Что такое социально бытовые навыки
Формирование социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада
Педагоги и родители совместными усилиями способствуют всестороннему развитию личности ребенка, в котором трудовое воспитание занимает достаточно важное место. Огромное значение в основном формирование у ребенка является развитие социально-бытовых навыков, осуществляющихся в рамках трудового воспитания. Формирование этих навыков способствует процессу социализации ребенка. При условии регулярной трудовой деятельности дети овладевают необходимыми навыками для повседневных дел. Совершенствование этих навыков ребенка проявляется прежде всего в развивающейся самостоятельности, умении преодолевать трудности, развиваются воля в достижении поставленных целей. Именно поэтому организация в рамках дошкольного учреждения формирования социально-бытовых навыков является важнейшей частью процесса воспитания.
Все мы знаем, что дошкольный период – это один из самых продуктивных в плане познания окружающей действительности период в жизни человека. И это касается не только физиологии, прежде всего это период психологического и социального роста. Становление ребенка как личности происходить под воздействием окружающего мира. Первостепенное же влияние оказывают семья и детский сад, а когда обе эти «сферы» двигаются в одном направлении, достигается наилучший результат. Педагоги и родители совместными усилиями способствуют всестороннему развитию личности ребенка, в котором трудовое воспитание занимает достаточно важное место. Кроме того младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка.,усиливается его целенаправленность: более разнообразными и координированными становятся движения.
С 3-4 лет происходит существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка,в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество.
Наиболее важное достижение этого возраста состоит том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начитают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело и берется за другое.
У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие с первыми, которые являются для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ними малыши получает интересующую информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение.
В этом проявляется интерес ребенка к миру взрослых. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.
В таком раннем возрасте даже элементарные навыки самообслуживания можно отнести к трудовой деятельности.
Основные направления в формировании навыков самообслуживания:
Формирование навыков одевания.
Формирование навыков одевания – это первый доступный ребенку вид трудовой деятельности. Как и любой навык самообслуживания, умение самостоятельно одеваться помогает ребенку чувствовать себя уверенно и независимо.
Чаще всего дети не знают или нарушают последовательность при одевании. В этом случае воспитатель должен их направлять и помогать выполнять действия в правильной последовательности. Необходимо многократно показывать воспитаннику одни и те же действия, систематически проводить эту работу. Обучая ребенка одеванию, нельзя спешить и, конечно, не следует напрасно торопить ребенка, одежда должна быть просторной, ее легче снимать и надевать. Формируя тот или иной навык, необходимо помочь ребенку проделать целиком совместно с ним всю процедуру, проговаривая каждый этап. Необходимо научить, не только надевать и снимать одежду, но и складывать ее в определенное место. Тем самым мы воспитываем у него привычку к аккуратности и сформируем положительные навыки в поведении. Параллельно с этим необходимо включать в работу дидактические игры-упражнения на развитие мелкой моторики для упражнения в застегивании, шнуровании, завязывании. Также используются предметно-схематические модели последовательности одевания на прогулку.
Формирование навыков культуры еды.
Необходимо формировать навыки аккуратности еды у воспитанников. Приучать детей садиться за стол, правильно пользоваться столовыми приборами, пишу брать понемножку, бесшумно, не набивать едой полный рот, по мере необходимости использовать салфетку. Не разговаривать за столом во время приема пищи.
Формирование навыков аккуратного и бережного обращения с вещами личного пользования.
Учим воспитанников замечать непорядки в одежде (расстегнулась пуговица, завернулся воротничок, вылезла рубашка из брюк и т. д) и самостоятельно из устранять или обращаться за помощью к воспитателям.
Формирование культурно-гигиенических навыков.
Гигиенические процедуры следует многократно повторять в строго определенное время: утром, до еды, после еды, после занятий, вечером и т. д, чтобы действия вошли в привычку. Необходимо объяснять детям, что ходить в туалет необходимо в определенное время, а не в самую последнюю минуту своего желания. Учим пользоваться туалетной бумагой, спускать в унитазе воду, мыть после туалета руки. Все это представляет собой сложную цепочку действий.
Формирование навыков поддержания порядка в группе.
В условиях группы большое значение имеет создание уюта. Воспитанники осваивают приемы ухода за своим «жилищем», создание и сохранения порядка в доме. Поэтому учим раскладывать аккуратно вещи в шкафчиках, убирать игрушки в игровой. Учим по мере возможности застилать за собой постель, ставить на место обувь.
Подводя итог, хочется отметить, что именно систематичность в данном процессе является основой успеха. Если регулярно соблюдать установленные правила (убираем игрушки после игры, моем руки перед едой, раздеваемся сами, складываем одежду и т. д, то результат обязательно не заставит себя ждать!
«В гостях у повара». Открытая НОД по развитию социально-бытовых навыков «В гостях у повара» Образовательная область: «Социализация» Цель: расширить представления детей о профессии повара, формировать познавательную.
Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.
Формирование культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста (видео) Почти полтора месяца мы пробыли в самоизоляции. Конечно, назвать это время лёгким нельзя. Пришлось искать новые формы и приёмы работы с.
Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.
Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Генералова Ольга.
Консультация для педагогов «Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста на основе песенного фольклора» Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня и не может быть решена без глубокого.
Консультация «Как воспитывать и развивать слабослышащего ребёнка дошкольного возраста в условиях обычного детского сада» Консультация предназначена для воспитателей ДОУ, родителей, гувернёров. • К вам в группу поступает слабослышащий ребёнок. 1. До поступления.
Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.
План заседания ГМО «Формирование исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста» Доброго времени суток всем! Представляю вашему вниманию план установочного заседания ГМО на тему «Формирование исследовательских умений.
Развитие и формирование социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания
Алгоритмы формирования навыков опрятной еды
Наполненная ложка должна находиться в горизонтальном положении.
Рекомендации родителям
по развитию и формированию социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания
Главной целью обучения детей с ТМНР является их социальная адаптация и интеграция в обществе. Каждому ребенку необходимо помочь обрести максимально возможную независимость в рамках удовлетворения основных жизненных потребностей, овладеть необходимыми умениями, позволяющими обслуживать себя. Дети с ТМНР наделены особыми способностями, имеют свой собственный темп и ритм развития, а также большое количество ограничений. Многие из них затрудняются свободно передвигаться, самостоятельно удовлетворять личные потребности, приобретать опыт деятельности, подражать социальному поведению, инициировать и поддерживать социальное взаимодействие. Весь процесс обучения и воспитания направлен на то, чтобы обеспечить его социальную адаптацию в общество. Задача педагога состоит в выявлении альтернативных путей развития деятельности ребенка, которые позволяют в некоторой мере компенсировать его ограничения.
Главной опорой в усвоении любого познавательного материала служат наглядные средства обучения. Детей с ТМНР необходимо учить самым простейшим, но таким необходимым социально-бытовым навыкам и навыкам самообслуживания. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учебный материал носит вариативный характер и подбирается учителем самостоятельно в зависимости от уровня развития каждого ребенка.
К социально-бытовым навыкам относят навыки социального характера: самообслуживания, культурно-гигиенические навыки и навыки бытового характера: умение одеваться, убирать за собой и др. Самообслуживание включает в себя следующее:
Формирование навыка самообслуживания и культурно-гигиенических навыков осуществляется в процессе упражнений по отработке действий, постепенно повышающих уровень самостоятельности детей при их выполнении. Вначале действия выполняются совместно с взрослым, затем по подражанию действиям педагога, с комментариями каждого действия. Каждый этап показа сменяется практическими действиями. В дальнейшем упражнения детей осуществляются по словесной инструкции педагога, чередующейся с вопросами к детям.
Занятия по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания должны включать следующие этапы:
Формирование социально-бытовых умений у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития:
Вариант программы по формированию навыка питья из чашки:
Обучение проводится в два этапа.
Прежде чем вы перейдете ко второй части программы, убедитесь, что ребенок научился крепко держать чашку в руках. Когда он осознает, какой должна быть последовательность действий при питье из чашки, переходите ко второму этапу программы и прорабатывайте каждый ее шаг.
Второй этап можно отрабатывать, начиная с обучения брать чашку, т.е. в обратном порядке.
При организации процесса обучения бытовым навыкам необходимы правильная организация пространства, рабочего места, наборы бытовых и специальных предметов:
Что такое социально бытовые навыки
Формирование и развитие социально-бытовых навыков у детей с тяжелой и средней степенью умственной отсталости – очень сложный процесс, значительно отличающийся от аналогичного процесса у детей с нормальным интеллектуальным развитием.
Социально-бытовые навыки – это совокупность специфических навыков, вменяемых обществом человеку в различных ситуациях как обязательные.
К социально-бытовым навыкам относят навыки социального характера: самообслуживания, культурно-гигиенические навыки, и навыки бытового характера: умение одеваться, убирать за собой и другие [3, с. 56].
Формирование и развитие социально-бытовых навыков у умственно отсталых детей непосредственно связано с их психическими процессами, развитием моторики, двигательной активностью.
Исследовав подходы различных авторов к определению понятия умственной отсталости можно прийти к выводу, что под умственной отсталостью следует понимать стойкое нарушение познавательной деятельности, полученное вследствие органического поражения головного мозга, вызванного наследственными или приобретенными факторами.
В практике дефектологии и коррекционной педагогики, а также здравоохранения выделяют четыре степени умственной отсталости: легкую, умеренную, тяжелую, глубокую [9, с. 13]. Исходя из определения умственной отсталости, ключевыми признаками ее считают стойкость нарушений познавательной деятельности, необратимость нарушений психических процессов и их необратимость [7, с. 258].
Специальная коррекционно-воспитательная работа с умственно отсталыми детьми, развивающая социально-бытовые навыки – залог того, что они становятся способными к выполнению определенных социальных функций. Развитие социальных навыков поэтому напрямую связано с социальной реабилитацией детей в среде.
В теории коррекционной педагогики и психолого-педагогической практике не существует универсальных методов исследования развития социально-бытовых навыков у умственно отсталых детей. Критерии определения степени их развития у таких детей очень гибкие и зависят не только от возраста ребенка, но и от характера заболевания.
Для изучения социально-бытовых навыков применяется методика Л. М. Шипицыной, которая предлагает изучать состояние социально-бытовых навыков и эмоционально-поведенческих реакций непосредственно при обследовании самих детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. С этой целью составляется специальная схема обследования, включающая в себя следующие методы: беседа и наблюдение [12, с. 85-91].
Также для изучения социально-бытовых навыков у умственно отсталых детей применяется более подробная методика Г. Г. Зак и В. В. Коркунова.
Поскольку формирование каждого навыка сопряжено со включением ребенка в определенную жизненную ситуацию, с неизбежностью овладения предметными действиями, с необходимым для их осуществления уровнем развития двигательной сферы (мелкой моторики), данная методика направлена на изучение социально-бытовых навыков, знаний детей о себе и о предметах окружающего мира, а также изучение мелкой моторики рук [4, с. 52-59].
Формирование и коррекция социально-бытовых навыков у детей с тяжелой степенью умственной отсталости требует специальных психолого-педагогических методов: систематические практико-игровые упражнения по методу Т. И. Пороцкой, беседы, сюжетно-ролевые игры, ситуативно-наглядные упражнения по методу Л. П. Уфимцевой, дидактические игры, предметно-практические занятия, моделирование ситуаций по методу Н. С. Холодовой, игровой метод с использованием бумажной куклы по методу В. В. Бобровой, коррекционно-развивающие занятия и тренинги по методу Т. П. Мадеевой, метод агротерапии Т. К. Балдуновой.
В условиях вспомогательных школ и школ-интернатов в советское время использовались наглядные и трудовые методы обучения социально-бытовым навыкам, методы игры, сравнения с использованием соревновательных элементов [8, с. 67-69].
Для развития социально-бытовых навыков в условиях воспитания умственно отсталых детей дома или в специальных школах, можно применять программу, разработанную Л. П. Уфимцевой и Л. М. Сафоновой.
Авторы предлагают методику обучения детей с высокой и умеренной степенью умственной отсталости, имеющие низкий или средний уровень развития социально-бытовых навыков, ранее не обучаемых и слабо приспособленных к деятельности в быту и посильному домашнему труду [10, с. 52-58].
Опыт работы воспитателей умственно-отсталых детей в специальных школах-интернатах по формированию социально бытовых навыков представлен в отчете Н. С. Холодовой. Для формирования и развития социально-бытовых навыков у умственно отсталых детей среднего и старшего школьного возраста в данной методике используются такие формы обучения социально-бытовой ориентации, как предметно-практические занятия, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, беседы, моделирование реальных ситуаций, произведения художественной литературы [11].
В. В. Боброва предлагает для формирования и развития социально-бытовых навыков по направлению самообслуживания у дошкольников и младших школьников с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости использовать дидактический игровой метод «Бумажная кукла», которую используют как дидактическое средство [1, с. 1032-1034].
Опыт Республики Саха (Якутия) по формированию и закреплению социально-бытовых навыков умственно отсталых детей и подростков консолидируется в программе Т. П. Мадеевой (г. Якутск) для интернатов и специальных коррекционных общеобразовательных школ.
Обучение воспитанников социально-бытовым навыкам по программе Т. П. Мадеевой производится по следующим разделам: безопасность жизнедеятельности, жилые помещения, культура поведения и общения, одежда и обувь, ориентирование в окружающем мире, отдых и досуг (я и мое свободное время), охрана здоровья и физическое развитие, питание, природа.
Организация работы по формированию социально-бытовых навыков умственно отсталых детей реализуется в следующих формах: коррекционно-развивающие занятия, дидактические, имитирующие и сюжетные игры, беседы, тренинги, прогулки, походы, экскурсии, практические занятия, наблюдения, чтение книг, просмотр кино и видеоматериалов, общение со сверстниками и участие в конкурсах.
Среди методов воспитательного действия ведущее место занимают практические и наглядные методы воспитания, такие как объяснительно-иллюстративные (беседа, рассказ, работа с таблицами, тематическими картинками, опорными таблицами, схемами, шаблонами, буклетами), репродуктивные (работа по образцам), частично-поисковые (разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок, использование развивающих игр), предметно-практические методы, Система специальных коррекционно-развивающих методов, методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование), методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, поручение), методы стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимооценки) [5, с. 14-16].
В Нерюнгринском реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья для формирования и коррекции социально-бытовых навыков у детей и подростков с умственной отсталостью поводятся занятия по методу кондуктивной педагогики на тему «Большая стирка» (В. Р. Пустовая), занятия по методу агротерапии «Цветочный мир» (Т. К. Балдунова) [2].
А. Д. Насибуллина предлагает при развитии навыков социально-бытовой ориентации умственно отсталых детей, воспитывающихся родителями, а не в школах-интернатах, побуждать родителей принимать активное участие в мотивации обучения ребенка и развитии его познавательной сферы [6, с. 121-125].
Формируя социально-бытовые навыки у умственно отсталых детей, родители должны повседневно мотивировать ребенка на овладение новыми действиями (пусть и элементарными), создавать ситуацию успеха, повышать у ребенка познавательный интерес. Родителям необходимо понимать, что семья в данном случае выступает примером для подражания. Важно, чтобы родители, близкие родственники часто беседовали с ребенком, показывали положительный пример поведения и общения, привлекали ребенка к помощи по дому, демонстрировали наглядные примеры при закреплении социально-бытовых навыков.
Таким образом система психолого-педагогического опыта в России и Республики Саха (Якутия) по формированию и коррекции социально-бытовых навыков представляет собой целенаправленную организацию деятельности детей по усвоению ими необходимых в жизни социально-бытовых знаний и умений, использующую такие методы, как наглядно-практические, дидактические, сюжетные, словесные. В процессе специальных коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке умственно отсталые дети получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, позволяющие им успешно адаптироваться в социальной среде.
Формы и методы работы с несовершеннолетними воспитанниками разного возраста по формированию социально-бытовых навыков
Важнейшим принципом социальной политики государства является приоритетность оказания помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Россия стремится достичь высоких стандартов для граждан своей страны и в этой связи очень важно обеспечить равные условия социальной адаптации и интеграции в общество для несовершеннолетних.
Успех такой интеграции в значительной степени зависит от социально-бытовой деятельности человека, его способности организовать свой быт, свое жизненное пространство. Помочь в этом несовершеннолетним, находящимся в социально-реабилитационном центре – одна из главных и актуальных задач для специалистов отделения социальной реабилитации.
Дети, проживающие в благополучных семьях, овладевают социально-бытовыми знаниями, умениями и навыками, наблюдая за культурой быта, поведения, взаимоотношений родителей, бабушек, дедушек, сестер и братьев в домашних условиях, сопровождая их на улицах, в магазине, в гостях и т. д. Ребенок подражает их манере поведения, общения, речи, приобретая положительный опыт. Он стремится самостоятельно или по поручению взрослых выполнить хозяйственно-бытовую работу, получая при этом необходимые указания, инструкции, подсказки, а главное одобрение и похвалу.
В нашем центре проживают дети из неполных, социально неблагополучных семей, некоторые дети, лишенные семьи и попечения родителей, вообще не имеют представления о многих семейных, житейских, бытовых проблемах. Все это ведет к развитию у детей потребительских черт и иждивенческих наклонностей.
Дефицит социально-бытового опыта у несовершеннолетних проявляется в неумении устанавливать личные и деловые контакты со сверстниками и персоналом центра, в негативном отношении к участию в трудовых процессах, в беспомощности в самообслуживании, в неуверенности и незнании, как вести себя в той или иной жизненной ситуации.
В этом направлении мною составлена программа социальной адаптации «Я и мы». Развитие социального интеллекта, повышение социальной компетентности, уровня саморегуляции адаптированных возможностей, формирование у детей знаний о самостоятельной жизни, практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития детей – основные направления программы.
К числу основных условий успешного формирования культурно – гигиенических навыков, навыков самообслуживания и первоначальных навыков домоводства воспитанников центра относятся:
— рационально организованная обстановка,
— профессионально грамотное руководство взрослых.
Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры).
Для формирования навыков личной гигиены, самообслуживания, домоводства воспитателями выработаны общие критерии в оценке отдельных действий, четко определены места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Для воспитанников центра особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи.
В умывальных комнатах поставлены достаточное количество раковин необходимого размера, на каждой из которых лежит мыльница с мылом, раковины размещены с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем картинка, в ячейках индивидуальный стаканчик с зубной щеткой и пастой. Имеются душевые кабины, шампунь, у девочек подростков имеется набор гигиенических средств.
. Режим дня обеспечивает ежедневное повторение процедур в одно и то же время – это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм воспитанника к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления. Выполнение режима дня способствует формированию культурно – гигиенических навыков, воспитанию, организованности и дисциплинированности.
Для воспитанников центра большое значение имеет осознанное соблюдение навыков личной гигиены, самообслуживания, домоводства, которое способствует прочности и гибкости навыков, а это очень важно для создания стойких привычек.
Мы рассматриваем социально–бытовые знания, умения и навыки как структуру,в которую входят:
-культура поведения в социуме;
-хозяйственно-бытовой труд – элементы домоводства.
К самообслуживанию относятся: одевание, раздевание, приём пищи, уход за одеждой, обувью и т. п.
К культуре поведения в социуме относятся: вежливое общение со взрослыми и детьми в различных жизненных и поведенческих ситуациях, взаимоотношения мальчиков и девочек, культура полового поведения.
К хозяйственно-бытовому труду относятся: дежурства, труд в уголке природы, на участке уборка личных шкафов и тумбочек, коллективный труд по уборке групповых комнат, ознакомление с трудом взрослых и профессиями, уважительное отношение к ним, домоводство.
Социально-педагогическая значимость этих проблем подсказывает необходимость занятий с элементами домоводства, которые складываться из знакомых, привычных детям обязанностей и дел, на первый взгляд они просты, но, когда они сталкиваются с ними в быту, это вызывает значительные затруднения.
Занятия с элементами по домоводству по двум направлениям в нашем центре проводятся в специальных кабинетах (столярной и швейной мастерских, в которых расположено оборудование, обеспечивающее выполнение практических работ детьми.
Занятия строятся по следующим направлениям:
«Личная гигиена», «Культура поведения», «Жилище», «Питание», «Одежда. Обувь», «Транспорт», «Торговля», «Средства связи», «Личная гигиена», «Медицина», «Семья», «Учреждения. Организации», «Трудоустройство».
— «Культура поведения» расширяет и закрепляет знания о правилах хорошего тона, правилах общения со старшими и сверстниками, в семье, с соседями.
— «Жилище» включает изучение названий жилых помещений, способов ухода за ними.
— «Семья» знакомит с родственными отношениями и правилами взаимопомощи между близкими людьми, направлено на формирование знаний о ведении домашнего хозяйства, видов источников дохода.
Большое значение имеют занятия, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи,например:
— «Учреждения. Организации» содержит информацию о предприятиях бытового обслуживания населения, банках, отделах социальной защиты населения, знакомство с людьми тех профессий, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь.
— «Медицинская помощь» включает сведения о видах и порядке обращения за врачебной помощью, о правилах содержания домашней аптечки, об уходе за больными, знакомит с распространенными инфекционными заболеваниями.
Основными формами и методами обучения элементов домоводства являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация кинофильмов, использование ИКТ. (информационно – коммуникативные технологии)
На занятиях особое время отводится для изучения правил техники безопасности, как пользоваться нагревательными электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, горячей водой и т. д. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ, доводя их до навыка.
В процессе формирования у воспитанниковцентра решаются следующие задачи:
-формирование элементов обобщённых социально-бытовых знаний;
— формирование социальной ориентировки на основе расширения круга социально-нравственных представлений об окружающем мире;
-привитие культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания:
— развитие и коррекция познавательных функций, эмоционально-волевой сферы, поведенческого опыта;
— формирование знаний и представлений о нормах этики и культуры;
— воспитание позитивных качеств личности;
— воспитание бережного и аккуратного отношения к вещам, мебели, предметам домашнего обихода;
— создание основы для проявления самостоятельности в бытовых процессах и дальнейшей жизни.
Очень важно, что при решении этих задач, параллельно с формированием социально-бытовых умений и навыков, воспитанники расширяют свой социальный кругозор, приобретают необходимые социальные компетенции,
— развивают положительные личные качества: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
доброта, сострадание, отзывчивость, забота о других
— экономному и бережному отношению к продуктам, оборудованию,
использованию электроэнергии и др. ;
— строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда;
— воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи;
— творческого отношения к домашнему труду;
— развития обоняния, осязания, ловкости, скорости;
— внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности, воображения, фантазии.
При овладении социально-бытовыми умениями и навыкамивыделяются следующие этапы:
-выполнение действий с помощью педагога (совместимые действия);
-деятельность по образцу (по подражанию);
-деятельность по инструкции (словесной);
-деятельность по плану-схеме;
-умение исправить допущенные ошибки.
Для активизации детей и привлечения их к социально-бытовой деятельности используются разнообразные приёмы и формы работы:
-моделирование жизненных ситуаций;
-решение логических задач;
-игровые и проблемные ситуации, с/р игры;
-чтение и обсуждение художественной литературы;
-разноплановая наглядная деятельность;
-стимулирование деятельности (похвала, одобрение);
-досуги, праздники, конкурсы, кружки.
Очень важно в организации деятельности воспитанников соблюдать принципы: постепенности, последовательности, систематичности, дифференцированности обучения.
Способы организации социально-бытовой деятельности:
-фронтально (со всеми детьми);
-групповой (3-5 детей);
Занятия по данной тематике делятся на 2 части: образовательная и игровая (или практическая). Длительность занятий зависит от возраста детей:
-у дошкольников: образовательная часть-10-15 мин.
игровая часть-10-20 мин.
-у школьников: образовательная часть-15-25 мин.
Формирование у воспитанников социально-бытовых знаний, умений и навыков может считаться завершенным, если ребенок овладел содержанием их настолько, что способен подсказывать и учить других.
На каждого несовершеннолетнего, поступающего в центр составляется индивидуальная программа, ведутся наблюдения и заполняются диагностические карты по определению развития и сформированности санитарно–гигиенических и культурных навыков воспитанника и диагностические карты соц. компетенции. Эти карты заполняются по результатам проведенной реабилитационной работы по этим направлениям.
Воспитанники старшего подросткового возраста поступают в центр владея многими практическими к /г навыками, но обязательно со стороны воспитателя должен осуществляться контроль за выполнением, т. к. выполняют без желания, неохотно, небрежно. Такие недостатки выплывают из семьи, где им практически мало уделялось внимания и осваивать навыки личной гигиены приходилось самим. Поэтому, воспитателям приходится формировать, корректировать навыки связанные с гигиеной тела (практически не приучены выполнять вечерние процедуры, навыки самообслуживания (внешний вид, уход за одеждой, порядок в портфеле).
Для этого использую такие методы работы:
Показ: С первого дня пребывания ребенка в центре показываю, как правильно открывать двери, пользоваться туалетом, заправлять постели, пользоваться сантехникой, светильными предметами и т. д. Объясняю ребенку для чего это необходимо.
Упражнения в действиях со взрослыми: чистка зубов, умывание, мытье головы, тела, пользование полотенцами для ног, для лица, смена постельного белья, культура приема пищи.
Повторение: самостоятельно заправлять постели.
Напоминание: о трудовых поручениях, выполнение той или иной гигиенической процедуры.
Просьба: выполнить несложные трудовые поручения или оказание помощи младшим детям, вновь прибывшим детям.
Требование: соблюдать элементарные навыки личной гигиены, выполнение трудовых поручений. Ежедневно утром и вечером проводится контроль за выполнением детьми санитарных гигиенических процедур.
Обязательно применяется положительная оценка взрослого (похвалить, обнять, поцеловать, поднять эмоциональное настроение). В этом случае применяю игру – путешествие «Два зеркала» (1 – в ванне, 2 – в раздевалке).
Сформированность навыков самообслуживания играет важную роль в развитии ребенка, т. к. способно резко поднять его самооценку.
В своей работе использую такие формы работы как :
Установки: проверяю, как выполняются гигиенические процедуры, контролирую выполнение утренних, вечерних гигиенических процедур, учу замечать беспорядок и устранять его самостоятельно, поддерживать чистоту в комнатах, формирую самоорганизованность.
Трудовые поручения: организую помощь в уборке жилых помещений пом. воспитателя.
Дежурство в группе: оформляю график дежурств, распределяю обязанности.
Создание бытовых ситуаций: помощь в уборке спальных мест младшим детям, в самообслуживания мл. детей. Совместные действия формируют дружеские внутрисемейные взаимоотношения, организованность, ответственность, взаимопомощь.
На занятиях следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки загадки.
Обсуждение пословиц «Человек – кузнец своего счастья», «Без труда – не вынешь рыбку из пруда».
Разгадывание кроссвордов, шарад о гигиене тела и предметах гигиены.
Сказкотерапия – кукольный театр, постановка мини – сценок
Чтение произведений: Лифниц «Неряха», Заболоцкий «Некрасивая девочка», Чуковского «Федорино горе», «Мойдодыр».
Просмотр мультфильмов: «Королева зубных щеток», «Федорино горе», «Мойдодыр», где достаточно отражена проблема самообслуживания детей.
Смотры –конкурсы: «Самый аккуратный шкаф (тумбочка, постель)», «Самая чистая одежда, обувь», «Минута славы»,
Закрепление полученных на занятиях знаний и умений осуществляется в процессе практической работы, поэтому особое внимание следует обратить на проведение практических работ.
Практикумы: «Как правильно чистить зубы», «Пользование туалетом», «Критические дни», «Как отстирать пятно», «Уход за волосами», «Уход за одеждой, обувью», «Как правильно постирать джинсы».
Рейд «Мои учебники, мои тетради», «Подготовка к учебному дню», «Навожу порядок в личных шкафах, тумбочках».
Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения. В сочетании с другими методическими приемами их целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи», «Медицина», «Семья» и др.
Сюжетно-ролевые игры в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, воспитанники применяют усвоенные ими знания и приемы (например, правила поведения, приемы ухода за маленьким ребенком и т. д.).
С/р игры с обыгрыванием ситуаций: «Больница», «Аптека»», «Парикмахерская», «Семья», «Общественный транспорт». Игры проводятся совместно с детьми младшей группы, которые выступают в «роли своих детей»,одновременно решаются две задачи: профориентация и подготовка к семейной жизни.
Наглядная агитация – стенды,плакаты: «Чтобы дом был красивым», «Здоровый образ жизни», «Режим и распорядок дня», «Уроки безопасности», «Правила поведения на дороге», «Культура еды», «Соблюдаем личную гигиену».
Ручной труд: экспромтом лепим человечков, животных, обыгрываем ситуации «Чистюля – грязнуля»
Сезонные работы по уборке и благоустройству территории центра.
Значительное место должно отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные объекты, в магазины, в столовые на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения.
Экскурсии в зависимости от их места в реабилитационном процессе могут быть вводные, текущие и итоговые.
Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами по определенной теме. В ходе экскурсий проводим беседы, практические работы (оплата за покупку, проезд).
Экскурсии : «В столовую», «На завод ПМ», «На АЗС», «В деревенскую избу», на станцию Юннатов, в пожарную часть и т д (автозаправочная станция)
Беседа на занятиях является одним из основных методов обучения и применяется и сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими упражнениями
В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение и сопровождаться наглядностью. Например, она может носить информационный характер. В этом случае выясняю имеющиеся у детей знания и представления и сообщаю им новые необходимые сведения.
В начале занятия провожу краткие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления полученных знаний — заключительные беседы,например:
Час общения «Мы за ЗОЖ»
Дискуссии: «И так сойдет!», «Показ моделей причесок».
Большое место по этой проблеме отводим в работе с семьями несовершеннолетних: даем педагогические рекомендации, полезные советы, проводим беседы, консультации по проблемам жизнедеятельности семьи и семейного воспитания, по оздоровлению их образа жизни; разрабатываем памятки для родителей «Ответственный родитель», «Как учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей» и др.
По обобщению опыта работы по этому направлению в этом году проводился педагогический совет; воспитатели возрастных групп показали 3 показательных занятия,
составлены конспекты занятий по привитию навыков домоводства и привитию культурно – гигиенических навыков;
оформлена выставка в библиотеке центра творческих работ воспитанников центра на тему «Я сам!».
По решению педсовета зав. ОСР оформлен дидактический материал по формированию культурно–гигиенических навыков и навыков самообслуживания (упражнения, игровые и образовательные ситуации, игры, игры – занятия) для детей дошкольного возраста, составлено тематическое планирование по формированию культурно– и гигиенических навыков и навыков самообслуживания для воспитателей младшей группы, тематическое планирование по ведению домоводства для воспитателей старшей группы.
Воспитатели старшей группы составили домашнюю энциклопедию по обучению воспитанников практическим навыкам по домоводству, Воспитатели младшей группы оформили памятки по формированию культурно–гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
Итогом результатов становятся показательные занятия, на которых воспитанники совместно с воспитателямипоказывают свои знания и практические умения: «Маленькие хозяюшки», «Два мира – девчонки и мальчишки».
По результатам проведенных мероприятий у воспитанников формируются понятия о необходимости проведения уборки и поддержки порядка, соблюдения личной гигиены, формируются навыки самообслуживания, домоводства. Навыки превращаются в привычки – действия, выполнение которых становится потребностью, подготовкой к будущей самостоятельной жизни. Поэтому, задача воспитателя помочь каждому ребенку осознать необходимость и полезность своего труда для окружающих, вызвать стремление трудиться в семье, обществе. Сравнение первичной и итоговой диагностики позволяет сделать вывод, что в процессе реабилитации несовершеннолетних наблюдается положительная динамика в социальном развитии воспитанников. Позитивные изменения отмечаются у воспитанников, прошедших полный курс реабилитации.
Формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста: формы и методы работы Основной формой работы по формированию основ гражданственности детей старшего дошкольного возраста является тематическая психолого-педагогическая.
Презентация «Эффективные формы работы по формированию у детей дошкольного возраста основ ЗОЖ» Как сформировать у детей дошкольного возраста представление о здоровом образе жизни и умение владеть методами нетрадиционного оздоровления?.
Формы и методы работы с детьми с ОВЗ в детском саду Формы и методы работ в детском саду с детьми с ОВЗ. Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив,.
Мини-проект по формированию социально-коммуникативных навыков у детей раннего возраста «Давайте поиграем!» Цель проекта: создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Образовательные задачи проекта:.
Направления коррекционной работы по формированию коммуникативных навыков у детей с ОНР дошкольного возраста Кристева Наталья Павловна учитель-логопед МДОУ № 43, Россия, Московская область, г. Подольск Е-mail: nata.kristewa@yandex.ru Аннотация:.
Опыт работы педага «Методы, формы, приемы работы по формированию нравственного отношения у дошкольников любви к малой Родине» Дошкольный возраст является важным периодом в становлении нравственных качеств у ребенка, которые являются результатом нравственного воспитания.
Презентация «Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ» Слайд 1 МБДОУ «Детский сад № 9 г. Льгова» «Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ» Подготовила: Одинцова Татьяна Ивановна.
Развивающие формы и методы оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста через подвижные игры На сегодняшний день одной из самых актуальных проблем в дошкольном образовании является проблема здоровья детей и реальное ухудшение их.
Современные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы в педагогическом процессе Современные формы и методы физкультурно–оздоровительной работы в педагогическом процессе Воспитатель: Голикова Н. А. «Здоровью научить.
Эффективные формы, методы и приёмы работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста Эффективные формы, методы и приёмы работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. (из опыта работы) Воспитатель:.