтьев, Н.Б. Мечковская) добавляют также магическую или заклинательную функцию, этническую (объединяющую народ) функцию, биологическую функцию (для коммуникации животных).
Другие исследователи предпочитают минимизировать количество функций, выделяя лишь основные и считая другие разновидностью основных.
Так, известный психолог и лингвист Карл Бюлер (1879-1963) выделял три функции языка, проявляющиеся в любом акте речи: функцию выражения (экспрессивную), соотносимую с говорящим, функцию обращения (апеллятивную), соотносимую со слушающим, и функцию сообщения (репрезентативную), соотносимую с предметом речи. Отправитель сообщения выражает себя, апеллирует к получателю и репрезентирует предмет коммуникации.
Роджер Т.Белл, известный американский автор работ по социолингвистике, соотносит с этими функциями языка три сферы гуманитарных наук: лингвистика и философия (когнитивная функция), социология и социальная психология (оценочная функция), психология и литературоведение (аффективная функция).
Модели социальной коммуникации
социальная коммуникация эмотивный
Любая модель как путь познания представляет собой попытку отразить явления реального мира в понятиях абстрактной теории. Поскольку модель должна отражать определенные стороны оригинала, то, естественно, построение моделей подчинено задаче наиболее точного отображения его свойств. Конструирование и изучение моделей реально существующих явлений осуществляется на предметной, знаковой, структурной, поведенческой основе.
Предметные модели предполагают воспроизведение определенных функциональных характеристик объекта. В частности в аналоговых моделях оригинал описывается определенными соотношениями.
В знаковых моделях, построенных на основе естественного или искусственного языка, главным является преобразование знаковых конструкций и их понимание. Моделированию подвергается либо структура объекта, либо его поведение.
Лавинообразное развитие информационно-коммуникативных систем различного уровня (от локального до глобального) требует применения методов модельного представления и исследования систем коммуникации и коммуникационных процессов. Различные подходы к рассмотрению коммуникации ложатся в основу достаточно сильно отличающихся друг от друга моделей.
В теоретических исследованиях коммуникации рассматриваются либо как действие (односторонний процесс передачи сигналов без осуществления обратной связи), либо как взаимодействие (двусторонний процесс обмена информацией), либо как коммуникативный процесс, в которой коммуниканты поочередно и непрерывно выступают в роли источника и получателя информации. Это обстоятельство и является одним из основных критериев классификации моделей коммуникации. Другим основанием классификации, на основе которого строятся простейшие модели, выделяются четыре основных компонента коммуникации (источник, сообщение, канал, получатель).
Исследователи структурируют модели коммуникации по различным основаниям (социологические, психологические, семиотические). Г.Г. Почепцов выделяет марксистские, литературные, театральные, герменевтические, фольклорные, культурологические, прагматические, нарративные, текстовые, философские, игровые, антропологические, вещественные, деконструктивистские, постструктуриалистские, математические, кибернетические, разведывательные, конфликтологические и др. коммуникации. Очевидно, что все отмеченные модели коммуникации, кроме как по отмеченным основаниям, можно проструктурировать по функциям, содержанию, форме, целям и задачам.
В коммуникационной модели профессора Уильбура Шрамма сигнал взаимодействует с социальной средой, превращаясь в сообщение. Коммуникацию У. Шрамм определил как акт установления контакта между отправителем и получателем с помощью сообщения. При этом предполагается, что отправитель и получатель имеют общий смысл, позволяющий кодировать и отсылать сообщение, которое адресат в состоянии принять и расшифровать.
В известной кибернетической модели Норберта Винера управленческая информация, возвращаясь к источнику, стремится противодействовать отклонению управляемой величины от управляющей. Винер рассматривает стабилизирующиеся системы не только на техническом, но и на общественном уровне. Общественная система также функционирует оптимально, если по каналу обратной связи возвращается на ее вход достоверная информация, способная вызвать противодействие нежелательным отклонениям. Как показали исследования, проведенные американскими учеными М. Яновитца и У. Дилэни, сообщения, идущие по каналу обратной связи в значительной мере подвержены преднамеренному искажению коммуникантами более низкого уровня по различным соображениям. В результате руководители более высокого ранга имеют весьма смутное представление о том, какое воздействие оказала на подчиненные структуры управленческая информация. Кроме того, часть информации, полученной по каналу обратной связи умышленно подавляется или сознательно интерпретируется не точно. В целях получения максимально полной информации по каналу обратной связи многие организации используют ящики предложений, телефоны доверия и др.
Давид Берло помещает источник и получателя сообщения в социально культурную среду[29] которая воздействует на содержание сообщения посредством обратной связи. Он вычленяет пять возможных каналов коммуникации (зрительный, слуховой, осязательный, вкусовой, обонятельный). По его мнению успех коммуникации определяется совпадением установок и знаний у источника и адресата. Модель удобна для анализа содержания сообщения.
Отечественный специалист по семиотике Юрий Воронцов в линейную модель коммуникационного процесса, включающую пятнадцать компонентов, ввел дополнительно различные фильтры и поля:
6.Экстра-лингвистический параметр сообщения.
7.Источник механических помех.
8.Источник семантических помех.
9.Классовые и социальные фильтры.
12.Поля коммуникационной обстановки.
14.Обратная связь «коммуникант-коммуникатор».
Эта теория в последующем была развита Стюартом Худом. Согласно утверждению Худа важность наличия информационных привратников в средствах массовой коммуникации и обществе состоит в возможности реализовать через них политические интересы среднего класса.
Линейные модели, благодаря упрощениям, упрощают понимание последовательности событий. Однако в реалии коммуникация представляет собой сложное многоуровневое и не всегда последовательные действия субъектов, обменивающихся информацией. Не всегда информация создается в одном месте, а потом, через какое-то время принимается в другом месте получателем, как, например это происходит при обмене сообщениями с помощью технических средств. Линейные модели в большинстве случаях не отражают реальное состояние системы. На практике же часто происходит не просто последовательный обмен информацией, а протекают более сложные процессы, вовлекающие в свою структуру не только людей, а их мысли, чувства, отношения, социальный опыт, эмоционально-психическое состояние и многое, многое другое. Иначе, между коммуникантами располагается актуальная социальная ситуация.
Наиболее распространенная нелинейная модель коммуникации разработана Теодором Ньюкомбом. Модель имеет вид равностороннего треугольника, вершины которого составляют коммуникант, коммуникатор и социальная ситуация. Взаимодействие коммуниканта с коммуникатором осуществляется как с учетом социальной ситуации, так и без учета таковой. Если коммуниканты сориентированы друг к другу положительно, то они будут стремиться к совпадению своих отношений к рассматриваемой ситуации. При негативном отношении друг к другу отношение коммуникантов к рассматриваемой ситуации не будет совпадать.
Другая циркуляционная модель, представляющая собой двухуровневую систему окружностей, была предложена Элизабетом Андерсом, Лорином Стаатсом и Робертом Бостромом. На первом уровне (круге) создаются стимулы для обмена в режиме «сообщение-ответ» между отправителем и получателем во втором уровне системы.
На практике часто передача массовой информации от коммуникатора к реципиенту осуществляется не сразу ко всем потребителям информации. Прежде всего, в силу обладания рядом качеств лидеры принимают, осмысливают информацию раньше, чем масса людей. На следующей ступени уже сами лидеры начинают активно распространять полученную информацию среди своей общественности. Поскольку с их мнением считается большинство из окружения, то посредничество лидеров при передаче массовой информации от источника (средств массовой коммуникации) к ее получателю становится главным инструментом формирования общественного мнения.
Такая двухступенчатая (многоступенчатая) модель коммуникации впервые была обоснована в 1940 году во время проведения избирательной кампании в штате Огайо (США), а более подробно разработана при изучении механизмов формирования общественного мнения в г. Декатуре (штат Иллинойс) в 1955 году[30]. Социологи П. Лазарсфельд и Р. Мертон предположили, что сообщение, посланное аудитории, достигает вначале наиболее авторитетного члена группы. Исследования подтвердили предположение о том, что при усвоении содержания полученной информации люди склонны прислушиваться прежде всего к тем, кто для их окружения является наиболее влиятельным и компетентным. Такими лидерами чаще являлись неформальные лидеры. Определенное суждение, предлагаемое аудитории средствами массовой информации, приводится в конкретное действие, чаще всего, посредством механизма межличностных коммуникаций. Причем наибольшее влияние на принятие решение оказывают лидеры. Они, в свою очередь также имеют собственных «лидеров мнений» и обращаются к ним за нужной информацией. «Лидеры мнений» становятся связующим звеном между различными средствами массовой коммуникации и массой. Они не просто активнее в использовании масс-медиа, но принимают активное участие в деятельности политических партий и организаций.
Среди объемных моделей определенное распространение получила мозаичная модель Л. Бейкера, состоящая из маленьких кубиков, четыре грани которых соответствуют источнику, получателю, посланию и каналу коммуникации. Все кубики объемной системы соприкасаются четырьмя гранями.
Другую модель объемной коммуникации представляет спиральная модель Фрэнка Дэниса. В ней коммуникационный цикл не замыкается, коммуникация продвигается вперед, повторяя пройденные этапы развития на новом уровне.
Одной из разновидностей объемной модели является диффузная модель Э. Роджерса. По мнению автора модели в системе массовой коммуникации нет необходимости влиять сразу на всех. Важно прежде всего убедить критические пять процентов. Когда пропагандируемая идея овладевает умами одной пятой части населения, дальше она «растекается» сама по всем уровням объемной социальной структуры и ее уже невозможно остановить. Любая новая идея проходит через шесть этапов: внимание, интерес, оценка, принятие, подтверждение. Э. Роджерс реципиентов по степени восприимчивости инноваций разделил на пять типов: инноваторы; ранние принимающие; раннее большинство; позднее большинство; поздние принимающие. Инноваторы, способные сразу «схватывать» новые идеи, составляют 2,5 %. Большинство лидеров мнений формируются из числа ранних принимающих, составляющих 13,5% населения. С этой категорией людей советуются при принятии каких-либо решений. Раннее большинство, включающее в себя 34% населения, принимает новые идеи чуть раньше чем их примет среднестатистический гражданин. Только после того, как среднестатистический гражданин признает новую идею, 34 % скептиков, составляющих позднее большинство, примут ее. И, наконец, 16% населения (поздние принимающие) подозрительно относится к новым идеям.
Однородность аудитории создает основу для формирования массовых коммуникаций и гомогенной модели коммуникации. Гомогенная модель строится в соответствии с классическим индивидуализмом. Средства массовой коммуникации поставляют аудитории определенную информацию, сформированную в виде определенных посылок. Далее в системе внутриличностной и межличностных коммуникаций эта посылка принимается или отвергается. Дискретность в гомогенной модели обозначает наличие атомической структуры, в виде составляющих (индивидуумов), не нарушающих однако однородность массы в плане выражения своего мнения по поводу чего-либо.
Модель социального атомизма в системе массовых коммуникаций, разрабатываемая автором, строится на принципах целостности и конструктивной завершенности элементов, входящих в коммуникативную систему. Любое устойчивое взаимодействие между социальными группами или формализованными структурами может быть представлено в виде модели социального атомизма, если коммуникаторы в ней представляют собой достаточно структурированную и самостоятельную форму.
Семиотические модели коммуникации реализуют информационную, экспрессивную и прагматические функции коммуникации. Информационная функция отражает способность сообщать информацию о предметах, явлениях, действиях и процессах. Экспрессивная функция выражает как смысловую, так и оценочную информацию о реалиях окружающей действительности. Прагматическая функция направлена на передачу коммуникативной установки, рассчитывающую на адекватную реакцию реципиента в соответствии с социальной речевой нормой.
В модели Густава Шпетта в понятие смысла вкладывается предметно-объективное, либо психологически-субъективное. Предметно-объективный смысл вкладывается в слово как в знак, подлежащий истолкованию, а психологически-субъективная составляющая указывает только намерения, желания, представления коммуникатора. Шпетт разграничил значение и смысл, вкладывая в значение многозначный набор, фиксируемый в словарях, а в смысл как единственное понимание, которое возникает в данном речевом контексте. Шпетт считает, что сообщение является стихией сознания, в которой живет и движется понимание. Слово с семиотической точки зрения рассматривается как специфический тип знака. Действия и поступки в данной модели рассматриваются как не как следствия причин, а как знаки, за которыми скрывается известный смысл., т.е., когда они встраиваются в контекст ситуации, предопределяющей место и положение данного поступка. Слово в модели Шпетта воспринимается многозначно лишь до тех пор, пока оно не употреблено для передачи значения. «теория сова как знака есть задача формальной онтологии, или учения о предмете, в отделе семиотики. Слово может выполнять функции любого другого знака, и любой знак может выполнять функции слова. Любое чувственное восприятие любой пространственной и временной формы, любого объема и любой длительности может рассматриваться как знак и, следовательно, как осмысленный знак, как слово».
В отличие от социальных знаков, так называемые «знаки второй категории» рассматриваются как составные части самого переживания, самой эмоции. «За каждым словом автора мы начинаем теперь слышать его голос, догадываться о его мыслях; подозревать его поведение. Слова сохраняют все свое значение, но нас интересуют некоторый как бы особый интимный смысл, имеющий свои интимные формы».
Роман Якобсон выстраивает модель речевой коммуникации в виде шести функций языка. Между коммуникатором и реципиентом он помещает контекст, сообщение, контакт, код. Эти шесть элементов модели находятся в различных видах связей и отношений с функциями языка.
Экспрессивная функция связана с коммуникатором и выражает его отношение к исходящей речи. Одно и то же содержание может иметь множественный интонационно-эмоциональный оттенок.
Когнитивная функция сориентирована на контекст и реализуется посредством обращения непосредственно к объекту, о котором сообщается.
Конативная функция выражает непосредственное воздействие на сторону, принимающее сообщение, например, используя повелительное наклонение.
Фатическая функция реализует цели поддержания контакта, не обращая особого внимания на содержание.
Поэтическая (риторическая)функция в большей степени ориентируется на форму, чем на содержание.
Итальянский семиотик Умберто Эко, однако, считает, что далеко не все коммуникативные феномены можно объяснить, используя лишь семиотические категории. Если с помощью лингвистических категорий описывается то, чего на самом деле не было, то по мнению У. Эко порождается ложь. У. Эко и Ю. Лотманом отмечается, что в визуальных коммуникациях нельзя вычленить дискретные смыслообразующие элементы. Их компоненты ничего не значат сами по себе, а проявляются лишь в контексте.
Владимир Пропп в своей книге «Морфология сказки» выделяет функции, примененные к персонажам данной сказки, могут быть отнесены к другому персонажу в ином произведении. В качестве функций, например, могут быть выделены отлучка, запрет, нарушение, и пр. Причем аксиоматика коммуникации требовала определенных ограничений: должно быть строго ограничено число функций и оно должно быть постоянным; последовательность функций должна быть сохранена.
Социальная коммуникация в процессе своего осуществления решает три основных взаимосвязанных задачи:
1) интеграцию отдельных индивидов в социальные группы и общности, а последних- в единую и целую систему общества;
2) внутреннюю дифференциацию общества, составляющих его групп, общностей, социальных организаций и институтов;
3) отделение и обособление общества и различных групп, общностей друг от друга в процессе их общения и взаимодействия, что приводит к более глубокому осознанию ими своей специфики, к более эффективному выполнению присущих им функций.
Важное значение имеет типологизация коммуникационных взаимодействий. Она может проводиться по нескольким основаниям. В зависимости от содержания этих процессов они подразделяются на:
По модальности воплощения коммуникативных взаимодействий и их направленности они различаются следующим образом:
— сообщение побудительно-информационного порядка;
В соответствии с уровнем, масштабами и контекстом коммуникации подразделяют на следующие типы:
По средствам выражения коммуникационные взаимодействия можно распределить на:
— символически-знаковые и предметно-знаковые;
По формам выражения коммуникационные взаимодействия можно распределить на:
1. Социология. Под редакцией проф. Ешукова А.Н. Минск, «Тетра Системс» 2000г.
2. Социология. Экзаменационные ответы. Ростов на Дону «Феникс» 2001г.
4. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. М.: Центр, 1998.
5. Мечковская Н.Б. Коммуникативная деятельность человека. Функции языка и речи // Социальная лингвистика. М.: Аспект-пресс, 1996.
6. Якобсон Р.О. Язык в отношении к другим системам коммуникации // Избранные работы. М.: Прогресс, 1985.
8. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001.
9. Богомолова II.П., Мельникова О.Т. Отношение аудитории к коммуникатору как фактор эффективности коммуникативного воздействия. // Оптимизация речевого воздействия. М., 1990.
11. Смелзер Н. Социология. Пер. с англ. М.: Феникс, 1994.
Тема: «Дегуманизация культуры среди жителей г.Самары»
1. Выявить на сколько произошел упадок культуры местного населения.
2. Определить изменение отношений между людьми с точки зрения культуры.
1. Определить соотношение людей менее и более приобщенных к культуре.
2. Определить наиболее популярные виды культурного времяпровождения.
3. Определить уровень культурного общения между людьми.
4. Узнать мнение населения по вопросу: «Происходит ли дегуманизация культуры» и на сколько эта тема актуальна в наши дни.
Около 20% местного населения приобщены к культуре, в основном это люди старшего поколения.
Наиболее популярным видом времяпровождения является отдых на природе.
Дегуманизация культуры происходит и эта тема в наши дни актуальна.
1. Имя _________________________
а) мужской б) женский
3. Ваш возраст __________________
4. Посещаете ли Вы театр (оперу, балет и т.д.) по собственному желанию?
5. Как часто вы посещаете театр (оперу, балет и т.д.)?
а) несколько раз в год б) раз в неделю в) реже одного раза в год
г) раз в месяц д) я не хожу в театр (оперу, балет и т.д.)
6. Как часто Вы читаете книги?
а)раз в месяц б)постоянно в)вообще не читаю
г)раз в неделю по необходимости
7. Посещаете ли Вы библиотеки?
а)да, по собственному желанию б)да, по необходимости в)нет
8. Посещаете ли Вы музеи, картинные галереи и как часто?
а)да, раз в год б)да, реже одного раза в год в)да, раз в месяц г)нет
9. Довольны ли Вы количеством культурных заведений (мест) в вашем городе?
Если «нет», то чтобы Вы хотели видеть в своем городе? (напишите)
10. Знаете ли Вы историю и культуру своего города?
а)знаю, в общих чертах б)не знаю, но хотел бы изучить
в)знаю, достаточно хорошо г)не знаю, мне это не нужно
11. Посещаете ли Вы праздничные мероприятия (государственные, национальные)?
Если «да», то для чего Вы их посещаете?
а)отдохнуть и развлечься б)соблюдаю культурные традиции
в)повидать старых знакомых г)другое (напишите)
12. Бросаете ли Вы мусор (фантики от конфет, пластиковые бутылки и т.д.) на улице?
а)да, когда нет урны б)нет, буду искать урну (мусорный бак и т.п.)
в)да, постоянно г)нет, в любом случае д)затрудняюсь ответить
13. Уступаете ли Вы место пожилым людям или женщинам с детьми в общественном транспорте?
14. Употребляете ли Вы в разговоре выражения из нецензурной лексики?
а)да, постоянно б)нет в)да, иногда г)случайно
15. Вы обращаетесь к незнакомому человеку, Вашему сверстнику. Как Вы к нему обратитесь?
16. Торопясь в нужное Вам место, на улице Вы сбиваете прохожего, и он роняет сумочку (папку с документами и т.п.). Вы
а)извинитесь и поможете собрать вещи б)сразу же убежите
в)извинитесь и пойдете дальше г)другое (напишите)_____________
17. Вы нечаянно наступили незнакомому человеку на ногу. Он начинает Вас ругать, указывать на Вашу неуклюжесть и т.п. Ваши действия:
а)извинитесь и отойдете в сторону б)извинитесь и попытаетесь оправдаться
в)извинитесь и укажете этому человеку, что он неподобающе себя ведет
г)также попытаетесь нахамить ему
18. Вы заходите в магазин, где видите немалую очередь покупателей. Будете ли Вы ждать своей очереди или «влезете» без очереди?
а)подожду своей очереди б)подожду, если очередь будет маленькая
в)«влезу» без очереди г)извинюсь и спрошу, можно ли мне без
очереди, т.к. очень спешу
19. Знаете ли Вы правила этикета?
а)знаю довольно хорошо б)не знаю, но хотел бы узнать
в)знаю в общих чертах г)не знаю, мне это не нужно
20. Вы что-то празднуете и шумите дольше положенного времени (позже 23:00 часов). Как Вы отреагируете на просьбу соседей, прекратить этот шум?
а)прекратите гуляния б)проигнорируете эту просьбу
в)постараюсь вести себя потише
г)заявите, что такой праздник только один в году, и продолжите гуляние
21. Вы любите отдыхать на природе?
22. Если бы Вам предложили отпраздновать какой-нибудь праздник, то, какое бы место Вы выбрали?
а)кафе, ресторан б)выезд на природу в)развлекательный клуб г)дом
23. Отдыхая на природе, Вы оставляете мусор?
24. Сколько раз в год Вы отдыхаете на природе?
25. Напишите Ваше любимое место отдыха
26. Чтобы ответить на следующие вопросы, прочитайте определения:
По Вашему мнению, происходит ли дегуманизация культуры?
27. Как Вы думаете, актуальна ли тема дегуманизации культуры?
а)неактуальна вообще б)скорее неактуальна, чем актуальна
в)скорее актуальна, чем неактуальна г)очень актуальна
д)актуальна, но не выделяется из общего числа проблем
Подобные документы
Понятие и функции электронной коммуникации. Коммуникация как научная категория. Глобальная система Интернет как вид электронной коммуникации. Субъективный взгляд на проблему социальной коммуникации. Я и социальная память.
курсовая работа [195,0 K], добавлен 19.11.2006
Структура социальной деятельности, модели и формы социальной коммуникации, комплексное использование специализированных коммуникативно-информационных средств. Структура организации знаков, нормы и принципы построения сообщения, невербальная коммуникация.
тест [20,9 K], добавлен 29.04.2010
Основы, понятие, суть, и виды социальной коммуникации. Реклама как элемент социальной массовой коммуникации и её функции. Реклама как модель, вид и канал социальной коммуникации. Сущность и информационно-коммуникативные функции социальной рекламы.
курсовая работа [104,4 K], добавлен 04.02.2009
Понятие социальной коммуникации как межнаучная сфера. В его разработке участвуют науки: герменевтика, лингвистика, логика, психология, социология, философия, эстетика. Обобщающая метатеория социальной коммуникации. Изучение коммуникаций в малых группах.
реферат [188,3 K], добавлен 02.03.2009
Коммуникация как компонент социального взаимодействия. Становление понятия «коммуникация» в социально-гуманитарном знании. Виды и функции социальной коммуникации. Изменение характера и роли коммуникации в современном обществе: социокультурный контекст.
курсовая работа [67,0 K], добавлен 25.12.2013
Массовая коммуникация как средство формирования «моделей» социальной реальности. Основной континуум науки о коммуникации в XXI веке. Наиболее важные аспекты развития медиасистем XXI века. Пути развития теории коммуникации в контексте новых технологий.
реферат [26,8 K], добавлен 26.06.2011
Литература, журналистика и СМИ, кинематограф и музыка как каналы социальной коммуникации в период тоталитаризма. Архитектура как канал социальной коммуникации в период сталинского тоталитаризма. Особенности использования каждого из этих средств.
курсовая работа [38,0 K], добавлен 25.08.2012
Характеристики массовой и межличностной коммуникации. Типологии и классификации основных средств массовой информации и коммуникации. Функции СМИ в политической системе и обществе. Государственное регулирование деятельности средств массовой коммуникации.
курс лекций [118,2 K], добавлен 10.10.2010
Стратификационные характеристики социальной коммуникации. Общее понятие о ситуативных детерминантах. Оценочная группа социологических доминант. Характеристика волеизъявительной, контактоустанавливающей, регулирующей, ритуальной, апеллятивной функции.
реферат [21,1 K], добавлен 27.07.2015
Коммуникация как конститутивный фактор поведения и деятельности людей, неотъемлемая часть социальной реальности. Исследование общественных коммуникаций, механизмы влияния массовой коммуникации на сознание молодежи; роль развития интернет-коммуникации.
реферат [20,9 K], добавлен 06.01.2010