Что такое специализированная культура

34 ОБЫДЕННАЯ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ КУЛЬТУРА

34 ОБЫДЕННАЯ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ КУЛЬТУРА

Обыденная культура связана с повседневной практической жизнью людей. Основные знания обыденной культуры усваиваются в процессе социализации, общего воспитания и повседневных социальных контактов. Этот тип куль туры ориентирован на непосредственное обеспечение жизни человека.

Обыденная культура не получает институционального закрепления, она охватывает небольшой мир человека, сферу межличностного общения. Но на уровне обыденной культуры надстраивается новый жизненный опыт.

Специализированная культура возникает в процессе исторического развития, в результате разделения труда, когда в различных сферах жизнедеятельности человека стали выделяться специализированные профессии, для которых было необходимо специальное образование. Врамках специализированной культуры люди проявляют себя как носители социальных ролей, как агенты вторичной социализации. Специализированная культура институционализирована. Ее составными частями являются наука, искусство, философия, право, религия и др.

Следует отметить, что любая сфера деятельности имеет свой обыденный и специализированный уровень, которые сосуществуют в рамках единого целого.

Обычно выделяются несколько блоков в культуре, представленных как обыденной, так и специализированной культурой.

В области хозяйственной культуры на специализированном уровне выступают экономика, торговля, финансы и иное, на обыденном уровне – домашнее и приусадебное хозяйство.

Политическая культура на специализированном уровне представляется государственной политикой, идеологией, управленческой работой, на обыденном уровне – межличностными отношениями между людьми.

Специализированный уровень правовой культуры представлен правом, юриспруденцией, системой охраны общественного порядка и регуляции правовых отношений, обыденный – моралью, нравственностью, общественным мнением.

Функциональный блок, составляющий культуру познания, также представлен на различных уровнях. Так, специализированный уровень философской культуры представлен философскими системами тех или иных ученых, обыденный уровень – здравым смыслом и народной мудростью.

Специализированная научная культура

это профессиональная наука, обыденная – рациональные повседневные знания о мире.

Специализированная религиозная культура – это религиозные учения, ритуалы и церемонии, обыденная – верования людей.

Такие же уровни имеют и более частные культуры. Например, физическая культура имеет и профессиональный уровень – спорт, и обыденную физкультуру.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Культура и отдых

Культура и отдых Среди слов — героев нашего времени — выделяется словечко отдыхает. Например, человек на вопрос о том, хорошо ли поет его сосед, жизнерадостно отвечает: Басков отдыхает! Хорошо, значит, поет. К одним людям это слово прилипло и не отлипает, других от него

Культура

Культура В главном – единство, в спорном – свобода, во всем – любовь. Блаженный АВГУСТИН А может быть, эти слова Блаженного Августина и определяют то, что такое эта таинственная и непонятная культура?Таинственная? Непонятная? Да нет слова проще…Ага. А вот вы попробуйте

13 КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ

13 КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ На протяжении тысячелетий религия была и остается важным фактором культурной жизни людей. Без веры, выливающейся в форму определенной религии, ни один народ не существовал.Долгое время религия была единственной мировоззренческой системой, в рамках

23 ПРИРОДА И КУЛЬТУРА

23 ПРИРОДА И КУЛЬТУРА Культуру принято называть второй природой. Это приводит к конфликту двух начал – культуры и натуры.Но культура, будучи второй природой, не утрачивает материального существования. Отсутствие материальности сделало бы проблематичным само

КУЛЬТУРА

КУЛЬТУРА Высшему слою агрограмотного общества бесспорно выгодно всячески выделять, заострять и подчеркивать все отличительные, особенные и исключительные черты привилегированных групп. Очень сильна тенденция церковных языков к расхождению с разговорными, как будто

4.4.2. Культура и художественная деятельность. Культура и искусство

4.4.2. Культура и художественная деятельность. Культура и искусство Художественная деятельность – это особый вид человеческой активности, уникальный в его отношении к культуре. Это единственная деятельность, смыслом которой является создание, хранение, функционирование

12.1. Культура и пространство

12.1. Культура и пространство 12.1.1. Культура в пространстве и культурные пространства Пространство по–разному понималось философами, физиками, математиками и трактовалось ими как некое вместилище, пустота, наполняемая сгустками материи, вещами и их отношениями. В земном,

Истина как ценность культуры. Наука и культура. Культура и техника

Истина как ценность культуры. Наука и культура. Культура и техника Андрианова Т. В. Культура и технология. М., 1998.Анисимов К. Л. Человек и техника: современные проблемы. М., 1995.Библер В. С. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.Большаков В. П. Культура и истина // Вестник НовГУ,

Культура повседневности

Культура повседневности Ионин Л. Г. Социология культуры. М., 1996.Кнабе Г. Древний Рим: история и повседневность. М., 1986.Козырьков В. Г. Освоение обыденного мира. Н. Новгород, 1999.Лелеко В. Д. Пространство повседневности в европейской культуре. СПб., 2002.Марков Б. В. Культура

23. Культура Древней Руси. Культура языческого периода. Быт Руси

23. Культура Древней Руси. Культура языческого периода. Быт Руси История Древнерусского государства началась задолго до принятия христианства. Христианская культура Руси основывалась на языческом пласте культуры.Самые ранние сведения о Древнерусской культуре

Источник

Обыденная и специализированная культура

Вы будете перенаправлены на Автор24

Особенности обыденной культуры

Термин обыденная культура используется для обозначения сниженного или профанного (от профан) уровня высокой культуры, которая, в свою очередь, именуется специализированной или профессиональной культурой.

Обыденная культура предполагает знание обычаев и устоев повседневной жизни социальной и национальной среды, в которой существует человек. Культурология как наука при характеристике типов культуры использует такие термины, как инкультурация и социализация личности, которые по отношению к обыденной культуре означают сам процесс овладения ею.

Профанная (обыденная) культура распространяется на небольшую часть мира, то есть, микромир, ограниченный только территорией, городом, районом, домом, а также межличностными отношениями.

Обыденная культура является сферой эмоциональной привязанности, особых чувств – чувства долга по отношению к детям, родителям, пожилым людям, инвалидам, а также чувства взаимной симпатии. Иными словами, областью распространения обыденной культуры можно считать общедоступные навыки и общепонятные всем членам общества знания. Такие знания и навыки – традиции, обычаи, нравы, правила повседневного поведения – человек осваивает в семье, в школе, среди родственников, друзей, ровесников, через средства массовой информации, а также в церкви и армии. Новый жизненный опыт накладывается на то, что было усвоено в детстве и остается неизменным.

Обыденная культура распространяется в социальном пространстве, которое является приватным. Так, взаимоотношения в домашней среде обычно протекают в менее вежливой форме, люди бывают менее сдержанны в словах и поступках, они чаще ссорятся, реже следят за своим внешним видом, могут проявлять такие манеры и совершать такие поступки, которые не позволяют себе «на людях». Иными словами, приватное пространство понимается как место, где человек может отойти от условностей и правил поведения пространства публичного. В результате через тесные спонтанные контакты происходит овладение теми навыками, знаниями и стереотипами поведения, являющимися базой для дальнейшего приобщения к специализированной культуре.

Готовые работы на аналогичную тему

Обыденная культура является профанным уровнем участия людей в профессиональной культуре, т. е. дилетантским, некомпетентным.

Особенности специализированной культуры

Одного только общения в семье, в школе, на улице и с друзьями недостаточно для овладения навыками специализированной культуры. Здесь должна быть специальная профессиональная подготовка. Составными частями специализированной культуры являются:

В то время, как у профанной культуры язык обыденный, то у специализированной культуры – профессиональные языки. Специализированная культура является сферой социальных статусов и общественного разделения труда.

Художественная литература, оперная и симфоническая музыка, балет, скульптура, изобразительное искусство и т. п. считаются объектами специализированной культуры.

Кроме приватного пространства, где человек не соблюдает культурных условностей (домашняя среда) и публичным пространством, в котором он максимально стремится соответствовать этим условностям и выглядеть лучше, чем он есть на самом деле, существует промежуточное пространство, которое вбирает в себя черты как одного, так и другого. В этом промежуточном пространстве значительное место занимает место работы. Это область одновременно и долговременных, и кратковременных отношений, место взаимодействия различных социальных групп, людей знакомых и незнакомых.

Как обыденный, так и специализированный уровни культуры можно увидеть практически везде. Так, например, профессиональный, или специализированный, уровень в области религии выражается в совокупности церемоний и ритуалов, в технологию которых обычные люди не посвящены. К профессиональному уровню религиозной культуры можно отнести и богословское знание, которым владеют служители церкви и которое познается долгими годами упорного обучения.

Источник

Сравнительная характеристика обыденной и специализированной культур

Сущность обыденной культуры

Обыденная культура означает сниженный или профанный (от слова «профан») уровень высокой культуры. При этом высокая культура называется профессиональной или специализированной культурой.

В рамках обыденной культуры личность владеет знаниями обычаев и устоев повседневной жизни в определенной социальной и национальной среде, в которой она существует.

Культурология как наука в классификации типов культуры оперирует такими терминами, как социализация и инкультурация личности. Эти термины по отношению к обыденной культуре означают процесс овладения ею

Распространенность обыденной культуры

Обыденная культура охватывает только небольшую часть мира, или микромир, ограниченный определенными территориальными границами, например, город, район, дом. Также рамками обыденной культуры могут выступать межличностные отношения.

Обыденная культура относится к сфере эмоциональной привязанности, специфических чувств, например, чувство долга по отношению к родителям, детям, инвалидам, пожилым людям, а также чувство взаимной симпатии. Можно сказать, что область распространения обыденной культуры – это общедоступные навыки и общепонятные каждому члену общества знания.

К таким знаниям и навыкам относятся традиции, нравы, обычаи, правила повседневного поведения. Человек их осваивает в семье, школе, среди друзей, родственников, ровесников, посредством средств массовой информации, а также в иных государственных социальных институтах, например, армии и церкви. Новый жизненный опыт личности накладывается на то, что было усвоено в детстве, и впоследствии не изменяется.

Приватное социальное пространство и его значение для обыденной культуры

Социальное пространство, в котором распространяется обыденная культура, характеризуется приватностью.

В домашней среде взаимоотношения, как правило, протекают в более грубой и фамильярной форме, люди менее сдержаны в своих словах и поступках, чаще происходят ссоры. Дома люди мало придают значения внешнему виду, проявляют иногда такие манеры и совершают такие поступки, которые «на людях» они бы себе не позволили

Таким образом, приватное социальное пространство представляет собой место, в котором человек может пренебречь условностями и правилами поведения, которые характерны для пространства публичного.

Также в подобной атмосфере случаются тесные спонтанные контакты различного рода, которые помогают овладеть теми навыками, стереотипами поведения и знаниями, которые нужны для последующего приобщения к специализированной культуре.

Обыденная культура – это профанный уровень участия личности в профессиональной культуре, т.е. дилетантский, некомпетентный

Отличительные черты специализированной культуры

Чтобы овладеть навыками специализированной культуры, недостаточно общения в семье, школе, с друзьями или знакомыми. В данном случае необходима специальная профессиональная подготовка.

Составные части специализированной культуры представлены такими областями знаний, как:

К объектам специализированной культуры относятся: художественная литература, симфоническая и оперная музыка, балет, изобразительное искусство, скульптура и пр.

Специализированная культура отличается от обыденной культуры наличием профессионального языка. Также специализированная культура относится к сферам социальных статусов и общественного разделения труда.

Обыденная и специализированная культура в обществе

Как уже описывалось выше, приватное пространство – это место, где человек не соблюдает установленных обществом культурных условностей (домашняя среда). Также существует и публичное пространство, в котором люди стремятся максимально соответствовать этим условностям и выглядеть в глазах других лучше, чем они есть в действительности.

Однако существует промежуточное пространство, вобравшее в себя черты и приватного, и публичного пространства. В частности, речь идет о месте работы.

Работа – это область, где одновременно имеют место как долговременные, так и краткосрочные отношения. Здесь взаимодействуют самые различные социальные группы, знакомые и незнакомые между собой люди.

Как и обыденная культура, специализированная культура встречается практически везде. Рассмотрим на примере религии.

Специализированный уровень культуры здесь выражается в совокупности ритуалов и церемоний, технология которых не известна обычным людям. Также специализированной культурой в данном примере будет богословское знание, которому отдельно обучаются служители церкви на протяжении долгих лет упорного труда.

Источник

Обыденная и специализированная культура

Что такое специализированная культура. Смотреть фото Что такое специализированная культура. Смотреть картинку Что такое специализированная культура. Картинка про Что такое специализированная культура. Фото Что такое специализированная культура Что такое специализированная культура. Смотреть фото Что такое специализированная культура. Смотреть картинку Что такое специализированная культура. Картинка про Что такое специализированная культура. Фото Что такое специализированная культура Что такое специализированная культура. Смотреть фото Что такое специализированная культура. Смотреть картинку Что такое специализированная культура. Картинка про Что такое специализированная культура. Фото Что такое специализированная культура Что такое специализированная культура. Смотреть фото Что такое специализированная культура. Смотреть картинку Что такое специализированная культура. Картинка про Что такое специализированная культура. Фото Что такое специализированная культура

Что такое специализированная культура. Смотреть фото Что такое специализированная культура. Смотреть картинку Что такое специализированная культура. Картинка про Что такое специализированная культура. Фото Что такое специализированная культура

Что такое специализированная культура. Смотреть фото Что такое специализированная культура. Смотреть картинку Что такое специализированная культура. Картинка про Что такое специализированная культура. Фото Что такое специализированная культура

Иной подход к морфологии культуры представленА.Я. Флиером. Он не принимает деление культуры на материальную и духовную, а исходит из структурирования культуры на обыденную и специализированную, разработанной еще философами-эволюционистами и развернутой на этой в теории Э.А. Орловой [50, т.1, с. 64-65]. Эта концепция делит культуру на функциональные блоки и прослеживает каналы передачи социально значимой информации между обыденной и специализированной культурами.

С точки зрения сторонников этой концепции, основные функции человеческой жизнедеятельности возникали в недрах обыденной культуры (повседневной практики, входившей в привычный образ жизни крестьянина или горожанина, которой не нужно было специально учиться, ее основные знания усваивались на уровне общего воспитания и обыденных социальных контактов). Однако со временем выделялись специализированные профессии, освоение которых было уже практически невозможным без специального профессионального образования, на чем основывается специализированная культура. При этом основные функции обеих сфер культуры продолжают существовать параллельно, но в разных областях жизни индивида.

А.Я. Флиер выделяет четыре основных блока осуществления человеческой жизнедеятельности, представленные основными областями социальной практики.

Схематично концепция А.Я. Флиера выглядит следующим образом:

Специализированная культураОбыденная культура
Блок 1. Культура социальной организации и регуляции:
хозяйственная культура
экономика, торговля, финансы и т.п.домашнее и приусадебное хозяйство
правовая культура
право, юриспруденция, система охраны общественного порядка и регуляции правовых отношений; право, юриспруденция, система охраны общественного порядка и регуляции правовых отношений;мораль, нравственность, (общественное мнение);
политическая культура
государственная политика, идеология, управленческая работа, военное и полицейское дело и пр.межличностные отношения между людьми в области приватного взаимодействия
Блок 2. Культура познания и рефлексии мира, человека и межчеловеческих отношений:
философская культура
труды специалистов-философовздравый смысл обыденных представлений о мире и правилах человеческого поведения, народная мудрость
научная культура
профессиональная наукаповседневные рациональные знания о мире, бытовая логика социальной жизнедеятельности
религиозная культура
систематизированные религиозные учения, конфессии и деноминации, профессионально построенная эзотерикамистика, бытовая магия, разнообразные проявления языческих атавизмов прошлого
художественная культура
построенное на специальном образовании или самодеятельное искусство, но под руководством профессионаловбытовое, «саморазвлекательное» искусство, а также разные виды имитационно-игровой деятельности и т. п
Блок 3. Культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации:
культура межличностных информационных контактов
реально существует только в обыденной форме);
культура массовой информации
профессиональные СМИ, реклама, общественные связислухи, сплетни и т.п.
информационно-кумулятивная культура
система музеев, библиотек, архивов, электронных банков информациипредания, верования, легенды и т.п.
культура межпоколенной трансляции социального опыта, культурной компетенции и знаний
система среднего и высшего образования, специальных учреждений дошкольного воспитания, клубов и кружков по интересам и др., институций социализации и инкультурации личностисистема домашнего воспитания, «дворовые» компании, обыденное социальное общение, а также традиции, обычаи, нравы и пр.
Блок 4. Культура физической и психической репродукции, реабилитации и рекреации человека:
сексуальная культура
с точки зрения решения задач продолжения рода, существует только в обыденных формах
культура физического развития
профессиональный спорт и близкие к нему формы туризмафизкультура, массовый спортивный туризм, культуризм и т. п.
культура поддержания и восстановления здоровья
медицина и система санаторно-лечебного обслуживаниясамолечение, знахарство и пр.
культура восстановления энергобаланса человека
кулинария, система и структура питания и пр.(четкое разделение на специализированную и обыденную здесь затруднительно)
культура отдыха, психической рекреации и реабилитации человека
система организованного досуга, домов отдыха, «культурного» туризма, клубов и иных средств релаксациинеорганизованные формы досуга, сон, алкоголизм, наркомания и пр.)

В последнем издании своей книги «Культурология для культурологов» А.Я. Флиер выделил еще два блока –культуру рождения и смерти и культуру преступления и наказания. При этом сам автор утверждает, что такая многосоставная морфологическая структура также не является исчерпывающей [44, с.174-170].

Источник

Обыденная и специализированная культура

44 Морфология культуры. Структура и динамика: Учеб. пособие для вузов / Г.А. Аванесова, ВТ. Ба­бакова, Э.В. Быкова и др. М., 1994. С. 283.

тать (а часто и пописать) стихи, порисовать, попеть с друзьями или в оди­ночку под караоки и т.д., т.е. заняться любительской деятельностью (само­деятельностью).

Проблему обыденной культуры и повседневной реальности ставили фи­лософы-прагматисты (У. Джемс), философы-неопозитивисты (Л. Витген­штейн), социологи М. Вебер и Дж. Мид, А. Щюц и Г. Гарфинкель. В отече­ственной культурологии эта проблема получила развитие в трудах М.М. Бах­тина, Б.Ф. Поршнева, А.Я. Гуревича, Ю.М. Лотмана. Обыденная культура — это культура, не получившая институ­ционального закрепления. Специализи­рованная культура — это, напротив, культура, ставшая институциализиро- Что такое специализированная культура. Смотреть фото Что такое специализированная культура. Смотреть картинку Что такое специализированная культура. Картинка про Что такое специализированная культура. Фото Что такое специализированная культураванной.

Обыденная культура охватывает небольшой объем мира (микромир). Человек осваивает ее с первых дней жизни — в семье, общении с друзьями. Через тесные спонтанные контакты он овладевает теми навыками, знания­ми и стереотипами поведения, которые в дальнейшем служат базой для при­общения к специализированной культуре. От них он никогда не откажется, а вот знания «большой» культуры, скажем, музыкальные, с возрастом мо­гут утратиться. Многое из усвоенного в детстве не изменяется впоследствии. На них надстраивается новый жизненный опыт.

Для того чтобы овладеть навыками специализированной культуры, од­ного общения в семье и с друзьями недостаточно. Необходима профессио­нальная подготовка. Сегодня папы и мамы, особенно в городах, стремятся запихнуть своих чад в музыкальные школы, изокружки, спортивные секции. Обыденная культура — сфера общепонятных знаний и общедоступных навыков, полученные благодаря трем источникам:

45 ФлиерА.Я. Массовая культура и ее социальные функции // Общественные науки и современность.
1998. №6. С. 138-148.

46 Морфология культуры. Структура и динамика: Учеб. пособие для вузов / Г.А. Аванесова, В.Г. Ба­
бакова, Э.В. Быкова и др. М., 1994. С. 286.

♦ общению в малой группе (семья, ровесники, родня);

♦ обучению в школе и получению общего образования;

♦ средствам массовой информации.

Нравы, обычаи, традиции, правила повседневного поведения осваивают­ся—в разной мере — через все три источника (семья, школа, СМИ). И ро­дители, и учителя, и журналисты учат детей (да и взрослых) основам этике­та. Тому, как мужчина должен обращаться с женщиной, молодой — со стар­шим и т.п. На телевидении помимо коммерческой рекламы существует так называемая социальная реклама, например, «Позвоните родителям», «Бе­регите любимых» и т.п. Еще одним каналом усвоения повседневной куль­туры служит церковь. Такую же роль играет армия.

Составные части специализированной культуры — наука, искусство, философия, право, религия. У обыденной культуры — обыденный язык, у специализированной культуры — профессиональные языки. Обыденная культура — сфера эмоциональной привязанности, чувства взаимной симпа­тии, чувства долга по отношению к детям, пожилым, слабым. Специализи­рованная культура — сфера общественного разделения труда, социальных статусов. Объектами специализированной культуры выступают: художе­ственная литература, оперная и симфоническая музыка, балет, скульптура, изобразительное искусство и т.п.

Социальным пространством для проявления обыденной культуры стано­вятся:

приватное пространство (квартира);

публичные места (студенческое общежитие, завод, транспорт, театр, музей, химчистка, очередь, улица, подъезд, школа и т.п.).

В обыденной культуре также есть институциональные формы взаимодей­ствия, например, кружки художественной самодеятельности, клубы коллек­ционеров, кружки юных техников и т.п. Но здесь люди занимаются спортом, наукой, изобретательством, искусством на любительском, а не профессио­нальном уровне.

Научный съезд, симпозиум, куда съезжаются знакомые и незнакомые, — вариант публичного места. Здесь разворачиваются: 1) неформальное обще­ние и обыденная культура — среди знакомых; 2) специализированная куль­тура среди незнакомых — обсуждение, диспут, выступление с трибуны и т.п.

47 Морфология культуры. Структура и динамика: Учеб. пособие для вузов/ Г.А. Аванесова, В.Г. Ба­бакова, Э.В. Быкова и др. М., 1994. С. 293.

Взаимодействие в домашней среде обычно протекает менее вежливо, люди чаще ссорятся, небрежно одеваются, неприлично выражаются и вообще проявляют такие манеры, которые они постеснялись бы показать «на лю­дях». Приватное пространство воспринимается как место, где можно отдох­нуть от правил поведения и условностей публичного пространства.

Место работы занимает промежуточное место между домашней средой (приватным пространством), где человек максимально освобождается от культурных условностей, и театром (рестораном, парком, музеем), т.е. пуб­личным пространством, где человек в максимальной степени следует куль­турным условностям и стремится выглядеть лучше, чем он есть. Не только рабочее место, но и некоторые другие места попадают в промежуточную зону (рис. 3).

Что такое специализированная культура. Смотреть фото Что такое специализированная культура. Смотреть картинку Что такое специализированная культура. Картинка про Что такое специализированная культура. Фото Что такое специализированная культура

Рис. 3. Типология культурного пространства в зависимости от соблюдения культурных условностей

Промежуточное пространство соединяет в себе черты публичного и при­ватного пространств. Как и в приватном, на рабочем месте существуют не­формальные — дружеские, доверительно-личные — отношения. Как и в театре, на рабочем месте существуют формальные — служебные, безлич­ные — отношения. Место работы — это одновременно область долго- и крат­ковременных отношений, пересечения больших и малых социальных групп, незнакомых и знакомых людей.

Обыденный и специализированный уровни культуры присутствуют поч­ти везде. Так, например, в религии профессиональный, или специализиро­ванный уровень представлен совокупностью ритуалов и церемоний, в тех­нологию которых люди с улицы не посвящены. Богословское знание, кото­рым овладевают многими годами упорного обучения, также относится к профессиональному уровню религиозной культуры, которой владеют осо­бые люди — служители церкви. А простым людям доступен профанный уро­вень религиозной культуры — различного рода верования (знания, приня­тые без доказательства), осведомленность о распространенных праздниках и святых, некоторых молитвах и обрядах. Но сведения эти самые поверхно­стные, очень неточные.

Итак, обыденная культура — это профанный уровень участия людей в про­фессиональной культуре, т.е. дилетантский, малоосведомленный, некомпе­тентный.

ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, соци логи различают три ее формы: элитарную, народную, массовую. Это имен] формы, а не уровни культуры, как иногда ошибочно считается в литерах ре. Высокая культура, несмотря на свое название, отражает не более вые кий уровень развития культурных вкусов и поведения, а культурную иде1 тичность небольшой части общества, которая создает и потребляет ее. Э часть общества называют элитой, а данную форму культуры — элитарно Народная культура имеет не меньшую эстетическую, культурную и истор! ческую ценность, чем элитарная культура. Даже массовая культура, котору ругают за вульгарность и дурной вкус, обладает не меньшей социально ценностью, чем первые две.

Высокая культура

Видный испанский культуролог XX в. X. Ортега-и-Гассет (1883—1955 разработал концепцию элитарной и массовой культур. Еще в средние века полагал он, когда общество было разделено на два социальных слоя — знат ных и плебеев, — существовало благородное искусство, которое было услов-ным, идеалистическим, т.е. художественным, и народное — реалистическое и сатирическое, а новое искусство разделяет публику на два класса — тех, ктс понимает, и тех, кто не понимает его, т.е. на художников и тех, которые ху­дожниками не являются.

Народная и высокая культура носят ярко выраженный некоммерческий характер, поскольку их продукция создается авторами не ради того, чтобы принести им экономическую выгоду. Тем не менее отличие высокой куль­туры от народной заключается как раз в том, что ее создатели не дилетанты и любители, а высококвалифицированные профессионалы, получающие вознаграждение за свой труд. Вот почему первой отличительной чертой та­кой культуры следует признать профессионализм, хотя этот критерий, взя­тый в качестве различительной черты, не столь очевиден, как может пока­заться. К примеру, сочинитель шлягеров тоже пишет за деньги, но его про­дукцию нельзя относить к сфере высокой культуры. С другой стороны, Веласкес и Рубенс писали портреты выдающихся или просто знатных лю­дей за предварительноевознаграждение, и немалое. Тем не менее их шедев­ры мы относим к высокой, а не к массовой культуре. В результате мы долж-

ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, социо-логи различают три ее формы: элитарную, народную, массовую. Это именно формы, а не уровни культуры, как иногда ошибочно считается в литерату­ре. Высокая культура, несмотря на свое название, отражает не более высо­кий уровень развития культурных вкусов и поведения, а культурную иден­тичность небольшой части общества, которая создает и потребляет ее. Эту часть общества называют элитой, а данную форму культуры — элитарной Народная культура имеет не меньшую эстетическую, культурную и истори­ческую ценность, чем элитарная культура. Даже массовая культура, которую ругают за вульгарность и дурной вкус, обладает не меньшей социальной ценностью, чем первые две.

Высокая культура

Элитарная, или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура например, живопись Пикассо или музыка Шенберга, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уро­вень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и са­лонную музыку. Формула элитарной культуры — «искусство для искусства».

Видный испанский культуролог XX в. X. Ортега-и-Гассет (1883—1955) разработал концепцию элитарной и массовой культур. Еще в средние века, полагал он, когда общество было разделено на два социальных слоя — знат­ных и плебеев, — существовало благородное искусство, которое было услов­ным, идеалистическим, т.е. художественным, и народное — реалистическое и сатирическое, а новое искусство разделяет публику на два класса — тех, кто понимает, и тех, кто не понимает его, т.е. на художников и тех, которые ху­дожниками не являются.

Народная и высокая культура носят ярко выраженный некоммерческий характер, поскольку их продукция создается авторами не ради того, чтобы принести им экономическую выгоду. Тем не менее отличие высокой куль­туры от народной заключается как раз в том, что ее создатели не дилетанты и любители, а высококвалифицированные профессионалы, получающие вознаграждение за свой труд. Вот почему первой отличительной чертой та­кой культуры следует признать профессионализм, хотя этот критерий, взя­тый в качестве различительной черты, не столь очевиден, как может пока­заться. К примеру, сочинитель шлягеров тоже пишет за деньги, но его про­дукцию нельзя относить к сфере высокой культуры. С другой стороны, Веласкес и Рубенс писали портреты выдающихся или просто знатных лю­дей за предварительноевознаграждение, и немалое. Тем не менее их шедев­ры мы относим к высокой, а не к массовой культуре. В результате мы долж-

ны ввести еще один критерий — эстетическое или художественное совер­шенство произведения. Народная и высокая культура ему соответствуют, а массовая нет. Хотя некоторые продукты массовой культуры, по прошествии некоторого времени, зачисляются экспертами в разряд высокой либо эли­тарной (в данном случае надо разводить два понятия) культуры. Так случи-лосьс песнями Биттлз и произведениями Энди Уорхола (1928—1987) — аме­риканского художника, признанного королем поп-арта, знаковой фигуры мировой культуры XX в.

Что такое специализированная культура. Смотреть фото Что такое специализированная культура. Смотреть картинку Что такое специализированная культура. Картинка про Что такое специализированная культура. Фото Что такое специализированная культура

Первобытные художники — создатели наскальных шедевров — являлись дилетантами, поскольку не прошли профессионального ученичества, не со­стояли ни в каких ассоциациях, цехах или гильдиях, не имели сертификатов, лицензий, дипломов. Они трудились на досуге, художественное творчество не было их единственным средством про­питания и они не жили на продаже сво­их полотен. То же самое можно отнес­ти к большинству творцов народной культуры, хотя авторы произведений в области народных промыслов являются профессионалами, зарабатывающими деньги таким путем. Стало быть, высокая культура начинается только тогда, ког­да есть работа за деньги (художники живут только за счет своих полотен), а также художественное совершенство, выражающее идеалы, ценности и духовность.

Хотя в начале параграфа высокую культуру мы употребили как синоним элитарной, между двумя понятиями существует разница, правда, не всегда указываемая в литературе. Очевидно, что культура, репродуцируемая, прак­тикуемая или исповедуемая элитой общества, вовсе не обязательно высоко­нравственная или высокохудожественная. Бизнес-элита или политическая элита в своих эстетических пристрастиях часто не выходит за рамки массо­вой культуры, легкой эстрады и детективных романов. Точно так же тех, кого принято относить к художественной богеме, не всегда можно встретить сре­ди завсегдатаев художественных галерей и музеев. Если высокую культуру мы оцениваем прежде всего по эстетической ценности произведений, то элитарную культуру нужно выделять по социальному статусу и рангу ее но­сителей.

48 Miller J. Cultural Tourism Worthy of Note // Hotel and Motel Management. 1997. Vol. 212. P. 7.

посещению исторических памятников, культурных и этнографических до­стопримечательностей, находящихся в различных уголках планеты, — про­исходит сближение высокой и массовой культуры.

Народная культура

Народная культура состоит из двух видов — популярной и фольклорной культуры. Когда кампания подвыпивших друзей распевает песни А. Пуга­чевой или «Не шуми камыш», то речь идет о популярной культуре, а когда этнографическая экспедиция из глубин России привозит материал коляд­ных праздников или русских причитаний, то обязательно говорят о фольк­лорной культуре. В итоге популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы и т.д. народа, а фольклорная — его прош­лое. Легенды, сказки и другие жанры фольклора создавались в прошлом, а сегодня существуют как историческое наследие. Кое-что из этого насле­дия исполняется и сегодня, значит часть фольклорной культуры вошла в популярную культуру, которая помимо исторических преданий постоян­но пополняется новообразованиями, например, современным городским фольклором.

Таким образом, в народной культуре, в свою очередь, можно выделить два уровня — высокий, связанный с фольклором и включающий народные пре­дания, сказки, эпос, старинные танцы и др., и сниженный, ограниченный так называемой поп-культурой.

Житейские правила и приемы воспитания — это первые законы, с кото­рыми человек встречается в своей жизни. Многие поговорки и пословицы, народные сказки по существу стали неписаными законами воспитания, сво­его рода моральным кодексом семьи. В народных поговорках, пословицах, сказках выкристаллизован вековой опыт воспитания молодого поколения. Доступные и близкие людям по содержанию, краткие и законченные по форме, удобные в обращении народные сказки и афоризмы несут в себе бесценную народную мудрость.

49 Культурология: теория и история культуры: Курс лекций. Науч. ред. В.Ф. Мамонов / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 1994. Ч. 1. С. 29.

В структуру народной культуры входят фольклор, традиции, обычаи, нравы, табу, ритуалы и церемонии, обряды, а также широкий слой народ­ных знаний, связанный с приметами, гаданиями, верованиями и суеверия­ми, поверьями, легендами, преданиями, сказками, былинками, заклинания­ми, заговорами и др.

По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальны­ми (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), мас­совыми (карнавальные шествия). Фольклор — название не всего народного творчества, как это часто думают, а только его части, связанной прежде всего с

Что такое специализированная культура. Смотреть фото Что такое специализированная культура. Смотреть картинку Что такое специализированная культура. Картинка про Что такое специализированная культура. Фото Что такое специализированная культура

устным народным творчеством. Фольк­лорная, как и популярная, формы (или виды) создавались раньше и создаются сегодня различными слоями населения. Фольклор всегда локализован, т.е. свя­зан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его созда­нии участвуют все желающие.

Местом сосредоточения фольклор­ной культуры, как правило, служит де­ревня, а популярной — город, поскольку там проживает сегодня большин­ство населения. Некоторые продукты творчества относят к народной куль­туре в целом, не подразделяя их на фольклорную и популярную. К примеру, народная медицина, народные промыслы, народные игры и забавы, народ­ные песни и танцы, народные обряды и праздники, народная кухня, народ­ная этика и педагогика.

Аудитория народной культуры — всегда большинство общества. Так было в традиционном и индустриальном обществе. Ситуация меняется только в постиндустриальном обществе.

Массовая культура

Массовая культура, как полагают некоторые специалисты, родилась как восполнение другой, утраченной естественной жизненной среды — тради­ционного общества и его фольклора. Источник у них один и тот же — ши­рокие народные массы, правда, взятые в разные исторические эпохи и пользующиеся разными техническими средствами для выражения своего творческого «Я». Домбра и гусли отражают эпоху ручного ремесла и фольк­лора, а магнитофон и музыкальный центр — эпоху автоматизированного производства и безотходных технологий.

Хотя источник, а лучше сказать — аудитория, у этих форм искусства одна и та же, роль народных масс в их возникновении разная. В народной куль­туре народ являлся автором всех или большинства произведений, в массо­вой культуре он выступает скорее или преимущественно потребителем той продукции, которую сочиняют вполне профессиональные авторы на ком­мерческой основе.

Время появления массовой культуры — середина XX в., когда средства мас­совой информации (радио, печать, телевидение, грамзаписи и магнитофоны) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех со­циальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и нацио-

нальной. Эстрадная музыка — яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образова­ния, но она не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной цен­ностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая ауди­тория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, уста­ревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культу­ры подобного не происходит. Высокая культура обозначает пристрастия и привычки горожан, аристократов, богатых, правящей элиты, а массовая куль­тура — культура низов. Одни и те же виды искусства могут принадлежать высокой и массовой культуре: классическая музыка — высокой, а популяр­ная музыка — массовой, фильмы Феллини — высокой, абоевики — массовой, картины Пикассо — высокой, а лубок — массовой. Однако существуют такие жанры литературы, в частности фантастика, детективы и комиксы, которые всегда относят к популярной или массовой культуре, но никогда — к высо­кой. То же самое происходит с конкретными произведениями искусства.

Органная месса Баха относится к высокой культуре, но если она исполь­зуется в качестве музыкального сопровождения в соревнованиях по фигур­ному катанию, то автоматически зачисляется в разряд массовой культуры, не теряя при этом своей принадлежности высокой культуре. Многочислен­ные оркестровки произведений Баха в стиле легкой музыки, джаза или рока вовсе не компрометируют высокой культуры. То же самое относится и к Моне Лизе на упаковке туалетного мыла или ее компьютерной репродукции, висящей в служебном офисе.

В табл. 2 собраны основные формы культуры и даны их характерные черты.

Таблица 2 Основные формы культуры

Формы культурыОпознавательные признакиИзучающие их науки
Элитарная (высокая) культураЖивопись, скульптура, архитектура, литература, иконопись, мозаика, соборИскусствоведение, литературоведение
Народная культураЭпос, былины, предания, сказки, ритуал, обряд, обычайЭтнография, антропология, фольклористика
Массовая культураЭстрада, шлягер, китч, сленг, цирк, радио, телевидениеСоциология, философия

Различие между высокой и народной культурой примерно такое же, как между национальной и этнической. Высокая культура, как и национальная, может быть только письменной, а этническая и народная — любой. Высо­кая (элитарная) культура создается образованным слоем общества, а народ­ная и этническая — преимущественно необразованными. Малая по своим размерам и исторически более древняя этническая культура, как только множество народов сливаются и образуют единую национальную культуру, превращается в народную культуру. «Творцами и потребителями письмен­ной культуры являются те, кто умеют читать и писать, т.е. образованные слои

Высокая и национальная культура создается не этносом или народом, а образованной частью общества — писателями, художниками, философами, учеными, короче, гуманитариями. Как правило, высокая культура носит поначалу экспериментальный, или авангардный характер. В ней пробуют­ся те художественные приемы, которые будут восприняты и правильно по­няты широкими слоями непрофессионалов многие годы спустя. Специали­сты называют иногда точные сроки — 50 лет. С таким запозданием образцы

Что такое специализированная культура. Смотреть фото Что такое специализированная культура. Смотреть картинку Что такое специализированная культура. Картинка про Что такое специализированная культура. Фото Что такое специализированная культура

высшей художественности опережают свое время.

Когда большевики пришли в 1917 г. к власти, первым делом они постара­лись сократить культурное запаздыва­ние, призвав всех художников не увле­каться формотворчеством, а говорить на понятном простому народу языке. Они выдвинули лозунг «Искусство должно быть понятно народу», припи­сав его выдающемуся немецкому марксисту Розе Люксембург. Но как по­том оказалось, Р. Люксембург на самом деле говорила другое: «Искусство должно быть понято народом». Первая формула предполагает, что худож­ник, творец высокой культуры, должен опуститься до уровня самого при­митивного сознания, вторая — требует от неграмотного, полуобразованно­го крестьянства подняться до уровня восприятия мировых шедевров, посто­янно учиться и совершенствоваться.

Какое-то время высокая культура не только может, но должна оставать­ся чуждой народу. Подобно хорошему вину, ее необходимо выдержать, а зрителю за это время творчески созреть. За 50 лет любое авангардное и нео­бычное произведение успевает превратиться в ретроградное, консерватив­ное. С каждым десятилетием дистанция между высокой и народной куль­турой снижается. Сегодня авангард, особенно в массовой культуре, стано­вится модой чуть ли не на следующий день.

Понятия высокой и массовой культуры исторически релевантны, т.е. зависят от интересов и оценки, какую давали произведению искусства в разное время. Так, например, пьесы Шекспира или опера, которые сегодня мы относим к высокому искусству, первоначально, в момент своего рожде­ния, являлись формами массовой культуры. Само понятие эстетического, согласно социологическому взгляду, является социальным конструктом.

Согласно мнению некоторых социологов, высокое искусство, в отличие от массовой культуры, требует специальных знаний, позволяющих правильно его оценить. Само его восприятие и оценка являются серьезным интеллекту­альным и эстетическим опытом, тогда как массовая культура носит чисто развлекательный характер. Другие авторы полагают, что разделение искусст­ва на «высокое» и «популярное» укоренено в исторический и социальный

50 Культура: теории и проблемы: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специ­альностей / Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др. М., 1995. С. 40.

В последнее время границы между высокой и массовой культурой стано­вятся более расплывчатыми, что, в частности, проявляется в таком феномене как high-pop — адаптации высокого искусства к массовой культуре, популя­ризации того, что раньше считалось доступным лишь более высоким слоям общества (например, «раскрутка» оперных певцов как поп-звезд, или цикл передач на центральном канале телевидения, подробно представляющих французскую кухню, с которой ранее могли ознакомиться лишь очень не­многие — представители высших слоев — в дорогих ресторанах 52 ).

Дата добавления: 2016-07-09 ; просмотров: 2703 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *