Что такое социальное дно
Группы социального дна и их признаки
Вы будете перенаправлены на Автор24
«Социальное дно»: что это?
Фактически, социальное дно отторгается всем остальным обществом, но при этом мало кто может реально оценить его размеры и уровень охвата. Специальные исследования, которые были проведены в рамках данной проблемы, выделили сразу четыре ключевые группы людей, которые являются основой так называемого маргинализованного «социального дна». Перечислим их:
Готовые работы на аналогичную тему
Признаки групп социального дна
Представители социального дна, несмотря на их пол, возраст и причины, по которым они были вынуждены вести такой образ жизни, имеют единые черты. В первую очередь, это такие люди, которые находятся в состоянии социальной эксклюзии. У них нет социальных ресурсов для удовлетворения собственных потребностей, отсутствуют устойчивые социальные связи с внешним миром.
По сути, эти люди и представители отдельных социальных групп утратили свои социальные навыки и не поддерживают нормы и ценности, которые приняты в обществе.
Тем не менее, группы социального дна, которые мы перечислили в предыдущей части нашей работы, имеют свою специфику, но между ними грани достаточно размыты. Например, человек без определенного места жительства может быть также еще и нищим. Ребенок, сбежавший от жестокого обращения родителей, может стать лицом без определенного места жительства. Все представители социального дна обладают признаками, особенностями формирования их социальной группы, а также социально-демографические свойства, по которым в научном знании их следует идентифицировать и отличать друг от друга.
Признак еще одной группы – беспризорников, это их возраст. Чаще всего к ним относятся дети от 6 до 17 лет. В какой-то степени они были отвергнуты семьей (жестокое отношение родителей, отказ от родительских прав, наличие вредных привычек). Иногда детей забирают из детских домой, но позже попечители, осознав всю степень ответственности, отказываются от детей, и те испытывают уже двойное предательство. Беспризорники – это и хулиганы, и просто дети, которые решили, что жизнь на улице – единственный выход из сложившейся ситуации. Тем не менее, уличная криминогенная обстановка делает их жестокими, требовательными к обществу. Они являются героями уголовных сводок о мелких правонарушениях, кражах, разбоях, нападениях.
В целом, группировка «социального дна» также может производиться на две ключевые группы. Отличаются они не только признаками, но и причинами, по которым оказались именно в такой ситуации. Так, к первой группе «социального дна» относятся те люди и категории граждан, которые оказались на дне из-за своего аморального, опасного для окружающих поведения. К тому же, их отличает лень, нежелание искать работу, дополнительный законный заработок, получение образования также считается не престижным вариантом. Такие люди порочны, завистливы, но из-за нетерпеливости они не могут добиться достаточного успеха, поэтому, в результате вместо роскошной жизни остаются ни с чем. Любят «подачки» со стороны, доход «за просто так», но редко выполняют свою работу качественно и грамотно, ведь это требует времени, а они предпочитают больше тратить на отдых.
Вторая группа, которая относится к социальному дну – люди, которые оказались лишены поддержки со стороны государства, своих близких. К ним редко справедлива жизнь. Это старики, одинокие пенсионеры, лица без определенного места жительства, которые лишились дома из-за манипуляций мошенников. Также это бродяги и те, кто не получает социальной помощи извне. Как мы видим, обе группы имеют одинаковые итоги своей жизни – отсутствие жилья, заработка, средств для существования. При этом отличаются обстоятельства, по которым они столкнулись с такими условиями. В этой ситуации человеку можно помочь, если только он сам стремится улучшить условия своей жизни, а также свое положение в обществе.
Социальное дно
Смотреть что такое «Социальное дно» в других словарях:
ТУБЕРКУЛЕЗ — ТУБЕРКУЛЕЗ. Содержание: I. Исторический очерк. 9 II. Возбудитель туберкулеза. 18 III. Патологическая анатомия. 34 IV. Статистика. 55 V. Социальное значение туберкулеза. 63 VІ.… … Большая медицинская энциклопедия
Драма — Д. как поэтический род Происхождение Д. Восточная Д. Античная Д. Средневековая Д. Д. Ренессанса От Возрождения к классицизму Елизаветинская Д. Испанская Д. Классическая Д. Буржуазная Д. Ро … Литературная энциклопедия
Бомжи — Бесприютная цыганка с собачкой в Риме Клошар (фр. Clochard), Париж, 1898 Жилище бомжа. Многие бездомные носят … Википедия
Бомжиха — Бесприютная цыганка с собачкой в Риме Клошар (фр. Clochard), Париж, 1898 Жилище бомжа. Многие бездомные носят … Википедия
свобода и несвобода — В разных регионах средневековой Европы разные люди думают и говорят о Се и, следуя своим мыслям и словам, действуют в социальном мире. Тема С.ы приобретает поистине эпический размах, когда в «Песни о Нибелунгах» Брюнхильда бросает в лицо… … Словарь средневековой культуры
Данте и его «Божественная комедия» в популярной культуре — Данте Алигьери и, в частности, шедевр его творчества «Божественная комедия» на протяжении семи столетий являлись источниками вдохновения для многих художников, поэтов и философов. Наиболее характерные примеры приводятся ниже … Википедия
МАРГИНАЛЬНОСТЬ — (лат. margo край, граница) понятие, традиционно используемое в социальной философии и социологии для анализа пограничного положения личности по отношению к какой либо социальной общности, накладывающего при этом определенный отпечаток на ее… … Новейший философский словарь
Халс Франс — Гальс (Hals) (между 1581 и 1585 1666), голландский живописец. Портреты, в том числе групповые, полны жизни и движения, выполнены в свободной, виртуозной манере («Цыганка», около 1630; «Групповой портрет стрелковой роты Св. Адриана», 1633;… … Энциклопедический словарь
Социальное дно
В третьем сезоне сериала «Чёрное зеркало» есть такой эпизод «Нырок» (Nosedive). По сюжету эпизода, главная героиня Лейси живет в мире, где люди могут ставить друг другу оценки и влиять на личный рейтинг. Чтобы иметь возможность купить дом в хорошем районе, получить приоритетное право на билет на самолёт перед вылетом, взять автомобиль напрокат, наконец, просто попасть на вечеринку с состоятельными и добропорядочными людьми, нужен высокий рейтинг. Если рейтинг низкий, окно возможностей существенно сужается, и человек «ныряет» на социальное дно – собственно, отсюда и название серии.
Думаете, антиутопия? А вот и нет.
В Великом и Прекрасном Китае уже активно строят систему «социального кредита». Пока это всё на уровне эксперимента в нескольких городах, но к 2020 году власти собираются создать систему оценки поведения для всех 1,4 млрд граждан.
Каждому гражданину изначально присваивается рейтинг в 1000 баллов. Совершил положительный с точки зрения государства поступок (например, перевёл бабушку через дорогу или настучал на соседа, использующего VPN) – и твой рейтинг идёт вверх: тебе добавляют 30 баллов. Рейтинг вырос, и тебе дают скидку на оплату ЖКХ, кредиты в банке – по льготной ставке. По некоторым слухам, даже на сайтах знакомств твой профиль попадает в приоритетные.
Но вот ты (по какой-то причине) не заплатил налоги вовремя. Перешёл улицу в неположенном месте. Нарушил правила парковки (минус 5 баллов). Закурил сигаретку вне зоны для курения. Твой рейтинг идёт вниз. Рейтинг упал слишком низко – и ты не можешь купить билет на самолёт и поезд, не можешь приобрести недвижимость и автомобиль, твой ребёнок не пойдёт в хорошую школу, а ты сам не получишь доступ к высокоскоростному интернету! А что, удобно!
По замыслу властей, система проектируется таким образом, чтобы «благонадёжные могли путешествовать по всей Поднебесной, а неблагонадёжные не могли бы и шагу ступить»!
Рейтинг распространяется и на компании. Много положительных отзывов о твоей торговой точке – рейтинг идёт вверх, и ты получаешь кредиты по льготной ставке. Клиенты недовольны? Ну вы поняли.
Самое интересное, что рейтинг работает, даже если сам человек или компания за ним не следит. Многие узнают, что их рейтинг слишком низкий, только тогда, когда их уже не пускают в самолет. А таких довольно много: по данным, приведённым в официальной газете «Глобал Таймс», более 11 млн человек уже не пустили на самолёт, ещё 4 млн человек – на поезд. А раньше надо было думать!
Зачем всё это делается? Государство, как обычно, оправдывается, что люди ему попались не такие. В той же газете «Глобал Таймс» отмечается, что «современное китайское общество поражено болезнью недоверия – вот откуда берётся коррупция, просроченные вакцины, мошенничество, уклонение от уплаты налогов и плагиат в диссертациях!»
От всего этого, конечно же, спасёт государство и социальный рейтинг! Ян Лихун – жительница города, где проводится эксперимент – тоже так считает: «Я доверяю государству. А кому ещё доверять, как не ему?» Правда, говорить с журналистами она почему-то решила под вымышленным именем, на самом деле её зовут не Ян Лихун.
Рано или поздно эта система распространится повсеместно. Думаете, вас это не коснётся? Вы ведь не напиваетесь и не буяните в самолете, не переходите улицу в неположенном месте, платите налоги вовремя? Зря надеетесь. Это как с «Телеграмом» и «бузотёрами Навального»: рано или поздно вас просто поставят перед фактом блокировок интернета, ребёнка не пустят в школу, а вам не выдадут водительские права. Раньше надо было думать.
Признаки групп «социального дна»
Основные концепции изучения и измерения бедности.
Теоретико-методологические подходы к изучению и измерению бедности (а, соответственно, и источники расхождения в оценках ее масштабов) исходят из трех основных концепций: абсолютной, основанной на формальном соответствии доходов установленному минимуму средств существования; субъективной, базирующейся на оценках собственного положения с самими людьми; относительной, предполагающей, что при различии стандартов потребления в разных сообществах установления единого минимального ”порога бедности” по меньшей мере проблематично и зависит от среднего уровня жизни конкретной страны.
улицах, в милиции, в ночлежках. Они опрашивались на базе формализованного интервью.
Бедность – это древнейшее социальное явление, которое неотделимо от богатства. При этом быть бедным означает не только терпеть лишения материального характера – это еще и состояние перманентного ощущения себя аутсайдером общества. Бедность накладывает на человека неизгладимый отпечаток, заставляет его сгибаться под осуждающими взглядами, испытывать чувство собственной неполноценности, что, в свою очередь, способствует лишь усугублению и без того неприятной ситуации. Однако народная мудрость гласит, что человек сам ответственен за свою судьбу. Так почему же индивид все же делает подобный выбор, несмотря на наличие чрезвычайно большого количества негативных моментов такого социального статуса?
Зачастую бедность рассматривается, как последствие действий находящегося в данном статусе индивида, и не более того.
Бедность с данной точки зрения – это следствие слабости характера и лени, неправильного выбора и личностной неадекватности и различных социальных пороков, которыми наделен человек. Подобное понимание корней явления является основанием морального осуждения низших слоев общества. Социум словно перекладывает ответственность непосредственно на представителей данного класса, снимая с себя все обязательства.
Вторая концепция восприятия бедности основывается на убеждении, что бедность порождается несовершенством социальной, экономической и политической систем. Эту концепцию называют структурным объяснением, потому что ответственность за существование бедности как социального явления перекладывается с конкретных индивидов на общество в целом. Среди конкретных причин в данном случае называют чрезвычайно жесткую конкуренцию на рынке труда, несправедливое распределение ресурсов, неспособность экономики обеспечить достойное существование всех граждан.
Признаки групп «социального дна».
Основной признак группы «нищие» — просить подаяние в связи с потерей дохода или его катастрофическим падением при отсутствии помощи с какой-либо стороны (общества или близких людей) и невозможностью заработать их трудовым путем. Три четверти нищих проживают в своих квартирах (домах) либо у знакомых; две трети из них имеют среднее и высшее образование.
Бомжи — это фактически аббревиатура определения человека «без определенного места жительства». Очевидно, что отсутствие «крыши» над головой и есть главная характеристика данной группы. Бомжами становятся в результате освобождения из мест лишения свободы, семейного конфликта и ухода из дома, как следствие неправомерных сделок с жильем, а также вследствие вынужденной миграции (беженцы). Две трети бомжей обитают на вокзалах, в подвалах, на чердаках домов и «где придется». Больше половины из них имеют среднее и высшее образование. Новый фактор потери собственного жилья сегодня связан с неудачным ведением бизнеса, когда кредитор насильно выселяет должника без всяких решений правовых органов.
В третью группу входят только дети в возрасте от 6 до 17 лет. Это ее основной признак. Существует два источника формирования этой группы. Первый — дети убегают (уходят) из дома в результате конфликта или тяжелых семейных условий (алкоголизм родителей, насилие); второй – потеря родителей (смерть, тюрьма) или фактический отказ родителей от детей. Беспризорные дети могут проживать и в своих квартирах, но также вести образ жизни бомжей, если они остаются в одиночестве.
СЛАЙД 13 (ДИАГРАММА)
Анализ данных показывает, что социальное дно имеет преимущественно «мужское лицо», среди них — две трети мужчины и одна треть — женщины. Среди бездомных почти 90% мужчины; три четверти из них — люди в возрасте от 20 до 50 лет. Средний возраст нищих и бомжей приближается к 45 годам; у беспризорников он равен 10 годам, у проституток — 28 годам. Минимальный возраст нищих — 12 лет, а проституток — 14; беспризорничать же начинают с 6 лет.
Около 14% маргиналов живет небольшими группами или колониями, остальные — в семьях и одиночками. Места обитания представителей социального дна весьма разнообразны: они селятся в квартирах (своих или своих знакомых), в подвалах и на чердаках домов, в заброшенных домах и садовых домиках, на вокзалах и в портах, в теплотрассах и канализационных коллекторах, на свалках. Наиболее неустроенными являются бомжи и беспризорные дети.
Однако социологи и психологи трактуют бедность и как положительное явление. Во-первых, это формирует в обществе уверенность в том, что опасная и непрестижная работа в любом случае будет выполнена. Во-вторых, это оказывает психологическое давление на более высоко стоящие категории населения: зная о том, что в мире есть бедность, человек начинает работать усерднее, боясь оказаться в аналогичном положении.
Уже штампом стало утверждение, что бедность выступает в российской культуре чуть ли не добродетелью, а идея аскезы, в прошлом характерная для православия, вошла в живую ткань культуры русского народа и его жизненного идеала.
Пока доминирующим отношением к бедности у россиян является сочувствие (см. рис. 1). Если же учесть тех, кто относится к ним либо с жалостью, либо с уважением, то можно утверждать, что россиянам все еще свойственно относиться к бедным скорее позитивно.
Так, если говорить о причинах бедности, то за прошедшие годы резко уменьшилась роль в этом процессе невыплат или задержек зарплаты по месту работы[2] (см. табл. 1). Если в 2003 г. именно эта, внешняя по отношению к самим работникам, структурная причина бедности была бесспорным лидером в рейтинге, то сейчас она занимает лишь 10-е место. Также сократилась, хотя и в меньшей степени, роль такой причины, как недостаточность государственных пособий по соцобеспечению, но выросла значимость разного рода семейных несчастий (смерть кормильца и т.п.) и алкоголизма/наркомании.
Таким образом, нынешняя ситуация с бедностью в России связана в восприятии населения уже не столько с общей экономической ситуацией, как это было в 2003 г., сколько с поведением самих бедных или теми несчастьями, которые произошли в их семьях и не компенсируются должным образом мерами государственной социальной политики.
Тема урока: «Социальное «дно»: проблемы общественного отношения и государственной политики»
Оборудование: художественная литература, учебники, журналы, иллюстрации.
Основные понятия: социум, социальная структура, социальный статус, маргиналы, люмпены, социальное «дно», андерклассы.
Предварительный этап. На предыдущем уроке учащиеся разделились на группы. Каждой группе было дано задание: из художественной литературы, фильмов, а также из реальной жизни подобрать материал об образе жизни, формах поведения, которые характеризуют так называемое социальное «дно».
Мотивация: Настрой на урок. Пожелание удачи друг другу в решении очень сложной задачи.
Постановка цели: Учащиеся самостоятельно должны определить и поставить цели урока.
Особое внимание ребят должно быть направлено на отношение общества к этим людям.
II. Работа с терминами и понятиями
Важно, чтобы учащиеся вспомнили или записали те понятия и термины, с которыми им предстоит работать.
Запись на доске: социум, социальная структура, социальный статус, маргинал, люмпен, социальное «дно».
1. Погружение в проблему. » Встречи» с представителями маргинальных слоёв населения. (Фрагмент фильма)
Группы учащихся знакомят класс с собранной ими информацией и дают словесные портреты людей, оказавшихся на социальном «дне»
2. Дискуссия: определение позиций. На этом этапе ребята должны определить, какой, по их мнению, должна быть позиция государства к данной группе, а также определить свою собственную позицию по отношению к ней.
Чтобы избежать полутонов в предлагаемых оценках, вопрос надо ставить в довольно жёсткой формулировке «или» – «или».
IV. Проблематизация и работа в группах
Результатом предыдущей работы должно стать понимание детьми самой проблемы отношения общества и государства к представителям социального «дна». Ребята видят, что даже в классе отношение к этим людям разное, к их проблемам, к возможности и необходимости им помогать разное.
Тема социального «дна», поднятая на уроке, очень сложная и неоднозначная, остаётся много риторических вопросов, не требующих сиюминутных ответов.
Как определить – кто сознательно выбрал себе такую жизнь, а кто опустился на «дно» в силу сложных жизненных обстоятельств и возможно ли вообще это определить?
Если государство служит человеку, то должно ли оно разделять людей на достойных его заботы и недостойных?
Человек – всегда человек или только тогда, когда соответствует общественным стандартам, т.е. своим поведением и образом жизни похож на других?
А если посмотреть на все это глазами тех людей, о которых мы сегодня говорим?
V. Здоровьесберегающая пауза
Ребятам предлагается поработать еще раз в группах.
Представьте себя на месте этих самих представителей маргинальных слоев населения и попытайтесь воспроизвести их взгляды на самих себя, общество, государство.
Ребята сразу же отмечают настороженное отношение этих людей к государству, к представителям власти.
Окружающих они характеризуют как равнодушных, черствых людей, не понимающих их проблем, не проявляющих к ним никакого сочувствия, отторгающих и презирающих.
Учащиеся описывают самовосприятие этих людей в следующих понятиях: безысходность, обречённость, покинутость, неуверенность, пессимизм.
Также необходимо отметить, что, кроме нравственной стороны проблемы отношения к маргинальным слоям общества, есть ещё и политическая.
Она заключается в том, что наличие в социальной структуре большого слоя таких людей представляет определённую опасность для демократии.
Как правило, именно эти люди, мечтающие о порядке, справедливости, искренне верящие всевозможным предвыборным обещаниям, а затем, разочаровавшись в демократических принципах, которые не принесли им реальной материальной выгоды, начинают поддерживать экстремистские силы, пособничать террористам.
Как должна проявляться политика государства в этих случаях?
На следующем уроке учащимся предлагается самим определить политику государства.
VI. Продолжение дискуссии
Чтобы разнообразить спектр позиций, которые ученики выработали в начале урока, предлагается обсудить известную на Западе формулу социальной помощи: «лучше дать нуждающемуся не рыбу, а удочку «.
Группы учащихся высказывают свою точку зрения, аргументируют.
Затем ребята предлагают свои конкретные варианты социальной помощи маргинальным слоям населения.
VII. Домашнее задание: Окончательно определиться, оформить и составить программу политики государства по отношению к социальному «дну «.
А) Учащиеся в конце урока по группам должна заполнить таблицу и оценить (отрефлексировать) динамику собственной позиции по данной проблеме: «Утвердились ли вы в своем первоначальном мнении, добавили ли к нему что-то иное или изменили его полностью? «
Б) Ребятам раздаю листы с кластерами. Предлагаю вокруг данного ключевого слова или в данном случае понятия «социального «дна», прописать личностное отношение и представление о нем. Результат заполнения кластера.
IX. Подведение итогов
Релаксация
Проводится под спокойную, классическую музыку. Это дает возможность детям расслабиться, и одновременно ребята знакомятся с шедеврами мировой классической музыки.
Здоровьесберегающая пауза
Упражнения на расслабление мышц шеи и спины
Наклоните голову назад как можно сильнее, ощутите напряжение шеи. Поверните голову налево до отказа. Отметьте напряжение. Поверните голову направо до отказа. Отметьте напряжение. Верните голову в исходное положение. Расслабьтесь. Сравните ваши ощущения.
Выгните позвоночник дугой и ощутите напряжение вдоль позвоночника.
Вернитесь в исходное положение. Почувствуйте расслабление, оно разливается по всей спине. Спина тяжелая и теплая. Ощутите приятное тепло…
Упражнения на расслабление нижней части тела.
Сконцентрируйте внимание на нижней части тела. Напрягите ягодицы и бедра, крепко прижав пятки к опоре. Расслабьтесь.… Отметьте разницу в ощущениях.