Что такое социальная значимость проекта
Социально значимый проект – что это такое?
Материал обновлен в сентябре 2021 года. Как понять, что ваш проект важен и нужен сообществу? Решает ли он проблемы людей, помогает ли в трудных жизненных вопросах? Что такое социально значимый проект, и как понять, проект, который вы реализуете, социальный или псевдосоциальный?
Социальный проект – это процесс, который направлен на изменения или решения устаревших или неработающих форм жизни общества. Как правило, такой проект имеет временные рамки создания и работы. Имеет положительное влияние на жизнь отдельного человека, группы людей или сообщества в целом.
На кого рассчитан социально значимый проект? Подобная инициатива может видеть своей целевой аудиторией как отдельные личности, так и целые организации, трудовые коллективы.
Это могут быть социальные институты, но чаще отдельные группы людей, такие, как люди с ограничениями, страдающие различными заболеваниями, пенсионеры, меньшинства, школьники или студенты. Социальный проект может быть рассчитан на сообщества по интересам или активные движения и инициативы.
Социально значимый проект – один из способов развития гражданского общества. Он подразумевает участие общества в разработке и принятии решений. Проекты направлены на изменения или преодоление социальных решений представителей власти или частных лиц, которые затрудняют жизнь или доступ к услугам определенным участникам сообщества.
Социальные проекты – частное явление нашего времени, это результат несовершенства общества или государственной системы. Активисты видят проблему и хотят ее решить.
При этом социально значимый проект может иметь различные формы. Цифровые проекты создаются в форме приложений, веб-сервисов, инструментов и даже медийных проектов. Обычная форма подразумевает благотворительные и просветительские акции, сбор пожертвований, мероприятия.
Критерии успешного социально значимого проекта
Типы социально значимых проектов
Социальные проекты могут охватывать все сферы нашей жизни. Буквально все, мы не совершенны, и каждую область нашей жизни можно если не изменить полностью, то улучшить. Мы не рискнем дать единый список того, где социальные проекты могут применяться. Но есть целый ряд тем, в которых такие проекты реализуются чаще всего.
Формы финансирования социальных проектов
Социальные псевдопроекты
Среди социально значимых проектов часто встречаются такие, которые используют социальную тему, но либо не решают заявленную проблему, либо откровенно используют ее для решения других организационных или мошеннических задач. Они прикрываются формой, но не имеют социального содержания. По определению, которое дает Википедия, «псевдопроекты» имеют следующую классификацию.
Помните, что социальные проекты должны оценивать социальный эффект, который они оказывают. О том, как это можно сделать – в нашем материале.
СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА
2.1. Социальная значимость проектаРезультативность и эффективность проекта
В мае 2012г. РФ ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов. Этот документ говорит о необходимости полного и эффективного вовлечения инвалидов в жизнь общества, требует от государств-участников ликвидировать дискриминации по признаку инвалидности, а также содержит важные положения в области создания доступной среды. Эффективность реализации положений Конвенции во многом зависит от эффективности действий органов власти и представителей общественных объединений инвалидов на местах.
Значимость проекта главным образом выражается в том, что его реализация способствовала активизации гражданского контроля за созданием доступной среды на местах путем вовлечения в эту деятельность заинтересованных представителей гражданского общества (общественных объединений инвалидов). Это позволит избежать многих ошибок в процессе создания доступной среды, в результате чего улучшится жизнь людей с инвалидностью, повысится эффективность расходования бюджетных средств, выделяемых на создание доступной среды. Кроме того, в реализацию проекта были вовлечены люди с активной жизненной позицией, которым эти изменения остро необходимы. Их знания и практический опыт, накопленные годами преодоления различных барьеров были использованы при подготовке учебных материалов проекта. Это в полной мере соответствовало принципу «Ничего для нас без нашего участия», сформулированному еще в прошлом веке защитниками прав инвалидов, и закрепленному в Конвенции о правах инвалидов.
Благодаря средствам гранта проведена реконструкция помещений офиса для проведения в них занятий со слушателями, имеющими различные формы инвалидности.
Ежемесячно обновлялась электронная информационно-справочная система «Гарант». С ее использованием на регулярной основе юристом проекта проводился мониторинг законодательства, регламентирующего различные аспекты создания и функционирования безбарьерной среды. По результатам этой работы составлен перечень международных, федеральных и региональных нормативных актов в этой сфере. Этот материал был использован при подготовке и проведении лекций и семинаров в рамках проекта (семинары школы общественного эксперта, семинары для студентов ВУЗов Нижнего Новгорода и др.) распечатан для раздаточного материала и размещен на сайте проекта. Помимо этого полученные результаты нередко использовались в ходе предоставления консультаций гражданам по различным вопросам создания доступной среды.
Была подготовлена Программа и методические указания спецкурса «Универсальный дизайн». Программа получила положительные отзывы от ведущих специалистов факультета «Архитектура и Дизайн» Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета. Организацией было предложено рассмотреть возможность использовать программу для изучения студентами по выбору в цикле специальных дисциплин государственного стандарта подготовки специалистов по специальности «Дизайн». Программа нацелена на подготовку специалистов-проектировщиков, строителей и дизайнеров, участвующих в решении проблем инвалидов и инвалидности. Это предполагает: изучение основных подходов и принципов в осуществлении деятельности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам города, овладение знаниями и практическими навыками в разработке проектов на строительство и реконструкцию, изучение нормативно-правовой базы по данному направлению. В рамках проекта были использованы план и методические указания этой программы в сокращенной 24-х часовой версии.
С 29 по 31 мая НРООИ «Инватур» провела для специалистов социально ориентированных НКО школу общественного эксперта по созданию безбарьерной среды. Это основное и наиболее важное мероприятие проекта. Его актуальность была вызвана тем, что предпринимаемые в последние годы государством и местными органами власти серьезные усилия по созданию доступной среды требуют широкой экспертной поддержки и компетентного контроля со стороны гражданского общества.
Школа преследовала цель предоставить специалистам социально-ориентированных НКО региона знания и практические навыки в области создания безбарьерной среды для людей с различными формами инвалидности и других маломобильных групп населения. В работе школы приняли участие 31 человек. Это прежде всего люди с инвалидностью, являющиеся специалистами и активистами социально-ориентированных НКО региона, объединяющих людей с различными формами инвалидности из Выксы, Кулебак, Балахны и районов города Нижнего Новгорода, а также представитель прокуратуры Нижегородской области Денис Андреевич Тараканов.
Участники школы получили базовые знания о различных подходах к созданию доступной среды, о правовых механизмах ее создания и функционирования, а также об информационной доступности и методике паспортизации объектов социальной инфраструктуры. В качестве эксперта к работе школы была привлечена руководитель общественной организации инвалидов «Свободное движение» г.Екатеринбурга Елена Леонтьева, которая является признанным экспертом в области создания доступности, автором ряда широко известных работ на эту тему. Помимо теории, «Школа общественного эксперта» включала в себя практическую часть. Она состояла в обследовании конкретных объектов социальной инфраструктуры, составление их паспортов, выработку рекомендаций по повышению степени их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения. По итогам школы ее выпускникам были вручены сертификаты.
В дальнейшем участники школы смогут использовать полученные знания при проведении обследований объектов социальной инфраструктуры, составлении их паспортов и выработке рекомендаций по повышению степени доступности этих объектов для инвалидов различных категорий и других маломобильных групп населения. Благодаря такому общественному контролю повысится эффективность реализации федерального законодательства, положений Конвенции ООН о правах инвалидов, а также государственных программ и программ органов местного самоуправления по созданию доступной среды. Значимость проведенных мероприятий проекта состоит еще в том, что повысилась социальная активность, гражданская ответственность у участников школ. Это подтверждают записи в оценочных анкетах и отзыв приглашенного эксперта, а также информация поступившая из города Выксы Нижегородской области о том, что участник школы был назначен членом муниципальной комиссии по мониторингу и проверке социальных объектов района на доступность для людей, относящихся к маломобильным группам населения.
К одному из важных результатов проект мы относим и результат юридического сопровождения по делу о нарушении жилищных прав инвалида-колясочницы Татьяны К., в результате чего она получила право на получение жилья вне очереди.
Для информационного сопровождения проекта был разработан сайт www.invadostup.ru. На нем размещены в свободном доступе материалы курса, что позволяет самостоятельно ознакомиться с методикой обследования социальных объектов и современными технологиями обеспечения архитектурной и информационной доступности, а также задать вопросы.
Специалистов организации, прошедших Школу, приглашают исполнительные органы власти, органы местного самоуправления, собственники социальных объектов для проведения консультаций, обследования реконструируемых объектов на предмет их доступности для людей с инвалидностью, участия в мероприятиях, посвященные архитектурному развитию города.
Издано тиражом 1000 экз. справочно-информационное пособие «Проверка доступности», которое поможет помочь в обследовании социально значимых объектов, выработать рекомендации по их адаптации. Пособие предназначено для специалистов и участников рабочих групп по заполнению и проверке паспортов зданий и сооружений, для активистов социально ориентированных некоммерческих организаций, а также для собственников зданий.
2.3. Итоги реализации проекта
Данный проект является единовременно выполненной задачей. Вместе с тем работа по различным аспектам создания доступной среды нашей организацией будет продолжена, в том числе в рамках других социально значимых проектов. Она будет включать в себя информирование общественности, представителей органов власти и специалистов о различных аспектах создания доступной среды, разработку и внесения предложений по совершенствованию законодательства, консультирование граждан и организаций, консультирование общественных экспертов.
2.4. Тиражируемость полученного опыта и результатов проекта
По нашему мнению, опыт и наработки, накопленные в ходе реализации проекта, нуждаются в тиражировании. Это связано с низкой степенью информированности о различных аспектах создания и функционирования доступной среды. Проектом был охвачен не весь круг заинтересованных лиц, так или иначе участвующих в этой деятельности. С этой целью нами будет распространяться справочное пособие, содержащее информацию о различных аспектах создания доступной среды. Кроме того, при наличии запросов со стороны заинтересованных лиц (органов власти и общественных организаций инвалидов из районов области и других регионов), наличии у нашей организации финансовых и других ресурсов либо при условии возмещения затрат со стороны заинтересованных лиц может быть рассмотрена возможность проведения подобных семинарах в районах области или других регионах.
ПЛАНИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
3.1. Календарный план проекта
Выполнен в первоначально запланированном объеме во время реализации проекта.
Смета проекта
Смета выполнена в полном объеме.
3.3. Софинансирование проекта
Соинвесторы не были заявлены на этапе старта проекта. Из собственных средств организации оплачивалась часть зарплаты участникам проекта, закупка оборудования и обновление справочно-правовой информационной системы¸ адаптация помещений для занятий, расходы на аренду и коммунальные услуги, закупку канцтоваров.
Социальная значимость проекта.
Настоящий проект имеет важное социальное значение. В результате его реализации решаются жилищные проблемы горожан, повышается комфортность и безопасность их проживания, значительно улучшается архитектурный облик города.
4. Стратегия продаж продукции проекта.
В процессе моделирования доходов при реализации проекта предусмотрена поэтапная продажа площадей жилой застройки. С целью оптимизации сроков окупаемости проекта, а также сроков и сумм, необходимых для погашения кредитов и займов, реализация жилых и нежилых помещений предусмотрена в основном посредством авансовых продаж, т.е. оплаты покупателем полной стоимости приобретаемых им площадей до сдачи соответствующих объектов жилой застройки в эксплуатацию. Реализация жилых и нежилых помещений (торговых, офисных, складских площадей и паркинга) каждого объекта недвижимости начинается в среднем за два месяца до начала строительно-монтажных работ, когда практически будет завершено отселение и обустройство строительных площадок, что даст возможность оптимизировать стартовые цены продаж. Завершается реализация площадей, как правило, в месяц сдачи объекта в эксплуатацию. [8]
2.3 Особенности девелопмента офисной недвижимости
При выборе площадки под застройку приоритетными являются центр города или районы деловой активности. Фактор экологии играет значительно меньшую роль, чем при работе в секторе жилой недвижимости, но все же сохраняет свое значение. Поэтому желательно расположение не на главных магистралях, но в непосредственной близости от них. Очень важной является возможность строительства подземного гаража или наличие на участке места для парковки автомобилей.
В маркетинге девелопер ориентируется на юридических лиц. Это может быть продажа помещений или сдача их в аренду. Достаточно частый случай – доводка объекта на стадии отделочных работ под одного или двух крупных клиентов. Важным моментом является подписание предварительных соглашений с арендаторами на ранних стадиях проекта.
Цель, к которой стремятся все девелоперы, – максимально увеличить полезную площадь. Правда, в случае строительства зданий экстра-класса девелопер обязан жертвовать полезной площадью в пользу общих помещений. Оптимальным вариантом, к которому стремится девелопер, является гибкая планировка помещений. Девелопер предпочитает сдавать помещения этажами, поскольку в этом случае он не теряет полезную площадь на коридорах и местах общего пользования.
Архитектура офисных зданий значения практически не имеет. Уровень сервиса, отделки, инженерных систем должен четко соответствовать тому классу потребителей, на который рассчитано здание.
При финансировании проекта особую роль играет привлечение средств будущих арендаторов или покупателей еще на этапе строительства. В случае работы под одного клиента возможно привлечение его в качестве стратегического инвестора. Для офисного здания, сдаваемого в аренду, требуется организация долгосрочного кредитования, часто сроком до 5–10 лет.
Пример девелоперского проекта строительства регионального делового центра
Характеристики проекта.
Основной целью проекта является проектирование и строительство регионального делового центра (РДЦ), современного по своей архитектуре и соответствующего международным стандартам, в целях формирования деловой инфраструктуры в регионах и создания благоприятных условий для предпринимательской среды и государственных структур, способствующих повышению эффективности ведения бизнеса и привлечению деловых кругов и инвестиций в экономику региона.
ü информационно-маркетингового обеспечения;
ü презентационной и выставочно-ярмарочной деятельности;
ü оказания экспертных услуг;
ü инновационно-технического обеспечения;
ü подготовки специалистов в сфере предпринимательства;
ü удовлетворения потребностей в качественных бизнес-услугах, способствующих повышению эффективности ведения дел, формированию у местных компаний международных стандартов организации бизнеса;
ü ведения постоянного диалога между лидерами бизнес-элиты и руководителями государственных структур, инвесторами, работающими на территории региона;
ü проведения любых мероприятий на самом высоком уровне; – Я предоставления условий для полноценного отдыха.
В офисном комплексе РДЦ разместятся торгово-промышленная палата, третейский суд, фондовая, зерновая и товарно-сырьевая биржи, центр экспертных услуг, агентство экономической безопасности, центр конкурсов и торгов, исполнительная дирекция совета профессиональных гильдий и ассоциаций, современная телекоммуникационная компания и многое другое.
Особое место в структуре РДЦ займут инновационно-технический центр и центр консультационно-технологической поддержки, основными задачами которых станут содействие интеграции научного и технологического потенциала, высококвалифицированных кадрови информационных ресурсов учреждений региона на основе определения приоритетов и развития перспективных, конкурентоспособных направлений, а также консалтинговая поддержка предпринимательства по нормативно-правовым, финансово-экономическим вопросам, экологической и технологической безопасности, вопросам защиты прав потребителей, интеллектуальной собственности.
В состав информационно-маркетингового центра войдут отдел консалтинга, информационный отдел и отдел маркетинга, структуры по оказанию интернет-услуг, конференц-зал, пресс-центр, библиотека и другие подразделения по оказанию широкого комплекса бизнес-услуг.
Обучение предпринимателей эффективному ведению бизнеса будет осуществляться в центре поддержки и развития предпринимательства, так называемом бизнес-инкубаторе, где бизнесмен получит уроки организации собственного дела на всех стадиях его развития.
В отдельном здании РДЦ предусмотрена гостиница бизнес-класса, обеспечивающая комфортное размещение гостей и партнеров по бизнесу с полным набором гостиничных услуг европейского уровня, включая обслуживание силами мини-бизнес-центра, конференц-зала, комнат для переговоров и залов для совещаний.
Возможность регулярного неформального общения представителей российского и иностранного бизнеса и представителей государственных структур будет предоставлена в специальном деловом клубе.
В составе РДЦ планируются размещение заведений для оздоровления, организации быта и отдыха представителей бизнес-сообщества. В их числе розничный торговый комплекс, оздоровительный центр, в котором будут предложены услуги по проведению специальных восстановительных процедур для руководителей фирм. Бары, рестораны, кинозал, VIP‑зал, кегельбан, бильярд, сауны и другие заведения рекреационного комплекса дадут возможность завсегдатаям делового центра, гостям и жителям региона почувствовать великолепно организованный досуг в условиях изысканных и по-домашнему комфортных.
Автомобильная стоянка и подземный паркинг органично дополнят многообразный комплекс услуг, предлагаемых центром деловым людям.
Кроме того, в числе важнейших показателей социальной значимости предлагаемого к осуществлению проекта – предоставление широкого спектра рабочих мест на период строительства и создание новых рабочих мест на время эксплуатации комплекса.
Реализация проекта принесет значительные дополнительные обязательные платежи и налоговые поступления в бюджеты разных уровней. Высокая коммерческая эффективность проекта заключается в его прибыльности и сроках окупаемости инвестиционных вложений при достаточной финансовой устойчивости:
ü выход на стабильное получение прибыли состоится уже в 2010 г., т.е. начиная с года, предшествующего эксплуатационной фазе комплекса в целом. Размер чистой прибыли в период стабильного функционирования всех структурных подразделений составит в месяц более 30 млн. руб., а общая масса прибыли от реализации проекта за весь период наблюдения превысит 1,3 млрд. руб.;
ü расчетный период окупаемости составляет 6,8 года.
Градостроительная значимость проекта определяется центральным местоположением, размещением в непосредственной близости от центрального автовокзала, детского парка, государственной телерадиовещательной компании, крупнейшей магистрали городского значения.
Инвестиционная привлекательность проекта определяется превышением внутренней нормы рентабельности и высокой отдачей на вложенный капитал. [8]
2.4 Особенности девелопмента гостиничной и торговой недвижимости
Рынок гостиничной недвижимости до недавних пор развивался достаточно пассивно, что во многом было обусловлено меньшей доходностью и большей затратностью девелопмента в этой сфере по сравнению с жилой, офисной и торговой.
Сегодня на рынке гостиничной недвижимости наблюдается дефицит девелоперского опыта в реализации гостиничных проектов. Гостиничный бизнес является капиталоемким и требует значительных знаний и опыта, которого не хватает многим местным застройщикам. Кроме того, в зависимости от размера объекта строительства, его качества и общей рыночной конъюнктуры период окупаемости проекта может составлять от 7 до 14 лет, в то время как в других секторах недвижимости могут существовать более благоприятные условия возврата капитала.
Основной особенностью девелопмента гостиничной недвижимости является в большой степени уникальность каждого проекта, особенно для гостиниц высокого класса. Если складские комплексы можно делать типовыми, то же относится к сериям жилой недвижимости, то для гостиниц высокого класса типовость является отрицательным фактором.
Согласно мировой практике ключевыми факторами, определяющими коммерческую эффективность девелоперского проекта гостиницы, являются грамотно разработанная концепция и правильная организация текущего управления.
Большинство девелоперов, сталкиваясь с тем, что реализация проекта в гостиничной сфере является процессом намного более сложным и комплексным, чем в других секторах недвижимости, предпочитает прибегать к услугам специализированных управляющих компаний.
К 2012 г. в Москве должно быть построено более 200 новых отелей, а общая вместимость гостиничного фонда должна увеличиться более чем в три раза. Число туристов, ежегодно приезжающих в столицу, должно вырасти до 20 млн. человек. Такие планы по развитию гостиничного комплекса столицы поставлены правительством города. Однако сейчас наиболее выгодно развивать гостиницы высокого класса, потому что столичная земля недешева и срок окупаемости, например, трехзвездочной гостиницы, может достигать 7–10 лет. Дешевые гостиницы сейчас строятся в основном потому, что московское правительство готово всячески содействовать компаниям, готовым это делать.
Опрошенные RealEstate.ru (информационно-аналитический портал в Интернете по недвижимости) девелоперы сообщили, что им были бы интересны предложения правительства Москвы, если бы не несколько «но»: высокая стоимость заемного капитала, несогласованность решений и действий ведомств, нехватка интересных земельных участков в столице и сложность подключения к коммуникациям.
Для торговой недвижимости при выборе площадки ключевым фактором является расположение в русле транспортных потоков и потоков населения: перекрестки транспортных магистралей, непосредственная близость вокзалов, станций метрополитена – идеальные места для создания торговых и гостиничных комплексов. В этом случае экология не имеет практического значения. Очень большое значение имеет наличие парковки и удобных подъездных путей.
В маркетинге важна ориентация на сбалансированный пакет арендаторов, который позволит торговому зданию создать имидж единого комплекса с соответствующим уровнем сервиса и качеством товаров и услуг.
В архитектурных решениях важно добиться открытости комплекса для людских потоков, наличие витрин. Планировочные решения должны быть направлены на оптимизацию потоков покупателей внутри здания.
Схема финансирования торговых комплексов сходна с финансированием строительства офисных помещений.
Пример девелоперского проекта сооружения многофункционального торгового комплекса.
Настоящий проект предусматривает строительство многофункционального торгового комплекса с городским автовокзалом на въезде в центр городах. Концептуально торгово-развлекательный центр (далее – ТРЦ) ориентирован на посетителей со средним уровнем дохода и предназначен для розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами, а также организации развлечений и отдыха. Целевой аудиторией ТРЦ являются семьи, имеющие, как правило, автомобиль, поэтому в качестве места застройки выбран земельный участок вблизи крупной автомагистрали. В торгово-развлекательном центре планируется размещение: супермаркета продовольственных товаров; крупных салонов аудио-, видео- и бытовой техники, одежды и обуви, парфюмерии и косметики, товаров для дома и т.д.; ресторанов, кафе и баров; детского развлекательного комплекса; v боулинга; киноцентра, состоящего из двух залов; бильярда и игровых автоматов; оздоровительного центра; салона красоты; городского автовокзала; VlP‑офисов и гостиничных номеров.
Здание ТРЦ будет представлять собой уникальный архитектурный комплекс, объединяющий в себе пять блоков:
· блок 1 – офисно-гостиничный комплекс – 11‑этажное футуристическое здание площадью 27 тыс. м 2 ;
· блок 2 – городской автовокзал с магазинами, киосками и кафе – четырехэтажное здание общей площадью 4450 м г ;
· блок 3 – торговый комплекс для продажи непродовольственных товаров – четырехэтажное здание площадью 23 500 м 2 ;
· блок 4 – четырехэтажный торговый комплекс с тремя торговыми залами для продовольственных и непродовольственных товаров общей площадью 15 150 м 2 ;
Рядом со зданием планируется размещение парковки на 500 автомобилей, гостевой автостоянки, а также крытой посадочной платформы автовокзала.
Блоки комплекса будут объединены пешеходными эспланадами по второму уровню. Строительство здания ТРЦ планируется вести в три очереди:
· первая очередь – блок 4 «Торговый комплекс» и блок 5 «Культурно – развлекательный центр»;
· вторая очередь – блок 3 «Торговый комплекс» и блок 2 «Автовокзал»;
· третья очередь – блок 1 «Офисно-гостиничный комплекс».
Предприятие ЗАО «Заказчик», оценивая привлекательность рынка коммерческой недвижимости городах, планирует по завершении каждой из трех очередей строительства часть площадей продать, а остальную часть ввести в состав собственных средств и сдавать в аренду.
Всего в ходе реализации проекта планируется:
* реализовать 45 170 м 2 площадей (63,7%);
* сдавать в аренду 25 728 м 2 площадей (36,3%).
В качестве покупателей и арендаторов будут приглашены крупные «якорные» операторы из сферы торговли и развлечений, которые являются лидерами в своих категориях.[8]