Что такое социокультурный институт

Типы и виды социально-культурных институтов.

Понятие социально-культурного института. Нормативные и учрежденческие социально- культурные институты. Социально-культурные институты как общность и социальная организация. Основания типологизации социально-культурных институтов (функции, форма собственности, обслуживаемый контингент, экономический статус, масштаб-уровень действия).

ОТВЕТ

Социальные институты — это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, призванные обеспечить надежность, регулярность удовлетворения потребностей личности, различных социальных групп, общества в целом. Образование, воспитание, просвещение, художественная жизнь, научная практика и множество других культурных процессов являются видами деятельности и культурными формами с соответствующими им социальными хозяйственными и иными механизмами, учреждениями, организациями.

С точки зрения функционально-целевой направленности выделяют два уровня понимания сущности социально-культурных институтов.

К социально-культурным институтам нормативного типа относятся институт семьи, язык, религию, просвещение, фольклор, науку, литературу, искусство и другие институты.

социализирующая (социализацию ребенка, подростка, взрослого человека),

ориентирующая (утверждение императивных общечеловеческих ценностей через специальные кодексы и этику поведения),

санкционирующая (социальную регуляцию поведения и защиту определенных норм и ценностей на основе юридических и административных актов, правил и предписаний),

церемониально-ситуационная (регламентацию порядка и способов взаимного поведения, передачи и обмена информацией, приветствий, обращений, регламентацию собраний, совещаний, конференций, деятельности объединений и т.д.).

Так, государственные и муниципальные (местные), региональные органы власти занимают одно из ведущих мест в структуре социально-культурных институтов. Они выступают как полномочные субъекты разработки и проведения в жизнь общегосударственной и региональной социально-культурной политики, эффективных программ социально-культурного развития отдельных республик, краев и областей.

С внешней (статусной) точки зрения каждый такой институт характеризуется как субъект социально-культурной деятельности, обладающий совокупностью нормативно-правовых, кадровых, финансовых, материальных ресурсов, необходимых для выполнения функций, предназначенных ему обществом.

С внутренней (содержательной) точки зрения социально-культурный институт представляет собой совокупность целесообразно ориентированных стандартных образцов деятельности, общения и поведения конкретных лиц в конкретных социально-культурных ситуациях.

Социально-культурные институты обладают различными формами внутренней градации.

Одни из них официально учреждены и организационно оформлены (например, система общего образования, система специального, профессионального образования, сеть клубных, библиотечных и других культурно-досуговых учреждений), имеют общественную значимость и выполняют свои функции в масштабах всего общества, в широком социально-культурном контексте.

Другие не учреждаются специально, а складываются постепенно в процессе длительной совместной социально-культурной деятельности, часто составляющем целую историческую эпоху. К ним, например, относятся многочисленные неформальные объединения и досуговые общности, традиционные праздники, обряды, ритуалы и другие своеобразные социально-культурные стереотипные формы. Они добровольно избираются теми или иными социально-культурными группами: детьми, подростками, молодежью, жителями микрорайона, студентами, военными и т.д.

В теории и практике СКД часто используются многие основания для типологии социально-культурных институтов:

1. по обслуживаемому контингенту населения:

a. массовый потребитель (общедоступные);

b. отдельные социальные группы (специализированные);

c. дети, юношество (детско-юношеские);

2. по формам собственности:

3. по экономическому статусу:

4. по масштабам действия и охвата аудитории:

b. национальные (федеральные);

d. местные (локальные).

Формы, методы и ресурсная база социально-культурной деятельности.

Форма как способ организации деятельности социально-культурных институтов (массовые групповые, индивидуальные). Форма как способ организации материала (лекция, беседа, праздник, карнавал и т.п.). Метод – путь к достижению цели, способ управления деятельностью через воздействие на сознание, чувства, поведение. Прием как личностная конкретизация метода. Ресурсная база как совокупность необходимых компонентов для производства культурного продукта, услуг (нормативный ресурс, кадровый, финансовый, материальный, социально-демографический, информационный и т.д.).

ОТВЕТ

Также нормативно-правовой ресурс можно рассмотреть как правовые и организационные, технологические документы, инструктивная информация, определяющие организационный порядок подготовки и проведения социально-культурной деятельности (сюда так же входят устав организации, внутренние правила и др.).

Документы, охраняющие, закрепляющие и регулирующие права граждан на участие в процессах социально-культурной деятельности на федеральном, региональном (субъектно-федеративном) и муниципальном, местном уровнях.

Характерные особенности труда работников социально-культурной сферы связаны, прежде всего, со спецификой основных элементов трудовой деятельности, объекта труда, конечных целей труда и в существенной мере также орудий и других средств труда. Необходимо отметить особенности объекта, на который направлена деятельность работников. Предметом их труда служит человек с его многообразными потребностями и индивидуальными особенностями. С этим, безусловно, связана повышенная социальная ответственность за результаты трудовой деятельности работников социально-культурной сферы.

Финансовый ресурс состоит из бюджетных и внебюджетных источников финансирования, использование которых не противоречит действующему в РФ законодательству.

Структура бюджетной системы РФ: федеральный, региональный и муниципальный бюджеты.

Материально-технические ресурсы включают в себя специальное оборудование, имущество, инвентарь для эксплуатации и производства культурного продукта и создания соответствующей среды для обеспечения культурной, просветительской и досуговой деятельности.

2) инженерно-коммуникационные системы и устройства: электрические сети, телекоммуникации, системы отопления, водоснабжения и др.;

3) механизмы и оборудование: аттракционы, хозяйственный, музыкальный, игровой, спортивный инвентарь, музейные ценности, сценическо-постановочные средства и реквизит, библиотечные фонды, многолетние зеленые насаждения;

4) транспортные средства.

Различаются по возрастному, профессиональному, этническому и другим принципам, а так же учитывается их активность.

В самом широком виде досуговую программу или форму можно рассматривать как крупное самостоятельное законченное социально-педагогическое, социально-культурное действие, которое обусловлено социальным заказом, отражает социальную действительность и одновременно оказывает определенное влияние на нее. Программы и формы предусматривают решение самостоятельных педагогических задач и использование соответствующих способов организации деятельности людей (массовой, групповой или индивидуальной). Программы и формы базируются на использовании комплекса различных средств, методов, приемов, которые способствуют наиболее эффективному решению социально-педагогических целей.

К формам социально-культурной деятельности (СКД) в сфере социально-культурного сервиса можно отнести: собеседование, тематический вечер, утренник, афиша, обзор, встреча… кинопросмотр, фестиваль народного творчества, концерт, конкурс, День города, световая газета, дискотека, вечер отдыха, обряд, выставка.

Данные явления объединяют следующее: наличие специальных методов; наличие средств СКД; использование литературно-художественного материала; применение документального материала.

Вывод: чем крупнее форма СКД, тем больше объем методов и средств, задействованных в ней.

Метод – путь к достижению цели, способ управления деятельностью через воздействие на сознание, чувства, поведение.

В социально-культурных институтах используются

просветительные методы (изложение материала, демонстрация предметов или явлений, упражнения, направленные на закрепление знаний, отработку умений и навыков);

методы организации творческой деятельности (выдвижение творческой задачи, тренаж, организация творческого содружества и распределения творческих обязанностей, налаживание творческого соревнования);

методы рекреации (вовлечение в развлекательное занятие, вытеснение малоценных развлечений полезными, организация игрового соревнования);

метод импровизации. Практически любая образовательная, творческая, игровая акция сопровождается элементами импровизации. Можно утверждать, что импровизированность составляет одну из самых замечательных и впечатляющих особенностей социально-культурного действия.

Источник

Социально-культурные институты

Что такое социокультурный институт. Смотреть фото Что такое социокультурный институт. Смотреть картинку Что такое социокультурный институт. Картинка про Что такое социокультурный институт. Фото Что такое социокультурный институт Что такое социокультурный институт. Смотреть фото Что такое социокультурный институт. Смотреть картинку Что такое социокультурный институт. Картинка про Что такое социокультурный институт. Фото Что такое социокультурный институт Что такое социокультурный институт. Смотреть фото Что такое социокультурный институт. Смотреть картинку Что такое социокультурный институт. Картинка про Что такое социокультурный институт. Фото Что такое социокультурный институт Что такое социокультурный институт. Смотреть фото Что такое социокультурный институт. Смотреть картинку Что такое социокультурный институт. Картинка про Что такое социокультурный институт. Фото Что такое социокультурный институт

Что такое социокультурный институт. Смотреть фото Что такое социокультурный институт. Смотреть картинку Что такое социокультурный институт. Картинка про Что такое социокультурный институт. Фото Что такое социокультурный институт

Что такое социокультурный институт. Смотреть фото Что такое социокультурный институт. Смотреть картинку Что такое социокультурный институт. Картинка про Что такое социокультурный институт. Фото Что такое социокультурный институт

Как общественная структура, социальные институты являются социальной организацией, наиболее полно отражающей взаимодействие людей с учетом их потребностей и интересов, их ценностных ориентации и социальных установок.

Последние действуют от имени общества как целого. Институциональные связи можно называть еще и нормативными, так как их характер и содержание устанавливаются обществом в целях удовлетворения потребностей его членов в тех или иных сферах общественной жизни

Важнейшими социальными институтами являются политические. С их помощью устанавливается и поддерживается политическая власть. Экономические институты обеспечивают процесс производства и распределения благ и услуг. Семья также один из важных социальных институтов. Ее деятельность (отношения между родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т.д.) определяется системой правовых и иных социальных норм. Наряду с этими институтами существенное значение имеют и такие социально-культурные институты, как системы образования, здравоохранения, социальное обеспечение, культурно-воспитательные учреждения и т.д. Все еще заметную роль в обществе продолжает играть институт религии.

Что такое социокультурный институт. Смотреть фото Что такое социокультурный институт. Смотреть картинку Что такое социокультурный институт. Картинка про Что такое социокультурный институт. Фото Что такое социокультурный институт

Институциональные связи, как и иные формы социальной связи, на основе которых складываются социальные общности, представляют собой упорядоченную систему, определенную социальную организацию. Это система принятых видов деятельности социальных общностей, норм и ценностей, которые гарантируют сходное поведение их членов, согласовывают и направляют в определенное русло стремления людей, устанавливают способы удовлетворения их потребностей, разрешают конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивают состояние и равновесие между стремлениями различных индивидов и групп данной социальной общности и общества в целом. В случае, когда это равновесие начинает колебаться, говорят о социальной дезорганизации, об интенсивном проявлении нежелательных явлений (например, таких, как преступления, алкоголизм, агрессивные действия и т.п.).

Сущность и типология социально-культурных институтов

Значительная часть социальных институтов прямо или косвенно задействована в социально-культурной сфере. Им присуща определенная направленность их общественной практики и социальных отношений, характерная взаимосогласованная система целесообразно ориентированных стандартов деятельности, общения и поведения. Их возникновение и группировка в систему зависят от содержания задач, решаемых каждым отдельно взятым социально-культурным институтом.

Среди отличающихся друг от друга содержанием деятельности и функциональными качествами экономических, политических, бытовых и других социальных институтов категория социально-культурных институтов обладает целым рядом специфических черт.

Попытаемся конкретизировать понятие «социально-культурный институт» применительно к целям и содержанию предмета социально-культурной деятельности. Прежде всего необходимо подчеркнуть широкий диапазон термина «социально-культурный институт». Он охватывает многочисленную сеть социальных институтов, обеспечивающих культурную деятельность, процессы сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей, а также включение людей в определенную, адекватную для них субкультуру.

В современной литературе существуют различные подходы к построению типологии социально-культурных институтов. Проблема заключается в том, чтобы в зависимости от целевого назначения, характера и содержания их деятельности выбрать правильный критерий для их классификации. В качестве такового может фигурировать функционально-целевая направленность социально-культурных институтов, преобладающий характер содержания их работы, их структура в системе общественных отношений.

С точки зрения функционально-целевой направленности выделяют два уровня понимания сущности социально-культурных институтов. Соответственно мы имеем дело с двумя их крупными разновидностями.

К социально-культурным институтам нормативного типа правомерно отнести, в первую очередь, институт семьи, язык, религию, просвещение, фольклор, науку, литературу, искусство и другие институты, не ограничивающиеся освоением и последующим воспроизводством культурных и социальных ценностей или включением человека в определенную субкультуру. По отношению к личности и отдельным общностям они выполняют целый ряд крайне существенных функций: социализирующую (социализацию ребенка, подростка, взрослого человека), ориентирующую (утверждение императивных общечеловеческих ценностей через специальные кодексы и этику поведения), санкционирующую (социальную регуляцию поведения и защиту определенных норм и ценностей на основе юридических и административных актов, правил и предписаний), церемониально-ситуационную (регламентацию порядка и способов взаимного поведения, передачи и обмена информацией, приветствий, обращений, регламентацию собраний, совещаний, конференций, деятельности объединений и т.д.).

Так, государственные и муниципальные (местные), региональные органы власти занимают одно из ведущих мест в структуре социально-культурных институтов. Они выступают как полномочные субъекты разработки и проведения в жизнь общегосударственной и региональной социально-культурной политики, эффективных программ социально-культурного развития отдельных республик, краев и областей.

В широком смысле социально-культурный институт представляет собой активно действующего субъекта нормативного или учрежденческого типа, обладающего определенными формальными или неформальными полномочиями, конкретными ресурсами и средствами (финансовыми, материальными, кадровыми и т.д.) и выполняющего в обществе соответствующую социально-культурную функцию.

Например, такой социально-культурный институт нормативного типа, как искусство, с внешней (статусной) точки зрения может быть охарактеризован как совокупность лиц, учреждений и материальных средств, осуществляющих творческий процесс по созданию художественных ценностей. В то же время по своему внутреннему (содержательному) характеру искусство представляет собой процесс творчества, обеспечивающий одну из важнейших социальных функций в обществе. Стандарты деятельности, общения и поведения творческих деятелей, их роли и функции определяются и конкретизируются в зависимости от жанра искусства.

Социально-культурные институты придают деятельности людей качественную определенность, значимость как для отдельной личности, так и для социальных, возрастных, профессиональных, этнических, конфессиональных групп, для общества в целом. Следует иметь в виду, что любой из этих институтов не только самоценный и самодостаточный субъект, а прежде всего субъект воспитания и образования человека.

Каждый из социально-культурных институтов выполняет по преимуществу свою, наиболее характерную для него содержательную функцию, направленную на удовлетворение тех социально-культурных потребностей, ради которых он сформирован и существует.

Широкая сеть социально-культурных институтов обладает различными формами внутренней градации. Одни из них официально учреждены и организационно оформлены (например, система общего образования, система специального, профессионального образования, сеть клубных, библиотечных и других культурно-досуговых учреждений), имеют общественную значимость и выполняют свои функции в масштабах всего общества, в широком социально-культурном контекете. Другие не учреждаются специально, а складываются постепенно в процессе длительной совместной социально-культурной деятельности, часто составляющем целую историческую эпоху. К ним, например, относятся возникающие на групповом, локальном уровне многочисленные неформальные объединения и досуговые общности, традиционные праздники, обряды, ритуалы и другие своеобразные социально-культурные стереотипные формы. Они добровольно избираются теми или иными социально-культурными группами: детьми, подростками, молодежью, жителями микрорайона, студентами, военными и т.д.

Социально-культурные институты классифицируются в зависимости от их ролевой функции по отношению к потребителям культурных благ, ценностей и услуг в лице многотысячной детской и взрослой аудитории пользователей: зрителей, слушателей, читателей, а также потенциальных заказчиков, производителей, покупателей обширной социально-культурной продукции. В этом случае среди огромного множества социально-культурных институтов нормативного и учрежденского типа выделяются следующие категории.

Первая группа- социально-культурные институты, преимущественно занимающиеся производством духовных ценностей: идеология, политика, право, государственное управление, наука, церковь, журналистика, образование базовое и дополнительное, искусство, язык, литература, архитектура, искусство, любительское, в том числе техническое творчество, художественная самодеятельность, коллекционирование.

Вторая группа- социально-культурные институты, преимущественно занятые коммуникацией, трансляцией духовных ценностей, экономической, политической, культурной, социальной, научно-технической информации: пресса, радио, телевидение, издательства и книжная торговля, музеи и выставки, реклама, архивы и библиотеки, пропаганда и проповедничество, электронная почта, конференции, презентации и т.д.

Третья группа- социально-культурные институты, преимущественно проявляющие себя в организации различных видов неформальной творческой деятельности: семья, клубные и садово-парковые учреждения, фольклор, народное творчество, народные обычаи, обряды, массовые праздники, карнавалы, гулянья, инициативные культурозащит-ные общества и движения.

В теории и практике часто используются и многие другие основания для типологизации социально-культурных институтов: 1) по обслуживаемому контингенту населения: массовый потребитель (общедоступные), отдельные социальные группы (специализированные), дети, юношество (детско-юношеские); 2) по формам собственности: государственные, общественные, акционерные, частные); 3) по экономическому статусу: бесприбыльные (некоммерческие), доходные (коммерческие или полукоммерческие); 4) по масштабам действия и охвата аудитории: международные, национальные (федеральные), региональные, местные (локальные).

В структуру социально-культурной сферы включаются субъекты культуры, обеспечивающие массовую культурную деятельность: клубы, развлекательные учреждения, детские учреждения, СМИ, кино, видеопрокат, музеи, библиотеки, парки, учебные заведения и субъекты искусства: концертные залы, театры, цирк, галереи и выставочные залы, киностудии, народные художественные промыслы и ремесла, художественные коллективы, учебные заведения.

В социально-культурной сфере, таким образом, функционируют: искусство, профессиональное художественное творчество, образование; культурно-досуговая деятельность населения, массовое народное творчество, просвещение и самодеятельность; социальная защита и реабилитация отдельных категорий граждан средствами культуры, искусства, досуга, спорта; межнациональные и межгосударственные культурные обмены и сотрудничество; производственная инфраструктура по созданию и обеспечению материально-технической базы отрасли.

Вполне очевидно, что каждая из этих подотраслей поддается своей дальнейшей градации и выделению более узких и конкретных типов организаций и видов деятельности. Эта дифференциация находит свое воплощение как на уровне принятия законодательных документов, так и в практике руководства отраслями (отделов музеев, театров, библиотек, клубной деятельности, региональных органов управления культурой и искусством).

Однако уровень взаимосвязей различных социально-культурных институтов в федеральном и региональном масштабах далеко не одинаков. Выделяют несколько наиболее характерных показателей этого уровня: связи прочны и постоянны: связи содержательны и предметны; контакты носят эпизодический характер; партнеры почти не сотрудничают; партнеры работают вообще обособленно.

Причинами эпизодичности контактов между социально-культурными институтами региона являются, как правило, отсутствие ясного представления о содержании и формах совместной работы, малый опыт этого сотрудничества, отсутствие четкой программы, несогласованность планов, недостаточность внимания со стороны муниципальных органов и т.д.

В современном процессе развития и укрепления сотрудничества многочисленных общностей и структур социально-культурной сферы можно выделить две тенденции. С одной стороны, каждый социально-культурный институт исходя из своего профиля и характера стремится максимально активизировать собственный потенциал, собственные творческие и коммерческие возможности. С другой — для этой группы субъектов вполне естественно стремление к социальному партнерству. Усиливаются их совместные, согласованные и скоординированные действия на основе общих, совпадающих функций социально-культурной деятельности.

Источник

Социокультурные институты

1) Социокультурные институты в социокультурной деятельности.

2) Религия в контексте культуры.

3) Наука как социокультурный институт.

4) Специфика, формы и функции искусства.

5) Образование, его социальная роль в культуре.

Социокультурные институты в социокультурной деятельности. Понятие социокультурной деятельности ввели уральские социологи (под руководством Л.Н.Когана) в 70-е годы ХХ века. Они определяли социокультурную деятельность как деятельность в сфере культуры, которая выполняет следующие функции: создание культурных образцов, их усвоение (потребление) и сохранение или распространение. Социокультурную деятельность уральские социологи понимали в широком и узком смысле слова. В широком – как деятельность по самореализации сущностных сил человека, развитие его сознания, способностей, потребностей. В узком – деятельность по производству, распространению, сохранению и потреблению ценностей духовной культуры. Когда мы рассматриваем социокультурную деятельность в широком смысле, тогда в ней участвуют все социальные институты общества.

Когда мы рассматриваем социокультурную деятельность в узком смысле слова, то необходимо выделить ее специфические и неспецифические виды.

Неспецифические виды социокультурной деятельности формируются в повседневности, обычной жизни и передаются, как мы уже отмечали, с помощью обыденных знаний, ритуалов, традиций и т.д. Более подробно этот процесс анализируют такие социологические теории как символический интеракционизм, феноменология, этнометодология. В частности феноменологическая социология (А.Шюц), рассматривая процесс передачи в повседневности культурных норм и образцов, выделяет приемы повседневного общения. К ним относятся:

1) типизация, осуществляемая с помощью стереотипов;

2) ранжирование полученной информации на основе ценностей;

3) наборы стандартизированных действий.

Ведущими социальными институтами здесь являются семья, соседская группа, круг родственников, в современных обществах добавляются друзья и приятели, коллеги по работе, а в последнее время и виртуальные знакомые.

Специфические виды социокультурной деятельности (религиозная, научная, научно-техническая, и др.), как правило, выполняются специализированными социокультурными институтами (религия, наука, искусство, образование и т.д.). Взаимодействие повседневности и специализированной культурной деятельности осуществляется через три социальных института: образование, СМИ и учреждения культуры.

Религия в системе культуры. Социологический анализ религии как социокультурного института осуществили К.Маркс, Э.Дюркгейм, М.Вебер. Маркс рассматривает религию как объективно неизбежное явление в классово антагонистическом, эксплуататорском обществе. По его мнению «религия – сердце бессердечного мира, прибежище от жестокости в повседневной жизни». Следующей задачей религии является познание мира, но это искаженная и извращенная форма знания, возникающая вследствие бессилия человека перед миром природы и социальным миром. Третьей функцией религии является примирение людей с окружающей несправедливостью, отказ от классового сопротивления угнетенных масс, эту задачу навязывают церкви господствующие силы. Религия и наука противостоят друг другу, чем более развита наука, тем меньше места для религии.

Э.Дюркгейм, исследуя ранние формы религиозного сознания, выявил, что религия играет интегрирующую роль в обществе, объединяя людей. В традиционном обществе религия не просто социальный институт, а способ мышления людей. Основная черта религии – понимание сакрального и отделение его от мирского. С целью поддержания стабильности и порядка в обществе, нужно поддерживать религию и церковь, а не бороться с ними.

М.Вебер изучал не только ранние, но и современные формы религии. В качестве важнейших функций религии он выделил психологическую и экзистенциальную. Вебер показал, что в основе социокультурной динамики лежат базовые ценности, выраженные, прежде всего, в религии. Например, для конфуцианства характерно принятие реального мира, буддизму присуще неприятие реальности, христианство принимает мир на условиях его исправления и улучшения.

Вебер подчеркивает, что религиозная догматика определяет не только мотивы трудовой деятельности, но и тип мировосприятия, а, следовательно, образ жизни, модели поведения, систему моральных и правовых норм. Он проанализировал основные мировые религиозные системы и классифицировал их. Вебер также выделил и дал развернутую характеристику различным видам религиозных организаций, таким как: церковь, секта, деноминация, культ (последние два определения добавил Г.Беккер).

Что такое социокультурный институт. Смотреть фото Что такое социокультурный институт. Смотреть картинку Что такое социокультурный институт. Картинка про Что такое социокультурный институт. Фото Что такое социокультурный институт

Церковь – наиболее распространенная форма религиозной организации, ей присущи следующие черты:

1) церковь встроена в систему действующих социальных институтов и поддерживается государством;

3) сформирован клир – профессиональные служители церкви;

4) существуют формализованные ритуалы и обряды;

5) поведение верующих регламентируется.

Секта – неформальное небольшое объединение, как правило, неподдерживаемое государством. Отсутствует или слабо выражен клир, но есть харизматический лидер. Поведение верующих больше определяется не формализованными нормами и санкциями, а фанатичной приверженностью и протестом против существующих церквей.

Веберовская концепция религии существенно повлияла на последующие социологические исследования. В современной западной социологии существует несколько точек зрения на религию, но доминирующим является институциональный, который определяет религию как институализированную систему верований, символов, ценностей и практик, которые предоставляют людям возможность решать вопросы …человеческого бытия (американские социологи Ч.Глок и Р.Старк).

Главные признаки религии:

— возможность спасения личности;

Функции религии в обществе:

Институт религии характеризуется двумя взаимосвязанными уровнями – ценностно-нормативным и поведенческим. Первый – совокупность верований, предписаний, символов в отношении тех предметов, которые считаются священными. Второй – это поведение верующих, отправления культа, деятельность религиозных организаций.

В современном обществе положение и функции религии меняется в связи с тем, что общество и государство становятся светскими в результате трех процессов:

— рационализации сознания и поведения людей, которая приводит к увеличению значимости науки и сокращению влияния религии;

— секуляризации, т.е. уменьшение влияния религии и церкви на социальную жизнь;

— десакрализации, т.е. сокращение сферы священного в общественной жизни.

В результате меняется место религии среди других социальных институтов, государство и система образования носят светский характер, сокращается экономическое и политическое влияние церкви, снижается ее престиж.

Объективным показателем этого процесса является уменьшение числа верующих, число которых сокращается по всему миру, но в разных странах разными темпами.

Однако, хотя религия в традиционной форме переживает спад, но он касается в основном западных стран, в незападных странах растет исламский фундаментализм, буддизм распространяется даже на западные общества, наблюдается многочисленность и активность католиков в Южной Америке, и т.п.

И в западных странах, во-первых, появляются и распространяются новые религиозные движения (сайентологи и др.), во-вторых, люди веруют, но не хотят соблюдать формально-религиозные формы, например, посещать богослужения.

В России, начиная с 1990-х годов, наблюдается активное возрождение религии как социального института, что проявилось в резком росте религиозности населения, к неверующим относят себя не более 30% (по опросу 1999 г.), тогда как примерно столько же считали себя верующими в 80-е годы. (Зборовский Г.Е., с.422). Социологи же в качестве критерия религиозности предлагают не самоидентификацию, а знание основных догматов, молитв, посещение храма, в этом случае число верующих составляет от 40 до 60% населения, активно же верующих не более 3-4%.

В целом следует отметить, что религиозное сознание и поведение становится частью духовного возрождения России. Однако, как и везде, религия может служить источником национально-культурной идентичности, утешения и поддержки, но одновременно, она была и продолжает оставаться источником острых социальных столкновений и конфликтов.

Наука как социокультурный институт. Наука – социально обусловленное явление, которое можно рассматривать в нескольких аспектах:

1) наука как система знаний;

2) наука как форма общественного сознания;

3) наука как сфера деятельности, сфера приложения интеллектуальных сил;

4) наука как система органов и организаций, осуществляющих интеллектуальную деятельность.

Социологическое исследование науки связано с именами Э.Дюркгейма, М.Вебера, К.Манхейма, Дж. Бернала, У.Огборна, П.Сорокина, Т.Парсонса. Однако особую роль в изучении науки сыграли работы Р.Мертона, особенно его работа «Социология науки». Он считает, что главное предназначение науки состоит в том, чтобы стимулировать деятельность по получению нового и достоверного знания. Мертон выявил основные социальные характеристики науки, ее принципы: 1) универсализм (объективность и истинность знания не зависит от того, кем оно получено); 2) коммунализма, или всеобщности (научное знание должно быть общим достоянием); 3) бескорыстности (наука не должна использоваться ради сугубо личных интересов); 4) организованного скептицизма (результаты научной работы должны подлежать критической оценке коллег).

Р.Мертон установил «идеальные типы» научной деятельности, однако в дальнейшем был подвергнут критике за абстрактность модели «чистой науки». Появились новые философские и социологические концепции науки Т.Куна, М.Малкея, М.Поланьи и др., в которых более многозначно рассматривается проблема истинного знания: с учетом социального контекста, принципа консенсуса (ЮХабермас и П.Фейерабенд). Главная цель этих исследователей – разоблачение сверхрационалистких претензий современной науки, ее «церковоподобного» статуса, положения экспертов как современных пророков.

Они указывают на стирание различия между наукой и другими формами знания: обыденным, религией, искусством и др.

Специфика современного социологического подхода к науке состоит, прежде всего, в изучении ее как социального института. Рассмотрение науки как социального института означает характеристику ее социальных функций, социальных ролей, места в системе социальных институтов.

Г.Е.Зборовский полагает, что можно выделить два аспекта изучения науки как социального института: а) внутриинституциональный; б) внешнеинституциональный. В рамках первого рассматриваются сферы и формы научной деятельности, ее нормативная база, учреждения и организации, социальные аспекты деятельности ученых (включая типы их социального поведения, ценностные ориентации, предпочтения). Внешнеинститцуиональный аспект предполагает анализ места института науки в обществе, его взаимосвязей с другими социальными институтами, прежде всего, непосредственно с ним взаимодействующие.

Функции науки в обществе:

1) производство и генерирование научных знаний, это главная функция. Для ее осуществления понадобились учреждения и организации для производства и внедрения новых знаний. Обязательным условием реализации этой функции является эффективное финансирование науки и проведение государственной политики развития науки и образования;

2) наука как непосредственная производительная сила, неразрывно связанная с экономикой и управлением (академик Н.Н.Семенов заметил, что наука из служанки производства превратилась в мать производства»);

4) культурно-мировоззренческая. Она реализуется в формировании научного мировоззрения, прежде всего через систему образования, как двусторонний процесс: а) как подготовки людей для науки, б) адаптация научного знания к восприятию людей. В конце ХХ – начале ХХI вв. возникает потребность в новой модели взаимодействия науки и образования. Такая модель предполагает воплощение в жизнь принципов опережающего развития образования, непрерывности образования, возрастания удельного веса самообразования.

5) преобразовательно-практическая деятельность:

— наука осуществляет преобразование общественного сознания посредством всеобщего просвещения;

— наука становится основой социального прогресса, т.к. конструирует модель будущего общества в научно-технических и социальных параметрах;

— наука лежит в основе принятия управленческих решений;

— наука (научные знания) фундируют процессы самодеятельности и самоорганизации людей во всех сферах, от повседневной жизни до глобальных процессов.

Основным компонентом науки является знание. Социологи выделяют три вида знания: ситуационное, практическое и теоретическое. Оформление теоретического знания в науку происходит в XVIII веке и проходит три этапа:

— содержательное знание формируется в эпоху Просвещения;

— продуктивное знание складывается в индустриальном обществе, когда знание начинает массово применяться в промышленности;

Знание в современном обществе приобретает характер товара, оно производится, перемещается, продается, покупается и накапливается. Именно на этой основе формируется концепция культурного капитала современного французского социолога П.Бурдье. Культурный капитал – богатство в форме знания или идей, которое узаконивает обладание статусом и властью. Господствующие классы, используя символы (язык, невербальные знаки, модели успеха и неудач и т.д.), устанавливают культурную гегемонию, т.е. ранжируют людей в зависимости от присужденных дипломов и свидетельств (элитные или неэлитные образовательные учреждения).

Большинство людей в современном обществе – профессионалы, но в узкой сфере знания. Те, кто управляют, элиты, имеют больший объем информации и большие возможности получения качественного знания, привлечения экспертного знания, особенно в сфере гуманитарных наук.

Не только люди, но и общества различаются тем значением, которое они придают образованию как ценности, формируя потребность в обучении, чтении, посещении театров, музеев и т.д. Культурный капитал передается по наследству, тем самым конечный успех в виде получения профессии, обеспечивающей высокие доходы, престиж или власть, только отчасти зависит от собственных усилий, отчасти от унаследованного.

Стратегическими ресурсами общества сегодня являются:

— умственный капитал, который создается в системе образования;

— концентрация теоретического знания в виде развитых фундаментальных наук;

— развитая система обработки и распространения информации, в тои числе, и научной;

— система непрерывного образования, квалификации и переквалификации.

В современной социологии выработаны следующие количественные критерии, которые показывают значимость научного знания в обществе:

1) число людей с высшим образованием;

2) число тиражей научных изданий;

3) число высших учебных заведений.

Российское научное сообщество в процессе социальных трансформаций 90-х годов резко сократилось по численности (более чем в три раза), резко сократилось финансирование науки (с 3% ВВП до 0,5%), средняя зарплата ученых ниже средней по стране, упал престиж ученого и науки. Для быстрого развития России необходимо переориентация государственной политики и общественного сознания, элементы этого нового подхода проявляется в росте ВУЗов, увеличении числа студентов, формировании научных национальных программ, расширении научных контактов на глобальном уровне и т.д.

Специфика, формы и функции искусства. Итак, такие институты культуры как наука, мораль и искусство взаимодополнительны. Наука в первую очередь осуществляет поиск истины, мораль – добра, искусство – красоты. Искусство является центральным звеном художественной культуры и представляет собой, с одной стороны, продукт творчества, с другой – совокупность накопленных обществом ценностей. Искусство обладает способностью целостного воспроизведения жизни общества во взаимосвязи ее событийной и переживательной (символизированной) формах.

С социологической точки зрения искусство можно рассматривать как накопленные обществом художественные ценности, представляющие собой совокупность идей, взглядов, смыслов, концепций, воздействующих на сознание человека. В этом плане оно является компонентом не только художественной, но и духовной культуры. Искусство как собрание конкретных произведений, совокупность художественных ценностей превращает в действительную ценность лишь восприятие человеком. Именно в этом отличие понятий «искусство» и «художественная культура».

При анализе искусства в качестве главной связи принято рассматривать «действительность – художник – произведение искусства», здесь главное –производство художественной ценности. Художник впитывает в себя всю окружающую действительность, преломляет через свое сознание в соответствии со своим мироощущением и отражает ее в художественном произведении, художественном образе, представляющем собой модель действительности.

Художественную культуру выражает другая связь – это «произведение искусства – публика – действительность», тут главное – восприятие и освоение созданных произведений. Творцом произведений является художник, а в создании художественной культуры участвует и публика, которая превращает художественное произведение в собственное достояние, делает их фактом своей духовной жизни, тем самым, обогащая духовную жизнь общества. Если искусство – это готовые произведения, то художественная культура – воплощенные в них знания, ценности, нормы, образцы поведения и процесс их освоения и придания конкретного функционального характера.

Можно выделить несколько определений искусства:

1) интеллектуально-эстетическая форма познания социальной реальности, осуществляемая путем творчества, индивидуального и коллективного;

2) специализированный вид отражения реальности, усвоения и формирования действительности в процессе художественного творчества в соответствии с определенными эстетическими идеалами;

3) совокупность идей, взглядов, смыслов и концепций, воздействующие на сознание людей.

Взгляды на сущность искусства менялись со временем:

— первый этап – искусство понималось как приобщение к Божественному, к абсолюту (доиндустриальные общества);

— второй этап, искусство как зеркало, отражающее жизнь, главное соответствовать реальности (Просвещение, Новое время);

— третий этап, искусство форма познания жизни и преобразования человека, оно субъективно и символично.

Специфика положения искусства как социокультурного института в обществе и его отличия от других форм духовной жизни состоит в том, что только в нем, возможно, соединить все формы познания, эмоциональное, рационалистическое, эстетическое, интуитивное и др. Поэтому именно искусство способно воспроизвести целостный образ реального мира.

Основы социологии искусства заложили К.Манхейм, Т.Адорно, которые исследовали социальный генезис искусства, детерминированность творчества художника социальной реальностью и духовной атмосферой времени. Социологический анализ искусства акцентирует внимание на проблеме его социального воздействия на людей, восприятия и потребления, его нужности для публики.

Произведение искусства всегда обусловлено определенными условиями восприятия, конкретными условиями пространства и времени, то, что можно назвать «художественной средой». К факторам художественной среды можно отнести: социально-исторические условия, эстетическую ситуацию, смысловые аспекты времени (дух времени), художественно-эстетические нормы, традиции, средства художественной коммуникации, источники и средства трансляции.

Функции искусства в обществе. Одну из наиболее традиционных точек зрения на социальные функции искусства можно назвать «нормативной», в соответствии с которой искусство рассматривается как инструмент распространения и утверждения норм и ценностей и как способ передачи и распространения культурной информации, содержащей нормы и правила поведения человека.

Другая точка зрения на социальные функции искусства связана с его «компенсирующей способностью». Эта компенсаторность имеет свои разновидности – от понимания искусства как развлечения до «возвышения человека». Кроме того, искусство, по определению, призвано компенсировать то, что в реальной жизни недостает.

Другой, психологической функцией искусства является снятие напряжения. Одним из вариантов этой точки зрения является фрейдизм в его разнообразных современных модификациях (Фромм, Харни, Салливен). Общим для всех этих теорий является понимание искусства как способа удовлетворения с помощью фантазии и апелляции к подсознанию (Фрейд), коллективному бессознательному (Юнг).

Третья функция искусства – творческое самовыражение как способ реального существования и протест против порабощения человека враждебными ему социальными силами, творчество не как способ изменить действительность, а продемонстрировать независимость от нее (экзистенцинциализм). Эта концептуальная платформа лежит в основе «неоавангарда», поп-арта, «нового рока» и т.п.

Четвертой, специфической функцией искусства является удовлетворение потребности человека в красоте, стремлении к гармонии, стройности, порядку. Потребность человека в красоте – рентабельная потребность, по мнению французского социолога П.Греве, т.к. она абсолютная психосоциальная потребность человека, живущего в современном динамичном и заинтересованного в стабильности своего сосуществования.

Пятая функция – интегративная, искусство позволяет сглаживать социальные конфликты через эстетизацию социальных отношений, человек, потребляя художественное произведение, чувствует свою общность (человеческую, цивилизационную, национальную, региональную и др.) с другими людьми.

И, последняя – функция преемственности, т.к. именно художественные произведения лежат в основе культурной памяти, позволяют поколениям накапливать и передавать культурную информацию в наиболее усваиваемой эмоционально-эстетической форме.

В современном обществе в искусство включает в себя литературу, театр, кино, музыку, танец (хореографию), живопись, скульптуру, архитектуру, телевидение. Престижность различных видов искусства имеет конкретно-исторический характер, зависит от исторического времени и национально-культурных особенностей общества.

Основные процессы, протекающие в современном искусстве:

— появление массового искусства и потребителя массовой культуры, элитарное искусство сохраняется как рейтинговое и для избранных;

— коммерциализация искусства приводит к сокращению и вытеснению высокодуховных видов искусства, которые весьма затратны как финансово, так и по тем интеллектуальным и душевным силам, которые требуются при их потреблении;

— процесс вытеснения искусства техническими носителями, как при производстве художественного продукта («фанера» поп-культуры), так и при его потреблении;

— нарастание активности и влияния потребителя искусства на формирование социального заказа на виды художественной продукции, отсюда проблема воспитания «вкуса и стиля» массового потребителя;

— политизация искусства, в крайней форме – идеологизации, когда господствующие классы пытаются управлять творческими процессами в своих конъектурных целях, тем самым, превращают искусство, точнее, какую-то часть, в формальный муляж (симулякр), остальное загоняют в «подполье», маргинализируют. Процесс вмешательства политики в искусство усиливается в современном обществе, которое конструируется, исходя из символического багажа, а ведь его актуализируют и пополняют в первую очередь люди искусства;

— глобализация приводит к нарастанию тенденций универсализма, общих черт в искусстве, тем самым ставится под угрозу самобытность национальных культур, а значит, сокращается их многообразие и мировая культура обедняется.

Все эти процессы в их наиболее острой форме представлены в России, т.к. в ходе социальных трансформаций многие творцы, культурные учреждения перестали осуществлять свои функции или ослабили их проявление. В то же время русская культура выступила в роли культурного «донора» как материальных, так и духовных художественных ценностей, тем самым себя значительно обескровив. Однако российское искусство, хотя и сдало свои позиции, все-таки устояло, и процессы возрождения уже пошли во всех сферах, хотя и разными темпами.

Образование, его социальная роль в обществе. Известный российский исследователь проблем образования Д.Л.Константиновский пишет: «Система образования – это зеркало общества. Меняется общество – меняется система образования… Где больше изменений в обществе, там и образование меняется сильнее» (Константиновский Д.Л. Институт образования: мифы и реальность// Куда идет Россия. Формальные институты и реальные практики / Под общ. ред. Т.И.Заславской. – М.: МВШСЭН, 2002. – С. 219 – 226.). Особенно тесная связь у сферы образования с другими сферами культуры: наукой, искусством, массовой коммуникацией.

Хотя социология образования как отдельный раздел появилась недавно, ее корни находятся, в основном, в функционализме Дюркгейма. С его точки зрения процесс образования следует понимать с точки зрения его вклада в содействие и сохранение социального порядка. К.Мангейм считал, что система образования есть средство решения проблем и стирания социальных антагонизмов. Исследуя влияние образования на социальную стратификацию общества, Т.Парсонс в труде «Система современных обществ» приходит к выводу, что ныне не семья, а именно система образования «служит непосредственным поставщиком ресурсов в экономику» (Парсонс Т. Система современных обществ. – М., 1998. – С.130). При этом отмечает он, образование создает некий противовес социальному неравенству, т.к. люди обучаются и отбираются в соответствии со способностями.

Образование в его современной форме, подразумевающей обучение учеников в специально созданных учебных учреждениях, начало складываться в индустриальном обществе, когда возникла массовая потребность в грамотной и дисциплинированной рабочей силе. По мере продвижения в постиндустриальное общество, происходит сокращение нужды в неквалифицированном физическом труде, растет потребность в работниках, знакомых с высокими технологиями, способных приобретать новые навыки и работать творчески.

Официальная школьная учебная программа представляет собой только часть более широкого процесса воспроизводства культуры, на который оказывают влияние многие неформальные аспекты обучения, образования и школьной обстановки. Новые технологии и экономика, основанная на знании, меняют наше представление об образовании и школьном обучении, привычное формальное образование уступает место идее учения в течение всей жизни – «непрерывное образование».

Данная концепция в качестве неотъемлемой компоненты включает в себя самообразование, которое связывает между собой ступени базового общего, профессионального и «постобразования», становится стабильным занятием человека, повседневным фактором его культурного роста. Расширяются возможности для людей на протяжении всей их жизни учиться и приобретать профессиональные навыки вне стен привычных аудиторий. Непрерывное образование служит также своеобразным социальным гарантом уверенности человека в своем будущем, надеждой, что при любых изменениях средствами образования можно снять любые преграды.

Расширение и качественное развитие высшего образования можно в известном смысле рассматривать как основное направление и важнейший аспект в изменении характера и структуры современного общества. Парсонс убежден, что можно говорить об образовательной революции, сравнимой с промышленной и индустриальной. Революция в образовании – дальнейший шаг в направлении секуляризации, именно через светскую культуру осуществляется интеграция внутри обществ и между ними.

Основным социальным институтом системе образования Парсонс называет университет, именно он обеспечивает равенство возможностей. Еще одной важной тенденцией Парсонс считает стремление университетов к интеграции, объединение их в более широкую интеллектуальную общность на национальном и глобальном уровнях, т.к. в центре их совместной деятельности находятся общие интеллектуальные проблемы.

По мнению Парсонса, в современной культуре, вместо комплекса экономической рациональности, на центральное место выходит т.н. когнитивный комплекс. В связи с этим происходит перераспределение акцентов между естественными, социальными и гуманитарными науками, все более важное место занимают социальные и гуманитарные науки, что связано с повышением ответственности человека за последствия своих действий.

Эту идею поддерживает и К.Мангейм, утверждая, что профессиональные знания должны дополняться более общими дисциплинами, расширяющими кругозор.

Из всего этого вытекает, что образование является не только важнейшей составной процесса становления личности, организующим звеном между личностью и обществом, но и фактором социальной эффективности общества, его культурной составляющей в целом. К воспроизводству социума и культуры способен не просто человек, наполненный информацией, но человек образованный, или говоря словами М.Шелера «образующийся человек».

Учитывая все эти факторы, государству, претендующему на демократизм и современность, нельзя отказываться от всемерной поддержки системы образования, т.к. от нее зависит экономический, интеллектуальный, культурный и нравственный потенциал общества.

В современной социологии пол образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человечества, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленным государством образовательных уровней (Закон об образовании РФ). Достижения индивида в сфере образования фиксируются соответствующими документами (аттестатами, дипломами).

Функции системы образования. Система образования всегда выполняла так или иначе следующие основные социальные функции:

— селекционная, селекция учащихся происходит как при приеме, так и в процессе обучения и воспитания, в зависимости от способностей происходит выделение элиты

— социальной мобильности, она реализуется в процессе ускорения или замедления социального продвижения в зависимости от доступности образования различным социальным группам (классам, гендерным, этническим, конфессиональным, расовым и др.);

— эгалитарная, в этом случае образование позволяет сократить социальное неравенство, за счет создания условий доступности всех видов образования всем (или, по крайней мере, большинству);

— социализация, которая имеет целью формирование образованного человека, критерии которого эволюционировали со временем. Например, современные европейские стандарты предполагают, что образованным считается человек, не только владеющий профессией, но и пятью европейскими языками, компьютером, демократическим мировоззрением и фундаментальной культурой (Лиссабонское соглашение о взаимном признании квалификаций в сфере высшего образования);

— детерминация развития общества, т.к. от образования в огромной степени зависит воспроизводство и совершенствование интеллектуального потенциала нации, ее моральное развитие, развитие каждого человека, его ответственной гражданской позиции.

Проблемы современного образования. Основные направления трансформации под влиянием глобализации системы образования определяются известным современным немецким социологом У.Беком как:

— создание и совершенствование общества образования и знания;

— увеличение, а не сокращение сроков получения образования;

— ослабление его привязки к определенным рабочим местам и профессиям;

— ориентация процессов профессиональной подготовки на ключевые квалификации, находящие широкое применение;

— «гибкость» или «пожизненное обучение»;

— социальные компетенции, умение работать в команде;

— отсутствие боязни конфликтов, готовность к неуверенности и парадоксам;

— понимание культуры, своей и мировой через транснационализацию (университетских) процессов образования и образовательных программ.

В то же время, говоря о глобальном контексте изменений в мировой образовательной системе, необходимо выделить и кризисные явления. В первую очередь необходимо выделить низкую эффективность использования человечеством своих интеллектуальных ресурсов, что проявляется в существенном разрыве уровня знаний на всех уровнях: между развитыми и развивающимися странами; урбанизированными и сельскими регионами; элитой, средним классом и низшими слоями, специалистами-«золотыми воротничками» и средними работниками с высшим образованием.

Другой глобальной проблемой является дисгармония системы образования и трудоустройства, проблема занятости очень актуальна для выпускников вузов всех профилей обучения, подобное отторжение рынка труда в некоторой степени обессмысливают полученную профессиональную подготовку, тем самым, снижая значимость полученного образования.

Существенной проблемой можно также считать доминирование массовой культуры, которая оказывает значительное влияние на образование, коммерциализируя его, снижая творческий потенциал, ориентируя на материальные ценности.

В условиях России как трансформируемого общества система образования активно реформируется, при этом ряд ее функций ослабляются. В частности, из института социальной мобильности образование за счет введения и расширения платных образовательных услуг (которые доступны немногочисленным материально обеспеченным людям) становится институтом закрепления социальной поляризации.

И все-таки, институт образования продолжает конструктивно функционировать, особенно это касается высшего образования. Тот факт, что система образования достаточно активно вписывается в контекст рыночных отношений, свидетельствует об этом. К внутренним резервам трансформации образования следует отнести:

-сохранившийся, даже с учетом «утечки мозгов» интеллектуальный потенциал профессорско-преподавательского состава;

— смену образовательной парадигмы, превращение образования из системы, обслуживающей научно-технический прогресс в институт, ориентированный на человека, развитие его творческих способностей;

— развитие инновационной деятельности как за счет бюджетных, так и внебюджетных средств;

— нарастающее многообразие форм обучения и вида образовательных учреждений;

— «индивидуализация» образования, которая осуществляется за счет иной, принципиально отличной от традиционной «поучающей» модели, ориентацию на диалог, т.н. «педагогика сотрудничества».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *