Что такое социологические вопросы
Что такое социология: понятие, предмет изучения, методы
Приветствую Вас, друзья!
Среди прочих наук социология занимает особое место, поскольку изучает достаточно сложные, неоднозначные и часто непредсказуемые явления. Многие процессы, происходящие в обществе, просто невозможно предугадать, а эксперименты, благодаря которым их удаётся изучить, ставит сама жизнь. Сегодня мы подробно поговорим о том, что представляет собой социология, какие явления и процессы она изучает, когда она появилась и как развивалась, а также выясним, какие функции она выполняет в современном мире.
Что такое социология?
Данный термин образован от латинского слова societas (компания, общество) и древнегреческого λόγος (наука). Таким образом, социология – это наука об обществе. Она изучает особенности существования общества, проявляющиеся в нём закономерности, отношения между группами людей, реакцию общества на определенные события и прочее.
Главная особенность социологии, отличающая её от других наук, заключается в том, что «общее не равно сумме частей». То есть, обладая полной информацией о том, как в определенной ситуации поведёт себя каждый конкретный человек, нельзя предсказать, как будет вести себя группа людей.
Социология изучает законы, в соответствии с которыми формируется общество, исследует его структуру, ищет принципы формирования отдельных социальных групп и отношений между ними, пытается находить закономерности в массовых явлениях.
Основоположником социологии считается французский философ XIX века Огюст Конт. Основные работы, посвященные данной науке, он написал в период с 1830 по 1842 год. В качестве названия он выбрал термин «социология», предложенный французским политиком Эмманюэлем Жозефом Сьейесом (аббатом Сьейесом) в 1780 году.
Интересно, что изначально у Конта было собственное понимание того, что такое социология и какой она должна быть. Он представлял её некой всеобщей научной дисциплиной, объединяющей новые и накопленные знания из истории, философии, политики и прочих сфер. Но в дальнейшем она сформировалась в самостоятельную и самодостаточную науку.
Что изучает социология?
Предмет изучения социологии – социальная жизнь общества. Эта наука исследует взаимодействие между слоями общества, социальными группами, организациями, общностями и иными обособленными частями общества. Также в сферу её изучения попадают нормы поведения и морали, существующие в рамках определенной части социума. Разумеется, социология не может существовать обособленно, поэтому пересекается с другими гуманитарными науками.
Помимо взаимодействия между социальными слоями и группами данная наука изучает также взаимоотношения общества и отдельно взятой личности. Важно понимать, что социология не является наукой, изучающей людей или взаимоотношения между отдельными людьми. А вот то, как человек взаимодействует с окружающим его социумом, представляет для этой науки интерес.
Человек зависит от общества. А общество состоит из большого количества отдельно взятых людей. Каждый из них в отдельности не является объектом изучения для социологии. А вот совокупность связей, отношений и взаимодействий между ними – это социальная реальность, и именно её изучает данная наука. Каждый конкретный социальный объект имеет собственное множество уникальных связей и отношений, организованных определенным образом и образующих некую социальную систему.
Социология как наука существует уже более полутора веков. Всё это время объектом её изучения оставалось человеческое общество, а вот предмет изучения непрерывно менялся. Изначально это способствовало окончательному отделению социологии от философии и превращению её в самостоятельную науку. На данный момент основным предметом исследования для неё являются взаимодействия социальных групп между собой и взаимодействие личностей с социальными группами.
Отличия социологии от других наук
Существует достаточно много научных дисциплин, изучающих общество и взаимоотношения внутри него: экономика, политика, юриспруденция и прочие. Но социология – это единственная наука, изучающая общество как единую и неделимую систему. Другие же науки концентрируются на конкретных процессах и явлениях, представляющих для них интерес, в отрыве от остальных аспектов социального взаимодействия.
Кроме того, социология отличается от других наук своими методами изучения. Она рассматривает общество и происходящие в нём процессы через призму потребностей, интересов, ценностей и иных установок, руководящих людьми. Такой подход позволяет не просто анализировать определенные явления, но и строить объясняющие их модели, повышающие точность дальнейшего прогнозирования и дающие возможность целенаправленно управлять социальными процессами.
История появления и развития социологии
Как было отмечено выше, основоположником данной науки является французский философ Огюст Конт. В 1842 году он опубликовал работу «Курс позитивной философии», в которой обосновал необходимость существования социологии. Эту необходимость подтверждали события, происходившие в то время. Европа была охвачена войнами, социальными конфликтами и революциями, которые вспыхивали хаотично и практически всегда неожиданно.
Становление науки происходило во второй половине 19 века. Теоретические основы социологии заложили Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер и другие ученые того времени. В 20 веке происходило бурное развитие новой науки. Заметный вклад в неё внёс Карл Маркс, а также российские ученые Питирим Сорокин, Михаил Бакунин, Пётр Лавров, Николай Михайловский и другие.
Многие социологические концепции, предложенные на рубеже 18 и 19 веков, остаются актуальными и сегодня. И всё же современная социология сильно отличается от социологии того периода. В ней появились принципиально новые направления и взгляды на социальную реальность. Современный этап развития социологии начался на рубеже 20 и 21 веков. Одной из основных его целей является создание единой социологической теории, которая интегрировала бы в себе все знания, получение за более чем полуторавековую историю данной науки.
Виды социологии
В современной социологии рассматривается два варианта внутренней классификации этой науки: по подходу к изучению, а также по целям и задачам.
По подходу к изучению она делится на два вида:
По поставленным целям и задачам социология также делится на два вида:
Функции социологии
Социология – это важная наука, которая решает большое количество задач, направленных на исследование социальных явлений и процессов, прогнозирование их развития, управление ими, поиск решений возникающих проблем и прочее. Исследователи выделяют следующие функции современной социологии:
Социология предоставляет широкие возможности манипулирования общественным сознанием. Поэтому она может быть как беспристрастной наукой, направленной на улучшение социального климата, так и мощным инструментом пропаганды и манипуляции в руках недобросовестных политиков и иных деятелей.
Методы социологии
Ещё основоположник социологии Огюст Конт утверждал, что данная наука может опираться исключительно на научные методы, дающие достаточно точную и достоверную информацию. В основе современной социологии лежат такие методы как:
Заключение
Чтобы понять, что такое социология и чем она отличается от остальных наук, изучающих социальные явления, нужно рассматривать общество как единую и неделимую систему, все процессы внутри которой подчиняются определенным законам. Если другие науки сосредотачиваются на отдельных аспектах, то социология изучает все виды взаимодействия между социальными объектами. Она изучает, как и почему люди вступают в определенные связи и образуют структуры, поведение которых не подчиняется привычной человеческой логике, а в чем-то напоминает поведение живых организмов.
Типы и виды вопросов в социологическом опросе. Социологические шкалы и измерение
Типы вопросов в социологичесокм исследовании
1. Вопросы о фактах, целью которых является получение информации о социальных явлениях и процессах в экономической, социальной, политической сферах общества, о ситуации на производстве, учебном заведении и т.п., о роде деятельности респондента
2. Вопросы о мнениях, имеющие целью выяснение мнения опрашиваемых относительно тех или иных социальных, экономических, политических событий, существующей в стране, в регионе, на предприятии и т.п. ситуации.
3.Вопросы о знаниях, ориентированные на выяснение того, что и в какой мере знает респондент об интересующей исследователя проблеме, ситуации и т.п.
4.Вопросы об оценках, имеющие целью узнать оценку респондентами тех или иных явлений, процессов, событий.
5.Вопросы об отношении респондентов к каким-либо процессам, явлениям, органам власти, партиям и т.д. 6.Вопросы о мотивах, ориентированные на выяснение субъективных представлений респондентов о мотивах их поступков или оценок.
По своей логической направленности вопросы в анкете также делятся на несколько типов
2.Контрольные вопросы используются для проверки устойчивости, правильности, непротиворечивости и искренности ответов респондента.
3.Вопросы-фильтры применяются в тех случаях, когда искомая информация может быть получена не от всей совокупности опрашиваемых, а только от определеннойее части. Каждый такой блок вопросов открывается вопросом-фильтром, который сопровождается отсылкой, к заполнению какого вопроса следует переходить анкетеру, чтобы выделить носителей необходимой информации.
6.Открытый вопрос дает респонденту возможность самостоятельно сформулировать ответ, отражающий неповторимую индивидуальность знаний, оценок, мнений, убеждений опрашиваемого В таком случае респондент вписывает свой ответ в несколько пустых строк анкеты, специально для этого предназначенных, или же, в случае проведения интервью, социолог-интервьюер записывает такой ответ в предварительно составленном классификаторе.
Пример: Каков доход на одного человека в вашей семье?
1. До 100 000 рублей.
2. От 100 001 до 500 000 рублей.
3. От 500 001 до 1 000 000 рублей.
4. Свыше 1 000 000 рублей. Один и тот же вопрос можно сделать открытым и закрытым. Закрытие легче обрабатывать на компьютере, но они требуют от социологов исчерпывающего знания предмета. Открытие используется там, где эти знания ограничены и исследование проводится с разведывательной целью. Социологические шкалы
1.Измерительная шкала в прикладной социологии является главным средством сбора и анализа соответствующего статистического материала. Основная задача измерения, решаемая с помощью измерительной шкалы, состоит в том, чтобы привести качественно разнородные данные к сопоставимым количественным показателям. При построении измерительной шкалы, прежде всего, решается проблема измерения с помощью набора свойств изучаемых социальных объектов, явлений и процессов, которые непосредственно измерить нельзя. Поэтому основная суть осуществляемой при помощи шкал процедуры измерения состоит в сопоставлении специфических переменных (образов действительности), входящих в их состав, с реальным поведением, оценками и самооценками конкретных ситуаций, требующих проявления изучаемого социального явления, характеристиками социальных объектов и осуществляемой ими деятельности.
2.Номинальная шкала.В строгом смысле слова номинальная шкала не является шкалой измерения. Она допускает лишь операцию равенств или неравенства, дает лишь простую классификацию объектов. По этой шкале можно проводить только операции простого суммирования чисел и расчет процентов, моды, а также корреляцию качественных признаков.
4.Ранговая шкала.В отличие от порядковой в ранговой шкале не только осуществляется ранжирование самого признака, но и указывается его место в ряду в порядке возрастания или убывания. При помощи этой шкалы между объектами устанавливаются и отношения эквивалентности и отношения порядка.
Эталоном измерения является шкала, что еесоздает сам социолог в процессе исследования.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Функции вопроса в социологическом исследовании
Вы будете перенаправлены на Автор24
Социологический вопрос
Вопрос — это компонент исследования, который считается его элементарным инструментом.
Именно с его помощью социолог может получать нужную ему информацию. При составлении необходимого вопроса социолог всегда должен помнить правило: какой вопрос, такой и ответ.
Получается, что если социолог усердно поработал над исследовательской программой, ее теоретической и методологической частью, но разработал бесполезную, непрофессиональную, неполную анкету, то он никогда не сможет получить качественную и достоверную информацию.
Социологические исследования должны проникать глубже, чем поверхностное понимание повседневной жизни. Вообще, вопрос как инструмент исследования разнообразен в форме и содержании. Стоит отметить, что, для того, чтобы успешно и правильно сформулировать вопросы, необходимо иметь представление о том, что они собой представляют.
При разработке вопроса следует учитывать два аспекта:
Какие же это вопросы? Итак, программный вопрос формируется обычно абсолютно всей исследовательской программой. Здесь может быть один, но бывает и несколько главных вопросов, на которые способно ответить социологическое исследование. Сам программный вопрос имеет высокую степень общности и обычно не задается непосредственно ответчику. Например, в 80-х годах заводские социологи довольно часто занимались изучением текучести кадров на определенном предприятии. А главный программный вопрос всего исследования был сформулирован следующим образом: «Каковы причины текучести кадров на предприятии?»
Разница между анкетой и программным вопросом заключается в уровне общности. Вопросник всегда конкретный, простой, он как будто выявляет программный вопрос. Итак, при исследовании причин текучести кадров работникам задавались следующие вопросы:
Готовые работы на аналогичную тему
Использовались и многие другие вопросы. Такие вопросы нужны были для того, чтобы увидеть и понять основной программный вопрос проводимого исследования.
Если рассматривать социологический вопрос в широком смысле слова, то вопрос социального исследования — это вся речевая информация. Причем эта информация может быть как в виде вопроса, так и в виде утверждения либо олтрицания. Такие вопросы должны побуждать человека отвечать на них. Ведь они направлены, в большей степени, на получение необходимой информации. А эта информация в дальнейшем должна помочь решить какую-то определенную исследовательскую задачу.
Вопрос не всегда может быть сформулирован в словесной вопросительной форме. Иногда его формулируют в виде утверждения, таблицы, отрицания, рисунка, незаконченного предложения.
Структура вопроса содержит 3 компонента:
Пример: Вопрос: «За какую политическую партию или блок вы отдали голос на выборах 12 декабря 1993 года?» (Список партий и блоков дается в качестве вариантов ответов):
Вопрос выполняет ряд функций в вопроснике и в исследовании в целом. В литературе называются разные функции, разное их число. Так, в социологии выделяют три функции: индикаторная, коммуникативная, инструментальная.
При разработке социологической проблемы возникает несколько важных проблем, таких как: когнитивная проблема вопроса (что это такое, как перевести вопрос исследования на уровень повседневного сознания, как соотносится когнитивная задача проблемы с ее формулировкой) восприятие вопроса (если задать вопрос, чтобы он был адекватно воспринят ответчиком), формулировка вопроса (как задать вопрос, чтобы получить желаемую информацию).
Вопросы, используемые в социологических исследованиях, разнообразны по содержанию, конкретным функциям, выполняемым в документе, графическому дизайну, восприятию респондента и другим характеристикам.
Общее между всеми существующими понятиями вопроса: все они хотят узнать, каковы те условия или требования, на которые должен ответить социологический вопрос как инструмент получения эмпирической информации. Не менее важным является еще и то, в каких именно условиях вопрос способен дать адекватные данные. Важны и возможные источники искажения полученной информации в вопросе.
Функции вопроса
Традиционно социологическому вопросу отводятся три функции:
Индикаторная функция вопроса обеспечивает связь между его содержанием и общей целью исследования. Поэтому некорректность теоретических предпосылок исследования является потенциальным источником ошибок при построении вопроса. Здесь можно контролировать качество вопроса, прежде всего, с помощью изучения теоретических моделей исследования.
Коммуникативная функция вопроса связана с адекватностью коммуникативного намерения исследователя адресату. Вопрос должен строиться в соответствии с логическими, психологическими, социолингвистическими требованиями, обеспечивающими учет характеристик респондентов. Эти требования будут обсуждаться ниже.
Инструментальная / измерительная функция вопроса заключается в обеспечении точности полученных данных. Он обращается к «форме представления вопроса для респондента (в табличной или простой форме), к типам логических проблем (выбор определенного числа вариантов из предложенного списка, ранжирование, парные сравнения, оценка и т. д.
Классификация социологических вопросов
Вы будете перенаправлены на Автор24
Классификация социологических вопросов
Вопросы классифицируются по разным критериям, таким как:
По своим функциям вопросы делятся на программные и процедурные. Если первая группа вопросов непосредственно направлена на реализацию целей и задач исследования, то вторая группа вопросов выполняет вспомогательную функцию, обеспечивающую технически грамотную конструкцию вопросника. Стоит отметить, что программные вопросы фиксируют основные показатели, разработанные в программе исследования
Оптимизация исследования осуществляется с помощью использования контактных вопросов, вопросов контроля, поиска, игровых вопросов, фильтрационных вопросов и вопросов-ловушек. Таким образом, контактные вопросы, расположенные в начале анкеты, психологически подготавливают респондента к процедуре опроса, включая его в обсуждаемые вопросы. Контроль выступает в качестве теста по отношению к основному вопросу.
Роль вопросов-фильтров заключается в том, что они помогают отделять респондентов, которые могут ответить на один из основных вопросов, от тех, кто этого сделать не может. Итак, если мы изучаем свободное время студентов и хотим выяснить, каким спортом они занимаются, сначала нужно сформулировать фильтрационный вопрос: «Занимаетесь ли вы спортом?». Причем, если ответчик дает отрицательный ответ на первый вопрос, то дальнейшие вопросы ему задавать нет никакого смысла. В случае, если человек отвечает на первый вопрос положительно, нужно спросить: «Какой вид спорта вы предпочитаете?». А далее будут задаваться уже все остальные вопросы, которые относятся к данной теме.
Задаваемые вопросы-ловушки предназначены для выявления искренности и точности интервьюируемых. Такое же исследование свободного времени студентов, в котором стоит задача определить их читательские интересы и предпочтения, ученые решили провести с помощью анализа списка знакомых книг и их авторов. К тому же, социологи включили в него в качестве одного из ответов книгу вымышленного писателя. Некоторые люди заявили, что прочитали книгу, и она им понравилась. Здесь недобросовестность ответчиков очевидна. Это социолог должен учитывать при анализе.
Готовые работы на аналогичную тему
Процедурные вопросы также включают в себя проективные вопросы, в которых нужно задавать ситуацию (например, «Предположим, что по какой-то причине Вы временно не работаете. Вернетесь ли вы к своей старой работе?»).
По содержанию есть вопросы о:
Открытые вопросы дают респонденту возможность высказать свое мнение предельно подробно. К тому же, существует высокая вероятность получения им интересных, а иногда и неожиданных суждений и оценок. Но часто бывают «отписки», упущения, вызванные нежеланием думать о проблеме, формулировать мнение, отвечать на вопрос. Основной сложностью открытых вопросов является сложность формализации и обработки ответов.
В отличие от открытых вопросов, закрытые вопросы предлагают респонденту варианты возможных ответов (список альтернатив), и он должен выбрать один или несколько из них.
Если открытые вопросы направлены на восполнение дефицита информации об объекте исследования, то закрытые вопросы формулируются при наличии достаточной информации об объекте и являются важным элементом в структуре доказательства гипотез.
Открытые вопросы предоставляют информацию, которая важна для ответчика, хотя они требуют достаточно высокой уровень культуры и общения. Закрытые вопросы не навязывают такие требования, поскольку они раскрывают способность респондента распознавать приемлемые позиции в логике исследователя.
Закрытые вопросы могут быть дихотомическими (с возможным выбором только одного ответа, например, «да / нет»), альтернативными, предполагающими выбор одного ответа из списка возможных (например, вопросы социально-демографического блока или вопросы, построенные на основании шкалы) и многомерными(вопросы-меню), которые позволяют респонденту выбирать несколько ответов одновременно.
Исходя из метода обращения к респонденту, можно выделить прямые вопросы, касающиеся непосредственно личности опрашиваемого (например, «Что вы предпочитаете делать в свободное время?», «Довольны ли вы своей работой?»), и косвенные вопросы, которые выясняют мнение или отношение людей к предмету вопроса постепенно, косвенно (например, «вот три суждения о событиях X. Какое из этих суждений члены вашей семьи посчитали бы наиболее справедливым?»). Косвенные вопросы психологически лучше воспринимаются респондентами, не нарушают их представления о престиже, самооценке, социальной и психологической дистанции в опросе и т.д.
Особенность табличных вопросов заключается в том, что они представляют собой комплекс, состоящий из нескольких простых вопросов. Табличные вопросы строятся путем соединения простых «по горизонтали» и «по вертикали», когда вопросы группируются в столбцы таблицы.
Основные типы вопросов
Фактические вопросы показывают совершенные действия или наличие факта. Например, «Сколько газет вы прочитали в прошлом году?». Эти типы вопросов дают нам более «объективную» информацию, чем вопросы о мнениях. Фактические вопросы, как правило, не трудно воспринимать. Однако иногда они могут потребовать напряжение памяти, если мы спросим у респондента о прошлых событиях, например: «Сколько квадратных метров жилой площади на человека у вас было 15 лет назад?»
К статусным вопросам относятся вопросы о социально-демографических характеристиках участников опроса (объект исследования): пол, возраст, образование и т. д.
Вопросы мнения раскрывают оценки, мнения, суждения респондентов, основанные на индивидуальном восприятии. Например, «Кто, по вашему мнению, должен быть главой семьи?»