Что такое современная армия
Современная служба — вся правда об армии!
Прелести современной службы
Многих из нас защищать свою жизнь и честь учат отцы, а у кого их нет? К тому же жестокость «дедовщины» весьма и весьма преувеличена — драки, если и случаются, то не всем скопом на одного, да и тех, кто может за себя постоять, уважают и период «дедовщины» для них весьма короток.
Армия немного изменилась
Ещё бы хотелось обсудить и другой момент. Современная армия, в своём большинстве, — это наряды, караулы, распорядок дня, многочисленные работы, а не бег по горам, в поисках очередного противника. Сейчас армия в первую очередь — не нападение, а оборона, да и раньше, мы обороняли свою страну, а не нападали на всех и вся. А сейчас? Кто-то нападает на Россию? Большинство стран уже давно осознали, что с Россией лучше жить в мире. Не стоит также полагать, что военная служба в современной армии несёт только негатив в жизнь человека. Давайте вспомним, насколько почётно раньше было защищать свою Родину, свою страну? Думаете, тогда не было «дедовщины» или тогда не убивали? Всё это было, как и есть сейчас, только люди не плакали потом дома, что их, видите ли, в армии били.
Служба своей отчизне была почётным делом, а не карой и суровой повинностью для мужского населения. А если бы женщины себя также вели? Вроде сейчас пойти в армию, как-то зазорно, а если женщины посчитают, что для них зазорно рожать — мы просто вымрем, как нация. Хотелось бы ещё напомнить, что, в конце концов, служба Родине — это долг для каждого мужчины. И последнее, о чём хотелось бы сказать — очень обидно, что молодёжь находит тысячи причин для того, чтобы остаться в стороне, «откосить по здоровью» или отсидеться в институте, лишь бы остаться дома, на шее у родителей, а не защищать свою страну. А теперь подумайте — кто её будет защищать? Кто ответит реальному врагу, если завтра война? Никто, если не мы и наши сыновья.
Вооруженные силы Российской Федерации: численность, структура, вооружение
Основным гарантом независимости и неприкосновенности границ любого государства являются его вооруженные силы. Дипломатия и экономические средства – это, безусловно, важные (и действенные) инструменты международной политики, но жизнеспособной является только та страна, которая в состоянии себя защитить. Вся политическая история человечества является доказательством этого тезиса.
Вооруженные силы Российской Федерации (ВС РФ) в настоящее время являются одними из крупнейших в мире по численности. В рейтингах, составленных экспертными группами, армия России обычно входит в первую пятерку, наряду с вооруженными силами КНР, Индии, США и КНДР. Численность армии России определяется указами президента страны, который согласно Конституции РФ является главнокомандующим вооруженными силами. В настоящее время (лето 2020 года) она составляет 1 885 371 человек, в том числе около 1 млн военнослужащих. Сегодня мобилизационный ресурс нашей страны – это примерно 62 миллиона человек.
Вооруженные силы РФ были созданы 7 мая 1992 года на основе подразделений ВС СССР, однако история российской армии значительно длиннее и богаче. Ее можно назвать наследницей не только вооруженных сил СССР, но и российской императорской армии, прекратившей свое существование в 1917 году.
В наше время комплектование российских вооруженных сил происходит по смешанному принципу: и через призыв в армию, и на контрактной основе. Современная государственная политика в сфере формирования вооруженных сил направлена на увеличение количества профессионалов, проходящих службу по контракту. В настоящее время весь сержантский состав ВС РФ является полностью профессиональным.
Годичный бюджет российских вооруженных сил в 2020 году составлял 3,287 трлн рублей. Это 5,4% от всего ВВП страны.
В настоящее время срок службы в армии России по призыву составляет 12 месяцев. В вооруженные силы могут быть призваны мужчины в возрасте от 18 до 27 лет.
История армии России
14 июля 1990 года появилось первое российское военное ведомство. Оно получило название “Государственный комитет РСФСР по обеспечению и взаимодействию с Министерством обороны и КГБ СССР”. После августовского путча в Москве на основе комитета на непродолжительное время было сформировано Министерство обороны РСФСР.
После распада СССР были сформированы Объединенные вооруженные силы стран СНГ, но это была временная мера: 7 мая 1992 года первый российский президент Борис Ельцин подписал указ о создании Вооруженных сил Российской Федерации.
Первоначально в состав ВС РФ вошли все воинские части, находившиеся на территории страны, а также войска, которые были под российской юрисдикцией. Тогда их численность составляла 2,88 млн человек. Практически сразу возник вопрос о реформировании вооруженных сил.
90-е годы были сложным периодом для российской армии. Хроническое недофинансирование приводило к тому, что из нее уходили лучшие кадры, практически прекратилась закупка новых видов вооружений, многие военные заводы были закрыты, а перспективные проекты остановлены. Практически сразу после создания российских вооруженных сил появились планы полностью перевести их на контрактную основу, но недостаток финансирования долгое время не позволял двигаться в этом направлении.
В 1995 году началась первая чеченская кампания, которая продемонстрировала катастрофическое положение российской армии. Войска были недоукомплектованы, боевые действия показали серьезные недостатки в их управлении.
Во второй чеченской кампании (1999–2006 гг.) принимали участия части постоянной готовности, а также подразделения ВДВ. В 2003 году доля контрактников в Чечне достигла 35%.
Еще в 90-е годы все части и соединения ВС РФ было решено разделить на четыре категории:
В начале нулевых годов данная реформа была продолжена. Подразделения постоянной готовности было решено полностью перевести на контрактную основу, а остальные части комплектовать на срочной.
Первым подразделением, которое было полностью переведено на контрактную основу, стал один из полков Псковской воздушно-десантной дивизии. В 2005 году началась реформа военного управления: планировалось создать три территориальных командования, в подчинения которых подпадали бы все виды и роды ВС на данной территории. Эту реформу активно продвигал министр обороны Сердюков, назначенный на должность в 2007 году. Кроме этого, еще в 2006 году была принята государственная программа перевооружения до 2020 года.
В 2008 году ВС РФ участвовали в конфликте в Южной Осетии. Он вскрыл большое количество недостатков и проблем современной российской армии. Самыми серьезными из них были низкая мобильность войск и плохая управляемость. После окончания конфликта было объявлено о начале военной реформы, которая должна была значительно повысить мобильность подразделений ВС и увеличить согласованность их совместных действий. Результатом реформы стало сокращение количества военных округов (четыре вместо шести), упрощение системы управления сухопутными войсками, значительное увеличение армейского бюджета.
В этот же период полки и дивизии начали реорганизовывать в бригады. Правда, в 2013-м году начался обратный процесс: полки и дивизии начали формироваться вновь.
В 2014 году российская армия сыграла ключевую роль в возвращении Крыма. В сентябре 2020 года началась операция ВС РФ в Сирии, которая продолжается и в настоящее время.
Структура российской армии
Согласно российской Конституции, общее руководство вооруженных сил России осуществляет Верховный главнокомандующий, им является президент страны. Он возглавляет и формирует Совет безопасности РФ, в задачи которого входит выработка военной доктрины и назначение высшего руководства вооруженных сил. Президент страны подписывает указы о срочном призыве на военную службу и увольнении в запас военнослужащих, утверждает различные международные документы в сфере обороны и военного сотрудничества.
Непосредственное управление вооруженными силами осуществляет Министерство обороны. Его основной задачей является проведение государственной политики в сфере обороны, поддержание постоянной готовности ВС, развитие военного потенциала государства, решение широкого ряда социальных вопросов, проведение мероприятий по межгосударственному сотрудничеству в военной сфере.
В настоящее время (с 2012 года) министром обороны России является генерал армии Сергей Шойгу.
Оперативное командование ВС РФ осуществляется Генеральным штабом страны. Его начальником в настоящий момент является генерал армии Валерий Герасимов.
Генштаб проводит стратегическое планирование применения вооруженных сил, а также других силовых ведомств Российской Федерации. Этот орган также занимается оперативной и мобилизационной подготовкой российской армии. В случае необходимости именно под руководством Генштаба происходит мобилизационное развертывание ВС РФ.
Сейчас в состав Вооруженных сил РФ входят три вида войск:
Также неотъемлемой частью ВС РФ являются следующие рода войск:
Самыми многочисленными являются Сухопутные войска, в их состав входят следующие рода войск:
Сухопутные войска – это костяк современной российской армии, именно они проводят наземные операции, захватывают территории и наносят основной урон противнику.
Воздушно-космические силы являются самым молодым видом войск в российской армии. Указ об их формировании был издан 1 августа 2015 года. ВКС были созданы на базе российских военно-воздушных сил.
В состав ВКС входят Военно-воздушные силы, состоящие из армейской, фронтовой, дальней и военно-транспортной авиации. Кроме этого, неотъемлемой частью ВВС являются зенитные ракетные войска и радиотехнические войска.
Еще одним родом войск, который входит в состав ВКС, являются войска ПВО и противоракетной обороны. В их задачу входит предупреждение о ракетном нападении, управление орбитальной группировкой спутников, противоракетная оборона российской столицы, запуск космических аппаратов, проведение испытаний различных видов ракетной и авиационной техники. В структуру именно этих войск входят два космодрома: «Плесецк» и «Байконур».
Еще одним компонентом Военно-воздушных войск являются космические войска.
Военно-морской флот – это вид вооруженных сил, который может проводить операции на морских и океанских театрах военных действий. Он способен наносить ядерные и обычные удары по морским и сухопутным объектам противника, высаживать десанты на побережья, защищать экономические интересы страны, проводить поисково-спасательные операции.
В состав ВМФ РФ входят надводные, подводные силы, морская авиация, береговые войска и части специального назначения. Подводные силы ВМФ РФ могут выполнять стратегические задачи, на их вооружении находятся подводные ракетоносцы с баллистическими ядерными ракетами.
В состав береговых войск входят части морской пехоты и ракетно-артиллерийские береговые войска.
В состав ВМФ РФ входит четыре флота: Тихоокеанский, Черноморский, Балтийский и Северный, а также Каспийская флотилия.
В состав РВСН входят три ракетные армии (со штабами в Омске, Владимире и Оренбурге), испытательный полигон Капустин Яр, исследовательские и учебные заведения.
Воздушно-десантные войска также относятся к отдельному роду войск и являются резервом Главнокомандующего. Первые воздушно-десантные части были сформированы в СССР еще в начале 30-х годов. Этот род войск всегда считался элитой армии, он остается ею и по сей день.
В состав ВДВ входят воздушно-десантные и десантно-штурмовые подразделения: дивизии, бригады и отдельные части. Основное назначение десантников – ведение боевых действий в тылу противника. Сегодня в состав ВДВ РФ входит пять дивизий, пять бригад и отдельный полк связи, а также специализированные учебные заведения и учебные центры.
В состав ВС РФ также входят специальные войска. Под этим названием понимается совокупность подразделений, которые обеспечивают нормальное функционирование Сухопутных сил, ВКС и ВМФ. К специальным войскам относятся железнодорожные войска, медицинская служба, дорожные и трубопроводные войска, топографическая служба. К этому роду войск относятся и специальные подразделения ГРУ.
Территориальное разделение ВС РФ
В настоящее время территория России разделена на четыре военных округа: Западный (штаб находится в Санкт-Петербурге), Центральный (штаб в Екатеринбурге), Южный (Ростов-на-Дону) и Восточный со штабом в Хабаровске.
В 2014 году было объявлено о формировании новой военной структуры – стратегического командования «Север», задачей которого является защита российских государственных интересов в Арктике. По сути, это еще один военный округ, созданный на базе Северного флота. Он располагает сухопутными, авиационными и военно-морскими компонентами.
Вооружение армии РФ
Однако эта техника уже значительно уступает новейшим аналогам, принятым на вооружение армиями США, Китая и Западной Европы.
В настоящее время значительные средства вкладываются и в переоснащение российских стратегических сил. Старые ракетные комплексы, созданные еще в СССР, постепенно снимаются с дежурства и заменяются новыми. Идет разработка новых ракет (как, например, «Сармат»). На вооружение приняты подводные лодки-ракетоносцы четвертого поколения проекта «Борей». Для них был разработан новый ракетный комплекс «Булава».
Происходит перевооружение и российского ВМФ. Согласно государственной программе развития вооружений (2011-2020 гг.), в состав ВМФ РФ должны войти десять новых атомных подводных лодок (как ракетных, так и многоцелевых), двадцать дизельных подлодок (проект «Варшавянка» и «Лада»), четырнадцать фрегатов (проекты 2230 и 13356) и более пятидесяти корветов разных проектов.
Что собой представляет современная Российская армия? Мифы и факты
К сегодняшнему обострению международной обстановки ВС США подошли во всеоружии – с набором самых передовых концепций ведения войны, с опытным командным составом, с принципиально усовершенствованными методами управления. Российская армия – полная противоположность?
Таковы выводы военного эксперта Владимира Денисова. В его статье, опубликованной в «Новой газете», дан сравнительный анализ строительства и развития двух ведущих армий мира – американской и российской. Военная наука в нашей стране загублена, считает эксперт, новых идей и концепций нет. Западный опыт необоснованно игнорируется. Генералы готовятся к прошедшей войне. В условиях гипотетического столкновения «мудрой» американской армии с «неразумной российской» последнюю может выручить или чудо, или какой-либо геймер с инновационными идеями и нетрадиционным подходом к ведению военных действий. Такие «аналитические» выкладки могут вызвать у части нашего общества алармистские настроения. Но так ли все на самом деле?
Упадок сил
В начале 90-х Российская армия оказалась в сложной обстановке. Произошел коренной поворот в стратегических установках. Оказались низвергнутыми многие прежние представления о целях, средствах и способах обороны страны, признан ошибочным ряд ключевых принципов обеспечения ее безопасности, отброшены прежние положения о направленности и характере военного строительства. Новая Россия взяла курс на сближение с Западом. Бывшие противники вдруг превратились в союзников или партнеров, а прежние союзники стали либо потенциальными врагами, либо нейтральными странами. Руководство государства шло на беспрецедентные уступки, в том числе согласилось на полное свертывание военного присутствия на территории Восточной Европы.
Резко сузившаяся экономическая база не позволяла государству содержать многомиллионную армию, своевременно обновлять ее технический арсенал, в прежних масштабах разрабатывать и производить современные виды ВВТ, накапливать необходимые мобилизационные запасы. Фактически необходимо было создавать новые Вооруженные Силы, однако политическая воля и материальные ресурсы для этого отсутствовали, в стране наблюдался глубочайший социально-экономический упадок. Вследствие этого после принятия решения о создании ВС РФ военная реформа свелась к сокращению войск и сил без проведения их качественного преобразования.
Начало 90-х годов охарактеризовалось чередой вооруженных конфликтов на территории бывшего СССР. Чтобы остановить их, прекратить кровопролитие, российские военнослужащие были поставлены перед необходимостью решения миротворческих задач в Таджикистане, Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье. И несмотря на достаточно «тяжелое» состояние Вооруженных Сил, эти задачи были успешно выполнены.
В сложной военно-политической обстановке была проведена контртеррористическая операция на Северном Кавказе. Вооруженные Силы, предназначенные для отражения внешней агрессии, были вынуждены совместно с другими силовыми структурами вести боевые действия с бандформированиями на своей территории. Переучиваться пришлось на ходу. Сегодня ни у кого нет сомнений, что тогда Россия встретилась не с разрозненными группами идейных сепаратистов, а с хорошо организованным и щедро оплачиваемым из-за рубежа наступлением террористов на нашу страну.
Театр одного актора
Соединенные Штаты в это время развивали свои вооруженные силы в самых благоприятных после окончания Второй мировой условиях. В основу военного строительства были положены выводы, сделанные по итогам противоборства международной коалиции с Ираком в 1991 году. Оно, напомним, характеризовалось глубокими охватами позиций противника, нанесением главного удара в обход оборонительных рубежей, а самое главное – резким возрастанием вклада ВВС в успех боевых действий.
Конфликтом нового поколения стала война НАТО против Югославии, цели которой были достигнуты без активного задействования сухопутных группировок.
Основные усилия в строительстве американских ВС были сосредоточены на освоении форм и способов ведения бесконтактных войн. Считалось, что задачи разгрома противника будут решаться ракетными ударами и авиации, а задача сухопутных войск – лишь закрепление достигнутого успеха.
Подготовка ВС США была направлена на освоение войн нового поколения – мятежевойн, войн по поручительству (прокси-войн), гибридных, противоповстанческих. Их ведение позволяло сменять неугодные правительства силовыми действиями, если эту задачу не удавалось решить «цветной революцией». Для таких войн не требуется развертывания крупных группировок войск (сил). Достаточно подготовленных сил специальных операций и эффективной огневой поддержки.
ВС США начали ускоренно внедрять в управление войсками информационные технологии, осваивать гибридные методы ведения боевых действий и сетецентрические подходы к руководству. В этой связи обострилась конкуренция между видами вооруженных сил за роль и место в современных операциях и главное – за объемы финансирования.
На поток была поставлена разработка новых концепций ведения боевых действий. В развитие каждой основной межвидовой доктрины разрабатывались концепции второго уровня (видовые), затем третьего (всестороннего обеспечения). Под каждую готовились программы их реализации, выделялись ресурсы. Процесс носил лавинообразный характер. Америка могла себе позволить такой расточительный подход.
Этот период характеризуется полнейшей свободой действий для США, правда, и союзникам их тоже кое-что было позволено. Глобальное лидерство Соединенных Штатов вылилось в своеобразный статус-кво, при котором Западу по сути принадлежала монополия применения военной силы на мировой арене. Америка теперь уже без оглядки на Советский Союз сменяла неугодные правительства и развязывала войны. Так было в Югославии, Ираке, так должно было произойти в Сирии.
На агрессию НАТО против Югославии наша страна адекватно не ответила. Но разворот над Атлантикой премьер-министра Евгения Примакова стал ясным сигналом Западу, что у нас есть собственные национальные интересы.
Поняв это и почувствовав растущую мощь России, видя в ней геополитического конкурента Западу, США окончательно отбросили миролюбивую риторику, открыто объявили себя победителем в холодной войне и встали на путь прямой конфронтации.
Реформы на радость врагу
Ускорению реформы в Вооруженных Силах способствовала проведенная в августе 2008 года операция по принуждению Грузии к миру. Стало очевидным, что нас и дальше будут проверять на прочность. Поэтому требовалось в кратчайшие сроки переориентировать ВС РФ (которые в определенной степени представляли уменьшенную копию армии и флота СССР) на подготовку к ведению локальных войн и вооруженных конфликтов ограниченного масштаба.
Уже к 1 декабря 2009 года под руководством министра обороны Анатолия Сердюкова и начальника Генерального штаба Николая Макарова российские Вооруженные Силы были стремительно приведены к новому облику. Не было ни одной области военного строительства, жизнедеятельности армии и флота, которая не подверглась бы самому радикальному реформированию. Уменьшена численность ВС (до миллиона человек) и офицерского состава (с 335 до 150 тысяч), вместо прежних шести военных округов создано четыре «больших», представляющих собой межвидовые объединения, изменена структура соединений и объединений, органов военного управления, перестроена система подготовки кадров и содержания резервных формирований, инфраструктура ВС.
Особенность реформирования заключалась в скорости проводимых мероприятий и отсутствии разумных, обоснованных, просчитанных планов, что выдавалось за добродетель. Военная наука была обвинена в «безыдейности», отсутствии необходимых теоретических наработок, позволяющих вести военное строительство. Поэтому все преобразования осуществлялись по западным лекалам, вместо продуманных и обоснованных концепций и планов в основу реформирования был положен опыт строительства американских ВС без какого-либо его осмысления и адаптации к отечественным условиям. Исторический опыт, традиции русской, Красной и Советской армий принципиально игнорировались. Подражание армии США доходило до курьезов. Так, американцы сформировали бригады как соединения с жесткой организационной структурой. Раньше их бригады, входившие в дивизии, постоянного боевого состава не имели. При этом дивизионное звено управления было сохранено. Мы же, не до конца изучив американский опыт, свои дивизии ликвидировали, на их основе сформировали бригады и перешли к системе батальон – бригада – армия.
Усиленно внедрялся ротационный принцип прохождения службы в штабах оперативного и стратегического звена. Его суть заключалась в том, что каждый офицер после трех лет службы в штабе в обязательном порядке должен быть переведен на другую должность (командную или преподавательскую). Американцы, наоборот, увеличили срок прохождения службы в высших штабах и более того – дали право руководителям органов военного управления продлевать его отдельным, наиболее подготовленным офицерам.
В результате такого подхода к реформированию даже разумные идеи без соответствующей предварительной проработки и обеспечения на практике доводились до абсурда и вместо пользы приносили вред. Превращение всех соединений в силы постоянной готовности привело к разрушению системы подготовки резервных формирований, без которых можно вести боевые действия максимум в локальной войне, но в региональной уже невозможно.
Провели сокращение центральных органов военного управления и штабов, но при этом резко снизился уровень их компетентности и как следствие – качество руководство войсками на всех уровнях.
Некомплект личного состава не позволял соединениям и воинским частям решать задачи по предназначению. Численность офицерского корпуса не соответствовала стоящим перед Вооруженными Силами задачам.
Группировки на стратегических и операционных направлениях не могли действовать самостоятельно. Требовали усиления частями боевого и материально-технического обеспечения. Значительные участки государственной границы оказались неприкрытыми войсками (силами).
Проводимые реформаторами в течение 2010–2011 годов мероприятия по отлаживанию новых систем и органов военного управления результатов не давали.
Особенно плохо складывалась ситуация с оснащением армии и флота вооружением и военной техникой. Достаточно сказать, что к 2012 году уровень исправной техники в войсках был не более 47 процентов.
В целом проведенные в сжатые сроки масштабные и радикальные преобразования привели к значительному снижению боевых возможностей Вооруженных Сил.
Новый вектор
В 2012 году в военное ведомство пришла новая команда под руководством министра обороны генерала армии Сергея Шойгу и начальника Генерального штаба, тогда еще генерал-полковника Валерия Герасимова. Свою главную задачу они видели в том, чтобы остановить разрушительные процессы в Вооруженных Силах, сохранив те отдельные положительные результаты их приведения к новому облику, восстановить боеспособность и нарастить боевые возможности. При этом имелось жесткое ограничение по времени, обусловленное нарастающим обострением международной обстановки.
В основу реформирования были положены четкое планирование мероприятий, строгий контроль, рациональное использование имеющихся ресурсов в интересах обороны страны. Разработка и поступление в войска каждой единицы ВВТ были жестко увязаны с подготовкой соответствующих кадров, строительством хранилищ и жилых помещений для личного состава, который будет ее эксплуатировать.
Прежде всего в военных округах были сформированы самодостаточные межвидовые группировки войск (сил). Их совершенствование осуществлялось путем сбалансированного развития видов и родов войск Вооруженных Сил, повышения уровня оснащенности современными ВВТ.
Сегодня основу группировок войск на стратегических направлениях составляют формирования постоянной готовности. С учетом оперативной целесообразности часть общевойсковых бригад была преобразована в дивизии. Заметим, что по своим боевым возможностям дивизия превосходит бригаду в 1,6–1,8 раза.
Осуществлен переход к новой системе комплектования военнослужащими по контракту соединений и воинских частей Сухопутных войск, морской пехоты и ВДВ. В 2012 году батальоны, входящие в их состав, формировались смешанным способом – военнослужащими по призыву и по контракту, причем доля контрактников составляла не более 30–40 процентов. Для подготовки таких батальонов к боевым действиям требовалось значительное время на слаживание. Кроме того, на военнослужащих по призыву распространялись законодательные ограничения на их участие в боевых действиях.
В настоящее время наблюдается обратная картина: в каждом полку и бригаде из трех батальонов два укомплектованы контрактниками и только один – призывниками. На основе батальонов, укомплектованных только контрактниками, в общевойсковых бригадах и полках созданы усиленные тактические подразделения – батальонные тактические группы (бтг), которые могут быть применены в кратчайшие сроки и без дополнительного слаживания. В ряде случаев они передавались в оперативное подчинение командованиям на тактических направлениях. Это позволяло при необходимости отходить от жестких организационных структур, создавать группировки в зависимости от обстановки и решаемых задач, повысить оперативность управления и обеспечить гибкость применения.
В целях обеспечения оперативности и непрерывности огневого воздействия на противника создавались разведывательно-ударные системы и разведывательно-огневые комплексы. По сути это внедрение сетецентрических методов управления, в основе которых лежит интеграция разведывательно-информационных и информационно-управляющих систем с системами вооружения. Результатом стало сокращение временных параметров цикла решения огневой задачи – от обнаружения цели до ее поражения. Росту эффективности огневого воздействия во многом способствовало все более широкое задействование беспилотных летательных аппаратов.
С учетом совершенствования СВКН, в том числе прогрессирующего распространения ракетных технологий, был задан вектор развития воздушно-космической обороны страны. Большое значение в этом плане имело создание ВКС.
Совершенствовалась система мобилизационного развертывания и мобподготовки. Приняты решения по созданию мобрезерва, территориальных войск, организации подготовки органов власти всех уровней к функционированию в военное время.
Были повышены требования к подготовке штабов и войск (сил). При обучении органов военного управления большое внимание уделялось выработке у командующих и командиров способности к быстрым и всесторонне обоснованным действиям. Закреплялись навыки принятия нестандартных решений, прогнозирования развития обстановки, поощрялась готовность идти на оправданный риск. Целенаправленно внедрялись суворовские принципы управления войсками, ведения боевых действий, подходы к подготовке войск.
Должное внимание было обращено на изучение войн нового поколения, в том числе гибридного типа, которые уже вовсю велись западными странами против неугодных государств и правительств. В этом отношении особенно нагляден пример Ливии.
Готовность органов управления и войск (сил) к действиям в составе межвидовых группировок, создаваемых на стратегических направлениях, проверялась на ежегодных учениях. Их масштаб свидетельствовал об отработке вопросов отражения крупномасштабной агрессии, борьбы с высокотехнологичным противником.
А еще в штабах и научных учреждениях шла напряженная работа по анализу сущности современных войн. Формула «война есть комплекс военных, а также политических, дипломатических, экономических, информационных мер» приобрела новое значение. Военные меры уходили на второй план, уступая место невоенным средствам. Командующим и штабам пришлось срочно осваивать и отрабатывать практические навыки применения невоенных методов. И в скором времени это понадобилось.
Сирийский опыт
Сначала был Крым. Прекрасно экипированные и высоко подготовленные Силы специальных операций обеспечили безопасность и порядок на полуострове, исключили дестабилизацию обстановки националистами фашистского толка и ее развития по одесскому варианту.
Российская армия предстала перед миром совершенно с другой стороны и вызвала искреннее удивление у западных специалистов. Оказалось, она может действовать твердо и вежливо, стремительно и решительно, скрытно и эффективно, малыми силами решать стратегические задачи. Ранее на Западе считалось, что на такое способны только «исключительные расы».
Следующим экзаменом стала Сирия. Вооруженные Силы РФ столкнулись с конфликтом совершенно нового типа. Его главная особенность заключалась в том, что государства – противники Сирии вели против нее скрытные, безуликовые действия, не втягиваясь в прямой вооруженный конфликт. В качестве живой силы использовались хорошо подготовленные и оснащенные военные формирования террористов и сирийской оппозиции, действия которых координировались из-за рубежа.
Россия зашла в Сирию, когда та как государство стояла у края пропасти. Зашла совершенно легитимно, по приглашению законного правительства страны. В кратчайшие сроки на удаленном ТВД развернула минимальную по составу группировку и обратила войну вспять. Действовала с предельной эффективностью как по соотношению достигнутого результата к затраченным ресурсам, так и по сравнению с результативностью Международной антитеррористической коалиции, возглавляемой США. Под руководством российских военных советников, при поддержке ВКС РФ сирийская армия освободила большую часть своей территории.
Большинство задач, прежде всего боевых, решалось в особых условиях, нестандартно, творчески. Кроме того, сами задачи существенно различались по содержанию: боевые, гуманитарные, миротворческие и военно-дипломатические. Командованием группировки ВС РФ, военными советниками при сирийских войсках было применено немало оригинальных способов и приемов ведения боевых действий, совместного применения различных видов ВВТ.
Сирийская операция дала яркие примеры проявления военной хитрости, дерзости, непредсказуемости в действиях, стремительности в наступлении и стойкости в обороне, гибкости в планировании и в то же время жесткого выдерживания стратегической линии.
Американский взгляд на ВС РФ
В качестве сильной стороны ВС РФ военные эксперты США отметили новую систему взглядов на ведение современных войн, предусматривающую гибкость в определении целей применения ВС РФ, рациональные формы и способы действий в зависимости от задач и условий обстановки.
Другая сильная сторона Российской армии – способность создавать и обучать соединения и объединения регулярной армии из местного населения, а также использовать для достижения целей иррегулярные формирования, формирования местных жителей (народное ополчение).
Американцы высоко оценили способность российских советников организовывать и вести боевые действия гибкими формированиями сирийских войск – сводными батальонными тактическими группами. Их состав определяется исходя из поставленной задачи, что позволяет более полно реализовывать боевые возможности войск (сил).
Подчеркнута эффективность системы огневого поражения, в том числе средств разведки, целеуказания и поражения (в первую очередь оперативно-тактической авиации ВКС России), а также широкое использование БЛА, позволяющее эффективно контролировать поле боя, своевременно обнаруживать объекты противника и оперативно их уничтожать.
Очень тщательно была проанализирована российская система ПВО, развернутая в Сирии. Западные эксперты назвали сильной стороной российских ВС их способность воспрепятствовать применению американской авиации за счет возможностей по развертыванию эффективной ПВО на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях. Кроме того, по их оценкам, эффективная система РЭБ способна полностью дезорганизовать систему управления ВС США в оперативном и тактическом звеньях. Особо отмечалось наличие опытного и способного командного состава Российской армии.
Наличие сильных сторон у ВС РФ несколько обескуражило специалистов США. И на это были свои причины.
Во-первых, развитие ВС США всегда осуществлялось в соответствии с принципом превосходства над любым потенциальным противником во всех элементах: в оснащении вооружением, в подготовке личного состава, в системах управления, связи и разведки, огневого поражения, материально-технического обеспечения и т. д. Во-вторых, американские вооруженные силы всегда вели боевые действия в условиях господства своей авиации. И то, что сильная ПВО ВС РФ в состоянии «приземлить» оперативно-тактическую авиацию США, ставит специалистов Пентагона в тупик относительно способов ведения боевых действий наземными группировками без поддержки с воздуха. Признание американцами превосходства ВС РФ в отдельных элементах разрушает их веру в собственные возможности.
Полученные оценки и выводы побудили штабы ВС США на поиск новых форм и способов действий войск на поле боя, позволяющих свести на нет превосходство ВС РФ даже в отдельных элементах, и ускоренное внедрение их в подготовку органов управления и войск американской армии. Были разработаны новые концепции применения группировок войск.
Кстати, склонность американцев к разработке концепций стала их настоящим бичом. Каждая вновь выходившая концепция стратегического уровня требовала разработки трех – пяти соподчиненных концепций, в развитие которых выпускались концепции более низкого уровня. Под каждую выделяются финансовые средства, благо, астрономический военный бюджет (более 700 млрд долл.) позволяет. Поэтому конвейер по разработке новых концепций никогда не останавливается. Каждая концепция с истинно американским размахом представляется как очередной «прорыв в военном деле». Так, например, специалисты ВС США объявили большим успехом в развитии военной науки включение в нее такой составной части, как оперативное искусство. Но надо сказать, что в СССР такое деление было введено еще в довоенный период (до Великой Отечественной): стратегия охватывала вопросы подготовки страны и Вооруженных сСил к войне и ведения войны в целом, оперативное искусство – подготовки и проведения операций, а тактика – ведения боевых действий тактическими формированиями.
В то же время надо отдать должное гибкости и оперативности американцев в реагировании на рост боевых возможностей Вооруженных Сил России. Ведь и в мирное время органы управления стратегического звена соперничающих стран (генеральные штабы/КНШ, штабы видов ВС) ведут между собой невидимое для обывателя интеллектуальное противоборство.
То есть прежние подходы к ведению военных действий оказались непригодными. Американцы тут же напряглись и выпустили новую концепцию – многосферных операций сухопутных войск. Согласно ей теперь уже главная роль должна отводиться не ВВС и ВМС, а сухопутным войскам. Именно они врываются на территорию, где размещены средства ПВО и ВТО, сокрушают их и тем самым обеспечивают ВВС и ВМС возможность действовать на данном ТВД, а также создают условия для переброски и развертывания на ТВД главных сил.
Именно такой сценарий предусматривается для Калининградского особого района. Почему и возникает вопрос о дополнительном размещении сухопутных войск США в Польше и Прибалтике. Возможно, в перспективе вопрос встанет и об использовании территории Украины.
Контуры будущей войны
Опыт, полученный при проведении специальной операции в Сирии, проанализирован. Особую роль в этом сыграла военная наука. Ее представители часто находились на переднем крае боевых действий с террористами, работали в штабах группировок войск, в районах применения новых ВВТ. По итогам анализа в органах военного управления и войсках (силах) проведены научно-практические конференции, разработаны методические пособия. В боевую подготовку внедрены новые формы и способы боевых действий, применения новых ВВТ. Перестроена кадровая работа. Приоритет в продвижении по службе отдается офицерам с боевым опытом. Внесены изменения в программы военно-учебных заведений Минобороны. Этому способствовало то, что большая часть преподавателей прошла боевые стажировки.
И наконец, с учетом полученного опыта, тенденций развития вооруженной борьбы переработаны все боевые уставы и наставления. В них отражены современные взгляды на ведение высокоманевренных боевых действий. Сирийский опыт ввиду его специфичности не возведен в абсолют, но все ценное из него взято на вооружение. Таким образом, сегодня мы имеем современные, уверенные в себе армию и флот с опытным командным составом и обновленными руководящими документами.
Какой вид конфликта может быть нам навязан, какие очертания примет военная угроза? Четкого, однозначного ответа на этот вопрос нет. В любом случае необходимо исходить из того, что вероятный противник будет стремиться поставить наши войска в сложное положение, применить неожиданные для нас способы действий, навязать свою волю, захватить инициативу.
Генеральный штаб смотрит вперед, старается определить контуры будущей войны и выработать перспективные формы и способы действий в ней. И никакие новаторы и геймеры эту работу за него не сделают. Есть вещи, которые нельзя освоить, не получив практического опыта.
Хотя были в военной истории примеры, когда советы невоенных специалистов относительно ведения боевых действий принимались к руководству. Так, во время Второй мировой американцы и англичане привлекли группу экспертов. Те дали рекомендации следующего содержания. Чтобы снизить боеспособность вермахта, надо наносить массированные удары не по войскам, а по мирному населению. Это сильно деморализует гитлеровскую армию. И эти рекомендации были приняты бомбардировочной авиацией США и Великобритании к руководству и реализованы в форме ковровых бомбардировок немецких городов в тыловой зоне.
Вопросы военного строительства, подготовки армии и флота, оснащения их современным вооружением находятся под постоянным контролем Верховного главнокомандующего ВС РФ. Они регулярно обсуждаются на заседаниях Совета безопасности. Дважды в год под руководством президента России проходят совещания с руководством Минобороны и ОПК. На заседания приглашаются руководители ключевых предприятий, ведущие конструкторы. Такой формат встреч способствует повышению ответственности руководителей ОПК за оснащение армии современными ВВТ, позволяет не допускать диктата промышленности в навязывании армии и флоту неперспективных образцов вооружения. Данная площадка доказала свою эффективность настолько, что главы некоторых государств подумывают о введении у себя аналогичного формата встреч.
Завершая краткий анализ развития ВС РФ, можно отметить, что сегодня у России есть все основания гордиться своими Вооруженными Силами. Возвращаясь к выводам Владимира Денисова, отметим: их достоверность во многом зависит от объективности эксперта. В данном случае определенно прослеживается тенденциозный подход, учитывающий не всю информацию, а только ту ее часть, которая соответствует убеждениям автора статьи. То есть частное, субъективное мнение выдается за утверждение: «Именно так мыслят серьезные люди в погонах».
Общеизвестно, что трактовка одних и тех же событий может быть разной в зависимости от того, под каким углом зрения их наблюдают. Поэтому мы посчитали необходимым, не навязывая своего мнения, ознакомить читателя с важными для понимания фактами, которые не были приняты во внимание автором статьи.