Что такое создание избыточной и провокативной образовательной среды для тьюторанта

[Матрица для диагностики. Примените и задайте вопросы] Образовательная среда в работе тьютора

Уважаемый Читатель!

Продолжаем изучать и обсуждать, что служит опорой для реализации тьюторского сопровождения в образовании.

Очень упрощенно можно говорить, что полноценное тьюторское сопровождение стоит на трех китах. Это:

В прошлый раз мы отметили составляющие тьюторской педагогической позиции.

Базовая ценность, которую разделяет педагог-тьютор, — это ценность индивидуальности человека, его уникальности, неповторимости, самости, в том числе ценность особого, индивидуального образовательного пути. В своей работе с человеком тьютор поддерживает его самостоятельность, «способность организовывать свою жизнь исходя из собственного опыта и ресурсов в рамках своего сообщества» (И.Иллич). Было приятно узнать, что многие из наших читателей разделяют эти ценности.

Вторая опора в работе тьютра – это особая, избыточная, наполненная различными возможностями социокультурная среда, доступная обучающемуся для освоения и использования.

Социокультурная, в т.ч. педагогическая, среда, включающая материальные и нематериальные объекты, которые используются или могут быть использованы в образовательной деятельности, называется образовательной.

Составляющие образовательной среды:

Избыточной и стимулирующей самостоятельность субъекта образовательной деятельности будет образовательная среда, где представлена информация из разных источников, сохранено и ценно авторство носителей информации, она является личностно значимой для участников образовательного взаимодействия.

Предметная составляющая образовательной среды, необходимой для разворачивания тьюторского сопровождения, также должна быть насыщенной, многообразной, мобильной, доступной для изучения при помощи разных органов чувств, разного рода экспериментов.

Необходимые характеристики уклада (список открытый):

Создание избыточной, насыщенной образовательной среды с возможностью выборов, разных маршрутов продвижения, инициатив – второе условие существования и реализации тьюторского сопровождения. И наоборот, в бедной, жестко структурированной образовательной среде для многих людей окажутся непроявленными возможности образовательного выбора и самостоятельности; тьюторство в такой образовательной среде не найдет своего места.

Как оценить образовательный потенциал образовательной среды, в которой учатся ваши дети?

Для проведения оценки, можно воспользоваться матрицей (таблицей):

Наименование образовательной практики
Возможность выбораСамостоятельностьРефлексия
УрокОписаниеОписаниеОписаниеОписаниеОписание
Кружок НАЗВАНИЕОписаниеОписаниеОписаниеОписаниеОписание
Школьная конференцияОписаниеОписаниеОписаниеОписаниеОписание
ОписаниеОписаниеОписаниеОписаниеОписание

Пользуясь материалами статьи и матрицей, опишите и проанализируйте особенности образовательной среды, созданной в Вашей образовательной организации. Что Вам удалось заметить?

Что такое создание избыточной и провокативной образовательной среды для тьюторанта. Смотреть фото Что такое создание избыточной и провокативной образовательной среды для тьюторанта. Смотреть картинку Что такое создание избыточной и провокативной образовательной среды для тьюторанта. Картинка про Что такое создание избыточной и провокативной образовательной среды для тьюторанта. Фото Что такое создание избыточной и провокативной образовательной среды для тьюторанта

Источник

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ПРОЦЕСС И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ

В работе ставится вопрос об уместности и применимости некоторых моделей тьюторской деятельности, разработанных для традиционной среды, в цифровой образовательной среде (ЦОС. Тьюторская деятельность рассмотрена как процесс, состоящий из последовательности определенных этапов (диагностического, проектировочного, реализационного и рефлексивного). Предположено, что при переходе на ЦОС последовательность этапов не меняется, и тьютор может сопровождать своих подопечных (тьюторантов) в ЦОС с помощью доступных ему цифровых образовательных ресурсов. На базе опыта автора выявлены цифровые образовательные ресурсы, уместные и доступные в контексте тьюторской деятельности на каждом из этапов. Показано, что тьюторская деятельность как процесс в достаточной степени обеспечена цифровыми образовательными ресурсами, делается вывод о том, что процессная модель тьюторской деятельности уместна и применима в ЦОС и может быть использована в профессиональной подготовке тьюторов.

Крашенинникова Любовь Вениаминовна, канд. биолог. наук, эксперт лаборатории индивидуализации и непрерывного образования Московского городского педагогического университета, Master of Management, Virtual Teacher (California University Irwine via Coursera).

В связи со становлением тьюторства в российском образовании, а также в связи с переходом к цифровой образовательной среде актуальным становится вопрос о возможности и уместности тьюторской деятельности в цифровой образовательной среде (ЦОС), а также вопросы подготовки специалистов по индивидуализации образования для работы в этой среде. По мере насыщения образовательной среды технологическими ресурсами все более актуальным становится также вопрос о том, какие концепции и модели проектирования и реализации педагогической деятельности, разработанные для традиционной среды, могут быть эффективны в среде цифровой?

Последний вопрос начал ставиться педагогическим сообществом совсем недавно, но, тем не менее, уже появились работы, где на него дается ответ [1].

Тьюторское сопровождение тьюторанта в общем виде представляет собой, независимо от возраста и этапа образования, последовательность из четырех взаимосвязанных этапов [2], которые могут быть охарактеризованы следующим образом:

Каждый этап имеет свою специфику и требует определенных тьюторских навыков и инструментов. Но границы этапов не закреплены жестко, и некоторые технологии и приемы универсальны для всех этапов. Так, технология создания и пополнения Портфолио востребована на всех этапах тьюторской деятельности.

Раскроем содержание каждого из этапов тьюторской деятельности.

Диагностический этап тьюторского сопровождения

Диагностический этап призван в основном решить задачу создания у тьюторанта мотивации к последующей образовательной деятельности. Это достигается путем решения нескольких подзадач (перечень далеко не исчерпывающий):

На этапе диагностики тьютор использует такие инструменты, как:

Что происходит с задачами и/или инструментами тьюторской деятельности на данном этапе при переходе к цифровой среде? Тьютор не только не теряет здесь возможности результативно провести первый этап тьюторского сопровождения, но дополнительно получает ряд цифровых ресурсов и инструментов, которые позволяют ему сократить расходы ресурсов на его проведение. Цифровые ресурсы, уместные в контексте тьюторской деятельности на этапе диагностики в ЦОС, приведены в Таблице 1.

Источник

[СПО] Введение тьюторского сопровождения в системе профессионального образования как инновационный проект для образовательных учреждений

Многие из нас уже сегодня ввели должность тьютора в штат образовательных учреждений.
Наряду с педагогами, психологами, кураторами, мастерами наши колледжи успешно принимают на работу тьюторов.

Но что это за профессия? Зачем она нужна в образовательных учреждениях и не связано ли введение этой должности с желанием сохранить специалистов в ситуации наметившегося сокращения бюджета? Не является ли введение новой должности следованием моде или реализацией позиции «партия сказала надо…»?

Так кто же должен помочь студентам освоить столько различных навыков, научить быть взрослыми и принимать самостоятельно решения?
Какую роль в самоопределении должен играть тьютор? Какие зоны ответственности берет на себя психолог и как разделить обязанности и работать вместе и эффективно?
Ответы на эти вопросы существуют.

Один из известных мыслителей нашего времени сказал, что благодаря образованию мы получаем работу, а благодаря самообразованию – повышение по службе, профессиональную самореализацию, полноту жизни. Мы знаем, что по теории А. Маслоу, высшая степень реализации человека – это самореализация, самоактуализация. Так вот тьютор – именно тот специалист, «Человек», с большой буквы, который ведет студента от неизвестности в мир, где он будет чувствовать себя «своим» и четко понимать свою суть, осознанно принимать решения и следовать за истинным, а не мнимым желанием; строить жизнь согласно собственным ценностям, а не навязанным мнениями со стороны.
Всё вышеизложенное показывает особенности и уникальность тьюторства.

Хотелось бы отметить и технологии открытого образования, которые широко используются в работе тьютора. Это, например, кейс – стади, дебаты, портфолио образовательные туры, стажировки, критическое мышление, творческие мастерские.

Владеть этими технологиями должен каждый тьютор, т.к. именно они обеспечивают новое осмысление и своей жизни и процесса взаимодействия с тьюторантом. Именно эти технологии, порою, радикально меняют личность самого тьютора, поднимают его на более высокий сущностный уровень. Открытые образовательные технологии разрушают интеллектуальную пассивности: ведь из современной практики известно, что современные студенты зачастую не могут задавать вопросы, формулировать ответы на вопросы, работа с текстом, запоминание нового материала представляется им сложным процессом. Именно тьютор с активной профессиональной и жизненной позицией, сам применяющий творческий подход к простым вещам, может показать и научить студента мыслить по – другому, воспитать умение вычитать информацию в тексте, которая заложена между строк. Технологии открытого образования позволяют студентам самостоятельно выстраивать свой путь познания, быть со-авторами своего обучения, создают условия для самообразования, саморазвития, самовыражения.

Один их главных инструментов тьютора являются вопросы. У тьютора нет права решать за студента (тьюторанта), что делать и куда идти. Тьюторская работа начинается с запроса. Запрос студента – знак осознанного желания сделать свой профессиональный путь точным и связанным с личными желаниями и способностями. С момента выбора студентом конкретного тьютора, специалист ответственен за совместное исследование образовательных ресурсов и реализацию обучающего процесса, ведущего к достижению результата (защита диплома, выбор места практики и др.).

Метод вопросов в тьюторской деятельности заимствован у такой профессии, как коуч.
Коучинг – это такое взаимодействие профессионала и клиента, которое направлено на создание доверительных отношений. Результатом таких отношений станет раскрытие потенциала студента, максимальное повышение его эффективности в повседневной жизни.
В ходе работы с коучем, студент учиться жить осознанно, принимать решения на основе своих истинных желаний. Тьюторант неожиданно много узнает о собственных возможностях. Коучинг позволяет добиться самых высоких результатов, исследовать текущую ситуацию, определить внутренние и внешние ограничения студента на пути к результату, определить сильные стороны и разработать варианты действия, составить план.

Если применить коуч — подход на практике в общении со студентами, то диалог тьютора и тьюторанта может выглядеть примерно следующим образом:

Тьюторант: не могу решить, смогу ли совмещать работу и обучение в колледже. Понимаю, что надо помочь родителям, но не знаю, отразиться ли это на качестве моей успеваемости?
Тьютор: почему именно сегодня ты об этом задумался?
Тьюторант: потому что, доходы моих родителей резко снизились, помочь могу только я
Тьютор: как ты видишь свою помощь?
Тьюторант: финансовый вклад ежемесячно, например, 20 000 руб.
Тьютор: как ты думаешь, каким способом ты эти деньги «добудешь»?
Тьюторант: я пойду работать курьером
Тьютор: если я правильно понимаю, то твоя специальность «менеджер». Как связана будет твоя работа в качестве курьера с будущей профессией?
Тьюторант: никак, но я же не могу пока работать менеджером, у нет образования и диплома.
Тьютор: давай подумаем, кто бы мог помочь тебе в поиске работы и где, кроме внешнего рынка можно найти работу, которая связана с будущей специальностью?
Тьюторант (после длительной паузы*): я вспомнил, вчера психолог говорил, что у нас есть проект, который наш колледж реализовывает его совместно с социальными партнерами. В нем можно поучаствовать, как организатор и работу в этом проекте могут оплатить.
Тьютор: на сколько эта работа была бы тебе полезна?
Тьюторант: это было бы здорово.
Тьютор: что тебе нужно сделать, чтобы начать работу в этом проекте?
_____________________________________________
*-пауза – сильный инструмент коуча, а значит тьютора. Пауза дает возможность исследовать свои ресурсы, внутренний потенциал, услышать «внутренний голос». Тьютор становиться тем важным человеком в жизни студента, который не только слушает, но и дает возможность спокойно услышать себя самого. Терпение в этот момент, отсутствие навязывания опыта тьютором дает невероятного прорыва возможностей, которые станут ведущими к цели и помогут выстроить собственную траекторию успеха.

Тьюторант: (описывает свои организаторские способности, ответственность и другие качества, которые востребованы будут в этом проекте)
Тьютор: какая тебе от меня нужна поддержка?
Тьюторант: я сам всё узнаю и начну работать, я же менеджер!

Данный пример демонстрирует огромное количество коуч – техник, которые использовал тьютор. В программе обучения коуч – технологиям в тьюторской деятельности слушатели имеют возможность практиковать эти техники, получая от ведущего и от коллег супервизию (обратную связь), но в этой статье мы уже можем увидеть как используются такие техники, как пауза, открытые («сильные») вопросы, один вопрос – один ответ), проверка понимания (смысла) сказанного тьюторантом. Из данной работы тьютора и тьюторанта видно, что у последнего появилась возможность неторопясь подумать, вернуться немного назад, к ранее услышанному и понять, что же есть в его жизни сейчас, что может помочь решить его насущную проблему. Также прекрасно работает такая коуч – техника как создание доверительных отношений. Тьюторант должен доверять тьютору, и не только как профессионалу, но и как человеку. Их работа предполагает со- творчество и открытость. Кстати, что здесь первично, профессионализм тьютора или доверие человеку, вопрос достаточно сложный. Тьютор, работающий в коуч – технике должен уметь слышать тьюторанта, ведь то, что говорит вам студент, он потом не сможет еще раз повторить, а для того, чтобы продвигаться к цели, чтобы удовлетворить запрос, необходимо все время использовать ту информацию, которую дает нам клиент. Отсюда следует, что одна из профессиональных компетенций тьютора, это умение слушать и слышать.

В завершении хочется отметить, поле для взаимодействия тьютора и студента достаточно обширно. Это и профориентационная работа (возможность поддержать или уточнить профессиональный выбор студента и достроить учебный план, разработать индивидуальную образовательную программу), и сопровождение адаптации первокурсника к среде и традициям колледжа, особенностям учебного дня и структуры учреждения и формирование у студентов представлений о профессиональной карьере (формирование понимания значимости осваиваемой профессии или специальности), и, конечно, развитие учебной мотивации.

Говоря о тьюторстве, как инновационном направлении в системе среднего профессионального образования, мы спрашиваем себя о том, кто же и зачем должен заниматься этой работой?

В современной системе образования сегодня речь идет, прежде всего, не столько о педагогах, кураторах, официально работающих в должности тьютора, сколько о педагогах, обладающих, тьюторскими компетентностями, то есть владеющих технологиями тьюторского сопровождения. Этот факт важно учитывать при принятии решения о введении института тьюторства в каждом конкретном учебном заведении.

Очень важно начать процесс работы тьюторов в образовательном учреждении с понятных задач и целей. Ясность должна быть и у персонала (руководству образовательного учреждения и педагогическому составу) и у самих студентов, ради которых, в основном, этот инновационный проект вы планируете внедрять.

Предлагаемые вопросы помогут прояснить важность и целесообразность создания института тьюторства в вашем образовательном учреждении и выбрать между куратором, психологом и тьютором или же предложить каждому специалисту свои понятные уникальные и очень важные функции:

1. Какие важные задачи решают тьюторы в нашем образовательном учреждении?
2. На какой новый этап развития нашего учреждения мы выходим с помощью института тьюторства?
3. Как новые специалисты помогут выпускникам построить свою жизнь более качественно? чему они будут благодарны? что будут помнить и использовать в своей дальнейшей жизни?
4. Как иным способом (если не тьюторы, то кто?) можно решить существующие проблемы?
5. Какие задачи студентов смогут решать тьюторы?
6. Какие требования мы будем предъявлять к тьюторам? С каким количеством студентов тьюторы смогут работать? Какие формы работы в нашем ОУ приняты? А какие мы готовы развивать?
7. Где и когда пройдут обучение наши тьюторы?
8. Какие критерии оценки эффективности работы тьюторов мы определим?

Автор: Надежда Александровна Столярова

Что такое создание избыточной и провокативной образовательной среды для тьюторанта. Смотреть фото Что такое создание избыточной и провокативной образовательной среды для тьюторанта. Смотреть картинку Что такое создание избыточной и провокативной образовательной среды для тьюторанта. Картинка про Что такое создание избыточной и провокативной образовательной среды для тьюторанта. Фото Что такое создание избыточной и провокативной образовательной среды для тьюторанта

Литература

1 комментарий on «[СПО] Введение тьюторского сопровождения в системе профессионального образования как инновационный проект для образовательных учреждений»

Уважаемая Надежда Александровна, большое спасибо за статью: прочитала с большим интересом, особенно, часть рассмотрения тьюторства с точки зрения коучинга. У меня к вам запрос: так как упоминаю вашу статью в своей, можно узнать хотя бы по минимуму исходные данные: год написания, город. Буду очень признательна. С уважением, старший преподаватель ПГНИУ Мялицина И.П.

Источник

РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТЬЮТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В работе рассмотрены возможность и уместность тьюторской деятельности в цифровой образовательной среде (ЦОС), а также вопросы подготовки специалистов по индивидуализации образования для работы в этой среде. Рассмотрены основные трудовые действия тьютора в контексте их уместности и реализуемости в цифровой образовательной среде. Показано, что трудовые действия тьютора, перечисленные в Профессиональном стандарте тьюторской деятельности, не только возможны в ЦОС, но обеспечены там достаточным количеством доступных цифровых образовательных ресурсов и могут быть реализованы в ней с высокой эффективностью. Показано, что тьюторская деятельность как со структурной, так и с процессной точки зрения, в достаточной степени обеспечена цифровыми образовательными ресурсами. Рассмотрены некоторые актуальные концепции педагогического дизайна (модели Community of Inquiry и Community of Practice) с точки зрения их применимости для тьюторской деятельности в ЦОС. Показано, что как Community of Inquiry, так и Community of Practice вполне релевантны педагогической деятельности в ЦОС, включая тьюторскую, и могут быть там успешно реализованы на базе имеющихся цифровых образовательных ресурсов.

Крашенинникова Любовь Вениаминовна, канд. биолог. наук, эксперт лаборатории индивидуализации и непрерывного образования Московского городского педагогического университета, Master of Management, Virtual Teacher (California University Irwine via Coursera).

Захаров Константин Павлович, канд. пед. наук, доцент, Высшая школа инженерной педагогики, психологии и прикладной лингвистики Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

Отличительной чертой текущего этапа развития образования в России и мире является перенос учебной деятельности в цифровую образовательную среду (ЦОС). Этот перенос сопровождается бурным созданием технологий, ресурсов и сервисов для ведения учебного процесса в ЦОС со стороны ИТ-сообщества и параллельно идущим процессом освоения этих технологий и сервисов со стороны сообщества педагогического. В целом эти процессы, очевидно, имеют общую направленность и способствуют развитию навыков создания и поддержания педагогами разных специальностей цифровой образовательной среды, адекватной современным требованиям к ее качеству. Однако у этих процессов есть несколько аспектов, которые затрудняют продвижение к заявленной цели — созданию качественной цифровой образовательной среды:

В результате освоение и применение технологий идет хаотично, по принципу «в первую очередь самые простые» или «в первую очередь самые доступные» технологии. Принцип привлечения к работе педагога тех и только тех ресурсов и сервисов, которые обеспечивают наиболее эффективное продвижение учащихся к заявленным целям обучения, нарушается. Особенно это касается педагогических позиций и профессий, которые находятся в процессе становления, в частности, профессии тьютора [1].

Условия уместности и границы применимости классической дидактики в цифровой образовательной среде на сегодня очень слабо изучены, особенно в контексте новых видов педагогической деятельности. То же самое можно сказать и о цифровых образовательных ресурсах, которые, хотя и имеются в достаточном (а порой и в избыточном) количестве, но далеко не всегда применяются осознанно и, тем более, эффективно. В том числе, педагогическом сообществе поднимается вопрос о том, является ли тьюторская деятельность уместной в ЦОС или цифровая среда и тьюторская деятельность взаимно исключают друг друга?

Данная статья посвящена исследованию:

Рассмотрим некоторые основные концепции тьюторской деятельности и уместность их реализации в цифровой образовательной среде. Согласно определению, выработанному в профессиональном сообществе тьюторов, тьютор — это педагог, сопровождающий разработку и реализацию обучающимся индивидуальной образовательной программы (ИОП) [1]. В отличие от таких позиций в образовании как «ментор», «коучер» и «тренер», тьютор – это профессия, предполагающая наличие профессионального стандарта и отдельной позиции в «Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих». Утвержденный недавно профессиональный стандарт тьюторской деятельности раскрывает следующие обобщенные действия тьютора [2]:

Ни один из перечисленных видов трудовых действий тьютора не может быть отменен или прекращен с переходом в цифровую образовательную среду, однако могут с определенной вероятностью возникнуть затруднения с их реализацией.

Какие затруднения здесь могут встретиться и какова вероятность их появления?

Выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей и т.д. обучающихся при наличии существующего спектра цифровых ресурсов, ориентированных на диагностику специфики как внутренней (сильные стороны характера, предпочитаемые стили, модальности и форматы обучения и пр.), так и внешней (располагаемые образовательные ресурсы, запрос на ту или иную профессию) среды обучаемого в контексте его образования не представляет сложности. Так, онлайн сервис «Тестометрика» [3], предлагает пройти бесплатно любой из имеющихся там 395 тестов в бесплатном доступе. Тесты можно проходить с любого устройства (ноутбука, смартфона, планшета), результаты аккумулируются в профайле пользователя в виде психологического портрета его личности, а все результаты пройденных тестов сохраняются в специальном архиве. Сервис Child-psy предлагает десятки психологических тестов для детей, которые дают возможность лучше узнать ребенка, разобраться в его чувствах, эмоциях и переживаниях, даже если ребенок маленький и не может разобраться в них сам [4].

Организация тьютором участия обучающегося в разработке индивидуальных образовательных маршрутов и сопровождение прохождения им этих маршрутов достигается в цифровой образовательной среде тем легче, чем большим числом ресурсов для фиксации процесса и результатов каждого этапа маршрута, предоставления и получения обратной связи, формирования портфолио имеется у тьютора. А это число реально велико и все время увеличивается при улучшении их качества. Так, онлайн сервис Vimeo, дает возможность воспользоваться видеоредактором, видеохостингом, возможностью прямой трансляции и хранилищем на 250 GB (есть тридцатидневный бесплатный тестировочный период).

Трудно представить себе педагога, который ни разу не воспользовался услугами бесплатного видеохостинга YouTube [5]. Фактически, YouTube давно уже стал одним из ключевых цифровых ресурсов российского образования. Педагоги активно загружают на YouTube как готовые, так и созданные самостоятельно ролики по различным предметам.

Задача получения и предоставления обратной связи в цифровой среде решается существенно легче, чем в традиционной, поскольку:

Одним из самых известных ресурсов для получения/предоставления обратной связи в ЦОС является сервис VoiceThread [6]. Сервис позволяет разместить там материалы учебного события и обращение к участникам события с просьбой отнестись к нему. Участники могут выразить свое отношение в форме аудио, видео, текста, позвонить по телефону (рис.1). Опыт применения этого сервиса автором при работе тьютором группы студентов бизнес-школы (высшее и дополнительное профессиональное образование) говорит о его эффективности в целях создания у обучаемых мотивации к дальнейшему обучению. Причиной создания мотивации служит, скорее всего, сама возможность такой коммуникации с тьютором группы, разнообразие форматов предоставления обратной связи, возможность выбора между ними, удовольствие от использования новой технологии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *