Что такое социология на всеобщем уровне на частном и единичном
ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ. СОЦИОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
Часть 1. Общая социология
ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ. СОЦИОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
(Рысь, Степанов Социология)
Экономика изучает поведение больших масс людей в рыночной ситуации. Как и социология, имеет дело с большими массами.
Социология культуры (на стыке социологии и антропологии)изучает весь спектр культурных явлений, отрасль социологич знания, изучающая закономерности развития культуры, формы их проявления, человек рассматривается как субъект (творец) и как объект.
Теории социального взаимодействия
Смешанная (конгламеративная): состоит из элементов, характерных для тех или иных предыдущих структур. Особенно часто скрещивают линейно-функциональную и дивизиональную.
+по Осипову, основана на соц группе
ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ. СТРУКТУРА ОБРАЗОВАНИЯ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ Добреньков-Кравченко
Система образования как институт вкл компоненты: органы упр образованием и подведомственные им учреждения; сеть образовательных учреждений, включая институты повышения квалификации и подготовки преподавателей; творческие союзы, проф ассоциации, общества, научные и методические советы; учреждения инфраструктуры науки и образования: проектные, производств, клинические, медико-профилактич, фармацевтические, культурно-просветительские предприятия, типографии; образоват программы и гос образовательные стандарты \; учебники и учебно-методич пособия для препод и учащихся; периодические издания.
Функции образования: передача знаний от поколения к поколению и распростр культуры; генерирование и хранение культуры общества; социализац личности; определение статуса личности; соц отбор, дифференц членов, индивидуальная мобильность; обеспеч проф ориентации и отбора молодежи; создание базы знаний для послед непрерывного образования; социокультурные инновации, разработка и созд нов идей и теорий, открытий и изобретений; соц контроль.
Политика РФ провозглашает область образования приоритетной. Главные документы, регламентирующие деятельность системы образования России: Закон РФ Об образовании.
Часть 1. Общая социология
ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ. СОЦИОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
(Рысь, Степанов Социология)
Экономика изучает поведение больших масс людей в рыночной ситуации. Как и социология, имеет дело с большими массами.
Социология культуры (на стыке социологии и антропологии)изучает весь спектр культурных явлений, отрасль социологич знания, изучающая закономерности развития культуры, формы их проявления, человек рассматривается как субъект (творец) и как объект.
Предмет и объект социологии
Предмет науки (или теории) обычно рассматривается в терминах идеализированных, или абстрактных объектов, которые представляют (репрезентируют) тот или иной фрагмент реальности.
В отличие от предмета объект исследования представлен живыми людьми, которых опрашивает социолог, реальными явлениями и процессами, организациями и учреждениями, например предприятием, цехом, офисом, банком, библиотекой, где проходит исследование и материальную среду которых (расположение комнат, структуру управления, организацию и условия труда, денежные потоки) ученый анализирует.
Хотя предмет исследования и предполагает свой объект, но полностью не совпадает с ним. Объясняется это тем обстоятельством, что один и тот же социальный объект может изучаться с целью решения различных научных проблем. По существу, предмет устанавливает те самые границы, в рамках которых объект изучается в данном исследовании.
Таким образом, предмет социологического исследования отражает лишь одну из сторон объекта, но зато самую важную, главную.
В отличие от предмета исследования, который формируется в зависимости от наших целей и задач, объект не зависит от познающего субъекта. Действительно, здания и люди существуют объективно, независимо от нашей воли и сознания.
Под экстенсивным определением предмета социологии понимается совокупность всех тем социологических исследований, которые в данный исторический момент предпринимаются научным сообществом.
Экстенсивное определение важно по нескольким причинам. Установив весь круг проводимых в стране эмпирических исследований, методолог может установить, насколько актуальны и популярны те или иные темы, насколько полно покрывается все поле социальной реальности тематикой эмпирических исследований, не осталось ли в науке белых пятен и где именно.
Предметом социологии в таком случае выступает совокупность всех теоретических понятий, при помощи которых наука описывает реальные факты, объясняет и практически решает социальные проблемы.
Среди основных понятий социологии выделяют понятия общества и личности, социального пространства и времени, социальной структуры и стратификации, социальных институтов, статусов и ролей, социального контроля, социализации и др.
Итак, предмет социологии определяется на трех уровнях обобщения: всеобщем, частном и единичном.
3. На единичном уровне мы получаем очень широкое определение социологии как совокупности всех тем эмпирических исследований.
Предмет и объект социологии
Предмет науки (или теории) обычно рассматривается в терминах идеализированных, или абстрактных объектов, которые представляют (репрезентируют) тот или иной фрагмент реальности.
В отличие от предмета объект исследования представлен живыми людьми, которых опрашивает социолог, реальными явлениями и процессами, организациями и учреждениями, например предприятием, цехом, офисом, банком, библиотекой, где проходит исследование и материальную среду которых (расположение комнат, структуру управления, организацию и условия труда, денежные потоки) ученый анализирует.
Хотя предмет исследования и предполагает свой объект, но полностью не совпадает с ним. Объясняется это тем обстоятельством, что один и тот же социальный объект может изучаться с целью решения различных научных проблем. По существу, предмет устанавливает те самые границы, в рамках которых объект изучается в данном исследовании.
Таким образом, предмет социологического исследования отражает лишь одну из сторон объекта, но зато самую важную, главную.
В отличие от предмета исследования, который формируется в зависимости от наших целей и задач, объект не зависит от познающего субъекта. Действительно, здания и люди существуют объективно, независимо от нашей воли и сознания.
Под экстенсивным определением предмета социологии понимается совокупность всех тем социологических исследований, которые в данный исторический момент предпринимаются научным сообществом.
Экстенсивное определение важно по нескольким причинам. Установив весь круг проводимых в стране эмпирических исследований, методолог может установить, насколько актуальны и популярны те или иные темы, насколько полно покрывается все поле социальной реальности тематикой эмпирических исследований, не осталось ли в науке белых пятен и где именно.
Предметом социологии в таком случае выступает совокупность всех теоретических понятий, при помощи которых наука описывает реальные факты, объясняет и практически решает социальные проблемы.
Среди основных понятий социологии выделяют понятия общества и личности, социального пространства и времени, социальной структуры и стратификации, социальных институтов, статусов и ролей, социального контроля, социализации и др.
Итак, предмет социологии определяется на трех уровнях обобщения: всеобщем, частном и единичном.
3. На единичном уровне мы получаем очень широкое определение социологии как совокупности всех тем эмпирических исследований.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Социология
Содержание
Классификация социологии
В структуре социологии принято выделять три уровня:
Социологию также подразделяют на макросоциологию и микросоциологию — в зависимости от того, на каком уровне изучается общество — макроуровне или микроуровне. На макроуровне изучаются большие социальные системы и процессы в рамках целого общества, на микроуровне — малые социальные системы и социальные взаимодействия. Макросоциология изучает большие социальные структуры — социальную структуру общества, социальные институты, большие социальные группы, социальные общности и слои, а также процессы, происходящие в них, микросоциология — малые социальные взаимодействия и группы, социальные сети и отношения, возникающие между отдельными людьми.
Понятие социальной реальности и социального пространства
Социальная реальность — пространственно-временная структура, представляющая собой связи между социальными позициями в определённый момент времени. Социальное пространство — самое широкое понятие, использующееся для описания социальной реальности. Большинство социологов определяют его как результирующую социальных связей. Например, Пьер Бурдье считает, что социальное пространство — систематизированные пересечения связей между социальными позициями, обладающими силовым воздействием на людей, занимающих данную социальную позицию. Пётр Штомпка полагает, что социальное пространство — сеть событий в определённый момент времени.
М.Фуко создал концепцию дисциплинарного пространства: способ организации социального пространства есть способ проявления социального контроля, форма власти.
Ю.Лотман рассматривал социальное пространство как разграничения на внутреннее и внешнее. Это семиотический процесс. Внутреннее пространство воспринимается как упорядоченное, организованное, значимое, а внешнее — наоборот. Граница носит символический характер и проявляется через язык, знания, ритуалы.
И.Гофман анализировал микросоциальные пространства и поделил социальное пространства на два плана — передний, соответствующий нормам, и задний, ненормативный.
Социология как полипарадигмальная наука
Парадигма — теоретико-методологическая основа и принцип социологии. Большинство парадигм делится на два направления — макросоциологию и микросоциологию, которые основаны на различном представлении о природе социальной реальности.
Микро- (субъект) | Макро- (объект) |
---|---|
1. Понимание социальной реальности | |
Индивидуальная (номинализм) | Надиндивидуальная(холизм) |
2. Значение объективных и символических аспектов жизни | |
Субъективизм (феноменологическое понимание) | Объективизм (позитивистское понимание) |
3. Значение внешних и внутренних факторов | |
Внутренние факторы (действие) | Внешние факторы (структура) |
4. Преобладающие подходы к социальным механизмам | |
Деятельностно-активистский | Структуралистский |
5. Степень свободы индивида | |
Индетерминизм (случайность, абсолютная свобода) | Детерминизм (причинная обусловленность) |
Социология в рамках позитивизма
С точки зрения методологии позитивизма социология является естественной наукой. Упор на эмпиризм и научные методы даёт основание социологическим исследованиям, предполагая, что единственное аутентичное знание — это научное знание, которое может быть получено путём положительного подтверждения.
«Наша главная цель — расширить научный рационализм, применив его к человеческому поведению… То, что называют нашим позитивизмом, есть не более чем следствие этого рационализма.»
— Эмиль Дюркгейм, «Правила социологического метода» (1895).
В оригинальной контовской трактовке, «позитивизм» означает применение научных методов к раскрытию законов физической и человеческой реальности, тогда как «социология» является более всеобъемлющей наукой, синтезирующей знания о путях улучшения общества.
— Лестер Уорд, Очерки социологии (1898). [8]
С тех пор понятие позитивизма утратило своё первоначальное значение: существует не менее дюжины различных эпистемологических подходов, относящих себя к позитивизму. Тем не менее, в современной социологии позитивизм (понимаемый как научный подход к изучению общества) остаётся доминирующей парадигмой, особенно в США.
Французский социолог Луис Вокант выделяет три главные разновидности позитивизма: Дюркгеймовский, логический и инструментальный. Хотя Дюркгейм отвергает большую часть философии Конта, он оставляет и совершенствует её метод. Дюркгейм поддерживает утверждение о том, что науки об обществе являются логическим продолжением естественных наук в сферу человеческой активности, и настаивает на том, что они должны сохранить свои объективность, рационализм и взгляд на причинность. Он разработал понятие объективного «социального факта» sui generis, для того, чтобы выделить уникальный эмпирический объект, подлежащий изучению в рамках социологии.
Разновидностью позитивизма, которая остаётся преобладающей в наши дни, является инструментальный позитивизм. Этот подход сторонится эпистемологических и метафизических рассуждений о природе социальных фактов в пользу методологических дебатов, касающихся ясности, воспроизводимости, надёжности и достоверности. Такой позитивизм в некоторой степени является синонимом количественных исследований. Институционализация этой ветви социологии часто ставится в заслугу Полу Лазерсфельду, проводившему широкомасштабные социологические исследования и разработавшему статистический инструментарий анализа их результатов. Результатом этого подхода является создание мезотеорий, если пользоваться терминологией Роберта Мертона: абстрактных утверждений, следующих из отдельных гипотез и эмпирических закономерностей, нежели абстрактных идей об устройстве общества в целом.
Макросоциология
Главной проблемой макросоциологии можно считать вопрос, каким образом в полностью детерминированной социальной реальности может существовать индивидуальная свобода?
Основные концепции: Эмиль Дюркгейм (Структурный функционализм), Т. Парсонс (Структурный функционализм), К. Маркс (Теория социального конфликта), Н. Луман (Теория социальных систем), К. Леви-Стросс, М. Фуко (Структурализм), Р. Дарендорф (системный конфликт).
При макросоциологическом подходе применяются различные концепции социальных изменений — теория прогресса и циклические теории; теории линейной и нелинейной социальной динамики (теории катастроф, экстремальных ситуаций,хаоса, социальной синергетики и др.).
На макросоциологическом уровне анализируется социальная структура общества и её основные элементы:
В макросоциологии рассматриваются проблемы социального неравенства в связи с неравенством социальных позиций:
Микросоциология
Главной проблемой микросоциологии можно считать вопрос — если каждый индивидуален, то как возможны общие значения, на основании которых существует взаимосвязь между индивидами?
Теории разрабатывали: Макс Вебер (Понимающая социология), Д. Хоманс, П. Блау (Теория социального обмена), Д. Г. Мид (Интеракционизм), А. Щюц (социальная феноменология), Г. Гарфинкель (этнометодология).
Подход базируется на идеях М. Вебера. Социальную реальность следует интерпретировать, постигая внутренний смысл человеческих поступков.
В рамках этой парадигмы сформулирована теорема Томаса: Если ситуация определяется человеком как реальная, то она реальна по своим последствиям.
Во всех макросоциологических моделях не принимаются во внимание индивидуальные черты личности. В свою очередь, все микросоциологические модели определяют человека и личность, исходя только из индивидуальных компонентов. Сохраняется дилемма человек-общество, адекватных синтетических попыток пока нет.
Концепции личности в микросоциологии ищут ответ на вопрос, какова структура личности, то есть, устойчивая система качеств, позволяющая демонстрировать устойчивое поведение. Основные концепции:
В рамках микросоциологии рассматриваются также социализация, социальное действие, социальное взаимодействие, изучаются малые группы.
Методы социологии
Теоретические концепции — основа для эмпирических исследований. В исследованиях социология использует качественные и количественные методы. Качественные основаны на микросоциологических концепциях и используют для получения информации понимание и интерпретацию. Количественные — это статистические и математические методы.
Как фундаментальная наука, социология объясняет социальные явления, собирает и обобщает информацию о них. Как прикладная наука, социология позволяет прогнозировать социальные явления и управлять ими.
Социология считается молодой наукой, которая ещё находится в процессе становления. Существует множество отраслей социологии, их число продолжает расти. С социологией также тесно связаны такие науки, как психология, политология, культурология, антропология и другие гуманитарные дисциплины.
Социология как наука использует ряд методов:
Источник информации | Методы |
---|---|
Документальный | Анализ документов, контент-анализ. |
Внешние проявления социальных явлений | Наблюдение |
Человек | Опрос (анкета, интервью) |
Малая группа | Социометрический опрос |
Социальный опыт | Экспертный опрос |
Организованная группа | Эксперимент |
1. Наблюдение — это сбор информации путём визуального фиксирования происходящих явлений и событий. Бывает научным и обыденным, включённым и не включённым. Научное наблюдение доказывается на практике. Включённое наблюдение — это изучение социальной группы «изнутри». Также наблюдение может быть скрытым или открытым, в зависимости от того, знает ли объект наблюдения об этом.
2. Эксперимент — это сбор информации на основе введения определённого индикатора в социальную среду и наблюдения за показаниями изменения индикатора. Бывает лабораторный и полевой.
3. Анкетирование — сбор количественных данных на основе представленной анкеты, которая строится по методу «воронки»:
4. Интервью — опросный метод сбора информации, предполагающий прямое взаимодействие интервьюера и респондента. Бывает свободное и стандартизированное.
Социологические труды
Переводные
Отечественные
Социологические организации
Организации в России
Научно-исследовательские институты
Исследовательские центры
Ассоциации и общества
Профессиональные журналы
Социологическое образование
Организации в других странах
Научно-исследовательские центры
Ассоциации и общества
Профессиональные журналы
Направления социологии
См. также
Связанные дисциплины
Центральные понятия
Примечания
Ссылки
Обществознание
Полезное
Смотреть что такое «Социология» в других словарях:
социология — социология … Орфографический словарь-справочник
СОЦИОЛОГИЯ — (франц. sociologie, букв. учение об обществе, от лат. societas общество и греч. слово, учение), наука об обществе как целостной системе и об отд. социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым … Философская энциклопедия
СОЦИОЛОГИЯ — [ Словарь иностранных слов русского языка
Социология 4М — «Социология: 4М» Специализация: научный социологический журнал Периодичность: 2 номера в год Язык: русский Страна … Википедия
социология — и, ж. sociologie f. Наука об обществе и законах его развития. БАС 1. В прекрасной статье Исторические идеи Огюста Конта он на самом Конте показывает, как и для этого предполагаемого основателя социологии история служит арсеналом, из которого он… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Социология — Социология ♦ Sociologie Наука об обществе или об обществах. Термин предложил Огюст Конт, однако подлинным основателем социологии как научной дисциплины считается Дюркгейм. Именно он предложил рассматривать факты социальной жизни как вещи, то … Философский словарь Спонвиля
СОЦИОЛОГИЯ — (от латинского societas общество и. логия), наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей.… … Современная энциклопедия
СОЦИОЛОГИЯ — СОЦИОЛОГИЯ, социологии, мн. нет, жен. (от лат. socius состоящий в обществе, в сообществе и греч. logos Учение). Наука об обществе и его развитии. Буржуазная социология, как и сам термин, получила начало в работах О.Конта. Учение об общественно… … Толковый словарь Ушакова
социология — обществоведение Словарь русских синонимов. социология сущ., кол во синонимов: 8 • макросоциология (1) • … Словарь синонимов
СОЦИОЛОГИЯ — наука об обществе, общественных отношениях, закономерностях общественного развития, социальных группах и их взаимодействии. Создателем социологии считают греческого философа Аристотеля. Социология тесно граничит с экономической наукой. Райзберг Б … Экономический словарь
Что такое социология на всеобщем уровне на частном и единичном
Социология как наука
1. Предмет и объект социологии. Место и роль социологии в системе обществоведения.
Социология (от лат. societas — общество и гр. logos — знание, понятие, учение) — наука об обществе или обществознание. Термин был введен в середине XIX в. французским социологом О. Контом (1798—1857). О. Конт предполагал создать некую интегральную науку, объединяющую различные виды знаний (историю, политику, экономику, культуру и др.) в единую систему. Однако в ходе своего развития социология выделилась в самостоятельную науку со своим, отличным от других наук, предметом.
Необходимо различать такие понятия, как объект и предмет социологической науки и объект и предмет конкретного социологического исследования. Объектом социологической науки в широком смысле является все общество в его целостности и системности. Это подтверждается и тем, что термин «социология» переводится как наука об обществе. Многие ученые не без основания считают, что объектом социологии является гражданское общество. При этом в качестве аргумента они указывают на то, что социология как наука становится востребованной только в период возникновения и развития гражданского общества.
Предметом социологической науки в широком смысле является социальная сфера (социальная жизнь) общества.
Объект исследования — это некая объективная реальность, не зависящая от познающего субъекта. При этом один и тот же объект может исследоваться различными науками. Например, общество является объектом исследования таких наук, как философия, история, политология, экономика, социология и др. Однако каждая из этих наук имеет свой предмет. Так, философия как наука по своим методам умозрительная, созерцательная, исследует «вечные» проблемы человеческого бытия; история — хронологию развития общества через призму тех или иных исторических событий; экономика — различные аспекты экономической сферы общества; политология — политические институты и отношения. Личность может стать объектом исследования таких наук, как социология, психология, антропология и др., но каждая из них в едином объекте имеет индивидуальный предмет.
Социология изучает прежде всего социальную сферу жизнедеятельности людей: социальную структуру, социальные институты и отношения, социальные качества личности, социальное поведение, общественное сознание и т. д. При этом объектом исследования может быть как общество в его целостности и системности, так и отдельные его элементы, например большие и малые социальные общности, личность, организации и учреждения, процессы и явления, различные сферы жизнедеятельности людей.
Что отличает социологию от других наук об обществе? Только социология изучает общество как целостную систему. Если экономические, политические, юридические и другие науки изучают закономерности протекания процессов внутри каждой из сфер жизни, то социология пытается проанализировать и установить соответствующие закономерности, что и позволяет представить общество как сложную динамическую систему, состоящую из ряда подсистем.
Социология отличается от других наук не только тем, что изучает, но и тем, как изучает. Для социологии характерно изучение общества сквозь призму человеческой деятельности, обусловленной потребностями, интересами, установками, ценностными ориентациями и т. д. Социологический подход позволяет не только описывать явления, процессы, но и объяснять их, строить модели поведения человека и развития общества в целом. Анализ динамики социальных процессов дает возможность устанавливать тенденции развития общества и вырабатывать рекомендации по целенаправленному управлению социальными процессами.
Предметом исследования социологии может быть определенный аспект (грань) реального объекта. Иными словами, предмет — это то, на что направлено конкретное социологическое исследование. Если объект, как уже говорилось, не зависит от познающего субъекта, то предмет выбирается в зависимости от целей и задач исследования. Например, объектом исследования может быть производственная организация, а предметом исследования — социальная структура организации, мотивация труда работников, культура организации и т. д.
2. Структура социологического знания.
Структуру социологических знаний принято делить на три основных уровня: всеобщий (категориальный), средний (концептуальный) и эмпирический, или прикладной.
1. Всеобщий, высший уровень социологических знаний представляют общесоциологические теории. На этом уровне происходит разграничение предметных областей социологии с другими общественными науками (философией, политологией, экономикой и т. д.), разрабатываются общесоциологические теории, необходимые для изучения и осмысления социальных явлений, определяются направления научного поиска, вырабатываются общие подходы для интерпретации эмпирических фактов. Для общесоциологического уровня характерна высокая степень теоретических обобщений, присущих, как правило, всем общественным наукам.
2. Средний уровень социологических знаний является своего рода связующим звеном между теоретической социологией и социологическими исследованиями. В нем тесно взаимодействуют эмпирические исследования и теоретическое обобщение полученных данных. На этом уровне исследуются социальные институты, социальные явления, сферы жизнедеятельности людей, требующие теоретического обоснования и соответствующего анализа.
3. На эмпирическом, или прикладном, уровне социологических знаний изучаются мотивы поведения в малых группах, определяется степень социальной напряженности в трудовом коллективе, выявляются мнения людей по той или иной проблеме и т. д., т. е. проводятся исследования, не требующие всестороннего теоретического обоснования.
Возникнув как наука, исследующая прежде всего социальную сферу общества, социология в ходе своего развития расширяет зону научного поиска. На пересечении различных научных дисциплин возникают такие структурные элементы социологии, как социология политики, экономическая социология, социология культуры, семьи, образования и т. д. Особенность социологического исследования различных сфер жизнедеятельности заключается в том, что в каждом объекте (политике, экономике и др.) социология находит свой «социологический» предмет: человеческие потребности, интересы, ценности, мотивы поведения, социальную структуру и социальные отношения. Такой предметный подход позволяет разграничивать отраслевые социологии с другими смежными науками.
3. Функции, принципы, методы, главные законы социологии.
Функция (от лат. functio ) — исполнение, назначение, осуществление. Социальная функция — это роль, которую выполняет тот или иной элемент социальной системы (социальный институт, социальный процесс, социальные действия и др.) в обществе или социальной общности. Например, функция института семьи заключается в том, чтобы регулировать брачно-семейные отношения в обществе; функция прикладных социологических исследований — выявлять и разрешать конкретные социальные проблемы.
К основным функциям социологии относятся:
1) познавательная функция — определенный способ познания социального объекта в целях его преобразования;
2) прогностическая функция — выработка научно обоснованных прогнозов о тенденциях (перспективах) развития общества, социальной общности, личности;
3) функция социального проектирования и конструирования — разработка модели конкретной организации (социального процесса) с оптимальными параметрами ее функционирования;
4) организационно-технологическая функция — создание социальных технологий, определяющих порядок и правила практических действий по совершенствованию социальной организации (социальной структуры, социальных отношений и т. д.);
5) управленческая функция — использование результатов социологических исследований для разработки и принятия управленческих решений;
6) инструментальная функция — совершенствование имеющихся и разработка новых методов исследования социальной реальности;
7) идеологическая функция — использование социологических исследований в пропаганде своих идей и критике других. Социология — наука объективная и беспристрастная, но недобросовестные политики и предприниматели при посредничестве продажных «социологов» могут использовать результаты социологических исследований для манипулирования общественным сознанием.
В изучении общества социологи исходят из системы принципов, основными из которых являются принцип целостности, принцип всеобщности и принцип конкретности.
Принцип целостности проявляется в изучении частных социальных явлений и процессов как элементов системного в своей основе общества.
Принцип всеобщности, или необходимости, для социологов означает требование выявления в единичных фактах социальной действительности объективных закономерностей.
Принцип конкретности заключается в том, что социальные процессы и факты изучаются в их конкретно-историческом проявлении (национальном, возрастном, региональном, временном).
Проблемы, которые интересуют социолога, необязательно являются проблемами для других людей. Необходимо проводить различие между проблемами социальными и социологическими. Социальные проблемы ориентированы на решение практических задач, прежде всего теми, кто наделен властью. Социологическая проблема всегда носит научный, теоретический, методологический характер и решается социологами.
Специфический облик придают социологии присущие ей методы познания социальной действительности. Часть этих методов социология заимствовала у этнографов, психологов, у специалистов по статистике, часть — разработала самостоятельно. Но всем этим методам социология придала свой специфический характер.
Основными методами сбора необходимой социальной информации являются: опрос (анкетирование и интервьюирование); анализ документов (качественный и количественный); наблюдение (невключенное и включенное); эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).
Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении вопросов. Вопросы задают не только социологи. Первым задумался о научной постановке вопросов древнегреческий философ Сократ. Он, беседуя с жителями Афин, задавал желающим такие вопросы, которые ставили их в тупик. Сегодня опросным методом пользуются не только социологи, но журналисты, врачи, следователи, учителя. Чем же тогда отличается социологический опрос?
Первая отличительная черта — количество опрошенных. Когда опрашивают одного человека, то получают личное мнение. Социолог, опрашивающий множество людей, интересуется общественным мнением. Субъективные предубеждения, предрассудки, намеренные искажения, если их обработать статистически, взаимопогашаются. В результате социолог получает усредненную картину реальности.
Вторая отличительная черта — достоверность и объективность. Она тесно связана с первой: опрашивая сотни людей, социолог усредняет разнообразные мнения и в результате получает гораздо более достоверную информацию, нежели, например, журналист. Ее можно назвать даже объективной, если Строго соблюдены все научно-методические требования. Хотя получена она на основе субъективных мнений.
Третья отличительная черта — цель опроса. Журналисту или врачу нужно раскрыть индивидуальные особенности и отклонения. Опрос социолога нацелен на расширение научного знания, получение научного факта. Опрос проводится, как правило, в форме интервью или анкетирования. Метод анкетного опроса — это эффективный инструмент познания социальной действительности на основе фактов. Он сочетает в себе, с одной стороны, лшссо-востъ, что позволяет зафиксировать типичные неслучайные социальные явления, с другой стороны — математическую точность и выразительность результатов, возможность их сопоставления и статистической обработки.
Анкетный опрос позволяет в существенной степени сохранить анонимность, независимость опрашиваемого, ограничить возможность прямого влияния исследователя. Вместе с тем результаты массовых опросов не только фиксируют общественное мнение, но и в немалой степени способны влиять на него, будучи опубликованными в газетах, журналах или объявленными по радио и телевидению.
Это обстоятельство обусловливает необходимость соблюдения определенных и достаточно строгих правил проведения массовых социологических опросов и, особенно, порядка их обнародования, о чем мы поговорим позднее.
При анализе документов в качестве документов могут выступать письменные источники, звуко- и видеозаписи, информация, зафиксированная на различных носителях компьютеров, и т.д.
Наблюдение осуществляется в соответствии с определенной процедурой, от формирования гипотезы до собственно наблюдения за интересующим исследователя объектом (например, за процессом формирования микроколлективов в студенческой группе, становлением неформального лидера и т.п.). Если социолог изучает поведение забастовщиков, подростковой группировки или бригады рабочих со стороны, то он проводит невключенное наблюдение.
В последнее время особой популярностью у социологов пользуется так называемое включенное наблюдение. Реализуя его, исследователь-социолог непосредственно (и, как правило, инкогнито) внедряется в ту среду, которую он изучает.
Применение эксперимента в социологии крайне ограниченно. Методология и методика эксперимента пришли в социологию из психологии. Когда поставлена цель исследования (например, изучить действие новой оплаты труда на рабочих) и подготовлена программа, создают две группы — экспериментальную и контрольную. В экспериментальной трудятся по-новому, а в контрольной по-старому. Для чего это нужно? Новая система оплаты труда может и не влиять на повышение производительности труда. Контрольная группа служит эталоном сравнения. Сопоставление двух групп выявляет разницу и позволяет судить о том, произошли ожидаемые изменения или нет.