Что такое современная детская литература

9 важных тенденций в современной детской литературе

Что такое современная детская литература. Смотреть фото Что такое современная детская литература. Смотреть картинку Что такое современная детская литература. Картинка про Что такое современная детская литература. Фото Что такое современная детская литература

О чём написать книгу, чтобы она понравилась юным читателям? О том, что им понятно и что их окружает. То есть книга должна быть актуальной. Наш постоянный книжный блогер Анна Федулова выделила девять основных тенденций современной детской и семейной литературы.

Подвержена ли литература веяниям моды? Могут ли мировые тенденции оказывать влияние на приоритеты и выбор отдельно взятой страны? Готовы ли современные дети самостоятельно решать что такое хорошо и что такое плохо?

Да. Много раз да. Литература, и детская в частности, очень изменчива. Авторы и редакторы подстраиваются под тысячи жизненных факторов. Ведь их цель не просто выпустить абы какую книгу. Их цель — издать хорошую и читаемую книгу, которую будет приятно держать в руках и которая несёт в себе хотя бы частичку современных реалий.

Сегодня даже любимая классика требует обновлений. Это могут быть свежие иллюстрации, адаптированный пересказ или вновь созданные истории по мотивам прежних. Мы с не меньшим восторгом читаем продолжение сказок о муми-троллях, положительно смотрим на современную Алису Селезнёву и даже радуемся за героев Жюль Верна, которые как по волшебству вдруг оказались героями красочного, интригующего комикса.

В наших силах донести до детей, что мир, в котором мы живём, не статичен. Как бы это банально ни звучало: жизнь не стоит на месте, а наши сердца, как и прежде, требуют перемен. Мы просто обязаны реагировать на происходящее в мире. И мы не можем не замечать того, что наши дети намного смелее, умнее и добрее нас.

Какие же тенденции сейчас можно наблюдать в сфере книгопечатания? Какие темы наиболее востребованы и что имеет наибольший читательский отклик? Давайте разбираться вместе. Вот несколько наиболее очевидных вариантов:

1. Активное отцовство

Наконец-то люди поняли, что роль отца в жизни ребёнка не вторична и не менее почётна, чем роль матери. Во всём прогрессивном мире всё больше пап участвуют в воспитании детей, и им это чертовски нравится. Семья становится всё более равноправной и полноценной, что естественно не может не радовать. Книги про активных пап — это, однозначно, тема номер один!

2. Лидерство женщин

Детская литература, вслед за кинематографом и мультипликацией, верно и безоговорочно отдаёт женщинам всеобщую пальму первенства. Также, как и многие героини фильмов, девочки из книг теперь на законных основаниях правят миром. Они неустанно поглощают знания, осваивают новое, расследуют преступления, заботятся об окружающей среде, сражаются со злом и высоко ценят свою независимость. Разве может быть что-то прекраснее?!

Что такое современная детская литература. Смотреть фото Что такое современная детская литература. Смотреть картинку Что такое современная детская литература. Картинка про Что такое современная детская литература. Фото Что такое современная детская литература

От «розовых» энциклопедий принцесс до книг о феминизме

3. Экологическая проблема

Здесь не могу не вспомнить о Грете Тунберг и её экологических подвигах. Да-да, современным людям нужны современные герои. Равнение на Грету для многих ребят лишь в удовольствие. Все, издатели в том числе, понимают это и всё большее внимания уделяют теме экологии. В сегодняшнем книжном ассортименте появились и познавательные сказки для самых маленьких, и экологические фэнтези для ребят постарше, и биографические романы, и даже целые инструкции по предотвращению глобальной катастрофы. Как знать, быть может, нам всё же удастся спасти планету (мне, например, очень бы этого хотелось).

4. Секспросвет

Что такое современная детская литература. Смотреть фото Что такое современная детская литература. Смотреть картинку Что такое современная детская литература. Картинка про Что такое современная детская литература. Фото Что такое современная детская литература

5. Эмоциональный интеллект

Да-да, и здесь мы впереди планеты всей: учимся ставить большие и маленькие цели, достигать желаемого без ущерба для себя и своего здоровья, учимся вместе с детьми не скрывать свои страхи, гнев и радость. Сегодня в продаже огромное количество книг про эмоции, чувства и познание себя. От зарубежных до отечественных авторов. Для малышей, школьников и подростков. Остаётся только выбрать наиболее подходящие именно вам.

6. Прогрессивный нон-фикшн

Современный человек почти всемогущ: он исследует космос, спускается на океанское дно, взбирается на многокилометровые вершины и изменяет ДНК. Поэтому не удивительно, что среди наиболее популярных тем детского нон-фикшна оказались: бионика, генетика, цитология, эволюция, медицина, программирование, робототехника, биомоделирование и так далее. Очень похоже, что долгожданное светлое будущее вот-вот настанет!

7. Книжки-картинки

Это раньше мы считали, что стоимость книги прямо пропорциональна количеству написанных в ней слов. Говорят, что авторам даже доплачивали за содержательные тексты. Сегодня лонгриды не в почёте, поскольку современные люди предпочитают смотреть и фантазировать, всё больше задвигая в дальний угол беспрекословное подчинение и зубрёжку. Живущие в XXI веке могут найти на книжных полках магазинов и книжки-картинки для малышей, и графические истории для ребят постарше, и даже иллюстрированные книги без слов. Чудеса? Нет, осознанное родительство и качественная графика, не более.

Что такое современная детская литература. Смотреть фото Что такое современная детская литература. Смотреть картинку Что такое современная детская литература. Картинка про Что такое современная детская литература. Фото Что такое современная детская литература

11 лучших виммельбухов для детей всех возрастов

8. Горизонтальные связи между поколениями

9. Комиксы и графические романы

Конечно же комиксы и графические романы не появились только сегодня. Им уже более ста лет. Просто сейчас этот вид искусства (а в этом уже никто не сомневается) вышел на новый уровень. Появились яркие исторические романы, рисованные сиквелы к знаменитым повестям, познавательные и обучающие комиксы, юмористические истории. Мы всё больше в них влюбляемся. Это не менее прекрасно, чем всё выше перечисленное. Ура!

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Иллюстрация: Shutterstock (oriol san julian)

Источник

Современная детская литература

Что такое современная детская литература. Смотреть фото Что такое современная детская литература. Смотреть картинку Что такое современная детская литература. Картинка про Что такое современная детская литература. Фото Что такое современная детская литература

Испокон веков воспитание ребенка считалось одним из наиболее важных призваний как женщин, так и мужчин. Огромную роль в воспитании играет чтение книг. Читая книгу, ребенок не только изучает грамматику и учится правильно и красиво строить предложения, но и получает базовые моральные основы для взаимодействия с окружающим миром.

Вспомните, в детстве книги были для вас настоящими друзьями, с которыми вы проводили время, сопереживали героям, радовались их успехам и вместе грустили. Несмотря на развитие технологий и современные возможности интернета, дети обязательно должны читать книги. Таким образом, у вас получится воспитать достойного человека, который будет не только хорошим семьянином, но и многосторонне развитой личностью.

Книги, которые живут веками, сказки и рассказы знакомые нам с детства должны обязательно присутствовать у вас дома, но при этом наряду с томиками Маршака и Чуковского не стоит пренебрегать и современной детской литературой.

Многие считают, что детские писатели-современники совершенно разучились писать. Уверим вас это не так! Современные детские книги насыщенны еще большей информацией для ребенка, авторам удается стереть границы между детством и взрослением, что позволяет малышу быстрее развиваться и адаптироваться в современном мире. Такие книги интересны как детям, так и взрослым. В качестве яркого примера бестселлер Джоан Роулинг о Гарри Поттере, который являясь, по сути, детской книгой, завоевал миллионы взрослых сердец по всему миру.

Современная детская литература интересна еще и тем, что многие книги подаются ребенку в том формате, который он видит ежедневно у монитора компьютера или же с экранов телевидения. В последние годы в России вслед за западными течениями появилось понятие интерактивной книги, которая «общается» с вашим малышом посредством визуальных и звуковых сигналов.

Выше уже было сказано, что современная детская литература насыщена информацией, которая одновременно может быть не только интересной, но и полезной. В детских книгах сегодня часто поднимаются обыденные жизненные проблемы, разочарование, своеобразно трактуется горе. Читая такие книги, ребенок «с пеленок» начинает адаптироваться к реалиям, ждущим его в процессе взросления. Например, книга «Вафельное сердце», созданная норвежскими авторами, повествует о мальчике и его дедушке, потерявшем хорошую знакомую. Феномен сочувствия и понимания главным героем боли своего деда, поражает не только малышей, но и взрослых. Понимание через призму детского воображения смерти, горя, боли позволяет ребенку в будущем более спокойно относиться к этим проблемам.

Основной проблемой нынешних родителей является непонимание важности привлечения ребенка к чтению книг, проще усадить его за экран компьютера или планшета. Но и в данной ситуации есть выход! Создатели современной детской литературы, пользуясь любовью детей к компьютерным играм, выпускают книги по их мотивам, привлекая таким образом детей к чтению. Не пугайтесь, киборгов и зомби вы тут не увидите, а вот полезные и нужные знания ваш ребенок получит. Примером такой книги на российском рынке является «Конец света» Наталии Евдокимовой или серия книг по мотивам игры Ангри Бёрдз.

Не стоит забывать и о том, что малышам, книги нужны как никому более. По ним они учатся писать, развивают мышление и воображение. При этом вам не нужно выискивать специальные программы и тренинги, достаточно приобрести ребенку книгу. Например, для обучения чтению многие критики сегодня рекомендуют серию книг молодого блогера и по совместительству мамы Юлии Луговской «Серия про Пипа» или же веселые рассказы «Капитаны детского сада» от не менее талантливой Анны Анисимовой.

В общем, современная детская литература – есть, и активно развивается. Старайтесь прививать ребенку любовь к чтению с самого детства. Используйте издания разных периодов и не забывайте напоминать своим детям, что чтение – это не «рутинное занятие», а ключ к новым мирам, впечатлениям, чувствам. При этом не стоит создавать из книг культа, желательно чтобы ребенок сам осознал нужность и важность чтения.

Источник

Смерть, телесность и гендер вместо «Денискиных рассказов»: что происходит с детской литературой сегодня

Сколько бы ни жаловались взрослые на то, что нынешнее поколение не читает, цифры говорят об обратном: продажи детских книг в последние годы стабильно растут. Другой вопрос, какими стали сегодня книжки для детей и о чем в них пишут — несложно заметить, что они отличаются от тех, на которых росли советские школьники. «Нож» решил выяснить, что сейчас происходит на этом рынке: каковы основные тенденции, как меняются тематика и жанры и многие ли родители спешат предложить своим чадам почитать что-нибудь интересное о смерти, телесности и гендере. Мы расспросили обо всем этом сотрудников детских издательств и книжных магазинов.

Как изменилась современная детская литература? Чем она отличается от той, что читали в советском детстве?

Мария Орлова, PR-директор издательства «Самокат»:

— В первую очередь, изменилась интонация авторов и темы, на которые они говорят с детьми. В России традиционно считалось, что детская литература — это сказки и назидательные истории, и во многом эти ожидания сохраняются до сих пор.

Реалистичные повести, где нет отчетливого воспитательного элемента и которые говорят с детьми о смерти, разводе, взрослении, телесности, сексе, конфликтах, войне и фашизме, по-прежнему табуированы, и родители их не принимают.

Такие книги часто называют «новой детской литературой» — с негативным оттенком. А между тем в мире всё это главная задача и призвание детской литературы вот уже несколько десятилетий.

Коренным образом детская литература поменялась после Второй мировой войны — в первую очередь благодаря Туве Янссон, Астрид Линдгрен и Роальду Далю. Из нее исчез назидательный тон и поучительные истории о том, что плохие детишки попадают в ад. Стали выходить книги, где ребенок — главное действующее лицо и все события читатель видит его глазами. Появилось понимание, что ребенок не маленький взрослый, но это не значит, что ему что-то недоступно и с ним нельзя говорить о серьезных вещах.

То, что мы уже несколько десятилетий видим в мировой детской литературе, — это разговор с детьми на равных, с уважительной интонацией. В России эту тенденцию начали переводные тексты, и сейчас русские авторы тоже этому учатся: не заигрывать с ребенком, не сюсюкать, не придумывать для него специальных ути-пути-словечек и сюси-пуси-персонажей. Чем дальше, тем больше становится детских книг на актуальные темы — от экологии до этнического разнообразия.

Екатерина Дмитриева, контент-менеджер издательства «Белая ворона» (Albus Corvus):

— Детская литература стала свободнее, и это «раскрепощение» ощущается всё больше с каждым годом. Раньше в ней было много героики и морализаторства, а проблемы, волнующие детей и подростков, замалчивались.

Сейчас темы, о которых не принято было говорить, активно и открыто обсуждаются: травля, депрессия, гомосексуальность, феминизм, сексуальное просвещение, экологические проблемы.

Что такое современная детская литература. Смотреть фото Что такое современная детская литература. Смотреть картинку Что такое современная детская литература. Картинка про Что такое современная детская литература. Фото Что такое современная детская литература

Развивается детский нон-фикшн: теория эволюции, генетика, медицина.

Елена Измайлова, главный редактор издательства Clever:

— Если говорить о художественной литературе, дети продолжают любить приключения и волшебство, это неизменно. Но произошел большой тектонический сдвиг: впервые за всю историю литературы появилось такое количество персонажей-девочек. Гендерный баланс, размывание социальных ролей, принятие отличий других людей, индивидуальность — то, что раньше было на обочине, стало мейнстримом. Сейчас даже странно вспоминать, что двадцать лет назад Джоан Роулинг вынуждена была сократить свое имя на обложке до инициала, потому что авторов-женщин не воспринимали всерьез.

Дарина Якунина, издатель («Поляндрия»):

— Однозначно прибавилось книг, затрагивающих сложные темы из реальной жизни: одиночество, развод родителей, болезни, потеря близкого. Даже книжки-картинки, ориентированные в основном на дошкольников, могут поднимать такие темы, просто они говорят о них понятным и вместе с тем очень метафоричным, образным языком.

Что такое современная детская литература. Смотреть фото Что такое современная детская литература. Смотреть картинку Что такое современная детская литература. Картинка про Что такое современная детская литература. Фото Что такое современная детская литература

В книгах для подростков часто поднимается тема школьной травли, они говорят о сложностях с принятием себя и налаживанием отношений с окружающими. Эти тексты более прямолинейны, чем книги для малышей, они называют вещи своими именами, но смысл остается неизменным: читая о переживаниях героя, понимаешь, что ты не один, видишь разные примеры взаимоотношений и жизненных ситуаций.

Что такое современная детская литература. Смотреть фото Что такое современная детская литература. Смотреть картинку Что такое современная детская литература. Картинка про Что такое современная детская литература. Фото Что такое современная детская литература

В целом можно сказать, что в детской книге появилось гораздо больше психологизма, больше внимания уделено переживаниям и чувствам.

Мария Зимина, основательница и директор книжного магазина «Чудетство»:

— Очень важно, что становится всё меньше табуированных тем. Современная детская литература обращена к современным детям и пишет о проблемах, которые их волнуют. О таких же детях, как они, чувствующих то же, что они.

Меняется и структура текста: в нем становится больше событий и душевных переживаний героев, самоанализа и психологического анализа происходящего. В современной литературе меньше длинных описаний. Раньше их часто использовали для того, чтобы читатель мог представить себе другие страны, пейзаж или устройство кораблей. Сейчас дети имеют возможность погуглить, у них обширная визуальная память. Им не так нужны длинные описания, важнее динамика книги.

Виталий Зюсько, издатель («КомпасГид»):

— Важное отличие современного читателя — объем его визуального опыта. Книге сегодня приходится конкурировать и с кино, и с реалити-шоу, и с непрерывным потоком постов в соцсетях.

Поэтому современный писатель, берущийся за приключения, уже не может описывать десять страниц подряд, как главный герой пробирается через джунгли. Это уже не так захватывает, ведь мы можем посмотреть, как выглядят джунгли, на ютубе.

Особенно ярко это заметно в жанрах фэнтези, фантастики и антиутопий. Здесь без динамичного сюжета писателю просто не справиться. Непродуманный сюжет и отсутствие интриги будут выглядеть как спецэффекты из 1980-х. Сегодня они не выдерживают никакой критики.

Появились ли в детской литературе новые жанры, форматы, направления?

Дарья Чилякова, куратор детского отдела магазина «Подписные издания»:

— Одно из самых важных изменений, произошедших в литературе, — стремительное развитие жанра янг-адалт (young adult). Это книги для и про 16–20-летних — строго говоря, уже не совсем детские, но поскольку в них обычно идет речь о становлении личности, их всё же причисляют к детской литературе.

За последний год многие издатели вдруг обзавелись янг-адалт-направлением:

Этот жанр, конечно, существовал и раньше, но теперь он пришел в массы.

Виталий Зюсько, издатель («КомпасГид»):

— В последние годы выкристаллизовался жанр подростковой литературы, которой в советское время фактически не было. Поколение тех, кому сейчас 30–40, в детстве читало всё подряд, в основном классику, не разделяя литературу на взрослую и подростковую (вряд ли Дюма или Купера можно назвать писателями для школьников). Конечно, были и отдельные примеры чисто подросткового текста, но самостоятельного жанра не было. Сейчас он появился.

Екатерина Дмитриева, контент-менеджер издательства «Белая ворона»:

— Наконец уходит предвзятое отношение к комиксу как к чему-то несерьезному и поверхностному. Помните, как Мединский назвал комиксы жевательной резинкой, ориентированной на детей, не умеющих читать, и как восстал весь интернет? В соцсетях прошел масштабный флешмоб, вышло огромное количество статей в СМИ. Это говорит о том, что мы сделали большой шаг вперед и стали понимать: рисованные истории могут говорить на важные, серьезные исторические темы.

У «Белой вороны» есть комикс о холокосте «Когда я вернусь» Йессики Баб Бунде и Петера Бергтинга, графические романы о травле и взрослении «Джейн, Лиса и я» и «Луи среди призраков» Фанни Бритт и Изабель Арсено.

А главным хитом 2019 года стал остросоциальный рэп-комикс «Соня из 7 Буээ» Алексея Олейникова и Тимофея Яржомбека о школе, буллинге и осознании, что «я не такой».

Что такое современная детская литература. Смотреть фото Что такое современная детская литература. Смотреть картинку Что такое современная детская литература. Картинка про Что такое современная детская литература. Фото Что такое современная детская литература

Дарья Чилякова, куратор детского отдела магазина «Подписные издания»:

— Мы постепенно начинаем приходить к тому, что «комиксы» не значит «глупость». К сожалению, и сегодня далеко не все родители готовы оценить прелесть «Дневника Вишенки», «Ариоля» и зарисовок Тома Голда. Предубеждения мешают им купить восьмилетке книгу, где картинок больше, чем слов. «За что мы платим пятьсот рублей? Он должен читать!» А почему должен? Может, он хочет программировать, или снимать клипы, или уже посмотрел серию лекций Аси Казанцевой в свои десять.

Еще появилось целое направление детских книг в духе «Как стать блогером» или «Твои финансы». Очень интересно наблюдать, как в детской литературе резонирует время.

Полностью изменился формат детских энциклопедий. Сейчас почти никто не выпускает громадины вроде «Всё обо всем», охватывающие множество тем. Теперь одна книга посвящена одной теме, зато их невероятное множество: биомиметика, оптика, ракетостроение, сон животных, дома животных, вымершие или будущие виды, микробы, мода наших бабушек, точные науки в комиксах и прочее.

Дарина Якунина, издатель («Поляндрия»):

— Появилось много новых форм, например книжки-картинки с законченной короткой историей, когда текста на странице всего несколько строк, или виммельбухи — книги большого формата вообще без единого слова, где весь сюжет рассказывается в рисунках.

Что такое современная детская литература. Смотреть фото Что такое современная детская литература. Смотреть картинку Что такое современная детская литература. Картинка про Что такое современная детская литература. Фото Что такое современная детская литература

Елена Измайлова, главный редактор издательства Clever:

— Темы остаются, но форматы подачи материала меняются, становятся всё более игровыми. Ребенку всё так же нужно учиться читать, писать, считать, общаться с людьми, знакомиться с окружающим миром. Востребованы те авторы, которые умеют облечь это в интересную современному ребенку форму.

На самом деле даже популярная сегодня тема эмоционального интеллекта — это ведь не новое изобретение. Людям всегда надо было учиться взаимодействию друг с другом.

Например, в прошлом году у нас выстрелила серия «Хорошие манеры» Елены Ульевой, в которой автор помогает ребенку понять свои эмоции с помощью простых сказок.

Еще один хит, первый тираж которого был продан за месяц, — это «Звезда соцсетей. Как стать крутым блогером» журналисток Нины Зверевой и Светланы Иконниковой. Казалось бы, книга о профессии, возникшей только в последнем десятилетии, но на самом деле это пособие, которое учит искусству самопрезентации, общения с людьми, умению добиваться результата.

Что такое современная детская литература. Смотреть фото Что такое современная детская литература. Смотреть картинку Что такое современная детская литература. Картинка про Что такое современная детская литература. Фото Что такое современная детская литература

Как меняется визуальный облик детских книг?

Оксана Фесенко, главный редактор издательства «Махаон»:

— Полиграфическое исполнение книг очень изменилось. Открылись более широкие технические возможности, появилось много интересных современных художников, поэтому книги стали красочнее. Если в нашем детстве было больше черно-белых книг, цветная была редкостью, то сейчас больше цветных изданий. Покупатели теперь обращают внимание не только на авторов, но и на художников, работавших над книгой, у них есть любимые иллюстраторы.

Что такое современная детская литература. Смотреть фото Что такое современная детская литература. Смотреть картинку Что такое современная детская литература. Картинка про Что такое современная детская литература. Фото Что такое современная детская литература

Мария Орлова, PR-директор издательства «Самокат»:

— Если раньше мы считали, что детская книжка должна быть богато иллюстрирована, то сейчас это совершенно не обязательно. Очень многие детские книги, если они для читателей старше 7–8 лет, выходят вообще без иллюстраций. Детская книжка не обязательно должна быть перегружена яркими цветами и интерактивными элементами: главное в ней все-таки текст и навык писателя.

С другой стороны, активно развиваются комиксы и книжки-картинки, визуальная культура становится всё ярче. И если раньше книжки-картинки с минимумом текста рисовали только для маленьких детей, то сейчас их выпускают и для читателей постарше. Российские родители такие книжки, правда, пока не очень принимают: у нас любят платить за объем текста.

Какие книги больше покупают и издают — новых или «классических» авторов?

Мария Орлова, PR-директор издательства «Самокат»:

— По статистике, в России больше покупают классическую детскую литературу: она хорошо знакома родителям, ее выбирают на автомате. По данным Российской книжной палаты, на первом месте в списке самых издаваемых детских авторов за 2019 год по-прежнему Чуковский с тиражами почти в 1,5 млн, в первой десятке — всё те же Маршак и Барто. При этом средний тираж новой детской книжки — 3000 экземпляров. Бывает, конечно, и больше, но то, что в 150-миллионной стране книга считается успешной при тираже в 20 тысяч экземпляров, — это смехотворно.

Главная причина такого разрыва в том, что советские книжки есть во всех списках литературы, о них знают все родители. А о новых книгах мало кто знает, несмотря на расцвет блогов и других родительских ресурсов.

Главная проблема новой детской литературы — отсутствие информации о ней.

В России издатели вынуждены сами искать аудиторию, тогда как на Западе от них требуется только издать книгу — дальше ее уже подхватят обозреватели и пресса. The Guardian каждую неделю публикует большую подборку интересных детских книг. А в России нет ни одной национальной газеты, которая регулярно писала бы о новинках детской литературы.

Дарья Чилякова, куратор детского отдела магазина «Подписные издания»:

— Многие уверены, что вся хорошая детская литература осталась в СССР, но это неправда. Хотя тут виноваты скорее издатели: гораздо надежнее с точки зрения прибыли напечатать что-то давно знакомое. Или купить права на книгу, которая уже завоевала читателей из других стран. Тем более что зачастую права на печать иностранных книг могут быть даже дешевле, чем издание новой книги с самого начала — текст, иллюстрации, верстка и прочее. А еще ведь неизвестно, будет ли она продаваться.

Оксана Фесенко, главный редактор издательства «Махаон»:

— По опыту нашего издательства, современные книги для детей и книги нашего детства — это практически одна и та же литература. Тех авторов, которых мы читали в детстве, таких как Астрид Линдгрен и русскую классику, мы сейчас покупаем и своим детям, а бабушки и дедушки — внукам, поэтому состав детской литературы сильно не меняется. Современные авторы, безусловно, есть и появляются, но доля их книг не так велика.

Дарина Якунина, издатель («Поляндрия»):

— То, что читают современные дети, во многом зависит от того, что выбирают и покупают их родители. Разумеется, часть взрослых предпочитают безопасную, проверенную временем классику. Но, к счастью, сейчас появляется всё больше открытых родителей, которые прежде всего внимательны к своим детям, а также прислушиваются к рекомендациям профессионалов — издателей, критиков, библиотекарей. Благодаря этому круг чтения расширяется, там появляются новые имена.

Екатерина Дмитриева, контент-менеджер издательства «Белая ворона»:

— Если смотреть на цифры продаж по стране, то, конечно, классику берут больше. Родители стремятся купить то, что сами читали в детстве. Но часто эти книги современные дети воспринимают плохо, потому что многие реалии непонятны, темп жизни другой. Книги Астрид Линдгрен — исключение, они актуальны до сих пор. В «Белой вороне» выходила переписка Линдгрен и Сары Швардт «Ваши письма я храню под матрасом», речь-манифест «Нет насилию!», и этой зимой мы выпустили сборник ее пьес, которые до этого в России не издавались.

Но благодаря детским издательствам в России появилась качественная зарубежная литература, а уже на ней выросло новое поколение отечественных авторов, которые пишут о близких нам реалиях.

Что такое современная детская литература. Смотреть фото Что такое современная детская литература. Смотреть картинку Что такое современная детская литература. Картинка про Что такое современная детская литература. Фото Что такое современная детская литература

Мария Зимина, основательница и директор книжного магазина «Чудетство»:

— У нас ассортимент в основном состоит из современной литературы. Школьникам у нас чаще покупают ее. Дошкольникам и малышам, конечно, берут и классику, но всё равно покупают больше современных книг.

Что сегодня происходит на рынке детской литературы? Спрос на детские книги растет или падает?

Мария Орлова, PR-директор издательства «Самокат»:

— Сейчас о рынке детской литературы говорить бесполезно: мы находимся в общей катастрофе с потенциальной рецессией. Но до этого он год от года рос относительно рынка книг для взрослых. Это был один из немногих сегментов книжного рынка, экономические показатели которого не падали.

Несмотря на всю низкомаржинальность и сложность работы с новыми книгами, маленькие детские издательства за последние годы сумели так раскачать интерес к ним, что большие стали перекупать у них права на современные детские книжки, хотя раньше занимались только масслитом и советской классикой. Это говорит о том, что рынок все-таки рос и покупатель наконец заинтересовался детской литературой. А вот что будет дальше, совершенно непонятно.

Всё больше стало появляться новых русских авторов и художников.

«Самокат» даже продает своих русских авторов на Запад, и наши книжки уже переведены на 17 языков — ситуация почти беспрецедентная для русского рынка.

Мария Зимина, основательница и директор книжного магазина «Чудетство»:

— Детская литература развивается очень активно. Книг, издательств, авторов становится больше. Уже почти нет незаполненных ниш в детской литературе, можно найти книгу практически на любую тему и возраст. Если 10 лет назад на слуху у читателей были в основном имена зарубежных современных авторов, сейчас публикуется всё больше русских писателей, они становятся популярными, даже культовыми. Культура детского книгоиздания повышается: если 15 лет назад наши издатели покупали права на книги за рубежом, то сейчас они сами всё чаще продают права в Европу.

Спрос на детские книги не падает, скорее, даже растет. Детские книги сложнее читать в электронном виде, в них важны иллюстрации, тактильность, интерактив. Мне кажется, потребность в бумажных книгах люди утратят еще очень нескоро.

Дарья Чилякова, куратор детского отдела магазина «Подписные издания»:

— Детские книги с каждым днем стоят всё дороже (бумага, стоимость печати и прав — всё это изначально в валюте), но в «Подписных» спрос на них не падает.

Рынок детской литературы растет, выходит и прекрасное, но и стыдного тоже очень много. Прекрасное обычно случается в маленьких независимых издательствах: «Самокат» или «Поляндрия», «Белая ворона», «Лес рук», «Розовый жираф», «Нигма». А стыдное — это когда издатели думают не о читателях, а только о прибыли, и выпускают книги, над которыми корректор как будто не работал вообще, с ужасающими картинками и написанными на коленке текстами.

Что такое современная детская литература. Смотреть фото Что такое современная детская литература. Смотреть картинку Что такое современная детская литература. Картинка про Что такое современная детская литература. Фото Что такое современная детская литература

А еще рынок очень сильно подмяли под себя «Лабиринт» и «Эксмо». «Лабиринт» действует хитро: «О, вы маленькое издательство? Вам, наверное, так непросто с дистрибуцией? Вы, может быть, хотите заниматься только изданием книг? Приходите к нам!» И маленькие издательства, конечно, идут, потому что это очень сложная, трудозатратная и зачастую неблагодарная работа — издавать то, что нравится, имея небольшие деньги и небольшой коллектив.

А потом эти книги выходят «эксклюзивно в „Лабиринте“»: это значит, что в обычный книжный магазин книга может попасть только через «Лабиринт». После двух наценок — онлайн- и офлайн-магазина — обычная книга, даже без картинок, может стоить под тысячу. И мы, конечно, не можем осуждать наших гостей, когда они приходят и говорят: «Ну что, какие хорошие новинки появились? О, на „Лабиринте“ закажу, спасибо!»

Дарина Якунина, издатель («Поляндрия»):

— Спрос на детские книги остается довольно высоким: отчасти потому, что детскую иллюстрированную книгу сложно представить в электронном виде. Ребенку нужно держать бумажную книгу в руках, это важно для совместного семейного чтения.

Появляются новые детские издательства со своим характером и узнаваемым лицом, выходит много качественных, с душой отобранных и изданных книг. Будем надеяться, всё будет происходить так и дальше.

Екатерина Дмитриева, контент-менеджер издательства «Белая ворона»:

— В целом рынок детской литературы растет, многие «взрослые» издательства открывают детские направления, появляются новые независимые издательства. Выросло новое поколение молодых родителей, которые понимают ценность книги, смотрят на мир шире, много путешествуют и хотят, чтобы дети всесторонне развивались. Они и составляют целевую аудиторию, которая покупает современные детские книги.

Елена Измайлова, главный редактор издательства Clever:

— Сейчас очень сложно говорить о том, как изменится спрос на детские книги и на книги в целом. Это связано и с изменениями в обществе, и с пандемией коронавируса, влияющей на весь мир. Мы находимся на пороге больших перемен.

И наконец: что читают современные дети? Какие авторы и книги популярны?

Оксана Фесенко, главный редактор издательства «Махаон»:

— У нас хорошо продаются «Гарри Поттер» Джоан Роулинг, Носов, Чуковский, Барто, Прокофьева, Ларри, Бианки, Волков, Линдгрен, Вестли.

Стабильно продаются серии, которые мы делаем по школьной программе. На спрос влияют рекомендации, которые дают учителя в школах, списки рекомендованного чтения.

Из современных авторов нужно упомянуть серию «Нина» Муни Витчер, серию «Дори-фантазерка» Эбби Ханлон, книги Кейт Ди Камилло. Хорошо покупают книги Энид Блайтон, хотя это скорее тоже книги нашего детства.

Дарья Чилякова, куратор детского отдела магазина «Подписные издания»:

— Ребята читают по большому счету всё то же самое — и «Гарри Поттера» (да, новое поколение уже не знает старого перевода и радуется новому), Филипа Пулмана, «Поллианну», «Пеппи Длинныйчулок» и Джеральда Даррелла.

Из новых хитов: для малышей — Нурдквист и Дональдсон, стихи Маши Рупасовой и книжки про Медведика, для детей постарше — Мария Парр, Юлия Кузнецова, Виктория Ледерман, книги Жвалевского и Пастернак, «Космические приключения» Стивена и Люси Хокингов, Нина Дашевская и Ася Кравченко, Мари-Од Мюрай, Мария Грипе.

Виталий Зюсько, издатель («КомпасГид»):

— Читают достаточно много и классики (по неумолимой программе), и новинок рынка. Есть и среди современных писателей по-настоящему популярные. Из авторов, публикующихся в «КомпасГиде», это Кристель Дабо, Франсуа Плас, Гийом Прево, Малика Ферджух, Анна Зенькова, Ольга Громова, Тамара Михеева, Евгений Рудашевский, Юлия Кузнецова и Виктория Ледерман.

Дарина Якунина, издатель («Поляндрия»):

— Среди наших книг неизменной популярностью пользуются прекрасно иллюстрированные книжки-картинки — например, нежная история о родительской любви «Что бы ни случилось» Деби Глиори или остросюжетные приключения мышат в книгах Торбена Кульманна «Армстронг» и «Линдберг».

Что такое современная детская литература. Смотреть фото Что такое современная детская литература. Смотреть картинку Что такое современная детская литература. Картинка про Что такое современная детская литература. Фото Что такое современная детская литература

Нас как издателей радует, когда большим успехом начинают пользоваться книги менее очевидного формата. Например, «Мама» Элен Дельфорж и Квентина Гребана — книга, состоящая из зарисовок о мамах разных эпох и континентов, с непохожими судьбами и переживаниями. В книге нет единого сюжета и динамичного повествования, это скорее поэтичный гимн материнской любви, но читатели так полюбили эту книгу, что мы уже несколько раз допечатывали новые тиражи.

Мария Зимина, основательница и директор книжного магазина «Чудетство»:

— У нас популярны Андрей Усачев, Михаил Яснов, Свен Нурдквист, Ульф Старк, Анна Старобинец, Нина Дашевская, Энн Файн.

Мария Орлова, PR-директор издательства «Самокат»:

— Нина Дашевская, Ася Кравченко, Аня Десницкая с Сашей Литвиной, Эдуард Веркин, Шамиль Идиатуллин — все эти и другие отличные авторы явно достойны большего признания, чем у них есть сейчас. И большего, чем советские тексты, реальность которых уже совершенно не близка современному ребенку. В конце концов, надо дать детям право иметь собственное детство и собственные книги, отображающие жизнь вокруг них.

Три самых продаваемых детских книги

«Самокат»

— «Вафельное сердце» Марии Парр. Лене и Трилле 9–10 лет, они живут на берегу норвежского фьорда и постоянно попадают в разные смешные ситуации и учатся лучше понимать других и себя.

— «История старой квартиры» Ани Десницкой и Александры Литвиной — смесь фикшн и нон-фикшн. Герои — дети и взрослые из разных десятилетий XX века и их вещи. Это обобщенные образы, но основаны они на реальных прототипах.

— «Я не тормоз» Нины Дашевской. Герой — современный московский подросток Игнат 13 лет, который носится по городу на самокате, помогает маме, забирает из детского сада младшего брата, не любит останавливаться и читать стихи, но начинает понемногу сам понимать себя и определяться с тем, что для него важно и каким человеком он хочет быть.

«КомпасГид»

«Поляндрия»

— «Что бы ни случилось», автор и художник Деби Глиори — о безусловной родительской любви. Главные герои — семья лис, Малыш и Большой, но очевидно, что речь идет о ребенке и родителе, который любит малыша, «что бы ни случилось».

— «Линдберг», автор и художник Торбен Кульманн — захватывающая, кинематографично проиллюстрированная история о мышонке, который построил самолет и перелетел через Атлантику.

— «Мама», автор Элен Дельфорж, художник Квентин Гребан — 30 разных историй материнской любви, написанных в разных жанрах и необыкновенно лирично проиллюстрированных.

«Белая Ворона»

— «Веста-Линнея и мама-монстр» Туве Аппельгрен и Саллы Саволайнен — первая книга в серии «Веста-Линнея» (всего в цикле пять частей). Это истории про девочку и жизнь ее большой семьи, где исследуются отношения между родителем и ребенком и разные эмоции — злость, тоска, страх, обида.

— «Теплый свитер для лемура» — книжка-картинка Ульрики Кестере о дружбе, заботе и домашнем уюте. Герой — лемур-художник Отто, который хочет навестить друзей, живущих далеко на Севере, и нарисовать полярное сияние.

— «Беглецы» Ульфа Старка. Дедушка Готфрида оказывается в больнице и мечтает в последний раз побывать в домике на скалистых горах, где жил когда-то с бабушкой и был очень счастлив. Внук осуществляет эту мечту: они сбегают втайне ото всех, обманув родителей и медсестер. Это размышление о жизни и смерти, история о глубокой связи поколений, любви и внимании.

«Подписные издания»

— «История старой квартиры» Литвиной и Десницкой. На примере одной московской квартиры и ее жителей рассказана русская история ХХ века; в каждом десятилетии свой герой — ребенок, который рассказывает, как ему живется.

— «День числа ПИ» Нины Дашевской. Книга про двух мальчишек: Леве совсем не важно, что про него думают, он обладает цветным слухом, обожает математику и носит только кирпичные штаны, а Кирилл, хоть и любит музыку, но никому в школе не говорит, что играет на виолончели, — это ведь как-то не круто.

— «Что снится моржу» Бориса Заходера — необычная книжка с классическими стихами про зверей. Каждая страничка раскладывается гармошкой, показывая жизнь животного (а в случае с павлином — только его хвост).

«Чудетство»

— «Армстронг» Торбена Кульманна — про мышонка, отправившегося на Луну.

— «Умная собачка Соня» Андрея Усачева — про собачку, которая очень похожа на ребенка детсадовского возраста и задается теми же вопросами.

— «Вафельное сердце» Марии Парр — про мальчика и девочку, живущих в норвежском поселке на берегу моря, своего рода современная Астрид Линдгрен.

Clever

— «Невероятная история о гигантской груше». Книга знаменитого датского художника и писателя Якоба Мартина Стрида про друзей Митчо и Себастиана, которые однажды выловили в море бутылку с письмом и отправились на поиски таинственного острова.

— Серия книг о котенке Шмяке Роба Скоттона — невероятно трогательные, но поучительные истории о пушистом котенке, о его переживаниях и страхах.

— «Букварь. Учимся читать с 2–3 лет» Ольги Узоровой. Все задания рассчитаны именно на малышей — никаких сложных уроков, только игра!

«Махаон»

— «Гарри Поттер и философский камень» Дж. К. Роулинг — первый роман в серии книг про юного волшебника.

— «Ходячий замок» Дианы У. Джонс — про Софи, которая живет в сказочной стране, где ведьмы и русалки, семимильные сапоги и говорящие собаки — обычное дело. Книгу экранизировал Хаяо Миядзаки.

— «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» Астрид Линдгрен. Первая книга трилогии о Малыше и Карлсоне.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *