Что такое социальная справедливость и равенство
Социальная справедливость и социальное равенство
В рыночной экономике конкуренция заставляет предпринимателя направлять свои усилия на удовлетворение запросов общества. Но она отнюдь не препятствует обогащению удачливого предпринимателя, если он, верно определил требования рынка. Это создает сильную мотивацию предпринимательской деятельности, способствует прогрессу экономики. Но одновременно тем самым рыночная система поощряет социальную несправедливость общества.
В руках собственников ресурсов происходит сосредоточение экономической власти. Напротив, значительная часть населения лишена собственности на производственные ресурсы, что порождает ее экономическую зависимость. В связи с этим в обществе одни выступают как работодатели, а другие – как наемные работники. Происходит дифференциация доходов, имущественное расслоение, обогащение одних и обнищание других. Другими словами, автоматически сама по себе рыночная система не обеспечивает социальной справедливости.
Под социальной справедливостьюследует понимать обеспечение работой каждого трудоспособного, получение достойной заработной платы, социальное обеспечение инвалидов и детей без родителей, свободный доступ граждан к образованию, здравоохранению, культуре, спорту и т.д.
Возможности реализации принципа социальной справедливости в каждой стране на определенном этапе ее развития определяются фактическим состоянием экономики.
Социальная справедливость может быть достигнута только при высоких темпах экономического роста, создающего финансовые возможности решения социальных проблем не только государством, но и другими субъектами.
Высокий уровень социально-экономического развития страны, устойчивые темпы экономического роста, система распределения и перераспределения доходов, поддержание на минимально приемлемом для человека уровне жизни неработоспособного населения – необходимые условия для достижения принципа социальной справедливости.
Наряду с понятием социальной справедливости существует и понятие социального равенства.
Социальное равенство – это создание относительно равных условий для всестороннего развития каждого человека и его способностей к труду, поддержание предельно допустимых различий в доходах населения, равная ответственность всех граждан перед законами страны, независимо от личного богатства и занимаемой должности. Реализация принципа социального равенства отвечает экономическим интересам, как каждого человека, так и общества в целом. Создавая условия для нормального развития каждого человека, государство умножает экономическую отдачу всего населения страны и увеличивает за счет этого социальные вложения в каждого человека.
Социальная функция рыночной экономики является ограниченной, что требует ее расширения на макроуровне социальной деятельностью государства, а на микроуровне – социальной деятельностью других экономических субъектов (предприятий и организаций), различных негосударственных организаций (профсоюзов, фондов, а также общественных, религиозных и благотворительных организаций).
Рыночная экономика деформирует принципы социальной справедливости и социального равенства.
Дифференциация доходов населения. Кривая Лоренца.
Коэффициент Джини
Какая бы система распределения ни была справедливой, в любом современном обществе неизбежно неравенство доходов населения. Различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого называютсядифференциацией доходов.
Общество с рациональной и относительно равномерной дифференциацией доходов наиболее стабильно за счет многочисленного среднего класса, имеет социальную мобильность, сильные стимулы к социальному продвижению и профессиональному росту.
Общество с резкой дифференциацией доходов крайних полюсных групп населения отличается социальной неустойчивостью, отсутствием стимулов к профессиональному росту, значительной криминогенностью социальных отношений.
Для количественной оценки дифференциации доходов в экономической теории используется кривая Лоренца. Это показатель, отражающий неравномерность распределения совокупного дохода общества между различными группами населения (рис. 9.1).
Рис. 9.1. Кривая Лоренца
Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой. Она указывает на то, что данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20 % всех семей получают 20 % от всего дохода, 40 % – 40 %, а 60 % – 60 % и т.д., то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе.
Такое идеальное распределение доходов разрушает систему мотивации к труду у работников и предпринимателей, снижает эффективность производства.
В реальной действительности доходы распределяются неравномерно, причем, как правило, меньшей доле населения принадлежит большая часть доходов страны. Фактическое распределение доходов показывает кривая Лоренца ОАBСДЕ. Чем дальше располагается кривая Лоренца от биссектрисы, тем выше степень неравенства в распределении доходов.
Еще одним показателем, используемым для определения степени дифференциации доходов, является коэффициент Джини.
Коэффициент Джини определяется отношением площадифигуры ОАBСДЕ к площади треугольника ОКЕ. Чем больше площадь фигуры ОАBСДЕ, тем больше величина коэффициента Джини, тем выше степень неравенства в доходах. Величина коэффициента Джини колеблется от 0 до 1. Однако она никогда не может достигнуть этих величин, поскольку «0» – это абсолютное равенство, а «1» – абсолютное неравенство.
Кривую Лоренца можно использовать для сравнения распределения в различные периоды времени, или в разных странах, или между различными группами.
Самым важным вопросом в определении стратегии, касающейся неравенства доходов, является оптимальная степень неравенства. Общепринятого ответа на этот вопрос нет, поскольку есть аргументы «за» и «против» усиления равенства.
Основной аргумент в пользу равного распределения дохода состоит в том, что равенство дохода необходимо для максимизации удовлетворения нужд потребителя. Главный контраргумент заключается в том, что равенство доходов подрывает стимулы к трудовой деятельности, к инвестициям, к риску и тем самым уменьшает объем распределяемого дохода.
В настоящее время почти во всех развитых странах сложившееся соотношение между доходами бедных и богатых слоев общества не превышает 1:10.
Есть ли в России и мире социальная справедливость? И что это вообще такое?
Справедливость можно определять по-разному: для кого-то это всеобщее равенство, для кого-то – достаточный уровень жизни. Ее уже не один век исследуют ученые, но можно ли назвать справедливым современный мир? И состоялась ли Россия как социальное государство?
Справедливость как научная теория
Понятие честных и справедливых отношений между индивидом и обществом или социальная справедливость сегодня рассматривается в составе фундаментальных принципов государственного управления, в социальной и политической психологии и этики, в дискуссиях по обеспечению гендерного, этнического, социального равенства, в вопросах охраны окружающей среды и других аспектах.
Как правило, современные концепции социальной справедливости основываются на подходах к осмыслению категории справедливости и восходят к двум базовым традициям – антично-средневековой, связывающей справедливость с благом и новоевропейской традиции, относящей справедливость к сфере права.
Можно выделить три основные концепции социальной справедливости, которые по-своему определяют сущность данного понятия:
В существующих концепциях социальная справедливость связывается с моральной идеей честности и рассматривается как способ обхождения с людьми как с равными, то есть честно, без дискриминации и нарушения прав.
При этом в разных концепциях понимание честности может разделяться, например:
Современные функционалистские теории человеческого блага, в которых в основу идеи справедливости положена теория человеческого блага с ключевым понятием «качества жизни», также получили признание во всем мире и стали основой многих докладов о развитии человеческого потенциала (человеческого капитала).
Можно констатировать, что сегодня в рамках реализации социальной справедливости в обществе именно функционалистские теории получили наибольшее развитие.
Справедливость рассматривается как нормативное требование развития важнейших человеческих возможностей, и обязанность государства заключается в предоставлении условий для развития индивида.
Что сейчас принято считать справедливостью?
Понятие социальной справедливости впервые появилось в западной мысли и политическом языке в результате промышленной революции и параллельного развития социалистической доктрины как инструмент по улучшению условий жизни людей и как выражение протеста против капиталистической эксплуатации труда.
В документах ООН термин социальная справедливость впервые появился по инициативе СССР и при поддержке развивающихся стран, рассматривался как заменитель «защиты прав человека», был использован в Декларации о социальном прогрессе и развитии, принятой в 1969 году.
Сегодня ООН называет социальную справедливость основополагающим принципом мирного и процветающего сосуществования внутри государств и между ними и в документе ООН 2006 года «Социальная справедливость в открытом мире: роль Организации Объединенных наций» рассматривает социальную справедливость в широком смысле как «справедливое и сострадательное распределение плодов экономического роста…».
В контексте государственного управления Национальная академия государственного управления США использует следующее определение социальной справедливости:
Из этих определений видно, что подходы к социальной справедливости ООН основываются на распределительной концепции социальной справедливости, а Национальной академии государственного управления США – на либеральной концепции.
Таким образом, на практике используются все концепции социальной справедливости, в зависимости от уровня ее регулирования (наднациональный или национальный), модели развития экономики, политической системы государства, его исторических особенностей и прочих факторов.
Можно ли достичь социальной справедливости сейчас?
На практике социальная справедливость рассматривается в первую очередь в контексте социальной политики государства, когда реализация социальной справедливости происходит через налогообложение, социальное страхование, государственные расходы на здравоохранение, образование в государственных учреждениях, трудовое право и государственное регулирование рынка труда.
Глобальный финансовый кризис 2008 года, вызвавший резкое падение государственных доходов, увеличение дефицита бюджетов бюджетной системы и рост государственного долга, в том числе из-за необходимости финансирования большого объема социальных обязательств, во многих странах стал импульсом к пересмотру уровня социальной защиты граждан, введению мер по предотвращению «социального туризма», сокращению государственных расходов на социальные программы.
В России и за рубежом в конце XX – начале XXI веков в научной среде активно исследуются модели государства всеобщего благосостояния, способные дать ответ на вызовы XXI века.
В большинстве научных работ ученые доказывают, что объем средств, выделяемых из бюджетов бюджетной системы и государственных социальных внебюджетных фондов напрямую зависит от выбранной модели социальной политики, в рамках которой принимается фундаментальное решение относительно баланса между государственным финансовым обеспечением социальных обязательств и частными платежами за социальные услуги за счет средств домохозяйств и частного бизнеса.
Оценивая ситуацию с социальной справедливостью в России, можно отметить, что в Конституции РФ 1993 года Россия объявлена социальным, правовым, демократическим государством, в статье 7 Конституции РФ социальное государство раскрывается как государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В этой же статье, в пункте 2 указаны основные направления социальной политики государства:
В тоже время эффективность усилий и текущих действий органов исполнительной власти по обеспечению достойного уровня жизни и равенства возможностей российских граждан пока недостаточна.
Есть ли в России социальная справедливость?
В докладе Уполномоченного по правам человека Т. Москальковой за 2018 год отмечается, что «разрыв между конституционными нормами о правах и свободах человека и практикой их воплощения в жизнь сокращается медленнее общественных ожиданий. Поэтому задача по безусловной реализации конституционного права на достойную жизнь остается весьма актуальной».
Большинство развитых стран опережают Российскую Федерацию по расходам на здравоохранение на душу населения и в процентах к ВВП. Согласно данным ОЭСР ожидается рост расходов на здравоохранение до 10% совокупного ВВП к 2030 году против текущих 8,8% ВВП, что обусловлено старением населения в экономически развитых странах, появлением новых заболеваний, повышением интереса граждан к собственному здоровью.
В России одним из инструментов доведения финансовых средств в эту отрасль является национальный проект «Здравоохранение», на который к концу 2024 года планируется потратить 1,7 триллиона рублей. В целом же государственные расходы на здравоохранение в России в год составляют 4% ВВП и с учетом расходов населения на медицинские услуги в 2,5-3% ВВП в сумме находятся на уровне 6,5-7% ВВП.
Сохраняется также риск недостижения национальной цели по росту численности населения (+1 тысяча человек к 2024 году): в 2019 году естественная убыль населения достигла максимума за 11 лет.
По данным мониторинга достижения национальных целей, проводимого Счетной палатой РФ, в 2019 году в России умерло на 316,2 тысяч человек больше, чем родилось.
Сомнительно, что и материнский капитал за первого ребенка способен помочь в достижении данной цели, поскольку дети рождаются не от социальных трансфертов, а от уверенности в завтрашнем дне их родителей. По данным всероссийского опроса ВЦИОМ в 2019 году уверенность в завтрашнем дне чувствовали 51% россиян.
Обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции как еще одна национальная цель, характеризующая эффективность реализации концепции социального государства, хотя и показывает положительную динамику за 2019 год, но не отражает реальную ситуацию с бедностью и реальную эффективность действующих социальных выплат населению.
Согласно данным ежегодного обзора благосостояния Credit Swiss, если в мире за год (с 1 июля 2018 года по 1 июля 2019 года) социальное неравенство сокращалось, то в России тенденция была обратная, при низких темпах роста реальных доходов граждан (+0,8% за 2019 год) на 1% выросла доля наиболее обеспеченных россиян, владеющих 83% совокупного благосостояния.
В то же время по данным Росстата численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума выросла с 12,6% (2018 год) до 13,1% (за январь-сентябрь 2019 года).
А что с российскими зарплатами и пенсиями?
Что касается социальных выплат и льгот, включая выплаты пенсий, то по своему экономическому содержанию они являются формой компенсации при защите от социальных рисков, обеспечивая выравнивание уровня потребления в течение всего жизненного цикла. Для их получателя важным показателем эффективности социальных выплат и льгот является не рост уровня их индексации выше уровня инфляции (как заявлено в национальных целях для пенсионного обеспечения), а уровень замещения выпадающих доходов в результате наступления страхового события (временная нетрудоспособность, инвалидность, старость, потеря кормильца и проч.).
Если для пенсионера социальная выплата – пенсия по старости является практически основным источником дохода, то эффективность такой выплаты будет определяться уровнем финансирования текущих потребностей получателя за счет социальной выплаты и показателем качества жизни пенсионера.
В России коэффициент замещения страховой пенсии по старости (отношение среднего размера начисленных в стране пенсий к среднему размеру начисленной заработной платы) составляет 31%, что в 1,5-2 раза ниже, чем в странах Европы:
Как видно, в Германии коэффициент замещения составляет 46%, в Великобритании – 54%, в Финляндии – 53%, во Франции – 68%, Италии – 71%, в Люксембурге – 86%.
Проведенное повышение пенсионного возраста, согласно расчетам Счетной палаты РФ, никак не отразится на повышении коэффициента замещения пенсией утраченного заработка, а будет способствовать снижению нагрузки на государственную пенсионную систему.
Трудовые права граждан России, которые заключаются не только в праве на безопасный труд, но и в праве на оплату труда, также реализуются не полностью. По данным Росстата на 1 июля 2019 года долг работодателей перед сотрудниками составил 2,57 миллиарда рублей и вырос на 100 миллионов рублей по сравнению с тем же периодом 2018 года. Всего не получили зарплату 41 тысяча работников, и если такой работник не имеет других доходов, то невыплата своевременно зарплаты, по сути, означает лишения его права на жизнь.
Таким образом, социальная справедливость в социальном государстве сегодня подразумевает действие законов, обеспечивающих равенство возможностей всех граждан, обеспечение государственными и муниципальными органами власти эффективного развития экономики и за счет этого достойный уровень жизни и безопасности всего населения. Важнейшими критериями социального государства является развитие и сбережение человеческого капитала, обеспечивающего сохранение и развитие страны.
Безусловно, неблагоприятные для России внешние факторы, тормозящие развитие социального государства, будут всегда. Но внутренние неблагоприятные факторы, заложенные в социальной сфере, системе трудовых отношений, системе государственного управления нам предстоит преодолеть.
Социальная справедливость и равенство. Социальная дифференциация и государственное перераспределение доходов
Категория социальной справедливости, более чем другие, категории выпивает трудности в определении в силу ее многомерности, многообразия форм проявления и их практической реализации.
Прежде всего следует отметить, что справедливость— категория историческая, понимание которой зависит от сложившихся уровня развития производства, распределения материальных условий производства и производимых обществом благ и услуг, а также от общепринятых в конкретном обществе и на определенных этапах его развития норм нравственности, морали и права.
Социально справедливым необходимо признать обеспечение работой каждого трудоспособного, получение достойной заработной платы, социальное обеспечение инвалидов, детей без родителей, свободный доступ граждан страны к образованию, здравоохранению, спорту, культуре и т.д.
Реальные возможности для реализации принципа социальной справедливости в каждой стране и на конкретном этапе ее развития определяются фактическим состоянием экономики страны.
Социальная справедливость может быть достигнута лишь при достаточно высоких и стабильных темпах эффективного экономического роста, создающего дополнительные финансовые возможности для решения не только государством, но и другими субъектами социальных проблем.
Социальная справедливость, более чем какая-либо другая экономическая категория, подвержена влиянию политики и идеологии.
Пытаясь освободиться от идеологических наслоений, Д.Гэлбрейт доказывает, что цель и задачи справедливого общества, независимо от политической системы, состоят в том, чтобы «обеспечивать эффективное производство товаров и оказание услуг, а также распоряжаться полученными от их реализации доходами в соответствии с социально приемлемыми и экономически целесообразными критериями.
Но и капитализм в его классической сути с господством частной собственности и нацеленностью на производство прибыли не может быть признан, по определению Д. Гэлбрейта, обществом социальной справедливости. В приближении современного капитализма к обществу социальной справедливости существенно важна роль государства.
Рыночная экономика как монетарная система деформирует социальную справедливость в ее традиционном понимании, предопределяя приоритет денежного доходно-расходного баланса в ориентации деятельности экономических субъектов. Такая ориентация приводит к трансформации социальной справедливости в капиталистическом обществе и нарастанию противоречия между необходимостью увеличения вложений в «человеческий капитал» и свойственного капитализму на любом этапе его развития стремлению к увеличению прибыли и активизации инвестиционных процессов. Это противоречие может разрешиться и разрешается с большим или меньшим эффектом в западных странах всеми структурами современного капиталистического государства.
В принципе ни один человек и ни одно общество не обладает обязательным для всех и логически доказуемым пониманием того, что такое социальная справедливость.
Едины экономисты только в понимании потенциальных условий для достижения принципа социальной справедливости. Это достаточно высокий уровень социально-экономического развития страны, устойчивые темпы эффективного экономического роста, система распределения и перераспределения доходов, оказывающая стимулирующее воздействие на эффективный экономический рост и поддержание на минимально приемлемом, достойном для человека уровне жизни неработоспособного населения страны.
Уточнением содержания категории «социальная справедливость» выступает категория социального равенства. Содержание этой категории и четкость в ее определении одобряется большинством экономистов, в отличие от понимания и определения категории «социальная справедливость».
Весьма реальным взглядом на понимание равенства вообще в современной рыночной экономике отличается мнение Дж. Гэлбрейта: «Равенство не соответствует ни человеческой натуре, ни характеру и системе экономической мотивации. Всем известно, что люди сил’ьно различаются по тому, насколько они хотят и умеют делать деньги. При этом источником той энергии н инициативы, которые служат движущей силой современной экономики, отчасти является не просто стремление иметь деньги, а желание превзойти цругих в процессе их зарабатывания».
Вместе с тем наряду с пониманием равенства и неравенства, отражающих индивидуальные различия людей, существуют и понятия социального равенства.
Социальное равенство — это создание относительно равных условий для всестороннего развития каждого человека и его способностей к труду, поддержание предельно допустимых различий в доходах населения, равная ответственность всех граждан перед законами страны, независимо от чичного богатства и занимаемой должности. Реализация принципа соци- іільного равенства отвечает экономическим интересам как каждого человека, гак и общества в целом. Создавая условия для нормального развития каждого человека, государство, если оно представляет интересы всего общества, многократно умножает экономическую отдачу всего населения страны и увеличивает за счет этого социальные вложения в каждого человека.
Рыночная экономика по своей природе предполагает определенное соци- альное выравнивание, поскольку рынок с его главным механизмом — конкуренцией, является в определенной мере формой компромисса между его
Вместе с тем мировая практика свидетельствует, что рынок не обеспечивает выравнивания в доходах даже в странах с высоким их уровнем в расчете на душу населения. Степень социальной дифференциации— различна по странам и определяется в основном различиями в занимаемом субъектами месте в производстве и распределении национального дохода, в уровне образования и специальной подготовке, в имущественном положении к периоду вступления в трудоспособный возраст и т.п.
Как правило, для страны с низким уровнем экономического развития характерна резкая дифференциация в доходах. С повышением уровня экономического развития дифференциация в доходах населения сокращается как за счет роста заработной платы всех работающих, так и за счет увеличения реальных возможностей государства для реализации активной социальной политики.
Для измерения степени дифференциации в доходах западная экономическая теория и практика предлагает использовать несколько показателей.
В целях наглядности распределение доходов по группам населения изображают в виде графика, получившего название кривой Лоренца, который демонстрирует величину отклонения кривой реальных доходов от прямой абсолютного равенства.
Рис. 9. Кривая Лоренца
На графике биссектриса Д делит квадрат пополам и характеризует абсолютное равенство, т.е. каждой из 20% группы населения принадлежит равная 20% доля доходов страны. Такое равное распределение доходов — идеальная возможность, которая практически не может быть реализована. Если бы даже реализацию идеальной схемы распределения денежного дохода удалось бы осуществить, то это разрушило бы мотивации к труду как у предпринимателей, так и у работников. Однако практически такую схему реализовать невозможно. Попытка реализации социального равенства в советской системе и уравнительного распределения привела к снижению эф- 474
фективности производства и социальной дифференциации в советском обществе на основе действия механизмов, не связанных с лучшими достижениями в эффективном труде: близости к государственной власти и доступа к распределению дефицитных товаров. В рыночной же экономике все ее механизмы хозяйствования направлены на социальную дифференциацию в обществе.
В реальной жизни доходы распределяются неравномерно. Как правило, меньшей доли населения принадлежит большая часть доходов страны.
Идеальное распределение доходов характеризуется биссектрисой Д, фактическое же их распределение показывает кривая Лоренца— ВСД. Чем дальше располагается кривая Лоренца от биссектрисы, чем она имеет более выпуклый характер, тем выше степень неравенства в распределении доходов. На нашем графике кривая Лоренца характеризует дифференциацию в доходах населения экономически развитых стран.
Для современной России кривая Лоренца ОВСД имеет более выпуклый характер, свидетельствующий о существенной дифференциации в доходах населения.
Итальянский экономист К. Джини предложил количественную оценку степени неравномерности распределения доходов или их неравенства, вошедшую в экономическую науку как коэффициент Джини.
Коэффициент Джини исчисляется делением площади ОВСД на площадь прямоугольника ОДЕ, т.е.
Чем больше площадь ОВСД, тем больше величина коэффициента Джини, іем выше степень неравенства в доходах. Величина коэффициента Джини может изменяться от 0 до 1. Однако она никогда не может достигнуть этих крайних показателей, поскольку «О» означал бы абсолютное равенство, а «I» — абсолютное неравенство.
В экономической науке и социальной политике государства различают іакие понятия как прожиточный минимум, социальный прожиточный минимум, бедность.
Прожиточный минимум— доход, позволяющий удовлетворять минимальные физические потребности.
Социальный прожиточный минимум — доход, который помимо затрат на удовлетворение минимальных физиологических потребностей, включает расходы на удовлетворение минимальных социальных и духовных запросов, характерных для уровня развития данной страны.
Исследования бедности позволяют заключить, что бедность, как явление социально-экономической жизни, возникает всякий раз, когда при существующих отношениях между субъектами в обществе (наемным работником и работодателем, человеком и различными институтами социальной защиты и т.п.) по поводу формирования основных условий жизнедеятельности человека, семьи, часть населения вследствие различных причин оказывается не в 475
состоянии удовлетворить минимальные потребности, обеспечивающие физическое существование, сохранение работоспособности, продолжение рода.
Бедность выражается в таком материальном положении человека, когда в результате отсутствия необходимых ресурсов (денежных, имуществен* ных, образования, состояния здоровья и т.п) его жизнь не может поддерживаться на уровне принятых в данном обществе минимальных стандартов,
В зависимости от продолжительности бедности и уровня экономического положения семьи можно выделить несколько ее форм.
1. Временная бедность — обратимое состояние, пребывание в котором не приводит к качественным изменениям в материальном положении и уровне жизни. 2. Застойная бедность связана с необратимыми изменениями в материальном положении и уровне жизни населения и означает сохранение бедности в течение длительного времени и даже возможного в следующих поколениях. 3. Нищета— наиболее острая или крайняя форма бедности, при которой не обеспечивается физиологический минимум потребления.
Рыночные реформы в России внесли существенные изменения в социальную структуру общества, доходы и потребление различных социальных групп. Государственное высвобождение цен от 2 января 1992 г., открытие внутреннего рынка для зарубежных производителей вызвало многократное повышение цен на потребительские товары, обесценило валюту и денежные сбережения населения; жизненный уровень 80% семей снизился более чем в 10 раз, отбросив их за черту бедности. Лишь 2% населения России выиграло за счет рыночных преобразований, образовав слой сверх богатых даже по меркам экономически развитых стран Запада.
Главная особенность дифференциации в доходах населения в годы рыночных преобразований— это в основном отсутствие связи с трудовым вкладом социальных групп с высоким и сверхвысоким доходом в создание национального дохода страны.
Новое в социальной структуре российского общества — появление слоя «открытых» миллионеров, афиширующих свои сверхвысокие доходы.
Социальная дифференциация вызывает резкое негативное отношение к власти и «новым русским». Социологические исследования показывают, что общество готово принять неравенство в доходах, если оно является следствием участия в реальном секторе национальной экономики. Обогащение же незначительной части населения, находящегося у власти, в условиях падения отечественного производства, роста безработицы, перераспределения и без того низких доходов в пользу богатых социальных слоев вызывает резко негативную реакцию большинства населения.
В России, как и в большинстве постсоциалистичесих стран, дифференциация в доходах населения достигла невиданных ранее масштабов. Табл. 13 позволяет в определенной мере сравнить данные о дифференциации в доходах до и после перестройки России и увидеть ее место в этом процессе.
Как видно из приведенных в табл. 13 данных, наихудшие изменения в показателях дифференциации в доходах произошли в результате трансформации социалистической системы в России, Киргизии и Украине.
Когда национальная экономика находится на подъеме, то речь идет о распределении приращения национального дохода между различными группами населения. Разумеется, эта проблема решается легче, чем в условиях спада производства. В периоды экономических кризисов и резкого сокращения производства национального дохода встает более сложная и социально ответственная задача— как распределить потери в национальном доходе между конкретными социальными группами.
Неравенство доходов в переходных экономиках
Коэффициент Джини (душевой доход)* | ||
1987-1988 гг. | 1993-1995 гг | |
Киргизия | 26 | 55 |
Россия | 24 | 48 |
Украина | 23 | 47 |
Литва | 23 | 37 |
Молдова | 24 | 36 |
Туркменистан | 26 | 36 |
Эстония | 23 | 34 |
Болгария | 23 | 34 |
Казахстан | 26 | 33 |
Узбекистан | 28 | 33 |
Литва | 23 | 31 |
Румыния | 23 | 29 |
Польша | 26 | 28 |
Чехия | 19 | 27 |
Словения | 22 | 25 |
Венгрия | 21 | 23 |
Словакия | 20 | 19 |
* Для большинства стран данные за 1987-1989 гг. характеризуют валовой доход; 1993-1995 гг. —чистый располагаемый доход. |
Источник’. Вопросы экономики. 1999. №1. С. 67
Объективная оценка распределения потерь в национальном доходе свидетельствует о том, что эта проблема решена в России в интересах немногочисленной социальной группы за счет обеднения большинства населения страны (табл. 14).
В 1995-2000 гг. почти половина всех денежных доходов присваивалась в России пятой 20-процентной группой населения. Если доходы этой группы рассмотреть детально, то окажется, что большая часть ее доходов приходится не более чем на 2-5% их числа.
Нельзя не заметить и наличия весьма существенной дифференциации в доходах населения, имевшей место в 1970-1980 гг. застоя.
Вместе с тем есть и существенные различия в социальной дифференциации населения современной и России в годы застоя. Если в доперестроечные годы прожиточный минимум был доступен самым низкооплачиваемым слоям населения России, то в 1999-2000 гг. около трети всего населения страны (29,1% в 2000 г.) имели доходы ниже прожиточного минимума.
Финансовый кризис 1998 г. имел неоднозначные последствия для социально-экономического развития России. Потеря сбережений населением страны, обесценение рубля и рост потребительских цен привели к снижению жизненного уровня и покупательной способности большинства населения. Вызванное финансовым кризисом повышение курса доллара способствовало росту национальной экономики. Однако экономический подъем сдерживался ограниченным платежеспособным спросом.
Распределение общего объема денежных доходов населения России, (в %)*
1970 | 1980 | 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1997 | 1998 | 1999 | 2001 | |
Денежные доходы всего В том числе по 20-процентным группам населения: | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
первая (с наименьшим доходом) | 7.8 | 10,1 | 9,8 | 11,9 | 6,0 | 5,8 | 6,0 | 6,1 | 6,1 | 6,0 |
вторая | 14.8 | 14,8 | 14,9 | 15,8 | Н,6 | 11,1 | 10,2 | 10,4 | 10,4 | 10,4 |
третья | 18,0 | 18,6 | 18,8 | 18,8 | 17,6 | 16,7 | 14,8 | 14,8 | 14,7 | 14,8 |
четвертая | 22,6 | 23,13 | 23,83 | 22,8 | 26,5 | 24,8 | 21,6 | 21,1 | 20,5 | 21,2 |
пятая (с наибольшим доходом) Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) | 36,8 | 3,4 | 2,7 | 30,7 0,399 | ||||||
* До 1993 г. — совокупный доход (с учетом стоимости чистой продукции личных подсобных хозяйств населения. |
Источник’. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2001. С. 187.
Рассмотрим функции и методы государственного перераспределения доходов.
Рыночные механизмы неизбежно приводят к концентрации денежного дохода у социальных групп, составляющих меньшинство населения страны. В принципе различия в доходах являются следствием неодинакового трудового вклада в создание денежного дохода страны. Одновременно социальные различия в доходах и уровне жизни выступают стимулом для достижения экономически эффективных результатов в труде и переходе в более высокую по уровню жизни социальную группу.
Вместе с тем следует иметь в виду, что социальная дифференциация не является только следствием неравного трудового вклада в национальный доход страны. В современном обществе существует много других причин для обогащения и принадлежности к социальным группам с наивысшей величиной денежного дохода, не связанных с трудовым участием «ради всего общества». В одной из своих последних работ Дж.К. Гэлбрейт указывает на некоторые источники нетрудовых доходов, способствующих дифференциации в доходах населения. «Немалая часть доходов и богатства достается людям без достаточного или вообще безо всякого социального обоснования, ни за что или почти ни за что с точки зрения вклада в экономику. Очевидный пример — получение наследства. Другие примеры аналогичного порядка — различные пожертвования, случайные успехи и манипуляции в финансовой сфере. Сюда же относятся вознаграждения, которыми щедро наделяют себя руководители современных компаний, пользуясь предоставленными им полномочиями.»
Увеличивают степень дифференциации такие доходы населения, не связанные с трудовыми затратами, как рента от занимаемой административной должности, присвоение средств государственного бюджета и т.п.
Под воздействием совокупности факторов степень социальной дифференциации может достигнуть пределов, преодоление которых способно существенно обострить экономическую и социальную ситуацию в стране.
В учебной литературе недооценивается экономическая функция государственного перераспределения доходов. Суть экономической функции перераспределения доходов в рыночной экономике состоит в возможности достижения сбалансированности между производством и потреблением, т.е. между предложением и спросом. Государственное перераспределение денежных доходов в пользу социальных групп со средним и низким доходом способствует достижению макроэкономического равновесия между производством и потреблением. Сбалансированность предложения и спроса выступает в качестве одного из основных факторов эффективного функционирования экономики страны, предотвращая экономические кризисы или смягчая их негативное влияние. Так, по расчетам российских экономистов особую роль в формировании экономического роста России в 2000 г. сыграла динамика потребительского спроса. В 2000 г. на рост реальных располагаемых доходов населения пришлось 21% в промышленном росте страны. Этот фактор стал вторым по значимости после темпов роста объема экспорта (70%)*.
Существует много форм и методов поддержания равномерности в распределении доходов. «Однако самым эффективным средством достижения более равномерного распределения доходов остается прогрессивная шкала подоходного налога. Именно она играет важнейшую роль в обеспечении разумного и, можно сказать, цивилизованного распределения доходов.» [85]
Перераспределение доходов через государственное финансирование отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, искусство, культура) и бесплатное предоставление социальных услуг населению содержит в себе не только социальную но и экономическую функции. Коммерциализация образования и здравоохранения делает услуги этих сфер деятельности недоступными для социальных групп с низкими доходами. В условиях все большей значимости в эффективном экономическом росте человеческого капитала, национальная экономика несет в такой ситуации огромные экономические потери. Доступность образования и здравоохранения для средне- и низкооплачиваемых семей за счет бюджетного финансирования этих услуг, с
одной стороны, решает проблемы чисто экономического порядка, с другой стороны, способствует реализации принципа социального равенства. /
Чисто социальной функцией государственного перераспределения доходов можно признать оказание денежной и различного рода другой помощи инвалидам, детям-сиротам, всем, кто в силу сложившихся условий нуждается в помощи государства в самых минимальных размерах.
Особое место занимают трудовые пенсии. Было бы ошибочным относить их к категории чисто социальной помощи. Трудовые пенсии — это плата человеку за вложенный им в течение всей трудовой жизни вклад в создание национального дохода своей страны. Этот вид социальной услуги государства имеет экономическое значение: от того, сколько и как платят пенсионерам за их многолетний труд, зависит характер трудовой занятости и активности следующих за пенсионерами поколений.
Государство располагает множеством форм и методов перераспределения доходов. Вполне ясно, что возможности перераспределения определяются общим объемом национального дохода страны. Если реальный сектор экономики страны не работает или темпы экономического роста страны незначительны, то и доходная часть государственного бюджета мала, а расходы государства ограничены этими доходами. Усугубляет проблему перераспределения доходов огромная внешняя задолженность страны.
Перераспределение доходов государство осуществляет посредством налогового, денежно-кредитного механизмов, а также трансфертными платежами, т.е. прямой выплатой денег как физическим, так и юридическим лицам.