Что такое социальный менеджмент
Понятие социального менеджмента
Понятие и категории социального менеджмента
Социальный менеджмент — это один из элементов сложной системы управления экономикой страны, который призван обеспечить эффективность развития экономики, так как в процессе производства в объединении (на предприятии) наряду с деятельностью, направленной на достижение определенных экономических результатов, постоянно решаются социальные проблемы.
Из сложной системы социальных проблем и связей, касающихся управления, социальный менеджмент рассматривает лишь те, которые относятся непосредственно к управлению производством, и через призму занятых в нем социальных групп. Объект социального менеджмента — это социальный механизм управления не всей экономикой, а лишь одной ее составляющей — производством. Конечно, успешное регулирование социальных процессов, протекающих в производственных коллективах, предполагает необходимость их согласования с экономическими процессами.
Производственный коллектив как социальная ячейка общества образует центр множества процессов социальной жизни людей, который отображает типы социально-экономических отношений общества: экономические, политические, нравственные, эстетические и т.д. Социальные явления проникают во все сферы деятельности производственного коллектива. И решение социальных проблем — мощный фактор успешного повышения эффективности производства.
Важнейшая задача социального менеджмента — создание теоретической базы для формирования социального механизма управления производством. В решении этой задачи существенная роль отводится непосредственно самому коллективу, который полномочен участвовать в производственном и социальном развитии хозяйственных систем.
Социальные проблемы управления производством изучены намного слабее, чем управление производством, поэтому методология и методика исследования этих проблем не разрабатывались. В последние годы наблюдается оживление, возникают новые научные направления в психологии управления и социологии трудового коллектива. Негативная сторона социологического исследования в данной области — это слабая связь изучаемых социологических проблем управления с состоянием экономики страны.
В разработку социального механизма управления большой вклад внесен отечественными (A.M. Омаров, В.И. Сивич, Э.Н. Рудин, А.В. Филиппов), а также зарубежными учеными.
Понятие управление прочно вошло в обиход ряда областей знания; оно применяется как в экономических науках, так и в мировоззренческих. Но смысл и значение его во многом определяются спецификой исследуемого объекта.
Можно говорить об управлении техническими устройствами, машинами и механизмами, об управлении различными процессами в живых организмах, т.е. об управлении биологическими процессами или поведением людей.
Это понятие применяется при характеристике социальных явлений и процессов, протекающих в коллективе.
Чтобы сформулировать систему категорий социального менеджмента, целесообразно основываться на категориях науки об управлении.
Задача управления заключается в том, чтобы стабилизировать систему, привести в соответствие с закономерностями, придающими ей динамическое равновесие, качественную определенность и целостность.
При исследовании социальных проблем производства надо использовать и другие науки — философию, экономические, социально-политические, социальную психологию, статистику, теорию информации и т.д.
Чтобы охарактеризовать сущность социального менеджмента, необходимы знания таких категорий, как цель, потребность, интерес.
Цель — запланированный результат деятельности людей в процессе производства и управления. Человек участвует в производственном процессе, и вместе с тем он осуществляет свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий, которые он должен подчинить своей воле. Цель выступает как функция потребности.
Воля — это сознательное и целенаправленное регулирование человеком своей деятельности, способность действовать в соответствии с наличным планом и преодолевать препятствия на пути достижения цели.
По содержанию можно выделить категории, которые сформулированы в науке управления и значимы для социального менеджмента. Это субъекты управления, качество активности и поведение субъектов управления, социально-экономическое положение субъектов, подразделение организационной структуры производства, устройство системы управления, управленческие воздействия на субъектов, экономические условия и результаты и т.д.
По содержанию все категории социального менеджмента можно разделить на несколько групп.
ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
МОДУЛЬ 1. Социальные аспекты менеджмента
ЛЕКЦИЯ 1.
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
План лекции.
1.1. Понятие социального менеджмента
1.2. Основные принципы, задачи, категории и функции социального менеджмента
1.3. Методы социального менеджмента
1.4. Особенности социального управления XXI века
ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Теория и практика современного менеджмента формируется в быстроменяющемся социальном пространстве. Социальное обустройство граждан, удовлетворение их социальных потребностей и постоянное повышение качества жизни населения давно стали нормой поведения государства (социальное государство), рыночных отношений (социально ограниченный рынок), взаимоотношений классов и социальных групп.
В социальном управлении осознан факт: высокое качество жизни населения – не только цель общественного развития, но и современный механизм получения высокого качества и надежности продукции, эффективного решения экономических проблем. В сегодняшней управленческой практике задаются социальные приоритеты, разрабатываются социальные технологии (информационная, организационная, административная, нормативно–правовая).
Социальная сфера управления становится относительно самостоятельной, многоструктурной. Появляется особый тип управленца–менеджера – специалиста в этой области. В структуре отраслей научных знаний важное место принадлежит социальному менеджменту.
Социальный менеджмент– это область управления, формирующая у будущих специалистов теоретические и практические навыки, позволяющие эффективно воздействовать на социальные процессы, влиять на создание благоприятной для человека социальной среды, проектировать социальные организации, что в свою очередь обеспечивает рациональное использование самого богатого и неограниченного из всех ресурсов – человеческого.
Основная задача, которую решает социальный менеджмент, это координация, согласование, направление деятельности членов общества к единой цели. Они являются субъектами, осуществляющими сознательное воздействие на объект управления. Субъект управления познает, сознательно использует законы развития сложных систем и планомерно организует деятельность общества для достижения поставленных целей.
Объектом социального менеджмента являются общественные отношения и соответствующие им процессы.
Становление и развитие социального менеджмента связано с тем, что в современных условиях нарастают тревожные тенденции, угрожающие разрушению человека как личности, его связей с обществом, оскудению его духовности и культуры.
К их числу следует отнести:
а) происходящие планетарные изменения в природной среде (быстрое сокращение биологического разнообразия, нарастание «парникового эффекта» и грядущее за ним изменение климата, истощение озонового слоя, сокращениеплощади лесов и деградация почв, нарастающее загрязнение почв, воды и атмосферы токсичными отходами человеческой деятельности);
б) резко растущая социальная дифференциация как между различными странами, так и внутри отдельных стран, чтов сочетании с борьбой за ресурсы приводит к текущим локальным конфликтам и несет в себе высокую угрозу глобального потрясения;
в) быстрый рост численности населения Земли при сокращении ресурсных возможностей планеты;
г) расточительный режим расходования невозобновимых природных ресурсов, неучет в деятельности современников интересов будущих поколений людей.
В результате возрастает противоречие между личностью и обществом – одна из коренных причин разбалансированности мира, таящая в себе возможности нарастающих социальных взрывов и катастроф. Углубление этого противоречия ведет к деградации личности, укреплению ложных ценностей в духовном мире, что и является в конечном счете причиной антисоциального поведения, нарастающей агрессивности, возникающих военных конфликтов.
Причинами разбалансированности социального пространства являются также:
• неразвитость экономических структур, окружающих человека;
• нарушение социальных приоритетов, неадекватность средств социальной защиты;
• характер политической организации общества, политического режима, неспособного обеспечить демократические методы решения общественных проблем;
• низкий духовный потенциал, недостаточная управленческая культура субъектов деятельности, что выключает коллективный разум, науку из нормального механизма функционирования общества.
Остановимся более подробно на последнем вопросе. Под влиянием социального менеджмента формируется новая культура управления. В ней особое значение приобретают рациональное начало, знания, современные концепции, научное проектирование и программирование, математическое и социальное моделирование. Эти методы научного управления направляются на более полнее использование социальных ресурсов, «человеческого фактора».
Формирование управленческих знаний, управленческих концепций, проектов и программ перестает быть привилегией руководящего центра и становится достоянием местных сообществ, быстро развивается муниципальный менеджмент. Последний затронул прежде всего органы местного самоуправления, муниципальные образования, где коренным образом изменил качество взаимоотношений между жителями территорий, промышленными финансовыми группами и органами местного самоуправления. Произошли качественные преобразования в культуре управляющих–менеджеров, которые в массе своей становятся профессионалами и способны осуществлять эффективное воздействие на темпы социально–экономического развития территорий. Увеличивается число собственников–совладельцев финансовых институтов и коммерческих образований. Каждый муниципальный менеджер, нанятый по контракту и несущий ответственность за управленческую деятельность по результатам работы, становится как бы малым предпринимателем в сфере управления. Так формируется предпринимательская культура нового типа – менеджеральная.
В кризисных ситуациях, в период моделирования общества и его переходных состояний неизбежно возрастает роль стратегических поисковых усилий выхода из кризиса, обеспечения прорыва на плавных направлениях. Эту функцию выполняют социальные программы, проекты, способные определить оптимальное соотношение стратегических и тактических задач, поступательность их достижения.
Социальный проект представляет собой такую разновидность программы, в которой отражены не только актуальные ориентиры, общие задачи, но и уточнены сроки достижения подцелей, скоординированы усилия исполнителей на основе глубокого изучения исходного развития объекта и использования социальных нормативов. Словом, проект характеризуется глубокой проработкой социальных задач и включает меры не только социально–диагностического, но и организационно–управленческого (технологического) обеспечения.
Следует сказать, что реализации социальных решений, социальных программ в последние десятилетия уделялось недостаточное внимание. Причин тут много. Одна из них — некомпетентность субъектов управления, их неготовность обеспечить все циклы прохождения принятых социальных решений — от выработки до реализации. Другая — сложившийся стереотип мышления, выражающийся в недоверии к организационным сторонам управления, которые в условиях командно–бюрократической системы нередко сводились к жестоким некомпетентным регла–ментациям, инструкциям, многочисленным проверкам и т.п.
В теорию и практику современного социального управления в развитых странах широко проникла марксистская идея — ценности жизни выше целей производства. В американской и японской литературе обсуждается идея управления по результатам и высказывается неудовлетворенность американской системой управления по целям (доход, прибыль, капитал).
В понятие «результат» на Западе все в большей мере включаются человеческий фактор, развитое мышление, творческие возможности, развитие организации, самоуправления, укрепление межличностных контактов и, что особенно важно, отрабатывается механизм получения этой социальной части результата. Этот механизм включает не управление людьми, а создание условий для свободного развития человека, повышения уровня организации социальной системы, качества жизни, стимулирование труда не декретами, инструкциями, а самим трудом, его творческим содержанием, материальными и моральными факторами. Причем очень гибко в эту систему вплетаются общечеловеческие ценности, в определенной мере сглаживающие противоречия капитала.
Внедряемые на Западе системы социального управления, в том числе и по результатам (финский опыт), не только направлены на достижение социального результата, но и с помощью управленческих и организационных средств обеспечивают его достижения, имеют технологическую проработку, которая включает доверие к работнику, готовность к сотрудничеству, уважение к творческим способностям человека. Поэтому за социальным диагностированием логически следует необходимость применения социальных технологий, которые обеспечивают практическую реализацию социальных резервов. В этом состоит суть социального менеджмента.
Таким образом, речь идет о необходимости более эффективного управления социальными процессами, социальной сферой и социальными ресурсами с помощью современных методов.
В настоящее время разрабатывается теория и практика социального менеджмента. В русле сказанного само управление представляется все в большей мере наукой о законах и закономерностях социализации, включения социальных субъектов (человека, группы, общности, народа, государства, нации) в ценности мировой культуры, освоения этих ценностей в различных видах деятельности с целью развития индивидуального и социального интеллекта, создания благоприятных условий жизни в условиях равновесия человека и природы, сбалансированности социального и природного пространства.
Это конструктивное, творческое, инновационное управление выполняет теоретико–познавательную и созидательно–преобразующую функции в их органической связи. Первая функция реализуется с помощью информатизации, вторая — технологизации социального пространства. Следуя этой логике, технологизация социального пространства — главная функция социального менеджмента и ее основной метод познания и преобразования социальной действительности.
В основе технологизации социального пространства лежит прежде всего методология и теория социального управления, механизмы которого отстали от требований жизни. По существу, сегодня необходима современная теория управления, которой пока нет. Об этом свидетельствуют научные дискуссии в данной области, низкий уровень управляемости социальными процессами, особенно в стадии их проектирования и технологизации.
Разработка социальных моделей, программ и адекватных им технологий — это прерогатива гуманитарных наук, но роль их в информатизации и технологизации социального пространства принижена. Этот вид научного знания пока не выполняет своих функций – аналитической, информационной, технологической, экспертной. Обществоведение чрезмерно идеологизировано и политизировано, что отрицательно сказывается на выборе путей общественного развития.
Перед обществом стоит задача огромной значимости – убрать все бюрократические фильтры на пути научных идей, обеспечить их свободную циркуляцию, включить науку в цивилизованный механизм выработки и реализации ответственных решений, политики, максимально исключить политиканский диктат в интеллектуальной сфере и сложившийся в коридорах власти стереотип, указывающий, кому должен служить научный поиск.
Конечно, этот тезис не избавляет науку от справедливых претензий со стороны общества, субъектов управления. В самой науке сложился существенный разрыв между наличием определенных идей и неготовностью их к внедрению, недоведенностью до конкретных методов, процедур, обеспечивающих их воплощение в практику социального управления. Последнее и является в большей мере функцией социального менеджмента.
Таким образом, чтобы достойно ответить на вызовы ХХI–го века, необходимы инновационный метод освоения социального пространства, поиск средств, которые способны не только изучать и предсказывать различные социальные перемены, но и активно влиять на практическую жизнь, получать прогнозируемый социальный результат, оказывать воздействие на развитие сложных социальных систем.
Социальный менеджмент как форма управления процессами социального обслуживания
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 06.02.2020 2020-02-06
Статья просмотрена: 1664 раза
Библиографическое описание:
Карлина, Т. А. Социальный менеджмент как форма управления процессами социального обслуживания / Т. А. Карлина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 6 (296). — С. 275-277. — URL: https://moluch.ru/archive/296/67131/ (дата обращения: 26.12.2021).
В статье рассматривается понятие социального менеджмента, его основные принципы. Автор отмечается значимость социального менеджмента в управлении процессами социального обслуживания населения, в том числе граждан пожилого возраста.
Ключевые слова: социальное управление, менеджмент, социальное обслуживание, социальный менеджмент, пожилые люди.
Сегодня управление процессами социального обслуживания в учреждении является важнейшим критерием его эффективной работы. В широком смысле управление — это процесс воздействия на объект и его свойства с целью изменения его в нужном направлении, а социальное управление — это процесс воздействия на общество и его отдельных граждан с целью сохранения их существующего состояния, либо изменения этого состояния в лучшую сторону [5].
Качественное обслуживание граждан, в том числе и пожилого возраста, невозможно без эффективной системы управления процессами социального обслуживания в организации, которая напрямую связана с реализацией функции управления персоналом. В данных условиях актуальным становится социальный менеджмент. Изначально менеджмент относился лишь к коммерческим организациям. Однако со временем, зарекомендовав себя как эффективную форму управления, менеджмент распространился и на другие сферы жизни, в том числе и на социальную сферу.
Авторы по-разному трактуют данный термин. Так, доктор экономических наук Афонин Ю. А. определяет социальный менеджмент как «область управления, формирующую у будущих специалистов теоретические и практические навыки, которые позволяют эффективно воздействовать на социальные процессы, влиять на создание благоприятной социальной среды, проектировать социальные организации» [2].
Научный сотрудник Института истории материальной культуры Российской академии наук Попов С. Г. говорит, что» социальный менеджмент — это разновидность менеджмента, которая предполагает разработку целей, формулировку проблем, составление планов посредством использования определённых видов деятельности [6].
Таким образом, социальный менеджмент — это область организаторско-управленческой деятельности, обеспечивающая выработку и реализацию решений по эффективному функционированию организации как системы. Объектом управления в социальном менеджменте выступает система общественных отношений, в которую включены учреждения социальной сферы, а субъектом управления — руководители социальных учреждений и формируемые ими органы управления [3]. Субъект и объект управления, а также существующие между ними связи образуют систему социального управления, в том числе и систему управления по оказанию социальной помощи различным категориям населения.
Принципы социального менеджмента. Под принципами социального менеджмента понимают основополагающие правила, положения и нормы, которыми должны руководствоваться управленцы в конкретных социальных условиях. Принципы социального менеджмента должны быть основаны на законах развития общества, соответствовать целям социального менеджмента, учитывать временные аспекты социального управления; быть закреплены в соответствующих нормативно-правовых актах [4].
К принципам социального менеджмента относят:
В процессе развития общества определенные принципы социального менеджмента могут изменяться. Но, тем не менее, полностью они не исчезнут, поскольку выражают серьезные требования к системе социального управления.
Мировая практика в работе с пожилыми людьми отдаёт предпочтение социальному менеджменту. Особенности социального менеджмента в работе с пожилыми людьми включают в себя следующие положения:
– комплексный подход к пожилому человеку, предполагающий тесное взаимодействие различных специалистов;
– учет психологических особенностей пожилых людей;
– организация усилий каждого специалиста учреждения как элемента в целостной системе социального обслуживания.
Социальный менеджмент позволяет обеспечить эффективное управление деятельностью учреждения с целью удовлетворения потребностей той или иной категории населения в различных услугах [1].
Социальный менеджмент в учреждении охватывает три аспекта работы [7]:
Итак, социальный менеджмент — это область управления, направленная на формирование у специалистов теоретических и практических навыков, позволяющих эффективно воздействовать на социальные явления и процессы. Менеджмент в социальной сфере обеспечивает эффективное управление процессами социального обслуживания, направленными на удовлетворение потребностей населения, в том числе и пожилого возраста, в социальных услугах.
Социальный менеджмент
Понятие и структура социального менеджмента, организация как его основа, смысл и содержание, принципы ее функционирования. Сущность и основные характеристики бюрократии как типа социальной организации, закономерности и направления, этапы ее развития.
Рубрика | Менеджмент и трудовые отношения |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 17.11.2013 |
Размер файла | 30,9 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Мировое рыночное пространство, развитие демократических институтов, освоение современных технических средств общения актуализируют спрос на коммуникационный менеджмент как необходимый механизм регулирования экономики, социальной сферы общества, его политической жизнедеятельности.
Истоки управленческой деятельности просматриваются в первых усилиях людей по упорядоченности своего доцивилизованного общения, по воспроизводству разнообразных социальных состояний: семьи, кооперации труда, организованного противостояния природным силам.
Управление сравнимо с человеческим мозгом, в котором сосредоточены созидательные возможности людей, откуда дается команда к проявлению их творческих ресурсов. Исторически подтверждено: управленческая деятельность по содержанию и направленности выполняет интеллектуально упорядочивающую роль в жизни общества и, прежде всего, в экономической и политической сферах. Вот почему управленческая деятельность предполагает основательное научное оснащение.
1. Понятие и структура социального менеджмента
В современных условиях процесс формирования управленческой культуры, управленческих знаний должен быть направлен на социальное обустройство граждан, удовлетворение их социальных потребностей и постоянное повышение качества жизни населения.
Управление обществом (или социальный менеджмент) представляет собой воздействие на общество с целью его упорядочения, совершенствования и развития.
* организация осуществления принятого решения, регулирование и корректировка этого процесса;
* учет и контроль получаемых результатов, анализ степени достижения поставленных целей.
Иными словами, к основным стадиям социального менеджмента относятся социальное прогнозирование, социальное проектирование, социальное планирование, социальное регулирование, а также непосредственное руководство социальными процессами.
Сущность социального менеджмента определяет структуру его системы. Она состоит из таких компонентов: субъекты управления, объекты управления, процесс управления и механизмы системы управления.
Для более эффективной реализации социальных целей и осуществления принципов социального менеджмента необходимо более полное использование следующих научных методов:
* социального проектирования и программирования;
* сбора и анализа социальной информации на основе современных вычислительных средств, прежде всего компьютерной техники, использования математических методов в обработке и хранении социальной информации;
* сплочения социальных организаций и групп, управленческих команд руководителей и специалистов в области социального менеджмента;
* создания положительной мотивации у людей к труду, к жизни в целом, к целесообразному поведению в организации и в обществе в целом;
* психологического влияния (специальные тренинги и игровые методы), направленного на активизацию жизненных сил личности, в том числе и менеджеров;
* методов самосовершенствования личности, в том числе личности менеджера;
* использования знаний, полученных в фундаментальной науке, кибернетике, синергетике и других отраслях, прикладных исследованиях, пригодных для повседневных и перспективных задач, социологии управления.
Только системный подход ко всему комплексу проблем, решаемых в рамках системы социального менеджмента, позволит поднять его теорию и практику на уровень тех задач, которые сегодня стоят перед современным обществом. Именно поэтому будущие специалисты в области социального менеджмента должны в каждой изучаемой дисциплине вычленить социальный аспект решения проблемы и искать адекватные методы их решения.
2. Уровни социальной организации. Организация как основа социального менеджмента
В социологии организация рассматривается как элемент социальной структуры. В этом плане социальная организация понимается как система отношений, объединяющих какое-то число таких элементов, например, видов (групп) для достижения определенной цели.
Социальная организация оформляет социальные группы в коллектив. Группа людей в форме социальной организации получает институциональное оформление социальных различий, сформировавшихся в разных сферах жизнедеятельности людей. Каждый член группы имеет свою собственную позицию, отражающую его положение в системе разделения общественного труда. Например, организация предприятия включает представителей рабочих, инженерно-технических работников, разных профессий и возрастов.
Социальные организации имеют ряд основных черт:
1. Они создаются для реализации определенных целей, стремятся как можно быстрее и эффективнее достичь этой цели. Организации представляют собой одновременно средство и инструмент обеспечения функции объединения людей, регулирования их деятельности для достижения цели, которой нельзя достичь в одиночку.
3. Характерная черта организации возникает на основе разделения труда, его специализации по функциональному признаку. Организации строятся по вертикали и по горизонтали. В вертикальных структурах имеются управляющая и управляемые подсистемы. Управляющая система координирует функционирование горизонтальной структуры. Построение организации по вертикали обеспечивает достижение единства целей, придает организации эффективность и стабильность функционирования.
В рамках любой организации выделяют внешний и внутреннийуровень структуры.
В структуре организации выделяется несколько компонентов, среди которых важнейшее значение имеют специализированное разделение труда, сфера контроля и координация совместной деятельности людей, работающих в данной организации. Все это образует внутреннюю среду организации. Но любая организация действует в определенной внешней среде.
Внешняя среда. Социальные факторы, внешние по отношению к организации, сплетаются в сложный клубок политических, экономических, юридических, социальных и социально-культурных воздействий, постоянно присутствующих в жизни организации и существенно влияющих на формирование ее деятельности. Внешняя среда сказывается не столько на повседневной работе людей, сколько на их отношении к своей организации и на поведении самой организации в целом. В частности, положительный в глазах общественного мнения имидж вселяет в людей гордость за принадлежность к организации. В этом случае легче привлекать и удерживать работников. Когда же в общественном мнении складывается недоверчивое или даже негативное отношение к организации, в нее приходят люди без большого удовлетворения, скорее подгоняемые соображениями выгоды, отсутствием выбора и т.д.
Каждый из двух или более уровней выступает как управляющий по отношению ко всем нижележащим и как управляемый, подчиненный по отношению к вышележащим. В иерархически построенной системе каждый уровень специализируется на выполнении определенного круга функций, причем на более высоких уровнях иерархии преимущественно осуществляются функции согласования, интеграции. Иерархия в организации систем необходима в связи с тем, что управление в них связано с получением, переработкой и использованием больших массивов информации. На нижних уровнях используется конкретная, охватывающая лишь отдельные стороны функционирования системы, информация, а на более высокие уровни поступает обобщенная информация, характеризующая условия существования всей системы, и принимаются решения, относящиеся к системе в целом.
Аналогичные иерархические построения справедливы для большинства организованных систем, и каждую из них нельзя рассматривать как изолированную в себе сущность; они, вообще говоря, составляют только часть еще более крупных сложных систем.
— отрасли народного хозяйства;
— подразделения (цех, участок, отдел, служба и т.п.);
Существуют некоторые законы организации в менеджменте, невыполнение которых может привести к сбою в функционировании предприятия и к невозможности достижения его основных целей.
Закон специализации. Современный процесс производства основан на применении новых технологических достижений, технологических процессов, хорошей организации труда на производстве и информационных систем. Для того чтобы профессионально управлять производством нужны узконаправленные навыки и знания в самых разных областях науки и технических новаций.
Закон интеграции. Организация как объект менеджмента не может функционировать должным образом без этого закона. Интеграция или объединение в менеджменте обусловлена потребностями производства и качественного управления им. Это своего рода объединение управленческих действий и подразделений в один производственный процесс, который и называется предприятием. К интегрирующим факторам можно отнести цели и задачи предприятия, интересы и потребности рынка.
Закон экономии времени. Этот закон актуален не только для материального производства. Любая экономия в конечном итоге сводится к экономии времени. Это очень характерно для менеджмента в целом, в котором этот закон называют законом управления временем. Эффективность достижения поставленных целей в большой степени зависит от скорости реакции управленца, менеджера, на конкретные потребности рынка и от скорости мобилизации всех внутренних и внешних факторов с целью удовлетворения этих потребностей. Организация как объект менеджмента тем конкурентоспособнее, чем быстрее менеджер решит возникшие вопросы. Если затронуть глобальный масштаб, то здесь этот закон сможет повлиять на экономическое развитие целого региона или даже страны.
В менеджменте определены три основных уровня управления:
3. Сущность и основные характеристики бюрократии как типа социальной организации
Все современные формальные социальные организации являются в значительной степени бюрократическими по своей природе.
Основные характеристики бюрократии идеального типа
1. Существует четко определенная иерархия власти, при которой задачи в организации распределяются как «служебные обязанности». Бюрократия имеет вид пирамиды, в которой положение, означающее высшую власть, соответствует вершине. Существует «цепочка управления» от вершины к основанию, которая позволяет принимать скоординированные решения. Каждый более высокий слой руководит и контролирует слой, на ступень ниже его в иерархии.
2. Установленные правила определяют поведение должностных лиц на всех уровнях организации. Это не означает, что бюрократические обязанности являются рутинным делом на всех уровнях управления. Чем выше пост, тем большее число случаев должны охватывать соответствующие правила, и тем больше гибкости требуется при их интерпретации.
3. Должностные лица заняты полный рабочий день и получают должностной оклад. Каждое рабочее место в иерархии подразумевает связанную с ним четко определенную и фиксированную заработную плату. От индивида ожидается, что он будет делать карьеру в организации. Продвижение может происходить на основе способностей, срока службы или сочетания того и другого.
4. Существует разделение между обязанностями должностного лица внутри организации и его жизнью вне ее. «Частная жизнь» должностного лица отличается от его деятельности на рабочем месте, а также физически отделена от места работы.
5. Никто из членов организации не владеет материальными ресурсами, которыми распоряжается. С развитием бюрократии работники отделяются от контроля над средствами производства. В традиционных общинах фермеры и ремесленники обычно имели возможность управлять процессами производства и владели используемыми в производстве инструментами и инвентарем. В бюрократиях должностные лица не владеют теми офисами, в которых они работают, конторскими столами, за которыми сидят, или офисным оборудованием, которое используют.
По мнению Вебера, современная бюрократия является высокоэффективным способом организации больших объединений людей.
Причины эффективности бюрократии:
1. Бюрократические процедуры могут ограничивать инициативу, но они при этом обеспечивают принятие решений согласно общему критерию, а не по личному произволу и капризу.
2. Подготовка должностных лиц для того, чтобы они стали специалистами в той области, к которой относятся их служебные обязанности, отсекает «талантливых любителей», но обеспечивает должный уровень общей компетентности.
3. То, что на официальных должностях требуется занятость в течение полного рабочего дня и предоставляется должностной оклад, уменьшает, хотя и не устраняет полностью, возможность коррупции. Традиционные системы власти в значительной степени основывались на том, что мы называем сегодня «практикой коррупции». Чиновники использовали свое положение, например, чтобы облагать данью тех, кем они управляли, и присваивать большую часть денег себе.
4. Оценка деятельности путем проверок или других открытых средств снижаетвозможность получения должностей на основе личных привязанностей или родственных связей.
Достигается это при следующих условиях:
1) организация свободна в выборе любого средства для обеспечения своей устойчивости;
2) работники могут быть взаимозаменяемы, поэтому каждый должен выполнять только свою задачу;
3) труд представляет собой наиболее подходящую меру успеха человека и является для него основой существования;
4) поведение исполнителей полностью определено рациональной схемой, которая обеспечивает точность и однозначность действий, позволяет избежать предубежденности во взаимоотношениях.
Вебер полагал, что чем ближе организация к идеальному типу бюрократии, тем более эффективно она будет справляться с задачами, для решения которых была создана. Он часто сравнивал бюрократии со сложными механизмами. Тем не менее, он признавал, что бюрократия порождает проблему «канцелярщины», и допускал, что многие бюрократические процедуры утомительны и дают мало возможностей для применения творческих способностей. Бюрократическая рутина и власть чиновников в нашей жизни становятся ценой, которую мы платим за техническую эффективность бюрократических организаций.
Современная социология выявила основные факторы, влияющие на организации в современном мире:
1. квалификация специалистов;
2. информационные технологии;
3. физическая среда организаций;
4. надзор и дисциплина в организациях.
1. Современные бюрократические организации все более нуждаются в высококвалифицированных специалистах. Специалисты, работающие в крупных организациях, не вполне вписываются в иерархию власти. Они обычно обладают большей независимостью, чем те, кто работает на нижних и средних уровнях иерархии. В значительной степени они находятся вне бюрократической иерархии. Поскольку организациям все чаще приходится основываться на специальных знаниях и навыках, иерархические системы бюрократического типа испытывают все большее напряжение.
2. Существует устойчивая тенденция к тому, чтобы переложить многие задачи, решаемые в учреждениях, на электронику. Текстовые редакторы, компьютерные сети, факсимильная связь и другие электронные системы уже в значительной степени изменили природу управленческого труда. С исчезновением большей части рутинных процессов крупные организации будут уменьшаться в размерах, что породит тенденцию к меньшим по размеру, более гибким типам предпринимательства. Организации могут стать гораздо более децентрализованными, чем в настоящее время. Значительная часть управленческой работы может проводиться вне помещений организации с помощью компьютерных терминалов, связанных друг с другом посредством систем телекоммуникации.
3. Многие современные организации на Западе функционируют в специально созданных физических условиях. Здания, в которых расположены организации, обладают специфическими особенностями, связанными с их деятельностью; однако имеются и общие архитектурные черты. Здания крупных фирм нередко образуют иерархию в физическом пространстве; чем выше положение человека в структуре власти, тем ближе его кабинет к вершине небоскреба. «География» организации влияет на ее деятельность и иными способами, особенно в тех случаях, когда функционирование системы существенно зависит от неформальных связей. Расположение по соседству, например, с местами проживания части сотрудников, местами торговли и отдыха способствует образованию неформальных групп, тогда как физическая удаленность от этих мест не способствует их образованию.
4. Из-за монотонного, повторяющегося характера некоторых производственных процессов, например, при работе на сборочной линии, для поддержания рабочего ритма необходимо постоянное наблюдение. Насколько деятельность подчиненных становится видимой их начальникам, определяет, могут ли они легко стать объектом того, что называют надзором. Надзор подразумевает наблюдение за деятельностью в организации. В современных организациях каждый, даже занимающий относительно высокое положение, является объектом надзора; но чем более низкое положение человек занимает в иерархии власти, тем строже наблюдение за его деятельностью.
Надзор в организациях принимает две формы:
— прямое наблюдение старших за работой подчиненных;
— ведение личных дел, досье и послужных списков работников.
социальный менеджмент бюрократия
Поскольку основной целью, смыслом существования организации является получение устойчивой прибыли, задачей управляющих субъектов выступает такая организация деятельности всех звеньев и составляющих фирмы, прежде всего ее персонала, которая дает наибольший эффект для достижения цели.
Эффективной будет считаться та управленческая деятельность, которая приведет к изменениям в организационных отношениях, в установках, знаниях, целях, социальных позициях и статусах членов организации. В свою очередь, именно эти изменения и должны будут привести к позитивным сдвигам в технологиях и непосредственных; результатах производства. Другими словами, между управлением в организации и получением непосредственного производственного эффекта необходимо видеть промежуточные звенья, они и являются результатом управленческой деятельности.
Список использованной литературы
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Сущность и функции финансового менеджмента, содержание его базовых концепций, этапы и направления развития в России. Организация финансового менеджмента на предприятии: принципы, структура системы управления, структуризация разделов, цели и задачи.
курсовая работа [65,7 K], добавлен 06.02.2014
Понятие и основные задачи стратегического управления, его структура. Анализ внешней и внутренней среды организации, выбор стратегии и контроль ее выполнения. История создания принципов и методологии стратегического менеджмента, этапы его развития.
контрольная работа [47,8 K], добавлен 10.03.2013
Сущность, структура, задачи международного менеджмента, его принципы и закономерности реализации в современных условиях, состояние и направления дальнейшего развития. Специфика менеджмента на исследуемом предприятии, его анализ и оценка эффективности.
курсовая работа [243,5 K], добавлен 15.03.2012
Сущность понятия «менеджмент», его принципы и функции. Понятие организации, ее внутренняя и внешняя среда. Организационная структура: сущность, типы, имидж организации. Поведение людей в организации. Управленческая структура и факторы влияющие на нее.
шпаргалка [31,9 K], добавлен 05.12.2010
Основные принципы и функции финансового менеджмента. Этапы развития финансового менеджмента. Финансовый менеджмент, его состав, структура и механизм функционирования. Элементы финансового менеджмента. Деятельность финансового менеджера.
курсовая работа [36,6 K], добавлен 04.02.2007