Что такое социально педагогическая диагностика

Понятие «социально-педагогическая диагностика», ее отличие от других видов диагностики.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА – это специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогического воздействия. Социально-педагогическая диагностика является одним из начальных и очень ответственных этапов в общей системе социальной работы. Ведь от обоснованности и достоверности диагностических данных, умения их верно интерпретировать зависит эффективность последующей профилактической и коррекционной работы. Будучи технологической процедурой, социальная диагностика включает в себя определенные этапы: Предварительное ознакомление с несовершеннолетним, постановка задачи, выделение состава диагностики, выбор методик. Измерение и анализ показателей. Построение выводов. Способами, специальными приемами ведения социально педагогической диагностики являются методы. Среди методов диагностирования выделяют следующие: НАБЛЮДЕНИЕ – метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения подростка, по которым можно составить представление о нем. БЕСЕДА – метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации. Основное требование – умение расположить к себе несовершеннолетних, вызывать их доверие и добиться искренности в их ответах. АНКЕТИРОВАНИЕ – метод сбора статистического материала путем опроса диагностируемых. МЕТОД ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ – это опрос путем анкетирования и интервьюирования. Иногда социальная проблема нуждается в оценке компетентных лиц – экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования с предоставлением мотивированного заключения. Представляет собой исследование задачи, плохо поддающейся количественному анализу и трудно формулируемой.

Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 545 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

«Социально-педагогическая диагностика в работе социального педагога»

В своей деятельности социальному педагогу приходится пользоваться различными видами диагностики, приспосабливая их к собственной цели. Диагностикой называют процесс получения информации о состоянии наблюдаемого или изучаемого объекта с помощью совокупности методов, способов, приемов. Диагностическая информация включает в себя сведения о состоянии объекта, степени его соответствия норме, тенденциях его движения, развития. Она делает возможным компетентное вмешательство в процесс с целью его торможения или ускорения, совершенствования или коррекции, обновления или оздоровления. В педагогическом процессе диагностика используется не разово и не одномерно, потому что он представляет собой живую ткань человеческого взаимодействия, деятельности, общения, отношений, отражения, усвоения, творчества, развития организма и психики, формирования свойств личности, воздействия. Педагогу важно не только знать об общих конечных результатах этого сложного детства, но и просматривать. Прощупывать, прослушивать, диагностировать самодвижение тончайших отношений, повседневное состояние духовно-нравственного и эстетического здоровья участвующих в нем людей. В соответствии с этим объекты диагностики в педагогике не только социальная среда, целостный педагогический процесс, но и главнейшие его составляющие. В первую очередь объект – это дети. Педагогу необходимо глубокое знание возрастных, психофизиологических особенностей ребят. Он не может педагогически управлять развитием жизни без информации о степени успешности и прилежания учащихся в различных видах деятельности; их склонностях, интересах, способностях и дарованиях; пристрастиях, психических комплексах и увлечениях; положении и моральном самочувствии в коллективе. А это влечет за собой необходимость обладания подробными сведениями о качественном состоянии, степени организованности и перспективах развития воспитательного коллектива, знания того, насколько он способен быть благоприятной средой обитания и всестороннего развития личности. В качестве самостоятельных объектов диагностического изучения рассматриваются и уровень воспитанности школьников, и результаты обучения, и состояние нравственного климата, взаимоотношений между детьми в коллективе, и уровень их интеллектуального развития, критичности мышления.

Социально-педагогическая диагностика – специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогического воздействия.

Предмет диагностики – социально-педагогическая реальность. Предмет и объект социально-педагогической диагностики отражается в ее содержании.

Социально-педагогическая диагностика изучает: социально-психологические характеристики воспитательного микросоциума; особенности педагогического процесса и семейного воспитания; индивидуально-психологические характеристики личности, связанные с ее социальными взаимодействиями (симптоматическая диагностика).

Методы социально-педагогической диагностики – способы получения и уточнения информации о тех или иных педагогических объектах, явлениях и процессах становления личности, особенностях социальной ситуации ребенка, опыте его поведения, способах взаимодействия и отношений к миру, с миром и с самим собой.

Структура процесса социально-педагогической диагностики.

1. Констатация определенного неблагополучия в деятельности и поведении ребенка.

2. Осознание возможных причин неблагополучия, анализ особенностей случая.

3. Выдвижение рабочей гипотезы путем анализа совокупности имеющихся данных.

4. Сбор дополнительной информации, необходимой для проверки гипотезы.

5. Проверка рабочей гипотезы путем анализа совокупности данных.

6. При неподтверждении гипотезы – повторение процедуры.

материальная база жилого массива микрорайона, школы и возможности ее использования для организации внеучебного времени детей и подростков; спортивная, техническая и культурно-просветительская возможности;

центры сосредоточения интересов детей и подростков микрорайона, места их группирования:

возможные очаги негативного влияния на детей и подростков;

взрослое население и окружение микрорайона (общее число жителей, их возрастной, национальный, социальный, профессиональный состав, образовательный, культурный и нравственный уровень);

состав семей микрорайона;

детское население микрорайона (общее число, количество детей, входящих в группу риска; виды девиантного поведения; число правонарушителей; количество детей и подростков с ограниченными возможностями, несовершеннолетних, находящихся на попечительстве и под опекой; учащиеся, не посещающие школу, проживающие в аморальных и асоциальных семьях).

В зависимости от назначения (решаемых задач) можно выделить группы методов социально-педагогической диагностики : 1) методы сбора диагностической информации – наблюдение, опрос (устный – беседа, интервью и письменный – анкетирование, тестирование), эксперимент (лабораторный и естественный, констатирующий и формирующий), контент-анализ, анализ результатов деятельности. Использование этих методов позволяет решать следующие задачи: распознавание диагностируемых явлений и процессов педагогической практики, измерение уровня их развития; 2) методы оценивания диагностической информации: шкалирования, статистики (многомерной группировки, корреляционного и регрессивного анализа), рейтингового оценивания, обработки диагностической информации и т.д.; 3) методы представления и накопления результатов диагностики. Обобщенные данные социально-педагогической диагностики представляются в виде прогноза, то есть заключения о состоянии исследуемого явления. Основные виды заключений об объеме знаний и уровне сформированности навыков и умений; об уровне профессиональной подготовленности; заключение об уровне воспитанности и личностного развития, заключения об эффективности педагогической системы и отдельных элементов; 4) методы использования результатов диагностики: непосредственное педагогическое воздействие, опосредованное педагогическое воздействие, координация и планирование педагогических действий, прогнозирование, рекомендации, пожелания, требования, приказы, распоряжения и т.д.; 5) методы оценки достоверности результатов диагностики: экспертный, анализ результатов деятельности, контрольные мероприятия, наблюдение, статистический анализ и т.д. В практике педагогической диагностики перечисленные методы реализуются в своей совокупности, неразрывно друг от друга, их осуществление конкретизируется в частных методиках диагностики. Виды педагогической диагностики : а) предварительная педагогическая диагностика, заключающаяся в определении уровня подготовки, обученности и воспитанности. Определение рекомендаций и принятие решений по пригодности к обучению, тому или иному виду профессиональной деятельности объекта диагностики; б) оперативная, предполагающая оперативное определение, выявление педагогически значимых характеристик объектов диагностики для экстренного принятия решений, определения воспитательных мер, коррекции педагогических воздействий; в) контрольная, включающая целенаправленную проверку хода педагогического процесса, выявление результативности процессов обучения, воспитания, при этом уточняются известные характеристики, динамика их развития, определяется их актуальное состояние со стороны специально назначенных для контроля (проверки) должностных лиц. Цель – уточнение информации о состоянии педагогического процесса, уровне подготовки его участников; г) повседневная (текущая), заключающаяся в решении диагностических задач в обычных, текущих условиях осуществления педагогического процесса. Проводится путем постоянного, ежедневного выявления, анализа и оценки педагогически значимых характеристик объектов диагностики и учета данных характеристик в педагогическом процессе; д) итоговая педагогическая диагностика, которая проводится в конце четверти, учебного семестра, учебного года, периодов обучения, по окончании изучения разделов учебной программы. Она осуществляется на специальных проверочных занятиях, основными из которых являются экзамены, зачеты, итоговые проверки. Цель – определить объем, глубину и качество знаний, навыков и умений, полученных за определенный период; е) исследовательская диагностика, включающая углубленное, наиболее квалифицированное изучение состояния, содержания, организации, результативности педагогического процесса и его компонентов. Социально-педагогическое исследование можно проводить, используя разнообразные анкеты, опросники.

В социально-педагогической диагностике применяются следующие методики :

метод комплексной экспресс-диагностики состояния социально-педагогической запущенности детей (МЭДОС);

методика изучения ИСР (индивидуальной ситуации развития) И. А. Николаевой;

методика регистрации социальной активности ребенка;

метод комплексной экспресс-диагностики профессионально-личностных особенностей и стиля общения педагога с детьми (МЭДОП);

метод комплексной экспресс-диагностики особенностей семейной атмосферы, семейного воспитания и отношения родителей к детям;

метод психолого-педагогического консилиума (МПК) и многие другие.

Таким образом, социально-педагогическая диагностика должна носить комплексный характер и включать в себя результаты различных исследований педагогического объекта.

Иногда социальный педагог в своей работе использует метод – беседа. Этот метод получения и непосредственной корректировки информации в процессе словесного общения является способом проникновения во внутренний мир личности и дает возможность для понимания ее проблем. Заметим, что переход к новому направлению беседы необходимо сопровождать соответствующими пояснениями.

Анкетирование – метод сбора информации путем письменного опроса респондентов. По содержанию анкета должна охватывать только определенную проблему. При составлении анкет используют вопросы:

— о фактах сознания (выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.д.);

— о фактах поведения (поступки, действия, результаты какой-либо деятельности);

— о социально-демографических аспектах (пол, возраст, образование, профессия, семейное положение);

— об уровне информированности и знаний в какой-либо области (вопросы экзаменационного типа с определенными заданиями, предположительные или игровые ситуации, знание конкретных фактов, событий, имен).

По форме вопросы могут быть:

— закрытыми (приводятся все варианты ответов, из которых респондент выбирает нужный);

— открытыми (не содержащими подсказок и не диктующими вариантов ответа);

Метод интервью предполагает заранее подготовленные вопросы каждому конкретному респонденту. Используя этот метод важно:

— использовать разговорный стиль общения;

— создавать привычную для респондента среду обитания;

— учитывать возможности отвечающего;

— учитывать временный фактор (достаточное количество времени);

— устранять влияние третьих лиц.

Тестирование – это метод исследования с использованием стандартизированных заданий. Могут быть использованы тесты развития – графические, ассоциативные и др. Как правило, тесты сопровождаются инструкцией по выполнению заданий, ключом расшифровки полученных результатов и правилами их толкования.

Метод анализа документов – один из наиболее используемых в социально-педагогической деятельности. Документы подразделяются:

— на личные и безличные;

— на официальные и неофициальные;

— на первичные (полученные на основе наблюдения или опроса) и вторичные (обобщающие результаты первичных).

Этот метод позволяет, при необходимости, быстро получить данные о клиенте, однако следует учитывать, что отдельные виды информации устаревают и требуют периодического уточнения.

Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. – М.: Университетская книга, Логос, 2007. – 384 с.;

Ингенкамп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. – М.: Педагогика, 1991.- 240 с.;

Маслова Н. Ф. Рабочая книга социального педагога. В 2-х ч. Ч. 1.- Орел, 1994.-М 33-36, 39-41

8.Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2002;

9. Справочник социального педагога: 5-11 классы / Авт.-сост. Т.А. Шишковец. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007.

Источник

Диагностика в работе социального педагога

Диагностика в работе социального педагога: практический инструментарий в работе с детьми «ГРУППЫ РИСКА»

Марьян Ирина Геннадьевна, руководитель МО социальных педагогов г. Бендеры, социальный педагог МОУ «БСОШ №11»

Содержание и особенности социально-педагогической диагностики.

Основные методы социально-педагогической диагностики.

Социально-педагогическая диагностика детей группы риска.

Социально-педагогическое изучение семьи.

Содержание и особенности социально-педагогической диагностики

Диагностическая деятельность социального педагога охватывает достаточно широкий спектр вопросов и имеет специфические черты отличия от психологической диагностики. Деятельность социального педагога связана с организацией процесса социального воспитания, поэтому данный специалист изучает не только индивидуально-психологические особенности личности, но и ее социально-психологическую характеристику.

Социально-педагогическая диагностика включает:

исследование уровня социального развития подопечных, степень готовности личности активно функционировать в различных сферах системы общественных отношений, особенности ближайшего окружения детей и характер взаимоотношений, складывающихся в нем, коммуникативные навыки подопечных, а также их социометрический статус.

Социальный педагог изучает и социальную ситуацию развития ребенка, выявляет факторы социального риска, затрудняющие процесс социализации личности. Кроме того, социально-педагогическая диагностика предполагает изучение социальной инфраструктуры микрорайона для организации социально-педагогической работы по месту жительства.

Социально-педагогическая диагностика — специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов. По содержанию и конечным целям она является педагогической, а по методике проведения имеет много общего с психологическими и социологическими исследованиями. Р.В. Овчарова «Справочная книга социального педагога»

Принципы социально-педагогической диагностики:

В основе социально-педагогической диагностики лежат общепедагогические принципы диагностической деятельности. К таким принципам относятся:

принцип объективности, требующий безоценочного и непредвзятого отношения к диагностируемому;

принцип процессуальности, предполагающий, что социальный педагог рассматривает диагностируемые явления или качества в их развитии, фиксирует изменения объекта исследования;

принцип целостности, требующий рассматривать объект изучения как целостную систему, состоящую из взаимосвязанных компонентов;

принцип персонализации предусматривает учет при проведении диагностики особенностей социальной ситуации, в которой находится диагностируемый, опора на его индивидуальные качества личности;

принцип компетентности означает применение правила безопасности для испытуемого используемых методик, конфиденциальности при работе с результатами диагностики, доступности педагогу диагностических процедур и методов, обоснованности выводов, сделанных по результатам диагностики.

Основные методы социально-педагогической диагностики

Методы социально-педагогического исследования- это способы получения и уточнения информации о педагогических объектах, явлениях и процессах становления личности, особенностях социальной ситуации развития ребенка, его поведении, ценностях, взаимодействии с окружающим миром.

Группы диагностических методов в социальной педагогике:

В социально-педагогической диагностике используются группы методов, заимствованные из психологии, педагогики, социологии.

К педагогической группе методов принадлежат педагогическое наблюдение, диагностическая беседа, психолого-педагогическая характеристика ребенка.

К числу психологических методов относят личностные опросники, тестирование, социометрию.

К социологическим методам принадлежат опросы, анкетирование, экспертные оценки.

К непосредственно социально-педагогическим методам диагностики относят паспортирование, социально-педагогическое документирование, социально-педагогический мониторинг.

Исследователи выделяют в социальной педагогике комплекс методов социально-психологической диагностики, который помимо указанных выше методов включает эксперимент, метод полярных профилей, контент–анализ.

Использование метода наблюдения в социально-педагогической диагностике очень важно. Несмотря на то, что этот метод является достаточно трудоемким в применении, наблюдение позволяет собрать широкие сведения о подопечных социального педагога. Особенно значимым наблюдение является в изучении ребенка и его семьи. С помощью наблюдения социальный педагог может выявить особенности поведения ребенка в классе, в семье, специфику его отношений с родителями и педагогами, выделить определенные черты характера подопечных, уровень материального положения семьи. Наблюдение ведется в соответствии со специальным планом, где фиксируются все наблюдаемые факты, наблюдение проводится с целью накопления фактов и их дальнейшего анализа.

Требования к проведению наблюдения:

Этот метод может проводиться по заранее разработанной программе, где выделены цель, критерии и показатели по которым будет осуществляться наблюдение, критериев наблюдения не должно быть много.

Должна быть продумана форма фиксации наблюдаемых явлений (протокол наблюдения, заметки, специальные таблицы), получаемые сведения педагог должен анализировать и сравнивать с уже полученными.

Достоинства и недостатки наблюдения:

Наблюдение в социально-педагогической деятельности имеет неоспоримые достоинства, т.к. социальный педагог может наблюдать ребенка и семью непосредственно в привычной для них среде, посетив квартиру подопечных, либо понаблюдать за ребенком в процессе обучения, на уроках, в ходе внеурочной деятельности.

Однако, эмоциональное состояние социального педагога, его личный опыт и особенности могут повлиять на интерпретацию результатов наблюдения, присутствие педагога на уроках или посещение семьи на дому также приводит к изменениям поведения подопечных, чем обусловливает трудности наблюдения и влияет на его результаты.

Как отмечает Н.М. Борытко: «Вместе с тем следует признать, что даже грамотно проведенное наблюдение не обеспечивает в достаточной мере проникновения в сущность изучаемого явления, действий учащихся. Сфера наблюдения ограничена, данным методом можно изучать далеко не все. К примеру, наблюдения дают очень мало информации для выводов о мотивах действий и поступков школьников. Вот почему возникает необходимость сочетать наблюдения с другими методами диагностики»

В ситуациях, когда, к примеру, проблемы или недостатки воспитания, тщательно скрываются семьей, на помощь приходит метод опроса, диагностической беседы. Такую беседу социальный педагог проводит с учителями, родителями, ребенком. Беседа является методом психолого-педагогического исследования, при помощи которого можно выявить мотивационную, эмоционально-волевую сферу подопечных социального педагога, а также ценности, убеждения, интересы, отношения к окружающим людям.

Требования к диагностической беседе:

Социальный педагог должен четко продумать структуру предстоящей беседы;

Специалист должен знать как он начнет беседу и как ее закончит;

Социальный педагог должен продумать примерный перечень вопросов, которые он затронет в беседе. Желательно записать эти вопросы, чтобы воспользоваться в ходе беседы.

Многие исследователи советуют избегать чрезмерной формализации беседы, которая может повлиять на снижение интереса к ней.

Метод анкетирования в социально-педагогической диагностике:

Анкетирование также является самым распространенным методом диагностики в социально-педагогической деятельности. Как метод сбора информации путем письменного опроса респондентов, анкетирование является наиболее эффективным и гибким способом получения и обработки данных. В анкетах используются вопросы о социально-демографических аспектах подопечных (пол, возраст, образование, профессия, тип семьи), о фактах сознания (выявление мнений, планов на будущее, ожиданий), о фактах поведения (поступки, действия, результаты деятельности), об уровне информированности в какой-либо области (игровые ситуации, знание конкретных событий, фактов).

Открытая анкета содержит вопросы без вариантов ответов. В закрытой анкете приводятся варианты ответов, из которых респондент выбирает нужный. Полузакрытая или смешанная анкета предполагает наличие как вариантов ответа, так и возможность дать самостоятельный ответ.

Например, школьные социальные педагоги могут использовать анкеты: «О состоянии здоровья школьников», «Анонимная анкета о выявлении агрессивного поведения обучающихся», «Я и мои друзья», «Я и мой класс».

Метод паспортирования в социально-педагогической диагностике:

Паспортирование является «родным» методом диагностики в социально-педагогической работе.

3. Социально-педагогическая диагностика детей группы риска

Принципы изучения детей и подростков группы риска, которые неразрывно взаимосвязаны и предполагают:

изучение индивидуальных особенностей детей в системе многочисленных связей и разнообразных отношений;

диалектичность и динамичность личности;

Диагностика ребенка группы риска имеет несколько задач:

выявить наиболее благоприятные для обучения и воспитания особенности и возможности ребенка;

вскрыть недостатки его личности и дефекты организма;

определить эффективность используемых средств его обучения и воспитания.

В процессе изучения взаимоотношений учащегося с микросредой выявляются самые общие оценки личности:

поведение учащегося вполне соответствует микросреде, его развитие обусловлено этим микросоциумом;

поведение учащегося выше, лучше моральных условий его микросреды;

поведение учащегося ниже нравственного уровня его микросреды.

Социально-педагогическая диагностика детей группы риска:

Можно использовать следующие методики:

Опросник для родителей Т.М. Ахенбаха

Опросник для учителя Т.М. Ахенбаха.

Опросник для детей 12-18 лет Т.М. Ахенбаха;

Опросник для учителей М.В. Бодунова;

Карту наблюдений Стотта;

Метод комплексной экспресс-диагностики состояния социально-педагогической запущенности детей.

Опросник Томаса Ахенбаха, направленный на диагностику девиантного развития у детей 4-18 лет представляет собой стандартизованный опросник, созданный как инструмент, измеряющий степень отклонения различных типов детского поведения от адаптивных возрастных норм. Опросник может проводиться в трех формах: для родителей, для учителей, для подростков.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *