Что такое социально психологический статус

Социальные статусы – что это в психологии. Виды, характеристики, связь с социальными ролями

Являясь частью социальной группы, каждый человек занимает определенное место в групповой иерархии. Это место называется социальный статус. Даже если социум имеет неформальный характер и, казалось бы, не имеет четкой структуры и иерархии, то все равно члены этого социума имеют разный «вес», авторитет, привлекательность, уровень власти и т. д. Различие статусов играет важную роль в организации межличностных отношений и в существовании группы.

Что такое социальный статус

Это понятие в социальной психологии близко к таким категориям, как авторитет, престиж, роль, но оно не совпадает с ними по значению и имеет существенные отличия. Социальный статус – это то положение, которое занимает человек в обществе. Оно, с одной стороны, определяется его личными качествами, с другой – теми функциями, которые индивид выполняет в группе.

Социальный статус как отражение индивидуально-личностных особенностей человека

Главный фактор, определяющий положение человека в групповой иерархии – это его привлекательность для других. Она связанна не с внешними, поверхностными особенностями, а с теми качествами, которые определяют уровень полезности индивида для группы. Так, добрый и отзывчивый человек может иметь низкий социальный статус, потому что он слишком робкий и безынициативный или ленивый и любит перекладывать ответственность на других. И напротив, уверенность индивида в своих силах, активность, заинтересованность в делах группы повышает его статус.

В разных социумах статус может зависеть от разных качеств личности. Например, в профессиональных коллективах первостепенное значение имеют специальные знания и навыки. В неформальных сообществах подростков – уверенность в себе, смелость и верность группе; в семье – умение заботиться о других, готовность поддержать и т. д.

Статус и социальные роли

Важную роль в формировании социального статуса играет ролевое поведение индивида. Роль – это функция человека в группе, которая включает в себя набор стереотипов ролевого поведения, обязанности и права человека. Роль – это не статус, хоть она может влиять на него. И разные роли могут занимать различное место в групповой иерархии. Но одновременно люди, играющие одни и те же роли в группе, имеют неодинаковые статусы. Например, ученики в классе, дети в многодетной семье, сотрудники офиса — роль одна, а статусы разные.

Однако на формирование социального статуса влияет то, как человек выполняет свои функции, то есть играет приписываемую ему роль в группе. Поэтому нередко случается, что в неформальной групповой иерархии начальник имеет более низкий статус, чем кто-то из его подчиненных.

Социальный статус и авторитет

Под авторитетом в психологии понимают уровень влияния человека на других членов группы. Авторитет может быть формальный и зависеть от должности индивида. Например, начальник всегда обладает формальным авторитетом и имеет рычаги власти и управления, тоже носящие формальный характер. Он может предоставить премию или лишить ее, назначить отпуск в удобное или неудобное для подчиненного время, понизить или повысить в должности и т. д.

Неформальный авторитет связан со статусом, с той позицией, которую индивид занимает в групповой иерархии. Высокостатусные личности нередко обладают большим авторитетом и реальной властью, чем официально назначенные чиновники. Потому что их право власти и управления основано на уважении и поддержке других членов группы.

Виды социальных статусов

Один и тот же человек может обладать различными статусами не только потому, что является членом разных групп, но и потому, что существует несколько видов статусов, определяемых на основе разных факторов.

Различные виды позиций в групповой иерархии

Что такое социально психологический статус. Смотреть фото Что такое социально психологический статус. Смотреть картинку Что такое социально психологический статус. Картинка про Что такое социально психологический статус. Фото Что такое социально психологический статус

Существует много разных подходов к классификации социальных статусов. Часто это связано, например, с целями конкретного социально-психологического исследования или с какой-то специфической группой. Указанные здесь виды позиций в иерархической структуре группы не являются единственными, но они общепризнанные.

Есть и еще один вид социальных статусов, о котором следует поговорить особо.

Социометрические статусы

Одной из наиболее популярных методик в социальной психологии является социометрия. Эта методика, автор которой американский психолог Я. Морено, позволяет выстроить иерархическую структуру группы и определить статусы ее членов.

Особенность социометрического статуса в том, что он основан на уровне привлекательности индивида для всех остальных членов группы. Анализируя взаимные предпочтения или выборы, можно выделить несколько позиций в групповой иерархии:

Выяснение социометрических статусов полезно для понимания отношений в группе, но оно не раскрывает полностью позицию каждого человека в системе групповой деятельности. И все же социометрические статусы связаны с личными качествами, устойчивы и оказывают сильное влияние на развитие личности и ее поведение в социуме. Этим и объясняется популярность методики Я. Морено.

Источник

Понятие социально-психологического статуса, основные подходы к исследованию статуса

Социальный статус – это положение, занимаемое индивидом в иерархической социальной системе, в которую он включен (группа, признанная или альтернативная общественная подсистема). Это общественная позиция человека, связывающая с другими путем определения законов взаимодействия (права и обязанности, особенности взаимодействия и иерархия подчинения). Статус личности определяется признаками специфическими и важными для данной социальной группы: национальные, возрастные, экономические показатели. В большей мере социальный статус определяется внешними факторами и достижениями, такими как наличие власти, материальной обеспеченности, имеющимися возможностями. Значительно реже при определении статуса общественная группа ориентируется на умения, а также знания индивида, его внутренние личностные качества, харизматичность в общении, образование.

Понятие социальный статус существует исключительно в процессе сравнения позиции одного человека с позициями других. Он показывает определенное место в иерархической лестнице, отражая организацию общественной структуры. Высокий статус дает возможность влиять на ход общественного и исторического развития, пользоваться привилегиями, особым расположением.

Социальный статус личности подразумевает не только пользование особыми благами, но также налагает на индивида некоторые обязательства, которые касаются определенной деятельности, ожидаемого поведения и выполнения предписанных обществом норм. Отображаемая данная социальная позиция поддерживается строгими социальными механизмами, которые не только налагают обязательства и дают права, но и поддерживают определенное распределение людей в обозначенных социальных классах. От того насколько тщательно соблюдаются общественные социальные распределения и соответствия поведенческого проявления предписанным статусам зависит уровень общего развития общества. Чем более скрупулезно все соответствует предписаниям, чем меньше смешений в проявлениях, тем более высокоорганизованным считается общество.

Для определения индивидуального общественного положения учитывается его уровень дохода, материальные вещи, входящие в собственность, образ и стиль жизни, межличностные отношения, занимаемая позиция в системе разделения видов труда, занимаемое место в политической иерархии, уровень образования, врожденные показатели (национальность, происхождение и т.д.). На основании данных критериев каждый индивид имеет одновременно несколько социальных статусов, отражающих уровень каждого параметра (юноша – является социальным статусом относительно возраста, инженер – отражает статус относительно профессии, монополист – показывает статус на основании материальной собственности).

Но оценка совокупности данных категорий без учета внутренней системы ценностей человека не даст адекватного понимания, поскольку существует главный статус, базирующийся на самовосприятии человека и того стиля жизни, которого он придерживается. То есть человек, имеющий дворянское происхождение, несколько высших образований и интеллигентный круг общения, может вести маргинальный образ жизни, что и будет отражать его статус.

Довольно плотно понятие связано с понятием социального престижа, который отражает те занимаемые позиции, которые являются востребованными и почитаемыми в обществе. Это может быть престижная профессия или район проживания, посещаемые места и полученное образование.

Что такое социальный статус

Понятие социальный статус определяет занимаемое положение, а также отражает иерархичность структуры всей группы. Статусная характеристика не во всем зависит от прилагаемых индивидуумом усилий, ее определяет окружающее общество, наделяя или лишая каких-то функций на основании не всегда объективных факторов. Стоит отметить, что занимаемый социальный статус не является статичным понятием и изменяется в соответствии с внешними обстоятельствами или по решению, принятому самим человеком. Также статус может прекратить существовать полностью, если человек покидает данную общественную группу или перестает строить свою деятельность на основании правил, которые управляют поведенческими проявлениями людей.

Повышение социального статуса возможно при самостоятельных стараниях и стремлениях человека (получение дополнительного образования, создание общественного движения, увеличения количества выполняемых заказов), а также в силу социальных процессов (военные конфликты, смена и захват власти, гибель вышестоящих).

Статусы одного человека подразделяются на личные и социально-общественные, что обуславливается вхождением человека одновременно в общественные группы различного масштаба. К личным статусам причисляется занимаемое человеком место в малой группе (семья, ближайшая группы сверстников, коллектив и т.д.). Занимаемое положение тут регулируется личностными качествами и умением выстраивать прочные и продуктивные межличностные связи. Чем лучше воспринимают человека окружающие, чем большее количество позитивных эмоций испытывают в его сторону, тем выше его статус. Скорректировать свое занимаемое место в малой группе достаточно просто, тут характерно частое изменение положений, что во многом определяется эмоциональностью восприятия и отражает взаимоотношения и их процессы.

К общественно-социальному положению человека относится занимаемое им место в большой группе людей, выделяемой на основании определенных категорий (пол, нация, религия, профессия, место проживания и т.д.). Восприятие качеств и характеристик личности на данном уровне регулируется не самой группой людей и их воздействием, а общемировым положением данной социальной категории в обществе. Именно отсутствием гибкости в данном вопросе и масштабностью восприятия объясняется уничижительное отношение на основании их расы, притеснение прав и свободы на основании половых признаков и религиозных предпочтений.

Социальный статус и социальная роль

Понятия статуса и роли не тождественны, хотя неразрывно связаны. Социальный статус – это занимаемое место, а социальная роль – это ожидания от человека, на основании этого занимаемого статуса. В социальной роли есть два основных направления. Это стандартные, привычные и предписанные социальными устоями ожидания, и то, как человек себя реализовывает в соответствии с этим, т.е. как на поведенческом уровне выполняется или нарушается им стереотипная социо-ролевая модель.

Статус характеризуется достижениями, а для обозначения социальной роли используются иные показатели. Сюда относят уровень эмоциональности, требуемый для выполнения роли, способ ее получения (данный от рождения, например, половая принадлежность или приобретенный, например, статус матери), масштабом проявления (некоторые социальные роли имеют четкие временные или географические рамки проявления, другие требуют выполнения постоянно). Кроме этого роли могут быть установленные или произвольные, что невозможно при наличии статуса, а также смена ролей происходит несколько раз за день, для смены статуса требуется большее время. Количество социальных ролей соответствует количеству социальных статусов. Являясь, матерью ребенка по статусу, требует выполнения определенных обязанностей на уровне роли. Во многом это вызывает серьезные внутренние конфликты и противоречия, когда человек становится перед выбором выполнения ожиданий разных ролей. Часто сталкиваются профессиональные и семейные роли, заставляя человека выбирать исполнение только чего-то одного, ведь невозможно одновременно присутствовать на важном собрании и на детском утреннике.

Включая ожидаемую последовательность выполняемых действий, социальная роль во многом делает человека заложникам собственных же достижений. Так от врачей будут ожидать постоянной готовности прийти на помощь, от осужденного обмана или воровства, а от начальника будут ожидать принятия ответственности и реализации безошибочных решений. В другом обществе это может восприниматься совершенно иначе, поскольку к разным социальным статусам и ролям существует различное отношение. В одних странах родители отвозят и забирают детей со школы вплоть до выпускных классов, в других семилетние дети сами преодолевают двухчасовую дорогу с несколькими пересадками.

Не исполнение ожидаемых социальных ролей обычно влечет за собой наказания. Это может социальное порицание общества и непринятие такого человека в свой круг, а может быть наказание юридического характера (лишение родительских прав, если мать не выполняет родительские функции, увольнение или даже лишение свободы). Несоответствие человеческого поведения своей роли вызывает много возмущения в обществе, т.к. грозит подорвать всю систему предсказуемости, упорядоченности и безопасности. Регулируется это общепринятыми нормами морали, которые во многом могут противоречить внутренним ощущениям личности. Священник, слушающий тяжелый рок вызовет недоумение, а играющий в рок-группе может навлечь на себя общественную травлю. При этом его поведение не будет противоречить предписанным ролью священнослужителя правилам, но то, что поведение не вписывается в представление и ожидания большинства считается отступлением от заданной социальной роли.

Кроме того, многие социальные статусы требуют выполнения нескольких социальных ролей. Статус жены включает ролевые обязанности кормилицы, врача, уборщицы, любовницы и прочее. Социальный статус директора может включать в себя выполнение всех профессиональных ролей присутствующих сотрудников.

Наличие подобных рамок и строгое требование к соблюдению социальных ролей делает жизнь и поведение людей более предсказуемым, что непосредственно влияет на уровень общей социальной безопасности и снижение внутреннего чувства тревоги у каждого отдельного индивидуума. Данная система ролевых ожиданий, как контроля общества начинается и прививается с самого раннего детства. Данный процесс называется социализацией, когда через игру и объяснения взрослых, просмотр фильмов и чтение сказок, наблюдение за окружающими людьми, ребенок впитывает и запоминает правила поведения в обществе. На этом построена разница детских игр – девочки пеленают пупсов, и мальчики строят замки, чем готовятся к дальнейшей взрослой реализации ролей. Так же и родители обучают детей – девочек подключают к помощи по хозяйству, мальчиков к бытовому ремонту. Воспитание принцесс существенно отличается от воспитания сельских детей, и прививаются совершенно различные поведенческие навыки, требуемые статусом.

Строгое исполнение ролей и наличие определенных стереотипных ожиданий позволяет ускорять процесс коммуникации увеличивать степень доверия. Заходя в кабинет к врачу, каждый человек прислушивается к его советам и пользуется помощью. Если бы не существовало социальных ролей, определяемых социальным статусом, то первоначально пришлось бы проверять наличие дипломов, их подлинность, утраивать практический экзамен полученных врачом навыков, а потом еще долго разбираться с внутренними мотивами его деятельности.

Резюмируем вышенаписанное

Социальный статус человека обладает рядом закономерностей. На его формирование оказывают влияние объективные безусловные и условные факторы. Он накладывает на обладателя определённые ограничения и обязывает к соответствующим действиям в той или иной социальной роли.
Статус имеется у каждого человека от рождения и в зависимости от обстоятельств его жизни способен измениться. Статусом может обладать и группа людей, её социальная роль подчиняется тем же правилам, что и у индивида.

Уважаемые читатели, нам было бы интересно услышать ваше мнение.

Можаева Таисия · 01 апр, 2020

Виды социальных статусов

Каждый человек обладает несколькими социальными статусами, быть лишенным абсолютно любого статуса находясь в социальном обществе невозможно. Даже в ситуации лишения одного статуса сразу появляется другой, заменяющий его (бухгалтер после увольнения становится безработным, жена после гибели мужа становится вдовой, ученик после окончания школы становится студентом).

Статусный образ сопровождает все виды социальных статусов и отражает совокупность представлений и ожиданий от человека данной категории. Это социальные требования, которые человек обязан выполнять, иначе он может лишиться статуса, требующего соблюдения этих норм. Например, священник не должен спать пьяным под забором, преподаватели не должны подрабатывать проституцией, а врач не может забыть приехать на вызов.

Бывают изначальные социальные статусы, формирующие последующее развитие человека, его точку зрения и мировосприятие, во многом обуславливают поведение и никак не корректируются. На основании этих первых врожденных статусов появятся первые различия в возможностях занимаемой иерархической ступени. К врожденным или заданным статусам относят биологически заданные характеристики (национальность, пол). Данные статусы долгое время считались неизменными и не поддающимися влиянию, но с развитием медицины стало возможно изменение пола в соответствии с внутренними ощущениями. Также, дети, рождающиеся в другой стране, по своим внешним поведенческим и характерологическим проявлениям отражают типичные черты той нации, где воспитываются. То же самое наблюдается у детей беженцев и переселенцев, которые в силу высокой адаптивности детского возраста впитывают культуры страны проживания. Также прирожденные статусы выражают кровное родство и автоматически наделяют человека социальной ролью (сын, приемный ребенок, детдомовец).

На основании врожденных статусов строится некоторая часть законодательной системы – обязанность воинской службы, разрешение принимать участие в выборах, строгость уголовного наказания и др.

Существует обретенный статус, приобретаемый вследствие знаковых событий. Так, принцы становятся королями, невесты становятся женами после свадьбы. Именно приобретенные статусы отражают некровные семейные связи (теща, свекр, муж и т.д.).

Достигаемый статус является разновидностью приобретенного, но отражает осознанное стремление человека и постепенные прилагаемые усилия к изменению (чаще всего повышению) собственного социального статуса. Чаще всего данный вид характеризует профессиональные категории, для изменения которых необходимо приложить усилия – получить дополнительную сертификацию, провести успешную кампанию, проявить личностные качества настойчивости и компетентности. Повышение социального статуса, как и его понижение требует своевременного реагирования и изменения поведения в соответствии с ситуаций. Если подобного не происходит, то говорят о дезадаптации и потере адекватного самовосприятия.

Достигаемый социальный статус во многом зависит от врожденного, т.к. получение образования, наличие широкого круга знакомств, возможность для путешествий и познания мира открывает для человека больше возможностей для приобретения высокого достигаемого статуса. Однако существует одна интересная закономерность – высокий достигаемый статус всегда важнее врожденного. Это связано с первоочередным признанием обществом достижений, а не данностей, какими бы изначально не были его позиции.

Предписанный статус приобретается независимо от желания и прилагаемых усилий. Так, возраст является предписанным врожденным статусом, а положение в семье (например, вторая жена) является предписанным приобретенным статусом.

Существуют и смешанные социальные статусы или статусное несоответствие, которое происходит вследствие неблагоприятного стечения обстоятельств (политические потрясения, войны, потеря работы или здоровья). В таких случаях владелец нескольких заводов может снимать однокомнатную квартиру в ужасном состоянии, а профессор кибернетики работать дворником.

Существует такое понятие, как главный социальный статус. Обычно за главный человеком принимается его профессиональный статус, который влияет на выбор окружения, возможности, позволяемые себе в финансовом плане. Для патриархальных стран с традиционной культурной составляющей у женщины главным ее статусом является пол. При определении самого важного социального статуса необходимо ориентироваться на окружающую реальность и особенности культуры, где находится человек.

Также присутствуют второстепенные статусы, каждый из которых человек может сменить несколько раз за день или за сезон. Идентификация с ними незначительна и проявляется лишь в исключительных случаях. Это может быть статус пассажира маршрутки или зрителя на концерте, пешехода или покупателя.

Статья » Психолого-педагогический статус ученика начальной школы».

Психолого-педагогический статус ученика начальной школы.

Приходя учиться в школу, ребенок испытыва­ет множество психологических трудностей адаптации, связанных как с изменением его социальной позиции, так и привыканием к взаимодействию с новыми для него взрослы­ми — учителями. Особенно важная роль в обеспечении качества школьной жизни ре­бенка принадлежит учителю начальных клас­сов. Первая учительница — явление непрехо­дящее. Она входит во внутренний мир школьника и навсегда становится частью жизни, личной биографии каждого человека. От того, каким окажется первый учитель, за­висит отношение ребенка ко всем последую­щим учителям и формирование многих лич­ностных качеств взрослого человека.

Нынешним первоклассникам предстоит провести в обществе своих учителей пер­вые четыре школьных года. За это время при непосредственном участии учителя на­чальных классов в каждом ребенке сформи­руется множество психологических новооб­разований, образ первого учителя навсегда «встроится» в структуру личности школь­ника. Переживет ли ребенок счастье или, напротив, страх от общения с первой учи­тельницей — от этого будет зависеть его психологическое благополучие на протяже­нии всей школьной жизни.

Часто педагогам не всегда понятно, на какие критерии психологического состоя­ния ребенка в школе им следует ориентиро­ваться. Думается, одной из удачных моде­лей анализа психологического благополу­чия — неблагополучия ребенка в начальной школе может послужить так называемый психолого-педагогический ста­тус школьника. Большая заслуга в деле научной разработки этого понятия принад­лежит психологу М.Р. Битяновой. Психоло­го-педагогический статус школьника, по ее определению, «представляет собой систему характеристик психического состояния и поведения ребенка, важных для его успеш­ного обучения и развития. Это характерис­тики познавательной сферы, эмоционально-волевого и мотивационного развития; сис­тема отношений ребенка к миру, самому се­бе и значимым формам деятельности; осо­бенности поведения в учебных и внеучебных школьных ситуациях».

Особенно важными составляющими благополучного психолого-педагогического статуса ученика начальной школы, по мнению ряда современных психологов, представляются так:

1. Отношение младшего школьника к се­бе

устойчивая положительная оценка се­бя как умелого, знающего ученика, способ­ного многого добиться, адекватный уровень притязаний.

2. Отношение к значимой деятельнос­ти

эмоционально-положительное вос­приятие школы и учения.

3. Устойчивое эмоциональное состоя­ние в школе

отсутствие противоречий между требованиями школы (педагога) и родителей, требованиями взрослых и акту­альными возможностями ребенка.

4. Активность и автономность поведе­ния ребенка

самостоятельность в позна­вательной и социальной деятельности.

5.
Взаимодействие и отношения с педа­гогами
установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне уроков, проявление уважения к учителю, эмоционально-положительное восприятие ребенком личности учителя, системы своих отношений с педагогами и воспитателями.

6.
Взаимодействие ребенка со сверстни­ками
владение приемами и навыками эф­фективного межличностного общения со сверстниками; установление дружеских от­ношений, готовность к коллективным фор­мам деятельности, умение разрешать кон­фликты мирным путем.

7. Умственная работоспособность и темп умственной

деятельности — способ­ность сосредоточенно работать над учебной задачей, трудиться в едином темпе со всем классом.

8. Сформированность важнейших сто­рон познавательной сферы

умение выде­лить учебную задачу и превратить ее в цель деятельности, сформированность внутрен­него плана умственных действий и др.

Так наблюдения, проведенные психологами Рябовым А.Е., Леоновой Р.Н. (2001) показали, что из-за систематического неэтичного поведения пе­дагога для ученика начальной школы могут наступить следующие неблагоприятные по­следствия.

Во-первых, изначально психоло­го-педагогический статус ребенка, склады­ваясь в неудовлетворительном психологи­ческом климате, приобретает черты ущерб­ности: у школьника формируется хроничес­кое негативное отношение к самому себе, стойкое неверие в свои способности быть успешным учеником, появляется эмоцио­нальное неприятие и страх перед учителем, возрастает школьная тревожность, блокиру­ются учебная активность и поведенческая автономность.

Во-вторых, разрушение ра­нее сложившегося относительно благопри­ятного психолого-педагогического статуса ученика может наблюдаться, например, при возникновении открытых разногласий меж­ду учителем и родителями школьника или при переводе ребенка в новый школьный коллектив.

Неблагоприятное развитие психолого-педагогического статуса ученика начинает­ся с возникновения у младшего школьника отрицательного отношения к самому себе

как неумелому и в принципе неспособному учиться. Надо вспомнить известное поло­жение возрастной психологии о том, что личностная самооценка ребенка в младшем школьном возрасте практически всецело за­висит от оценок, даваемых ему субъективно значимыми взрослыми, прежде всего учите­лями. Дети принимают на веру и без осо­бенной внутренней переработки присваива­ют все, что слышат от учителя о себе: его оценки учебной деятельности, прилежания, способностей, личностных качеств. Наряду с этим, умение критически сравнивать соб­ственные достижения с успехами сверстни­ков приходит к ребенку еще в дошкольном возрасте. Так что уже первоклассник хоро­шо видит разницу в качестве своей работы и работы сверстников. Назойливые напоми­нания со стороны учителя о его ошибках и несостоятельности обязательно приведут к тому, что он разуверится в своей способно­сти выполнять полученное задание пра­вильно.

Хорошо известно, что одна из важней­ших функций эмоций — регулирующая — способна активизировать или парализовать определенную деятельность. Положитель­ные эмоции радости, удовлетворение от сде­ланной учебной работы побуждают вновь и вновь возобновлять ее. Отрицательные эмо­ции стыда, страха, обиды, связанные с уче­бой, разрушают эту самую деятельность, а отнюдь не способствуют ее успешному про­теканию. Память о ярко окрашенных эмоци­ональных переживаниях является, пожалуй, самой устойчивой. Часто человек напрочь забывает то, что было причиной его волне­ний, но помнит само переживание и свои эмоциональные ощущения в нем. Так, на­пример, у ребенка происходит фиксация не на сути допущенной ошибки, а на факте то­го, что его за эту ошибку отчитали. Поэтому чем сильнее учитель ругает детей, пытаясь добиться от них прилежания, тем в целом хуже будут результаты. Брань в адрес учени­ка только в самом начале и кратковременно подстегивает его активность, но в дальней­шем создает у ребенка стойкое ощущение безнадежности и безвыходности.

Постепенно младший школьник транс­формирует собственную отрицательную са­мооценку в эмоционально-отрицательное отношение к школе и учению.

Школа из притягательного объекта превращается для ученика в то место, где ему всякий раз напо­минают, какой он неумелый, ленивый, глу­пый. А учеба становится той деятельнос­тью, в которой школьника преследуют одни неудачи. Отсюда недалеко до закрепления у ребенка крайне
неустойчивого эмоциональ­ного состояния в школе.
Излишне критич­ные оценки и чрезмерные требования, пре­вышающие возможности ребенка, предъяв­ляемые ему учителем, рано или поздно не­избежно приходят в противоречие с мнени­ем и ожиданиями родителей школьника. Следствием этого является возникновение стойких противоречий между критически­ми оценками, даваемыми ребенку в школе учителем, и оценками, даваемыми ему же родителями дома. Родители совершенно не обязаны соглашаться с мнением учителя о том, что их ребенок «не обучаемый кретин, лишенный прилежания, старательности и родительского присмотра».

Современные молодые родители нахо­дятся порой в трудной ситуации. Часто ре­бенок, отдаваемый ими в школу, — первый и единственный в семье. Реального опыта обучения и воспитания собственных детей у них нет, и родители склонны доверяться опыту и знаниям учителя. Поначалу неопытные родители старательно пытаются заставить своего ребенка выполнять неадек­ватно завышенные требования учителя, по­ка не поймут, что здесь что-то неладно. С другой стороны, демократизация общест­венной жизни сформировала устойчивое родительское мнение о том, что даже к са­мому маленькому школьнику необходимо проявлять индивидуальный подход и ува­жение. Не наблюдая должного уважения к своему чаду со стороны бестактного учите­ля, родители теряются — как им реагиро­вать, как педагогически корректно объяс­нить плачущему, отказывающемуся идти в школу ребенку, что «учительница не всегда права»? В мучительной для младшего школьника ситуации рассогласования роди­телям не остается ничего другого, как уго­варивать ребенка: «Ну, потерпи еще немно­го. Осталось недолго…» Да и что еще могут ответить родители своему ребенку, спраши­вающему их: «Неужели я такой плохой, как учительница говорит?»

Закрепившееся неустойчивое эмоцио­нальное состояние ребенка в школе со вре­менем неминуемо приводит к снижению ак­тивности и самостоятельности

в поведе­нии младшего школьника. При неблагопри­ятных отношениях с учителем главным мо­тивом школьного поведения ребенка стано­вится стремление избежать неудачи. Ребенку не до учебных достижений, им руководит усиливающееся неосознанное желание «спрятаться и не высовываться» — лишь бы учитель лишний раз его не отругал.

Школьным психологам часто приходит­ся встречаться с детьми, находящимися в присутствии педагогов в состоянии резкой угнетенности. Ребенок легко теряет всякую присущую его возрасту спонтанную актив­ность, демонстрирует в поведении навязчи­вую ориентацию на взрослого, а в присутст­вии «своего» учителя и вовсе цепенеет. Та­кой ученик не способен установить адек­ватные ролевые отношения с педагогами на уроках и вне уроков.

Причем, дефект ро­левых отношений проявляется в двух ос­новных формах — излишней зависимости, псевдодисциплинированности, характерной для младших школьников, или, напротив, в избегании и негативизме по отношению к учителю у более старших учеников. Когда лояльность по отношению к придирчивому учителю больше не срабатывает, ребенок не находит иного способа самозащиты, кроме демонстративного игнорирования нраво­учительных тирад педагога. Обычно такое поведение школьника еще больше «заво­дит» учителя: в своих претензиях к детям он уже не может самостоятельно и вовремя остановиться. Сама учеба несчастного ре­бенка в подобных ситуациях уходит для этически невыдержанного учителя на вто­рой план, являясь лишь поводом к возоб­новлению нервозных нападок на личность выбранного в качестве «козла отпущения» ученика.

Обвиняющая по­зиция учителя по отношению к некоторым неуспешным в учебной деятельности детям отравляет психологическую обстановку для всех без исключения учащихся этого клас­са. Эмоции обладают свойством зарази­тельности. Дети не могут оставаться в сто­роне и пропускать мимо ушей обидные вы­сказывания, предназначенные их одно­классникам. Будучи свидетелями неприят­ной сцены, дети не могут вмешаться в нее и каким-либо адекватным способом на нее отреагировать. У одних сердитые монологи учителя вызывают страх, что впоследствии их могут отругать также. Другие про себя злорадствуют, что в этот раз ругают не их. В любом случае оба переживания не способ­ствуют формированию благоприятных от­ношений ребенка со сверстниками.

Психо­логическое подавление детей бестактнос­тью учителя приводит к
извращенному фор­мированию у них приемов и навыков меж­личностного общения друг с другом:
друже­ские отношения устанавливаются преиму­щественно с учительскими любимчиками, а преследуемый им ребенок, случается, под­вергается остракизму, превращается в из­гоя. У невыдержанного педагога дети, как правило, не умеют разрешать конфликты мирным путем, не готовы к самостоятель­ным коллективным формам деятельности.

Учителям необходимо понимать, что не­которые личностно-тревожные дети в ситуа­циях излишнего напряжения переживают настоящую эмоциональную дезорганизацию мышления.

Нарушающие этику педагогиче­ского общения высказывания учителя вызы­вают у детей срыв умственной деятельности в самый ответственный момент — при отве­те у доски и во время контрольных работ. Это тем более вероятно, когда в общении с придирчивым учителем дети ставятся им в ситуацию, называемую психологами двой­ной связью. Суть ее в том, что учитель пе­редает ребенку одновременно сразу два со­общения, одно из которых отрицает другое. При этом ребенок не имеет возможности высказаться, чтобы уточнить у педагога, на какое из них реагировать. Поэтому он посто­янно пребывает в состоянии неуверенности и не может без потери внутреннего достоин­ства выйти из ситуации, в которую попал. Такое программирование поведения ребенка может привести к его отстраненности от ре­альности и уходу в себя, к появлению соот­ветствующих психопатологических симпто­мов. Примером учительского высказывания, содержащего двойную связь, является сле­дующее услышанное нами обращение од­ной из учительниц к ребенку, сделанное в конце урока: «Посмотри на свою классную работу! По сравнению с другими ребятами у тебя ничего не сделано! А твоя домашняя работа? Дома тебя заставляли переписывать ее десять раз! Поэтому-то ты ее и выполнил как следует!» Из этого высказывания учи­тельницы ребенку совершенно неясно, что же ему делать: то ли впредь не нужно ста­раться, выполняя домашнюю работу, то ли соглашаться с тем, что классная работа вы­полнена из рук вон плохо. Вообще ситуации двойной связи являются психологическими ловушками, расставляемыми с целью мани­пуляции поведением других людей: как себя ни веди и что ни отвечай — все равно ока­жется неправильно.

Психологи подмечают: младший школь­ник переносит систему ожиданий, сформи­рованную по отношению к основному учи­телю, на других педагогов, встречаемых им в школе. Эмоционально благополучный в общении с основным учителем ученик начальной школы, как правило, открыт и об­щителен с другими педагогами и воспитате­лями. Совсем по-другому ведет себя ребе­нок с низким психолого-педагогическим статусом. Он как бы заранее ожидает от других педагогов уничижения собственных притязаний на роль хорошего школьника и неблагоприятных оценок своей личности. Дело объясняется склонностью педагогиче­ски бестактного учителя не ограничиваться комментарием конкретного поступка уче­ника, а распространять его на личность ре­бенка, припоминать все его проступки и ошибки с момента прихода в первый класс. Настойчивое убеждение ребенка учителем начальной школы в его человеческой ник­чемности приносит ужасные плоды.

Собственно учебная деятельность ре­бенка страдает в описываемых нами ситуа­циях не прямо, а опосредованно через нега­тивное отношение самого ребенка к ней. Поэтому иной раз случается, что ребенок вопреки всему показывает неплохие акаде­мические успехи, превратив, под давлением неблагоприятных обстоятельств, свою школьную жизнь в скрытое соперничество с учителем. Как правило, негласный (а по­рой и явный) спор между собой ведут роди­тели школьника и его учитель. Первые изо всех сил пытаются «выжать» из своего ре­бенка все возможное, а учитель — доказать родителям свою правоту в части низких оценок их ребенка. Маленький школьник становится в такой ситуации одновременно и «полем боя», и «заложником». Зачастую единственным благоприятным способом разрешения конфликта между учителем на­чальной школы и родителями школьника является перевод ученика в другой класс.

Собственные исследования пока­зали следующие психологические особенности в восприятии младшими школьника­ми своих учителей: 1) ученики начальной школы совершенно некритически относят­ся к своим учителям; 2) они склонны при­нимать любое поведение своего первого учителя как единственно возможное и оп­равданное. Младший школьник видит в учителе некое воплощение своих родите­лей; учитель для него — это власть, распо­ряжающаяся поощрениями и наказаниями, авторитетный источник знаний, старший товарищ и друг. Так, например, более 80% школьников 2-3 классов полностью дове­ряют своим учителям, довольны ими, счи­тают их справедливыми людьми и отвеча­ют, что слово учителя для них закон. Поч­ти 90% младших школьников не сомнева­ются в правильности и необходимости ме­тодов и средств, которые учителя применя­ют на уроках. (Для сравнения: при перехо­де в 5-й класс количество положительных ответов на те же вопросы снижается на 20-25%!)

Эмоциональная неудовлетворенность несдержанным учителем выявляется не в прямых отрицательных оценках и жалобах детей на него, а в том, что на просьбу опи­сать качества лучшего, с их точки зрения, учителя ученики младших классов чаще описывают качества не своего классного ру­ководителя, а кого-либо из других учителей, работающих с ними в классе. А вот эмоци­онально благополучные ученики начальной школы, описывая качества лучшего учите­ля, рассказывают в подавляющем большин­стве случаев как раз о своем основном учи­теле. Из всего сказанного следует, что лобо­вой вопрос учителя к ребенку: «Скажи-ка, чем это я тебе не нравлюсь?» — является вершиной педагогической бестактности.

Главное, с моей точки зрения, что необ­ходимо всегда помнить всем, занимающимся воспитанием и обучением детей, — эмоцио­нальный компонент взаимодействия учите­ля и ребенка находится на первом месте в формировании отношения школьника к уче­бе.

Педагоги и воспитатели «прописывают­ся» в душах учеников с определенным эмо­циональным знаком. Отношение к педагогу у ребенка может быть эмоционально поло­жительным, нейтрально-отстраненным, от­рицательным или противоречивым. Послед­ние два типа отношения к учителю отнюдь не способствуют успешной учебе.
То, каким будет сформирован психолого-педагогичес­кий статус младшего школьниказави­сит от его учителя.
Даже единичные не­этичные поступки и высказывания педагога в адрес ребенка могут свести на нет самую кропотливую предшествующую работу.

Примеры социального статуса

Любой вид социального статуса хорошо иллюстрируется примерами. Например, самый главный, присущий всем людям, находящимся в социальном взаимодействии статус – это человек. Он является настолько обобщающим и размытым, присутствующим априори, что его даже не учитывают при рассмотрении. Далее примерами врожденных статусов может быть национальность, а также гражданство и взаимодействие этих двух статусов может своим сочетанием порождать третий (например, евреи в военной Германии считались людьми второго сорта). Врожденный статус, определяющий пол также дает определенный социальные статусы и роли с ними связанные (дочери или сына, сестры, внучки, сироты).

Приобретенные статусы несколько похожи с врожденными, только на их наличие человек может повлиять самостоятельным осознанным выбором. Именно так расширяются родственные роли – незнакомые люди становятся мужем и женой, создавая новую семью, а их родственники приобретают новые социальные статусы относительно друг друга (свекровь, золовка, свояченица, кум и прочее).

В отличие от врожденных и практически не поддающихся коррекции эпизодические статусы наполняют нашу жизнь и могут быть проиллюстрированы примерами участников забастовок, посетителей кинотеатра или кафе, пассажира такси или поезда, покупателя или участника акции. Эти статусы могут периодически повторятся в жизни одного и того же человека, а также без особого влияния на общую картину жизни сменяться на противоположные.

Достигаемые статусы касаются обычно профессиональных и статусных положений и часто имеют свои индивидуальные знаки отличия. Это может быть профессия (врач, милиционер, юрист, биолог), занимаемая должность (президент, доцент, руководитель), жизненная позиция (дауншифтер, бродяга). Достигаемые социальные статусы включаются такие категории, как воры, убийцы, люди без определенного места жительства. Это обратная сторона медали, отражающая неправильно приложенные усилия или отсутствие стремления к развитию.

Достигаемые статусы имеют практически всегда внешние опознавательные знаки – врачи, военные, сотрудники департамента внутренних дел, пожарные носят форму, спортсмены имеют медали и кубки, даже заключенные имеют свою собственную внешнюю иерархическую опознавательную систему в виде татуировок.

Любое проявление социального статуса не может полностью всегда соответствовать ожиданиям общества, выдержать и поведенческую линию и внешнее соответствие и при этом не подвергать разрушению ни одного из других статусов является невозможным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *