Что такое современные технологии в игре
Современные игровые развивающие технологии в ДОУ (из опыта работы)
Нина Голоденко
Современные игровые развивающие технологии в ДОУ (из опыта работы)
Современные игровые развивающие технологии в ДОУ отводят ребенку роль самостоятельного субьекта, взаимодействующего с окружающей средой.
Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности. Игровые технологии в ДОУ позволяют нам развивать самостоятельность, привести в движение внутренние процессы психических новообразований.
Используя игровые технологии в образовательном процессе, мы должны обладать доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка.
Игра полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.
Важной особенностью современных игровых технологий, которые мы используем в своей работе, является то, что игровыемоменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.
Игровые развивающие технологии, направленные на развитие восприятия заключаются в том, что мы организуем, к примеру, игровую ситуацию «Что катится?» и используем ее в образовательной деятельности по познанию для обучения и закрепления понятий «круг», «квадрат».
Игровые технологии, направленные на развитие внимания, осуществляют у дошкольников постепенный переход от внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточится на задании, даже если оно не очень интересно, но этому мы учим детей, снова используя игровые приемы.Например: в образовательной деятельности по познавательному развитию мы используем игровую ситуацию «Найди такой же», «Найди ошибку».
Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. Мы используем специально разработанные игры, такие как «Магазин», «Запомни узор», «Нарисуй как было» и др.
С помощью игровых технологий мы развиваем творческие способности детей, творческое мышление и воображение. Использование игровых приемов и методов нестандартных, проблемных ситуаций формирует гибкое, оригинальное мышление у детей.Например: на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых историй, сказок) воспитанники получают опыт, который позволяет им затем играть в игры – придумки, игры – фантазирования.
Говоря о современных игровых технологиях, следует особенно отметить технологию развивающих игр Никитина Б. П. состоящую из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходит из общей идеи и обладают характерными особенностями. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т. д. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр и напрямую связаны с интеллектом.
Используя технологии развивающих игр Никитина нам удается соединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей. В игре мы решаем сразу несколько проблем связанных с развитиемтворческих способностей: задания-ступеньки всегда создают условия опережающего развития способностей, занимаясь самостоятельно до своего «потолка», дети развиваются наиболее успешно.
Современные игровые технологии тесно переплетаются с технологиями проблемного обучения, предлагающими такую организацию учебно-воспитательного процесса, которая предполагает создание воспитателем проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Целью проблемной технологии выступает приобретение усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей детей.
Для развития логического мышления в образовательном процессе мы используем игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша. Блоки Дьенеша – это самое известное пособие, это развивающая технология.
Игровые упражнения по данной методике доступно знакомят детей с математическими представлениями, способствуют развитиюу детей мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение;творческих способностей и познавательных процессов: восприятие, память, внимание и воображение. Игры с логическими блоками по методике Дьенеша учат малыша не только думать, следить за координацией движений, но и говорить, способствуют развитию речи.
Не забываем мы и об использовании в образовательном процессе развивающей технологии М. Монтессори. Работая с материалами из сферы практической жизни, дети учится навыкам самообслуживания, терпению, умению доводить начатое дело до конца. Помимо этого, активно работают кисти, пальчики рук, что, как известно, стимулирует работу мозговых центров, отвечающих за мышление, память, речь. К этим материалам относятся рамки (4 штуки, пересыпание, переливание, поднос с манкой. А благодаря сенсорным материалам,ребенок получает возможность упражнять все органы чувств: зрительный и слуховой анализаторы, осязание, обоняние, вкус. Для этого у детей есть доступные для пользования шумовые коробочки,, ткани для ощупывания, весовые таблички, рамки – кладыши и др. Дети с удовольствием играют в такие игры как «Цветные таблички», «Парочка», «Ткани», «Конец, начало, середина», «Доска для сложения», «Явления природы» и др.
Широко используем в образовательном процессе палочки Кюизенера.
Счётные палочки Кюизенера — многофункциональное математическое пособие, которое даёт педагогу возможность формировать такие сложные понятия, как числовая последовательность и состав числа действиями самого ребёнка. Простые счётные элементы помогают активизировать детское творчество, фантазию и воображение, познавательную активность, развивают у детей мелкую моторику, внимание, пространственное ориентирование и даже конструкторские способности. Лёгкость изготовления и наглядность этого учебного пособия делает его незаменимым.
Одним из наиболее актуальных направлений в современных игровых технологиях являются информационные компьютерные технологии.
В ходе игровой деятельности дошкольника,обогащенной компьютерными средствами возникают психические новообразования: теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей. Возможности использования современного компьютера позволяет наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. ИКТ позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания. ИКТ дает возможность воспитателю заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Практика показала, что значительно возрастает интерес к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей. Использование нами ИКТ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, повышает креативность ребенка.
Таким образом современные игровые технологии охватывают широкий спектр развития способностей детей дошкольного возраста, обеспечивая эффективность усвоения материала. Однако, необходимо отметить, что подобное воздействие игровых технологий на ребенка достигается благодаря комплексному применению достижений педагогики и психологии.
Использование социо-игровой технологии в ДОУ. Семинар «Современные социально-игровые педагогические технологии» Методическая Служба МБДОУ детский сад комбинированного вида№4 «Полянка» Семинар для педагогов и старших воспитателей городского округа.
Консультация «Современные образовательные технологии в ДОУ» Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству образовательно-воспитательной деятельности в дошкольном учреждении,.
Мастер-класс «Игровые технологии в ДОУ» МАСТЕР-КЛАСС «Игровые технологии в ДОУ» октябрь 2017г. СЛАЙД 2 «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность.
Семинар для родителей «Развивающие игровые технологии в ДОО и дома» Добрый вечер дорогие родители! Свое выступление я хочу начать со слов немецкого педагога, теоретика дошкольного воспитания и создателя понятия.
Сообщение из опыта работы «Современные игровые технологии с детьми раннего возраста» В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов.
Современные образовательные технологии в ДОУ Использование технологий является одним из приоритетов образования Передача знаний идет в форме постоянно решаемых проблем Занятия строятся.
Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ Дошкольное образование ориентируется на подход к ребенку с пониманием и уважением его возможностей, способностей, а также социальных прав.
Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Игровой массаж Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ (из опыта работы) Самой актуальной задачей на сегодняшний день является сохранение и формирование у детей необходимых знаний, умений и навыков здорового образа.
10 технологий, которые изменили мир видеоигр
Видеоигры прошли долгий путь с тех пор, как в 1980-х они стали мейнстримом, но некоторые удивительные достижения в технологиях сделали будущее игр еще ярче.
Вот несколько примеров.
Какие технологии в играх станут мейнстримом?
10. Распознавание лиц
Технология 3D-сканирования и распознавания лиц позволяет системам переносить ваш облик в игровой мир (чтобы вы могли создать собственный аватар, который выглядит так же, как вы) или изобретательно переносить мимику актеров для создания анимаций.
Вдобавок ко всему, 3D-технология Intel RealSense может позволить разработчикам создавать игры, которые адаптируются к эмоциям геймера путем сканирования 78 различных точек на лице человека. Например, несколько ваших расстроенных гримас приведут к тому, что система мгновенно снизит сложность игры.
9. Стандарт Ultra 4K с HDR
Мы прошли долгий путь от времен базовой 8-битной графики в играх. Новейшие достижения позволяют геймерам испытать игры в полностью визуализированных мирах с фотореалистичными текстурами. Возможность повысить удобство игры за счет более высокого качества изображения создает впечатление, что вы находитесь прямо в игре.
Для демонстрации подобной высокотехнологичной картинки вам необходим соответствующий дисплей. Желательно, он должен поддерживать разрешение стандарта Ultra 4K с поддержкой HDR.
Изначально 4K телевизоры могли позволить себе единицы, но с увеличением производства и роста конкуренции минимальная стоимость подобных дисплеев снизилась до отметки приблизительно 30,000 руб. Однако если вы хотите получить наилучшие впечатления от игр, то без дорогого OLED дисплея не обойтись — идеальный черный и бесконечный контраст выводят изображение на совершенно иной уровень.
8. Голосовое управление
Лень тянуться за геймпадом? Нет проблем! Игры с голосовым управлением больше не фантастика — компьютеры теперь могут легко распознавать голосовые команды пользователя.
Вы можете не только включать и выключать устройства с помощью этой технологии, но и использовать голосовые команды для управления игровым процессом, взаимодействия в социальных сетях, воспроизведения выбранных элементов из медиатеки или поиска в интернете, просто разговаривая с игровой системой.
7. Управление жестами
Или вообще избавьтесь от контроллера! Технология Intel RealSense позволяет вам играть в шутеры от первого лица или просто взаимодействовать с вашим устройством всего несколькими взмахами. Используя 3D-камеру, которая отслеживает 22 отдельные точки на вашей руке, управление жестами позволяет пользователям подключаться к игровому процессу, используя естественные движения вашего тела.
Например, в игре Warrior Wave используется технология RealSense, поэтому вы можете использовать свою руку (очертание которой отображается на экране), чтобы вывести группу древнегреческих солдат в безопасное место.
6. Виртуальная реальность
Хотя шлемы виртуальной реальности (VR) все еще развиваются, за последние годы технология сделала огромный рывок. VR-приложения быстро совершенствуются и проникают во многие отрасли промышленности. В сфере здравоохранения и автомобилестроения виртуальная реальность даже меняет подходы к работе. Но наиболее широкое распространение VR нашла в игровой индустрии.
В видеоиграх геймеры испытывают игровую среду и влияют на нее с помощью различных устройств и аксессуаров, включая гарнитуры VR, перчатки с датчиками, специальные геймпады и многое другое.
10 лучших кооперативных VR-игр
С продажами, кажется, тоже не все так плохо — к 2020 году шлемы виртуальной реальности PlayStation разошлись тиражом более 5 млн. устройств. С учетом, что речь идет лишь об одной модели, цифра действительно впечатляет.
5. Дополненная реальность
Если виртуальный мир не для вас, почему бы не поиграть в реальном? Не ограничиваясь телевизором или монитором компьютера, игры с дополненной реальностью открывают для геймера уникальную перспективу. Они маневрируют в реальном мире и делают объект игры видимым в реальном мире.
Например, поиграйте в настольный хоккей на кухонной стойке под любым углом или решите головоломки, разбросанные на заднем дворе.
Наиболее яркий пример распространения технологии — Pokémon GO. Смысл игры прост: нужно ловить покемонов в реальном мире, используя дополненную виртуальную реальность. Более того, появление цифровых зверьков зависело напрямую от геолокации. Игра произвела настоящий бум в мире и принесла издателю сотни миллионов долларов.
4. Игровые устройства для фитнеса
То, что «движение — жизнь», подтвердит любой дотер, доживший до 30 лет. Ведь именно к этому возрасту начинают звенеть первые колокола по ошибкам молодости. Будете мало двигаться — проблемы со здоровьем просто неизбежны — подтвердит любой врач. К счастью, в наше время можно совместить приятное с полезным. Не обязательно покупать беговую дорожку или идти на танцпол, чтобы получить хоть какой-то заряд физической нагрузки.
Так, например, Ring Fit Adventure от Nintendo использует специальный аксессуар «Ринг-кон» (ринг от англ. слова «Ring», что переводится как кольцо). Ее цель состоит в том, чтобы человек выполнял физические упражнения и при этом наслаждался увлекательной игрой. В Японии проект оказался настолько популярным, что уже побил показатели продаж хита The Legend of Zelda: Breath of the Wild.
Другой вариант — знаменитая серия видеоигр Just Dance. Здесь вам нужно повторять движения на экране и оттачивать танцы, чтобы заработать как можно больше очков. Если вы любите танцевать или хотите заставить своего ребенка двигаться — лучше игры просто не найти.
11 спортивных упражнений, которые можно выполнять во время игры
3. Портативный гейминг
С появлением GameBoy и смартфонов продвинутый игровой процесс стал доступен в любом месте и в любое время. Как свидетельствует бесчисленное количество людей в утреннем поезде, благодаря мобильным технологиям любовь к цифровым играм распространилась за пределы заядлых потребителей консолей и фанатов PC.
Приставка Nintendo Switch — это и вовсе полноценная игровая система, где можно играть в проекты типа The Witcher: Wild Hunt в салоне самолета или любом другом месте. Стоит ли говорить, насколько это удобно?
2. Облачный гейминг и потоковая передача
Вместо создания систем, требующих более мощного оборудования, разработчики стремятся облегчить нагрузку с помощью технологии «облака». Вам больше не нужно хранить свои сохранения на отдельном игровом устройстве вроде карты памяти — теперь все надежно хранится в сети.
Недостаточно мощный компьютер? Не вопрос — оплатите подписку на GeForce Now или приобщитесь к Google Stadia. Благодаря этим сервисам весь игровой процесс обрабатывается на удаленном сервере, и вы можете запустить самую продвинутую игру на экране своего мобильного. Главное здесь — иметь быстрое соединение с интернетом.
Как играть через GeForce NOW? Настройка, регистрация, список игр + Бесплатно на месяц!
1. Искусственный интеллект
Искусственный интеллект больше не является предметом научной фантастики; он стал неотъемлемой частью нашей повседневной жизни — от Smart Compose в Gmail до самоуправляемых автомобилей и программного обеспечения для распознавания лиц. Видеоигры не исключение.
Искусственный интеллект — это не просто часть игрового процесса. Это часть создания игр. Вот уже несколько лет дизайнеры используют ИИ, чтобы разрабатывать видеоигры. Здесь стоит уточнить, что под ИИ часто подразумевают нейронные сети и другие технологии подобного рода.
ИИ может генерировать игровые ассеты, что освобождает дизайнеров от кропотливого рисования каждого отдельного дерева в лесу или скалы в каньоне. Вместо этого дизайнеры могут переложить эту работу на компьютер, используя метод, называемый процедурной генерацией контента, который стал довольно стандартной практикой в отрасли.
Есть и множество других применений ИИ в играх и связанных с ним технологий: аналитика, апскейлинг, создание продвинутых ботов, использование в системах защиты и многое другое.
Независимо от того, используете ли вы портативное устройство, чтобы играть в дороге, или управляете жестами, чтобы обходиться без контроллера, инновации делают будущее игр реальностью.
«Игровые технологии инструментарий и сферы применения»
Игровые технологии инструментарий и сферы применения
Крупина Валентина Николаевна
Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра.
Игровая деятельность. Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Человеку присуща потребность в игре, которая особенно сильно проявляется в детском возрасте. По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
Ø развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
Ø коммуникативную: освоение диалектики общения;
Ø самореализации в игре как полигоне человеческой практике;
Ø игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
Ø диагностическую: выявление отклонений от нормального поведения, самопознание в процессе игры;
Ø функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
Ø межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех люденй социально-культурных ценностей;
Ø социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):
Ø свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
Ø творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
Ø эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция ит.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
Ø наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
В структуру игры как процесса входят:
а) роли, взятые на себя играющими;
б) игровые действия как средство реализации этих ролей;
в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
г) реальные отношения между играющими;
д) сюжет (содержание) – область действительности, условно воспринимаемая в игре.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, в воспитании. Игра – это жизненная лаборатория ребенка, ядро «разумной школы» детства.
Игру как метод обучения и воспитания, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
Ø в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы, и даже раздела учебного предмета;
Ø как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
Ø в качестве технологии урока (занятия) или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
Ø как технология внеклассной работы (игра типа «Зарница», КТД и др.).
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной обучающей целью и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
Ø дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
Ø учебная деятельность подчиняется правилам игры;
Ø учебный материал используется в качестве ее средства;
Ø в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
Ø успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
Виды педагогических игр
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
1 – обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
2 – познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие;
3 – репродуктивные, продуктивные, творческие;
4 – коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики.
Три большие группы составляют: игры с готовыми «жесткими» правилами; игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий; игры, в которых наличествует и свободная игровая стихия, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по ее ходу.
Важнейшие из других методических типов:
По содержанию игры с готовыми правилами различают:
Ø все предметные (математические, химические ит.д.);
Ø интеллектуальные (дидактические);
Ø строительные и технические;
Ø музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные);
Ø коррекционные (психологические игры-упражнения);
Ø шуточные (забавы, развлечения);
Ø ритуально-обрядовые ит.п.
По содержанию «вольные» (свободные) игры различают по той сфере жизни, которые они отражают: военные, свадебные, театральные, художественные, бытовые игры в профессию, этнографические игра и т.п.
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
И, наконец, по форме: форма есть способ существования и выражения содержания. Можно выделить в самостоятельные типовые группы следующие игры: игры-празднества, игровые праздники; игровой фольклер; театральные игровые действия; игровые тренинги и упражнения;
Игровые анкеты, вопросники, тесты; эстрадные игровые импровизации; соревнования, состязания, противоборства, соперничества; конкурсы, эстафеты, старты; свадебные обряды, игровые обычаи; мистификации, розыгрыши, сюрпризы; карнавалы, маскарады; игровые аукционы ит.д.
Классификационные параметры игровых технологий:
Ø Уровень и характер применения: все уровни.
Ø Философская основа: приспосабливающаяся.
Ø Методологический подход: индивидуальный, групповой, личностно ориентированный.
Ø Ведущие факторы развития: психогенные.
Ø Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная + гештальт + суггестия.
Ø Ориентация на личностные сферы и структуры: ЗУН + СУД + СУМ + СЭН + СДП.
Ø Характер содержания: все виды + проникающий.
Ø Вид социально-педагогической деятельности: обучающая, воспитательная, развивающая.
Ø Тип управления учебно-воспитательным процессом: все виды – от системы консультаций до программного.
Ø Преобладающие методы: развивающие, поисковые, творческие.
Ø Организационные формы: все формы.
Ø Преобладающие средства: практические + наглядные + программированные.
Ø Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: свободное воспитание.
Ø Направление модернизации: активизация.
Ø Категория объектов: массовая, все категории.
Спектр целевых ориентаций
Ø Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
Ø Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
Ø Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
Ø Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Концептуальные основы игровых технологий
Ø Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.
Ø Игра – форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности (Д.Н.Узнадзе).
Ø Игра- пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С.Выготский).
Ø Игра-свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А.Н.Леонтьев).
Ø Игра – школа жизни и практика развития детей (С.Л.Рубинштейн).
Ø Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.
Ø Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.
Ø В возрастной периодизации детей (Д.Б.Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Игра является ведущим видо деятельности для школьного возраста.
Особенности игровых технологий
Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст – учебная деятельность, средний – общественно полезная, старший школьный возраст – учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс развития ребенка.
Оптимальное сочетание игры с другими формами учебно-воспитательного процесса – одно из самых сложных действий педагогов.
Развивающий потенциал игры заложен в самой ее природе. В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, мистика и реальность, обособленность от обыденного и постоянная связь с ним, эмоциональность и рациональность, личная заинтересованность и коллективная ответственность. Педагогическая ценность игры заключается в том, что она является сильнейшим мотивационным фактором, ребенок руководствуется личностными установками и мотивами.
Игра представляет проигрывание отношений, существующих в человеческой жизни. Именно игровая ситуация с ее двуплановым поведением, с возможностью условного вхождения в роли, недоступные для человека в реальной действительности, позволяет ему быть на голову выше своего обычного поведения, дает возможность говорить с собой на разных языках, по-разному интерпретируя свое собственное «я».
Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте
В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных деловых и групповых игр.
Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, ориентация на речевую деятельность, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу.
Из внутришкольных игровых технологий наиболее популярными являются учебные деловые игры.
Деловая игра (по Г.П.Щедровицкому) – это:
Ø педагогический метод моделирования различных управленческих и производственных ситуаций, имеющих целью обучение отдельных личностей и их групп принятию решения;
Ø особое отношение к окружающему миру;
Ø субъективная деятельность участников;
Ø социально заданный вид деятельности;
Ø особое содержание усвоения;
Ø социально-педагогическая «форма организации жизни».
Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр:
Ø психо- и социодрама.
Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, например, профсоюзного комитета, отдела, цеха и т.д. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т.п.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседаний и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.
Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики написания сочинения, решение задач, ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.
Исполнение ролей. В этих играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием».
«Деловой театр». В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки – научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.
Психодрама и социодрама. Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это тоже «театр», но уже социально-пихологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.
Технология деловой игры состоит из следующих этапов:
Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят:
Ø учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедкры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц (групп).
Разработка сценария (авторы-разработчики)
§ разработка сценария (проспекта)
§ общее описание игры
Ввод в игру (руководитель)
§ «разогревающие» игровые эпизоды
§ постановка проблемы, целей
Групповая работа над заданием (тренеры, координаторы)
§ работа с источниками
§ работа с игротехником
Этап анализа и обобщения
§ оценка и самооценка работы
§ выводы и обобщения, итоги игры
Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.
Этап проведения – процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы групповых ролевых позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.
Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер, манипулятор.
Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор.
Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист.
Социально-психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый.
Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального мира, установление связи игры с содержанием учебного предмета.
Предтечи, разновидности, последователи.
Организационно-деятельностные игры (Г.П.Щедровицкий). Применяются для решения реальных вопросов текущей деятельности или для развития конкретного учреждения, а также для повышения квалификации непосредственно в учреждении с использованием реального информационного материала. Одна из основных характеристик ОДИ – активная, деятельностная включенность в работу всех участников (коллективная мыследеятельность).
Основной акцент в ней делается на рефлексии. Причем учащийся делает собственную деятельность объектом своего активного воздействия: он изменяет, совершенствует или заново выстраивает ее. Акцент на рефлекс в ОДИ определяет соответствующий эффект данной формы игры, который, как правило, рассматривается в трех аспектах:
2. развития мыслительных способностей
3. аспекте общепсихологического развития учащихся.
ОДИ отличается тем, что основной акцент в ней делается на рефлексии участниками собственной деятельности и той ситуации, в которой это деятельность осуществляется. Причем учащийся делает собственную деятельность объектом своего активного воздействия: в ходе игры он изменяет, совершенствует или заново выстраивает ее.
Игротехник должен представить членам группы проблемное задание, т.е. перед участниками игры ставится задача на поиск, а точнее на изобретение нового способа решения обсуждаемой проблемы.
В ОДИ приобретается способность к объективированию (или отстранению) собственной деятельности в ходе ее рефлексивного анализа. Объективация предполагает выход субъекта в особую рефлексивную позицию, внешнюю по отношению к нему самому, что расширяет его возможности адекватной оценки собственной деятельности и ситуации.
Развитие учащихся проявляется прежде всего в изменении уровня притязаний, самооценки и мотивации в учебной деятельности, которые становятся более адекватными, благодаря рефлексии учащийся начинает более беспристрастно анализировать собственную деятельность, объективно смотреть на себя со стороны.
Работа с группой ведется по следующей схеме: проигрывание игрового эпизода, обеспечивающего включенность участников в игру на эмоциональном и поведенческом уровнях. После проигрывания игротехник задает членам группы вопросы, выводя их в область причинно-следственных связей, заставляя анализировать свое и чужое поведение в только что разыгранной сценке, инициируя таким образом их рефлексию. Каждая группа в результате должна выйти на фиксированные заранее точки обсуждения. При этом игротехнику надо содействовать проявлению анализирующей активности членов группы, помогать делать выводы, находить причинно-следственные связи, видеть новые проблемы. Игротехник должен играть роль «пытливого исследователя», пытающегося понять вместе с другими членами его группы суть только что проигранной ситуации.
Ассистенты игротехников: фиксируют проявление рефлексии у членов групп в ходе анализа проигранных ситуаций; а также активизация проявлений рефлексии у участников с позиции «критика», «наблюдателя», «эксперта».
Работа разбивается на три части: подготовительную, игровое исполнение, аналитическую разборку.
Подготовительная часть предполагает создание (конструирование, проектирование) того, что будет затем разыграно в виде одной из общих схем, и отработку плана действий (операции и процедуры) самого игрового исполнения. В соответствии с этими схемами и планами происходит самоопределение учащихся. Учащиеся (они же участники игровой имитации) проходят инструктаж и тренировки по исходным схемам перед игровым исполнением, и те, кто принимает предложенные условия, могут «включиться» в игровые процессы. Принятие игровой роли, места, позиции требует от участников игры готовности меняться, быть раскованным и ироничным к самим себе.
Игра – это не тренажер, участникам нужно понять, принять и поверить в смысл игрового действия, в разумность и ценность возможных результатов.
Фаза игрового действия делает организаторов и участников игры равными в условиях ситуационных столкновений. Педагог здесь такой же игрок, как и все остальные. Никто не знает, каким будет конечный продукт игры, поэтому никто и не может быть в позиции инструктора. Все играющие входят в предложенную педагогом схему, о сами игровые процессы начинают эту схему расшатывать и иногда ломать. Если педагог движется вместе с игрой, то он может в ходе игры конструктивно обогатить собственные представления и схемы.
В самом содержании игровых процессов также выделяются три этапа:
Ø представление в ролевых схемах и сценарных заготовках педагога;
Ø установление правил взаимодействия по ходу разворачивания игровых событий;
Ø борьба баз правил за сохранение своей точки зрения, собственного интереса, собственных целей.
Третья, завершающая фаза игровой имитации – аналитический разбор. Разбор позволяет уже не в игровой ситуации произвести анализ и критику исходных схем, их развертывание и обогащение. Педагоги и учащиеся за счет этого могут увидеть направления решения проблем, накопить опыт работы. Те, кто не проводит аналитического разбора, получают в результате прохождения игрового процесса лишь поверхностное знакомство со схемами организации мышления, но оказываются неспособными применять их в дальнейшем самостоятельно.
Школа – театр. Ни один праздник, ни одно традиционное мероприятие не обходятся без театрализации. Театр – это устойчивая и социально принятая форма игры.
Театральные формы обучения проникают на уроки, причем не только на литературу и историю, но и на такие, казалось бы, строгие дисциплины, как математика, физика, химия. В этих случаях коллектив руководствуется следующими концептуальными положениями.
Ø Если игра вообще и драматическая игра в частности занимает такое большое место в жизни детей, если стремление к инобытию, к перевоплощению является одной из основных особенностей детской природы, то, очевидно, школа и воспитание не имеют права проходить мимо этой особенности.
Ø Детское драматическое творчество должно занять очень видное место в жизни школы, но с тем содержанием и с теми формами, которые близки детской душе.
Ø Театр имеет право на существование в школе не только в качестве приложения к какому-нибудь предмету (иностранный, литература, МХК)_, а в качестве самоценного, творческого (значит, и образовательного!) явления.
Ø Воспроизведение избранного ребенком образа должно быть исключительно делом его собственного драматического творчества, результатом его способности отдаваться драматической иллюзии.
Ø Необходимость выдвинуть на первый лан не результат работы (спектакль, вечер, разыгрывание сюжета в оконченном виде), а самый процесс работы.
Ø Никакого натаскивания, никакой выучки ни в интонации, ни в жесте, ни в мизансцене; никакому обучению «игре» под артиста не должно быть места в школе.
Ø Педагогически правильно, чтобы в работе по драматизации принимали участие не избранные, а талантливые, но по мере сил и способностей ВСЕ дети данной возрастной группы.
Ø Драматическая игра ребенка только игра; игра актера – зрелище.
Ø «Смысл существования в юных годах заключается в игре…» (Карл Гроос).
Ø Театр – искусство синтетическое, включающее в работу всех муз.
Драматизация (все виды воспроизведения в лицах) является лучшей эстетического воспитания. Она дает ребенку огромное количество разнообразных практических навыков и умений, знакомит его со свойствами и употребление предметов окружающего мира. Драматизация творчески упражняет и развивает самые разнообразные способности и функции: речь, интонацию, воображение, память, наблюдательность, внимание, ассоциации, технические и художественные способности (работа со сценой, бутафорией, костюмами, декорациями), двигательный ритм, пластичность и т.д., благодаря этому расширяет творческую личность ребенка.
Драматизация развивает эмоциональную сферу, тем самым обогащая и утончая личность; развивает симпатию, сострадание, нравственное чувство, воспитывая способность перевоплощаться в других, жить их жизнью, чувствовать их радость и горе. Драматизация как метод преподавания дает ребенку активное, действенное природосообразное восприятие знаний. Живой и яркий образ, глубокое и живое переживание она ставит на место сухого усвоения. Вместо односторонней работы ума она привлекает к работе всю личность ребенка: ум, чувства, воображение, волю.
Финансово-экономические деловые игры. Цель таких игр – подготовка учащихся к рыночной экономике. Для этого моделируются определенные управленческие, экономические, финансовые бизнес-ситуации, в которых формируются умения анализировать их и принимать оптимальные решения.
В школах деловые игры могут проводиться как на уроках, так и во внеклассных мероприятиях.
Финансовая сторона игры может предусматривать введение собственной школьной валюты и активную деятельность банка, проводящего такие операции, кА кредитование коммерческой деятельности фирм, проведение займов, введение личных лицевых счетов клиентов, а экономическая – моделировать организацию производительной деятельности в значительном объеме и разнообразных формах. Это частный бизнес, малые предприятия, кооперация, большой объем коммерческих услуг, торговля.
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М., 1994.
2. Баев П.М. Играем на уроках русского языка. – М., 1989.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – М.,1988.
4. Газман О.С. и др. В школу – с игрой. – М., 1991.
5. Журавлев А.П. Языковые игры на компьютере. – М., 1988
6. Занько С.Ф. и др. Игра в ученье. – М., 1992
7. Игры для интенсивного обучения/под ред. В.В.Петрусинского. – М.:Прометей, 1991
9. Куприянов Б.В. и др. Организация и методика проведения игр с подростками. – М.:ВЛАДОС, 2001.
10. Кэрролл Л. Логическая игра. – М., 1991.
13. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. – М.: Пед.общество России, 2004.
14. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1979.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.