Что такое социальный успех определение

Социальная успешность

Естественно, это всегда конкретно-исторически, конкретно-культурно и конкретно-экономически. Успешность на то и социальная, что вне социума «не считается». Или «не считается» в другом соц.слое или в другой стране.

Социальная успешность и социальная реализованность

Социальную успешность (деньги, должность, машина) следует отделять от социальной реализованности («я делаю что мне нравиться» или «я работаю там, где максимально использую свои возможности, навыки»).

Уровень социальной успешности

В нашем обществе есть четкие шаблоны того, чего ты должен добиться: если ты настоящий мужчина, то будь добр к 40 годам предъяви достойную карьеру, достойный автомобиль, хороший багаж сексуального опыта и наличие доброй семьи. Если ты настоящая женщина, у тебя любящий муж, который принадлежит тебе “без остатка”, много маленьких и взрослых достойных детишек, а в последнее время еще и успешная карьера.

При этом, как и успеваемость в школе, социальная успешность может быть разного уровня. Здесь есть свои троечники, хорошисты, отличники и медалисты. По каким критеряем изменяют социальную успешность?

Критерии социальной успешности

Социальную успешность сегодня обычно оценивают следующими критериями:

Другое видение

Гей не может быть успешным (имхо). Шутка. «Семейность» понимаю так — человек иметет тыл, свой дом, получает тепло и любовь от жены/мужа, выказывает заботу о детях. То есть — здоров 🙂 И имеет не хилый стимул для развития бизнеса — содержание семьи, а не только личные тщеславные цели.

Хамят «прислуге» только плебеи. Те, кто «от сохи». Ничего плохого нет в том, что человек пришел «в князи — из грязи», плохо то, что об этом до сих пор помнит, не принимает это и стесняется своего происхождения. Выражается это в ненависти и пренебрежении к себе подобным. Для лично — поведение собеседника в общении с «обслуживаюшим персоналом» — как лакмусовая бумажка. Даже, если официант не прав, всегда можно объясниться тихим голосом и конструктивно, без унижения: «я те деньги плачу, ты мне обязан!»

Социальный успех личности – это адаптация, приводящая к обретению влияния данной личности на общество и эффективному отношению доходов к затраченному на их получение труду. Он достигается обретением личностью внутренней свободы и ее самореализацией при расширении сферы взаимодействия. Пределом социального успеха является абсолютная власть личности над обществом.

Источник

Как достичь социального успеха: советы психологов

Что такое социальный успех определение. Смотреть фото Что такое социальный успех определение. Смотреть картинку Что такое социальный успех определение. Картинка про Что такое социальный успех определение. Фото Что такое социальный успех определение

Социальный успех — признаваемый в данном социуме уровень достижений. Некий определённый уровень материального достатка, социального статуса и влияния.

Данный уровень значим только для конкретного общества в данный культурно-исторический период, что делает общественный успех довольно условным критерием жизненного успеха. Успешность на то и социальная, что вне социума не имеет значения. Или не имеет значения в другом социальном слое или в другой стране.

Социальный успех — что это?

Что такое социальный успех личности? Согласно словарю это: удача к каком-либо деле, удачное достижение поставленной цели; признание такой удачи со стороны окружающих, общественное одобрение чего-либо, чьих-либо достижений; внимание общества.

Современное общество очень поощряет своих членов к:

следованию определённым стандартам и критериям успешности;

демонстрации символов и атрибутов социального превосходства.

Но часто происходит перекос в сторону материального и финансового измерения и забывается, что не существует одной установленной модели общественного успеха. Это многоплановое и многомерное понятие, включающее объективную и субъективную стороны и множество вариантов его достижения.

Составляющие социального успеха

В разное время и в различных обществах существуют чёткие шаблоны того, чего нужно добиться, чтобы считать себя успешной личностью. В данный момент в Европейском обществе, к которому принадлежит и Россия, можно выделить следующие составляющие:

незаменимый специалист, легко способный найти работу или руководитель собственного бизнеса;

собственное комфортное жильё (хороший район, новый дом, достаточное количество комнат для всех членов семьи);

устойчивый высокий доход (выше среднего по региону);

общественное признание (дело, которым он занят признано в социуме);

человек самореализован (занимается тем, что нравится ему);

имеет успех у противоположного пола — умеет нравиться и легко общается, умеет строить прочные отношения;

уверен в себе и будущем;

хорошее здоровье, физически привлекателен.

Социальная успешность и социальная реализованность

Социальную успешность не стоит путать с социальной реализованностью. Хотя это пересекающиеся понятия.

— Успешность — статус человека и его образ жизни признан обществом и одобряем им.

— Реализованность — человек занят тем, что ему нравится, может максимально использовать свои таланты и навыки.

Как пример: в период распада Советского союза, многие научные работники не могли реализовывать свои таланты из-за неимоверно низких зарплат, но некоторые из них стали социально успешными, уйдя в бизнес и сумев заработать большие деньги.

В одном из последних исследований было выявлено отношение менеджеров среднего звена к понятиям «успех», «успешность»

Так, то, что успех следует оценивать по количеству материальных благ, соглашаются 45% менеджеров, а 87,1% вообще не считают богатство критерием успеха.

Критерий успеха — степень достигнутой внутренней гармонии, так считают 84.5 % опрошенных.

Уровень социальной успешности

Как в школе или институте есть отличники и троечники, так и во взрослой жизни есть социально успешные и неуспешные люди. У социального успеха есть четыре фактора, по каждому из которых можно поставить себе бал от единицы до пятёрки и проверить на каком уровне социальной лестницы вы в данный момент находитесь:

Для того чтобы считать себя социально состоявшимся должен быть постоянный приток и увеличение денежного потока. Также должны быть наработаны навыки зарабатывания денег. Всё можно потерять, но успешный человек обладает возможностью самостоятельно восстановить желаемый финансовый уровень.

Положение человека в обществе. Не всегда способ заработка даёт желаемый статус. Торговец наркотиками может быть очень богат, но уважения в обществе он получить не может, или только скрывая истинный источник дохода.

Если вся жизненная энергия уходит на зарабатывание денег, о личном успехе сложно говорить. Трудоголик не равно успешный человек, эмоциональное выгорание также не способствует ощущению полноты жизни.

У успешного человека должно быть достаточно времени на жизнь: на путешествия, хобби, детей, семью, на себя самого.

Семь привычек социально успешных людей

Что такое социальный успех определение. Смотреть фото Что такое социальный успех определение. Смотреть картинку Что такое социальный успех определение. Картинка про Что такое социальный успех определение. Фото Что такое социальный успех определение

Множество книг, тренингов, статей и фильмов о том, как добиться социального успеха, но ни в одном нет ответа на этот главный вопрос: Как? Потому что чёткого ответа нет, и волшебной кнопки также нет. Социальный успех личности понятие многоплановое и каждый идёт своим путём. Но, можно выделить основные привычки и признаки успешных людей, и советы, которые они дают. Их много, приведём семь:

Любите своё дело, не стремитесь только к финансовому успеху

«Единственный путь к подлинному удовлетворению лежит через работу, которую вы считаете выдающейся. А единственный путь к тому, чтобы работа стала выдающейся, лежит через вашу любовь к своему делу».

Стив Джобс, основатель компании Apple.

Все успешные люди трудолюбивы, без постоянного упорного труда не получится ничего. И такой ударный труд на протяжении длительного времени возможен, только при соблюдении п.1 — любви к своему делу.

«Большинство людей упускают появившуюся возможность. Потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу.»

Большинство людей распыляются и хватаются за всё подряд. Естественно, получается у них мало из задуманного. Успешные люди концентрируются на чём-то одном. Есть волшебное число — 10 000 часов. Это время, которое требуется для достижения мастерства практически в любом виде деятельности.

Да, не каждый, кто потратит 10 000 часов на какое-либо дело, станет лучшим в нём, но пока ещё никому удалось, достичь высочайшего уровня мастерства за меньшее время. Складывается впечатление, что ровно столько времени требуется мозгу, чтобы усвоить всю необходимую информацию.

Десять тысяч часов — примерно три часа практики в день, или двадцать часов в неделю на протяжении десяти лет.

Главный ваш соперник — вы сами. Научитесь бороться с собой и победите всех.

— ставьте себе серьёзные цели, и постоянно усложняйте их по мере прогресса.

— устанавливайте жёсткие сроки и соблюдайте их.

— не бойтесь конкурентов — любите их, следите за ними, только они позволят вам многократно вырасти.

Ищите идеи повсюду

Одна голова хорошо, а две лучше. Эта поговорка как ничто другое подходит успешным людям. Ни один из них не высокомерен и не считает, что знает всё лучше других. Весь мир — ваш учитель.

Ищите идеи повсюду, разговаривайте с другими людьми, никто не знает, кто из них вдруг выдаст жемчужину мысли или даст хорошие советы. Запоминайте всё, что вам понравилось, перерабатывайте и внедряйте.

Хотите социального успеха — будьте полезны социуму

Люди готовы платить любые деньги, тому, кто делает их жизнь лучше и решает их проблемы. Вы должны предложить обществу что-то, за что не жалко платить. Если вы хотите быть успешным нужно с вниманием и уважением относиться к нуждам и желаниям других людей и предлагать им лучшее решение. Держите фокус на людях и всё получится.

Если тебе не нравится то, что ты получаешь, измени то, что ты даёшь.

Ошибок не существует

Все успешные люди совершали ошибки. Без них никак. Но кто-то долго переживает, и провал заставляет их остановиться, а кто-то, не обращая внимания, идёт к своей цели, воспринимая ошибку как опыт и ступеньку к успеху.

Я не терпел поражений. Я просто нашёл 10 000 способов, которые не работают.

Как успех ослепляет и что с этим делать

Не так много людей достигают социального успеха, но ещё меньше могут его удержать. Медные трубы выявляют в людях худшие их качества, а успех ослепляет. Нужно признать и понять, что социальный статус не цель, после которой можно остановиться и почивать на лаврах. Это одна из вех на вашем жизненном пути, и чаще всего, после её достижения работать нужно будет больше и усерднее.

Вот проблемы, составляющие тёмную сторону удачи:

Успех отвлекает от проблем и того, что что-то идёт не так.

Успех может сделать человека самоуверенными и заносчивым, даёт ложную иллюзию исключительности.

Успех даёт ложную уверенность в том, что все проблемы решены, а оставшиеся не имеют большого значения.

Успех не даёт времени на решение накопившихся проблем, так как все силы брошены на то, что хорошо получается.

Успех имеет побочные эффекты в общении с другими людьми, семьёй, близкими. То самая психология: «из грязи в князи». Часто человек ведёт себя корректно, только будучи на нижней социальной ступеньке, немного поднявшись по этой лестнице, он становится заносчивым и грубым, считая, что теперь-то может себе позволить общаться с окружающими с высоты своего положения.

Чтобы избежать побочных эффектов успеха, нужно помнить о нескольких факторах:

1. Быть скромным, независимо от того, чего вы добились.

2. Всегда искать проблемы, которые можно и нужно исправить.

3. Самосовершенствоваться — человек система живая, остановиться в развитии он не может.

Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!

Помощь психолога в формировании успешного образа мышления

Психолог Кэрол Дуэк (Carol Dweck) занимается изучением производительности и образа мышления, и её последнее исследование показало, что склонность успех определяется не высоким интеллектом, а отношением к проблеме.

Дуэк выделяет два типа мышления: фиксированное мышление и мышление роста.

Психология фиксированного мышления,

Такие люди уверены, что они такие, какие есть, и изменить это невозможно. И когда они сталкиваются с проблемой, это создаёт сложности, ведь они думают, что изменить что-то не в силах, они чувствуют безнадёжность и грандиозность задачи, перед ними стоящей.

Психология мышления роста

Эти люди уверены, что им под силу справиться практически с любым заданием, если приложить усилия, терпение и запастись временем. Для них проблема — это вызов и задача, а не повод опустить руки. Эти люди оптимистичны и обладают позитивным мышлением.

Однажды профессор из университета Кентукки Сьюзан Сегерстром оценила уровень оптимизма своих студентов по 5-балльной шкале.

Через 10 лет она поинтересовалась уровнем дохода выпускников. Выяснилось, что каждый балл превратился в 35 000 долларов разницы в их годовом заработке.

Как вы можете видеть, нет никакой предопределённости, и если сейчас вы скорее человек с фиксированным мышлением, то вы можете его поменять на позитивное мышление роста. Для этого нужно выполнять ряд упражнений, которые советуют психологи, регулярно и настойчиво и через два-три месяца вы увидите, что проблемы больше не вводят вас в ступор, а оптимизм стал вашим верным спутником.

Переформулируйте все негативные мысли в позитивные, даже если это будет звучать немного абсурдно — используйте интеллект. Важно учиться искать хорошее в плохом.

Записывайте случившиеся за день позитивные события

Заведите специальный дневник и каждый день записывайте всё, что было хорошего, а если ничего не можете вспомнить, то запишите мечту или приятное воспоминание. Важно наполнить день позитивом, заострить на нём своё внимание.

Всё взаимосвязанно и мысли, и тело. И одно воздействует на другое. Если вы будете 10 минут сознательно заставлять себя улыбаться, ваше тело начнёт вырабатывать эндорфин и вам станет лучше на самом деле.

В этом поможет практика медитации, это обучит ваш мозг концентрироваться только на том, на чём вы хотите, не проваливаясь в негативные воспоминания. Не нужно прокручивать в голове ошибки, провалы и неудачи. Оставляйте прошлое в прошлом.

Не запрещайте себе испытывать негатив

Подавлять негативные эмоции и загонять их вглубь не стоит. Если случилось что-то действительно плохое, позвольте себе переживать, злиться, раздражаться. Отведите на это некоторое время и затем отпустите это.

Слушайте оптимистичную музыку

Включайте с утра вместо новостей позитивную музыку, танцуйте и подпевайте, пока чистите зубы. Музыка стимулирует наш мозг и активизирует его.

Делайте что-то для других людей

Мы социальные существа и нам крайне важно быть в связи с другими. Быть нужным и полезным — лучший путь почувствовать свою значимость, вырастить самооценку и самоуважение.

Аффирмации — это короткие позитивные утверждения, наполняющие вас силой, уверенностью и меняющие ваше мышление. При составлении аффирмаций важно придерживаться некоторых правил:

— Не используйте отрицание. Нельзя: «Я не болею»; можно «Я здоров/а»;

— Используйте настоящее время. Нельзя: «Я справлюсь с задачей»; можно: «Я эффективно справляюсь с задачами»;

— Утверждения должны быть направлены на самого себя. Нельзя — «Мой муж любит меня»; можно: «Я счастлива в любви»;

Устраивайте себе каждый день мини-отпуск

Найдите то, что доставляет вам радость: прогулка, встреча с другом, чтение. Всего 10-30 минут в день, когда вы не думаете о делах и заботах, а только отдыхаете и наслаждаетесь жизнью.

Не принимайте всё как есть, анализируйте и хорошее, и плохое.

Если случилась неприятность, постарайтесь детально ответить себе на следующие вопросы:

1. Почему так произошло?

2. Какие посторонние факторы или собственные действия к этому привели?

3. Что можно сделать для разрешения проблемы вообще?

4. Какие шаги следует предпринять в ближайшем будущем?

Если хотите добиться успеха, задайте себе 4 вопроса:

2. А почему бы и нет?

3. Почему бы и не я?

4. Почему бы и не прямо сейчас?

Заключение

Все мы разные и путь к успеху у каждого свой, если мы за кем-то не успеваем — это не повод для волнения, у каждого свой ритм. Прислушивайтесь к себе и не торопите. Отдыхайте, двигайтесь в своём темпе, верьте в себя, свои способности и интеллект. Любите своё дело, и успех не заставит себя долго ждать.

Неважно с какой скоростью ты движешься к своей цели, главное — не останавливаться.

Книги, которые помогут вам добиться социального успеха.

Эва Сандоваль «Твой внутренний ниндзя. Искусство жизни без борьбы»;

Брайан Трейси «Поцелуй лягушку! Научись превращать проблемы в возможности»;

Мартин Селигман «Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия».

Источник

Психология и социология /

опросов

Днепропетровский национальный университет

Характерные черты социального успеха: теоретический аспект

Понятие успеха пришло в науку из обыденной жизни. Под успехом чаще всего понимают либо удачу в достижении чего-нибудь, либо общественное признание, а также успех в профессиональной сфере. Исследуя тему успеха, проанализировав социологическую литературу, посвященную изучению данной проблемы, мы пришли к выводу, что наиболее адекватным определением, отражающим современные социологические знания является следующее определение соглашаемся со следующим определением успеха: жизненный успех – это комплекс представлений, сформированных в социальном пространстве на основе общественных ценностей и стандартов, ожиданий и признания актуальных и потенциальных достижений, которые оцениваются как высокие, престижные в обществе. Этот комплекс представлений служит неким критерием, какие именно результаты деятельности индивидов социально вознаграждаются.

Согласно выше изложенному определению успех по своему содержанию – универсальный феномен. Универсальность феномена проявляется в его пространственно-временной инвариантности. Данный феномен существует независимо от конкретно-исторических условий, видоизменяется лишь формы его проявления.

Следует отметить, что тема успеха не стала дискурсивной в работах социологов. Но она неизменно присутствует в работах по социальной мобильности, социальным ценностям, социальной психологии личности и психологии мотивации. Практически всегда тема успеха является темой изучения в исследованиях, рефлексирующих взаимодействие культуры и социальной структуры.

Успех можно рассматривать как по объективному критерию, так и по субъективным показателям. Успех с позиции объективного критерия – это, прежде всего социальный успех, измеряемый в категориях общественного признания соответствующих результатов. Успех в субъективном измерении – это личностный, индивидуальный успех, который проявляется в чувственном переживании субъекта успеха. Два этих измерений могут сосуществовать как отдельно, так и в интеграционном положении. Исследуя феномен успеха, автор пришел к очевидному факту комплексного изучения данного понятия.

В данной статье мы остановимся на характерных чертах социального успеха. Анализ научной литературы показал, что существуют объективные маркеры социального успеха. К ним, прежде всего, относят профессиональный статус, наличие качественного (престижного) образования и материальное благополучие. Анализируя данные критерии, мы исходим из того, какое социальное положение занимает личность в социальном пространстве. В этом случае понятие успешности в определенной мере отождествляется с социально-статусным положением индивида в обществе.

Но есть еще несколько критериев оценки социального успеха. Каждый индивид либо интегрируется в общество, либо нет. Интеграция личности в общество в значительной мере связана с процессом адаптации. Суть адаптации, как установлено многочисленными исследованиями, заключается во взаимном приспособлении индивида, его норм, ценностей, представлений, стандартов поведения с другими членами общества, их нормами, ценностями, представлениями, стандартами поведения. Адаптацию можно считать завершенной, когда найден устойчивый баланс этих показателей личности и общества. Социальный успех представляет собой успешную адаптацию в обществе, достигаемую посредством активности, проявляемой личностью.

Социальный успех по своему содержанию предполагает общественное признание личных заслуг индивида. Поэтому одним из необходимых условий социального успеха является наличие определенного количества социальных интеракций, которые выступают как критерий общественного признания. Ясно, что существует прямая связь этих двух категорий: чем больше социально значимых контактов, тем выше степень социального успеха личности. В этом и заключается механизм формирования общественного признания: через определенное количество социальных связей социально успешная личность оказывает влияние на других, которые в силу значимости этого влияния определяют личность как социально успешную.

Следующим не менее важным критерием социального успеха является степень влияния социально успешной личности на общество. В этом случае более свободная личность получает преимущества в сравнении с менее свободным индивидом, чье поведение предсказуемо и определено социальными нормами. Конечно же, речь идет не о преимуществе девиантного поведения. Более свободная личность расширяет количество социальных интеракций, тем самым, расширяя ареал воздействия на других. Количество социальных связей, предполагает качественный аспект успеха – оценивание личности как социально успешной в определенной социальной группе. Несоответствие критерию успешности приводит к маргинализации (частичной или полной) личности.

Таким образом, подводя итоги вышеизложенному, мы можем сделать вывод, что социальный успех предполагает успех личности, который признается таковым в обществе. Существуют объективные маркеры социального успеха. К ним, прежде всего, относят – профессиональный статус, наличие качественного (престижного) образования и материальное благополучие, количество социальных интеракций и степень влияния на общество.

Источник

Социальный успех: основные направления исследования феномена и понятия

Что такое социальный успех определение. Смотреть фото Что такое социальный успех определение. Смотреть картинку Что такое социальный успех определение. Картинка про Что такое социальный успех определение. Фото Что такое социальный успех определение

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА И ПОНЯТИЯ

первый проректор ИУБиП,

Институт управления, бизнеса и права,

г. Ростов-на-Дону, Россия

Можно с определенной долей уверенности говорить о формировании идеологии социального успеха в современном российском обществе, об утверждении в общественном сознании доктрины социального успеха. Нацеленность на успех, стремление к достижению успеха в различных сферах общественной жизни, следование определенным стандартам успешности, демонстрация символов социальной успешности становится фактором в значительной степени структурирующим социальную реальность и определяющим поведение социальных субъектов.

При этом важно отметить, что в обществе господствует одна модель жизненного успеха, навязывается некая универсальная стратегия достижения успеха (можно условно обозначить ее как «денежная модель успеха», где главным критерием успеха выступает его денежное измерение), предлагаются одинаковые способы достижения и репрезентации успешности без учета специфики сфер общественной жизни, в которых реализуют себя социальные субъекты. Не учитывается, что успех многоаспектен, индивидуален, ситуативен, интерсубъективен, относителен, имеет как объективную, так и субъективную стороны, а также предполагает многовариантные способы его достижения.

Следует отметить, что при всем многообразии контекстов, в которых употребляется термин «успех», не существует однозначного подхода к его определению, а в рамках социальных наук детально разработанной концепции для осмысления данного явления и объяснения процесса достижения успеха.

Однако, прежде чем перейти к анализу специфики и механизмов достижения успеха, следует остановиться на этимологии понятия «успех». Обращение к словарям позволяет эксплицировать следующие значения слова «успех»: удача к каком-либо деле, удачное достижение поставленной цели; признание такой удачи со стороны окружающих, общественное одобрение чего-либо, чьих-либо достижений; внимание общества.

Понятием, сопряженным с понятием успех являются такие понятия как «удача», «достижение», «победа», «счастье», «фурор», «авантюра», «триумф», каждое из которых фиксирует отдельные стороны такого многомерного явления как успех. В некоторых случаях происходит определение каждого из данных понятий посредством использования слова «успех». Так, победа понимается как: 1) успех в бою, битве, закончившейся полным поражением противника; 2) в переносном смысле – успех в борьбе за что-либо. Счастье рассматривается как 1) состояние абсолютной удовлетворенности жизнью, чувство наивысшего удовольствия, радости; 2) успех, удача (счастливый случай, счастливое стечение обстоятельств). Шумный, публичный успех определяется как фурор, а «рискованное, сомнительное предприятие, рассчитанное на случайный успех, дело, предпринимаемое без учета реальных возможностей» называется авантюрой. Триумф определяется как блестящий успех, выдающаяся победа.

Таким образом, даже этот небольшой анализ позволяет выделить 3 ключевых направления в понимании успеха: 1)успех как достижение цели, положительный результат деятельности; 2) успех как удача, благоприятного результат стечения обстоятельств; 3) успех как признание чьих-либо достижений.

Подтверждением данного утверждения является анализ часто употребляемого вместе со словом успех глаголов «успевать», который означает «успеть в чем-либо, иметь успех, удачу, достигать желаемого», и «преуспевать», который обозначает «хороший и скорый успех, работу, идущую успешнее, чем у других» («толковый словарь великорусского языка В. Даля). В последнем случае появляется еще один аспект успеха, указание на его сравнительный характер.

Немецкий язык демонстрирует в данном вопросе большую гибкость, оперируя несколькими терминами, каждый из которых раскрывает отдельные стороны данного явления. Erfolg означает успех, результат (немецко-русский словарь под ред. К. Лейна), Fortschritt – успех, прогресс, Gelingen – удачу, успех, удачный исход, Leistnng – успехи, достижения, результат, показатели (успеваемость), Errungenschatt ачает и достижение (результат), завоевание, и приобретение (разгов. «обновка»).

Таким образом, можно сделать вывод, что понятие «успех» многозначно, контекстуально, а сам успех представляет собой сложную многоплановую и целостную систему, требующую детального, междисциплинарного исследования.

Углубленное изучение представлений об успехе в различных отраслях социально-гуманитарного знания подтверждает тезис о его многогранности. На данный момент представляется возможным выделить следующие грани успеха: 1) характеристика деятельности человека, показатель достижения поставленных целей деятельности; 2) форма удачи, дарованная свыше и не требующая усилий со стороны социального субъекта; 3) успех как счастье, состояние абсолютной удовлетворенности жизнью, как удовлетворенность достигнутым; 4) успех как самореализация личности; 5) общественное одобрение чьих-либо достижений, высокая оценка человека обществом, его социальный статус, материальный уровень жизни, внимание со стороны общества.

Такое многоаспектное разделение понятия не означает отсутствия в нем целостности. Анализ явления социального успеха, представлений об успехе в обыденном сознании и научной литературе позволяет характеризовать сущность успеха как сложного многопланового явления социальной действительности, представить ее через взаимодополнение его содержательных трактовок. Разбивая содержание понятия на составные части, в последующем мы интегрируем их, что позволяет представить успех как целостное явление.

Прежде чем, перейти к представлению социального успеха как целостной системы, рассмотрим его различные аспекты и теоретическое представление данных аспектов.

Говоря об успехе как разновидности счастья, необходимо указать, что, например, в философской традиции античного эвдемонизма высшим благом и конечной целью всей человеческой жизни считался не успех, а именно счастье. На первый взгляд, различия между ними не столь существенны. Однако, рассматривая счастье сквозь призму аристотелевской этики, становится очевидным, что счастье – приобретенное благо, результат кропотливых усилий человека, а успех – сопутствующее результату уважение людей, признание и почести. Именно почести в античной философии служили внешним выражением счастья и определяли меру успеха.

Если подходить к успеху как удаче, то можно отметить, что в трудах античных философов удача рассматривалась как нечто, что не является результатом достойного поведения человека и его продуманных действий. Человек получает благо, на которое он не рассчитывает, ибо “получить благо свойственно случайной удаче; получить что-то хорошее – это счастливая случайность в ее чистом виде” [2, с.359]. По мнению Аристотеля, удача всегда есть то, “что нам не подчинено, в чем мы не властны, и чего сами сделать не в силах” [2, с.358]. Удача характеризуется иррациональностью и непредсказуемостью. Греки изображали удачу с длинной челкой и выбритым затылком, ориентируясь на то, чтобы успеть схватить удачу за чуб, когда она повернулась к вам лицом. При этом они отрицают удачу как достойное жизненное проявление, что связано с античными идеалами добродетельного человека, заслужившего успех не благородством происхождения, а своими собственными заслугами, индивидуальными достижениями и усилиями.

Эпоха Нового времени усилила данные требования к человеку, побуждая его бороться с трудностями на пути к успеху собственными силами, умом и талантами. Данная культурная эпоха с его культом здравого смысла и земного существования также не приемлет удачу. Френсис Бэкон считал Фортуну дочерью черни, которая привлекает лишь несерьезных философов, поскольку она проявление “божественного” и “сверхъестественного”, того, что противоречит реальной жизни и вере в человека. А поскольку успех – земное понятие, он усиливает ценность реальной жизни. При этом мыслители данного периода отмечают созидающий потенциал в том числе и неуспеха, который позволяет человеку обрести реализм восприятия, признать свои достоинства и недостатки, сохранить чувство собственного достоинства и уверенность в собственных силах. [10]

Но наряду с такой позицией в данный исторический период наблюдается признание успеха как удачи, в частности оно характерно для подхода Мишеля Монтеня, который утверждал “если успехам я на одну треть обязан самому себе, – пишет он, – то две трети принадлежит великой случайности. Я считаю, ошибкой с нашей стороны, что мы недостаточно полагаемся на провидение и рассчитываем на свои силы больше, чем имеем на то право. Потому-то начинания наши так редко венчаются успехом” [9, с.327]. В таком подходе проявляется фатализм, отмечается некоторое перекладывание ответственности человека за свои ошибки на волю случая. Полагаясь на провидение больше, чем на самого себя, человек всегда будет склонен воспринимать успех как удачу, хотя это не исключает возможности понимания успеха как результата человеческих усилий, а не “божественного замысла”.

Такая двойственность прослеживается и в протестантской этике, особенно в учении Кальвина: с одной стороны – человек ничего не в силах изменить, с другой стороны – бог дает человеку знаки, позволяющие понять верно, ли человек выполняет свое жизненное предназначение.

Еще один аспект данного многозначного понятия фиксируется в представлениях об успехе как форме самореализации личности.

Если успех мы понимаем успех как форму самореализации личности, то достижение успеха ставится в зависимость от особенностей характера личности, от уровня ее самосознания, представлений о самореализации, от значимости сфер, в которых может себя реализовать личность, от ее социальной позиции. Подход к успеху как к форме самореализации личности важен, так как причиной успеха, с точки зрения такого подхода выступает сам человек, его способности в достижении результата. Успех “не является лишь механизмом подкрепления усилий личности в процессе ее самореализации. В успехе существенна роль самой личности, ее самооценки, стремления к самоутверждению” [7, с.138]. К тому же в данной философской трактовке содержание успеха не сводится к его пониманию в контексте бихевиоризма, не оценивается в терминах “стимул-реакция”. Данная трактовка акцентирует внимание на праве человека на свободу выбора целей и средств их достижения и факте ответственности за них.

Для социологии значимым представляется понимание успеха как общественного одобрения чьих-либо достижений, как высокой оценки человека обществом, как его социальный статус, материальный уровень жизни, внимание со стороны общества.

В индустриальном обществе успех понимается как результат собственных усилий, достижений личности, включает ответственность человека за свои достижения и промахи, за свободу выбора целей и средств. Ориентируясь на успех, человек приносит благо себе, но и другим, пусть даже не испытывая расположения к ним, а лишь являя почтение по отношению к долгу и социальным правилам. В буржуазном обществе успех – это, прежде всего, материальное и земное понятие, реализуемое в таких сферах как экономика и политика, однако предполагающее не только получение некоторых материальных благ, либо признание в сфере публичной политики, но и самоуважение, и уважение со стороны общества, основанное на добродетельном поведении.

Самоуважение как составляющая успеха рассматривалось в этике Аристотеля, в философии Сократа и Платона. Исходным понятием для объяснения успеха являлось понятие “добродетель”. Согласно данной позиции успешным человеком считался тот, кто имел “превосходство в добродетели”, только в этом случае его признавали “полноправным владыкой без каких-либо ограничений” [2, с.484]. Интересно, что Аристотель, рассматривая успех как этическую категорию, центральным понятием к его достижению выдвинул идею гармоничного сочетания добродетелей, при наличии которых человека не испортят внешние блага.

, и также считают определенные нравственные качества необходимым условием достижения успеха [4]. Р. Хубер, вслед за Платоном, в качестве фундаментальных добродетелей называет мудрость, волевую энергию мужества, благоразумие и справедливость, считая, что путь к успеху невозможен без развития новых добродетелей: трудолюбия, бережливости, решительности, инициативности, умеренности, пунктуальности, уверенности в своих силах, честности, в любом из достойных занятий они обязательно приведут к успеху. Тогда как пренебрежение добродетелями приводит к неудаче [12]. В рамках подобной трактовки успех есть приобретение добродетели – самоуважения и сопутствующего ему социального статуса и престижа, наряду с достижением определенного уровня дохода и карьеры. Таким образом, стремление к успеху определяется не только желанием получить некоторые материальных благ, но и стремлением к социальным награды иного, этико-психологического свойства: уважения и морального удовлетворения.

Данный подход характерен и для западной психологической традиции. По мнению М. Мольца одним из условий успеха выступает доброта к людям и высокое самоуважение: “Подлинное самоуважение базируется не на великолепных деяниях, не на имущественном положении, не на отметках, а на признании собственной ценности как Человека” [8, с.114]. У. Джемс утверждал, что самоуважение и “самооценка зависит от того, кем бы мы хотели стать, какое положение хотели бы занять в этом мире. Это служит точкой отсчета в оценке нами собственных успехов или неудач. Людям свойственно стремление максимально развивать всевозможные грани своего “Я”, однако ограниченность способностей человека, ограниченность его существования в пространстве и во времени в принципе заставляет каждого подходить реалистически и выбирать лишь отдельные аспекты личностного развития, ставя перед собой те цели, с достижением которых человек связывает свой жизненный успех. Коль скоро выбор сделан, самооценка отсчитывается уже от притязаний: она повышается, если они реализуются, и понижается, если человеку не удается их реализовать.[5]. Мы сами создаем притязания и связываем их с определенным уровнем личностного развития. То, что для одного является безусловным успехом, другой воспринимает как неудачу” [6, с.48]. Согласно формуле У. Джемса (формула “человеческого счастья”) самоуважение определяется отношением достигнутого успеха к уровню притязаний. На этой основе У. Джемс доказывает, что для того, чтобы почувствовать себя счастливым, человеку достаточно снизить уровень собственных притязаний и ценить то, что он имеет.

Подводя итог вышесказанному, еще раз отметим, что трактовка успеха противоречива и многообразна. Однако, что бы ни являлось основой стремления к успеху – “мотив страдания”, “избегание неудач” или “мотив достижения”, успех всегда представляет собой сложное многоплановое явления социальной действительности, имеет результирующий характер, является следствием реализации социально-одобряемых и личностно-значимых целей, в значительной степени определяет поведение социальных субъектов и структурирует социальную реальность.

Безусловно, такое явление как успех достаточно часто выступает предметом научного анализа, но чаще всего данный анализ проводится не применительно к проблеме общественного бытия социального субъекта в целом, не как понятие, описывающее и структурирующее жизненное пространство как индивидуального, так и группового социального субъекта, не как показатель эффективности социальной системы в целом. Чаще успех рассматривается в более узком плане: как успех конкретного действия, успех деятельности, как правило, производственной или учебной. Большой спектр работ посвящен рассмотрению успеха в контексте различных этических проблем, есть ряд работ, посвященных проблематике политического успеха. Нам же представляется необходимым провести комплексное и всестороннее исследование такого явления как социальный успех в рамках и средствами социологической науки. Следует проанализировать успех на различных уровнях его проявления: индивидуально-личностном, корпоративном, социетальном, охарактеризовать мобилизующую роль и функции стремления к успеху, критерии успешности в различных типах общественных систем, институциональные и неинституциональные способы достижения успеха, их соотношение в различных обществах и представленность в современных российских социальных практиках. Одним из направлений анализа может являться исследование социальных факторов, обусловивших активизацию достижительских стратегий и формирование идеологии социального успеха, выявление того социального слоя, который выступил в качестве заказчика данной идеологии.

Автор начинает свой анализ со следующей констатации: «Чтобы понять субъективный феномен амбиции (жажды успеха), надо, в первую очередь, исследовать его объективный дубликат, успех как таковой. Разнообразие форм, которые может принимать амбиция, должно быть понято, исходя из разнообразия возможных типов успеха». [13, 115]

Далее автор проводит сравнение успеха и, по его мнению тесно связанного с ним феномена достижения, указывая, что родовым понятием для понятий «успех» и «достижение» является понятие «реализация», так как «по сравнению с потенциальными, воображаемыми, желанными, предусмотренными результатами то и другое суть реализация». [13, 116]. Различие же между успехом и достижением усматривает в том, что достижение представляет собой объективацию или реализацию, которые относятся к деятельности частного характера, «наличие и ценность достижения не сказываются на общественном признании и судьбе автора» [13, 116]. Успех же, в свою очередь, представляет собой реализацию в области социальных (межличностных) отношений, где фундаментом, по мнению является «признание». На основании такого критерия как различные формы «признания» он подразделяет успех на

1) объективный – признание достижения как такового;

2) субъективный – признание, заслуженное автором достижения.

При этом Мангейм указывает, что об объективном успехе мы можем говорить только в том случае, если он представляет собой достижение, которое позитивно влияет на жизнь или поведение людей либо социальных групп. Но при таком понимании, и на этот факт Мангейм обращает особое внимание, особенно ясна социальная природа достижения, однако затушевывается разница между собственно достижением и собственно успехом. «Там где не только успех, но и достижение могут быть поняты лишь в социальном контексте, они становятся синонимичны или, по крайней мере, очень близки» [13, 117]. И автор подчеркивает, что вопрос успеха либо неудачи для разных форм достижения не равнозначен, так как в некоторых сферах ценность достижения зависит от степени объективного успеха, который ему сопутствует, а в некоторых – ценность достижения не определяется его моментальным успехом. Лишь по отношению к тем достижения, которые непосредственно с социальной жизнью, можно утверждать, что их объективный успех совпадает с их ценностью в качестве достижения.

Для нас представляется важным также следующее утверждение автора. Он подчеркивает, что, как правило, под успехом понимается его субъективная сторона, то есть личный успех автора достижения, но «в действительности полный успех всегда имеет две стороны: и достижение как таковое, и общественное признание автора как индивида [13, 118]. В том случае если достижение признано, а его автор нет, тем не менее возможно говорить об успехе. В случае же обратного: признания индивида, неподкрепленного объективно, не основанного на достижении, речь, по мнению Мангейма может идти об удаче, а не об успехе. Но при этом он призывает воздерживаться от применения слишком жестких стандартом к оценке различных достижений, утверждая, что социологический анализ требует гибкости, а любое достижение в той или иной мере обладает некоторой ценностью, а тот или иной субъективный успех как-то соразмерен достижению.

Выделяя 2 формы успеха: объективный и субъективный, Мангейм обращает внимание на их взаимосвязь в процессе деятельности социальных субъектов, подчеркивая, что объективный аспект присущ и социальному признанию, так как стремление человека к успеху, к тому, чтобы результаты успеха, сказались на жизни и поведении его близких, реализующееся в определенных действиях, есть «не просто оправданное желание, но, подчас, само по себе новое достижение» [13, 118] Автор утверждает, что жажда субъективного успеха составляет основу социальной жизни, что целью деятельности социального субъекта не является достижение как таковое, оно лишь средство для удовлетворения жажды социального успеха.

При рассмотрении субъективного успеха выделяет непостоянные и сравнительно стабильные формы субъективного успеха. Непостоянные формы субъективного успеха существуют в той мере, в какой общество дарует лицу, добившемуся достижения, признание в форме приобретения того или иного престижа, чаще всего формой престижа здесь выступает слава. Основа подобного успеха – оценка такой социальной группы как публика, представляющей собой такую форму ассоциации людей, которая базируется не на жизненных интересах и предсказуемом поведении, а на мнениях, подверженных флуктуациям в большем или меньшем диапазоне, что и делает такой успех непостоянным.

Сравнительно постоянные формы субъективного успеха реализуются в форме гарантий, которые предоставляет общество автору достижения. Данные гарантии чаще всего представлены в форме возможностей осуществлять социальное влияние («положение в обществе») или власти распоряжаться материальными ценностями (приобретение денег, собственности). При этом и деньги, и собственность, и положение в обществе не обладают самоценностью с точки зрения социального успеха, они лишь обозначения того факта, что «некое лицо в некоем обществе располагает контролем над некими материальными ценностями либо пользуется влиянием в том или ином социальном аспекте», утверждает Мангейм [13, 119] Кроме того, он постоянно подчеркивает относительность их стабильности и постоянства, так как социальные гарантии в виде денег, собственности, положения, предоставляемые социальному субъекту обществом действительны в той мере, в какой стабильно само общественное устройство, обеспечивающее эти гарантии.

По мнению автора относительно стабильный успех возможен в 3-х сферах, что позволяет говорить о следующих разновидностях данной формы успеха:

ü успех в экономической власти;

Мангейм понимает, что данная классификация не совсем корректна с точки зрения логики и он отмечает этот факт, но при этом указывает, что фактор постоянства успеха в данных сферах важнее других характеристик и именно он является основанием для подобной классификации. Кроме того, Мангейм обозначает причину такого постоянства, согласно его позиции она заключается в том факте, что только данные области предрасполагают к взаимозависимым линиям поведения социальных субъектов. Он пишет: «Коль скоро желанной целью является контроль над ключевыми позициями и сопутствующими возможностями влиять на события в целом, то факт крайне взаимосвязанной природы деятельности в этих областях делает возможным вывод, что эти ключевые позиции, имея в виду их социальные возможности, достаточно постоянны». [13, 120]

Проводя анализ различных форм успеха и их взаимосвязи с социальной структурой, Мангейм констатирует тот факт, что честолюбие стремится к той форме субъективного успеха, которая в большей степени гарантирует постоянство, а это возможно в тех социальных сферах, которые благодаря своей структуре более всего гарантирует контролируемое поведение окружающих. Для традиционных обществ такими сферами были военная и политическая, по мере того как в условиях капитализма экономическая структура приобрела черты рыночной экономики, «все более взаимозависимой, предсказуемой и поддающейся контролю становилась экономическая деятельность, в связи с чем преимущественно желанными становились возможности контролировать эту сферу,…, а социальная значимость успеха в данном отношении неуклонно росла» [13, 122] Таким образом, делает вывод К. Мангейм, «постоянство успеха в той или иной области зависит от исторической и общественной ситуации, в которой находится стремящийся к успеху индивид». [13, 122] И еще раз подчеркивая значимость экономического успеха, отмечает, что успех в экономике, измеряемый в денежном отношении, в наименьшей степени зависит от монополии статусных групп, так как экономика, будучи конкурентна по своей природе, «не очень-то поддается планированию и контролю», в отличие от власти, которая может быть монополизирована той или иной статусной группой. По этой причине, утверждает К. Мангейм, экономический успех, становясь главной целью честолюбивых устремлений становится доступен в принципе всем, и жесткая стратификация в обществе, исходя из статуса, постепенно смягчается. Кроме того, в обществе, где господствует экономика, жажда экономического успеха составляет мотив поведения, и его по большей части, считает автор, можно рассматривать как действенный. «Коль скоро некто полагает экономические амбиции необходимостью и стремится в этой сфере к успеху, его поведение становится адаптивным и, соответственно, предсказуемым» [13, 127] Этот факт, по мнению Мангейма, оказывает влияние на всю социальную структуру, приводя к уменьшению роли «идеологического фактора» в процессе интеграции социальной системы.

Особое внимание уделяет автор анализу характерных черт постоянного успеха, череду проявлений которого в их единстве он определяет как состоявшуюся карьеру, выделяя при этом ее следующие признаки:

1) власть над вещами (в форме дохода, заработка и т. п.);

2) возможность осуществлять влияние в некоторых сферах;

3) общественный престиж.

Говоря о сущности карьеры, Мангейм указывает, что она заключается в достижении и постепенном, шаг за шагом развитии успеха. [13, 128]

Следует отметить, что для Мангейма понятие карьеры тождественно бюрократической карьере, в которой имеется как бы заданный допуск расширения степени влияния и успеха. «Тот факт, что индивид создает себе положение в экономической или властной структуре, означает одно: наличие значительного объема возможностей для экономического доминирования, контроля над вещами, необходимыми в целях обеспечения личного статуса. Применительно к карьере эти возможности несколько ограничиваются строгим разделением юрисдикции между разными «департаментами», фондом заработной платы как ограничителем экономических возможностей; предшествующем продвижением, определяющим вероятность завоевать престиж и фиксирующим, так сказать, уважение, на которое может претендовать индивид» [13, 128-129].

Мангейм также проводит анализ зависимости между возможностью карьеры и различными типами общества и приходит к выводу, что карьера в вышеуказанном смысле возможна в «обществах, в которых будущее является предсказуемым, где распределение власти не является предметом спора и где в определенной степени допустимо, опираясь на предшествующие решения, выполнение некоего плана. Словом, это возможно там, где априорно допустима рационализация и бюрократизация задач» [13, 129]

На наш взгляд данные идеи могут быть использованы при исследовании современного российского общества, анализе факторов, детерминирующих поведение социальных субъектов, одним из которых как раз и выступает стремление к успеху.

1. Согомонов Успеха-и-Неудач. – М., 2005

2. Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 4. – М.: Мысль, 1984.

4. Бакштановский Ю. В., Чурилов успеха: Введение в доктрину. – Тюмень – Москва, 19с.

5. Бороздина уровня притязаний: Учеб. пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, – 1985.

7. Мирцхулава эмоциогенной ситуации оценки на эффект функциональной установки: Дис. канд. психол. наук: – Тбилиси, 1986. – 126 с.

9. Опыты: В 3-х кн. Кн. 3. – М.: Голос. 1992.

10. –Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1981.

12. От “Этики характера” к “этике личности” // Этика успеха. –1994. – Вып. 1. – С. 66-71.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *