Что такое социокультурное и медиакультурное воспитание
Социокультурное и медиакультурное воспитание в объединении «Мастерская талантов»
Социокультурное и медиакультурное воспитание – это одно из многих направлений воспитательной работы, которое позволяет привлечь всех участников воспитательного процесса и организовать мероприятия, направленные на формирование гражданского согласия и пропагандирующие опыт духовной и культурной консолидации общества.
Просмотр содержимого документа
«Социокультурное и медиакультурное воспитание в объединении «Мастерская талантов»»
Социокультурное и медиакультурное воспитание
в объединении «Мастерская талантов»
Социокультурное и медиакультурное воспитание – это одно из многих направлений воспитательной работы, которое позволяет привлечь всех участников воспитательного процесса и организовать мероприятия, направленные на формирование гражданского согласия и пропагандирующие опыт духовной и культурной консолидации общества.
Суть социокультурного и медиакультурного воспитания заключается в следующем:
— формирование у обучающихся представлений о таких понятиях, как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», развитие опыта противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм» (например, на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной почве);
— формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, и опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве.
Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:
— мероприятия, направленные на обеспечение межпоколенного диалога, на предупреждение социальной агрессии и противоправной деятельности (например, при обучении работе с информацией в сети Интернет, в рамках проведения тематических бесед и мероприятий);
— организация мероприятий (цикла мероприятий), посвященных теме межнационального согласия и гражданского мира, на проведение в объединении бесед и мероприятий с участием представителей родительской общественности, педагогов, социологов, культурологов, психологов.
Примерные формы работы в направлении
социокультурного и медиакультурного воспитания:
«Вежливость и доброта»
«Как быть толерантным»
«Отзывчивости тоже надо учиться»
«Ценности, которые объединяют всех»
«История родного края»
«Приветливость открывает замки людских сердец»
«Безопасность в интернете»
«Правила поведения на выставке, в музее»
«Правила беседы и культура речи»
«Поведение – основа общения»
Макет «Казачье подворье»
«Покормите птиц зимой»
Игра-викторина «Мистер Этикет»
Игра-викторина «День России»
Игра-викторина «Эх, донские казаки»
Конкурс рисунков «Портрет друга»
Праздник, посвященный Дню народного единства
Экскурсия: «Красота родного края»
Методические рекомендации на тему «Процесс социокультурного и медиакультурного воспитания»
Процесс социокультурного и медиакультурного воспитания: как все устроить
Классный руководитель может основывать свою работу на двух базовых документах.
Рисунок 1. Какие документы регулируют гражданско-патриотическое воспитание школьников
Список целей по социокультурному воспитанию, который изложен в Стратегии-2025, стоит расширить в части, которая касается вопросов некофликтности в межличностном общении.
Каковы цели медиакультурного воспитания
Направление медиакультурного воспитания сформировалось относительно недавно. В понятие медиакультуры входит широкий спектр направлений – от умения соблюдать этику общения в социальных сетях до навыков противодействия интернет-угрозам. К базовым целям медиакультурного воспитания относят:
• формирование осознанной культуры производства и потребления информации в медиасфере;
• развитие культуры медиаобщения;
Социокультурное и медиакультурное воспитание формирует у школьников гражданское согласие, учит вести себя в обществе и в интернет-пространстве.
Занимаясь социокультурным и медиакультурным воспитанием школьников, классный руководитель решает ряд задач. Рассмотрим их на рисунке 2.
Рисунок 2. Задачи классного руководителя в рамках социокультурного и медиакультурного воспитания
По сути, классный руководитель выступает в роли координатора, который помогает школьникам выстроить правильную социальную коммуникацию с их окружением.
Причем как в реальном обществе, так и в виртуальном пространстве.
Обратите внимание на такие формы работы, как проведение классных часов и тренингов. Последние вы может проводить как сами, так и с помощью других специалистов: школьного психолога, психологов и тренеров из сторонних организаций. Также можно использовать ресурс различных видов социально значимой деятельности, например, волонтерскую деятельность. Вовлекайте в нее школьников.
Обращайте внимание на квалификацию сторонних психологов и тренеров Убедитесь, что специалисты, которых вы приглашаете на мероприятие в класс, способны работать со школьниками, имеют портфолио и т. д.
Задача классного руководителя – запланировать и провести внеурочные мероприятия, которые будут связаны с социокультурным и медиакультурным воспитанием школьников. Устройте всеобщее празднование Дня народного единства
Праздник, который отмечают в России 4 ноября, ярко отражает многонациональность нашей страны, ее глубокую культуру и многообразие народных традиций. Многонациональный класс – это примета нашего времени и отражение исторического пути нашей страны. Подобные мероприятия позволяют детям поделиться друг с другом информацией о семейных и национальных ценностях.
Внеурочные мероприятия помогают избежать конфликтов на религиозной и межнациональной почве, сближают учеников друг с другом. Классный руководитель параллельно решает и задачу профилактики противоправного поведения подростков.
В таблице ниже найдете пример организации работы классного руководителя и педагогов класса.
Какие внеурочные мероприятия можно провести в рамках социокультурного и медиакультурного воспитания
Задачи и планируемые результаты
Экологический фестиваль. «Бережем планету вместе» https://konkurs.mosmet od.ru/
Классный руководитель, педагог-организатор, учителя музыки, биологии, литературы,
Научить школьников выполнять проекты социальной деятельности, которые связаны с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры
Классный руководитель, педагог-организатор, учителя музыки, литературы, актив класса
Сформировать позитивное отношение школьников к общечеловеческим ценностям нашего общества
Проектноисследовательская деятельность http://mgk.olimpiada.ru
Классный руководитель, педагог-организатор, учителя-предметники, актив класса
Сформировать знания учеников о нормах поведения в совместной деятельности
Просмотр и обсуждение фильмов, видеороликов, художественных произведений
(можно использовать уроки МЭШ)
Классный руководитель, педагог-организатор, актив класса
Какие формы работы может использовать классный руководитель
Социокультурное и медиакультурное воспитание включает разнообразные формы работы (см. рисунок 3). Помимо решения задач социокультурного и медиакультурного воспитания, эти формы работы позволяют классному руководителю еще и развивать коммуникативные компетенции школьников.
Рисунок 3. Какие формы работы по социокультурному и медиакультурному воспитанию может использовать классный руководитель
Перечисленные формы работы позволяют привлечь к участию в мероприятиях представителей родительской общественности, педагогов, социологов, культурологов, психологов, на организацию школьных клубов интернациональной дружбы и т. д. Какие темы подойдут для мероприятий по социокультурному и медиакультурному воспитанию школьников
Творческие проекты: «Покормите птиц зимой», «Помоги другу», «Семейное древо» и т. п.
Викторины и игры: игра-викторина «Мистер Этикет», игра-викторина «День России» и др.
Действенный результат в работе по социокультурному воспитанию дают мероприятия, которые обеспечивают межпоколенный диалог, предупреждают социальную агрессию и противоправную деятельность. Например, при обучении работе с информацией в интернете, в рамках проведения тематических бесед и мероприятий. Важным ресурсом считают и добровольческую деятельность школьников: в ней могут участвовать и несовершеннолетние.
Когда и как школьники могут стать добровольцами
Допустим, ученики выступают в качестве тренеров на занятиях по компьютерной грамотности для старшего поколения. Так старшеклассники сами лучше усваивают правила сетевого этикета, уважения к чужому опыту и взглядам. А еще они учатся взаимодействовать с представителями иной социокультурной и демографической группы.
Задача классного руководителя – организовать мероприятия, которые будут посвящены теме межнационального согласия и гражданского мира. Привлеките к этой работе других педагогов класса, чтобы можно было разделить обязанности и снизить свою нагрузку. Проводите беседы и мероприятия с участием представителей родительской общественности, педагогов, социологов, культурологов, психологов. Чем больше партнеров вы вовлечете в социокультурное и медиакультурное воспитание детей, тем выше будет воспитательный эффект.
Целевые индикаторы, на которые стоит опираться классному руководителю
Оценить результативность работы в рамках социокультурного и медиакультурного воспитания можно с помощью различных измеримых социально-психологических показателей. К ним относят, например, уровень толерантности, конфликтности, тревожности детей, уровень Интернет-зависимости и пр.
На родительском собрании предложите родителям ваших учеников определить уровень Интернет-зависимости детей с помощью теста. Автор экспресс-теста на определение зависимости от Интернета или «сетеголизма», С. А. Кулаков, постарался учесть все факторы, по которым можно определить Интернет-зависимость.
Контроль показателей администрация школы может вести классическими методами. Например, с помощью анкетирования или индивидуальной беседы с психологом, самим классным руководителем.
В медиакультурном направлении воспитательной деятельности огромную роль будет играть использование предметного материала информатики и обществознания.
Важны также заметные педагогу формы цифровой активности его воспитанников.
Следите за происходящим в социальных сетях ваших учеников
Наблюдайте с определенной периодичностью или, при необходимости, под запрос, как школьники проявляют себя в социальных сетях и мессенджерах. Об их активности и поведении в интернет-пространстве может спросить администрация школы.
К каким результатам должна привести работа по социокультурному и медиакультурному воспитанию
В результате систематической воспитывающей деятельности классного руководителя школьники будут способны:
• свободно ориентироваться в информационном пространстве;
• адекватно воспринимать ценности, которые отличаются от принятых в социокультурной среде его обитания, отстаивать их мирным путем;
• понимать других, наследовать и ценить великие открытия человечества в самых разных областях;
• соблюдать правила цифровой гигиены, использовать разные средства для обеспечения кибербезопасности;
• дифференцировать информацию, которая поступает из социальной среды, СМИ, интернет. Не принимать опасную или агрессивную информацию;
• потреблять и создавать позитивный контент, который ориентирован на решение значимых общественных задач.
1. Социокультурное и медиакультурное воспитание – два связанных друг с другом понятия.
2. Социокультурное и медиакультурное воспитание формирует у школьников гражданское согласие, учит вести себя в обществе и в интернет-пространстве.
3. Классный руководитель выступает в роли координатора, который помогает школьникам выстроить правильную социальную коммуникацию с их окружением.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
«Программа медиакультурного воспитания учащихся.»
К Программе воспитания и
социализации ГОБОУ МСКОШИ
Программа медиакультурного воспитания
учащихся ГОБОУ МСКОШИ.
В настоящее время мы наблюдаем картину формирования новых условий жизни и деятельности человека в постиндустриальном обществе. Наши отношения начинает регулировать открытое информационное пространство, где важными факторами становятся информационные «перегрузки» личности, существование разнонаправленных коммуникативных потоков, которые одновременно могут формировать противоположные качества личности. С любой точки зрения культура личности – основа благополучного общества. В настоящее время культура личности – это не только умение ориентироваться в мире, воспринимать чужие ценности, понимать других, наследовать великие открытия человечества в самых разных областях, но и возможность реализовывать себя в новой информационной среде. Этот этап развития общества и определяет необходимость поиска новых видов культуры, которые становились бы эффективной основой развития личности. Формирование информационной культуры личности становится насущной необходимостью времен постиндустриального общества.
Что же такое информационная культура? С нашей точки зрения, это и традиционная культура, и умение применить ее ценности в новой информационной среде, и технологический компонент – умение самому создавать продукты новой информационной среды [не подпадающие под категорию информационной диверсии или информационного терроризма]. Таким образом, современный ребенок, помимо обычной области воспитания – формирования мира ценностей, этнокультурной идентификации и т.п., нуждается и в новом типе отношений с развитой информационной средой. Здесь кардинально меняется роль школы и роль учителя.
Медиамир чрезвычайно сильно влияет на нас. Уже зафиксированы случаи возникновения зависимости детей от различных видов «информационных наркотиков», в том числе и ТВ-зависимость, Интернет-зависимость. Мы много говорим о растущей на глазах проблеме информационной безопасности. Однако главная проблема не в том, чтобы фильтровать контент или искать способы безопасного программного обеспечения. Начинать надо с самого ребенка. Помогая ему осознать, что такое мир информации, чему в нем можно доверять и чего следует избегать, формируя критическое мышление, создавая возможность для формирования информационной культуры личности, мы и получаем подлинного гражданина будущего мира.
Программа разработана с учетом требований законов РФ:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.12.2012 N 273-ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012)
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
«Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПин 2.4.2.2821-10;
Ф ормирование информационной культуры как фактора обеспечения информационной безопасности школьников.
умение дифференцировать, принимать или не принимать информацию, поступающую из социальной среды, СМИ, Интернета, исходя из традиционных духовных ценностей и моральных норм;
познание мира в различных формах (через искусство, науку, любые информационные источники, в т.ч. и через Интернет),
понимание и интерпретация информации (развитие критического мышления),
освоение новых форм представления информации (создание новых сообщений).
Важным свойством открытой информационной среды является ее интерактивность (наличие обратной связи, фактора «свободного выбора информационной траектории»), что зачастую создает у подростков и молодежи иллюзию «объективности» информации, получаемой из различных информационных источников. Именно поэтому формирование информационной культуры, критического мышлении, умения анализировать и интерпретировать получаемую информацию — первоочередная задача в реализации данной модели. Весьма существенным является то, что данная модель, при всей своей значимости, лишь частично затрагивает собственно процесс патриотического воспитания и формирования ценностных ориентаций, который начинается задолго до «визита» в открытое информационное пространство и продолжается после него. Однако пребывание в мире «электронного общения» чрезвычайно значимо для сегодняшнего молодого поколения. И здесь одинаково важно как предоставить молодежи ту информацию, восприятие которой должно помогать процессу патриотического воспитания (на официальных сайтах, в СМИ), так и дать повод для самостоятельного мышления, проверки неточной информации, отрицания любых форм агрессии, проявления нетерпимости по отношению к людям других национальностей и т. п.
Реализация медиакультурного направления воспитательной деятельности предполагает:
— формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, и опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве.
Примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися:
Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:
— программы и проекты, направленные:
на предупреждение социальной агрессии и противоправной деятельности при использовании Интернета (например, при обучении работе с информацией в рамках деятельности кружков информатики, в рамках проведения тематических классных часов, деятельности школьных дискуссионных клубов, школы юного педагога, юного социолога, юного психолога);
— программы и проекты, направленные:
на проведение в школах тематических круглых столов и «открытых кафедр» с участием представителей родительской общественности, педагогов, социологов, культурологов, психологов, на организацию школьных клубов интернациональной дружбы и т.д.
Формы занятий с обучающимися:
Ценностные основы: информационная культура, традиционная культура, и умение применить ее ценности в новой информационной среде, открытое информационное пространство,
Основное содержание деятельности:
формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации,
обучение созданию медиатекстов,
познание мира в различных формах (через искусство, науку, любые информационные источники, в т.ч. и через Интернет),
освоение новых форм представления информации,
формирование умения творчески и критически работать с информацией: целенаправленный сбор информации, её структурирование, анализ и обобщение из различных источников.
Семья и школа – главные союзники в борьбе против информационного терроризма и Интернет-зависимости. И медиаобразование – именно тот способ мышления, который дает личности перспективу развития, а не вечной и непрестанной борьбы с неочевидными и неосязаемыми противниками в виртуальных мирах Интернет.
Тематика занятий на ступени начального образования.
Уроки безопасности работы в Интернет «В гостях у Интернешки».
Игра-путешествие «Весёлый Интернет» (обзор детских сайтов).
Конкурс рисунков «Я выбираю ….»
«Я и телевизор: друзья или враги?»
Библиотечный урок «Детские журналы»
Флеш – игра «Необычайные приключения в интернете» http://detionline.com/mts/game
Родительский всеобуч «Положительные и отрицательные стороны Интернета»
Выступление на родительском собрании на тему: «Быть или не быть Интернету в компьютере вашего ребенка?»
— Анкетирование «Знают ли родители, с кем общается их ребенок в сети?»
Тематика занятий на ступени основного общего образования:
Уроки безопасности работы в Интернет для учащихся
Классные часы, задачей которых является ознакомление учащихся с опасностями, которые подстерегают их в Интернете: «Безопасность в сети Интернет» (5-6 кл.),
«Развлечения и безопасность в Интернете»(5-6 кл.),
«Темная сторона Интернета» (7-8 кл.),
«Опасности в Интернете» (9-10 кл.),
«Как обнаружить ложь и остаться правдивым в Интернете» (9-10 кл.),
«Остерегайся мошенничества в Интернете» (9-10 кл.).
«Безопасность при работе в Интернете»,
«О личной безопасности в Интернет»,
«Этика сетевого общения »,
«Форумы и чаты в Интернет»,
«Информационная безопасность сетевой технологии работы».
Работа с родителями:
— Родительский всеобуч «Положительные и отрицательные стороны Интернета»
— Выступление на родительском собрании на тему: «Быть или не быть Интернету в компьютере вашего ребенка?»
— Анкетирование «Знают ли родители, с кем общается их ребенок в сети?»
Как уберечь свою персональную информацию в Интернете, если вы общаетесь в социальных сетях.
«Средства массовой информации»
«Периодические издания федерального значения»
«Периодические издания регионального значения»
«Детские и подрастковые СМИ»
«Телевизор-друг или враг?»
«Правда и ложь в телевидении»
По направлению медиакультурное воспитание могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты.:
Учащиеся свободно ориентируются в мире, адекватно воспринимают чужие ценности, понимают других, способны наследовать великие открытия человечества в самых разных областях, имеют возможность реализовывать себя в новой информационной среде.
умеют дифференцировать, принимать или не принимать информацию, поступающую из социальной среды, СМИ, Интернета, исходя из традиционных духовных ценностей и моральных норм;
умеют применить ценности традиционной культуры в новой информационной среде, обладают навыком создавать продукты новой информационной среды [не подпадающие под категорию информационной диверсии или информационного терроризма].
Тест на детскую Интернет-зависимость (С.А. Кулаков)
1. Как часто Ваш ребенок нарушает временные рамки, установленные вами для пользования сетью?
2. Как часто Ваш ребенок запускает свои обязанности по дому для того, чтобы провести больше времени в сети?
3. Как часто Ваш ребенок предпочитает проводить время в сети вместо того, чтобы провести его в кругу семьи?
4. Как часто Ваш ребенок формирует новые отношения с друзьями по сети?
5. Как часто Вы жалуетесь на количество времени, проводимые Вашим ребенком в сети?
6. Как часто учеба Вашего ребенка страдает из-за количества времени, проведенном Вашим ребенком в сети?
7. Как часто Ваш ребенок проверяет электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?
8. Как часто Ваш ребенок предпочитает общение в сети общению с окружающими?
9. Как часто Ваш ребенок сопротивляется или секретничает при вопросе о том, что он делает в Интернете?
10. Как часто Вы заставали своего ребенка пробивающимся в сеть против Вашей воли?
11. Как часто Ваш ребенок проводит время в своей комнате, играя за компьютером?
12. Как часто Ваш ребенок получает странные звонки от его новых сетевых «друзей»?
13. Как часто Ваш ребенок огрызается, кричит или действует раздраженно, если его побеспокоили по поводу пребывания в сети?
14. Как часто Ваш ребенок выглядит более уставшим и утомленным, чем в то время, когда у Вас не было Интернета?
15. Как часто Ваш ребенок выглядит погруженным в мысли о возвращении в сеть, когда он находится вне сети?
16. Как часто Ваш ребенок ругается и гневается, когда Вы сердитесь по поводу времени, проведенного им в сети?
17. Как часто Ваш ребенок предпочитает своим прежним любимым занятиям, хобби, интересам других нахождение в сети?
18. Как часто Ваш ребенок злится и становится агрессивным, когда Вы накладываете ограничение на время, которое он проводит в сети?
19. Как часто Ваш ребенок предпочитает вместо прогулок с друзьями проводить время в сети?
20. Как часто Вы чувствуете подавленность, упадок настроения, нервничает, когда находится вне сети, а по возвращении в сеть все это исчезает?
При сумме баллов 50-79 родителям необходимо учитывать серьезное влияние Интернета на жизнь вашего ребенка и всей семьи.
При сумме баллов 80 и выше, у ребенка с высокой долей вероятности Интернет-зависимость и ему необходима помощь специалиста.
Шкала Интернет-зависимости Анастасии Жичкиной
Инструкция: Выберите, пожалуйста, один из двух вариантов ответов (А или Б) тот, который лучше всего подходит для описания вашего поведения в Интернете и отметьте его галочкой. В этой анкете нет правильных или неправильных ответов, нам важно знать именно Ваше мнение.
1. А. Когда мне грустно или одиноко, я обычно выхожу в Интернет.
1. Б. Я не чувствую необходимости выйти в Интернет тогда, когда у меня плохое настроение.
2. A. Когда я провожу в Интернете меньше времени, чем обычно, я чувствую себя подавленно.
2. Б. Мое эмоциональное состояние не зависит от того, сколько времени я провожу в Интернете.
3. A. Я чувствую, что мое увлечение Интернетом мешает моей учебе, работе или отношениям с людьми вне Интернета.
3. Б. Использование Интернета не мешает моим отношениям с людьми, учебе или работе.
4. А. Многие мои знакомые не знают, сколько времени я на самом деле провожу в Интернете.
4. Б. Большинство моих знакомых знает, сколько времени я провожу в Интернете.
5. A. Я часто пытаюсь уменьшить количество времени, которое я провожу в Интернете.
5. Б. Я не пытаюсь уменьшить количество времени, которое я провожу в Интернете.
6. A. Когда я не в Интернете, я часто думаю о том, что там происходит.
6. Б. Когда я не в Интернете, я редко думаю о нем.
7. A. Я предпочитаю общаться с людьми или искать информацию через Интернет, а не в реальной жизни.
7. Б. Я далеко не всегда прибегаю к помощи Интернета, когда мне нужно найти информацию или пообщаться.
Ключи
Интернет-зависимость – один из видов поведенческих зависимостей, который проявляется в навязчивом постоянном стремлении войти в Интернет и потере субъективного контроля за его использованием.
Выбор варианта «А» оценивается в 1 балл, выбор варианта «Б» – 0 баллов.
Склонными к Интернет-зависимости считаются испытуемые с баллами по шкале Интернет-зависимости 3 и выше, не склонными к Интернет-зависимости – с баллом 0 по этой шкале. Интернет-зависимыми в строгом смысле слова считаются те, кто набирает 6-7 баллов по этой шкале.
Список использованных источников
Безопасный интернет. Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений, Тамбов 2012. Рецензенты: Мосягина Н.Г., преподаватель технического колледжа
Рекомендации «Безопасный Интернет». / Автор-сост.: Н.И. Баскакова,/ Под общей ред. Н.К. Солоповой, к.п.н., доцента, проректора по учебно-методической работе и информатизации ТОИПКРО. – Тамбов: ТОИПКРО, 2011. – 191 с.
Проект «Безопасный интернет в школе»/ Автор Киселева Т.В, учитель информатики., Ижевск, 2013
Правила безопасного использования сети Интернет для школьников младших классов
Вы должны это знать:
Всегда спрашивайте родителей о незнакомых вещах в Интернете. Они расскажут, что безопасно делать, а что нет.
Прежде чем начать дружить с кем-то в Интернете, спросите у родителей как безопасно общаться.
Никогда не рассказывайте о себе незнакомым людям. Где вы живете, в какой школе учитесь, номер телефона должны знать только ваши друзья и семья.
Не отправляйте фотографии людям, которых вы не знаете. Не надо чтобы незнакомые люди видели фотографии Вас, Ваших друзей или Вашей семьи.
Не встречайтесь без родителей с людьми из Интернета вживую. В Интернете многие люди рассказывают о себе неправду.
Общаясь в Интернете, будьте дружелюбны с другими. Не пишите грубых слов, читать грубости так же неприятно, как и слышать. Вы можете нечаянно обидеть человека.
Если вас кто-то расстроил или обидел, обязательно расскажите родителям.
Правила работы в сети Интернет и мобильных сетях связи для детей и родителей
Компьютер в наше время стал для ребенка и другом и помощником и даже воспитателем, учителем. Между тем, существует ряд аспектов при работе с компьютером, а в частности, с сетью Интернет, негативно влияющих на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения, нарушение психики неустойчивых школьников, представляющих для детей угрозу.
Преодолеть нежелательное воздействие информационной среды можно только совместными усилиями учителей, родителей и самих школьников. Наша задача сегодня – обеспечение безопасности детей, не способных иногда правильно оценить степень угрозы информации, которую они воспринимают или передают.
Следует понимать, что подключаясь к сети Интернет, Ваш ребенок встречается и целым рядом угроз, о которых он может даже и не подозревать. Объяснить ему это обязаны, прежде всего, родители перед тем, как разрешить ему выход в сеть Интернет.
Наиболее частые угрозы в сети:
1. Угроза заражения вредоносным Программным обеспечением (ПО). Для распространения вредоносного ПО и проникновения в компьютеры используется целый спектр методов. Среди таких методов можно отметить почту, компакт-диски и прочие сменные носители информации или скачанные из сети Интернет файлы. Например, программное обеспечение для мгновенного обмена сообщениями сегодня стало простым способом распространения вирусов, так как очень часто используются для прямой передачи файлов.
4. Интернет-магазины. Несмотря на то, что покупки через сеть Интернет пока еще являются экзотикой для большинства из нас, однако недалек тот час, когда эта угроза может стать весьма актуальной.
Рекомендации по уменьшению опасности от посещений детьми Интернет.
1. Посещайте сеть Интернет вместе с детьми. Поощряйте ваших детей делиться с вами их успехами и неудачами в деле освоения сети Интернет;
2. Объясните детям, что если в сети Интернет что–либо беспокоит их, то им следует не скрывать этого, а поделиться с вами своим беспокойством;
3. Объясните ребенку, что нельзя выдавать свои личные данные, такие как домашний адрес, номер телефона, и любую другую личную информацию, например, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы отца или матери и т.д.;
6. Не забывайте контролировать детей в сети Интернет с помощью специального программного обеспечения. Это поможет вам отфильтровать вредоносное содержание, выяснить, какие сайты на самом деле посещает ваш ребенок и что он там делает.
Д омашний контроль работы сети
Родителям необходимо постоянно вести разъяснительную работу, т.к. без понимания данной проблемы невозможно ее устранить силами только учителей. Очень часто родители не понимают или недооценивают те угрозы, которым подвергается школьник, находящийся в сети Интернет. Некоторые из них считают, что ненормированное «сидение» в сети лучше, чем прогулки в сомнительных компаниях. Родители, с ранних лет обучая ребенка основам безопасности дома и на улице, тому, как вести себя с незнакомыми людьми, что можно говорить о себе, а что нет, между тем, «выпуская» его в сеть Интернет, не представляют себе, что точно так же нужно обучить его основам безопасности в сети Интернет.
Ребенок абсолютно беззащитен перед потоком информации. Дома необходимо выработать общие правила, которые бы сводились к следующему:
Какие сайты могут посещать дети и что они могут там делать;
Сколько времени дети могут проводить в сети Интернет;
Как защитить личные данные;
Как следить за безопасностью;
Как вести себя вежливо;
Как пользоваться чатами, группами новостей, службами мгновенных сообщений.
Следите за выполнением данных правил и рекомендаций.
Регулярно, по мере необходимости, вносите изменения в них!
СИСТЕМА КЛАССИФИКАЦИИ ИНФОРМАЦИИ ЗАПРЕЩЕННОГО ДОСТУПА
1. Классификатор информации, запрещенной законодательством Российской Федерации
В соответствии с законодательством Российской Федерации общеобразовательное учреждение свободно в выборе и применении классификаторов информации, несовместимой с задачами образования и воспитания учащихся, а также несет ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции.
Наименование тематической категории
— Информация, направленная на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды;
Злоупотребление свободой СМИ /экстремизм
сведения о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганду каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров
Злоупотребление свободой СМИ / информация с ограниченным доступом
сведения о специальных средствах, технических приемах и тактике проведения контртеррористической операции
Злоупотребление свободой СМИ / скрытое воздействие
Информация содержащая скрытые вставки и иные технические способы воздействия на подсознание людей и (или) оказывающая вредное влияние на их здоровье
Экстремистские материалы или экстремистская деятельность (экстремизм)
А) Экстремистские материалы, т.е. предназначенные для обнародования документы либо информация, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы;
Б) экстремистская деятельность (экстремизм) включает в себя деятельность по распространению материалов (произведений), содержащих хотя бы один из следующих признаков:
— насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
— подрыв безопасности Российской Федерации;
захват или присвоение властных полномочий;
создание незаконных вооруженных формирований;
— осуществление террористической деятельности либо публичное оправдание терроризма;
— унижение национального достоинства;
осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;
— пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;
— публичную клевету в отношении лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением, соединенную с обвинением указанного лица в совершении деяний, указанных в настоящей статье, при условии, что факт клеветы установлен в судебном порядке;
— применение насилия в отношении представителя государственной власти либо на угрозу применения насилия в отношении представителя государственной власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей;
— посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность;
— нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда здоровью и имуществу граждан в связи с их убеждениями, расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, социальной принадлежностью или социальным происхождением.
Программы для ЭВМ, заведомо приводящие к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети
— Клевета (распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию);
— Оскорбление (унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприлично форме);
— Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма;
— Склонение к потреблению наркотических средств и психотропных веществ;
— незаконное распространение или рекламирование порнографических материалов;
— публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности;
— информация, направленная на пропаганду национальной, классовой, социальной нетерпимости, а также пропаганду социального, расового, национального и религиозного неравенства;
— публичные призывы к развязыванию агрессивной войны.
Информация, содержащая рекламу алкогольной продукции и табачных изделий
Информация с ограниченным доступом
Информация, составляющая государственную, коммерческую, служебную или иную специально охраняемую законом тайну
2. Классификатор информации, несовместимой с задачами образования и воспитания
Наименование тематической категории
Реклама алкоголя, пропаганда потребления алкоголя. Сайты компаний, производящих алкогольную продукцию.
Баннеры и рекламные программы
Баннерные сети, всплывающая реклама, рекламные программы.
Вождение и автомобили
(ресурсы данной категории, несовместимые с задачами образования)
Несовместимая с задачами образования и воспитания информация об автомобилях и других транспортных средствах, вождении, автозапчастях, автомобильных журналах, техническом обслуживании, аксессуарах к автомобилям.
Досуг и развлечения
(ресурсы данной категории, несовместимые с задачами образования)
Несовместимая с задачами образования и воспитания информация в виде фотоальбомов и рейтингов фотографий, открыток, гороскопов, сонников, гаданий, магии, астрологии, ТВ-программ, прогнозов погоды, тестов, рейтингов, фотоконкурсов, конкурсов онлайн, несовместимая с задачами образования и воспитания информация о туризме, путешествиях, тостах, поздравлениях, кроссвордах, сканвордах, ответов к ним, фэнтези и фантастике, кулинарии, рецептах, диетах, моде, одежде, обуви, модных аксессуарах, показах мод, текстах песен, кино, киноактерах, расписаниях концертов, спектаклей, кинофильмов, заказе билетов в театры, кино и т.п., дачах, участках, огородах, садах, цветоводстве, животных, питомцах, уходе за ними, рукоделии, студенческой жизни, музыке и музыкальных направлениях, группах, увлечениях, хобби, коллекционировании, службах знакомств, размещении объявлений онлайн, анекдотах, приколах, слухах, сайтах и журналы для женщин и для мужчин, желтая пресса, онлайн-ТВ, онлайн радио, знаменитости, косметика, парфюмерия, прически, ювелирные украшения.
Здоровье и медицина
(ресурсы данной категории, несовместимые с задачами образования)
(ресурсы данной категории, несовместимые с задачами образования)
Несовместимая с задачами образования и воспитания компьютерные онлайновые и оффлайновые игры, советы для игроков и ключи для прохождения игр, игровые форумы и чаты.
(ресурсы данной категории, несовместимые с задачами образования)
Содержащие несовместимую с задачами образования и воспитания информацию сайты коммерческих фирм, компаний, предприятий, организаций.
Личная и немодерируемая информация
Немодерируемые форумы, доски объявлений и конференции, гостевые книги, базы данных, содержащие личную информацию (адреса, телефоны и т. п.), личные странички, дневники, блоги.
Отправка SMS с использованием Интернет-ресурсов
Сайты, предлагающие услуги по отправке SMS-сообщений
Модерируемые доски объявлений
(ресурсы данной категории, несовместимые с задачами образования)
Содержащие несовместимую с задачами образования и воспитания информацию модерируемые доски сообщений/объявлений, а также модерируемые чаты.
Нелегальная помощь школьникам и студентам
Банки готовых рефератов, эссе, дипломных работ и проч.
Неприличный и грубый юмор
Неэтичные анекдоты и шутки, в частности обыгрывающие особенности физиологии человека.
Нижнее белье, купальники
Сайты, на которых рекламируется и изображается нижнее белье и купальники.
Обеспечение анонимности пользователя, обход контентных фильтров
Электронные казино, тотализаторы, игры на деньги, конкурсы и проч.
Сайты, на которых вывешено объявление о платности посещения веб-страниц.
Поиск работы, резюме, вакансии
(ресурсы данной категории, несовместимые с задачами образования)
Содержащие несовместимую с задачами образования и воспитания Интернет-представительства кадровых агентств, банки вакансий и резюме.
(ресурсы данной категории, несовместимые с задачами образования)
Содержащие несовместимую с задачами образования и воспитания Интернет-каталоги, системы поиска и навигации в Интернете.
(ресурсы данной категории, несовместимые с задачами образования)
Сайты, содержащие несовместимую с задачами образования и воспитания информацию религиозной и антирелигиозной направленности
Системы поиска изображений
Системы для поиска изображений в Интернете по ключевому слову или словосочетанию.
(ресурсы данной категории, несовместимые с задачами образования)
Содержащие несовместимую с задачами образования и воспитания информацию новостные ресурсы и сайты СМИ (радио, телевидения, печати)
Табак, реклама табака, пропаганда потребления табака
Сайты, пропагандирующие потребление табака. Реклама табака и изделий из него.
Торговля и реклама
(ресурсы данной категории, несовместимые с задачами образования)
Содержащие несовместимую с задачами образования и воспитания информацию сайты следующих категорий: аукционы, распродажи онлайн, Интернет-магазины, каталоги товаров и цен, электронная коммерция, модели мобильных телефонов, юридические услуги, полиграфия, типографии и их услуги, таможенные услуги, охранные услуги, иммиграционные услуги, услуги по переводу текста на иностранные языки, канцелярские товары, налоги, аудит, консалтинг, деловая литература, дом, ремонт, строительство, недвижимость, аренда недвижимости, покупка недвижимости, продажа услуг мобильной связи (например, картинки и мелодии для сотовых телефонов), заработок в Интернете.
Сайты, содержащие описания или изображения убийств, мертвых тел, насилия и т. п.
(ресурсы данной категории, несовместимые с задачами образования)
Несовместимые с задачами образования и воспитания сайты для анонимного общения в режиме онлайн.