Что такое современная образовательная среда в школе
Что такое современная образовательная среда?
Светлана Лаврентьева
01 октября 2018 • 18:10
Современная образовательная среда может играть роль «третьего учителя» (после родителей и педагогов), позволяя значительно улучшать образовательные результаты. А развитие лучших практик в этом направлении возможно только при наличии большого количества участников в общей дискуссии.
Об этом говорится в исследовании, подготовленном корпорацией «Российский учебник» и Московским городским педагогическим университетом (МГПУ) при аналитической поддержке Всемирного банка. Исследователи поставили перед собой задачу определить понятие «современной образовательной среды» в международном и российском контексте, описать критерии ее оценки и зафиксировать лучшие практики, существующие в этой сфере.
Эксперты выделяют основные компоненты современной образовательной среды: физическое пространство, взаимодействие участников, цифровая среда и структура образовательной программы. Современная образовательная среда объединяет все элементы системы образования и позволяет комбинировать различные механизмы и инструменты процесса обучения. Таким образом, она становится «третьим учителем» после родителей и собственно педагогов.
Участники исследования дали различные определения понятию «современная образовательная среда», выделив среди критериев трансформируемость, полифункциональность, осмысленность, системность, доступность, открытость, мобильность и пр. А среди характеристик – архитектуру здания (не только для учебных помещений), предметно-пространственную организацию, цифровые технологии, оборудование, навигацию, методическую оснащенность, подготовку педагогов и социокультурные ресурсы района, города, страны, мира. Среди барьеров – нормативные положения, консерватизм и закрытость участников сообщества.
По словам вице-президента корпорации «Российский учебник» Максима Лозовского, необходимо обучать педагогов работать в новой среде, так как инфраструктура становится образовательной средой только при условии наличия субъектов образовательного процесса. Аналитик Всемирного банка Мария Устинова добавила, что, достигнув 15-летнего возраста, среднестатистический ученик из стран ОЭСР проводит 7,538 часов внутри школьных знаний; а подобного рода исследования необходимы для обеспечения долгосрочного эффекта от всех инвестиций в образование.
Презентация исследования состоялась в рамках международной конференции EDCrunch, которая проходит в Москве 1-2 октября.
Что такое современная образовательная среда?
Современная образовательная среда может играть роль «третьего учителя» (после родителей и педагогов), позволяя значительно улучшать образовательные результаты. А развитие практик в этом направлении возможно только при наличии большого количества участников в общей дискуссии.
Об этом говорится в исследовании, подготовленном корпорацией «Российский учебник» и Московским городским педагогическим университетом (МГПУ) при аналитической поддержке Всемирного банка. Презентация исследования состоялась в рамках международной конференции EDCrunch, которая проходила в Москве 1-2 октября.
Исследователи поставили перед собой задачу определить понятие «современной образовательной среды» в международном и российском контексте, описать критерии ее оценки и зафиксировать лучшие практики, существующие в этой сфере.
Эксперты выделяют основные компоненты современной образовательной среды:
Современная образовательная среда объединяет все элементы системы образования и позволяет комбинировать различные механизмы и инструменты процесса обучения. Таким образом, она становится «третьим учителем» после родителей и собственно педагогов.
Участники исследования дали различные определения понятию «современная образовательная среда», выделив среди критериев трансформируемость, полифункциональность, осмысленность, системность, доступность, открытость и мобильность. А среди характеристик — архитектуру здания (не только для учебных помещений), предметно-пространственную организацию, цифровые технологии, оборудование, навигацию, методическую оснащенность, подготовку педагогов и социокультурные ресурсы района, города, страны, мира. Среди барьеров — нормативные положения, консерватизм и закрытость участников сообщества.
По словам вице-президента корпорации «Российский учебник» Максима Лозовского, необходимо обучать педагогов работать в новой среде, так как инфраструктура становится образовательной средой только при условии наличия субъектов образовательного процесса. Аналитик Всемирного банка Мария Устинова добавила, что, достигнув 15-летнего возраста, среднестатистический ученик из стран ОЭСР проводит 7,538 часов внутри школьных знаний; а подобного рода исследования необходимы для обеспечения долгосрочного эффекта от всех инвестиций в образование.
Образовательная среда средней школы
Какие бы мы не взяли основополагающие государственные документы последних лет, касающиеся школы, или книги, статьи, выступления, комментирующие любые документы, исследования, мнения, представления о современной школе, ключевой в идеологии новой школы называют идею развития. Очевиден вывод о том, что альтернативы развитию нет.
Все сходятся на трёх важных постулатах:
– образование (школа) является важнейшим фактором развития личности;
– образование (школа) должно превратиться в действенный перспективный фактор развития российского общества;
– систему образования и школу необходимо постоянно развивать. ( Речь, разумеется, идёт об управляемых процессах).
Школа не может развиваться никаким иным путём, кроме как создавая или осваивая новую практику образования, т.е. в результате организованного в ней и управляемого инновационного процесса. Современная школа вынуждена меняться, обновляться по мере обновления общества, изменения социального заказа. В первую очередь эти изменения касаются образовательной среды.
Образовательная среда средней школы (ОССШк) – это совокупность условий, процессов, явлений, технологий в средней школе непосредственно воздействующих на обучение и воспитание школьника, всестороннее развитие его личности и социализацию в целом. Школьная среда формируется как искусственно под воздействием субъектов управления, так и в результате спонтанной самоорганизации. Это двуединый процесс, в котором невозможно разделить его составляющие (Рис. 1).
Школьное здание, учебное оборудование, учебная и методическая литература, информационные образовательные технологии – все это материально-технический компонент. На его примере хорошо видна важность образовательной среды для формирования установки на учебную деятельность. В настоящее время подросток испытывает на себе воздействие целого ряда факторов. Компьютерные информационные технологии, в том числе Интернет и компьютерные видеоигры успели повлиять на социализацию одного поколения. Подобная ситуация была описана социологом и этнографом М. Мид: “Сегодня во всех частях света, где все люди, объединены системой Интернет, у молодых людей возникла общность опыта, того опыта, которого никогда не было и не будет у старших. Этот разрыв между поколениями совершенно нов”. Преодолеть этот разрыв возможно, создавая в начальной школе технологическую среду, соответствующую требованиям XXI века.
Важной является проблема учебников. Содержание текстов, изучающихся на уроках и дома в качестве домашнего задания, приобретает особое значение в связи с тем, что объем книг, прочитанных школьником вне программы, в настоящее время сокращается. В настоящее время в структуре свободного времени ученика нашей гимназии значительное место занимает просмотр телевизионных программ, превосходя (к 7 классу) даже время прогулок с друзьями. В этой ситуации содержание учебных текстов становится фактором формирования установки на учебную деятельность.
Особое место занимает ситуация, при которой подросток бывает невосприимчив к вербальному воздействию, так как язык не является для ребенка родным. Такая проблема у нас тоже есть. Однако, при наличии устойчивой мотивации, данный фактор не действует длительное время, поскольку отроческий возраст отличает высокая восприимчивость к языку.
Возникает резонный вопрос: “Как определить степень комфортности образовательной среды?” Естественно, существуют традиционные методы, например индивидуальная беседа с учащимся, и мы не собираемся от них отказываться. В гимназии давно и с успехом применяется такой метод как цветонастроение. Все хорошо знают, насколько он эффективен, особенно в начальной школе. У этого метода есть, наверное, только один недостаток: отсутствие дифференцированного подхода. Ученику плохо, ему “не по себе”… Но что, явилось причиной дискомфорта? Ответить на этот вопрос может индивидуальная беседа, на которую не всегда есть время. К тому же результат индивидуальной беседы не представишь наглядно, графически для выступления учителя на родительском собрании, административном совещании и т. д. Таким образом, при всей их эффективности традиционные методы не позволяют организовать полноценный мониторинг образовательной среды.
Главным результатом работы администрации должно стать создание таких условий, которые помогают ребенку, ученику нашей гимназии, занять по отношению к учебе, к другим людям и к самому себе определенную ценностную позицию – автора, творца собственной жизни, субъекта позитивной образовательной активности. Правильно организованная окружающая среда способствует усилению желательного мотива учебной деятельности. Ее формирование является необходимым условием для развития и закрепления устойчивой социальной установки.
Таким образом, анализ результатов работы нашей Гимназии за последние несколько лет позволяет мне с большой степенью уверенности рекомендовать коллегам те методики изучения образовательной среды, которые позволяют добиваться успеха (Рис 4).
Список использованной литературы
Построение образовательной среды современной школы
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Дата публикации: 14.03.2014
Статья просмотрена: 16637 раз
Библиографическое описание:
Ковылева, Ю. Э. Построение образовательной среды современной школы / Ю. Э. Ковылева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 117-119. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5301/ (дата обращения: 25.12.2021).
В современном мире школа является организацией с определенно заданными задачами и функциями. Но при этом школы значительно отличаются одна от другой способами организации деятельности, средствами решения поставленных задач. Ни для кого не секрет, что для сегодняшних родителей выбор школы является трудной проблемой, и каждый старается подобрать для своего ребенка лучшую, на его взгляд, школу. Чем же объясняется, что в одну школу родители отдают детей с удовольствием, а в другую — нет? Конечно, в значительной степени выбор определяется образовательными результатами, которые показывают ученики школы и ее выпускники. Но это не единственный фактор, делающий школу привлекательной. На выбор школы влияют и такие факторы, как инновационные педагогические технологии, авторские программы, уровневое содержание образования, формы организации учебного процесса.
Образовательная среда школы в настоящее время может стать инструментом развития и воспитания при условии целенаправленного использования ее возможностей в работе с детьми. Влияние образовательной среды, во многом, обусловлено восприятием учащимися, их включенностью в процесс ее создания и совершенствования. Эффективность освоения этого пространства со стороны ребенка зависит от того, каким он его видит. Образовательная среда школы может стать средством развития потенциала личности ребенка только в том случае, если она будет пространством общности детей и взрослых — родителей, педагогов, наполненным реальными и значимыми вопросами, на которые необходимо найти ответы, если все субъекты функционирования пространства воспринимают среду как свою собственную территорию, за которую они несут ответственность.
В большинстве зарубежных исследований образовательная среда оценивается в терминах «эффективности школы» как социальной системы эмоционального климата, личностного благополучия, особенностей микрокультуры, качества воспитательно-образовательного процесса [1], [2]. При этом констатируется, что не существует заранее заданного сочетания показателей, которые бы определили «эффективную школу», поскольку каждая школа уникальна. С точки зрения американских исследователей, более значимым фактором школьной эффективности выступает организационный, обеспечивающий солидарность представлений учителей о своем профессиональном долге, их умение увязать личные педагогические философии как друг с другом, так и с учащимися, поддержку автономной инициативы учителей администрацией школы [3].
Наиболее теоретически проработанным в отечественной психологии является подход В. И. Слободчикова, который, с одной стороны, вписывает образовательную среду в механизмы развития ребенка, определяя тем самым ее целевое и функциональное назначение, а с другой выделяет ее истоки в предметности культуры общества [4; 181].
Хорошо организованная образовательная среда школы, таким образом, способствует достижению предметных, метапредметных и личностных результатов образования, но не гарантирует достижения личностных результатов образования. Cистемный подход к построению образовательной среды предполагает выделение его особенностей и рассмотрение их с позиций системообразующих связей, иерархических отношений, структурных характеристик. Под образовательной развивающей средой В. А. Ясвин понимает систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [6]. В структуре образовательной развивающей среды акцентируется ее значение, связанное с процессом формирования личности обучающегося по определенному образцу. Структура образовательной среды включает в себя, по Ясвину В. А., три базовых компонента:
— пространственно-предметный, т. е. пространственно-предметные условия и возможности осуществления обучения, воспитания и социализации обучающихся,
— социальный, т. е. пространство условий и возможностей, которое создается в межличностном взаимодействии между субъектами учебно-воспитательного процесса (обучающимися, педагогами, администрацией, родителями, психологами и др.),
— психодидактический, т. е. комплекс образовательных технологий (содержания и методов обучения и воспитания), построенных на тех или иных психологических и дидактических основаниях.
Для создания образовательной среды можно выделить следующие характеристики [6]:
— активность — служит показателем социально ориентированного созидательного потенциала и экспансии образовательно-воспитательной среды в среду обитания;
— доминантность характеризует значимость данной локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса;
— интенсивность показывает степень насыщенности среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления;
— когерентность (согласованность) — степень согласованности влияния на личность данной локальной среды с влияниями других факторов среды обитания;
— мобильность служит показателем способности среды к ограниченным эволюционным изменениям, в контексте взаимоотношений со средой обитания;
— обобщенность характеризует степень координации деятельности всех субъектов данной среды;
— осознаваемость — степень включенности в нее субъектов учебно-воспитательного процесса;
— устойчивость отражает стабильность среды во времени;
— широта показывает,какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в данную среду;
— эмоциональность отражает соотношение эмоционального и рационального компонентов в среде.
Отечественные исследования показывают, что далеко не всегда администрация и педагогический коллектив отдают себе отчет в том, на достижение каких целей реально направлены усилия их школы. Хотя деятельность всех педагогов может быть направлена на повышение качества образования, удовлетворение образовательных запросов детей, но нет общей стратегии и тактики, слаженности, взаимодействия и как следствие, не сформирована образовательная среда [5].
При построении образовательной среды, таким образом, необходимо планировать ряд действий (мероприятий) для достижения оптимального значения каждой из выделенных характеристик. организации взаимодействия различных субъектов воспитательного пространства как основы процесса интеграции, необходимого для его функционирования; создании условий для реализации ребенком, педагогом, родителями и другими участниками воспитательного пространства своей субъектной позиции.
Выделенные нами мероприятия представлены в таблице 1.
Мероприятия, направленные на достижение оптимального значения данной характеристики
— Обеспечение участия детей в конкурсах, смотрах различного уровня
— Организация семинаров, круглых столов, открытых уроков для педагогов района, округа
— Обеспечение участия педагогов школы в семинарах, круглых столах, конференциях различного уровня
— Информирование педагогов о возможности публикации своих методических разработок, материалов исследований
— Организация дней открытых дверей, открытых уроков, мастер-классов для родителей и общественности
— Организация школьных мероприятий, спектаклей с участием родителей
— Обеспечение стабильности основного состава педагогического коллектива за счет удовлетворения профессиональных запросов педагогов: расписание уроков, оснащенность кабинетов, повышение квалификации и т. п.
— Обеспечение образовательных запросов учащихся и родителей за счет организации факультативов, кружков различной направленности
— Усиление экскурсионной работы
— Обеспечение запросов учащихся и их родителей за счет внеклассной и внеурочной деятельности
— Установление и поддержание связей с ВУЗами (МГПУ, МПГУ, МАИ), ССУЗами (Педагогический колледж № 18)
— Установление связей с издательствами: («Просвещение», Express Publishing, Макмиллан, «Первое сентября» и др.)
— Установление и поддержание связей с организациями повышения квалификации: ФГАОУ АПК и ППРО, МИОО, ГБОУ Центр педагогического мастерства, Институт имени Гете и др.
— Организация и проведение межшкольных конференций защиты проектных работ учащихся
— Овладение педагогами школы современными образовательными технологиями, методами и приемами, направленными на личностно-ориентированное обучение
— Обеспечение библиотек школы современной учебно-методической и художественной литературой и доступа учащихся и педагогов к необходимым Интернет-ресурсам
— Повышение квалификации педагогов
— Вовлечение педагогов, учащихся и родителей в органы школьного самоуправления
— Вовлечение педагогов, учащихся и родителей в коллективные творческие дела
— Регулярное обновление информации на сайте школы
— Проведение мастер-классов для родителей
— Проведение традиционных школьных праздников с участием педагогов, учащихся, родителей
— Проведение родительских конференций
— Удовлетворение профессиональных запросов педагогов: расписание уроков, оснащенность кабинетов, повышение квалификации и т. п.
— Удовлетворение образовательных запросов учащихся их родителей
— Обеспечение индивидуального подхода к учащимся
— Организация и проведение программ международного и межрегионального обмена
— Организация и проведение городских, межрегиональных, международных экскурсий
— Посещение учащимися учреждений дополнительного образования, центров детского творчества
— Организация сотрудничества с клубом ЮНЕСКО, спортивными детско-юношескими организациями, психологическими центрами и др.
— Проведение психолого-педагогических консультаций для родителей на постоянной основе
— Внедрение программы по предупреждению профессионального выгорания средствами педагогической рефлексии
— Ведение психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
— Проведение индивидуальных и групповых тренингов для учащихся
Целенаправленное построение образовательной среды позволяетя избежать возможных неблагоприятных, критических или недопустимых ситуаций, вносить своевременные коррективы и создавать условия для реализации ребенком, педагогом, родителями и другими участниками воспитательного пространства своей субъектной позиции.
1. Reid K., Hopkins D. et al. Towards the effective school: The problems and solutions. Oxford, 1987.
2. Маклафлин К. Исследование системы педагогической помощи и поддержки в школах Англии и Уэльса // Новые ценности образования: забота — поддержка — консультирование. Вып. 6. Инноватор. М., 1996. С. 99–105.
3. Пилиповский В. Я. Эффективная школа: слагаемые успеха в зеркале американской педагогики // Педагогика. 1997. № 1. С. 104–111.
4. Слободчиков В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. ИнноваторBennet college. М., 1997. С. 177–184.
5. Улановская И. М., Поливанова Н. И., Ермакова И. В. Что такое образовательная среда школы и как ее выявить? // Вопросы психологии 1998. № 6. С. 12–14
6. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. — 365 с.
Похожие статьи
Педагогические условия создания образовательной среды.
образовательная среда, родитель, школа, среда обитания, учебно—воспитательный процесс, воспитательное пространство, локальная среда, образовательная развивающая среда, оптимальное значение.
Опыт создания развивающей образовательной среды.
образовательная среда, родитель, школа, среда обитания, учебно—воспитательный процесс, воспитательное пространство, локальная среда, образовательная развивающая среда, оптимальное значение.
К вопросу о структуре образовательной среды учебных.
Ключевые слова: образовательная среда, типология образовательной среды, функции образовательной среды, структура образовательной среды. Особое значение приобретает влияние образовательной среды в процессе подготовки педагогических кадров.
Деловая игра в воспитательном пространстве. | Молодой ученый
образовательная среда, родитель, школа, среда обитания, учебно—воспитательный процесс, воспитательное пространство, локальная среда, образовательная развивающая среда, оптимальное значение.
Проектирование современной информационной образовательной.
образовательная среда, родитель, школа, среда обитания, учебно—воспитательный процесс, воспитательное пространство, локальная среда, образовательная развивающая среда, оптимальное значение.
Роль образовательной среды школы в создании.
образовательная среда, родитель, школа, среда обитания, учебно—воспитательный процесс, воспитательное пространство, локальная среда, образовательная развивающая среда, оптимальное значение.
Психолого-педагогические аспекты проектирования инклюзивной.
образовательная среда, инклюзивная образовательная среда, образовательный процесс, среда, инклюзивное образование, родитель, ребенок, образовательное учреждение, совместное обучение, социальная среда.
Проектирование развивающей образовательной среды.
Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС.
Развивающая творческая среда и грамотное педагогическое руководство способны раскрыть во всей полноте творческий потенциал ребёнка.
Воспитательная среда по Л. С. Выготскому | Статья в журнале.
социальная среда, воспитательный процесс, собственная деятельность, ребенок, воспитание, педагог, образовательный процесс, Российская Федерация, коллективная деятельность, психическое развитие ребенка. Создание условий для развития нравственных.
Похожие статьи
Педагогические условия создания образовательной среды.
образовательная среда, родитель, школа, среда обитания, учебно—воспитательный процесс, воспитательное пространство, локальная среда, образовательная развивающая среда, оптимальное значение.
Опыт создания развивающей образовательной среды.
образовательная среда, родитель, школа, среда обитания, учебно—воспитательный процесс, воспитательное пространство, локальная среда, образовательная развивающая среда, оптимальное значение.
К вопросу о структуре образовательной среды учебных.
Ключевые слова: образовательная среда, типология образовательной среды, функции образовательной среды, структура образовательной среды. Особое значение приобретает влияние образовательной среды в процессе подготовки педагогических кадров.
Деловая игра в воспитательном пространстве. | Молодой ученый
образовательная среда, родитель, школа, среда обитания, учебно—воспитательный процесс, воспитательное пространство, локальная среда, образовательная развивающая среда, оптимальное значение.
Проектирование современной информационной образовательной.
образовательная среда, родитель, школа, среда обитания, учебно—воспитательный процесс, воспитательное пространство, локальная среда, образовательная развивающая среда, оптимальное значение.
Роль образовательной среды школы в создании.
образовательная среда, родитель, школа, среда обитания, учебно—воспитательный процесс, воспитательное пространство, локальная среда, образовательная развивающая среда, оптимальное значение.
Психолого-педагогические аспекты проектирования инклюзивной.
образовательная среда, инклюзивная образовательная среда, образовательный процесс, среда, инклюзивное образование, родитель, ребенок, образовательное учреждение, совместное обучение, социальная среда.
Проектирование развивающей образовательной среды.
Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС.
Развивающая творческая среда и грамотное педагогическое руководство способны раскрыть во всей полноте творческий потенциал ребёнка.
Воспитательная среда по Л. С. Выготскому | Статья в журнале.
социальная среда, воспитательный процесс, собственная деятельность, ребенок, воспитание, педагог, образовательный процесс, Российская Федерация, коллективная деятельность, психическое развитие ребенка. Создание условий для развития нравственных.