Что такое современная образовательная технология работы с одаренными детьми

Современные технологии способствующие развитию детской одаренности

Что такое современная образовательная технология работы с одаренными детьми. Смотреть фото Что такое современная образовательная технология работы с одаренными детьми. Смотреть картинку Что такое современная образовательная технология работы с одаренными детьми. Картинка про Что такое современная образовательная технология работы с одаренными детьми. Фото Что такое современная образовательная технология работы с одаренными детьми Ивлева Марина Валерьевна
Современные технологии способствующие развитию детской одаренности

Доклад на педагогический совет

«Детская одаренность. Современные технологии способствующие развитию детской одаренности»

Воспитатель: Ивлева М В

Новокузнецк, 2018 г.

Терминология «одарённый ребенок» включает такие понятия как творческая способность, талант, одарённость, гениальность. Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определённой деятельностью. Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одарённости в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определённой сфере.

Так же под термином «одарённость» понимается высокий уровень развития способностей, значительно отличающихся от среднего. Одарённый ребенок обычно выделяется яркими достижениями в том или ином виде деятельности, творчества. Одарённых детей отличают повышенная познавательная деятельность, а также готовность по собственной инициативе выходить за пределы требований взрослых. Ребёнок может часами заниматься любимым делом и не испытывать усталости. Его отличают поразительное упорство и трудолюбие.

Сегодня одаренными называют детей:

• с высоким уровнем творческих способностей;

• с интеллектом выше среднего;

• достигших успехов в определенных областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, танцоры);

• хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).

Психологи выделяют несколько видов одаренности:

• академическую (способность к обучению в широком смысле слова,

• интеллектуальную, творческую (умение мыслить оригинально, создавать новое,

• психомоторную (способность к спорту или прикладным видам искусства,

• художественную и лидерскую.

Неверно мнение, что одаренные люди способны ко всему… Обычно их талант проявляется больше, чем в одной области, но и не во всех сразу.

Степень одаренности:

Первая – сверходаренные дети, таких называют гениями. Это самая малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч.

Вторая – высокоодаренные, или талантливые, примерно 2-3 %.

Третья – собственно одаренные (15-25 %).

Остальные дети входят в пределы нормы (70 %).

Типы характеров одаренных детей:

1-й тип – подвижный, веселый, коммуникабельный, лидер, фантазер;

2-й тип – замкнутый, тихий, размышляющий, застенчивый, пугливый.

Одарённые дети в дополнительном образовании – это особенная тема для обсуждения и дискуссии. Проблема одарённых и талантливых детей постоянно озвучивается во всех средствах массовой информации. Это самая интересная и актуальная тема в современной педагогике и психологии. Ведь не секрет, что научно-технический прогресс страны во многом зависит от интеллектуального потенциала людей. Одарённые дети в дополнительном образовании – это те дети, которые превосходят своих сверстников по умственным возможностям и которые стремятся получить углубленное образование как можно быстрее, чтобы потом раньше включиться в творческую жизнь. Вообще, детство имеет самостоятельную высочайшую ценность. Главная проблема в отношении одарённых детей – это предвидеть заранее степень их успехов в будущем, чтобы уже теперь определиться с их умственной нагрузкой и определить виды дополнительных занятий, которые соответствуют их способностям. Одарённые дети в дополнительном образовании имеют возможность свободного выбора образовательной деятельности, специализации программ и времени их освоения. При этом вид их деятельности определяется индивидуальными наклонностями каждого одарённого ребёнка. Одарённые дети в дополнительном образовании ориентированы в своей деятельности на освоении опыта интересующей их работы. Проблема работы с одарёнными детьми актуальна и перспективна для всей системы дополнительного образования, поскольку одарённые дети в дополнительном образовании – это интеллектуальный потенциал и для развития самой системы дополнительного образования.

Дополнительное образование предоставляет каждому ребёнку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учётом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одарённых детей.

В дополнительном образовании можно использовать такой мощный ресурс развития одарённости, как единство и взаимодействие искусств, что в обычной школе затруднено предметным расчленением содержания образования.

Цель работы с одарёнными детьми: выявление одарённых детей; создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный момент может быть ещё не проявившейся, а также просто одарённых детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.

К технологиям развития одаренныхдетей принято относить:

Проективные технологии, разрабатываемые на основе концепции проективного образования (проективной педагогики): формирование проективных компетенций посредством интеграции метода проектов с информационными технологиями.

Рефлексивные технологии (способ самопознания и самооценки личности и профессионального роста).Реализуются посредством применения таких форм: тренинг делового общения, личностного роста, коммуникативных умений.

Коммуникативно-деловые технологии.Формы: виртуальные конференции, диалог, полилог, пресс-конференция, диспуты, дискуссии, направленные на развитие академических и научно-исследовательских компетенций, опыта творческой деятельности.

Проблемно-поисковые технологии.Формы: электронный семинар, проблемный видеопрактикум, Сократов диалог, кейс-методы, научный серпантин и др. ; способствуют развитию критического и творческого профессионального мышления, формируют навыки научно-практической, исследовательской деятельности.

Основные направления по созданию оптимальных условий для развития одарённых детей:

1. Создать систему выявления одарённых детей:

— системное наблюдение за детьми из класса в класс;

— выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований;

— системное диагностирование психологом.

2.Организация учебного процесса:

— использование современных образовательных технологий на занятии в объединениях;

— индивидуальные образовательные маршруты;

— включение детей в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск истины;

— работа с дополнительной литературой;

— обдумывание и размышление, высказывание своего мнения,

— смотры и конкурсы, фестивали;

— отчётные выставки творческих работ и концерты;

Формы работы с одарёнными детьми, которые можно применять для работы с одаренными детьми:

— групповые занятия с одарёнными обучающимися;

— индивидуальные занятия, консультации;

— участие в фестивалях;

— участие в городских, районных и областных мероприятиях;

— участие во всероссийских, городских интеллектуальных играх.

— информационные лектории с элементами практикума;

— творческие лаборатории родителей;

— привлечение родителей к совместной творческой деятельности;

— родительские педагогические тренинги;

Творческая личность характеризуется умением самостоятельно выбирать сферу деятельности и двигаться вперед. В учебном учреждении этому способствует продуманная методика обучения, предназначенная не только для передачи знаний, но и для выработки «умения мыслить».

В своей работе педагог может использовать следующие методы:

Метод вживания. Позволяет учащимся посредством образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.

Метод эвристических вопросов.Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.

Метод сравнения. Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с культурно – историческими аналогами, сформированными великими учеными, философами и т. д.

Метод путешествия в будущее. Эффективен в любой общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.

Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.

Метод придумывания. Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт в результате определенных творческих действий.

Метод «если бы…». Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.

«Мозговой штурм» (А. Ф. Осборн). Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.

Метод инверсии, или метод обращения. Способствует применению принципиально противоположной альтернативы решения. Например, объект исследуется с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри.

В заключении скажу словами В. А.Сухомлинского: «Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».

Исследовательская работа «Развитие детской одаренности средствами внеурочной деятельности» (Из опыта работы) РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В. Н. Бухальцева, учитель начальных классов, МБОУ Шарагайская.

Современные педагогические технологии Кадохова Марина Анатольевна МБДОУ д/с № 96 г. Владикавказ Кадохова Марина Анатольевна, воспитатель Современные педагогические технологии.

Презентация «Современные игровые технологии» «Современные игровые технологии в работе с детьми раннего возраста» «Модуль-игра» Слайд 1 Слайд 2 Понятие «Игровые педагогические технологии».

Современные образовательные технологии Консультация для воспитателей. Для достижения целей здоровьясберегающих образовательных технологий обучения применяются группы средств:.

Презентация «Современные образовательные технологии» Современная парадигма образования делает ставку на развитие функционально грамотной личности, способной использовать все постоянно приобретаемые.

Современные образовательные технологии в ДОУ Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям. В. Ф. Одоевский В настоящее.

Современные педагогические технологии в ДОУ Тема: «Современные педагогические технологии в дошкольном образовании» Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены.

Источник

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

На современном этапе развития общества неотъемлемой является потребность в гражданах, способных адекватно воспринимать изменения и эффективно внедрять инновации: в людях, которые отличаются нестандартным мышлением, привносят новое содержание в социальную, культурную, производственную жизнь, умеют ставить и решать перспективные задания в контексте проектирования будущего – то есть в неординарных творческих личностях. Таким образом, актуализируется проблема обеспечения личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения одарённых детей в новых социально-экономических условиях.

Особенностями развития одарённого ребёнка в контексте личностно-ориентированного подхода к обучению являются не только развитие интеллектуальных способностей, но и развитие личностных, коммуникативных, универсальных учебных действий, которые проявляются в становлении социального интеллекта, творческих способностей и рефлексии, умении вести за собой (лидерства), брать на себя ответственность. Одарённый ребёнок именно потому нуждается в повышенном внимании к себе, что отличается особенными чертами характера, особенностями мыслительной сферы и учебной деятельности.

Выделяют следующие виды одарённости:

одарённость в практической деятельности;

одарённость в познавательной деятельности;

одарённость в художественно-эстетической деятельности;

одарённость в коммуникативной деятельности;

одарённость в духовно-ценностной деятельности .

Начальная школа – фундамент образования. Очень важно именно в начальной школе выявить тех школьников, кто интересуется вопросами, лежащими за пределами школьной программы, имеют более высокие, по сравнению с большинством, интеллектуальные способности, творческие возможности и проявления, отличаются умением чётко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому применению знаний. Необходимо помочь им раскрыть способности в той или иной области знаний и сформировать учебно-познавательную компетентность.

В работе с одаренными детьми я руководствуюсь следующими принципами педагогической деятельности:

• принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

• принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

• принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

• принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

• принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества

В современной школе в условиях реализации ФГОС, для полного раскрытия таланта ребенка, педагог должен применять инновационные технологии, быть инициативным, творческим, ищущим человеком.

Работа с одарёнными детьми включает:

1) Использование современных образовательных технологий и методов:

технологии развивающего и проблемного обучения;

технология критического мышления;

информационно- коммуникативные технологии;

технология дифференцированного и индивидуального подхода к каждому ребёнку;

проектная и исследовательская деятельность учащихся;

2) Работа на уроке «консультантов» (мотивированные учащиеся в определённой образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в образовательном процессе);

3) Возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных и самостоятельных работ по разным предметам;

4)Предложение обучающимся индивидуальных домашних заданий повышенного уровня, творческого и поискового характера (приветствуется их собственная инициатива).

В работе с одаренными детьми я стараюсь использовать современные педагогические технологии, например, технологию развития критического мышления. Эта технология помогает мне во многом понять точку зрения учащегося и смотреть на вещи с его и со своей точек зрения. Она учит детей слушать и слышать, развивает речь, дает возможность общения, активизирует мыслительную деятельность учащихся, познавательный интерес, побуждает детей к действию. Обучающиеся, мыслящие критически, вовлеченные в активный процесс систематической работы, думающие о своих знаниях, способны утвердить и правильно осознать себя в окружающем мире.

У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию.

Одной из технологий воспитания мотивированных детей является проектная деятельность. Одаренные дети, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы и принимают участие в экспериментах, исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, «не потеряться», самоутвердиться, ощутить радость успеха.

Занимаясь проектной деятельностью, одаренные дети развивают самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные ситуации, школьники получают ценный опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед ними. Это требует от них самостоятельного использования ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных.

Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе.

Я использую групповые и индивидуальные проекты. Наиболее сложной, но интересной формой работы является групповой проект. Каждый в группе выполняет свою функцию: руководителя, исследователя, оформителя, корректора.

Проектная деятельность требует: развития навыков конспектирования, умения составлять тезисные планы, сравнения как одного из основных умений, а также анализа и обобщения, грамотного формирования групп и корректного руководства групповой деятельностью. Участвуя в проектах результат очевиден: дети требуют новых интегрированных проектов, новых задач, новых горизонтов. Проекты неизменно вызывают у учащихся заинтересованность, они выполняют их с особым желанием, в большой степени используя Интернет ресурсы, энциклопедии, словари и др. литературу.

Основной миссией учителя считается развитие личности ребёнка, то есть стремление к более полной самореализации личностного потенциала.

Принципиально значимым в организации учебно-воспитательного процесса с одарёнными учащимися является использование информационно-коммуникативных технологий на всех этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Посредством ИКТ учащиеся получают доступ к богатым информационным ресурсам и могут в режиме онлайн обсуждать проблемы с любым заинтересованным лицом. Такая работа способствует формированию стимула для поиска дополнительной информации, ознакомлению с различными точками зрения и самооценке результата информационного поиска. Это, в свою очередь, генерирует познавательную мотивацию учащихся и прямо влияет на качество их деятельности.

Работа с одаренными учащимися должна быть целенаправленной, управляемой, систематической; должна осуществляться целостно, охватывать все виды учебной и воспитательной деятельности.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что эффективность современных технологий обучения проявляется, прежде всего, в том, что у детей возрастает интерес к учению, возникает желание учиться новому с удовольствием, повышается уровень знаний. Они становятся более самостоятельными, происходят позитивные изменения в их личностном развитии, в мотивации обучения, направленности, самоопределения, повышается самооценка; учитель и ученики начинают сотрудничать, появляется общая заинтересованность в успехе дела. Важно, чтобы работа с одарёнными детьми оживляла и давала смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиске нового способа решения. Все это отражается на усвоении учебных программ – оно становится более успешным.

1. Н.Б. Шумякова, Н. И. Авдеева, Л. Е. Журавлева и др. Одаренный ребенок: особенности в обучении: пособие для учителя – М.; Просвещение, 2006.

2. Винокурова Н. К. Развиваем способности детей.- М: РОСМЭН- Пресс, 2004

3. Корбакова И. Н. Деятельностный метод обучения.- Волгоград: Учитель, 2007

Источник

Выступление на тему «Современные технологии при развитии детской одаренности»

Выбранный для просмотра документ Современные технологии в работе с одаренными детьми.docx

Современные технологии в работе с одаренными детьми

(материал для выступления на педагогическом совете)

Прежде всего постаралась разобраться в сути понятия детская одарённость, по поводу трактовки смысла которого в современной науке нет однозначного мнения. Педагогический словарь даёт такое толкование термина одарённость : это системное, развивающее в течение жизни человека качество, которое определяет возможность достижения им по сравнению с людьми более высоких результатов в различных видах деятельности.

Одаренный ребенок— это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. /6.С.67-68

Все дети от природы обладают творческим началом к развитию своих способностей. Если же способности ребёнка не находят полноценного развития, то виноваты в этом взрослые, которые либо не создали условий для развития его природных возможностей, либо загасили их догматическими методами обучения и воспитания. Поэтому нужно не столько измерять одарённость, сколько создавать соответствующую инновационную образовательную среду. Чтобы развить человека, необходимо рационально выбрать цели, содержание, методы, формы обучения. Кроме того, успех ребенка во многом зависит от того, какой педагог с ним работает.

На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться своеобразием.

В работе с одаренными детьми я руководствуюсь следующими принципами педагогической деятельности:

• принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

• принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

• принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

• принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

• принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.

В работе с одаренными детьми я стараюсь использовать современные педагогические технологии, например, технологию развития критического мышления. Эта технология помогает мне во многом понять точку зрения учащегося и смотреть на вещи с его и со своей точек зрения. Исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные.

Проектная деятельность – одна из технологий воспитания мотивированных детей. Одаренные дети, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы и принимают участие в экспериментах, исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, «не потеряться», самоутвердиться, ощутить радость успеха.

Занимаясь проектной деятельностью, одаренные дети развивают самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные ситуации, школьники получают ценный опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед ними. Это требует от них самостоятельного использования ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных.

Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе.

Одним из направлений деятельности школы по работе с одаренными детьми является внедрение ИКТ в учебную практику. Информационный потенциал нашей школы позволяет использовать информационные технологии разными способами.

Проведение медиа-уроков. Основой образовательной деятельности в школе является урок. Урок, отвечающий современным требованиям, не может обойтись без использования ИКТ, что приводит к новым формам работы учителей-предметников.

Компьютерная технология развивает идеи программированного обучения, открывает совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров. Использование компьютера в качестве эффективного средства обучения существенно расширяет возможности педагогических технологий: компьютерные энциклопедии, интерактивные курсы, всевозможные программы, виртуальные опыты и лабораторные работы позволяют повысить мотивацию учащихся. Преподавание географии, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения современных информационных технологий.

Возможности использования компьютера в преподавании широки:

— использование компьютера при подготовке и проведении уроков;
— использование электронных учебников;
— использование ресурсов сети Интернет;

Анализ собственного опыта работы позволяет сформулировать ряд преимуществ при использовании ИКТ на уроках:

Возможность более полного раскрытия творческого потенциала, как ученика, так и учителя.

Стимулирование более активной деятельности учащихся за счет возможности самостоятельного управления объектами на доске или видимой всему классу работе у компьютера, что позволяет сосредоточить внимание учащихся на доске.

Развитие положительной мотивации к изучению предмета за счет создания ярких образов и впечатлений, что способствует более полному и глубокому восприятию учебного материала.

Детей нужно знакомить с раннего возраста информационным и компьютерным технологиям, потому что наше будущее станет их настоящим, они с раннего возраста быстрее осваивают компьютер. Просто делать это нужно с трезвым взглядом на вещи: внимательно следить за тем, чтобы компьютер и Интернет не заменили реальную жизнь

Хочется сделать вывод: нужно помочь одаренному ребенку вовремя выявить свой талант, а не закопать его в землю. Для этого нужно на ранней стадии обучения выявить таких детей и помочь им в дальнейшем развить свою одаренность.

Немаловажную роль в этом играет реакция взрослых, умение учителя создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, стимулировать творческую деятельность одарённых детей, что я и пытаюсь сделать на своих уроках. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, но в то же время нужно помочь одаренному ребенку вовремя выявить свой талант, а не закопать его в землю. Для этого нужно на ранней стадии обучения выявить таких детей и помочь им в дальнейшем развить свою одаренность. В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

И напоследок, хочу привести высказывание Сократа: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».

Ежегодно в школе уже в течение 5 лет проводим школьную олимпиаду, в которой свои интеллектуальные возможности может показать любой ученик (ежегодно 40-50 участников).

На факультативных занятиях и являясь участниками конкурсов районного, городского, областного, всероссийского и международного уровней учащиеся прочно осваивают знания по предмету «английский язык», развивают свои творческие способности

Систематическая работа в данном направлении позволила добиваться нашей школе значительных результатов.

Таким образом, различные виды и формы образовательного процесса позволяют учащимся развивать познавательный интерес в атмосфере творческого поиска, демонстрировать мир своих интересов и увлечений, осуществлять презентацию наиболее значимых личностных достижений.

По мере взросления основным структурным компонентом одаренности и творческого развития талантливого ребенка становится проблемность.

В процессе обучения одаренных детей значимым является поиск наиболее эффективных форм занятий. Классно-урочная форма организации учебной деятельности может, как содействовать, так и препятствовать развитию интеллектуально-творческих способностей ребенка. При использовании традиционных методов обучения учителем, у одаренного ребенка нет возможности проявить, реализовать себя и, поэтому его одолевают монотонность, а иногда и отрешенность от всего происходящего на уроке.

Английский язык, в отличие от других учебных предметов, является средством коммуникации и познания инокультурного мира. Английский язык является уже не только учебной дисциплиной, но и становится средством расширения сотрудничества, достижения взаимопонимания и средством обогащения культуры личности, инструментом познания, приобщения и адаптации к новому социальному опыту. Он обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности. Основной упор в методике преподавания английского языка делается на развитие умений общаться, на формирование коммуникативной компетенции как основе познания мира, в котором мы живем. Этот метод ориентируется на личность школьника, позволяет учитывать сущность языка как главнейшее орудие мышления и деятельности человека, как средство становления личности и позволяет теснее связывать учебный процесс с иноязычной культурой и с жизненными запросами учащихся. Определив одаренных ребят, учитель должен заинтересовать их своим предметом, его значимостью на современном интегрированном развитии общества, научить их логически мыслить, обогатить их познания, словарный запас, занимать их творческими, проблемными заданиями, дать толчок творчеству и пробудить воображение, предпринимать все возможное для развития их одаренности.

Систему работы с одаренными детьми по английскому языку можно разделить на три части:

2) внеклассная работа: предметные олимпиады, предметные недели, спецкурсы, научно-исследовательская работа, консультации, творческие домашние задания;

3) система дополнительного образования – дистанционные олимпиады, дистанционные курсы, самостоятельная работа учащихся.

Реализация создания условий для развития личности в обучении иностранному языку происходит в основном, на учебных занятиях, где учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, уровень предметных знаний и уровень обученности в целом. Урок является основой для работы с одаренными детьми, но в данном случае он требует иной композиции, иного содержания и иной организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Существует четыре основных подхода в работе с одаренными детьми: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация. Инновационные уроки позволяют поддерживать и сохранять интерес к предмету, развитию познавательной деятельности учащихся, базируясь на фактах, явлениях, социокультурном компоненте исторического развития нации.

Дифференцированный подход означает определение количества, качества и последовательности упражнений, требующих выполнение различных по количеству и качеству ментальных операций. Самым ценным в данной точке зрения является то, что это происходит незримо для учащихся, то есть они работают все в одном ключе, к примеру, обсуждают прочитанный текст, жизненную ситуацию, необычный случай, поступок.

Разноуровневая технология предполагает незримое подразделение детей на одаренных, продвинутых и обычных. Большое внимание уделяется учебному сотрудничеству, коллективно-творческой деятельности, то есть в работе в команде или группе, когда каждая группа получает одинаковое задание (при этом оговаривается роль каждого ученика). Сильный ученик выполняет роль наставника: помогает понять прочитанное, грамматические структуры, лексику, исправляет ошибки в случае необходимости. Подобная организация деятельности позволяет каждому реализовать себя в меру своих возможностей и способностей; видеть и ощущать продукт собственной деятельности.

Одним из эффективных средств решения поставленной задачи является проектный метод как активный способ обучения одаренных детей. Важным компонентом при организации обучения проектным методам является социальное взаимодействие, поскольку межличностное общение, построенное по определенным принципам, позволяет видеть проблему, создать атмосферу творчества, комфортности, что способствует проявлению индивидуальности каждого ученика. Преимущества проектной деятельности в том, что она включает в себя интегрированную межкультурную работу; оказывает содействие социальному и культурному развитию; придает учебному процессу динамичность и привлекательность. Проекты развивают независимость, так как дети учатся не только иметь свое собственное мнение, но и принимать решения. Проект всесторонне развивает ребенка, обогащает его образовательный уровень, положительно влияет на эмоциональное развитие.

Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявления скрытых одаренностей и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой формирования такой системы является «погружение в культуру». Работая в малых группах, можно максимально реализовать дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, используя ИКТ. Это позволяет учесть различные потребности и возможности одаренных детей. Сфера использования ИКТ технологий очень разнообразна:

— извлечение необходимой языковой информации (знакомство с новыми лексическими и грамматическими явлениями английского языка;

— тренировка языковых и речевых навыков с целью формирования и развития языковой компетенции;

— знакомство с реалиями современной жизни англоязычных стран;

— участие в телекоммуникационных проектах;

— участие в он-лайн тестах и олимпиадах.

Таким образом, учитель как профессионал и как личность, является основным субъектом дидактического процесса, он должен иметь соответствующую теоретическую и практическую подготовку для работы с одаренными детьми; уметь распознать признаки одаренности; строить обучение в соответствии с результатами диагностирования. При обучении в сотрудничестве учитель тоже приобретает новую, очень важную роль – организатора и вдохновителя самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У него больше появляется возможностей дифференцировать процесс обучения, используя возможности межличностной коммуникации школьников в процессе совместной деятельности для совершенствования своих умений.

Важно отметить, что каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достичь максимально возможного уровня развития. Именно поэтому, учитывая особенности работы с одаренными детьми, мы сможем реализовать тот потенциал, который заложен в одаренном ребенке.

По моему мнению, создание системы деятельности по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию одаренности является одной из основных целей учителя-предметника в 9-11 классах. Чтобы достичь этой цели, необходимо реализовывать принцип личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, активизировать их интеллектуальные качества, а так же, создавать оптимальные условия для поддержки и развития одаренных детей.

На уроках английского языка создание условий для индивидуального, дифференцированного обучения имеет большое значение. Применение на уроках специальных компьютерных обучающих программ, расширяющих возможности реализации новых способов и форм самообучения и саморазвития, работа на образовательные сайтах, в том числе сайтах Великобритании, on-line тесты по лексике и грамматике в формате ЕГЭ – всё

это позволяет не только оптимизировать процесс обучения в общем, но и реализовать принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности.

Большое значение при работе с одаренными детьми приобретает внеурочная деятельность. В своей педагогической деятельности я выделяю следующие условия реализации программы во внеурочной деятельности:

— обеспечение участия одарённых детей в различных творческих инициативах разного уровня (школьный, районный, городской, областной, всероссийский, международный);

-применение во внеурочной деятельности Интернет-ресурсов, расширяющих возможности участия школьников во Всероссийских и международных проектах, фестивалях

Матюшкин А.М., Яковлева Е.Л. «Учитель для одаренных», М., 1991.

Бабаева Ю.Д., Лейтес Н.С., Марютина Т.М. и др. Психология одаренности детей и подростков: Учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений./ Под ред. Н.С. Лейтеса. — М.: Академия, 2000.

Рубцов В.В., Юркевич В.С. Вестник практической психологии образования №1/2011 Теория и практика работы с одаренными детьми №1(26) январь—март 2011

Одаренный ребенок: особенности в обучении: пособие для учителя /Н.Б. Шумякова, Н. И. Авдеева, Л. Е. Журавлева и др.;

под ред. Н.Б. Шумяковой– М.; Просвещение, 2006.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *