Что такое социально бытовые навыки у ребенка
Формирование бытовых навыков и навыков самообслуживания у детей с РАС в условиях семьи
Подготовить детей к самостоятельной жизни – важная и очевидная задача и для родителей, и для школы. Это касается и детей с типичным развитием, и детей с ОВЗ, в том числе с РАС.
Для повышения качества жизни ребенка с РАС первостепенное значение приобретают жизненные навыки.
К жизненным навыкам относятся:
• -навыки личной безопасности
Формирование социально-бытовых навыков у ребёнка с РАС очень важно, иногда более важно, чем учить ребёнка писать и считать, и зачастую становится основной целью обучения, особенно у детей с низким уровнем функционирования, но даже дети с высокофункциональным аутизмом или с синдромом Аспергера также нередко демонстрируют определенные проблемы в этой сфере. Например, начав одеваться,ребенок не всегда может довести начатое до конца: он надевает только часть одежды или начинает ее снимать, вместо того чтобы продолжать одеваться. Потому перед педагогом и родителями стоит нелёгкая задача длительного каждодневного труда научить ребёнка зачастую элементарным навыкам самообслуживания.
Самообслуживание включает в себя: навык приема пищи, одевания и раздевания, туалетные навыки, гигиенические навыки (чистить зубы, умываться, причесываться, пользоваться носовым платком, навыки заботы о здоровье (сообщает о том, что плохо себя чувствует, адекватно реагирует на медицинские процедуры).
Бытовые навыки: домашние дела (пролив цветов, выносить мусор, вытирать пыль и т. д., мыть посуду, накрывать на стол, ждать своей очереди, звонить по телефону идентифицировать грязную посуду, грязное белье, адекватным образом обращаться с продуктами, готовить простую еду, определять различные отделы в магазине
Сложность состоит в том, что у детей с РАС нет мотивации к овладению социальными навыками, они не понимают, зачем одеваться, если ему и раздетому не плохо и даже лучше чем в одежде, зачем нужно мыться, зачем есть ложкой, он наестся и руками, в результате всё равно сыт будет. И, как правило, отсутствие мотивации делает обучение трудным и медленным.
Чтобы освоить один конкретный навык – требуется сотня повторений.
Таким образом, формирование социально-бытовых навыков у детей с РАС очень важно как для ребёнка, так и для его родителей, которые в будущем будут затрачивать меньше сил и энергии при уходе за таким ребёнком. Поэтому длительное, поэтапное, и целенаправленное обучение социально-бытовым навыкам ребёнка с РАС способствует их полному или частичному освоению, а тесное сотрудничество педагога и родителей даст наиболее положительный результат.
Пособие для развития навыков самообслуживания у детей раннего возраста Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение.
«В гостях у повара». Открытая НОД по развитию социально-бытовых навыков «В гостях у повара» Образовательная область: «Социализация» Цель: расширить представления детей о профессии повара, формировать познавательную.
Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с ОВЗ (нарушение зрения) младшего дошкольного возраста «Перелей».
Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста Ранний возраст (1 – 3 лет) является сложным для ребенка и очень насыщенным. У маленького человечка появляется стремление к самостоятельности.
Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать» Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать». «Я научился кушать!». Продолжаю делиться.
Формирование социально-бытовых знаний, умений и навыков с детьми с умственной отсталостью через практическую деятельность
Сила мотивов связана с эмоциями, возникшими у человека в процессе и в результате деятельности. Деятельность должна быть положительно мотивирована, ребенок должен испытывать чувство удовлетворения при ее совершении. Это обеспечивается, во-первых, формированием у ребенка отношением к этой деятельности (трудовым процессам, поведению, общению, как к важной в его жизни личностно значимой для него (следовательно, необходимой для исполнения). Лишь когда у ребенка сформировано такое отношение к деятельности, оно будет воплощаться и в его поведении и в его соответствующих действиях.
Четко представляя модель выпускника ДДИ,цель занятий: научить детей самостоятельной практической жизни, снижение уровня опеки со стороны близких и окружающих людей, а также формировать у каждого ребенка максимально возможного уровня самостоятельности. Исходя из поставленной цели,определили задачи:
• Формирование уверенности в себе, способности познавать;
• Формирование умений ориентироваться в окружаемом социуме на бытовом уровне, обслуживать себя с минимальной посторонней помощью;
• Развитие пространственно-временных представлений, ориентировки в окружающей среде и адекватное познание;
• Развитие ориентации в социально-бытовых отношениях, формирования включаться в них, утверждать себя и участвовать в созидательной деятельности;
• Формирование навыков и умений осуществлять контакт с окружающими людьми, адекватно вести себя в обществе.
Системообразующим компонентом коррекционно-развивающей среды для детей являются занятия. Из своего опыта работы могу сказать, что очень результативными являются интегрированные занятия. Задания распределяю с учетом возможности ребенка, одни справляются сами с другими индивидуально.
Большое значение для привлечения интереса детей к занятиям, активизации их деятельности имеет разнообразие форм проведения. Это могут быть традиционные комплексные занятия с системой различных методов и приемов; экскурсии, занятия-игры, занятия-путешествия (например: «Путешествие в страну Грязнулию», «В гости к бабушке Федоре», «Спасательный поход в «Заколдованный замок»; занятия-практикумы.
Занятия-практикумы по обучению детей умениям бытового труда: это
(уход за одеждой, обувью, помещением, приготовление простейших блюд); даю занимательные названия занятиям (например: «Шустрая иголочка», «В царстве мыльных пузырей», «В гостях у тетушки прачки».
На занятиях по формированию знаний, умений и навыков по социально-бытовой подготовке,использую следующие методы и приемы обучения: демонстрация,наблюдение,обьяснение,экскурсия,беседа,моделирование реальных ситуаций, дидактические, режиссерские, сюжетно-ролевые, имитирующие игры, упражнения,, игровые ситуации, проблемные ситуации, решение логических задач, оценивание действий людей в реальных ситуациях и на изображениях,чтение и обсуждение произведений художественной литературы, просмотр фильмов, создание тематических альбомов, стендов. Главной опорой в усвоении любого познавательного материала умственно отсталым детям служат наглядные средства обучения. Поэтому демонстрация является одним из важных методов в обучении и воспитании таких детей.
На занятиях используются различного вида наглядность: натуральные предметы (например, одежда, посуда, продукты, реальные объекты, муляжи, игрушки, модели, макеты; изображения, фотографии, практический показ действий людей в реальных ситуациях; технологические, операционные, предметные планы (карты).
Успешность социальной адаптации у детей с умственной отсталостью определяется не только количеством сформированных у них знаний, умений и навыков, но и способностью адекватно применять их в разнообразных жизненных ситуациях. С этой целью следует использовать приемы проблемного обучения. К ним прежде всего относится создание проблемной ситуации. Возможность создания проблемной ситуации имеется на каждом занятии и реализуется в процессе беседы, сюжетно-ролевых и режиссерских игр, моделирование реальных ситуаций. Например была такая ситуация, при проведении занятия «К нам пришли гости», при сервировке стола поставили вазу с конфетами, разрешила девочкам угоститься и девочки взяли столько, сколько уместилось у них в ладошке. Откуда им знать сколько надо и почему другим не хватило, объясняю, чтобы хватило всем надо брать по одной, предложить гостям.
Обучение по теме может считаться завершенным, если ребенок овладел содержанием составляющих ее знаний и умений настолько, что способен учить других. Девочки с удовольствием демонстрируют свои умения как взрослым, так и сверстникам. При этом, обучая других, ребенок и сам добивается еще лучшего овладения знаниями, навыками и умениями по теме.Очень любим занятии с куклами: делаем хвостики, учимся заплетать косички, ходим в «магазин» за продуктами, готовим, сервируем стол, наливаем из чайничка в кружечки чай, кормим, убираем, моем посуду ; одеваем на прогулку, и не просто одеть куклу на прогулку, а сортировать одежду по сезону т. е. выбрать из предложенных вещей (платье, шапка, шарф, кофта) ту, которая подходит по сезону, тем самым формируя знания, умения и навыки одеваться и обуваться самим в «правильную» одежду и обувь.
Список используемой литературы
1. В. В. Воронкова, С. А. Казакова. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5–9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида (пособие для учителя).
2. Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. Практическое пособие.
3. Девяткова Т. А. и др. Социально-бытовая ориентировка в специальных /коррекционных/ учреждениях 8 вида. Москва, 2003.
«Технология модульного планирования внеучебной нагрузки на неделю». Успех внеучебной деятельности, в ходе которой обеспечиваются формирование практических умений, социальная адаптация, становление коммуникативных.
Пусть будет дом зеленым Образование и воспитание дошкольников в области окружающей среды и взаимодействия с ней является одним из приоритетных направлений работы.
Формирование социально-бытовой ориентировки у дошкольников с особыми образовательными потребностями
Любовь Фликова
Формирование социально-бытовой ориентировки у дошкольников с особыми образовательными потребностями
Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении. Коррекционная педагогика опирается на ряд принципов, в соответствии с которыми педагоги строят коррекционно-развивающие программы для обучения и воспитания детей данной категории. Такая стратегия призвана обеспечить социализацию ребенка, т. е. способствовать достижению конечной цели обучения и воспитания ребенка с отклоняющимся развитием – преодолению его социальной недостаточности, максимально возможному введению его в социум, формированию у него способности жить самостоятельно.
Под социально-бытовой ориентировкой (СБО) подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях. В своем общем смысле социально-бытовая ориентировка предполагает умение самостоятельно строить свое поведение во всех жизненных ситуациях вне рамок учебной или профессиональной деятельности.
В обучении выделяется два направления.
• Первое из них включает формирование у детей тех навыков, которые необходимы в повседневной жизни. Одновременно формируются навыки обращения с различными предметами быта, формирования навыков культуры поведения в быту («физической независимости», связанной с выполнением множества ежедневных дел с минимальной посторонней помощью).
• Другое направление связано с достижением более отдаленной цели — овладение теми знаниями и умениями, которые потребуются детям в их самостоятельной жизни. Это направление включает в себя ознакомление детей со сферой социально-бытовой деятельности человека (службами, учреждениями и организациями, воспитание культуры поведения в школе, в семье, в общественных местах, формирование навыков общения.
Классификация социально- бытовых навыков представлена в исследованиях Куцаковой Л. В. и Логиновой В. И.Они выделяют:
1.Навыки по уходу за собой:
Умение надеть рубашку, штанишки, застегивать пуговицы, кнопки, вешать одежду, мыть лицо, шею, уши, вытирать нос платком, чистить зубы, причесывать волосы, пользоваться уборной.
2. Навыки,относящиеся к питанию:
Умение намазать хлеб маслом, налить чай, накрыть стол, убрать со стола, раздать пищу, есть ложкой, пить из чашки и т. д.
Умение вытереть ноги при входе, сесть на стул, подниматься по лестнице и т. д.
4. Навыки,относящиеся к ручному труду:
Умение держать иглу, сделать узелок, пришить пуговицу, сшить для куклы, стирать для куклы и т. д.
5.Уход за помещением:
Умение открыть окно, дверь ключом, вытирать пыль, постлать постель, зажечь лампу, плиту, выключить свет.
Специальные задачи социально-бытовой ориентации:
• Обучать этике поведения;
• Развивать гигиенические навыки; умение правильно умываться и мыть руки, чистить зубы, пользоваться салфетками (полотенцем, туалетной бумагой
• Развивать умение работать, подчиняться общим требованиям;
• Активизировать познавательный интерес;
• Формировать навыки самообслуживания, позитивные качества личности;
В воспитании дошкольников большое место занимает развитие социально-бытовых навыков, связанных с самообслуживанием, соблюдением правил гигиены, поддержанием порядка в групповой комнате и на участке. Этот труд, как никакой другой, дает возможность воспитать у детей аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок. Особое место в системе воспитания детей занимает дошкольное учреждение, целью деятельности которого является развитие детей. Существуют различные методы формирования социально-бытовых навыков у детей дошкольного возраста, выбор которых осуществляется в соответствии с особенностями ребенка, с конкретными условиями и т. д. Овладение данными навыками способствует развитию необходимых умений для социализации человека, для формирования самостоятельности, независимости в бытовом отношении, что, безусловно, является и фактором личностного развития.
Формирование социально-коммуникативных качеств дошкольников посредством зарядки позитивного внушения В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание уделяется достижению.
Интеграция детей с особыми потребностями в общеобразовательной группе для решения социально-коммуникативных задач Интеграция детей с особыми образовательными потребностями в среду нормально развивающихся сверстников признается сегодня в нашей стране.
Коррекционное занятие по социально-бытовой ориентировке в старшей группе «Зимушка-зима» Цель:повторить основные признаки зимы. Задачи:1. развитие временных представлений 2. ориентировка во времени и в пространстве 3. координация.
Медико-психолого-педагогическим сопровождением детей с особыми образовательными потребностями Медико-психолого-педагогическим сопровождением детей с особыми образовательными потребностями Мир, в котором живет современный ребенок существенно.
Методическая разработка развития словарного запаса детей с особыми образовательными потребностями МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА развития словарного запаса детей с особыми образовательными потребностямиИщенко И. Н. Енакиевская СОШИ № 30 МОН.
Особенности развития мелкой моторики у детей 3–4 с особыми образовательными потребностями Развитие мелкой моторики одна из важнейших задач педагогов дошкольного учреждения. Ежедневное развитие мелкой моторики способствует формированию.
Особенности реализации различных принципов при формировании навыков самообслуживания у детей с особыми потребностями в разных Одной из центральных задач специального дошкольного образования является создание условий для социального развития детей с отклонениями.
Театральная деятельность в работе с детьми с особыми образовательными потребностями Широкое применение в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста приобретает театрализованная деятельность. Так как она рассчитана.
Занятие с педагогами «Позитивное восприятие педагогами дошкольников с особыми образовательными потребностями» Практическое занятие с педагогами на тему: «Позитивное восприятие педагогами дошкольников с особыми образовательными потребностями в контексте.
Развитие и формирование социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания
Алгоритмы формирования навыков опрятной еды
Наполненная ложка должна находиться в горизонтальном положении.
Рекомендации родителям
по развитию и формированию социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания
Главной целью обучения детей с ТМНР является их социальная адаптация и интеграция в обществе. Каждому ребенку необходимо помочь обрести максимально возможную независимость в рамках удовлетворения основных жизненных потребностей, овладеть необходимыми умениями, позволяющими обслуживать себя. Дети с ТМНР наделены особыми способностями, имеют свой собственный темп и ритм развития, а также большое количество ограничений. Многие из них затрудняются свободно передвигаться, самостоятельно удовлетворять личные потребности, приобретать опыт деятельности, подражать социальному поведению, инициировать и поддерживать социальное взаимодействие. Весь процесс обучения и воспитания направлен на то, чтобы обеспечить его социальную адаптацию в общество. Задача педагога состоит в выявлении альтернативных путей развития деятельности ребенка, которые позволяют в некоторой мере компенсировать его ограничения.
Главной опорой в усвоении любого познавательного материала служат наглядные средства обучения. Детей с ТМНР необходимо учить самым простейшим, но таким необходимым социально-бытовым навыкам и навыкам самообслуживания. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учебный материал носит вариативный характер и подбирается учителем самостоятельно в зависимости от уровня развития каждого ребенка.
К социально-бытовым навыкам относят навыки социального характера: самообслуживания, культурно-гигиенические навыки и навыки бытового характера: умение одеваться, убирать за собой и др. Самообслуживание включает в себя следующее:
Формирование навыка самообслуживания и культурно-гигиенических навыков осуществляется в процессе упражнений по отработке действий, постепенно повышающих уровень самостоятельности детей при их выполнении. Вначале действия выполняются совместно с взрослым, затем по подражанию действиям педагога, с комментариями каждого действия. Каждый этап показа сменяется практическими действиями. В дальнейшем упражнения детей осуществляются по словесной инструкции педагога, чередующейся с вопросами к детям.
Занятия по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания должны включать следующие этапы:
Формирование социально-бытовых умений у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития:
Вариант программы по формированию навыка питья из чашки:
Обучение проводится в два этапа.
Прежде чем вы перейдете ко второй части программы, убедитесь, что ребенок научился крепко держать чашку в руках. Когда он осознает, какой должна быть последовательность действий при питье из чашки, переходите ко второму этапу программы и прорабатывайте каждый ее шаг.
Второй этап можно отрабатывать, начиная с обучения брать чашку, т.е. в обратном порядке.
При организации процесса обучения бытовым навыкам необходимы правильная организация пространства, рабочего места, наборы бытовых и специальных предметов:
Формирование социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада
Педагоги и родители совместными усилиями способствуют всестороннему развитию личности ребенка, в котором трудовое воспитание занимает достаточно важное место. Огромное значение в основном формирование у ребенка является развитие социально-бытовых навыков, осуществляющихся в рамках трудового воспитания. Формирование этих навыков способствует процессу социализации ребенка. При условии регулярной трудовой деятельности дети овладевают необходимыми навыками для повседневных дел. Совершенствование этих навыков ребенка проявляется прежде всего в развивающейся самостоятельности, умении преодолевать трудности, развиваются воля в достижении поставленных целей. Именно поэтому организация в рамках дошкольного учреждения формирования социально-бытовых навыков является важнейшей частью процесса воспитания.
Все мы знаем, что дошкольный период – это один из самых продуктивных в плане познания окружающей действительности период в жизни человека. И это касается не только физиологии, прежде всего это период психологического и социального роста. Становление ребенка как личности происходить под воздействием окружающего мира. Первостепенное же влияние оказывают семья и детский сад, а когда обе эти «сферы» двигаются в одном направлении, достигается наилучший результат. Педагоги и родители совместными усилиями способствуют всестороннему развитию личности ребенка, в котором трудовое воспитание занимает достаточно важное место. Кроме того младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка.,усиливается его целенаправленность: более разнообразными и координированными становятся движения.
С 3-4 лет происходит существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка,в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество.
Наиболее важное достижение этого возраста состоит том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начитают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело и берется за другое.
У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие с первыми, которые являются для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ними малыши получает интересующую информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение.
В этом проявляется интерес ребенка к миру взрослых. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.
В таком раннем возрасте даже элементарные навыки самообслуживания можно отнести к трудовой деятельности.
Основные направления в формировании навыков самообслуживания:
Формирование навыков одевания.
Формирование навыков одевания – это первый доступный ребенку вид трудовой деятельности. Как и любой навык самообслуживания, умение самостоятельно одеваться помогает ребенку чувствовать себя уверенно и независимо.
Чаще всего дети не знают или нарушают последовательность при одевании. В этом случае воспитатель должен их направлять и помогать выполнять действия в правильной последовательности. Необходимо многократно показывать воспитаннику одни и те же действия, систематически проводить эту работу. Обучая ребенка одеванию, нельзя спешить и, конечно, не следует напрасно торопить ребенка, одежда должна быть просторной, ее легче снимать и надевать. Формируя тот или иной навык, необходимо помочь ребенку проделать целиком совместно с ним всю процедуру, проговаривая каждый этап. Необходимо научить, не только надевать и снимать одежду, но и складывать ее в определенное место. Тем самым мы воспитываем у него привычку к аккуратности и сформируем положительные навыки в поведении. Параллельно с этим необходимо включать в работу дидактические игры-упражнения на развитие мелкой моторики для упражнения в застегивании, шнуровании, завязывании. Также используются предметно-схематические модели последовательности одевания на прогулку.
Формирование навыков культуры еды.
Необходимо формировать навыки аккуратности еды у воспитанников. Приучать детей садиться за стол, правильно пользоваться столовыми приборами, пишу брать понемножку, бесшумно, не набивать едой полный рот, по мере необходимости использовать салфетку. Не разговаривать за столом во время приема пищи.
Формирование навыков аккуратного и бережного обращения с вещами личного пользования.
Учим воспитанников замечать непорядки в одежде (расстегнулась пуговица, завернулся воротничок, вылезла рубашка из брюк и т. д) и самостоятельно из устранять или обращаться за помощью к воспитателям.
Формирование культурно-гигиенических навыков.
Гигиенические процедуры следует многократно повторять в строго определенное время: утром, до еды, после еды, после занятий, вечером и т. д, чтобы действия вошли в привычку. Необходимо объяснять детям, что ходить в туалет необходимо в определенное время, а не в самую последнюю минуту своего желания. Учим пользоваться туалетной бумагой, спускать в унитазе воду, мыть после туалета руки. Все это представляет собой сложную цепочку действий.
Формирование навыков поддержания порядка в группе.
В условиях группы большое значение имеет создание уюта. Воспитанники осваивают приемы ухода за своим «жилищем», создание и сохранения порядка в доме. Поэтому учим раскладывать аккуратно вещи в шкафчиках, убирать игрушки в игровой. Учим по мере возможности застилать за собой постель, ставить на место обувь.
Подводя итог, хочется отметить, что именно систематичность в данном процессе является основой успеха. Если регулярно соблюдать установленные правила (убираем игрушки после игры, моем руки перед едой, раздеваемся сами, складываем одежду и т. д, то результат обязательно не заставит себя ждать!
«В гостях у повара». Открытая НОД по развитию социально-бытовых навыков «В гостях у повара» Образовательная область: «Социализация» Цель: расширить представления детей о профессии повара, формировать познавательную.
Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.
Формирование культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста (видео) Почти полтора месяца мы пробыли в самоизоляции. Конечно, назвать это время лёгким нельзя. Пришлось искать новые формы и приёмы работы с.
Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.
Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Генералова Ольга.
Консультация для педагогов «Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста на основе песенного фольклора» Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня и не может быть решена без глубокого.
Консультация «Как воспитывать и развивать слабослышащего ребёнка дошкольного возраста в условиях обычного детского сада» Консультация предназначена для воспитателей ДОУ, родителей, гувернёров. • К вам в группу поступает слабослышащий ребёнок. 1. До поступления.
Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.
План заседания ГМО «Формирование исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста» Доброго времени суток всем! Представляю вашему вниманию план установочного заседания ГМО на тему «Формирование исследовательских умений.