Что такое социально ориентированная рыночная экономика чем она отличается
Рыночная экономика — предпринимательство и частная собственность
Большинство государств в современном мире основаны на капиталистическом укладе экономики. Отличительная черта капитализма — наличие свободного рынка.
Рынок, бесспорно, формирует государства и взаимоотношения между ними. Он прямым образом влияет на нашу жизнь. Чтобы лучше разбираться в современном политическом и экономическом укладе мира, надо понимать, что такое рыночная экономика.
Что такое рыночная экономика
Рыночная экономика — это вид экономической системы, который базируется на свободе предпринимательства и разрешении частной собственности.
Рыночная экономика предполагает развитие рынка в свободном порядке при минимальном вмешательстве государственных структур. Отличительные признаки и главная характеристика рыночной экономики в том, что разные хозяйственные субъекты могут свободно взаимодействовать между собой, ценообразование не контролируется одним игроком.
Функции государства в рыночной экономике
Государство и его исполнительная власть могут вмешиваться в жизнь рыночной экономики, но они не меняют ход событий коренным образом. Сила влияния государства на экономику различается — это зависит от политического устройства конкретной страны, но в целом у государства есть несколько ролей в рыночной экономике — защищать права производителя и потребителя, препятствовать созданию монополий и регулировать импорт и экспорт товаров.
Роль государства в рыночной экономике
Влияние государства на рыночную экономику можно рассматривать исходя из трех аспектов: ресурсного, финансового и правового.
Если государство вмешивается в экономику слишком сильно, например: устанавливает жесткую регуляцию цен, владеет большей частью производственных мощностей или ограничивает частную форму собственности, то такой уклад нельзя считать рыночным. Чем больше государство имеет влияния, тем менее свободным является рынок. Задача государства в настоящей рыночной экономике — не подавлять ее, а поддерживать. С другой стороны, полное невмешательство в жизнь рынка может привести к тому, что он начнет развиваться хаотически и незаконно.
Как государство оказывает поддержку
Первостепенная задача государства — наблюдать за игроками на рынке и следить за тем, чтобы конкуренция была законной и честной. Антимонопольная служба должна препятствовать появлению компаний, которые будут полностью контролировать какую-нибудь часть рынка за счёт подавления более мелких предприятий. Государство принимает соответствующие законы и наблюдает за их соблюдением.
Государство создает правовую базу для функционирования рыночной экономики, а также проверяет, соблюдаются ли все законы, нормативно-правовые акты и другие требования как производителями, так и потребителями.
Государственные службы защищают потребителей товаров и услуг. Для этого они проверяют качество производимой компаниями продукции и выдвигают определенные требования к тому, в каких условиях должно работать производство и какими свойствами должен обладать конечный товар.
В случае несоблюдения указаний, государство может запретить дальнейший выпуск продукции компанией или временно приостановить его. Потребители, купившие некачественный товар, имеют право заменить его. В случае отказа со стороны производителя, потребитель может обратиться за помощью к государству.
Государство защищает не только потребителей, но и производителей товаров и услуг. Для этого оно выдает лицензии и подтверждает качество товаров, защищает права частных собственников.
Еще один способ оказания поддержки рыночной экономике — инвестиции со стороны государства. Государственные службы могут поддерживать ключевые отрасли экономики страны за счет постоянных денежных вливаний, безвозмездного обучения специалистов и т.д. Благодаря этому многие предприятия продолжают работать даже в периоды кризиса. Государство может субсидировать заводы, фабрики и другие производства для того, чтобы последние избежали банкротства.
Государственное регулирование рыночной экономики
Помимо указанных выше действий, государство также занимается контролем финансового аспекта рынка. Сюда включается сбор налогов и других обязательных платежей с производителя и потребителя, распределение денег, эмиссия ценных бумаг и денежных знаков, контроль за их обращением. Без этого невозможно нормальное функционирование рынка, а значит и его развитие.
Государство всегда тщательно контролирует процесс добычи полезных ископаемых, следит за развитием энергетики, инфраструктуры и коммуникаций, системой образования, здравоохранения, аграрным бизнесом. Одни государства могут всецело контролировать эти аспекты экономики за счёт того, что полностью владеют этими отраслями, другие — предъявляют жесткие требования к частным владельцам. Связано это с тем, что это — отрасли экономики напрямую связанные с государством (ресурсы и социальная составляющая). За этими областями ведется постоянное наблюдение и они подвергаются постоянному контролю.
Центральные банки стран занимаются эмиссией ценных бумаг и денежных знаков, которые нужны для нормального функционирования рынка. Кроме того, ЦБ обращает внимание и контролирует обиход иностранных валют в государстве и распоряжается валютным, золотым и другими запасами государства для того, чтобы поддерживать его экономику.
Функции государства в рыночной экономике — примеры
Центральный Банк Российской Федерации ежегодно эмиссирует определенное количество национальной валюты — российских рублей. Благодаря этому он контролирует процессы инфляции и поддерживает необходимое для функционирования экономики количество валюты.
Другой пример — Федеральная антимонопольная служба РФ, которая занимается борьбой с монополиями, нечестной рекламой и другими незаконными методами конкуренции между предпринимателями. Также ФАС проверяет иностранные инвестиции, соблюдение норм при розничной торговле и т.д.
Многие из ключевых добывающих отраслей в России контролируются государством — оно либо проверяет деятельность компаний и занимается распределением ресурсов, либо владеет компаниями, либо обладает внушительным (контрольным) пакетом акций для того, чтобы принимать ключевые решения по дальнейшему развитию отраслей. Министерство экономического развития РФ также выполняет планы по экономическому развитию, которые приняты Правительством России.
Плюсы и минусы рыночной экономики
У свободного рынка, как и у других экономических систем, есть свои преимущества и недостатки. Они связаны с тем фактом, что рыночные отношения не регулируются централизизованно, а это — и хорошо, и плохо.
Плюсы
У рыночной экономики есть следующие преимущества по сравнению с другими укладами:
Поведение потребителя влияет на решения производителей, а значит общество развивается больше в ту сторону, как этого хочет большинство населения.
Спрос формирует предложение, поэтому на рынке практически не производятся «лишние» товары и услуги, которые не найдут своего потребителя. Таким образом, имеющиеся ресурсы распределяются эффективнее.
Свободная конкуренция влияет на цены положительным образом. Никто не контролирует ценообразование, поэтому они искусственно не занижаются и не завышаются.
Потенциал экономического развития растёт. Наука, образование и другие отрасли экономики развиваются быстрее за счёт свободного функционирования рынка, иностранных инвестиций и поддержки со стороны государства (но не полного контроля).
Потребитель и производитель принимают самостоятельные решения, поэтому никто не остается в меньшинстве и не возникает недовольств.
Как видите, у рыночного уклада экономики есть много преимуществ, поэтому большинство современных государств избрали именно такой путь развития.
Минусы
Конечно же, у рынка есть и недостатки:
В отличие от плановой экономики, при рыночной экономике меньше внимания уделяется коллективным (общественным) отраслям экономики: спорту, медицине, культуре).
Периоды развития сменяются периодами упадка. Как следствие, в обществе часто возникает нестабильность.
Социальная защита нетрудоспособных граждан (пенсионеров, инвалидов и детей) перекладывается на государство, которое при рыночной экономике обладает не таким большим количество ресурсов, как частные собственники.
Эти недостатки характерны для любого рыночного государства, но проявляются они в меньшей или большей степени, в зависимости от уровня развития конкретного общества.
Признаки рыночной экономики
Есть несколько характерных черт рыночной экономики:
Какую роль играет конкуренция
Конкуренция — это главный стимул развития рынка. Производители ведут борьбу между собой за покупателей, поэтому качество товара постоянно улучшается, при этом используются более отлаженные процессы производства и современные технология. Рыночная конкуренция вынуждает снижать цены.
Виды конкуренции в рыночной экономике
Конкуренция проявляется в разных видах: в ценообразовании, качестве производства, методах производства, использовании инноваций, конкуренция за сбыт товаров и т.д. По масштабам конкуренция бывает индивидуальной (между предпринимателями), местной, национальной и глобальной (между организациями).
Модели рыночной экономики
Рыночная экономика развивается разными путями в разных государствах:
Помимо этих видов моделей есть и другие, но перечисленные выбрало большинство существующих государств.
Вопросы
Чем отличается рыночная экономика от командной
Рыночная экономика в отличии от плановой, командной (централизованной), регулируется спросом и предложением. Только от коньюктуры рынка (то есть спроса и предложения) зависит положение игроков на рынке. Рыночная экономика отличается от командной тем что в ней вопрос о том, что и как производить, производители решают самостоятельно.
Командная и рыночная экономика- сравнение
Фото: infourok.ru
Командная экономика также известна как плановая экономика, плановое хозяйство или централизованная экономика.
Примеры стран с рыночной экономикой
Страны с рыночной экономикой: США, Россия, Китай, Германия, Франция, Канада, Мексика, Италия и другие. Степень вмешательства государства в этих странах разная, но в основе каждого из них находится свободная конкуренция.
Когда сформировалась рыночная экономика в России
Экономика России ранее отвечала административной модели, характеризующейся централизацией всех процессов, наличием одного главного регулятора в виде государственных органов, установлением данным регулятором цен на определенном уровне, системой планирования. С момента распада СССР, Россией принят курс на построение экономической модели рыночного типа для вывода экономики в состояние роста.
Что такое социально-ориентированная рыночная экономика
Социально-ориентированная рыночная экономика — это модель экономической системы, которая организована на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия на рынках свободных частных производителей и свободных индивидуальных потребителей.
Модель социально-рыночной экономической системы исходит из требования, что государство и частный бизнес не ведут полный контроль над экономикой, а служат людям. В этой разновидности смешанной экономики, так же как и в рыночной экономике, только решения самых потребителей, поставщиков ресурсов и частных фирм определяют структуру распределения ресурсов.
Принципы социальной рыночной экономики
Фото: 900igr.net
Однако при этом экономически более сильные обязаны поддерживать более слабых. Роль государства заключается в развитии чувства взаимной ответственности всех участников на рынке и в корректировке несправедливых тенденций в конкуренции, торговле и распределении доходов. Данная система рассматривалась как альтернатива капиталистическому и социалистическому строю.
Заключение
Рыночная экономика — это один из возможных укладов экономики. Это самая распространенная модель развития экономики в мире. Большинство современных государств приняли именно этот уклад.
Рыночная экономика: социально-ориентированная
Рыночная экономика: либеральная
Данная модель получила название американской, так как существовала в США до начала 20-х годов ХХ века. Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.
— доминирование частной собственности;
— хозяйственное законодательство обеспечивает максимальную свободу рынка и ограждает от государства;
— госрегулирование ограничено макроэкономическими процессами;
— государство не решает жизнеобеспечивающие проблемы населения;
— расходы на социальные нужды носят остаточный характер и рассчитаны на безработных и малообеспеченных;
— меньшая доля госбюджета в ВВП, госинвестиций и расходов на социальные нужды, налоги не перераспределяют доходы.
Либеральная рыночная экономика базируется на безраздельном господстве частной (единоличной) собственности, которая допускает высокую степень неравенства доходов. Здесь действует правило «Богатство порождает богатство». Характерно, что в развитых странах с рыночной экономикой материальное богатство распределено гораздо более неравномерно, чем доход от трудовой и предпринимательской деятельности.
Распределение доходов должно стимулировать увеличение производства и рост его эффективности. В условиях свободной конкуренции естественным является неравенство полученных доходов. Высокими будут доходы у тех, кто преуспел в рыночном соперничестве, и, напротив, тех, кто потерпел неудачу, может ждать разорение.
Итак, сторонники концепции либеральной рыночной экономики считают, что равенство доходов несовместимо с рыночной системой и может подорвать ее. Для либеральной рыночной экономики характерна тенденция к усилению неравенства в распределении национального дохода между гражданами. По мере увеличения богатства общества углубляется социальное расслоение населения.
Это приводит в конечном счете к тому, что значительная часть людей опускается ниже официально признанной черты бедности.
Социально ориентированная экономика – экономическая система, организованная на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия на рынках свободных частных производителей и свободных индивидуальных потребителей. Модель социально-рыночной экономики исходит из требования, что ни государство, ни частный бизнес не вправе иметь полный контроль над экономикой, а должны служить людям. В этой разновидности смешанной экономики, как и в рыночной, решения самих потребителей, поставщиков ресурсов и частных фирм определяют структуру распределения ресурсов. Однако при этом экономически более сильные обязаны поддерживать более слабых. Роль государства заключается в развитии чувства взаимной ответственности всех участников на рынке и в корректировке несправедливых тенденций в конкуренции, торговле и распределении доходов.
Автором концепции был Людвиг Эрхард, министр экономики, а впоследствии федеральный канцлер Германии. Название системы социально-рыночной экономики дал в 1946 году экономист Альфред Мюлльер-Армак. Важный вклад в развитие также внесли Франц Бём, Вальтер Ойкен, Франц Оппенгеймер, Вильгельм Рёпке. Концепция социально ориентированной экономики стала одним из существенных элементов идеологии христианско-демократического движения и получила поддержку со стороны социал-демократов.
— смешанная экономика с госсектором;
— госрегулирование не только макроэкономики, но и хозяйственной деятельности экономических субъектов;
— социальная ориентация экономики, государственный патернализм, обеспечение гарантий определённого уровня удовлетворения потребностей в услугах здравоохранения, образования, культуры, в жилье;
— регулирование направлено на поддержание конкуренции;
— регулирование занятости с минимизацией безработицы;
— большой удельный вес госбюджета в ВВП;
Модель характеризуется следующими чертами:
— индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений. В свою очередь, это условие обеспечивается активной государственной политикой поддержания конкуренции;
— стимулирование технологических и организационных инноваций;
— защита и поощрение конкуренции.
Перечисленные особенности германской модели есть производные от основополагающих принципов социальной рыночной экономики, первым из которых является органическое единство рынка и государства.
Социально-ориентированная рыночная экономика
Сущность и основные признаки социально-ориентированной экономики, ее модели. Источники финансирования социальной сферы в России. Основные принципы, на основе которых формируется социальное рыночное хозяйство и современное социальное государство.
Глава 1. Теоретические основы социально-рыночной экономики
1.1 Сущность и основные признаки социально-ориентированной экономики
1.2 Модели социально-ориентированной экономики
Глава 2. Россия на пути к социально-ориентированной рыночной экономике
2.1 Принципы и функции социальной политики государства
2.2 Финансирование социальной сферы в России
Список использованной литературы
рыночный экономика финансирование социальный
Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Экономическая деятельность человека, в конечном счете, имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни.
Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, постольку и изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни. Указанная деятельность и получила название социальной политики. По сути, в социальной политике выражаются конечные цели и результаты экономического роста. Социальная политика играет, с точки зрения функционирования экономической системы, двоякую роль.
По мере экономического роста создание благоприятных условий в социальной сфере становится главной целью экономической деятельности, то есть в социальной политике концентрируются цели экономического роста. Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, к их знаниям, культуре и т.д. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.
Переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной приводит к возникновению ряда проблем в сфере социально-трудовых отношений и обострению проблем занятости. Только умелое государственное регулирование социально-экономических процессов, в том числе и занятости населения, может приблизить успех реформ.
Задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Социальная политика государства затрагивает и охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений деятельности государства является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.
Глава 1. Теоретические основы социально-рыночной экономики
1.1 Сущность и основные признаки социально-ориентированной экономики
Вторая половина ХХ столетия ознаменовалась появлением концепций социального государства, суть которых сводится в общем виде к пониманию государства как надклассовой структуры, выражающей интересы всех слоев населения. Концепция социального государства принципиально отличается как от марксистской концепции формирования коммунистического общества, предполагающей принудительные конфискационные меры для установления социального равенства и построения бесклассового общества, так и от классического либерализма, предусматривавшего минимальное вмешательство государства в социально-экономические процессы общества.
Гуманизация производства, технократическая революция второй половины ХХ века, социальные реформы привели в итоге к утверждению новой концепции, в соответствии с которой стратегической целью государства является обеспечение достойных условий жизни и благосостояния всех граждан.
Теоретические основы социального рыночного хозяйства были заложены в рамках концепции ордолиберализма В. Ойкеном, Ф. Бемом, Л. Эрхардом. Принципиально отличие теории социального рыночного хозяйства от иных направлений экономической мысли заключается в том, что предмет деятельности экономических субъектов, в том числе и государства целостная система, функционирующая в неразрывном единстве экономических и социальных институтов. Модель социального рыночного хозяйства, созданная в рамках ордолиберализма, основывается, прежде всего, на признании рынка в качестве ведущего социально-экономического института. В основе развития общества всеобъемлющая конкуренция и система договорных отношений. Бродский Г.М., Бродский М.Н. Право и экономика пенсионного обеспечения. СПб., 2014. С.78.
Позднейшая модификация ордолиберальной модели социального рыночного хозяйства А. Мюллером Армаком ориентирована на более активную роль государства в экономической жизни общества.
Опыт зарубежных стран (Германии, Канады, Швеции, Японии и др.) доказывает, что социальная направленность рыночной экономики обеспечивается ее успешным развитием на основе использования в общественном производстве достижений научно-технического прогресса, высоким уровнем занятости населения. Важным фактором этого является и регулирующая роль государства, опирающегося в своей политике на правила свободного рынка, поддержку и солидарность общества. Государство в условиях рыночных отношений должно выступать гарантом социальной ориентации национальной экономики, блюстителем оптимального соотношения экономической эффективности и социальной справедливости. Оно призвано действовать посредством совершенствования законодательства, государственного бюджета, активной налоговой политики, регулирования доходов, системы оказания социальных услуг, услуг утверждения подлинного социального партнерства. Щукина Н.П. Институт взаимопомощи в системе социальной поддержки. М., 2014. С.215.
В целом для социально-ориентированной экономики характерно:
а) достаточно большой объем перераспределения ВВП через бюджет (около 50 %);
б) формирование значительных страховых фондов за счет работодателей;
в) стремление к развитию социального партнерства;
г) направленность на поддержание высокого уровня занятости трудоспособного населения.
К общим чертам социального рыночного хозяйства и, соответственно, направлениям деятельности государства по его формированию следует отнести следующие:
социальное государство обязано создавать условия для развития личности и одновременно препятствовать социальному иждивенчеству;
и государство, и гражданин на основе гарантированной ему свободы, развития отношений собственности, в равной мере ответственны за материальное благополучие;
государство обеспечивает социализацию отношений посредством свойственных ему форм и методов государственного регулирования экономики и социальной сферы: рационального налогообложения, кредитов, инвестиций, антимонопольных мер, финансирования социальных программ;
концепция социального государства, социального рыночного хозяйства предполагает, что с помощью государственного устройства можно достичь справедливого и экономически рационального сочетания интересов отдельных лиц и общества в целом. При этом не должна ослабляться частная инициатива и индивидуальная свобода. Люди сами должны определять свои социальные потребности;
создание социального рыночного хозяйства является одной из главных задач социального государства. Государство должно находить на каждом этапе развития баланс между саморегулированием рынка и государственным деспотизмом, дозировать объем экономической свободы и государственных социальных гарантий, используя правовые методы стимулирования производства социально значимых товаров и услуг, обеспечивающих разумные потребности граждан и их занятость;
социальный мир и экономический рост зависят от реального участия граждан в выработке и реализации политических и правовых норм, касающихся их жизненных интересов. Социальное государство формируется в процессе переговоров и соглашений между социальными партнерами правительством, предпринимателями и профсоюзами, представляющими интересы трудящихся.
К основным принципам, на основе которых формируется социальное рыночное хозяйство и современное социальное государство относятся:
экономическая свобода человека и признание права предпринимателей, лиц наемного труда и их профсоюзов тарифную автономию на основе социального партнерства;
доверие к регулирующей роли рыночных отношений на основе спроса и предложения, свободного ценообразования и конкуренции;
ответственность государства за выработку и обеспечение правил игры на свободном рынке, создание условий для честной конкуренции;
обеспечение полной загрузки (не только занятости) трудоспособного населения;
государственная и общественная помощь менее трудоспособным;
участие рабочих в управлении производством, общественной и государственной жизнью;
осуществление тарифной политики в интересах работодателя и работника с их собственным участием и участием государства;
социальная защита и поддержка нуждающихся работников, а также уже (или еще) не могущих работать граждан;
проведение государственной политики справедливого распределения доходов;
утверждение активной социальной политики и социального партнерства, обеспечение социальной солидарности граждан. Щукина Н.П. Институт взаимопомощи в системе социальной поддержки. М., 2014. С.218.
Социальное рыночное хозяйство ориентировано на достижение ряда целей, реализация которых позволяет повысить качество жизни населения, обеспечить стабильный экономический рост.
Для социального рыночного хозяйства характерно использование рыночных методов хозяйствования, государственного регулирования и прогнозирования экономики, открытая модель экономики, наличие современной рыночной и социальной инфраструктуры, системы социальной защиты населения и др.
1.2 Модели социально-ориентированной экономики
Выделяют ряд моделей социально-ориентированной рыночной экономики. Прежде всего, это континентальная или германская (Германия, Австрия, Бельгия, Нидерланды, Швейцария, отчасти Франция). Для нее характерны высокие объемы перераспределения ВВП через госбюджет (около 50 процентов), развитая система социального партнерства, высокая занятость. Англосаксонская (Великобритания, Ирландия, Канада) отличается 40 процентным уровнем перераспределения ВВП и проведением пассивной политики занятости. Средиземноморская модель (Греция, Испания, Италия) характеризуется уровнем перераспределяемого ВВП от 40 процентов в Испании до 60 процентов в Греции. Социальная политика в основном охватывает социально уязвленные слои населения и не носит всеобъемлющего характера. Скандинавскую модель (Швеция, Дания, Норвегия, Финляндия) можно считать наиболее продвинутой. Здесь проводится активная социальная политика. Благосостояние народа провозглашено целью экономической деятельности государства. Доля перераспределяемого ВВП достигает 50-60 процентов.
Наиболее интересными являются германская и шведская модели.
Цели социального рыночного хозяйства Германии, преследуемые еще с основания ФРГ и средства, которые необходимо использовать для их достижения в соответствии с общей концепцией, можно охарактеризовать следующим образом:
1. Достижение максимально высокого благосостояния
а) благодаря установлению порядка конкуренции;
б) благодаря целенаправленному проведению политики, ориентированной на рост и обеспечивающей его постоянство на достаточном уровне с использованием таких экономико-политических инструментов, которые как можно меньше ограничивают экономическую свободу;
в) благодаря обеспечению полной занятости, стремление к которой объясняется социальными причинами, поскольку она позволяет гарантировать доход каждому лицу, способному и желающему работать;
2. Обеспечение экономической эффективности и социально справедливой денежной системы, т.е. в особенности обеспечение стабильности цен
а) благодаря существованию независимого центрального эмиссионного банка;
б) благодаря стабильности государственного бюджета;
в) благодаря обеспечению выравнивания платежного баланса и равновесию во внешней торговле.
3 Социальная обеспеченность, социальная справедливость и социальный прогресс, прежде всего защита семьи, справедливое распределение доходов и имущества
а) за счет достижения максимального уровня социального продукта как экономической основы социальной защищенности;
б) благодаря созданию порядка осуществления конкуренции, так как она сводит к минимуму социальную несправедливость и одновременно способствует социальному прогрессу;
в) за счет государственной корректировки первоначального распределения доходов и имущества в форме выплаты социальной помощи, пенсий и компенсаций, доплат за жилье и т.п.
Достижение этих целей и определяет степень развития социальной рыночной экономики.
Обязательной правовой основой жизни любой страны является ее конституция. Этой конституцией для Германии является Основной закон, который содержит ряд норм, которым экономический порядок должен соответствовать. Этот закон определяет следующие основные рамки для формирования экономики:
а) Гарантирует право на свободное развитие личности и обеспечивает свободу потребления, свободу предпринимательства, свободу производства и торговли, свободу конкуренции;
б) Защищает от дискриминации по половым, расовым, религиозным и другим признакам;
в) Гарантирует свободу образования профсоюзов и объединений работодателей;
г) Гарантирует свободу перемещения личности, и не только на территории своей страны, но и гарантирует право на свободную эмиграцию;
д) Гарантирует свободу выбора профессии и рабочего места, а так же личную свободу передвижения;
е) Гарантирует частную собственность, в том числе и на средства производства, но так же и обязывает собственника к социальному пользованию собственностью;
ж) Делает возможной в определенных условиях передачу земельной собственности, природных ресурсов и средств производства в общественную собственность;
з) Распределяет финансово-политические полномочия между федерациями, землями и общинами;
Кредитное дело Германии можно представить следующим образом: доминирующее положение занимают сберегательные кассы и кредитные банки. Лишь на шесть ведущих крупных банков приходится 9% суммы активов. Большинство банков являются универсальными, т.е. они осуществляют все виды банковских сделок и конкурируют с другими банками, как борясь за деньги вкладчиков, так и в плане достижения своих общих целей.
До конца 1990-х годов в Швеции действовали две взаимосвязанные схемы пенсионного обслуживания. Первая, вступившая в силу еще в 1913 году, гарантирует каждому жителю так называемую базовую (народную или основную) пенсию.
В рамках социальной политики, кроме пенсионного и медицинского (здравоохранение), существует и ряд других видов страхования, менее масштабных, но не менее значимых. В их числе, в частности: страхование от несчастных случаев на производстве. Оно появилось вначале XX в. и долгое время было наиболее развитой областью социального страхования. Его финансирование шло за счет взносов предпринимателей. В 1976 году этот вид страхования был усовершенствован: потерянные людьми доходы стали компенсироваться полностью. В 1977 году это положение было распространено и на самостоятельных работников.
Глава 2. Россия на пути к социально-ориентированной рыночной экономике
2.1 Принципы и функции социальной политики государства
Реформирование общественной жизни глубоко затрагивает не только механизм управления обществом, но и весь комплекс интересов личности, трудовых коллективов, классов, народностей, социальных и профессиональных групп и слоев населения. Среди факторов, способствующих гармонизации интересов личности и общества, гарантирующих защиту интересов человека, его прав и свобод, особое место принадлежит социальной политике государства и всей инфраструктуре социальной работы с различными группами населения. В диалектической взаимосвязи социальной политики и социальной работы легко обнаруживаются их общность и отличие, их значимость в реализации и удовлетворении потребностей и интересов людей.
Что же понимается под политикой вообще и под социальной политикой в частности?
отношения между социальными группами, классами, государствами по поводу завоевания, сохранения и упрочения власти;
система деятельности в различных областях общественной жизни: в сфере экономики, социальной сфере, духовной жизни, военной сфере и др.;
практическая деятельность по реализации политического курса, по достижению политических целей;
участие во властных отношениях граждан, политических деятелей, общественных организаций;
искусство работы с людьми, умение учитывать и выражать их интересы, возможности, психологические, и профессиональные, и иные качества.
Любая общественная проблема приобретает или может приобрести политический характер, если ее решение затрагивает интересы больших социальных групп, классов и связано с использованием государственной власти.
Важнейшим сущностным признаком политики является то, что она предстает как форма интеграции, обобщения интересов и воли социальных групп или общества в целом.
Любые социальные программы, как известно, являются лишь декларацией, если не подкреплены материально, не обеспечены экономически.
В этом смысле социальная политика вторична относительно экономики как по содержанию, так и по задачам, предпочтениям. Но это не означает второстепенности ее значимости и влияния на ход развития материальной и духовной культуры, ход общественного развития.
В социальной сфере проявляются и оцениваются результаты экономической, хозяйственной деятельности общества, проверяются ее эффективность и способность удовлетворять интересы и потребности людей.
В социальной сфере находит отражение и проявление степень гуманности политики государства, и чем она сильнее, тем наглядней гуманистическая сущность, гуманистический смысл направленности общественного развития.
Наконец, без действенной социальной политики невозможна активизация инновационного, творческого начала в деятельности человека как главного и центрального элемента производительных сил общественного развития, хозяйственных успехов.
Социальная политика основана на системе принципов, выражающих характер требований к ее содержанию, формам и методам разработки и реализации:
гуманизм, социальная справедливость;
системность, непрерывность, преемственность;
сбалансированность целей и возможностей реализации социальной политики (как по времени, так и по необходимым ресурсам);
демократизм выработки и реализации социальной политики (открытое обсуждение проектов крупных социально-политических решений, всестороннее выявление общественного мнения по основным вопросам социальных преобразований);
действенный контроль общества над реализацией социальной политики;
адресность мер по социальной защите населения, усиление
социальной помощи социально уязвимым и малообеспеченным
Важнейшими из них являются:
выражение, защита, согласование интересов социальных групп и слоев общества, отдельных его членов;
оптимальное разрешение общественных противоречий в социальной сфере, осуществление “диалога” между гражданами и государством;
интеграция различных слоев населения, гармонизация их интересов, поддержание целостной общественной системы, стабильности и порядка;
социальная защита населения;
управление социальными процессами и др. Социальная работа: теория и практика. С. 80.
В социальной политике выделяют два относительно самостоятельных блока:
— социальная политика в широком смысле, которая охватывает решения и мероприятия, затрагивающие все стороны жизни членов общества, включая обеспечение последних товарами, жильем и услугами социальной инфраструктуры, рабочими местами, приемлемыми денежными доходами, расширение и укрепление материальной базы, охрану и укрепление здоровья населения, его образование и культуру, создание системы гарантированных социальных условий для жизнедеятельности граждан;
— собственно социальная политика (ее элементами являются политика в области социальной защиты населения и ее конкретные виды: семейная политика, молодежная политика, политика по социальной защите пожилых людей и инвалидов). Социальная политика государства особенно осязаема в изменениях, которые происходят в характере и условиях трудовой деятельности человека, ибо именно здесь проявляется ее гуманистическое содержание.
Какие же проблемы на федеральном и региональном уровне в социальной политике являются первоочередными в настоящее время?
В социальной политике государства исключительно важное место занимают проблемы укрепления семьи. Здоровая нравственно-психологическая атмосфера, высокая культура семейно-брачных отношений делают эту ячейку общества важнейшим социальным институтом формирования личности, сохранения и укрепления ее здоровья.
К сожалению, со стороны государства пока далеко не достаточно внимания уделяется этому направлению социальной политики, и многие проблемы семейно-бытовых отношений в обстановке экономического кризиса из года в год обостряются.
В Российской Федерации насчитывается более 72 млн. семей, ежегодно заключается около 3 млн. браков. Однако каждая третья семья распадается, а каждая девятая семья является неполной. Катастрофически падает рождаемость. Около 60% семей имеют лишь одного ребенка, что не обеспечивает даже простого воспроизводства населения. Каждая вторая беременность завершается абортом. Растет количество отказных детей. Бункина М.К. Национальная экономика. М., 2012. С. 252.
Одной из самых жгучих проблем настоящего времени в социальной политике стала проблема бедности.
Не случайно в Указе Президента Российской Федерации “О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основные положения)”, в президентской программе “Россия: человек, семья, общество, государство”, других программных документах реформирования страны на период 1996-2000 гг., в прогнозах до 2005 г. в числе основных угроз безопасности страны называется рост имущественной дифференциации населения, неравномерности социально-экономического развития регионов и рост уровня бедности.
Предметом особого внимания органов управления федерального и регионального уровня, общественных структур становится проблема реформирования пенсионной системы. Должно быть достигнуто большее соответствие размера получаемой пенсии трудовому вкладу, должен утвердиться принцип равной ответственности работодателя и работника за формирование средств, предназначенных на цели пенсионного обеспечения.
Система социального обслуживания, прежде всего нетрудоспособных граждан и других нуждающихся категорий населения, нуждается в дальнейшем развитии и укреплении.
Главенствующее значение при этом должны приобрести принципы дифференцированности и адресности в оказании услуг, социальной помощи и поддержки.
Непреходящее значение имеют профессионализм кадров системы социальной защиты, их способность правильно определять актуальные проблемы, оценивать и анализировать их, вырабатывать программу позитивных перемен.
Социальную политику можно рассматривать как причинно обусловленную, ситуативную, динамичную по форме и ориентации деятельность по практической организации социальной безопасности людей, стремящихся реализовать свои потребности и интересы в обществе. Используя силу закона и подзаконных нормативно-правовых актов, структуры органов государственного управления социальной политикой стремятся создать предпосылки для адаптации человека к изменчивым во времени и в пространстве условиям жизнедеятельности. Серьезная политика не может сводиться к декларациям и заверениям, не подкрепленным конкретными мерами социальной помощи и поддержки населения. Такой подход лишь дискредитирует социальную политику, тормозит поступательное развитие общества. Вот почему проблема реальности социальной политики, непосредственно задевая интересы и потребности людей, отражаясь в судьбах и условиях жизнедеятельности каждого, заключает в себе не только созидательный, но и разрушительный потенциал.
2.2 Финансирование социальной сферы в России
Трудности переходного периода негативно воздействуют на попытки государства осуществить быстрый переход к рынку и рыночным отношениям. Разрабатывая и осуществляя экономическую политику, государство должно вести ее настолько умно, чтобы, не допуская бесконтрольного роста инфляции, не нарушать связи внутри развивающегося рыночного механизма директивным планированием, натуральным распределением производственных ресурсов, административным контролем за ценами и т. д.
Не допуская административного вмешательства в конкурентную систему рынка, государство в то же время призвано влиять на нее экономическими методами. При этом самими экономическими регуляторами следует пользоваться очень аккуратно, не подменяя и не ослабляя рыночные стимулы (например, методами налоговой политики, системы льготного кредитования и т.п.). Иначе говоря, не политизировать экономику, а осуществлять постоянный гибкий контроль методами экономического регулирования.
Социальная ориентация экономики выражается, в первую очередь, в подчинении производства потребителю, удовлетворении социальных потребностей населения и стимулировании этих потребностей. Вместе с тем она предполагает необходимое перераспределение доходов между более обеспеченными и менее обеспеченными слоями населения, накопление в бюджетах разных уровней и различных фондах средств на оказание населению социальных услуг и предоставление социальных гарантий.
Влияние экономических факторов на социальное благополучие, удовлетворение потребностей членов общества в условиях перехода к рыночным отношениям чрезвычайно возрастает. Степень удовлетворения потребностей человека различных слоев общества, как известно, является основным критерием экономической эффективности социальной работы. Период формирования рыночных отношений, в который вступила Россия в конце 80-х годов, характеризуется противоречием между нарастанием потребностей в социальной защите населения и сужением возможностей для их удовлетворения.
На общественные потребности влияют объем и структура производства, численность и половозрастной состав населения; его социальная структура и культурный уровень; климатические, географические и национально-исторические условия жизни; изменения физиологических особенностей человека.
Платежеспособный спрос населения зависит от величины и распределения национального дохода, денежных доходов населения и их распределения между социальными группами, цен на товары и услуги, товарных фондов, размеров общественных фондов потребления.
Анализ изменения этих факторов в переходный период выявляет причины нарастания социальной напряженности: падение производства вообще и товаров народного потребления особенно; неблагополучная демографическая обстановка и старение общества как ее следствие; структурные изменения в экономике и сокращение армии, ведущие к расширению базы безработицы; инфляция и обесценивание накоплений населения; рост стоимости энергоносителей, провоцирующий рост стоимости коммунальных услуг, транспорта и т.д. Пантелеева Т.С., Червякова Т.А. Экономические основы социальной работы. М., 2013. С. 35.
Государство как основной субъект социальной работы, системы социальной защиты населения осуществляет управляющее воздействие на экономику социальной сферы посредством финансовой политики.
К финансовым регуляторам относятся процессы распределения и перераспределения финансовых ресурсов, денежных средств, ценового регулирования.
Финансовая система социальной сферы весьма сложна и имеет разветвленную структуру.
Понятие “финансы” означает “денежные средства”, охватывающие совокупность всех видов денежных средств во всем многообразии форм их существования и движения. Или понятие “финансы” можно определить как денежные средства и фонды в разнообразных видах и формах их существования и движения (деньги, ценные бумаги, валюта и пр.).
Денежные средства могут принадлежать государству и его органам, территориям и местным органам, предприятиям, организациям, группам и отдельным лицам.
Выделяются три категории экономических субъектов: государство, предприятия и работодатели, население.
Система финансов определяется социально-экономическим типом государства и сама оказывает на него существенное влияние.
Таким образом, под финансами наряду со средствами денежного обращения понимаются системы образования, формирования, распределения, движения, использования денег. В экономике под финансами подразумевается денежная система, включающая как все виды денежных средств, так и те трансформации, которые с ними происходят в процессе применения.
Финансы призваны способствовать регулированию экономических и социальных процессов.
Финансы предприятий используются ими для производственно-предпринимательской хозяйственной деятельности.
Исходя из общей схемы финансовых взаимодействий в экономике, следует выделить наиболее типичные внутренние связи и финансовые отношения на разных уровнях:
Основные функции финансирования следующие: распределительная; стимулирующая; контролирующая. Бурджилов Ф.Э. Указ. соч. С. 64.
Федеральные и территориальные бюджеты являются определяющей формой финансового планирования. Без бюджетно-финансового планирования, как показывает опыт государств с развитыми рыночными отношениями, развитие рынка практически невозможно.
Конструирование межбюджетных отношений для России имеет исключительно важное значение в связи с большим количеством субъектов Федерации (89) и бюджетов местных органов власти (около 30 тыс.). Пантелеева Т.С. Указ. соч. С. 88.
Концепция социального рыночного хозяйства разработана в Германии такими учеными, как Альфред Мюллер-Армак, Александр Рюстов, Вильгельм Репке и Людвиг Эрхард. В практику концепцию социального рыночного хозяйства внедрил Л. Эрхард. Авторы социального рыночного хозяйства предполагают, что данная модель— это так называемый «третий путь». Он проходит между диким, лишенным экономического порядка, рынком и командно-административной экономикой. Такая форма организации экономики должна обеспечить свободное, эффективное, стабильное положение в обществе и экономике.
Социальную ориентацию экономики можно обеспечить лишь основываясь на высокопроизводительном хозяйстве, сочетающем частную инициативу и конкуренцию. Только на базе эффективно функционирующей экономики возможно создать сильную систему социальной защиты граждан, обеспечить равные возможности их доступа к общечеловеческим ценностям.
Социальное рыночное хозяйство ориентировано на достижение ряда целей, реализация которых позволяет повысить качество жизни населения, обеспечить стабильный экономический рост. В настоящее время в развитых странах существует социальное рыночное хозяйство, или социально-ориентируемое рыночное хозяйство. В России создаются предпосылки для перехода к социально-ориентируемому рыночному хозяйству.
Список использованной литературы
Трофимов А.А. О государственных внебюджетных фондах.//Финансы. 2014. № 10. с. 20-24.
Подобные документы
Сущность и основные признаки социально-ориентированной экономики. Модели социально-ориентированной экономики. Предложения для перехода к социально-ориентированному рыночному хозяйству. Анализ концепций Эрхарда и Мюрдаля о социальном рыночном хозяйстве.
курсовая работа [41,7 K], добавлен 21.08.2011
Понятие и элементы социально-ориентированной рыночной экономики, ее принципы и функции. Развитие экономики и социального обеспечения населения в странах Европы. Современное состояние социальной защиты в России, перспективы экономического роста в регионах.
курсовая работа [57,1 K], добавлен 21.03.2014
Социальное рыночное хозяйство и его становление на территории двух высокоразвитых стран: Австрии и Швеции. Особенности социально-ориентированной экономики этих государств, их положение на мировом рынке. Экономические отношения России с Австрией и Швецией.
курсовая работа [327,5 K], добавлен 30.10.2011
Понятие и сущность современных экономических систем. Типы экономических систем. Модели рыночной экономики: социальное рыночное хозяйство, либеральная экономика, корпоративная экономика. Принципы регулирования экономики. Доля государственного сектора.
курсовая работа [39,8 K], добавлен 12.11.2007
Сущность, ключевые принципы и основные черты социально-ориентированной рыночной экономики, основные направления ее формирования. Реализация программы социально-экономического развития Беларуси, анализ наиболее важных показателей, направления оптимизации.
курсовая работа [52,9 K], добавлен 01.12.2014
Социальная рыночная экономика как система хозяйствования, история ее развития и основные положения теории. Анализ становления и оценка результатов реализации российской социально-рыночной модели экономики, а также рекомендации по ее дальнейшему развитию.
курсовая работа [46,7 K], добавлен 30.06.2010
Понятие, признаки и условия формирования социально ориентированной рыночной экономики. Функции государства по обеспечению социальной защиты населения, перераспределению накопленного общественного богатства. Модели социально-экономического развития России.
статья [18,2 K], добавлен 03.02.2014
Отличия социально-ориентированной от других моделей экономического развития. Роль государства в трансформационной экономике. Основные направления рыночных преобразований в Республике Беларусь. Модернизация производства. Оптимизация социальной политики.
курсовая работа [1,0 M], добавлен 09.02.2013
Изучение сущности, целей и основных направлений социальной политики в рыночной экономике. Специфика и проблемы развития социально ориентированной модели национальной экономики Республики Беларусь. Численность занятых и уровень безработицы в государстве.
курсовая работа [58,3 K], добавлен 19.07.2014
презентация [1,2 M], добавлен 21.05.2016