Что такое социальная обусловленность

Социальная обусловленность

Смотреть что такое «Социальная обусловленность» в других словарях:

Социальная обусловленность — Социальная обусловленность относится к социальному процессу обучения людей в обществе действовать или реагировать таким образом, чтобы эти действия были одобрены обществом в целом и окружением в частности. Концепция сильнее, чем социализация … Википедия

социальная обусловленность знания — СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ЗНАНИЯ понятие, вошедшее в систематический оборот в марксистской эпистемологии 20 в. благодаря развитию ряда идей и подходов К. Маркса (критика фетишизма, идеологии вообще, понимание науки как всеобщего труда,… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ — изменение индивидом или группой социальной позиции, места, занимаемого в социальной структуре. С. м. связана как с действием законов обществ. развития, классовой борьбы, обусловливающих рост одних классов и групп и уменьшение… … Философская энциклопедия

Социальная мобильность — изменение индивидом или группой социальной позиции, места, занимаемого в социальной структуре. С. м. связана как с действием законов общественного развития, классовой борьбы (См. Классовая борьба), обусловливающих рост одних… … Большая советская энциклопедия

Социальная психология — (social psychology), отрасль психологии, занимающаяся изучением взаимопонимания, взаимовлияния и взаимоотношений людей. В сфере особого внимания С.п. проблемы, имеющие большое полит, и обществ, значение, в т.ч. агрессия, альтруизм, социальная… … Народы и культуры

МОДЕРНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — МОДЕРНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ совокупность экономических, демографических, психологических и политических изменений, претерпеваемых обществом традиционного типа в процессе его трансформации в общество современного типа (см. Современность).… … Философская энциклопедия

КАУЗАЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ — англ. causality, social; нем. soziale Kausalitat. Непосредственная обусловленность соц. действия определенным фактором или группой факторов; причинно следственная связь между соц. явлениями. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

Эволюция социальная — термин используемый для описания направленных (как правило, прогрессивных) исторических изменений социальной организации человека. В неявном виде говоря так предполагается наличие общих закономерностей социальных изменений (их направленность,… … Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь.

КАУЗАЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ — англ. causality, social; нем. soziale Kausalitat. Непосредственная обусловленность соц. действия определенным фактором или группой факторов; причинно следственная связь между соц. явлениями … Толковый словарь по социологии

social conditioning — Социальная обусловленность … Вестминстерский словарь теологических терминов

Источник

Социальная обусловленность

Социальная обусловленность относится к социальному процессу обучения людей в обществе действовать или реагировать таким образом, чтобы эти действия были одобрены обществом в целом и окружением в частности. Концепция сильнее, чем социализация, которая относится к процессу наследования норм, обычаев и идеологий. Влияние социальной обусловленности огромно, но оно, как правило, относятся к категории социальных структур, включая образование, работу, развлечения, массовую культуру, религию, духовность и семейную жизнь.

Социальная обусловленность представляет собой тему дискуссии о роли воспитания и природных факторов в формировании характера и способностей человека.

См. также

Примечания

Что такое социальная обусловленность. Смотреть фото Что такое социальная обусловленность. Смотреть картинку Что такое социальная обусловленность. Картинка про Что такое социальная обусловленность. Фото Что такое социальная обусловленность

Полезное

Смотреть что такое «Социальная обусловленность» в других словарях:

Социальная обусловленность — ♦ (ENG social conditioning) признание роли и влияния социальной среды и контекстов при формировании важнейших аспектов поведения, включая религиозные верования и практики … Вестминстерский словарь теологических терминов

социальная обусловленность знания — СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ЗНАНИЯ понятие, вошедшее в систематический оборот в марксистской эпистемологии 20 в. благодаря развитию ряда идей и подходов К. Маркса (критика фетишизма, идеологии вообще, понимание науки как всеобщего труда,… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ — изменение индивидом или группой социальной позиции, места, занимаемого в социальной структуре. С. м. связана как с действием законов обществ. развития, классовой борьбы, обусловливающих рост одних классов и групп и уменьшение… … Философская энциклопедия

Социальная мобильность — изменение индивидом или группой социальной позиции, места, занимаемого в социальной структуре. С. м. связана как с действием законов общественного развития, классовой борьбы (См. Классовая борьба), обусловливающих рост одних… … Большая советская энциклопедия

Социальная психология — (social psychology), отрасль психологии, занимающаяся изучением взаимопонимания, взаимовлияния и взаимоотношений людей. В сфере особого внимания С.п. проблемы, имеющие большое полит, и обществ, значение, в т.ч. агрессия, альтруизм, социальная… … Народы и культуры

МОДЕРНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — МОДЕРНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ совокупность экономических, демографических, психологических и политических изменений, претерпеваемых обществом традиционного типа в процессе его трансформации в общество современного типа (см. Современность).… … Философская энциклопедия

КАУЗАЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ — англ. causality, social; нем. soziale Kausalitat. Непосредственная обусловленность соц. действия определенным фактором или группой факторов; причинно следственная связь между соц. явлениями. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

Эволюция социальная — термин используемый для описания направленных (как правило, прогрессивных) исторических изменений социальной организации человека. В неявном виде говоря так предполагается наличие общих закономерностей социальных изменений (их направленность,… … Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь.

КАУЗАЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ — англ. causality, social; нем. soziale Kausalitat. Непосредственная обусловленность соц. действия определенным фактором или группой факторов; причинно следственная связь между соц. явлениями … Толковый словарь по социологии

social conditioning — Социальная обусловленность … Вестминстерский словарь теологических терминов

Источник

Что такое социальная обусловленность

Того, кто задумывается о жизни обычных людей нашего времени, неизменно поражает то тягостно скучное и банальное существование, которое им в определённом смысле просто приходится влачить. Средний человек рождается, подрастает, идёт в школу, возможно даже в колледж или университет, находит себе работу и супруга, заводит семью, копит деньги на машину, дом и мебель, отправляется в ежегодный отпуск, стареет и, в конце концов, умирает. Остаётся лишь удивляться тому, что человеку удаётся не сойти с ума и даже находить удовлетворение в таких суровых условиях постоянной скуки. Однако именно так живёт сегодня большая часть человечества.

В определённый момент своей жизни хотя бы некоторые люди задаются вопросом: «Неужели это всё, чем можно жить?» Однако они редко находят выход из такого затруднения. Как ни печально, но, оказавшись неспособными найти разумное и практическое решение, они чувствуют, что им придётся смириться со своей судьбой и полагаться лишь на то, что у них есть.

ЧЕЛОВЕКА НАЧИНАЮТ ПЕРЕПОЛНЯТЬ ЧУВСТВА ОПУСТОШЕННОСТИ И ПРИТУПЛЁННОЕ СТРЕМЛЕНИЕ ЗАПОЛНИТЬ ЭТУ ПУСТОТУ, НО ОН НЕ ЗНАЕТ, ЧЕГО ИМЕННО ХОЧЕТ, И НАХОДИТ ТОЛЬКО ОШЕЛОМЛЯЮЩЕЕ ОЩУЩЕНИЕ ТЩЕТНОСТИ, ИСТЯЗАЮЩЕЕ ЕГО СЕРДЦЕ. ОЧЕНЬ СКОРО ОН ПОНИМАЕТ, ЧТО ВСЯ ЖИЗНЬ ПРОСКОЛЬЗНУЛА СКВОЗЬ ЕГО ПАЛЬЦЫ, И БЫЛА РАСТРАЧЕНА НА БЕССМЫСЛЕННЫЕ БАНАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МЕЛОЧНОСТИ.

Все мы начинаем жизнь обычными мужчинами и женщинами, но это совсем не означает, что у нас нет возможности по собственному выбору придавать смысл своей жизни. Мы можем чувствовать себя жертвами судьбы, но, хотя ни один человек действительно не может её избежать, все мы способны подняться выше судьбы, если только сделаем такой выбор. В определённое мгновение жизни каждому из нас представляется возможность самим решить, чего мы хотим от жизни.

В своей глупости мы чрезвычайно гордимся тем, что являемся людьми разумными. В результате мы требуем для себя определённых привилегий и прав, а затем поднимаем большой шум и очень расстраиваемся, когда наши требования оказываются неудовлетворёнными.

ЧЕЛОВЕК СЧИТАЕТ, ЧТО ОН ВЫШЕ ЖИВОТНОГО, НО В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ ОН ВЛАЧИТ ХУДШЕЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ, ЧЕМ ЛЮБЫЕ ЖИВОТНЫЕ.

Если мы живём такой жизнью, то, что удивительного в том, что рано или поздно мы начинаем чувствовать себя жертвами? Чаше всего мы живём именно так, потому что боимся, что иная жизнь окажется безумием.

ИЗ-ЗА СВОЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ ЛЮДИ ПРЕБЫВАЮТ В ПСИХИЧЕСКИХ ОКОВАХ. УДЕРЖИВАТЬ ЧЕЛОВЕКА В ФИЗИЧЕСКИХ ОКОВАХ ОЗНАЧАЕТ РАБСТВО; СОДЕРЖАТЬ ЕГО В ПСИХИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ ОЗНАЧАЕТ ЗАНИМАТЬСЯ ОТВРАТИТЕЛЬНОЙ ЧЕРНОЙ МАГИЕЙ.

ОДНАКО, ПОСКОЛЬКУ ОТ ЭТОГО ЗЛА СТРАДАЕТ ВСЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, ВСЕ МЫ ВНОСИМ В НЕГО СВОЮ ЛЕПТУ. ЧЕЛОВЕК УКРЕПЛЯЕТ ЭТУ УЖАСНУЮ ПРАКТИКУ, НАВЯЗЫВАЯ ТАКУЮ ЖИЗНЬ СОБСТВЕННЫМ ДЕТЯМ.

ИМЕННО ПО ЭТОЙ ПРИЧИНЕ ДЕЙСТВИЯ ЛЮБОГО ЧЕЛОВЕКА НЕПРЕРЫВНО ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ОТУПЛЯЮЩЕЙ ПОСРЕДСТВЕННОСТЬЮ, ПОРОЖДЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬЮ.

Мы умеем рационально обосновывать своё поведение, чтобы чувствовать себя лучше в отношении своих поступков.

К примеру, будучи родителями, люди постоянно убеждают себя, что действуют исключительно во благо своих детей. В конце концов, их родительские обязанности и заключаются в том, чтобы указывать своим детям правильное направление. К несчастью, слишком часто они продолжают считать себя хорошими родителями, когда навязывают детям свою волю, свои мысли и убеждения. А затем, когда они успешно завершают это промывание мозгов и поведение, чувства и даже мышление детей становятся подобным родительским, они наслаждаются удовлетворенностью собой, зная, что даровали миру покорных граждан, которые будут смиренно бродить на поводке.

Детям нужна любовь, забота и твёрдое руководство, однако они нуждаются в понимании и, прежде всего, в уважении.
Если родители никогда не прислушиваются к своим детям, то не должны удивляться, что дети прекращают слушать их. Если они выслушивают детей лишь для того, чтобы постоянно одергивать своими замечаниями, у них нет никакого права обижаться, если однажды дети обрушат на них свой гнев или горечь. Дети учатся намного большему на наглядных примерах, а не на словах. Если родители прислушиваются к их вопросам, просьбам и желаниям с уважением и пониманием, они также будут прислушиваться к их советам и указаниям с тем же уважением и пониманием. Если родители любят своих детей, не превращая при этом свою любовь в оковы и цепи, их дети всегда будут отвечать той же любовью.

Всем нам приходится страдать от жестокостей социальной обусловленности, однако следует понимать, что в действительности нет никаких жертв.

НИКТО НЕ МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ В ЛОВУШКЕ БЕЗ СВОЕГО СОГЛАСИЯ.

Никто не способен поработить человека против его воли. В мире существует множество людей, которые постигли это, начали бороться и освободились от всех традиционных стилей поведения и правил. Прискорбно лишь то, что, хотя у таких людей оказалось достаточно личной силы для освобождения, им обычно не хватает силы, чтобы определить для самих себя новую более возвышенную цель и новое духовное направление в жизни.

Учитывая все вышесказанное, спросите самих себя, кто вы. Какому сценарию жизни вы следуете? Будьте честны с собой.
Не склонны ли вы втайне к черной магии? Быть может, вы мелкие тираны?
Чтобы ответить на эти вопросы, подумайте о людях, с которыми вы связаны в своей жизни. Уважают ли они вас? Действительно ли они любят вас? Доверяют ли они вам!

Иметь дело с мелкими тиранами всегда неприятно; иными словами, они, так или иначе, делают нашу жизнь несчастной, однако правильное поведение по отношению к ним способно принести и дар богатых знаний.

Мелкие тираны представляют собой нечто намного большее, чем просто зеркала, поскольку такие люди показывают нам наши слабости. Именно по этой причине наши слабости заставляют мелкого тирана преследовать нас.

ЕДИНСТВЕННЫМ ОПРАВДАНИЕМ ФИЗИЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА ЯВЛЯЕТСЯ ОБУЧЕНИЕ. ЭТО ЕГО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ, КОТОРОГО ОН НЕ МОЖЕТ ИЗБЕЖАТЬ НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ.

Обучение следует понимать как познание на опыте, это практический путь. Накопление информации ещё не означает обучения. Информация остаётся во всех отношениях бесполезной, если человек не находит ей хорошего практического применения в своей повседневной жизни, а единственным по-настоящему ценным знанием является то, которое позволяет человеку лучше понять своё предназначение и ускорить его исполнение. Это правда, как ни трудно смириться с этим тем людям, которые считают, что управляют своей жизнью.

Человечество в течение долгих столетий обсуждает вопрос свободы выбора, но до сих пор упрямо отказывается признать, что у него есть лишь две возможности: либо способствовать осуществлению своего предназначения, либо препятствовать ему. Если люди следуют своей судьбе, их ожидает счастливая и процветающая жизнь, если же они, напротив, препятствуют ей, их преследуют трудности и несчастья.

Следует, впрочем, осознавать, что социальная обусловленность, разумеется, основана на взаимосогласованном и всеобщем взгляде на мир. Подобный общепринятый подход требует, чтобы каждый человек использовал ту же систему отсчёта, что и все остальные.

Он автоматически исключает все взгляды, идеи и чувства, не согласующиеся с общечеловеческой точкой зрения. Однако предназначение человека никогда не обрекало его на единственную точку зрения.

Источник

Лекция №1. Введение в социальную психологию. Социальная обусловленность взаимоотношений людей.

Цель: Дать общее представление о предмете и объекте социальной психологии, познакомить со структурой. Показать социальную обусловленность развития и становления личности. Ввести понятия «социализация» и пути ее осуществления. Показать роль социальных норм и социального контроля в регуляции поведения человека.

Обратить внимание студентов на необходимость знания основ социальной психологии в профессиональной деятельности медработника.

1. Предмет и объект социальной психологии. Структура социальной психологии.

2. Социальная обусловленность психологии личности.

3. Социализация личности.

1.Потребности практики обусловили необходимость поиска наилучших форм организации и взаимодействия людей в различных областях деятельности, в том числе в медицине.

Социальная психология –это наука, которая изучает закономерности познания людьми друг друга, их взаимоотношений и взаимовлияний.

Основными категориями социальной психологии являются:

Предметом исследования в социальной психологии являются различного рода контакты между людьми. Они могут быть непосредственными («лицом к лицу») и опосредованными. Например, путем использования средств массовой коммуникации: радио, телевидения, кино, Интернета. Такими различными путями осуществляется влияние на людей не только со стороны тех или иных лиц, но и отдельных социальных групп, а также общества в целом. Иногда контакты случайны и сравнительно непродолжительны, в других же случаях, напротив, носят систематический характер, например, на работе.

Объектом социальной психологии выступают как небольшие по численности группы, так и крупные общности людей: нации, классы, партии, профессиональные союзы, крупные контингенты различных предприятий. Они могут различаться по степени организованности. Например, огромная толпа на площади, собравшаяся по поводу массового праздника и крупное воинское подразделение. Контакты возникают не только между отдельными индивидами, но и целыми группами. Межгрупповые отношения могут варьироваться от взаимопонимания и сотрудничества до острой конфронтации.

Рассматривая структуру социальной психологии как науки, можно выделить ее следующие разделы:

— социальная психология личности.

— социальная психология общения и межличностного взаимодействия,

— социальная психология групп.

Социальная психология личности охватывает проблематику, обусловленную общественной природой человека: вопросы социализации, социально-психологических качеств личности, мотивации поведения, влияния на него социальных норм.

Социальная психология общения рассматривает различные виды и средства коммуникаций между людьми (включая и массовые коммуникации), их механизмы, типы взаимодействия людей – от кооперации до конфликта. Тесно связаны с этими проблемами и вопросы социального познания, такие как понимание и оценка людьми друг друга.

Социальная психология групп изучает групповые явления и процессы, структуру и динамику малых групп, различные стадии их жизнедеятельности, а также межгрупповые отношения.

2.Если рассматривать личность как явление социально-экономическое, это те функции, которые выполняет человек, будучи членом общества, те роли, которые он играет в жизни.

Личность в социальной психологии – это устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида, как члена того или иного общества.

Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека и конкретных социальных условиях.

Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В биологической организации, природе человека заложены возможности его будущего психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности. Благодаря освоению социального опыта, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений.

— Может ли человеческий детеныш автоматически стать человеком, как это происходит с любым детенышем животного?

Для развития собственно человеческих качеств и черт недостаточно только родиться представителем человеческого рода. Необходимы особые условия формирования человеческой личности – воспитание, обучение, труд и другие формы взаимоотношений и взаимодействий с внешним миром.

Индивид в процессе своего развития (онтогенеза) формирует свой внутренний мир путем усвоения исторически сложившихся форм и видов социальной деятельности человека. Происходит усвоение опыта многих поколений людей. Именно в процессе такого развития и происходит становление его личности, его образа «Я». Становление это происходит в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют модели поведения людей, критерии оценки их поведения (что хорошо, что плохо).

Регуляция поведения людей и социальных групп осуществляется на основе социальных норм и посредством социального контроля.

Социальная норма – это общепринятая форма или способ поведения в социально-значимых ситуациях.

Различают нормы моральные, политические, культурные, этические, правовые и др. Взаимоотношения между людьми, стиль их поведения регулируются, прежде всего, нормами морали, культуры, этики.

Подчинение своих непосредственных потребностей и побуждений социальным нормам характеризует начало формирования личности.

В зависимости от соблюдения или несоблюдения индивидом интересов общества, его поведение оценивается как социально-положительное, асоциальное, антисоциальное.

Поведение человека приобретает асоциальный характер (отклоняющийся, девиантный) в том случае, когда социальная норма не включается в ценностную систему личности. При этом нарушаются, как правило, моральные культурные нормы.

Антисоциальным или противоправным называется такое поведение, при котором нарушаются принятые в обществе нормы права, регулирующие социально-экономические отношения и закрепленные в законах.

На отклоняющееся и асоциальное поведение общество реагирует соответствующей системой воздействия. Меры социального воздействия называются социальный контроль.

Социальный контроль осуществляется системой санкций. Санкция – это реакция группы на социально-значимый поступок или поведение, стимулирующая желательное поведение, приемлемое для данной группы. Однако, социализированный человек, обычно сам добровольно руководствуется общесоциальными нормами и нормами социальной группы. Каждая общественно-историческая эпоха формирует свои типы личности. Каждый индивид несет в себе комплекс национальных и социальных особенностей своей эпохи. Однако, социальные условия в настоящее время чрезвычайно изменчивы. На протяжении жизни одного поколения они могут существенно видоизменяться. В связи с этим в последнее время важнейшим качеством личности становится социальная компетентность. Это способность личности формировать оптимальные сценарии своей жизнедеятельности в текущих социальных условиях. Способность гибко менять свое поведение в зависимости от изменяющихся условий при сохранении базовых личностных ценностей.

— Именно наличие такого качества позволило нашим соотечественникам, в условиях перехода к рыночной экономике, устоять, перестроиться и найти свое место в новом обществе. Но всем ли удалось найти себя в новых условиях?

3.Социализация – сложный и многогранный процесс. Термин «социализация», несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования. В соответствии с обобщенной трактовкой процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.

Социализация личности– это процесс формирования у нее такой структуры потребностей, которая соответствует интересам данного общества; овладение личностью эталонными образцами и нормами поведения данной социальной среды.

В широком смысле слова – это овладение личностью культурой общества на основе присвоения общесоциального и группового опыта, формирование у нее социально-адаптированного поведения, способности быть субъектом социальных отношений и социального действия. Иными словами, социализация – это умение жить среди людей и выполнять определенные роли.

Формирование личности – социализация – заключается в усвоении и активном воспроизведении социального опыта, а также принятых в обществе норм и ценностей.

В отечественной социальной психологии внимание акцентируется на том, что социализация предполагает усвоение социального опыта, прежде всего, в ходе трудовой деятельности, в связи с чем, основанием для классификации стадий процесса социализации служит отношение к трудовой деятельности. Выделяют три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.

1) Дотрудовая стадия социализации охватывает период жизни человека до начала трудовой деятельности. Выделяют:

– ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу (раннее детство);

– стадия обучения, включающая в себя весь период обучения в школе;

– стадия обучения в вузе, техникуме – является промежуточной.

2) Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека. Эта стадия включает в себя весь период трудовой деятельности человека. Особое внимание здесь уделяется второй стороне социализации – воспроизведению усвоенного социального опыта.

3) Послетрудовая стадия социализации. По поводу данной стадии существуют противоположные точки зрения. В соответствии с одной системой взглядов, само понятие социализации бессмысленно в применении к этому периоду жизни человека, когда все его социальные функции свертываются. Другая позиция очень настаивает на совершенно новом подходе к пониманию психологической сущности пожилого возраста. В пользу этой позиции говорят многочисленные экспериментальные исследования сохраняющейся социальной активности лиц пожилого возраста, в частности, пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта.

На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу. Общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации.

По своему социальному статусу эти институты могут быть формальными и неформальными. Первые являются официальными учреждениями общества (государства), которые по своему функциональному назначению призваны воспитывать и обучать каждое новое поколение. Это – дошкольные учреждения, школы, вузы, учреждения культуры и т. д.

Значимость тех или иных институтов социализации в течение жизни индивида различна.

В период раннего детства основными институтами социализации являются семья и дошкольные детские учреждения. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Несмотря на то что современная семья не может претендовать на ту роль, которую она играла в традиционных обществах, ее роль в процессе социализации все же остается весьма значимой. Что касается дошкольных детских учреждений, то их анализ до сих пор не получил права гражданства в социальной психологии.

Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое является элементом социализации, но кроме этого школа расширяет возможности ребенка в плане его общения. Здесь, кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации.

На трудовой стадии важнейшим из институтов социализации является трудовой коллектив или его современные разновидности – команда, организация.

Таким образом, в процессе социализации человек вооружается знаниями основ наук, соответствующими умениями и навыками, получает умственное, нравственное, эстетическое и физическое воспитание. Однако социализация не исчерпывается обучением и воспитанием. Она базируется на психической активности самой личности, включении ее в активное исполнение социальных ролей и функций, в практическую социальную деятельность.

Если в процессе обучения человек получает знания основ наук, то в процессе воспитания необходимо сформировать ряд качеств, которые помогут найти себя и свое место в жизни. Среди базовых качеств, которые должны быть сформированы у человека в процессе социализации можно выделить следующие. Это:

— устойчивая потребность в самоуважении;

— чувство собственного достоинства;

— чувство совести и чести;

— способность постоянного социального самоконтроля личности;

— чувство глубокого удовлетворения от социального одобрения поведения личности.

Блокирование потребности личности в самоуважении может порождать протестное, девиантное поведение, дискомфортное состояние личности. Индивид при этом начинает искать признания в низкостатусных социальных группах. В результате происходит ценностная деформация личности, что является предпосылкой противоправного поведения.

В процессе социализации необходимо также формировать такое качество личности как интернальность. Это способность личности брать на себя ответственность за свое социально-значимое поведение и не списывать дефекты своего поведения за счет внешних условий. Если интерналы считают свои промахи проявлением собственных ошибок, то экстерналы свои неудачи и ошибки объясняют проявлением жизненных обстоятельств, проявлением судьбы. Социальная ответственность – основной компонент социальной зрелости личности. Личность всегда идет своим путем, но этот путь должен пролегать в русле общепринятого человеческого поведения. Жесткий социальный контроль призван обеспечить правильность пути, выбранного человеком.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *