Что такое социальный контекст
Социокультурный контекст: понятие, элементы, примеры
Содержание:
В социокультурный контекст относится к социальной и культурной среде, в которой человек растет и живет, а также к влиянию, которое это оказывает на его идеи и поведение. Эта концепция включает исторические, политические, экономические, образовательные, религиозные, этические и эстетические аспекты, существующие в вашем сообществе в данном пространстве и времени.
Он также включает группы, с которыми взаимодействует человек, такие как его семья, друзья, соседи и другие действующие лица, а также обычаи, знания и художественный, научный и промышленный прогресс, в которых он развивается.
Социокультурный контекст часто оказывает сильное влияние на поведение и мысли человека и формирует их кодексы, нормы, практики и традиции. В большинстве случаев, когда человек растет в проблемной и уязвимой социальной и культурной среде, его шансы на адаптацию и прогресс меньше.
И наоборот, когда вы делаете это в сильной, безопасной и благополучной среде, ваши шансы на здоровое и благополучное развитие увеличиваются.
Концепция социокультурного контекста
Контекст определяется как физическая, символическая или ситуативная среда, в которой рассматривается факт. Он ссылается на определенное пространство и время, которые служат для создания и установки события.
Социальное, между тем, означает все, что принадлежит обществу или имеет отношение к нему, понимаемое как совокупность людей, имеющих общую историю, традиции и живущих по одним и тем же правилам.
Со своей стороны, культура относится к образу жизни, обычаям, знаниям и степени художественного, научного и промышленного развития определенного периода или группы.
Человек по своей природе социальный. В свою очередь, факторы, присутствующие в их окружающей среде, влияют на их рост и развитие и в конечном итоге становятся частью их реальности и их личности.
Социокультурный контекст изучается социологией, антропологией, историей, лингвистикой, археологией, педагогикой, семиотикой, философией и психологией, а также другими науками, поскольку он служит основой для понимания поведения, идей и факты, присутствующие в сообществе.
Этимологическое определение
С этимологической точки зрения слово «контекст» происходит от латинского «contextus», что означает «объединение двух или более элементов и обстоятельств, в которых они находятся».
Он состоит из префикса «с», понимаемого как «полностью» или «глобально», и «textus», который относится как к «ткани», так и к «набору слов, составляющих письменный или устный отрывок».
Со своей стороны, социальное происходит от латинского «socialis», что можно перевести как «принадлежность к сообществу людей». Он состоит из терминов «socius», что означает «партнер», и суффикса «-al», синонима «относительно».
Наконец, «культурный» происходит от латинского «cultus», понимаемого как «возделывание» или «возделывание», и относится к «результату работы и ухода за землей для выращивания растений».
Элементы, присутствующие в социокультурном контексте
В социокультурном контексте существуют различные факторы, влияющие на рост и развитие человека. Среди основных из них:
Семья
Родители, братья и сестры, если они есть, являются первой средой для человека. Понятия, модели поведения и обычаи, приобретенные в раннем детстве, создают основу личности человека.
Школа
Образовательный центр, в котором обучается ребенок, является еще одним фундаментальным социокультурным контекстом, в котором приобретаются интеллектуальные знания, а также усваиваются моральные и этические ценности и уважаются нормы сообщества.
Друзья
По мере роста человек расширяет свои социальные связи и создает узы дружбы со своими сверстниками, что также способствует его развитию. В подростковом возрасте эти связи становятся все более сложными и важными, давая начало новым способам обучения. Кроме того, друзья влияют друг на друга по-разному, помогая укреплять поведение и формировать собственную личность.
Религия
Религии часто оказывают значительное влияние на повседневную жизнь людей и их традиции. Они включают моральные и поведенческие нормы, которые могут определять образ мышления и действия человека.
Социальный класс
Социально-экономический уровень как в семье, так и в сообществе, в котором человек живет, также играет определяющую роль в этом отношении. Каждый социальный класс предлагает разные возможности, связанные с трудоустройством, доходом, образованием, безопасностью и основными преимуществами, такими как доступ к пище, жилью и медицинским услугам, которые формируют среду, в которой человек растет.
Культура
Таким же образом язык, обычаи, традиции, знания, искусство и исторический и политический контекст, присутствующий в сообществе, влияют на развитие человека и его образ действий и мышления.
Примеры социокультурного контекста
Каждый человек рожден в определенной семье, в определенном городе и стране, в определенный исторический момент. В свою очередь, эти социальные, экономические, политические и культурные условия имеют решающее влияние на их рост и развитие, а также на их идентичность.
С другой стороны, взаимодействие с родителями, друзьями и соседями, район, в котором они живут, привитая им религия и моральные ценности, а также основные услуги, которые они имеют, также по-разному повлияют на их жизненный процесс. социализация.
С другой стороны, если человек ходит в религиозную или светскую школу, государственную или частную школу, социокультурный контекст, в который он будет погружен, будет другим.
То же самое, если вы живете в городском или сельском сообществе, или если условия жизни в нем хорошие или плохие, имея в виду возможности трудоустройства, экономического развития, услуг здравоохранения и безопасности, среди прочего.
Все это будет определять поведение, действия, идеи и образ жизни человека.
Социальный контекст.
Кроме рассмотрения жизни индивида как единого целого, мы должны также учитывать ее социальный контекст Поначалу дети рождаются слабыми, и их беспомощность делает необходимым, чтобы за ними ухаживали другие люди. Таким образом, стиль жизни или модель жизненного поведения ребенка нельзя понять без учета людей, которые ухаживали за ним и восполняли его неполноценность.
Тесные взаимоотношения ребенка с матерью и семьей невозможно понять, если мы ограничим наш анализ анализом периферии физического пребывания ребенка в пространстве. Индивидуальность ребенка не сводится к физической индивидуальности, она включает в себя весь контекст социальных отношений.
То, что применимо к ребенку, до определенной степени можно также применить к людям вообще. Слабость, по причине которой ребенок живет в семейной группе, аналогична слабости, которая заставляет взрослого человека жить в обществе. Все люди чувствуют свою неадекватность в тех или иных ситуациях. Они чувствуют себя придавленными трудностями жизни и не в состоянии встретиться с ними один на один. Поэтому одной из самых сильных наклонностей человека всегда было стремление объединяться в группы с тем, чтобы он имел возможность жить как член общества, а не как изолированный индивид. Без сомнения, общественная жизнь в значительной степени помогает человеку преодолеть свои чувства неадекватности и неполноценности.
На примере животных мы знаем, что более слабые особи всегда живут в группах, чтобы их совместные силы могли помочь удовлетворить их индивидуальные потребности. Так, стадо буйволов способно защититься от волков, что было бы невозможным для одного буйвола. Сбиваясь в стадо, они прислоняют свои головы друг к другу и сражаются копытами, что позволяет им спастись. С другой стороны, гориллы, львы и тигры могут жить изолированно друг от друга, так как природа наделила их средствами самозащиты.
Человеческое существо не обладает их огромной силой, заключенной в когтях или зубах, и поэтому не может жить отдельно. Таким образом, мы видим, что первопричина социальной жизни заключается в слабости человека.
По той же самой причине мы не можем ожидать, что найдем одинаковыми способности и дарования всех человеческих существ в обществе. Но хорошо сбалансированное общество не останется в долгу перед своими членами, которые нуждаются в его поддержке. Это очень важно усвоить, так как в противном случае можно прийти к предположению о необходимости всецело судить о человеке по его врожденным способностям. В сущности, человек, лишенный каких-либо способностей, может испытывать трудности, живя в условиях изоляции, но успешно компенсировать свои недостатки в хорошо организованном обществе.
Попробуем предположить, что наши индивидуальные недостатки являются врожденными. Тогда целью психологии становится обучение людей хорошо жить с другими, и тем самым помочь уменьшить эффект их естественных недостатков.
История социального прогресса — это история того, как человек сотрудничал, чтобы преодолевать лишения и недостатки. Все знают, что язык является социальным изобретением, но лишь немногие понимают, что индивидуальные недостатки были матерью этого изобретения. Но подтверждение этой истины легко найти в раннем поведении детей. Когда их желания не выполняются, они хотят привлечь внимание и стараются делать это с помощью определенного рода языка. Но если бы ребенку не нужно было привлекать внимание, он бы не пытался говорить вообще. Это происходит в первые месяцы жизни, когда мать выполняет все, что хочет ребенок, до момента, когда он заговорит. Есть данные о случаях, когда дети не говорили до шести лет, так как у них не было в этом необходимости. Эту истину можно также проиллюстрировать особыми случаями детей с немыми или глухими родителями. Когда такому ребенку больно, он плачет, но плачет беззвучно. Он знает, что звук был бы бесполезен, так как родители не могут его слышать. Следовательно, он делает вид, что кричит, с целью привлечь внимание своих родителей, но все это беззвучно.
Таким образом, мы видим, что всегда необходимо учитывать весь социальный контекст изучаемых фактов с тем чтобы понять конкретную «цель превосходства», которую избирает индивид. Изучение его социальной ситуации необходимо также для того, чтобы увидеть, в чем именно заключаются его трудности. Так, многие считают невозможным найти нормальный контакт с другими посредством языка. Заика — как раз такой случай. Если мы займемся случаем заики, то обнаружим, что с самого начала своей жизни он никогда не был достаточно социально адаптирован. Он отказывался примкнуть к какой-либо деятельности, не хотел иметь друзей или товарищей. Для развития речи ему необходимы были связи с другими людьми, но их-то он и избегал, лишая себя возможности избавиться от заикания. У заик имеются две тенденции: первая побуждает их к общению с другими людьми, другая же заставляет их искать для себя уединения.
В дальнейшей жизни, у взрослых людей, сторонящихся активных социальных связей, мы обнаруживаем неспособность выступать перед публикой, страх перед ней. Это связано с тем; что они считают свою аудиторию враждебной. У них появляется чувство неполноценности. Дело в том, что человек может говорить хорошо, только если он верит в себя и свою аудиторию, и только в этом случае у него будет отсутствовать страх перед публикой.
Таким образом, чувство неполноценности и проблема социального обучения очень тесно связаны. Именно потому, что чувство неполноценности возникает из-за плохой социальной адаптации, социальное обучение является основным методом, с помощью которого мы все можем преодолеть свое чувство неполноценности.
Существует прямая связь между социальным воспитанием и здравым смыслом.
Когда мы говорим, что люди преодолевают свои трудности с помощью здравого смысла, то имеем в виду совокупный разум социальной группы. С другой стороны, как мы указывали в предыдущей главе, люди, поступки которых определяются частным пониманием и которые ограничены частным языком, тем самым обнаруживают свою ненормальность. Больные, невротики и преступники — вот люди такого типа. Им не интересны люди, институции, социальные нормы и т. п. предметы. Но через них-то и пролегает путь к их спасению.
Нашей задачей в работе с такими людьми является донести до них факты социальной жизни. Демонстрация добрых намерений позволяет нервозным людям чувствовать себя оправданными. Но этого мало. Мы должны помочь им понять, что для общества важно, что же они делают в действительности и что оно действительно от них получает.
Социальный контекст как индикатор эффективности команды
Интервью главному редактору радиостанции Business FM Новосибирск (105,7) Юлии Дорн, организовано при содействии Академии Управления «ЭРФОЛЬГ» и Международного центра 4-D Магнитония.
Академия управления «ЭРФОЛЬГ» планирует провести в Новосибирске тренинг «Четыре измерения лидерства» с автором уникальной технологии создания эффективных команд Чарльзом Пеллерином. В основе тренинга лежит концепция социального контекста — своеобразного поля, влияющего на все процессы внутри компании. В преддверие тренинга со-тренер Чарльза Пеллерина, коуч с многолетним опытом, управляющий партнёр академии «ЭРФОЛЬГ» Галина Наговицына рассказала, что же такое социальный контекст и как можно менять его качество.
Галина, большая часть тренингов академии управления «Эрфольг» нацелена на работу с лидерами и руководителями компаний. Почему?
— Это не случайность. Именно лидеры компаний задают своим поведением пример, создают атмосферу в компании, передают свою энергию другим людям, меняют жизнь вокруг себя. Это ценно для нас. Ещё в 2000 году, когда академия управления «ЭРФОЛЬГ» только создавалась, мы обсуждали цели и задачи, которых нам хотелось бы достичь. Главная заключалась в следующем: мы очень хотели, чтобы наш Новосибирск стал самым счастливым местом на земле. Возможно, это звучит слишком амбициозно и громко, но по сей день наш основной девиз: «Хорошо там, где я есть!» Логика проста: если мы родились в этом городе, то нужно создавать здесь пространство, в котором люди смогут чувствовать себя легко, свободно, реализовывать свой творческий потенциал, создавать нечто прекрасное. Каким образом мы можем это сделать? Естественно, через изменение поведения людей. Именно поэтому мы работаем с руководителями, с бизнесом, так как они имеют огромное влияние на других людей. Их позитивное изменение и их трансформация несут перемены в их компании, департаменты, в их личную жизнь. Для нас важно, когда работа с одним сильным человеком или одной яркой командой начинает влиять на широкое окружение. Позитивные изменения распространяются как круги на воде, охватывая все большее пространство. Я стараюсь быть таким помощником руководителей компаний, который может дать новые дополнительные инструменты, усиливающие его возможности и энергию.
— Давайте поговорим о тренинге «Четыре измерения лидерства», в основе которого лежит концепция социального контекста. Мы знаем, что социальный контекст-это некое поле, которое проявляется в поведении людей. И эффективность команды зависит от качества социального контекста. Можно ли по каким-то поступкам членов команды определить, что социальный контекст внутри коллектива нуждается в корректировке?
— Да, это можно понять по тому, как люди себя чувствуют в коллективе. К примеру, они без энтузиазма идут на работу, в течение дня жалуются на то, что время тянется очень долго, постоянно кто-то мешает выполнять поставленные цели, проявляется некоторая натянутость в отношениях внутри команды, сотрудники не хотят делиться идеями, высказываться по рабочим вопросам. Это можно описать как внутреннее напряжение в коллективе. Не стоит путать его с творческим напряжением, когда сотрудники поглощены некой идеей или задачей, вовлечены в её решение и просто светятся, работая над этим. Это позитивное напряжение. А мы говорим о состоянии, когда руки опускаются, человек обессилен, и ему неоткуда черпать вдохновение. В командах, где социальный контекст способствует эффективной работе, люди вдохновляют друг друга, а там, где качество социального контекста иное, они постоянно критикуют коллег, выражают недовольство и пренебрежение к выполнению работы, а кто-то просто «приносит тело» на работу и ожидает уже за это достойного вознаграждения.
— У каждого из нас есть опыт работы в команде. Мне доводилось иметь дело с сотрудниками, которые, например, на любую просьбу всегда отвечают «нет». При этом некоторые из них достаточно качественно выполняли свои основные обязанности, но явно не желали включаться в новые процессы. О чем свидетельствует такая модель поведения?
— Вы отмечаете очень важный момент, свидетельствующий о проблемах в команде. Я как раз хотела сказать о том, что в эффективной команде принято делать чуть больше, чем ты должен, принято выходить за рамки своих компетенций, если это необходимо. Именно так проявляется совместный командный интерес и командное солидерство. Если мы знаем, что наш коллега при необходимости во имя лучшего результата сделает чуть больше, чем должен, мы начинаем ему доверять. Мы сами начинаем вести себя таким же образом. И в этих обстоятельствах любой проект начинает реализовываться по-другому. Мы чувствуем внутреннюю поддержку от коллег, мы можем обратиться к ним за советом и помощью, а не пытаться в одиночку покорить неприступную скалу. Все это наполняет команду энергией. Помните выражение «Глаза горят!»? Вот это именно то состояние внутри коллектива, при котором абсолютно любые задачи решаются легко и с удовольствием.
— Каким образом можно изменить социальный контекст, чтобы в команде росло число вовлечённых людей?
— Для начала давайте договоримся, что каждый член команды меняет социальный контекст, что-то привносит в него. Безусловно, тут можно говорить про некое ядро команды, которое будет играть ключевую роль, но в глобальном смысле от каждого отдельно взятого человека зависит, будет ли он включён в процессы коллектива или нет. У каждого есть свобода выбора: жить так, как он считает нужным, меняться или нет. Для кого-то ценность — это обычная повседневная жизнь, в которой в первую очередь важно делать то, на что отзывается душа и сохранять принципы и человеческие ценности. Для другого человека ценность — это открытие нового, реализация идей. Третьему нравится видеть и создавать системы, наводить порядок, а четвёртый легко вовлекает людей в любую деятельность, ценит то, как развиваются отношения людей. И самое замечательное в этом то, что мы можем учиться друг у друга, перенимать лучшие качества и быть для других поддержкой, слышать их на более глубоком уровне. Для этого нам всего лишь необходимо сместить наш фокус внимания на внутреннее развитие себя как личности. Нужно научиться понимать, что мои внутренние изменения влияют на других людей, на ситуации в которых я нахожусь, на будущее, в котором мы будем жить. Есть очень подходящая цитата социального антрополога Маргаред Мид: «Никогда не сомневайтесь, что небольшая группа людей может изменить мир. На самом деле, всегда происходит именно так». Выбор, действительно, за каждым человеком, и мы его делаем каждый день. Начинается все с нашего фокуса внимания, на чем мы больше всего сконцентрованы на сходствах или различиях? На поиске виноватых или на решении задачи? Если что-то произошло — это непоправимая ошибка, или опыт научится новому и стать мудрее? Для того, чтобы менять социальный контекст у нас есть прекрасный инструмент AMBR-процесс, с которого все начинается и который пронизывает всю 4-DCистему.
— Но заразить, увлечь новой моделью поведения можно?
— Да, конечно. Для некоторых людей важны удачные примеры поведения, мы хотим видеть некие эталоны. Почему сегодня большое количество людей посещает различные тренинги? Они хотят видеть успешных людей и знать, что они сделали, чтобы таковыми стать. Как стать миллионером? Как быть счастливой семейной парой? 4-D Cистема обращает наше внимание на врождённые добрые качества, на базовую мудрость человека. Люди очень много замечают и склонны анализировать поведение и привычки тех, кто счастлив или добился успеха, и менять собственные, чтобы добиться того же. В коллективе работают те же самые законы. Это практически для каждого человека близко. Главный вопрос заключается в том, как выстроить социальный контекст таким образом, чтобы команда шла к целям, расширяя зону комфорта, получая удовлетворение от процесса солидерства, роста профессионализма и от отношений с коллегами, партнёрами и клиентами. Как говорят наши клиенты, мы больше не тратим время на скрытые конфликты, недоговорённости, у нас нет излишнего самодовольства, мы теперь просто делаем вместе интересные дела, которые приносят результаты, наши семьи нами гордятся и это наполняет жизнь смыслом.
— Мы говорим о том, что социальный контекст, это набор неких негласных правил, установок и т.д., которые действуют внутри команды. Чарльз Пеллерин разработал систему измерения «командного духа» и распределил уровень социального контекста по так называемым квинтелям в зависимости от эффективности команды. Каковы стандарты социального контекста, на, допустим, самом верхнем уровне?
— То есть, социальный контекст внутри команды может быть предметом договорённости?
— Да, это всегда предмет договорённости. Ведь любые правила, даже негласные, работают до того момента, пока мы принимаем их. Внедрение новых правил и стандартов возможно только тогда, когда все члены коллектива на сто процентов готовы их принять.
— Могут ли эти правила быть достаточно жёсткими? К примеру, на опасном производстве, связанном с риском для жизни людей, может быть правило, что нарушителя внутренних регламентов сдают в полицию? Я привожу утрированный пример, но суть, я думаю, понятна…
— Да, понятна. Тут важно понять, что социальный контекст — это не набор конкретных правил и инструкций. Это скорее базовые принципы взаимодействия и жизни внутри коллектива. Вы помните, почему Чарли Пеллерин начал заниматься вопросами эффективности команд? Во время его работы в NASA едва не был сорван многомиллиардный проект — не мог начать работу телескоп Hubble. Это стало результатом проявления небрежности со стороны членов команды. Именно тогда Чарльз понял, что можно написать тысячу правил и регламентов, но, если в команде не принято действовать решительно, не принято брать на себя ответственность, не принято открыто признавать существование проблемы, то в критических и нестандартных ситуациях ни одна инструкция не сработает. Важны в данном случае такие принципы, как открытость, готовность работать на результат, прозрачность всех процессов. Взаимодействие в команде становится понятным, уходят двойные подтексты, на первый план выходит ясность простых прямых решений и действий. Ни у кого не возникает сомнений в том, как поступить в той или иной ситуации, поскольку есть договорённости о том, что есть «хорошо», и что есть «плохо» именно для нашей команды.
— Допустим, прошла команда тренинг, о чем-то её члены договорились, поняли, как они будут менять свой контекст, но завтра в компанию пришли новые люди. Каким образом социальный контекст распространяется на новичков? Впитывают ли они его как воздух, или же все принципы необходимо проговаривать?
— Изначально, я думаю, что в каждой команде уже существуют процессы адаптации новых сотрудников. Так или иначе им рассказывают о правилах взаимодействия. Но в ходе наших тренингов этот вопрос обязательно поднимается. И здесь тоже возникает момент выбора команды: в какой момент и в какой форме она будет рассказывать об инструментах, позволяющих ей быть сильной. Некоторые команды, например, на начальном этапе выдают сотруднику книгу Чарли Пеллерина «Как НАСА создаёт команды». Она позволяет ознакомиться с основными принципами 4d-системы и даёт понятную квинтэссенцию основных принципов. Новичок понимает, что в компании принято честно выполнять свои обязанности, говорить о своих задачах, о своих проблемах, обращаться к коллегам за помощью, признавать свои ошибки.
— Кстати, необходимость признавать ошибки, наверное, пугает многих…
— Нет, нет. Должно быть проговорено, что признание своей ошибки не повлечёт изгнания из компании. Как раз речь идёт о том, что есть некий инструмент, который позволяет исправить ошибки и превратить их в топливо, которое выведет команду на новый уровень. Ошибки нужно воспринимать как наиболее ценный опыт. Все мы их делаем. Я бы вообще хотела, чтобы даже слово «ошибка» ушло из обихода. Ну, это фантазия, конечно. И тем не менее, сегодня оно блокирует человека, делает его неживым, пробуждает чувство вины, депрессию, страх, желание скрыться, убежать. В результате человек становится либо жертвой, либо спасателем, либо рационализатором, либо обвинителем.
— О, это какие-то определённые амплуа?
— Совершенно верно. Бывает, что обстоятельства пробуждают в человеке черты, изначально свойственные его типу личности. Не всегда эти черты позитивны. Спасатель, к примеру, это тот, кто в любой критической ситуации начинает звать всех за собой и убеждать, что только он один может это сделать. Причём он будет спасать вас вне зависимости от вашего желания или нежелания быть спасенным.
— С жертвой и обвинителем всё более-менее понятно. Но чем плох рационализатор?
— Рационализатор — это человек, у которого всё «само рассосётся». Он не предпринимает решительных действий, не принимает нужных решений. Он просто убеждает себя, что сложившаяся ситуация является логичной, рационализирует её и живёт в этих обстоятельствах.
— У меня просто раздвоение сознания. В советском прошлом на производствах, в частности, рационализаторами напротив называли людей, которые предлагали улучшение процесса, эффективное решение
— Хм, вот мы и подошли к одному из элементов 4-DCистемы лидерства. Его концепция заключается в том, что каждый человек относится к одному из четырёх врождённых типов лидеров. Каждый тип описан, каждому присвоен свой цвет. И тот рационализатор, о котором говорите вы, это «синий» лидер. Сегодня их называют инноваторами. Он действительно создаёт новые процессы, что-то изобретает, открывает. Он ведёт людей в красивое светлое будущее, умеет создавать планы, выстраивать стратегии. Однако бывают рационализаторы с другими типами личности
— Которые просто не хотят тратить лишних усилий?
— Совершенно верно. Он мыслит примерно так: «Я вот посижу здесь пока один, а вы там разберётесь…» На самом деле, важно понять очень важную вещь. Несмотря на то, что каждый из нас имеет свой врождённый тип личности, мы можем совершенствоваться, овладевать всеми лучшими качествами, которые есть в представителях других типов, становиться 4D. Это очень серьёзная работа над собой, постоянное развитие, которое позволяет увидеть в окружающих людях соратников, лучше понимать их, разговаривать на одном языке с ними. Мы начинаем понимать ценность каждого человека, в зависимости от его типа личности. Но если мы навсегда остаёмся в своих врождённых рамках, грубо говоря, в формате 1D, то велика вероятность, что рано или поздно мы скатимся до описанных выше амплуа и только и будем винить окружающих в своих неудачах.
— То есть суть 4D-системы в том, что мы должны осознать свой тип лидерства и понять, кто рядом с нами?
— Суть в том, что лидер может развиваться во всех четырёх измерениях. Да, изначально каждый из нас относится к одному из типов, но это не значит, что мы не можем освоить сильные стороны каждого типа. Кроме того, вы правильно отметили, важно знать, кто рядом с нами, чтобы создавать пространство солидерства с другими людьми. Умение говорить на их языке, умение договариваться, — всему этому посвящено время внутри нашего тренинга. Возможно, у владельца бизнеса есть видение, как должен выглядеть результат его усилий, инвестиций, энергии души — его компания. Но у людей, работающих на него в этой компании есть свои представления и ожидания, как они хотели бы реализовать себя и какие результаты получить. 4D-система позволяет достичь договорённостей, найти общий язык, единое видение результата и критериев успеха. Это новый язык отношений и взаимодействия, и это выгодно обеим сторонам.
— То есть, вы обучаете в ходе тренинга как общаться с каждым из типов лидеров?
— Да, но прежде всего нужно научиться понимать, какой именно лидер перед тобой и, исходя из этого, мы видим, каковы глубины ценности этого человека.
— Как это определить? По тому, что человек говорит?
— Да. Когда он говорит о том, что для него важно, мы можем слышать так называемые ценностные слова. Он обозначит, что ему интересно, в чем он проявляется наиболее ярко, но здесь важно заметить, что врождённый тип личности не является каким-то шаблоном, который мы на человека навешиваем. Каждый из нас в той или иной мере развит во всех четырёх направлениях, потому что мы, слава Богу, дожили до этого дня и взаимодействуем со множеством людей. 4d-система просто немного структурирует наш опыт и даёт возможность находить нужные слова для каждого человека.
— Допустим, вам нужно продиагностировать человека… То есть, вы хотите понять к какому он типу личности относится. О чем вы с ним будете разговаривать?
— Я буду просто его внимательно слушать. Что может быть для него интересно, какие есть планы на будущее.
— И, исходя из того, что он скажет, вы поймёте его тип личности?
— Да, например, он говорит много про свои идеи, про инновации — это один тип личности.
— Синий, да?
— Да. Если для человека важны система, структура, и он говорит об этом, то это другой тип, «оранжевый».
— А как он говорит о системах? Он же не может сказать: «Для меня важны системы и структуры…»
— Вы обязательно услышите в его речи такие фразы как: «Здесь мне нравится, как налажен процесс…» или «Мне нравится, что здесь системно изложен материал». А человек зелёного типа, например, скажет: «Мне важно, что здесь были затронуты именно чувства людей, раскрыта индивидуальность человека «. Но для нас важно, чтобы каждый лидер мог развиваться во всех четырёх направлениях.
— Галина, что должно владельца бизнеса или топ-менеджера сподвигнуть прийти на ваш тренинг? Что может для руководителя стать сигналом о том, что социальный контекст в его команде не способствует эффективной работе?
— Вот вам несколько примеров. К генеральному директору начинают приходить сотрудники с жалобами на соседние отделы, якобы они являются причинами невыполнения поставленных задач. Или, к примеру, в компании проходят длительные совещания-баталии, а договорённостей достичь не удаётся. Ещё один сигнал — это постоянные жалобы сотрудников на то, что они не понимают, кто за что отвечает. Или, допустим, в компании идёт постоянно борьба за ресурсы, или возникают конфликты между поколениями…
— Кстати, часто слышу о том, что с молодыми сотрудниками, поколения «Х», «Y» сложно договариваться
— Подобные слова тоже могут говорить о проблеме с социальным контекстом, потому что, на самом деле, представители поколений «X» и «Y» более чувствительны к погрешностям социального контекста, они быстрее гораздо понимают в чем преимущество 4-DCистемы и в чем ценность этого инструмента. Они понимают, как через взаимодействие, через взаимоотношения можно достигать совершенно других результатов, другого эффекта, как, объединяясь, мы можем сделать больше. И если говорить про новое поколение, то для них понятие «мы», оно, в некотором смысле, больше и шире, чем для нас.
— То есть они в меньшей степени индивидуалисты?
— Нет, просто, если говорить про большие какие-то проекты, то они объединяются очень легко, быстро, и направлены на это объединение. И почему 4-DCистема ими воспринимается прекрасно, так это потому, что в их поколенческих ценностях присутствует понятие «МЫ» как живое, настоящее, честное, открытое пространство.
— Галина, понятно, что тренинг направлен прежде всего на лидеров бизнес-структур. Но, как я поняла, он позволяет существенно продвинуться любому человеку в части самоопределения?
— Безусловно. Изучение социального контекста, в котором ты живёшь, — это прояснение своей жизненной позиции относительно себя и восприятия этого мира. Это ответ на вопрос: «Как я взаимодействую с этим миром? Я строю стены или я строю мосты?» Для меня сама возможность обсуждать социальный контекст — это попытка создать в Новосибирске пространство эффективного взаимодействия людей, атмосферы уважения друг друга и принятия каждого как личности. Мы научимся больше слышать друг друга и находить общие интересы. 4-DCистема позволяет найти общие интересы в команде, в компании, в семье. У каждого из нас есть картинки в голове относительно того, как должно быть идеально, в каком городе мы хотели бы жить. Многие размышляют об этом, но не все готовы говорить. 4-DCистема — это тот инструмент, который позволяет осознанно менять поведение людей. Я хочу, чтобы для наших клиентов по-настоящему ценным был этот семинар, который сместит их фокус внимания и продвинет мышление в сторону созидания лучшего социального контекста, его изменения и управления им. Этот инструмент очень прост, интересен, действенен и там очень много юмора, а юмор — это очень важный компонент, который свойственен высокоинтеллектуальным продуктам. Я надеюсь, что эта технология не только сделает наш город лучше и радостнее, но и затронет более широкое окружение. Мы стремимся предложить людям новые знания, которые позволят им создать вокруг себя радостное пространство, наполненное красивой энергией.