Что такое социальный субъект

СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНЫЙ

Полезное

Смотреть что такое «СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНЫЙ» в других словарях:

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС — (лат. status положение) соотносительное положение индивида или социальной группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, характерных для данной системы. С.С. как элементы социальной организации общества сложно скоординированы и… … Новейший философский словарь

СОЦИАЛЬНЫЙ РЕАЛИЗМ — парадигмальная установка социально исторического познания, основанная на трактовке общества и его исторической эволюции в качестве объективной реальности, внеположенной индивидуальному сознанию в рамках субъектно объектной оппозиции. Различают… … Новейший философский словарь

Субъект преступления — У этого термина существуют и другие значения, см. Субъект. Субъект преступления лицо, осуществляющее воздействие на объект уголовно правовой охраны и способное нести за это ответственность. Признаки субъекта преступления образуют один из… … Википедия

СУБЪЕКТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ — носитель системы научного знания, обладающий способностями адекватного усвоения и воспроизводства накопленного в обществе научного знания и обеспечения приращения имеющейся системы знания новым научным знанием. В понимании субъекта научного… … Философия науки: Словарь основных терминов

Социальный интеллект — способность понимать др. людей и действовать, или поступать мудро в отношении других. Термин был введен в начале XX в. Э. Торндайком. Можно выделить след. линии изучения С. и. Первая анализирует С. и. во взаимосвязи с вербальными способностями,… … Психология общения. Энциклопедический словарь

СУБЪЕКТ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ — – философская – этико антропологическая концепция, разработанная С.Л.Рубинш­тейном в книге «Человек и мир», которая опиралась на психологические концепции жизненного пути Ш.Бюлер и раннего Рубинштейна. Первоначально понятие жизненного пути… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС — (лат. status положение) соотносительное положение индивида или социальной группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, характерных для данной системы. С.С. как элементы социальной организации общества сложно скоординированы и… … Социология: Энциклопедия

СУБЪЕКТ МАЛОГО БИЗНЕСА в переходной экономике — физическое или юридическое лицо, испытывающее повышенные риски в осуществлении предпринимательской деятельности в связи с неоформившимся законодательством в экономической и правовой сферах, а также в связи с социально психологическим отторжением… … Социология: Энциклопедия

Контроль социальный — способ саморегуляции общественной жизнедеятельности, который посредством принятых в обществе социальных ценностей и норм обеспечивает упорядоченное функционирование всех ее компонентов. Основной функцией К. с. является постоянное воспроизводство… … Социологический справочник

Смирнова, Наталия Михайловна — (р. 09.04.1952) спец. в обл. соц. филос. и соц. ист. эпистемологии; д р филос. наук, проф. Род. в г. Мариуполь Донецкой обл. Окончила филос. ф т МГУ (1976), асп. там же (1979). В 1979 1990 работала на кафедре филос. Моск. инж. физ. ин та асс.,… … Большая биографическая энциклопедия

Источник

Субъекты социальной системы

Вы будете перенаправлены на Автор24

Социальный субъект

Под социальным субъектом понимается индивид или их группа, самостоятельно реализующая выбранные ими программы действий для достижения целей. Цели тоже выбираются самостоятельно. Это является главным отличием субъектов.

Только субъект может реализовывать целеполагающую деятельность, а также определять условия и средства её достижения. Субъекты, для достижения своих целей, могут привлекать группы индивидов, цели которых отличны.

Интересы и потребности социального субъекта специфические и находятся в противоречии с интересами других социальных групп. Потребности субъекта для него являются очень важными, а чтобы их удовлетворить, необходимо осуществить тип деятельности необходимый системе.

Получается, таким образом, что интересы субъекта являются средством удовлетворения его потребностей, а удовлетворение потребностей субъекта для системы является средством реализации его интересов.

Социальные группы, которые реализуют свои потребности для обеспечения условий своего существования, являются субъектами МК. Их потребности предполагают обязательное внесение в массовое сознание таких социальных установок, которые выражаются в их собственной идеологии. В результате социальные группы имеют большую заинтересованность производить массовую информацию.

Они не ставят цель всесторонне и полно информировать аудиторию, потому что их цели и потребность в прибыли находятся на первом месте.

Качество субъектов в процессе массово-коммуникативной деятельности получают:

Готовые работы на аналогичную тему

Все участники этой социальной деятельности тоже являются субъектами только другого деятельностного ряда. Каждый из субъектов свои цели и способы реализации этих целей определяет самостоятельно.

Выделяют два типа социальных субъектов – институциализированные или подкрепленные законодательством, и неинституциализированные субъекты.

К первым относятся студенты, пенсионеры, несовершеннолетние люди, а ко вторым – пожилые люди, молодежь.

К основным социальным субъектам общества относятся:

Социальный субъект можно соотнести с «сегментом рынка», который является маркетинговой категорией. «Сегмент рынка» – это группа потребителей, которая обладает сходной реакцией на маркетинговое мероприятие. Сама маркетинговая коммуникация – это частный случай массовой коммуникации.

Социальные системы как социальные субъекты

Человека окружают самые разнообразные естественные и искусственные системы – большие, сверхбольшие, открытые и закрытые и др. Искусственные системы создаются человеком – это политические, экономические, военные и др.

Любая система состоит из совокупности тесно связанных между собой компонентов. Изменение одного из них, вызывает изменение других компонентов, а иногда и всей системы. Субъектами и участниками социальных процессов выступают социальные системы.

Субъект социальных процессов выполняет свою роль, которая заключается в том, чтобы определить направление изменений, происходящих в обществе и сознательно им сопротивляться. Можно назвать три уровня субъекта социальных процессов. Во взаимоотношениях с объектом они определяют различные способы восприятия и оценки таких изменений – личность, социальная группа, культура.

Личность, следуя поставленным целям, по сравнению с другими субъектами, должна учитывать особенности конкретных ситуаций, лежащих в основе локальных процессов. Личность, как система, для выбора наилучшего варианта поведения, образует вокруг себя совокупность символических ориентиров. Такая символическая система расширяет спектр возможностей и задает диапазон действий.

Степень рациональности в действиях человека и характер восприятия происходящих изменений определяется в пределах этого диапазона. К таким процессам можно отнести все социальные изменения, связанные с социализацией человека. Процессы имеют свои результаты и на судьбах конкретных людей отображаются по-разному, поэтому между собой не всегда имеют какую-либо связь.

Следующим уровнем субъекта социальных процессов являются социальные группы. Данные сообщества формируют такие социальные процессы, когда масштабные преобразования в обществе являются их источником и направленным объектом воздействия. К такому роду процессов, например, можно отнести военные столкновения, биржевую торговлю, избирательный процесс и др. Реализация подобных процессов в обществе может привести к таким изменениям, которые повлияют на сложившуюся коммуникационную систему и переведут её на качественно новый уровень.

К системе особого типа относится культура. Формообразующим фактором таких систем является наличие значительного слоя материальных и духовных предпосылок. Поскольку культуры различны, то социальные процессы, вызванные отличиями между ними, будут иметь наивысшую продолжительность и максимальную устойчивость в отношении возможных регуляторов. Глубоко анализировать исторические, философские, литературные источники информации о развитии общества возможно только со знанием механизмов таких процессов.

Субъекты социальной политики

Социальная система может быть представлена как совокупностью индивидов, так и общностями и организациями. Они объединяются устойчивыми социальными связями и отношениями и взаимодействуют со средой как единое целое.

По масштабу социальные системы могут быть разные, от семьи, состоящей из двух человек, до крупных устойчивых объединений людей, какими являются, например, классы, нации. Остановимся на субъектах социальной политики.

Термин «социальная политика» имеет много вариантов с позиции субъект-объектных отношений. Это деятельность государства в социальной сфере с одной стороны, а с другой стороны – это взаимодействие всех субъектов самодеятельного населения, хозяйственных, управленческих структур.

К субъектам социальной политики относятся органы государственной власти, организации и учреждения, а также негосударственные организации, общественные объединения граждан, инициативы. Законодательные, исполнительные, судебные органы власти.

При общественном участии они определяют цели, задачи, приоритеты, нормативно-правовую базу социальной политики. Они же проводят работу по реализации социальной политики государства, в которой участие принимают множество субъектов.

В основе их деятельности лежит нормативно-правовая база. В наше время государство определяет перспективы своего развития и является основным субъектом реализации социальной политики. Осуществление социальной политики происходит на федеральном, реиональном, муниципальном уровнях.

На федеральном уровне определяются цели и задачи, принципы социального развития и способы достижения.

Деятельность субъектов на региональном и местном уровне в области социальной политики направлена на решение конкретных проблем населения, так, например, жилищная политика, политика в области образования, здравоохранения и др. реализуется региональными органами власти.

По сравнению с другими сферами именно для социальной области характерна большая стабильность и исполнение законов. Вместе с государством субъектами социальной политики также выступают:

Источник

Лекция 9. Социальный субъект. Роль данного понятия в теории массовой коммуникации. Типы социальных субъектов. Развитие МК и развитие социальных субъектов.

Социальный субъект – источник целенаправленной активности, индивид или группа индивидов, которая реализует самостоятельно выбранные программы действий, способствующие достижению самостоятельно выбранных и поставленных целей. В этом и состоит главное отличие субъектов – только субъект осуществляет целеполагающую деят-ть и определяет условия и средства ее достижения. При этом для достижения цели субъектом могут привлекаться другие индивиды или группы индивидов с отличными целями.

Социальный субъект обладает специфическими интересами и потребностями, которые, как правило, входят в противоречие с интересами других социальных групп. Субъекта, социальная инстанция, чью потребность удовлетворяет продукт данной деятельности. Для субъекта важнее всего его потребности, Но для того, чтобы их удовлетворять, он должен реализовать интерес, т.е. осуществлять тип деятельности, который необходим системе. Т.о. для субъекта интересы – средство удовлетворения его потребностей, а для системы удовлетворение потребностей субъекта – средство реализации его интересов.

Субъектами МК как таковой являются социальные группы, реализующие свои потребности, связанные с обеспечением условий собственного существования. Эти потребности связаны с необходимостью внесения в массовое сознание социальных установок, выраженных в их собственной идеологии. Исходя из этих потребностей, социальные группы заинтересованы производить массовую информацию.

Субъекты массово-коммуникативной деятельности не имеют цели всестороннего и полного информирования аудитории. Для них всегда на первом месте остаются их цели, и их потребность в прибыли или в особом отношении массовой аудитории.

В процессе осуществления массово-коммуникационной деятельности качество субъектов обретают:

— носители социальных интересов (их цели заключаются во влиянии на массовое сознание)

— владельцы отдельных СМК как субъекты реализации коммерческих интересов

— журналисты (коммуникаторы) как субъекты реализации творческих и профессиональных интересов

— массовая аудитория как совокупность субъектов, имеющих общую цель – получение информации для ориентации в среде существования.

Субъектами МК как вида социальной деятельности, как правило, выступают социальные группы, занимающиеся трансляцией духовных значений в массовое сознание. Каждый из участников данной деятельности также является субъектом, но субъектом другого деятельностного ряда. Любой субъект сам определяет свои цели и способы их реализации.

Существует два типа социальных субъектов – институциализированные (т.е. подкрепленные законодательством – несовершеннолетние, пенсионеры, студенты) и неинституциализированные (молодежь, пожилые люди) субъекты.

Основные соц. субъекты общества:

5) власть и граждане

6) работодатели и наемные работники

7) богатые и бедные

8) занятые в общественном производстве и незанятые в общественном производстве

Понятие “социальный субъект” соотносится с маркетинговой категорией “сегмент рынка” – т.е. группа потребителей, обладающих сходной реакцией на маркетинговое мероприятие. Маркетинговая коммуникация является частным случаем массовой коммуникации.

Дата добавления: 2016-09-20 ; просмотров: 2280 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Субъекты и объекты социальных процессов

Вы будете перенаправлены на Автор24

Социальный субъект

Такое сложное философское понятие, как социальный субъект, обозначает самостоятельного участника социального развития. Если рассматривать различные уровни общественной иерархии, то социальным субъектом может стать личность, социальная группа, класс, нация.

Характеризующая субъект черта – его деятельностное, активное отношение к миру.

Для выделения социального субъекта необходимо учитывать объект социальной деятельности, т.е. учитывать всё то, на что направлена деятельность социального субъекта. Люди, как социальные субъекты, действуют в исторически определенной системе и характеризуются общностью интересов, общностью деятельности.

Народ – это всё население страны в широком смысле, а в более узком смысле – это слои и классы, создающие материальные и духовные ценности – это главная сила общества, движущая сила исторических событий, творец и хранитель духовных ценностей.

Народ и толпа – это совершенно разные понятия. Если толпа является случайным сборищем людей с общим временным интересом, то народ осознает себя в своих интересах, он состоит из личностей, опирающихся на традиции.

Толпа не имеет внутренних связей единства, её поведение определяет лидер. Личность – это субъект социокультурной жизни, личность является субъектом отношений и сознательной деятельности и в широком смысле слова – это «лицо». имеющее социально значимые устойчивые черты, которые характеризуют индивида как члена общества.

Человек – субъект социальных отношений

И в литературе и в быту используется не только понятие личность, но и понятия человек, индивид, индивидуальность. Все они взаимосвязаны, несмотря на то, что имеют специфику.

Наиболее общим является понятие «человек» – высшая ступень развития жизни на Земле. Человек – продукт общественно-трудовых процессов, единство природного и социального, но поскольку он несет в себе социально-родовую сущность, то является единичным природным существом, т.е. индивидом или конкретным человеком. Каждый человек индивидуален, неповторимо своеобразен.

Готовые работы на аналогичную тему

На переднем плане в понятии «личность» находится система социально-значимых качеств человека, а в связях с обществом человек формирует и проявляет свою социальную сущность. Эталон личности в каждом обществе свой.

Организация личности многоуровневая и ведущим уровнем является потребностно-мотивационная сфера. Уровень развития деятельностных возможностей человека оказывает влияние на позиции личности и на способность к реализации своих отношений.

Человеком можно стать только благодаря освоению опыта предшествующих поколений, а становление его как личности происходит только в конкретных общественных условиях.

Каждый индивид, регулируя свою жизнедеятельность в обществе, решает свои сложные жизненные задачи, и преодолевает одни и те же трудности по-разному.

Личность является активным участником общественных отношений, а её индивидуальная жизнедеятельность автономна в значительной степени и связана с духовностью, которая является высшим психическим качеством. Основой взаимодействия личности с другими людьми является Я-концепция, личностная рефлексия, которая может соответствовать и не соответствовать реальному Я. Образ жизни и тип личности определяют социальные отношения. Психическая саморегуляция и её уровень – это важнейший показатель состояния личности.

Социальные процессы и их субъекты

Социальные системы тоже могут выступать в роли субъектов социальных процессов.

Для эволюционирующих систем характерны свои динамики – это либо непрерывный кумулятивный процесс, либо цикл. Важным элементом социальных изменений являются причины, которые выступают фактором их проявления.

Причина является внутренним источником процесса и присуща ему, в то время как инициатор процесса от внимания исследователей может быть скрыт.

Социальные процессы могут иметь следующие потенциальные причины:

Инициатор процесса для контроля и моделирования хода социальных событий может использовать ключевые стандарты оценки, которые формируются сообществом ученых, специалистов, практиков, а наблюдатель может определять критерии оценки развертывания этих процессов в пространстве.

Наблюдатель может быть как формальным, так и неформальным членом научного сообщества, при этом он является источником когнитивных параметров процесса. На основании подходов, выработанных учеными, наблюдатель, отображая процесс, распознает логику процесса, актуализирует факт его протекания, а также вырабатывает схему понимания и объяснения событий.

Анализируя и обрабатывая информацию общепринятыми методами, интерпретируя результаты, наблюдатель делает источники, масштаб и направленность процессов видимыми. Для измерения исследуемых процессов наблюдатель может предложить систему координат, которая будет значимой для всех её участников.

Это говорит о том, что любой процесс можно измерить, а характер измерения произволен от способа его структуризации, типа и положения наблюдателя. Социальные системы являются основными структурными единицами, которые определяют направление и интенсивность происходящих процессов.

Источник

Субъекты и объекты социальных связей

Вы будете перенаправлены на Автор24

Характеристика социальных субъектов

Социальный субъект – это одно из сложнейших философских понятий, которые интерпретируется современными научными направлениями. Как правило, субъект – это самостоятельный участник социальных связей, который выполняет определенные действия, вступает во взаимозависимости с другими членами общества. также действия субъекта-человека всегда направлены на некий объект – то есть тот предмет или явление, вокруг которого разворачиваются специфические социальные связи, который предполагает какое-либо разрешение или достижение поставленных целей.

Если рассматривать различные уровни общественной иерархии, то социальным субъектом может стать:

Особая черта субъекта социальных связей – его деятельностное отношение к миру. Оно проявляется в активности, в стремлении к изменениям, к обмену информацией и получении нового опыта. Как правило, субъекты ориентируются на то, чтобы удовлетворить свои потребности, а также создать вокруг себя наиболее благоприятные условия и социальные контакты, которые помогут им в достижении поставленных целей.

Для того, чтобы выделить субъект социальных связей, необходимо, как предполагают исследователи, изначально определить объект социальных отношений. То есть, важно актуализировать то, на что направлена деятельность социального субъекта. Люди, являясь основными социальными субъектами, действуют в той системе, которая формировалась на протяжении некоторого промежутка времени. Они характеризуются тем, что имеют общие интересы и потребности, а их деятельность также обладает некоторыми общими чертами. Все это, по сути, и становится тем фактором, который объединяет их друг с другом, побуждает к осуществлению совместной деятельности. Связь также – это еще и наличие ответной реакции на действия других людей.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, мы определили, что субъектом социальных отношений и связей является человек со всеми его интересами, потребностями, многообразием форм и направленности взаимоотношений и взаимозависимостей. Люди достаточно тесно связаны друг с другом, особенно если они проживают на одной территории, относятся к одному народу или национальности. Крайне важно, чтобы субъекты обладали осознанностью, понимали, что их действия и поступки, их устремления могут в той или иной степени сказаться на других индивидах. В этом плане важно еще и чувство ответственности за свои собственные поступки перед другими. С ответственностью приходит толерантность, терпимость, устойчивость в решении конфликтных ситуаций. Субъект всегда социален, если он находится вне социальных связей, то он в целом не может считаться субъектом и, следовательно, не имеет права на то, чтобы принимать решения, так как отсутствие опыта и связей попросту не позволит ему сделать этого.

Характеристика объектов социальной связи

Социальные связи, как мы уже отметили ранее, всего формируются между субъектами в отношении чего-либо. Как правило, люди объединяются для того, чтобы достичь какую-либо цель, реализовать потребность, ответить на наиболее часто задаваемый и актуальный вопрос, а также в целом создать новую систему ценностей или норм, которая будет отвечать их потребностям, но не будет в серьезной степени идти в противовес традиционным нормам.

Исследователи подчеркивают, что связь не может существовать без объекта. Это очень важно учитывать, рассматривая разнообразные формы социальных связей. Индивиды регулируют свою жизнедеятельность в обществе и обращаются к различным средствам, но нередко регуляция упрощается, если они объединяются в группы. В коллективе проще объединить усилия, учесть потребности и предложения каждого, чтобы решение было компромиссным и значимым, действенным и не вредящим другим социальным категориям.

Объекты в различных сферах жизнедеятельности отличаются друг от друга. Например, социальные связи в политической сфере направлены на то, чтобы решить вопрос с властью и владением ею, распоряжением своих полномочий. Для этого создаются политические партии, где участники придерживаются схожих мнений и идей в отношении того или иного вопроса государственной важности. Если мы говорим об экономической сфере, то в ней объектом являются ресурсы и процессы производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг. Они могут быть совершенно различными, поэтому в отношении разнообразия социальных связей экономическая сфера отличается особой структурированностью.

Культурная сфера становится одним из элементов, где также присутствует объектная сфера для социальных связей. Изменения, направленные на культуру, ее трансформации отличаются особой значимостью, так как в большей степени оказывают влияние на внутреннее состояние и установки граждан какого-либо общества. Важно понимать, что все эти объекты – это не условные единицы, а реальные сфера, которые окружают каждого из нас и оказывают влияние на развитие личности. В социальных связях присутствует значительное количество объектов, а вот субъектами, как правило, были и остаются люди, которые могут воздействовать на окружающую действительность как по одиночке, так и объединяясь в различные по численности группы. Без воздействий и подобных изменений достаточно сложно судить о том, как в дальнейшем будет развиваться общество в целом и отдельные его сферы. Необходимо поддерживать мотивацию людей, их заинтересованность в происходящем и стремление к подобной деятельности и действиям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *