Что такое социометрия в школе

Методика социометрия для младших школьников и подростков

Социометрия – это методика для школьников, которой пользуются психологи, изучая межличностные отношения в классе. Как инструмент психодиагностики социометрия была предложена Дж. Морено, который рекомендовал методику для младших школьников.

В этой статье я расскажу об особенностях и разновидностях данного психодиагностического инструментария.

Определение понятия

Что такое социометрия в школе. Смотреть фото Что такое социометрия в школе. Смотреть картинку Что такое социометрия в школе. Картинка про Что такое социометрия в школе. Фото Что такое социометрия в школе

Социометрия для младших школьников является разновидностью социально-психологического тестирования, которое позволяет узнать детали межличностных отношений одноклассников. В основу методики была положена идея о наличии связи (прямой зависимости) между самочувствием человека в коллективе и особенностями его общения с другими членами данной группы.

Суть тестирования сводится к анализу социально-психологического статуса индивида в группе, который положительно коррелирует со взаимными выборами членов сообщества и общим числом выборов, сделанных самим испытуемым. На основе полученных результатов психолог составляет рекомендации для оптимизации социально-психологической структуры коллектива.

Для школьников социометрия (как одна из основных методик диагностики коллектива) позволяет выявить:

Результаты социометрии не только помогают психологу спланировать работу со школьниками. Методика позволяет разработать рекомендации для педагогов по корректировке стиля педагогического общения.

В результате апробации методики при исследовании взаимоотношений детей школьного коллектива психологи пришли к выводу, что социометрию можно применять и в отношении участников производственной бригады.

Особенности

Дж. Морено писал о том, что при проведении методики социометрии для младших школьников должны соблюдаться следующие особенности диагностической процедуры:

Виды социометрии для школьников

Что такое социометрия в школе. Смотреть фото Что такое социометрия в школе. Смотреть картинку Что такое социометрия в школе. Картинка про Что такое социометрия в школе. Фото Что такое социометрия в школе

Разработанная Дж. Морено методика социометрии для младших школьников и подростков с течением времени трансформировалась. Практикующие педагоги-психологи адаптировали ее для разных возрастов. Сегодня существуют следующие разновидности этого теста:

Стадии проведения социометрического исследования

Социометрическое исследование имеет строго регламентированную схему проведения.

Подготовительный этап

Цель подготовительного этапа – создать у членов коллектива мотивацию на искренние ответы на вопросы теста. Для того, чтобы достичь этой цели, психолог должен четко сформулировать для испытуемых цель предстоящей диагностики.

Далее специалисту необходимо разработать анкету, сформулировав вопросы с учетом возрастных особенностей испытуемых.

Кроме того, на подготовительном этапе психолог объясняет правила заполнения анкеты, ограничивает количество положительных и отрицательных выборов.

Анкетирование

Что такое социометрия в школе. Смотреть фото Что такое социометрия в школе. Смотреть картинку Что такое социометрия в школе. Картинка про Что такое социометрия в школе. Фото Что такое социометрия в школе

Следующим этапом социометрии является непосредственно само анкетирование. Для его проведения психологу нужно подготовить бланк ответов для каждого испытуемого. Обязательными принципами этой стадии являются:

В качестве образца примерный перечень вопросов анкеты для школьников может выглядеть так:

Для того, чтобы была возможность правильно обработать анкеты, нужно напомнить респондентам, что листок необходимо подписать.

Обработка результатов

При обработке результатов социометрии составляют таблицу. В ней в столбцах и строках в алфавитном порядке пишут список испытуемых. В столбцах таблицы фиксируется суммарное количество выборов, полученное каждым испытуемым. В строках таблицы указывается, кто именно из членов группы сделал тот или иной выбор. Взаимные положительные и взаимные отрицательные выборы участников группы обводятся в кружок.

Что такое социометрия в школе. Смотреть фото Что такое социометрия в школе. Смотреть картинку Что такое социометрия в школе. Картинка про Что такое социометрия в школе. Фото Что такое социометрия в школе

В последних строках таблицы подсчитывается общее количество положительных и отрицательных выборов, полученных каждым участником социометрической процедуры.

Чтобы определить социально-психологический статус каждого участника группы, нужно разделить количество положительных выборов у того или иного испытуемого на общее количество участников диагностики без учета самого индивида, для которого в данный момент рассчитывается социально-психологический коэффициент.

Детализация результатов социометрического исследования осуществляется с помощью мишени, в которой социально-психологические уровни представлены в виде кругов:

Дети двух последних уровней нуждаются в комплексном психолого-педагогическом сопровождении.

Чтобы узнать коэффициент благополучия социально-психологического климата коллектива, нужно разделить количество взаимных выборов испытуемых на сумму всех выборов.

По итогам социометрии психолог составляет заключение для классного руководителя, дает адресные рекомендации детям и их родителям, проводит психокоррекционную работу с теми участниками, чей социально-психологический статус в коллективе оказался слишком низким.

Заключение

Социометрия среди практикующих психологов является самым удобным методом диагностики межличностных отношений участников коллектива. Данная методика позволяет специалисту не только узнать особенности психологического комфорта отдельно взятой личности, но и рассчитать индекс благоприятности климата в коллективе в целом.

Социометрия вскрывает ряд проблем группового взаимодействия. После проведенной диагностики психолог дает рекомендации классному руководителю по ведению воспитательной работы в классе. Следование советам специалиста позволяет учителю осуществлять профилактику психоэмоциональных проблем воспитанников.

Источник

Социометрия класса для младших школьников: образец

Что такое социометрия в школе. Смотреть фото Что такое социометрия в школе. Смотреть картинку Что такое социометрия в школе. Картинка про Что такое социометрия в школе. Фото Что такое социометрия в школеПервые годы школьной жизни – важный период в становлении личности ребенка: он не просто получает начальные знания, постигает тонкости чтения, письма, делает свои первые математические операции, но и начинает знакомство с жизнью как таковой. Младший школьник определяется со своими интересами, находит друзей и, конечно, учится общению со взрослыми и ровесниками. Очень важно помочь ему в этом непростом деле, поэтому многие школы активно используют основы социометрии.

Что это такое

Социометрия для школьников представляет собой тесты социальной психологии, направленные на установление специфики взаимоотношений членов коллектива (класса). Основу методики положил Дж. Морено, которому принадлежит идея о зависимости благополучия конкретной личности от неформальных отношений в ее ближайшем окружении. Сейчас методика, применяемая как в отношении взрослых, так и в отношении детей, сводится к тому, чтобы путем анализа места конкретного человека в группе помочь ему в решении проблем. Благодаря социометрии становится возможным следующее:

Методика социометрии нашла широкое распространение в образовательном процессе на всех его этапах. Перед школьниками ставится непростая задача сделать осознанный выбор в пользу того или иного члена группы или коллектива в целом. Особенно непростым задание окажется для детей младших классов: они вместе только находятся на уроках, какая-либо иная совместная деятельность у них отсутствует. Общение чаще всего обусловлено конкретными обстоятельствами, а выбор лидера весьма затруднителен.

Однако по нескольким параметрам ученики младших классов могут определиться с выбором. Наиболее часто в лидеры они записывают тех, кто получает лучшие оценки, показывает большую способность к усвоению материала, получает больше похвалы от учителя. В этом возрасте нередко можно услышать такие фразы: «Он больше нравится нашему учителю», «Учитель хвалит его / ее часто», «Он всегда хорошо делает уроки». Таким образом, дети высказывают не собственные симпатии и антипатии, а копирую позицию учителя. Вот почему методика полезна прежде всего педагогу – поможет скорректировать собственное отношение к школьникам, не выделять «любимчиков».

Разновидности

Социометрия может проводиться несколькими способами:

Если принято решение использовать цветовая социометрию для младших классов, то следует учесть значения цветов:

Оранжевый – сложное неоднозначное отношение, ученик привлекает, но кажется несколько непонятным.

Этапы исследования

Подготовительный

Прежде всего, следует дать ученикам задачу, мотивацию. Они должны четко понимать, что от них требуется и зачем. Цель исследования может быть сформулирована так:

Выявить лидера в классе и составить «рейтинг» учащихся. В этом случае задаются вопросы типа «Кого ты выберешь» («Кого ты выберешь главным в классе», «Кого ты выберешь в качестве соседа по парте», «С кем бы ты хотел выполнять сложное задание»). Критерий ответа в этом случае одинарен. Такая формулировка вопросов будет полезна при назначении старосты.

Что такое социометрия в школе. Смотреть фото Что такое социометрия в школе. Смотреть картинку Что такое социометрия в школе. Картинка про Что такое социометрия в школе. Фото Что такое социометрия в школеОпределение партнерских взаимоотношений и психологического благополучия класса в целом. Используется двойной критерий оценки, вопросы выглядят так: «С кем бы ты хотел пойти погулять после уроков? А с кем бы не хотел?». Такое исследование поможет выявить детей, которые по каким-либо причинам становятся «изгоями» в коллективе и скорректировать проблему, пока не стало поздно.

Также на данном этапе следует определиться с количеством выборов: это может быть один вариант или же неограниченное количество (вплоть до всего класса).

Следующий шаг подготовительного этапа – разработка анкеты. Исследование может быть проведено в двух основных формах:

Если выбирается устная работа, то задача школьного психолога (а именно он будет проводить исследование) не только четко фиксировать ответы школьников, но войти к ним в доверие, установить эмоциональный контакт. Только в этом случае можно надеяться на объективные результаты и честные ответы.

При использовании письменной формы важно понять, что дети разобрались с тем, чего от них требуется, вопросы обязательно должны быть сформулированы в доступной для ребят форме, а бланки ответов детям следует обязательно подписать.

Анкетирование

Наиболее часто социометрическое исследование проводится методом анкетирования. Так можно в кратчайшие сроки узнать время всего класса и сделать определенные выводы.

Требования к анкете таковы:

Предваряет анкетирование вступительное слово психолога, оно должно мотивировать детей давать честные ответы. Образец вступительного слова таков:

«Ребята, сегодня важный день в нашей жизни. Ваш класс – это большой корабль, совершающий увлекательное плавание в волшебный мир открытий и знаний. Но чтобы корабль этот плавно плыл по волнам, не попадал в бури, необходимо, чтобы на нем царила дисциплина, правили мир и порядок. И сегодняшний тест поможет нам наладить отношения в команде. Но очень важна честность, ведь неправильные ответы совершенно бесполезны. Поэтому смело отвечайте честно, ведь ваше мнение навсегда останется между мной и вами. Удачи!»

Что такое социометрия в школе. Смотреть фото Что такое социометрия в школе. Смотреть картинку Что такое социометрия в школе. Картинка про Что такое социометрия в школе. Фото Что такое социометрия в школеОбразец анкеты:

Для удобства школьников вопросы следует разместить в таблицу из двух граф: первая графа – сам вопрос, а вторая – свободная, в ней следует вписать ответ.

Бланки подписываются и сдаются после заполнения.

Возможен и иной образец анкеты. Пример приведен ниже:

Обработка результатов

Для удобства обработки составляется матрица – таблица следующего содержания:

Ответы школьников могут быть односторонними (как положительными, так и отрицательными) или взаимными (также положительными и отрицательными). В нижней части таблицы подводится цифровой итог: количество выборов всего и число взаимных выборов. Исследование позволяет вычислить и социометрический статус отдельного ученика, для этого следует разделить общее число полученных учеником положительных выборов на общее число школьников, уменьшенное на единицу.

Далее для анализа формируется социограмма типа «мишень» со следующими областями:

Лидеров 1–3, предпочитаемые или принятые составляют большую половину класса. Одиночки довольно немногочисленны.

Проведенный анализ позволит разделить школьников по группам, выявить, кто из детей является изгоем и скорректировать поведение класса. Для наиболее точных результатов исследование следует проводить не реже 2–3 раз в год.

Чтобы понять, насколько класс благополучен в целом, следует провести расчет коэффициента взаимного выбора, для этого число взаимных выборов следует разделить на общую численность выборов.

Важно учесть

Что такое социометрия в школе. Смотреть фото Что такое социометрия в школе. Смотреть картинку Что такое социометрия в школе. Картинка про Что такое социометрия в школе. Фото Что такое социометрия в школеЧтобы результаты исследования носили объективный характер, необходимо, чтобы члены коллектива находились во взаимодействии не менее полугода. При этом никто другой (кроме самих учеников класса) в анкетировании принимать участие не должен.

Важно, чтобы дети доверяли психологу, поэтому перед проведением социометрического исследования необходимо познакомиться с каждым ребенком, побеседовать с ним, вызвать симпатию, желание поделиться своими переживаниям. Крайне неохотно ученики младшего класса пойдут на контакт с незнакомым, а уж тем более не станут доверять ему свои секреты.

При вступительной речи психолог должен подчеркнуть, что важно мнение каждого ученика, которое не станет известно ни родителям, ни учителям, ни тем более одноклассникам. Следует акцентировать внимание на честности ответов, на недопустимости списывания.

При проведении исследования могут возникнуть и некоторые трудности:

Несмотря на подобные сложности, исследование по методики социометрии помогает выявить рейтинги учеников в классе, обнаружить изгоев и своевременно включить их в работу коллектива. Вот почему подобные анкетирования полезно проводить в младших классах, пока еще не стало слишком поздно.

Источник

Социометрия для младших школьников и подростков

Любое общество ставит перед собой цель создать максимально благоприятные условия для раскрытия возможностей и способностей самых юных его членов – детей и подростков.

Существует психологический метод, который предназначен для определения отношений в коллективе, выявления симпатий и антипатий его участников. В этой статье мы раскроем принципы, особенности и методы проведения социометрии для младших школьников и подростков.

Социометрия: суть метода

Социометрия – это инструмент тестирования школьников, который выявляет межличностные отношения в классе. Родоначальником этого метода психодиагностики является румынский психиатр, социолог Дж. Морено, который положил в его основу гипотезу о том, что чувство комфорта в коллективе напрямую связано с особенностями общения.

Сутью теста является проведение анализа для определения социально-психологического статуса конкретной личности в коллективе. Методика позволяет количественно выразить структуру взаимодействия в группе, а полученные результаты дают психологу возможность составить рекомендации школьникам и педагогам по оптимизации общения.

Социометрия, которую проводят психологи в школе, позволяет понять:

Правила и особенности процедуры тестирования

Основатель метода Морено создал рекомендации по проведению социометрии. Такие правила помогают выполнить процедуру корректно и получить максимально точные результаты исследования.

Психологу, проводящему социометрию, необходимо знать особенности метода и действовать в соответствии с ними:

Проводить тестирование следует только среди учеников одного класса/группы.

Перед тестом нужно заранее организовать подготовительную беседу с группой учеников, объяснить важность искренности их ответов, пообещать строгую конфиденциальность предоставленной личной информации.

Нужно постараться исключить возможность списывания ответов друг у друга.

Убедиться, что вопросы составлены понятно и предполагают однозначный ответ.

При анализе полученной информации следует учесть время существования коллектива. Проводить тестирование после полугода знакомства – бессмысленно, за такой короткий срок отношения в группе еще не успели сформироваться.

Освоить все методы психологического консультирования детей и подростков поможет наш дистанционный курс. В процессе обучения вы узнаете особенности развития детской психики на разных этапах взросления и познакомитесь со всеми актуальными техниками диагностики и коррекции психоэмоциональных нарушений.

Какие существуют виды социометрического исследования для школьников?

На сегодняшний день метод социометрии для младших школьников и подростков претерпел некоторые изменения. Педагоги-психологи используют разные виды социометрии в соответствии с возрастом испытуемых.

Анкетирование – самый распространенный групповой метод, в процессе которого практикующий психолог раздает всем участником специальные бланки, где каждый школьник указывает свои симпатии и антипатии к конкретным одноклассникам.

Устная социометрия предназначена для самых маленьких участников тестирования, которые еще не освоили чтение и письмо. Симпатии и антипатии указываются по фотографиям и поэтому проводятся с каждым ребенком индивидуально.

Цветовая социометрия – тоже индивидуальная методика, в которой используются разноцветные образцы. Школьнику предлагается озвучить свои цветовые ассоциации к каждому однокласснику, а сразу после этого проводится тестирования цветовых предпочтений испытуемого, которое выявляет его отношение и симпатию к тому или иному цвету.

Этапы проведения социометрии

Исследование проводится в три этапа:

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ, целью которого является создание у участников тестирования мотивации к правдивым ответам на предлагаемые вопросы. На этом этапе психолог рассказывает школьникам о целях исследования, разрабатывает анкету и объясняет правила ее заполнения.

2. АНКЕТИРОВАНИЕ – это этап, на котором дети и подростки вносят свои ответы в анкету. Формулировка вопросов должна быть четкой, количество вопросов ограниченным, а также должна быть дана возможность испытуемым ответить в свободной форме.

Примерный вариант вопросов выглядит так:

3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ – этап, в процессе которого психолог изучает ответы школьников и заносит информацию в таблицу. В ней указывается пофамильный список испытуемых учеников, а в столбцах фиксируется количество выбранных ответов. Взаимность симпатий и антипатий обводится в кружок. В финальных строчках таблицы резюмируется общее количество положительных и отрицательных выборов.

Для определения коэффициента социально-психологического статуса каждого ученика, психолог делит количество положительных выборов, набранных конкретным участником, на общую цифру количества учеников в классе.

Лидер или изгой?

Статусы, которые выявляет социометрия:

В финале социометрического исследования психолог пишет итоговое заключение для руководителя класса, в котором сообщает свои рекомендации по проведению воспитательной работы, дает обратную связь самим школьникам и их родителям, проводит коррекционные консультации с детьми из последних трех статусных групп.

Социометрическая методика помогает не только выявить уровень комфорта отдельной личности в группе, но и рассчитать индекс благоприятности в коллективе в целом.

Источник

Методическая разработка «Социометрические методики, используемые в начальных классах»

Социометрический метод как инструмент исследования межличностных отношений в детском коллективе.

Слово «социометрия» буквально означает «социальное измерение». Социометрия

получила распространение в зарубежной психологии после появления в 1934 году книги американского психолога Дж. Морено «Кто выживает?». Предложенные Дж. Морено экспериментальные, социометрические методы и его социологические установки приобрели большую популярность на Западе и легли в основу одного из модных течений буржуазной социологии — микросоциологии.

При социометрическом исследовании ученического коллектива его участникам

предлагается выбрать товарищей, к которым они испытывают наибольшие (наименьшие) симпатии, хотели бы вместе жить и работать (например, отдыхать в одном лагере, быть в одном классе и т.д.). Количество производимых выборов может быть ограниченным, скажем тремя или пятью, или неограниченным.

Социометрический опрос учащихся позволяет определить пары антагонистов, явных

и скрытых лидеров и аутсайдеров в классе; выявить подгруппы и их лидеров, а также

понять причины, формирующие эти подгруппы. Цель – обоснованное проведение

необходимых мероприятий по улучшению психологического климата в коллективе, и, в

конечном счете, повышении качества обучения и успеваемости.

Для лучшего понимания таких причин и для повышения качества мониторинга,

предусмотрена возможность учитывать данные по поведению и успеваемости на каждого ученика, а также социальные и иные характеристики, определяющие его положение в классе. Такие данные психологу предоставляет классный руководитель и соцпедагог.

Условия при проведении, обработке и применению результатов опроса должны обеспечивать конфиденциальность данных опроса участников. Отчетная таблица под названием «Матрица» предназначена только для работы психолога. Показывать эту таблицу кому-либо не рекомендуется. Ответственность за последствия утечки данных несут лица, проводящие тест.

Особый интерес представляет выявление и использование позитивных связей аутсайдеров с остальными детьми для вовлечения их в общественную жизнь класса.Также надо обратить внимание на пары антагонистов. Такие пары встречаются как между группами, так и внутри групп.

Нужно отметить, что выводы, представленные психологом, должны иметь только

информативный (не рекомендательный) характер. Все решения по мероприятиям

принимает классный руководитель.

определились устойчивые отношения между учениками, чтобы во втором полугодии

можно было на основании результатов провести работу по улучшению психологического климата в классе.

1. Социометрическая методика «Капитан корабля».

Во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (или

игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы:

1. Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники,

2. когда отправился бы в дальнее путешествие?

3. Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей?

4. Кого ни за что не взял бы с собой в плавание?

5. Кто еще остался на берегу?

Дети, получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников (1-й и

2-й вопросы), могут считаться популярными в данной группе. Дети, получившие

отрицательные выборы (3-й и 4-й вопросы), попадают в группу отверженных (или

2. Социометрический метод вербальных выборов

Дошкольники (5–7 лет). В индивидуальной беседе задаются ребенку следующие

1. С кем ты хотел бы дружить, а с кем дружить никогда не станешь?

2. Кого ты позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовешь?

3. С кем ты хотел бы сидеть за одним столом, а с кем нет?

Что такое социометрия в школе. Смотреть фото Что такое социометрия в школе. Смотреть картинку Что такое социометрия в школе. Картинка про Что такое социометрия в школе. Фото Что такое социометрия в школе

Сумма отрицательных и положительных выборов позволяет выявить его

социометрический статус. Статусы:

• популярные («звезды») – более четырех положительных выборов,

• предпочитаемые – один-два положительных выбора,

• игнорируемые – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных

• отвергаемые – дети, получившие в основном отрицательные выборы.

3. Социометрическая методика «Два домика» (по Т.Д. Марцинковской)

Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений

в группе, выявление симпатий к членам.

Оборудование: Лист бумаги, на котором нарисованы два дома. Один из них –

большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, черного цвета.

Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик

принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».

Ход исследования: В процессе исследования педагог-психолог индивидуально беседует с каждым из детей, а воспитатель решает вопросы дисциплины, то есть “присматривает” за ребятами, которые либо уже выполнили задания методики и освободились, либо ждут свой очереди.

Взрослый записывает, кто, где поселится, затем спрашивает, не хочет ли ребенок

поменять кого-нибудь местами, не забыл ли кого-нибудь.

Если воспитательная группа насчитывает 10–15 человек, ребенку предлагают

сделать до 3 положительных и отрицательных выбора. Если в группе от 16 до 25 человек – до 5 выборов. В том случае, если ребенок не желает никого выбирать, воспитателю не стоит настаивать на принятии им решения.

Обработка и интерпретация результатов:

Ответы детей заносятся в специальную таблицу (матрицу), в которой фамилии ребят

расположены по алфавиту. Таким образом, каждому воспитаннику присваивается

порядковый номер, который должен быть одним и тем же при проведении других

вариантов социометрического исследования

Условные обозначения для социоматрицы:

+ – положительный выбор (ответ на первый вопрос)

– отрицательный выбор (ответ на второй вопрос)

Определение социометрического статуса.

Сумма отрицательных и положительных ответов, полученных каждым ребенком,

позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус).

Чтобы определить статус ребенка в группе, изначально необходимо вычислить

среднюю сумму положительных выборов (ССПВ), которая является своеобразным

ориентиром распределения мест в иерархии коллектива:

Что такое социометрия в школе. Смотреть фото Что такое социометрия в школе. Смотреть картинку Что такое социометрия в школе. Картинка про Что такое социометрия в школе. Фото Что такое социометрия в школе

Выделяют следующие типы социометрического статуса:

· «Популярные» («звезды») – дети, получившие в 2 раза больше

· положительных выборов от средней суммы положительных выборов.

· «Предпочитаемые» – дети, получившие среднее и выше среднего значения

· положительного выбора (до уровня показателя «звезды»).

· «Пренебрегаемые» или «оттесненные»– дети, получившие меньше среднего

· значения положительного выбора.

· «Изолированные» – дети, не получившие ни положительных, ни

· отрицательных выборов (то есть остаются незамеченными своими сверстниками)

· «Отвергаемые» – дети, получившие только отрицательные выборы.

Не всякая группа имеет четкую структуру межличностных отношений, в которой

ярко выражены как “звезды”, так и “отверженные”. Иногда дети получают примерно

равное количество положительных выборов, что свидетельствует о правильной стратегии воспитания и формирования межличностных отношений в детском коллективе.

Нередко понятие социометрической «звезды» смешивается с понятием лидера. Это

неверно, так как здесь не учитывается, что «звездность» – показатель эмоциональной

притягательности человека, хорошего отношения к нему со стороны товарищей. Ребенок может стать социометрической «звездой», потому что красивый или дает конфеты, а не в силу личностных качеств, которые ценятся в человеке (честный, добрый и т. д.).

Лидерство же – это процесс реального главенствования одного над другим,

показатель действительного влияния того или иного члена группы на сверстников.

Поэтому неудивительно, что лидером и «звездой» могут быть разные дети: ведь для

завоевания положения «звезды» и положения лидера нужны различные качества личности. Например, лидер должен обладать организаторскими способностями, которые могут отсутствовать у «звезды».

Для получения наглядной информации о соотношении в группе различных

социометрических статусов, можно составить таблицу.

Опираясь на данные социометрии, можно определить уровень благополучия взаимоотношений группы:

· Высокий уровень благополучия взаимоотношений фиксируется в том случае, если в группе больше детей с первой и второй статусной категорией.

· Средний уровень фиксируется тогда, когда в двух первых и трех последних группах число лиц примерно одинаково.

· Низкий уровень отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом («пренебрегаемые», «изолированные» и «отвергаемые»).

При анализе данных социометрии важным результатом является взаимность

выборов детей, на основе которых высчитывается коэффициент сплоченности группы:

Что такое социометрия в школе. Смотреть фото Что такое социометрия в школе. Смотреть картинку Что такое социометрия в школе. Картинка про Что такое социометрия в школе. Фото Что такое социометрия в школе

Показатель хорошей групповой сплоченности лежит в диапазоне 0,6 – 0,7

Высокий коэффициент сплоченности может свидетельствовать о том, что в

воспитательной группе детей связывают прочные взаимные отношения, которые ими

Но эта величина ничего не говорит о том, на какой основе возникла взаимность.

Коэффициент сплоченности, следовательно, может выражать различный характер

отношений, существующих в коллективе. Он может быть показателем действительного

единства коллектива на базе совместной деятельности, направленной на выполнение

общественно полезных дел (уход за животными и растениями, уборка территории, помощь воспитателю в сервировке стола). Но с другой стороны, высокий коэффициент взаимности может свидетельствовать и о фактической разобщенности группы на отдельные пары, микрогруппы, об отсутствии в группе выработанного общественного мнения, о круговой поруке и т. д. Отсюда ясно, что за одинаковыми количественными показателями могут скрываться противоположные взаимоотношения. Поэтому важно уяснить, что собой представляет структура группы, из каких «союзов» она состоит.

возможным наглядное представление социометрии в виде схемы-«мишени», что является существенным дополнением к табличному подходу.

Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.

набравшие максимальное количество выборов.

II) Второй круг-зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в

количестве ниже среднего показателя.

в количестве ниже среднего показателя.

Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и

взаимоотношения между ними (симпатии, контакты). Группировки составляются из

взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в

социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2-3 членов,

реже из 4 и более членов.

Что такое социометрия в школе. Смотреть фото Что такое социометрия в школе. Смотреть картинку Что такое социометрия в школе. Картинка про Что такое социометрия в школе. Фото Что такое социометрия в школе

4. Социометрическая методика диагностики коммуникативных навыков Дж.Морено

Методика диагностики коммуникативных навыков Дж.Морено

Методика «Cоциометрия» Дж. Морено используется для диагностики

межличностных и межгрупповых отношений у учеников 2-11 классов.

Данная методика позволяет косвенно определить уровень сформированности

коммуникативных навыков у учащихся.

Задачи диагностического исследования:

1. измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

2. выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам

симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);

3. обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с

Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.

Обследованию может подвергнуться любая группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, и от особенностей (возрастных и профессиональных) изучаемых групп формируются критерии социометрического выбора.

измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор товарищей для досуга). В зависимости от ориентации критерии делятся на позитивные («С кем бы вы хотели учиться?») и негативные («С кем бы вы не хотели учиться?»).

Подготовка исследования. Обследованию может подвергнуться любая группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, от особенностей (возрастных и профессиональных) изучаемых групп формируются критерии социометрического выбора. Критерий — это вид деятельности, для выполнения которой

индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса социометрического теста. По содержанию критерии могут быть формальными и неформальными, С помощью первых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор «товарищи для досуга»).

Материалы для проведения диагностики.

Бланк социометрического опроса, список членов группы, социоматрица (Пример заполнения см. в табл.).

Что такое социометрия в школе. Смотреть фото Что такое социометрия в школе. Смотреть картинку Что такое социометрия в школе. Картинка про Что такое социометрия в школе. Фото Что такое социометрия в школе

Перед началом опроса — инструктаж тестируемой группы (социометрическая

разминка). И ходе него следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть

важность его результатов для группы, показать, как нужно выполнять задания,

гарантировать сохранение тайны ответов.

Инструкция для учащихся:

«Отвечая на вопрос, укажи фамилии одноклассников, которых ты бы выбрал.

Постарайтесь быть искренними в ответах. Исследователи гарантируют тайну

Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой.

Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводят к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор. После этого приступаем непосредственно к опросу. Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою фамилию. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске.

Возможны три основных способа выбора:

1. Количество выборов ограничивается 3—5;

2. разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столько решений, сколько пожелает);

3. испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия.

С точки зрения простоты и удобства обработки результатов предпочтительнее

С точки зрения надежности и достоверности полученных результатов — третий.

Что такое социометрия в школе. Смотреть фото Что такое социометрия в школе. Смотреть картинку Что такое социометрия в школе. Картинка про Что такое социометрия в школе. Фото Что такое социометрия в школе

Обработка данных и интерпретация результатов

1. Составление социоматрицы.

Социоматрица — это таблица, в которую вносятся результаты опроса.

2. На основе социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы — «мишени».

Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.

I. Внутренний круг — это так называемая «зона звезд», и которую попадают

лидеры, набравшие максимальное количество выборов.

II. Второй круг — зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие

выборов в количестве выше среднего показателя.

III. Третий круг — зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие

выборов в количестве ниже среднего показателя.

IV. Четвертый круг — зона изолированных, это те, которые не получили ни одного очка.

Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и

взаимоотношения между ними (симпатии, контакты).

Выборы членов группы отображаются красными стрелками, отклонения — синими.

Возможны варианты взаимных выборов и отклонений, такие случаи отображаются

двухсторонними стрелками. Для того чтобы они выделялись на общем фоне,

целесообразно использовать более толстые линии.

Далее можно вычислить социометрический статус каждого учащегося, который

определяется по формуле: C = M:(n – 1), где С – социометрический статус учащегося; М – общее число полученных испытуемых положительных выборов (если учитывать

отрицательные выборы, то их сумма вычитается от суммы положительных); n – число

Одним из показателей благополучия складывающихся отношений является

коэффициент взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в

общности. Коэффициент взаимности (KB) вычисляется по формуле: KB = Количество

взаимных выборов/Общее число выборов.

Высокий уровень сформированности коммуникативных навыков (5 и более выборов, «звёзды») – 3 балла.

5. Социометрическая методика «Наши отношения», анкета «Взаимоприемлимость» для учащихся 1 – 5 классов.

1. Наш класс очень дружный и сплоченный

6 – согласен во многом

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

1 – абсолютно не согласен

2. Наш класс дружный

6 – согласен во многом

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

1 – абсолютно не согласен

3. В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе

6 – согласен во многом

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

1 – абсолютно не согласен

4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя

6 – согласен во многом

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

1 – абсолютно не согласен

5. Наш класс недружный, часто возникают ссоры

6 – согласен во многом

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

1 – абсолютно не согласен

6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

6 – согласен во многом

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

1 – абсолютно не согласен

7. У нас в классе принято нести ответственность друг за друга. Все мы боремся за

6 – согласен во многом

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

1 – абсолютно не согласен

8. В нашем классе недостатки и плохие поступки беспокоят большинство учащихся

6 – согласен во многом

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

1 – абсолютно не согласен

9. В нашем классе виновные в нарушении дисциплины и лодыри осуждаются только

самыми активными учащимися

6 – согласен во многом

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

1 – абсолютно не согласен

10. В нашем классе не обращают внимания на нарушителей дисциплины и лодырей.

За свои поступки они отвечают только перед классным руководителем и учителями

6 – согласен во многом

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

1 – абсолютно не согласен

11. Мы стараемся «не выносить сор из избы», т.е. делаем так, чтобы о наших

поступках как можно меньше знали классный руководитель, учителя

6 – согласен во многом

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

1 – абсолютно не согласен

12 В нашем классе кто как хочет, так себя и ведет. Мы особенно не обращаем

внимания ни друг на друга, ни на требования учителей.

6 – согласен во многом

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

1 – абсолютно не согласен

13. В нашем классе принято помогать друг другу без напоминаний

6 – согласен во многом

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

1 – абсолютно не согласен

14. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям

6 – согласен во многом

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

1 – абсолютно не согласен

15. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик

6 – согласен во многом

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

1 – абсолютно не согласен

16. В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда заставляет учитель

6 – согласен во многом

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

1 – абсолютно не согласен

17. В нашем классе не принято помогать друг другу

6 – согласен во многом

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

1 – абсолютно не согласен

18. В нашем классе отказываются помогать друг другу

6 – согласен во многом

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

1 – абсолютно не согласен

6 – абсолютная удовлетворенность жизнью классного коллектива

5 –удовлетворенность жизнью классного коллектива

4 – частична удовлетворенность, острое желание улучшить взаимоотношения в

3 – неудовлетворенность жизнью классного коллектива

1 – полное равнодушие, нежелание менять жизнь классного коллектива

6. Социометрическая методика (болгарский вариант)

Обучающихся просят вписать фамилии своих одноклассников, выбранных в 1),2),3)

очередь, в предложенный лист с семью вопросами:

1.Кто в вашем классе добросовестнее всех относится к учёбе?

2.Кто в классе обладает огромными знаниями вне рамок учебного процесса?

3.Кто активнее всех проявляет себя в жизни класса?

4.Кто хорошо умеет сделать что-либо своими руками?

5.Кого бы ты пригласил на свой день рождения?

6.С кем тебе интереснее всего проводить свободное время, общаться?

7.У кого в классе наибольшее число отрицательных черт характера? (Каких?)

Результаты опроса заносят в социометрическую матрицу, где по вертикали

расположены номера по порядку и фамилии учащихся, а по горизонтали только их номера.

Пометки о выборе учащихся делаются напротив их фамилий на пересечении с номерами ими выбранных. Для пометок используются условные обозначения:

1 вопрос-красный кружок

2 вопрос-красный треугольник

3 вопрос-зелёный кружок

4 вопрос- зелёный треугольник

5 вопрос- синий кружок

6 вопрос- синий треугольник

7 вопрос-чёрный квадрат.

7. Социометрическая методика «Цветовая социометрия»

Цель: Исследование эмоционально-непосредственных межличностных отношений

ребенка с окружающими.

Подготовка. Подготовить цветовое поле в виде шахматной доски (5×5 рядовквадратов), состоящей из 13 цветовых и 12 белых квадратов, расположенных:

– 1-й ряд: черный, белый, синий, белый, черный квадраты;

– 2-й: белый, зеленый, белый, зеленый, белый;

– 3-й: синий, белый, красный, белый, синий;

Подготовить цветные фишки: красного, зеленого, желтого, синего, белого, черного,

коричневого, розового, малинового, серого, оранжевого, фиолетового, сиреневого цветов, каждого – по 3.

Инструкция дается по ходу выполнения задания:

1. «Выбери цвет, который больше всего нравится, и размести фишку на красном

2. Выбери цвета для людей (взрослых, сверстников), которых ты считаешь самыми

близкими (ты их любишь, они любят тебя), и размести фишки на синих квадратиках.

3. Выбери цвета для людей, с которыми ты хотел бы общаться, и положи

соответствующие фишки на зеленые квадраты.

4. Выбери цвета людей, которые тебе не нравятся (часто обижают; причиняют тебе

боль; ты их боишься ), и размести фишки соответствующего цвета на черные квадраты».

1. Не все квадраты могут быть заполнены.

2. Выбор цвета может быть расширен. Например, одним и тем же цветом могут

быть обозначены несколько человек.

3. Если ребенок захочет выбрать большее количество людей (чем четверых), то это

фиксируется в протоколе, а дополнительные фишки размещаются на белых квадратах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *