Что такое совесть 3 класс литературное чтение
Разработка классного часа «Стыд и совесть» (3-4 класс)
Классный час : «Стыд и совесть»
Цель: развивать чувство нравственной ответственности за свои поступки перед собой и другими людьми, способность к объективной самооценке
Задачи:
— Воспитание нравственных качеств человека через осознание чувства совести
— Формирование интереса к активной творческой деятельности, навыков работы с литературой по подбору пословиц о совести
— Развитие чувства собственного достоинства, самоуважения, самоанализа.
-Я сегодня хотела бы поговорить с вами об очень важных вещах для каждого человека. Посмотрите на доску и прочитайте пословицы и поговорки. Как вы думаете, о чем пойдет беседа?
Как не мудри, а совести не перемудришь.
Совесть без зубов загрызёт.
От человека утаишь, от совести не утаишь.
(Ответы детей. Объяснение пословиц.)
— Мы сегодня будем говорить о совести и стыде.
-Послушайте небольшой рассказ Тамары Ломбиной «Кошелек».
Когда мальчишки стояли возле подъезда, мимо прошла бабушка из четырнадцатой квартиры. Она достала ключи, улыбнулась ребятам и сказала: «Доброго здоровьичка, деточки».
Ромка даже и не заметил, как у нее выпал кошелек. Видимо, когда она доставала ключи, а Генка Калашников, как кот, бросился на землю, что-то схватил и крикнул: «За мной!» Ребята, еще ничего не понимая, побежали за ним и за домом увидели, что в руках у Генки кошелек, в котором деньги.
– Видали! – раскраснелся Генка. – Побежали на аттракционы, эта «доброго здоровьичка» выронила, вот ворона.
Он так счастливо захохотал, что все ребята невольно присоединились к нему.
– Как это – аттракционы? – опешил Ромка. – Эта бабушка живет одна, с внуком.
Генка неожиданно больно и сильно толкнул Ромку в грудь и, зло сощурив глаза, прошипел: «А ты тогда беги, доложи бабке, что кошелек у нас, а мы скажем, что не видели кошелька, а ты его сам взял. И вот все это подтвердим. Правда?» Он повернулся к близнецам Даньке и Витьке. Те пожали плечами, но когда Генка сжал кулаки, они как заведенные закивали головами.
Ромка видел много разных боевиков в фильмах, и в них такими крутыми и умными казались воры и разбойники, а честные были такими лопухами, что за них, чего уж греха таить, было обидно – но сейчас Ромка чуть не заплакал. Бабушка жила с ним на одной площадке, и Ромка помнил ее, наверно, лет с трех. Она всегда говорила: «Вот мои вернутся домой, так приедет и мой внучек, будет тебе другом». Она угощала Ромку конфетами и приносила свежих пирожков. А сейчас Генка предлагает ее ограбить.
– Ну а хочешь, разделим по-честному все деньги. Мне больше, я первый увидел, а остальные поровну на три части.
Близнецы опять закивали своими круглыми светлыми головами, а Генка открыл кошелек, чтобы произвести, как он сказал, «честный раздел». В этот момент Ромка выхватил у Генки кошелек и спрятал его за спину.
— Как вы думаете, что произошло дальше? Как поступили бы вы на месте ребят?(ответы детей). Послушайте продолжение рассказа.
– Ах, ты так! Ты хочешь все себе… – зло оскалил белые острые зубы Генка, и его серые глаза стали черными.
– Нет, – твердо ответил Ромка, – я хочу отдать деньги бабушке.
Генка размахнулся и треснул Ромку по уху так, что в голове у него зазвенело. Но Ромка неожиданно рванул с места и побежал к подъезду.
– Предатель, – неслось ему вслед, – мы теперь с тобой никогда не будем играть, все, ты для нас умер… А я тебя буду каждый день бить.
Угроза была очень сильной, и Ромка было притормозил, он знал, что Генка очень жестокий пацан. Уже у подъезда Ромка услышал, как его нагоняет Генка, и в этот момент из подъезда вышла заплаканная и расстроенная бабушка. Ромка протянул ей кошелек, а она так обрадовалась, что схватила Генку – он оказался ближе – и стала целовать его, приговаривая: «Золотые вы мои, спасители, мы ведь с внучком с голоду бы померли, нет у нас никого, а сейчас такие времена, что и у людей денег нет, не у кого одолжить. Я нынче пирожков напеку, приходите к вечеру, угощу, спасители вы мои».
Генка вывернулся из бабушкиных рук. Близнецы стояли, потупив головы. Ромка не был храбрецом, потому и дружил с Генкой и позволял помыкать собой, но сейчас он почувствовал, что ему, Ромке, наплевать на Генку, не боится он его. Да и вообще, не хочет больше с ним водиться. А с завтрашнего дня будет качать мышцы, чтобы и близнецов от Генки защитить…
— Почему Ромка не испугался Генки и вернул бабушке кошелек? ( Он был честным.)
-Что значит быть честным? (ответы детей)
-Как вы понимаете слово совесть и стыд?
( Ответ: Жизнь дана на добрые дела.
Лучше жить бедняком, чем разбогатеть с грехом.
Без совести и при большом уме не проживёшь)
-Вспомните случаи из вашей жизни, когда было вас стыдно. Как вы поступили, чтобы исправить свою ошибку?
— Ну, а если у человека нет совести? Хорошо ему жить на свете? Как же пробудить совесть в бессовестном человеке?
— Если человек поступает бессовестно, бесчестно, окружающие должны пристыдить его. Лучше горькая правда, чем красивая ложь. Может быть, это и пробудит в человеке совесть, и станет человеку стыдно.
Урок чтения в 3-м классе по учебнику Г.М. Грехнёвой «Родное слово». Тема: А.П. Гайдар «Совесть»
Тема: Аркадий Петрович Гайдар “Совесть”.
Ход урока
I. Организация класса.
– Начнём урок с литературного кроссворда.
Вопросы к кроссворду.
1. Повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных и фантастических сил. В них чаще добро побеждает над злом. (Сказка)
2. Обобщающее название произведений, написанных в стихотворной форме. (Поэзия)
3. Небольшой рассказ или прозаическое произведение, где чаще всего главными героями являются животные, которые высмеивают пороки и недостатки людей. (Басня)
4. Специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка. (Скороговорка)
5. Народная песенка (четверостишие или двустишие) шутливого содержания. (Частушка)
6. Мудрое народное изречение с поучительным содержанием. (Пословица)
7. Небольшое стихотворное произведение, созданное для забавы, развлечения. (Потешка)
– Какое ключевое слово получилось? (Рассказ)
– Что означает это слово?
РАССКАЗ – это повествовательное произведение небольшого размера, где все события реальны. Этим он отличается от сказки.
– Сегодня на уроке мы будем работать над этим жанром литературы.
II. Сообщение темы и целей урока.
– Сегодня мы начнём изучение нового раздела. Прочитайте, как он называется?
– Как вы понимаете значение слов “хорошо” и “плохо”?
ХОРОШО – говорят о положительном.
ПЛОХО – говорят, когда что-то неудовлетворяет каким-то требованиям.
АНТОНИМЫ – так называют пару слов хорошо и плохо.
– Сейчас мы прочитаем отрывок из стихотворения В.Маяковского, который так и называется “Что такое хорошо и что такое плохо?”
1. ЧТЕНИЕ ОТРЫВКА. (У детей лежат карточки с текстом/)
– Вы должны подчеркнуть антонимы в тексте. (Один ученик читает, остальные отмечают.)
ВЫВОД В этом стихотворении автор рассказывает о нормах общественного поведения.
2. ЧТЕНИЕ НАИЗУСТЬ. (Монтаж 2 ученика.)
– А сейчас ребята познакомят нас с другим стихотворением. С нормами поведения в школе. Вы должны в своей тетради отметить знаком “+” количество хороших дел, а знаком “–” плохих.
ПРОВЕРКА (хорошо – 7, плохо – 7).
Если учишься на 5,
Дисциплина – тоже 5.
То могу тебе сказать,
Тебя можно уважать!
Если ты трепач и лгун,
И большой пройдоха.
То сказать тебе могу,
Это очень плохо!
Если с другом разделил
Ты свои конфеты –
Хорошо ты поступил,
Каждый скажет это.
Ты узнал чужой секрет
И разнёс сейчас же,
Это плохо, хуже нет.
Это подло даже.
Если ты подал при всех
Девочке пальтишко,
Ты – культурный человек.
Мировой мальчишка!
Если ты, как дикий зверь,
Сразу лезешь драться.
Недостоин ты поверь,
Человеком зваться.
Если ты пригрел кота,
Кормишь птичек в стужу.
Это просто красота.
Только так и нужно!
Ты подбил собаке глаз.
Бросил кошку в лужу.
Будь уверен – что для нас
Ты кощея хуже.
Уважай людей вокруг
Старших, младших тоже.
И тогда тебя, мой друг,
Назовут хорошим.
Если ты среди ребят
Одинок, как море,
Только сам ты виноват
В этом горьком горе.
– Какие плохие поступки не должен совершать школьник?
– В этом разделе мы будем читать и разбирать произведение по теме “Что такое хорошо и что такое плохо”.
III. Работа над темой урока.
– Начнём знакомство с изучения нового произведения, познакомимся с новым автором.
ПОРТРЕТ (Аркадий Петрович Гайдар – Голиков)
ПСЕВДОНИМ – вымышленное имя писателя, артиста, политического деятеля.
– Будущий писатель Гайдар родился 22 января 1904 г. в семье учителя. Первый рассказ для детей написал, когда ему было 22 года. В дальнейшем мы будем знакомиться с такими произведениями: “Р В С”, “Школа”, “Дальние страны”, “Чук и Гек”, “Тимур и его команда”.
2. РАБОТА В ГРУППАХ (чтение четвёрками)
– Вы должны самостоятельно познакомиться с текстом. Ответить на вопрос и выбрать лучшего чтеца. (У каждого ученика карточка с текстом. В “четвёрке” один читает, другие следят по тексту, далее читает второй и т.д.)
Карточка для первой “четвёрки”
Историю его псевдонима рассказывают по-разному. Одни говорят, что когда-то гайдаром монгольские конники называли всадника, высланного вперёд, в дозор. Он скакал впереди всех и всматривался в неизведанную даль. Всегда готовый предупредить свой отряд об опасности. Таким вперед смотрящим был Аркадий Гайдар.
ВОПРОС: Что означает слово гайдар?
Карточка для второй “четвёрки”
Аркадий Петрович родился в городе Льгове в семье учителя. А детство провёл в Арзамасе Нижегородской области. Там он учился в реальном училище. Однако недолго продолжалось беспечное детство Аркадия. Когда ему было 9 лет, началась первая мировая война. Через месяц сбежал к отцу на фронт. Правда, на другой день его разыскали.
ВОПРОС: Какой поступок совершил девятилетний Аркадий?
Карточка для третьей “четвёрки”
Потом была Гражданская война. Аркадий Гайдар был рослым юношей поэтому, прибавив себе 2 года, сумел поступить на командирские курсы в Киеве. И в 16 лет уже командовал полком Красной Армии. Аркадий Гайдар на войне был тяжело ранен и в 20 лет из-за болезни уволен из армии. Когда началась ВОВ, Гайдар отправился на фронт корреспондентом. 26 октября 1941 г. он погиб в бою с фашистами.
ВОПРОС: Во сколько лет он командовал полком?
(После работы в группах, каждая “четвёрка” выбирает лучшего чтеца. Он читает свою карточку для всех, отвечает на поставленный вопрос.)
– Сын Гайдара – Тимур Аркадьевич Гайдар – стал, как и отец, военным журналистом. А известный экономист Егор Тимурович Гайдар – внук писателя – сейчас уже старше своего знаменитого деда.
– Прочитайте, как называется произведение, которое будем читать.
3. РАБОТА С ТОЛКОВЫМ СЛОВАРЁМ
– Как вы понимаете это слово? (Чувство ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.)
– Подберите однокоренные слова к данному слову.
СОВЕСТНО – стыдно, неловко от сознания неправоты, чувства стеснения.
СОВЕСТЛИВЫЙ – человек, обладающий чувством ответственности перед другими.
СОВЕСТИТЬСЯ – стесняться, стыдиться, удерживаться от чего-нибудь, от дурного поступка.
4. СЛОВАРНАЯ РАБОТА (карточки со словами на доске)
АЛГЕБРА – раздел математики (показ учебника).
УКРАДКОЙ – скрытно, тайком от других.
РОЩА – небольшой, лиственный лес (показ картинки).
СМЕКНУЛА – сообразила, догадываться о чём-нибудь.
НАХМУРИЛАСЬ – (предлагаю из трёх картинок выбрать нужную с изображением данного лица) угрюмо, задумчиво морщить лоб и брови.
БЕСПОЩАДНАЯ СОВЕСТЬ – жёстокая, безжалостная.
ГРЫЗЛА СОВЕСТЬ – чувство стыда и раскаяния.
– Какой момент вам больше запомнился?
3. Выборочное чтение.
– Прочитайте, по какой причине девочка попала в рощу?
– Прочитайте о том, что решила сделать девочка, увидев малыша?
4. Чтение по картинкам.
(На доске висят 3 картинки. К ним необходимо подобрать слова из текста.)
1 картинка – Девочка прячет книги и завтрак в роще.
2 картинка – Девочка грозит мальчику пальцем.
3 картинка – Девочка сидит в роще и плачет.
– Почему автор говорит о весёлом пении птиц? (У них нет лжи. Оно усиливает чувство вины и раскаяния.)
Мальчик | Девочка |
Подчеркните в тексте слова, которыми автор характеризует, мальчика. (Добрый, доверчивый, смешной, добродушный) | – Что значит, не приготовила уроки и решила прогулять? (Не всегда дисциплинирована.) – Расскажи о том, что сказала она мальчику. (Осуждает людей, хотя не имеет на это право.) – Прочитайте о том, что она делает по возвращению в рощу. (Раскаивается) |
7. Противопоставление двух героев.
(На доске вывешиваются карточки со словами.)
ОН | ОНА |
По возрасту | |
Маленький (1 класс) | Старше (изучает алгебру) |
Отношение к школе | |
Не пошли на урок | |
Случайно (заблудился) | Намеренно (не приготовила урок) |
Человеческие качества | |
Добрый, доверчивый | Недоверчива (подозревает людей в плохом) |
Дети повторяют движения за учителем на внимание. Затем блиц опрос на внимательного чтеца.
– Какой предмет было трудно девочке изучать в школе? (Алгебру)
– Какие насекомые нравились девочке? (Бабочки)
– В какое время года происходит событие в рассказе? (Осенью)
– Кого больше всего боялся малыш? (Собаку)
– Какой орган болел у Нины? (Сердце)
– Ребята, сейчас мы с вами беседовали, разговаривали. Как называется разговор между двумя и более людьми? (Диалог)
8. Работа над выразительностью (чтение диалога).
– Строго, удивлённо это как?
– Какое другое название вы могли бы предложить?
10. Работа в группах. “Собери и объясни пословицу”.
– Русский народ сочинил много пословиц и поговорок о совести. Ваша задача собрать из слов и объяснить пословицу.
– Не только пословицы и поговорки сочинили люди, но и крылатые выражения и фразеологизмы.
(В карточках стрелками соедините выражение и его значение.)
Сделать на совесть Нельзя так делать, пора прекратить Угрызение совести Как не постеснялся, не постыдился И как только совести хватило! Добросовестно, хорошо Надо и совесть знать! Чувство стыда и раскаяния
– Итак, мы заканчиваем свою работу.
– Скажите, над каким жанром литературы мы работали? (Рассказ)
– Какие выводы вы для себя сделали?
– Как вы думаете, повторит ли свой поступок Нина?
– Но мы не заканчиваем знакомиться с творчеством Аркадия Гайдара. Послушайте, какое стихотворение посвятил С. Маршак А. Гайдару.
2. Чтение учителем наизусть и иллюстрирование стихотворения.
Большой, весёлый, ясноглазый,
Присев к ребячьему костру,
Он сочинял свои рассказы,
Как бесконечную игру.
Он был солдатом и вожатым.
И каждая его строка
Осталась как завет ребятам
Писателя – большевика.
Погиб он где-то под Леплявою,
Как партизан, в тылу врагов,
И, осенённый вечной славою,
Спит у днепровских берегов.
И каждый день к могиле воина
Приносит весточку волна,
Что расцвело и что построено
На тех полях, где шла война.
Классный час –диспут в 3 классе
Классный руководитель Л. А. Савченко
Тема: «Совесть наш сторож».
Цель: формирование таких нравственных категорий, как «совесть» и «стыд».
— развивать умение анализировать нравственные проблемы и отстаивать свою точку зрения;
— формировать умение критически относиться к себе, давать оценку своих поступков;
— побуждать детей к поиску нравственных идеалов.
Разные цвета для рефлексии
1. Просмотр видеоролика «Софи».
2. Обсуждение увиденного, выполнение задания.
3. Работа со словарем.
4. Конкурс «Народная мудрость».
5. Конкурс «Наедине с самим собой».
6. Народная песня «Отрада», Жить не тужить
Ход классного часа
Это самое дорогое слово улыбнемся и повторим несколько раз. Но прежде чем начать разговор, я предлагаю вам познакомиться. (знакомство)
Вы любите сказки. (Притча о небесном мальчике).
Проблемная ситуация. Видеоролик «Софи»
— Что мучало мальчика?
-Поднимите руку и шепните на ухо.
2 Интерактивная беседа.
-Ребята, какой смысл несут эти слова – «осколки в сердце»? Что под ними подразумевается?(Угрызения совести)
Да, вы правы и тема сегодняшнего разговора «Совесть наш сторож».
— А что вы уже знаете о совести. Шкала знаний.
В суматохе сегодняшней жизни человек порой забывает об этих понятиях. Я вам предлагаю сегодня остановиться и поговорить об этом.
Как бы вы определили эти понятия? (варианты ответов).
А сейчас заглянем в словарь
3. Словарная работа. «Стыд» и «совесть»
Вот как объясняется значение этого слова «совесть» в словарях Ожегова и Даля (читает свои записи) :
Совесть – внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.
Чтобы подчеркнуть важность и силу этих двух понятий, я предлагаю вам вспомнить, какие выражения употребляют с этими словами?
С этим словом употребляют очень сильные выражения: люди говорят: « грызет совесть», «мучает совесть», «совесть спать не дает», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со «спокойной совестью», с «чистой совестью».
Люди говорят: «можно сгореть со стыда», «умереть со стыда», «можно провалиться сквозь землю со стыда», «покраснеть от стыда», «не знаю, куда деться от стыда».
« В ком стыд, в том и совесть», – говорит русская пословица. В ней хорошо показана связь этих двух понятий.
Можно сказать в пословицах отражается народная мудрость, его отношение к чему-либо, которое сложилось веками. Вот некоторые пословицы, в которых говорится о стыде и совести:
4Работа в группах (составь пословицы)
Есть совесть – есть и стыд. А нет стыда и совести нет.
От человека утаишь, от совести не утаишь
Как не мудри, а совесть не переубедишь.
Совесть – лучший контролер.
Совесть – лучший контролер.
Совесть без зубов загрызет
Скажите, вы согласны с этими пословицами? Может быть, у вас другое мнение?
4. Игра «Чего нужно стыдиться?»
Смех над чухой ошибкой
Улыбка на приветствие
Неприятный внешний вид
Классный руководитель. Я очень рада, что вы правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний судья – совесть – так же хорошо помогал вам различать добро и зло.
5. Ситуации выбора. «Голос совести».
Классный руководитель. Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке.
Рассмотрим ситуации. Трудно ли вам будет поступить по совести?
Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние пятьдесят (пятьсот) рублей. Как вы поступите?
Дети высказываются по поводу ситуации
Классный руководитель. Еще одна ситуация. Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но «соседке» учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трех грубых ошибок, которые увидел в ее тетради. Ваши действия?
Дети высказываются по поводу ситуации.
6. Упражнения совести.
Классный руководитель. Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.
А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения.
Сейчас проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, и вспомним свои поступки, которые могли обидеть кого-то, за которые нам сегодня стыдно и мы в них глубоко раскаиваемся. Попробуйте написать на листочках на саму ситуацию, а ваши ощущения, которые вы испытывали тогда и сейчас. Назовем это упражнение «Минута раскаяния».
Включается музыка. В течение одной минуты дети обдумывают и делают записи на листочках.
Классный руководитель. Прочитайте нам то, что написали.
Скажите, как вы считаете, как можно исправить свой поступок, как можно успокоить совесть?
Классный руководитель. Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. «Повинную голову меч не сечет», – гласит русская пословица.
Классный руководитель. Я с вами согласна. Если человек поступает бессовестно, бесчестно, окружающие должны пристыдить его. Лучше горькая правда, чем красивая ложь. Может быть, это и пробудит в человеке совесть, станет человеку стыдно.
В качестве завершения нашей сегодняшней беседы я предлагаю послушать песню «Жить не тужить»
7. Подведение итогов (рефлексия).
Классный руководитель. Наш разговор подошел к концу. Всем большое спасибо! Каждый из вас, я думаю, сделал свои выводы. Я не буду спрашивать о них, потому что это очень личное. Но все-таки, мне бы хотелось понять, что дал вам наш сегодняшний разговор. Для этого: у вас на столе лежат сердечки напишите на них пожелания. Уходя, прилейте на сердце.
Конспект урока
Тип урока – комбинированный
Цель урока : формировать читательскую компетенцию учащихся:
познакомить учащихся с биографией А.П.Гайдара, содержанием рассказа « Совесть»;
объяснить лексическое значение слов «совесть», «стыд»;
формировать умения анализировать поступки героев, чувства и состояния человеческой души;
обучать беглому и выразительному чтению;
развивать навыки вдумчивого чтения и читательской культуры;
развивать умения выражать свои мысли к происходящему;
формировать интерес к изучению внутреннего мира человека;
содействовать нравственному воспитанию уч-ся;
воспитывать чувство ответственности за совершенные поступки:
Учитель – Каркусова Алина Юрьевна.
Осуществление хода урока
Этап 4. 3. Изучение нового материала.
Этап 5. Прогнозирование ситуации по рисунку и по опорным словам.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем вместе мы трудиться,
Чтобы весело учиться.
– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
– Что вы почувствовали?
– Какое у вас настроение?
3. Актуализация опорных знаний.
— Назовите произведение, с которым мы познакомились на прошлом уроке? ( « В шкафу».).
— Домашнюю работу предлагаю проверить в виде экзамена. Экзамен будете сдавать, работая в паре.
— Кто из вас знает, что такое экзамен?
— Я предлагаю вопросы для экзамена. Вы вытягиваете вопрос и даёте на него полный ответ.
1. Для чего Цыпкин залез в шкаф?
2. Что он почувствовал, когда проснулся в шкафу?
3. Чего мальчик хотел, когда рядом сидел Пал Палыч?
4. Когда пришёл директор, чего хотел мальчик?
5. Как произошло освобождение?
6. Почему Цыпкин долго молчал, когда его освободили из шкафа?
7. Как вы думаете, как часто ещё Цыпкин будет забираться в шкаф?
8. « Я не знал, что сказать». – Как вы поняли это предложение?
9. Опишите состояние мальчика, когда его освобождали из шкафа?
3. Выявление и формулировка темы, целей урока.
1. Целеполагание. ( Отгадывание кроссворда).
— Чтобы узнать название произведения, с которым мы сегодня познакомимся, нам с вами нужно разгадать кроссворд.
1.За знаниями уже не в первый раз
Мы в свой просторный входим…. (класс).
2.Недаром молвится народная … (пословица).
3.Чтобы было понимание
Напрягай своё … (внимание).
4.На вопрос найти ответ
Поможет мудрый нам … (совет).
5.Как яркая раскраска,
Волшебством пестреет … (сказка).
6.Будто сказочная дверь
В знанья, это наш – … (портфель).
7.Мама, папа, брат и я
Все мы – дружная … (семья).
— Прочитайте название произведения.
4. . Изучение нового материала.
— О чём мы будем говорить на уроке? ( О том, что человек должен поступать по совести, уважать других людей, обдумывать свои поступки).
– Каким должен быть совестливый человек? ( Человек, который ведет себя достойно по отношению к другим людям в любых обстоятельствах, не обманывает, не хвастается, не указывает на недостатки других людей).
— А вы не знаете, кто автор этого произведения, может листали учебник дома? ( ответы детей).
— Автор этого произведения Аркадий Петрович Гайдар.
— Что вы знаете о нём?
— Познакомиться с творчеством нового для нас писателя нам помогут ребята, которые приготовили сообщения о жизни А. П. Гайдара
б) Знакомство с биографией А.П. Гайдара ( сообщение уч-ся) .
Аркадий Петрович Гайдар – детский писатель, участник военных действий.
Родился Аркадий 22 января 1904 года в городе Льгов Курской губернии. Детство в биографии Гайдара большей частью прошло в Арзамасе – небольшом городе Нижегородской области. Мать Наталья Аркадьевна учительница умерла рано.
Аркадий был самоотверженным уже в детстве, стремился попасть на фронт. Будучи ребенком, когда отца забрали воевать, сбежал из дома, чтобы тоже попасть на фронт. Но был задержан.
Следующая попытка была сделана уже в 14-летнем возрасте. Вступив в ряды большевиков, вскоре стал командиром отряда. А в 17 лет повел за собой в атаку целый полк. Оставил армию Гайдар лишь в 1924 году из-за болезни.
Принципы дружбы, взаимопомощи, товарищества Аркадий смог выразить посредством творчества. Впервые в биографии Аркадия Гайдара его произведения были напечатаны в 1925 году. Самые известные произведения Гайдара – «Тимур и его команда», «Чук и Гек» «Школа», «Дальние страны» и многие другие.
Когда же началась Великая Отечественная война, Гайдар снова не смог остаться в стороне от боевых действий: он стал служить военным корреспондентом от «Комсомольской правды». Свои впечатления Аркадий выразил в военных очерках. Затем Гайдар был пулеметчиком в отряде Горелова. 26 октября 1941 года группа партизан отряда в котором он был корреспондентом, столкнулась с немецким отрядом. В этом бою Гайдар был сражён немецкой пулей и погиб.
5. Прогнозирование ситуации по рисунку и по опорным словам.
— Посмотрите на рисунок, предположите, кто это, о чем пойдет речь?
— Данные слова предсказывают содержание текста. О чём же мы будем читать?
– Как вы понимаете это слово? (Чувство ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.)
СОВЕСТЛИВЫЙ – человек, обладающий чувством ответственности перед другими..
— Подберите антоним к слову совестливый (бессовестный) – нечестный, наглый
Болтается – ходит без дела.
Украдкой – скрытно, тайком от других.
Роща – небольшой лиственный лес.
Смекнула – сообразила, догадалась, в чем дело.
Добродушный – добрый, мягкий по характеру.
Вышмыгнула – появилась быстро, незаметно.
Беспощадная – жестокая, безжалостная.
6. Работа с текстом.
а) Первичное чтение рассказа (аудиозапись)
д) Беседа по первичному восприятию текста
Какое у неё было настроение? Какая она была?
Динамическая пауза. Сели, встали, встали, сели И друг друга не задели. Выше руки! Шире плечи! От зарядки станешь крепче.
Раз, два, три! Дыши ровнее!
Станешь крепче и сильнее! Мы немножко отдохнем
И опять читать начнем.
— Во что упаковала Нина завтрак? (Пакет)
— Что ещё, кроме букваря, сжимал в руке малыш? (Тетрадку)
– Какие насекомые нравились девочке? (Бабочки)
– В какое время года происходит событие в рассказе? (Осенью)
– Кого больше всего боялся малыш? (Собаку)
– Какой орган заболел у Нины? (Сердце)
— Найдите эпизод в рассказе, когда Нина пошла в рощу. (Чтение эпизода)
— Как автор называет время занятий в школе, найдите в тексте.
— Знала ли она мальчика, которого встретила?
— Как Нина разговаривает с малышом? Прочитайте её слова и попытайтесь передать её интонацию.
-Почему Нина строго назвала малыша «несчастный прогульщик»?
— Что вы почувствовали бы, если бы с вами так разговаривали?
— А как отвечает малыш?
— Определите роли в диалоге детей и прочитайте нам по ролям этот отрывок.
— Найдите слова, которые говорят нам о смене настроения Нины.
-Что чувствовала Нина когда осталась одна?
— Чем можно объяснить перемену настроения девочки?
— Прочитайте слова, которыми автор нас хочет подвести к идее своего произведения.
— Что же тревожило девочку Нину? ( Пробудившаяся совесть, ей было стыдно)
— Какое ещё название можно было дать этому рассказу?
— Зачем человеку нужна совесть?
— Какие поступки делает совестливый человек?
— О проявлении совести человека имеется немало народных пословиц и поговорок. Соотнесите правильно начало и конец пословиц и объясните, как понимаете их смысл.
В ком есть стыд, а грызёт
Совесть без зубов, у того подушка
под головой не вертится
У кого совесть чиста, в том есть и совесть
— Как вы думаете, какая из пословиц может стать идеей рассказа?
— А у кого из вас есть совесть?
— Как вы об этом узнали?
— Нужна ли совесть человеку?
— Совесть помогает людям правильно вести себя, исправлять свои ошибки, совершенствовать свои лучшие качества. Совесть является глубоким и важным внутренним мотивом нравственного поведения. Совесть проявляется и в большом, и в малом. На совестливых людях держится мир и порядок.
б) Составление портрета совестливого человека.
Я очень хочу, чтобы вы никогда не теряли совесть и жили всегда в согласии с ней. А какой же он, совестливый человек? У каждого из вас есть листок жёлтого цвета. Подчеркните в нём то, что как вам кажется, должно соответствовать совестливому человеку.
не знает правил поведения
— Какие качества вы выделили?
Совесть- это голос внутри нас. Этот голос не только говорит человеку, что хорошо, что плохо, но и обязывает его делать добро и избегать дурного.
а) Заключительная беседа
— Какой автор нам помог провести урок?
— Почему свой рассказ он назвал «Совесть»?
Какой он: развлекательный, познавательный, поучительный?
— Что хотел сказать нам автор? ( Совесть помогает стать человеку лучше )
— Какие чувства вызвала у вас Нина?
— Как вы думаете, поступит ли Нина в своей жизни так же ещё раз?
— Что вас огорчило сегодня, а что порадовало?
— Чему вы научились на уроке? Что положите в своё сердечко?
б) Самооценка учащихся.
— На доске сердце нашего класса. Заполните его своими сердцами.
Если вы сегодняшний урок приняли в свою душу полностью, согласны со всем, о чём мы говорили, хотите быть совестливым человеком, закрасьте своё сердечко красным цветом.
Если что- то вас беспокоит, с чем-то вы не согласны, возьмите зелёный карандаш.
Если урок вызвал у вас плохое настроение, вы с чем- то не согласны, сделайте чёрное сердце.
(Звучит песня «Дорогою добра»)
1) разделить рассказ на части (всем)
2) мини-сочинение «Совесть в моей жизни» (сильным)
3) найти пословицы о совести (слабым)
г) Оценка работы уч-ся учителем
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?